Развитие внимания ©. Соотношение видов внимания

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения - безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течении всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение движений связывает ребенка с внешним миром. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор со взрослым. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. Особенностью психического развития младенца является то факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений.

Внимание ребенка младшего и раннего возраста кратковременное и неустойчивое, слабое, он не управляет своим вниманием. Неустойчивое внимание ребенка не поддается управлению, так как он владеет им.

У маленьких детей, узкий объем внимания. Распределение внимания между предметами или действиями детям недоступно. Они не могут сосредотачиваться на словах, обычно после двух лет можно вызвать внимание детей словом, рассказом.

В более старшем возрасте, внимание детей становится устойчиво к активной игровой деятельности, различными действиями.

Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет определенные этапы развития. Ниже этапы представлены невольной вниманием, а высшие -произвольный. Непосредственное внимание - это также ниже форма ее развития по сравнению с опосредованным.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в ричиши культурно-исторической концепции их формирования. По его мнению, история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, и ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Л. Вигогський пишет о том, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, в которой существует двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. Второй ряд - это язык взрослого, слова, которые им произносятся и выступают в роли стимулов - указаний, которые направляют непроизвольное внимание ребенка.

Процессы произвольного внимания, направляемых языке взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, используя то же средство овладения вниманием в отношении самой себя, ребенок переходит к управлению своим поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований, последовательность развития детского внимания выглядит так.

1. Первые недели - месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективной, врожденной признаки непроизвольного внимания ребенка. Ребенок сначала реагирует только на внешние раздражители, причем только в случае их резкого изменения (неожиданные громкие звуки, переход из тьмы к яркому свету и т.д.). Начиная с третьего месяца, ребенок все больше интересуется объектами, которые связаны с ее жизнью. В пять-семь месяцев ребенок может долго рассматривать определенный предмет, ощупывать его. Особый интерес проявляет ребенок в ярких, блестящих вещей. Это позволяет говорить о достаточном уровне развития у ребенка непроизвольного внимания.

2. Конец первого года жизни. Возникает ориентировочно-дослиднинька деятельность как средство будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Появляются зачатки произвольного внимания, что связано с процессами воспитания ребенка. Взрослые постепенно приучают ребенка выполнять не то, что она хочет, а то, что ей нужно делать. Начинает проявляться сознание, хотя еще в примитивной форме.

4. Второй - третий год жизни. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В ходе игры ребенок учится координировать свои действия в соответствии с задачами игры и ее правил. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появляется способность направлять свое внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Ребенок знакомится со все большим количеством предметов и явлений, постоянные беседы с родителями, игры, в которых дети подражают поведение взрослых, манипулирование предметами - все это обогащает опыт ребенка, развивает его интересы и внимание.

6. Пять - шесть лет. Основной особенностью этого этапа является неустойчивость произвольного внимания. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители, внимание достаточно эмоциональной-ребенок все еще плохо владеет своими чувствами. В отличие от произвольного внимания непроизвольное внимание достаточно устойчивой, длительной и сосредоточенной. Постепенно путем упражнений и волевых усилий развивается способность управлять своим вниманием.

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания происходит за счет дисциплинированности, что способствует формированию контроля за собственным поведением. В начальных классах у ребенка преобладает непроизвольное внимание и она еще не может полностью контролировать своего поведения на уроках. Поэтому учитель должен стремиться сделать свои уроки яркими, эмоциональными, часто менять форму подачи учебного материала. Это также обусловлено преобладанием в этом возрасте наглядно-образного мышления.

В старших классах произвольное внимание достигает достаточно высокого уровня развития. Старшеклассник может достаточно долго сосредотачиваться на определенных видах деятельности, контролировать свое поведение. В этом возрасте на качество внимания влияют не только условия воспитания, но и возрастные особенности, связанные с физиологическими изменениями, происходящими в этот период. Это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, снижением работоспособности.

Что такое внимание? Психические процесс, который обеспечивает концентрацию сознания на тех или иных объектах, система отбора информации, позволяющая нам воспринимать лишь значимые вещи. Мозг человека воспринимает сигнал, а внимание выделяет его и сосредотачивает восприятие на нем.

Уровень внимания у каждого человека свой. Кто-то легко концентрируется на задаче, а кому-то приходится прикладывать для этого большие усилия. В любом случае, заниматься, развитием внимания, памяти, мышления стоит обязательно, ведь это верный путь к тому, чтобы стать эффективнее, успешнее. Для того чтобы стать лучше, вы можете использовать способы развития внимания, которые помогут научиться сосредотачиваться и концентрироваться.

Способы развития внимания: шесть полезных упражнений

Кому следует развивать внимание? Всем! Внимание - это основа мышления и памяти. В первую очередь, следует уделить время всестороннему развитию внимания представителям специальностей, требующих предельной концентрации, студентам и школьникам, пожилым людям, офисным работникам, желающим развить в себе креативность.

От вашей силы воли зависит, насколько вы продвинетесь к цели. К счастью, существует множество способов эффективного развития внимания.

Мы приготовили для вас список эффективных упражнений на концентрацию, которые помогут повысить уровень внимания в повседневной жизни. Для начала стоит уделять упражнениям на развитие внимания по пять минут в день. Затем продолжительность тренировки можно продлить до 10, а потом и до 15 минут. Приступая к тренировкам, главное – не лукавить. В случае, если вы отвлеклись, упражнение на развитие внимания стоит начать с начала.

  • Обратный счет . Считайте в обратном порядке, начиная от 100 до 1. Не позволяйте вашему сознанию переключаться на другие мысли: отвлекаться на отслеживание времени или лай соседской собаки. Сосредоточьтесь исключительно на цифрах, а если обнаружили, что отвлеклись – начните все сначала.
  • Обратный счет через три . К этому упражнению можно переходить после того, как вы справились с предыдущим. На этот раз считайте от 100 до 1 через три цифры. Например: 100, 97, 94, 91. Не пользуйтесь подсказками: не стоит писать цифры на листочке или загибать пальцы. Будьте честны с самим собой – это непростая работа, но эффективная.
  • Концентрируйтесь на слове . Придумайте любое слово или словосочетание и сосредоточьтесь на нем на пару минут. Повторяйте слово про себя, не отвлекаясь на мысли о том, что оно значит, и почему вы выбрали именно его.
  • Концентрируйтесь на предмете . Выберите любой предмет, который вам хорошо знаком: например, карандаш или ежедневник. Сконцентрируйте внимание на нем: хорошенько рассмотрите мельчайшие детали, текстуру, цвет. Во время упражнения не позволяйте себе отвлекаться на посторонние мысли.
  • Концентрируйтесь на образе предмета . Если вы без труда справились с предыдущим упражнением – смело переходите к новому. Закройте глаза и представьте себе тот предмет, который только что в подробностях запомнили: воспроизведите его в мельчайших подробностях. Если вспомнить детали не удалось – откройте глаза, взгляните на предмет снова и вернитесь к упражнению.
  • Концентрируйтесь на дыхании . После того, как все упражнения останутся позади, проведите остаток времени в тишине, сосредоточившись на своем дыхании. Не отвлекайтесь на посторонние мысли: просто вдыхайте и выдыхайте.

Несмотря на кажущуюся простоту, выполнение этих упражнений требует большой силы воли. Но есть и альтернативные способы развития внимания.

Внимание, наряду с другими высшими психическими функциями, такими как память и мышление, можно развивать, занимаясь на игровых тренажерах сайта Викиум.

У сайта Викиум есть ряд очевидных преимуществ:

  • В основе игр-тренажеров Викиума лежат проверенные методики развития познавательных способностей, доказавшие свою эффективность в ходе клинических экспериментов, и результаты передовых исследований в области нейронаук;
  • Тренажеры сайта Викиум спроектированы так, что позволяют раскрыть мозговой потенциал, получив максимум удовольствия от игры;
  • Пользователям, купившим премиум-доступ, открывается возможность тренироваться по индивидуальной программе, составленной с учетом их сильных и слабых сторон, а так же следить за своим прогрессом с помощью полной статистики.

Заниматься на сайте или самостоятельно – решать вам. Но помните, развитие внимания – верный шаг на пути к улучшению качества собственной жизни.

Развивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать его, то можно стать рассеянным, снизится концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание мы не только искореняем недостатки но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

Развитие непроизвольного внимания у взрослых

Упражнение 1. Необычная прогулка
Если человек ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условия
Тренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:
можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,
можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),
сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),
поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнение 3. А что интересует других людей?
Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные передачи, можно отмечать объекты, которые попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражители
Надо фиксировать внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?
Желательно отмечать моменты, когда появилась внутренняя попытка отмахнуться от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состояния
Фиксация особенностей активизации непроизвольного внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных ситуаций, возникших в общении) — это способ лучше узнать особенности своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?
Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания» при воспоминаниях о прошлом может быть очень полезным. Не зря говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакции
Фиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир по-новому.

Развитие произвольного внимания у взрослых

Произвольное внимание функционирует благодаря сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе:
(устное и письменное),
произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,
совершенствование в формулировании обобщающих утверждений,
упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Произвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:
тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям,
тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.
можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:
1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.
2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.
3. Если самостоятельно вернуться к спокойному состоянию не получается, то есть смысл обратиться к специалистам-психологам или, в случае необходимости, в медицинское учреждение.
4. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

(когда внимание сконцентрировано без волевого усилия)

Для формирования этого вида внимания необходимо:
1. Формирование психологической установки
Психологическая установка — это состояние высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую значимость.

Формирование психологической установки проходит по трем направлениям:
формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,
представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также в форме ведения дневниковых записей с последующим внесением корректирующих замечаний),
когнитивная составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).
2. Достижение уровня автоматизации
Для достижения этого уровня необходимо пройти последовательно три этапа:
аналитический этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении желания писать стихи надо тренироваться в подборе рифм, написании рифмованных строк с учетом стихотворного размера, тренироваться в подборе синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),
синтетический этап — объединение отдельных элементов в единое действие,
многократное повторение порядка действий, который представляется необходимым, чтобы желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.

  • 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
  • 33. Потребности, их характеристика и классификация.
  • 21. Мотивы, их функции и виды.
  • 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность,субъект
  • 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
  • 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
  • 12. Самосознание, его структура и развитие.
  • 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
  • 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
  • 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
  • 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
  • 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
  • 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
  • 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
  • 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
  • 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
  • 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
  • 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
  • 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
  • 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
  • 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
  • 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
  • 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
  • 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
  • 34. Общая характеристика волевых процессов.
  • 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
  • 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
  • 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
  • 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
  • 58. Проблема периодизации психического развития.
  • 77. История формирования социально-психологических идей.
  • 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
  • 99. Психология межгрупповых отношений
  • 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
  • 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
  • 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
  • 98. Социально-психологические аспекты управления.
  • 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
  • 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  • 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
  • 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
  • 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
  • 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
  • 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
  • 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
  • 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
  • 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
  • Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
  • Психологические особенности лекции
  • Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
  • 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
  • 86. Способы психологической работы с конфликтом.
  • 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
  • 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
  • 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
  • 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  • 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
  • 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
  • 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
  • 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
  • 78. Методы социальной психологии.
  • 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
  • 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
  • 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
  • 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
  • 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
  • 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
  • 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
  • 72. Основные направления современной психотерапии.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

    Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

    Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущест­венную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

    Рассмотрим основные виды внимания: 1 .произвольное - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание носит всегда опосредованный характер. Произвольное внимание - всегда активное (по Джеймсу). И еще одна характеристика произвольного внимания оно всегда есть волевой акт; 2..непроизвольное. Связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека

    Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы человеческого внимания. 3.внимание чувственное (относится в восприятию); 4.внимание интеллектуальное (относится к воспроизведенным представлениям). Основные свойства внимания:

    1.Сконцентрированность внимания - противоположность его распыленности - означает наличие связи с определен­ным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация внимания - это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того. Что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

    2.объем - количество однородных предметов, которые охватывает внимание. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5±2. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал.

    3.распределяемость внимания - возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего, от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания упражняема.

    4.устойчивость внимания - длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Эксперименталь­ные исследования показали, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания равны обычно 2-3 секунды, доходя мах до 12 секунд. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его. Устойчивое внимание - это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания.

    Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

    Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий: особенности материала, степени его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, степени его интереса к данному материалу, от индивидуальных особенностей личности,

    5.переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения внимания у разных людей различна, она зависит от ряда условий. К числу которых относится соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношения субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и

    менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение. Известную роль в переключении внимания играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания можно тренировать.

    6.избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

    7.отвлекаемость внимания является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

    Внимание неразрывно связано с сознанием в целом, а значит со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов мы уже отметили. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания. Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1)широкое и узкое внимание - в зависимости от объема; 2)хорошо и плохо распределяемое; 3)быстро и медленно переключаемое; 4)концентрированное и флюктуирующее; 5)устойчивое и неустойчивое.

    Развитие внимания. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

    В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Так, если ребенку дать игрушку, а следом за ней еще одну, то он тут же выпустит из рук первую. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой: бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка так, что начав им манипулировать его ничто не сможет отвлечь.

    До старшего дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста у ребенка непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка воли.

    Произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Выготский так и пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Вместе с овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - в отношении самого себя.

    В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на умственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема находится в теснейшей связи с умственным развитием ребенка.

    В старшем дошкольном возрасте быстро развивается концентрация внимания и его устойчивость. В младшем школьном возрасте произвольное внимание и все свойства внимания продолжают развиваться. Но следующий резкий скачок в его развитии произойдет уже в подростковом возрасте, когда внимание, как и все остальные познавательные функции интеллектуализируются.

    Определение внимания и уровни развития по Добрынину Внимание как направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью мы понимаем углубление данной деятельности и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.. Уровни развития внимания . 1. Пассивное внимание . А) Вынужденное внимание причиною такого вынужденного внимания являются прежде всего чрезвычайно сильные, интенсивные раздражения. Громкий выстрел, яркий блеск молний, сильный толчок – всё это неизбежно оторвёт нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на сильное раздражение. Б) Невольное внимание. Длительность раздражение так же может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем и не заметить. Но если он длится достаточно долго, то невольно привлечёт нас. Особенно это надо сказать не о непрерывном, а о прерывистом раздражении, то возникающем, то исчезающем, то усиливающемся, то ослабляющемся. Наконец, движущийся объект привлекает наше внимание сильнее, чем неподвижный. В) Привычное внимание. Мы можем не замечать непрерывно длящегося раздражения, например шума мотора, если к нему привыкли. Но стоит ему прекратиться, как мы это сразу же замечаем. Контраст имеет большое значение. Но контраст в значительной степени зависит ведь и от нас самих, от нашего отношения к окружающим раздражениям. Поэтому и в пассивном внимании может иногда проявляться некоторая наша активность. 2. Произвольное внимание. Это внимание действительно в полной мере выражает активность личности. Мы говорим, что произвольное внимание есть акт нашей воли. Мы говорим, что наша активность выражается в нашей воли. Воля – это сознательное принятие решения и исполнение его. Как бы ни был элементарен и прост волевой акт, он предполагает сознательное представление цели и плана действий. Произвольное внимание предполагает это сознание цели и планирование наших поступков. Активное внимание выражается в целесообразном направлении нашей деятельности в определённое русло. 3. Спонтанное внимание (после произвольное) является результатом развития личности и её качеств. Данный вид внимания не совпадает целиком ни с произвольным, ни с непроизвольным вниманием. Дело в том, что когда мы заинтересовываемся работой, которая нас первоначально как будто не привлекала, тогда не требуется или почти не требуется больше волевых усилий для продолжения этой работы. Если первоначально мы с трудом брались за неё, например за чтение трудной книги, то чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает нас занимать сама собой, и наше внимание из произвольного становится как бы непроизвольным.

    Гальперин о природе внимания и путях его формирования . Природа внимания по Гальперину . В основе самых различных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта: 1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. 2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности. Формирование внимания . Формирование умственных действий в конце концов приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нём как психическое действие, обращённое на это содержание. Анализ показал далее, что вторая часть этой диады есть ни что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Понимание психики как ориентировочной деятельности означает подход к ней не со стороны «явлений сознания», а со стороны её объективной роли в поведении. В отличие от всякой другой психическая ориентировка предлагает образ – среды действия и самого действия, - образ, на основе которого и происходит управление действием. Управление действием на основе образа требует сопоставления задания с его исполнением. Следовательно, роль составляет необходимую и существенную часть такого управления. Формы контроля могут быть различны, степень их развития – тоже; но без контроля течением действия управление им – эта основная задача ориентировочной деятельности – оказалась бы вообще невозможной. В той или иной форме, с разной степенью обособления и развития контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности. Допустим, что внимание представляет собой как раз такую функцию контроля – ведь это даже непосредственно в чём-то близко подходит к его обычному пониманию, - и сразу отпадает самое тяжелое из всех возражений против внимания как самостоятельной формы психической деятельности: отсутствие отдельного характера продукта.

    Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии . Теория ранней селекции . Этот этап завершила модель системы переработки информации, разработанная английским психологом Дональдом Бродбентом. Следует заметить, что первые варианты своей модели автор описал в виде механических устройств. Исходным положением модели является идея, что ЦНС человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (ёмкостью). Согласно Д. Бредбенту, канал ограниченной ёмкости может передавать за единицу времени лишь небольшое количество информации. С – стадия сенсорной параллельной переработки; сенсорное хранилище. Р – стадия перцептивной, последовательной переработки; могут пройти только те впечатления, которые обладают каким-то общим физическим признаком: направлением, интенсивностью, тоном, цветом и т.д. Фильтр – защищает П – стадию от перегрузки, перекрывая входы всех, кроме одного, релевантного канала стимуляции. Канал – в психологии определяется как проводник или путь переноса сенсорных сообщений такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки. Трэйсман. На основе данных собственных исследований других материалов экспериментальной критики модели фильтра Э. Трейсман приступила к пересмотру первой, сформулированной Д. Бродбентом концепции ранней селекции. Основные идеи такого пересмотра она представила в виде так называемой модели аттенюатора. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей стимуляцией на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определённом физическом признаке, фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность не релевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Как выяснилось позже, это предположение подкрепляют данные психофизиологических исследований. Вызванные потенциалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на внимаемое. Как не релевантная, так и нерелевантная стимуляция могут быть переработаны вплоть до анализа значения: релевантная как правило, а нерелевантное иногда. Э. Трейсман предположила, что каждое знакомое слово храниться в системе долговременной памяти в виде словарной единицы.

    Последние материалы раздела:

    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

    Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

    Третичное образование Третичное образование
    Третичное образование Третичное образование

    Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

    Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
    Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

    Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...