Леонтьев личность. Этапы рождения личности по А

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению , «личность человека «производится» – создается общественными отношениями». Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А. Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Каковы же следствия этого принципиального положения?

Во-первых, А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это обращенное А. Н. Леонтьевым положение о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.

По сути , так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом». Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и «принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений». Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов. Но мотивы, как известно, бывают разные. Какие мотивы имеет в виду А. Н. Леонтьев?

Для выяснения этого он обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности» (выделено нами – В. А.). Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообра-зующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, моти-вационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра :
широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);
степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);
общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.
Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Структура личности . Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

– это проявление динамических свойств психических процессов человека.

– это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Человека есть совокупностью , которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система . человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств , которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

К личности А.Н. Леонтьев подходил очень осторожно. В концентрированном философском виде он изложил свое понимание этой темы только в конце научного пути. Анализ проблемы личности А.Н. Леонтьев начинает издалека, с уяснения того, “какая реальность описывается
в психологии термином “личность”, признавая, что “проблема эта является одной из самых сложных”. Он считал полезным переосмыслить ряд теоретических положений, надеясь внести ясность в некоторые из них. Прежде всего – провести различие между “индивидом” и “личностью”, поскольку понятие “индивид” употребляется в чрезмерно широком значении. “Разведение” понятий “индивид” и “личность” направлялось критерием соотношения в личности биологического и социального. За понятием индивида закреплялось представление о природной основе человека.

Человек как природное существо есть индивид. Индивид – в теории А.Н. Леонтьева человек как природное существо, обладающее той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности. Эти и многие другие черты в ходе онтогенеза частью развертываются, а частью подавляются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. Особенности, характеризующие индивида, не переходят в особенности личности; они сохраняются, но как особенности индивида. Так, тип высшей нервной деятельности индивида не предопределяет особенности личности. Нельзя приписывать свойства “быть личностью” самой натуре индивида.

Понятие “индивид” выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие на ранних ступенях развития жизни. Индивид – это прежде всего генотипическое образование; его формирование продолжается и в онтогенезе, прижизненно. Индивид – это продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, продукт взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе.

Личность же представляет собой целостное образование особого рода. Слово личность употребляется только по отношению к человеку, и начиная лишь с некоторого этапа его развития. Личность есть специальное человеческое образование, она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности. Эти отношения предполагают сознательное регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта. Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны.



А.Н. Леонтьев принимает “известное марксистское положение, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений”. Отсюда следует, что антропологические свойства индивида не определяют личность и не входят в ее структуру; они являются генетически заданными условиями формирования личности и вместе с тем определяют формы и способы проявления психологических черт. Например, агрессивность как черта личности проявляется у холерика иначе, чем у флегматика, но объяснять агрессивность особенностью темперамента так же бессмысленно, как искать объяснения войн в инстинкте драчливости. Таким образом, темперамент, свойства нервной системы и т.п. не “изгоняются” из теории личности, но выступают как формы использования личностью врожденных индивидуальных свойств и способностей.

А.Н. Леонтьев определил свое отношение к существующим в психологии теориям и подходам к личности, отметив их разнородность и противоречивость. К числу немногих положений, которые принимаются всеми авторами, он относит два: 1) личность представляет собой неповторимое единство, целостность; 2) личность играет роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами (“хозяин” психических функций у Джемса, “определитель поведения и мыслей” у Г. Оллпорта).

По оценке А.Н. Леонтьева, большинство теорий личности избирает дифференциально-психологическое направление, которое состоит в изучении связей между отдельными чертами личности. Корреляционные связи служат основанием для выделения факторов, которые обусловливают эти связи: таковы, например, факторы интроверсии и нейротизма, образующие, по Айзенку, вершину иерархической структуры. За понятием личности выступает некое “общее”. Несмотря на то, что в основе характеристики этого “общего” лежат эмпирические данные, оно все же остается, по существу, метапсихологическим, не нуждающимся в психологическом объяснении. Попытки его объяснения заключаются в поиске морфофизиологических коррелятов (типы высшей нервной деятельности Павлова, конституции Кречмера-Шелдона, переменные Айзенка), что является возвращением к органистическим теориям.

Привлекают внимание А.Н. Леонтьева культурно-антропологические концепции личности, авторами которых являются, в частности, М. Мид, Р. Линтон, которые, используя этнологические данные, утверждают, что система личности есть индивидуализированная система культуры.
А.Н. Леонтьев приходит к выводу, что подобные “культурно-антропологические интерпретации личности антипсихологичны, ведь культура образует не личностное в человеке, а то, что, напротив, безлично. Культура, хотя и существует в своих персонификациях, не составляет предмета психологии. Личность же, которая интересует психолога, – это не просто персонификация той или иной культуры.

Ролевую теорию личности с ее сведением личности к совокупности “ролей”, исполняемых человеком, А.Н. Леонтьев назвал “одной из самых чудовищных”. “Роль” – не личность, а, скорее, изображение, за которым она скрывается.

А.Н. Леонтьев прохладно отнесся к способу, каким С.Л. Рубинштейн позиционировал теорию личности, надеясь преодолеть ее противопоставление теории психических процессов. Этот способ заключался в том, чтобы относиться к личности как к “исходному пункту объяснения любых психических явлений, центру, исходя из которого только и можно решать все проблемы психо-логии”. А.Н. Леонтьев нашел здесь отзвуки старых представлений о метапсихологическом “Я”, обладающем изначально заложенными диспозициями или целями.

А.Н. Леонтьев не принимает формулу С.Л. Рубинштейна, согласно которой личность связывается с тем внутренним, через что преломляются внешние воздействия, потому что здесь имеет место понимание личности лишь как обогащенного предшествующим опытом индивида.

Так же скептически оценил А.Н. Леонтьев идеи “личностного подхода”. Положение о том, что при исследовании отдельных психологических процессов внимание должно сосредоточиваться на индивидуальных особенностях, не решает проблемы, так как a priori нельзя судить о том, какие из этих особенностей характеризуют личность.

Неудачным назвал А.Н. Леонтьев подход Б.Г. Ананьева к личности, оценив его как попытку отождествить личность с понятием “человека в его эмпирической тотальности”. Он считал, что “при этом психология личности превращается в особого рода антропологию, включающую в себя все – от особенностей обменных процессов до индивидуальных различий в психических функциях”. Психологическое исследование личности не может заключаться в сопоставлении между собой морфологических, физиологических и отдельных функционально-психологических данных. Теория личности не должна стремиться к глобальному охвату всех свойств человека.

Таким образом, метод корреляции индивидуальных свойств является недостаточным для психологического раскрытия личности, так как выделение этих свойств нуждается в основаниях, которые не могут быть извлечены из них самих.

Заканчивается анализ состояния проблемы личности достаточно пессимистически: «Проблема человеческого “Я” принадлежит к числу ускользающих от научно-психологического анализа. Доступ к ней закрывают многие ложные представления, сложившиеся в психологии на эмпирическом уровне исследования личности. На этом уровне личность выступает как индивид усложненный,
а не преобразованный обществом, т.е. обретающий в нем новые системные свойства. Но именно
в этих своих “сверхчувственных” свойствах он и составляет предмет психологической науки».

Что же характерно для положительных взглядов А.Н. Леонтьева на личность? А.Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Деятельностный подход к личности – теория личности А.Н. Леонтьева, исходящая из примата деятельности, согласно которой деятельность порождает личность, является “основанием личности”. Личность занимает “третью позицию”
в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность. Теория личности “исходит из примата деятельности, в которой человек утверждает свою человеческую личность”. Деятельность рассматривается как “основание личности”. Здесь надо иметь в виду, что в терминологии
А.Н. Леонтьева содержание деятельности определяется ее мотивом.

А.Н. Леонтьев многократно повторяет: решение проблемы личности “требует анализа предметной деятельности субъекта; демистификация представлений о личности возможна лишь в психологии, в основе которой лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах”.

Личность – это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Личность человека не является предсуществующей по отношению
к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Личностью он становится лишь
в качестве субъекта общественных отношений.

Для понимания достаточно сложного хода мысли А.Н. Леонтьева следует обратить внимание на то, что “деятельность” и “общественные отношения” фактически отождествляются, поскольку деятельность всегда рассматривается как общественная и даже совместная. Точно так же деятельность сближается с понятием “связи человека с миром”, параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности. Основные параметры личности – базовые измерения личности: а) широта связей человека с миром; б) степень иерархии этих связей (деятельностей); в) структура связей (тип строения личности).

Первый параметр – основание личности – это широта (богатство) связей индивида с миром. Человек живет во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, их восприятие и усвоение их значений. Далее перед человеком начинает открываться действительность, лежащая за пределами его практической деятельности и прямого общения: границы познаваемого мира раздвигаются. Связи субъекта с миром двойственны: предметная деятельность и общение. Отсюда двойственность мотивации действий, а также и соподчинение их.

Второй (важнейший) параметр личности – это степень иерархии деятельностей, то есть их мотивов. Степень иерархии деятельностей (по Леонтьеву) – один из трех параметров личности, большая или меньшая выраженность соподчиненности деятельностей или мотивов человека. Мотивы, связи с окружающим образуют основание личности, являясь относительно самостоятельными единицами. Эти единицы, более или менее крупные, целостные или разъединенные, образуют единую мотивационную сферу. Чем выше степень их иерархии, тем четче выражено главное направление, главный мотив-цель. По оценке А.Г. Асмолова, “положение А.Н. Леонтьева об иерархии деятельностей как основаниях личности представляет собой плацдарм для построения общепсихологической теории личности”.

Третий параметр личности – тип ее строения – является самым сложным. Тип строения личности – один из трех параметров личности, устойчивая конфигурация главных иерархически соподчиненных мотивационных линий (мотивов). Эта структура является тем, что неполно описывается как “направленность личности”. Неполно потому, что ведущая линия жизни человека не может оставаться единственной. Служение избранной цели не исключает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Мотивационная сфера всегда является многовершинной. Плоский, не имеющий вершин общий “психологический профиль” личности означает, что человек не делает различий между малым и великим в жизни. Это – признак нищеты личности.

Таким образом, теория личности А.Н. Леонтьева является фактически мотивационной, или деятельностной, что одно и то же. Даже структура личности сближается с направленностью.

Вершиной рассуждений А.Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания. Эта проблема, по его мнению, ключевая в теории личности, и в ней концентрируются все основные вопросы психологии личности. Порождена она противоречием между физической изменчивостью человека и устойчивостью его личности. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы выявить “образующие” личности как высшего единства человека, изменчивого и вместе с тем сохраняющего свое постоянство.

Традиционное представление о личности, являющейся комплексом определенных черт, выражает только изменчивое в человеке, не затрагивая постоянное и непрерывное – его “Я”. Правда, персонализм постулирует существование особого ядра личности, которое обрастает многочисленными жизненными приобретениями, оставаясь при этом неизменным. Но это не является ответом по существу.

Отвергая постулат изначального ядра личности, А.Н. Леонтьев полагает, что деятельностный подход позволяет дать предварительное решение вопроса об устойчивом базисе личности: это совокупность отношений человека к миру, которые реализуются его многообразными деятельностями. Деятельности субъекта (формы активности, эквивалентные мотивам) являются исходными психологическими “единицами” личности.

Деятельностный подход устраняет главную трудность: определение того, какие психологические особенности человека относятся к его личности. Личность является средоточием свойств, которые адекватны деятельности, то есть ее мотивам. Например, переписывание бумаг заняло центральное место в личности гоголевского героя Акакия Акакиевича, хотя вообще-то едва ли разумно рассматривать операции чистописания как “личностные”. Здесь произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно безличные операции, которые в силу этого превратились
в самостоятельную деятельность, то есть характеристику личности.

Что же образует постоянство и непрерывность личности, само существо человеческого “Я”? Психологическая проблема “Я” возникает, как только человек задается вопросом о том, к какой реальности относится все то, что он знает о себе, и все ли, что он знает о себе, относится к этой реальности. Имеет место несовпадение знания о себе и “Я” и, следовательно, проблема самосознания личности, как осознания “Я” остается в психологии нерешенной.

Огромное число работ посвящено исследованию того, как формируется самосознание. Эти работы рисуют картину его развития: этапы формирования представлений о себе, так называемой схемы тела, способности локализовать свои интероцептивные ощущения, познания своего внешнего облика. Установлено, что в самопознании сначала выделяются физические особенности, потом к ним присоединяются особенности психологические и нравственные. Затем частные характеристики самого себя уступают место характеристикам более общим и выделяющим существенные черты. Однако эта картина не дает ответа на вопрос о развитии самосознания, об осознании “Я”, потому что индивидуальное сознание не есть только знание, система приобретенных значений, понятий. Следует различать знание о себе и осознание себя. Самосознание, осознание своего “Я” есть результат становления человека как личности.

“Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из которого расходятся линии его связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделенный сознанием, и есть его “Я”. Дело, однако, обстоит вовсе не так.

А.Н. Леонтьев предлагает взглянуть на самосознание как на “осознание себя в системе общественных отношений. Осознание своего “Я” и не представляет собой ничего другого”. Другими словами, проблема самосознания может быть решена на основе “коперниковского”, а не “птолемеевского” мышления: человек обретает свое “Я”, самосознание, включившись в общую систему взаимосвязей людей в обществе.

Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный “центр личности”, который мы называем “Я”; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии. Или, по Марксу, лишь отнесясь к другому человеку как к себе подобному, человек начинает относиться и к себе как к человеку.

Таким образом, самосознание, чувство “Я”, или центр личности – это системные “сверхчувственные” свойства, которые человек обретает в системе общества. Именно в этих своих свойствах он и составляет предмет психологической науки.

Анализ индивидуального сознания, в свою очередь, не может обойтись без обращения к категории личности. Поэтому в этот анализ введено понятие “личностного смысла”, которое вместе с двумя другими понятиями – “чувственная ткань” и “значения” – образует структуру сознания. “Чувственная ткань”, по А.Н. Леонтьеву, – это просто образная, а “значения” – вербальная части внутреннего опыта человека. Личностный смысл жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в единстве с «чувственной тканью» и «значениями» образует структуру сознания. Он создает направленность и пристрастность сознания. Категория личностного смысла позволяет разделить мотивы на смыслообразующие и лишенные смыслообразующей функции. Первые, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Они являются ведущими в жизни человека и всегда занимают более высокое иерархическое место в мотивационной сфере личности. Вторые выполняют функцию дополнительной стимуляции деятельности. Они и называются мотивами-стимулами.

Мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении – в форме переживания желания, хотения, стремления к цели. Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся по ходу ее развития. Для совсем маленьких детей этой задачи просто не существует.

Здесь мы вновь находим признаки, характеризующие подход А.Н. Леонтьева к личности как мотивационно-деятельностный, а говоря проще – мотивационный.

Теория личности, как известно, не может обойти проблему развития. А.Н. Леонтьев, рассматривая эту проблему специально, всю свою теорию строит как теорию порождения личности. Личность рассматривается как относительно поздний продукт развития человека: “Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения”.

Личность не обусловливается генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Более того, процесс формирования личности не является результатом вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды, хотя именно эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.

Личностью человек становится, вступая в обществе в новую систему отношений и обретая новые – системные – качества, которые только и образуют действительную характеристику личности. Эти качества видны, субъект рассматривается в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе.

Что же касается биологических предпосылок формирования личности, то А.Н. Леонтьев признает, что человек располагает “генетически заданными условиями формирования личности и врожденными индивидуальными свойствами и способностями, которые являются для личности предметом использования”.

В процессе формирования личности есть два узловых момента: “личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность”. Полимотивированность связана с тем, что человеку свойственна “двойственность мотивации действий”. Мотивы могут формироваться под влиянием предметных воздействий и под влиянием социальных воздействий. До какого-то периода своего духовного роста ребенок не различает этой двойственности. “Сознательная личность” – это чувство “Я”, самосознание, способность смотреть на себя со стороны, делать самого себя объектом анализа и оценки.

А.Н. Леонтьев (1903 - 1979) считал проблему личности одной из самых сложных в психологии. Он обратил внимание на разграничение между понятиями «индивид» и «личность», руководствуясь критерием соотношения в личности биологического и социального.

Индивид – это целостное генотипическое образование, его формирование продолжается в онтогенезе. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом. Эти черты в ходе онтогенеза частью развёртываются, а частью подавляются. Однако не изменения этих врождённых свойств человека порождает его личность. Особенности, характеризующие индивида, не переходят в особенности личности; они сохраняются как особенности индивида.

Личность есть целостное образование, она создаётся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности. Эти отношения предполагают сознательное регулирование, то есть наличие сознания, а на определённых этапах развития и самосознания субъекта.

В концепции А.Н. Леонтьева исходной единицей психологического анализа личности является деятельность субъекта. Деятельность порождает личность, является основанием личности. Личность занимает третью позицию в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность (Леонтьев А.Н., 1975).

А.Н. Леонтьев выделяет три основных параметра личности:

1) Широта связей с миром. Человек живёт во всё более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, их восприятие и усвоение их значений. Далее перед человеком начинает открываться действительность, лежащая за пределами его практической деятельности и прямого общения: границы познаваемого мира раздвигаются.

2) Степень иерархии деятельностей, то есть их мотивов (по А.Н. Леонтьеву содержание деятельности определяется её мотивами). Мотивы образуют основание личности, являясь относительно самостоятельными единицами. Эти единицы образуют единую мотивационную сферу. Чем выше степень их иерархии, тем чётче выражено главное направление, главный мотив-цель.

3) Тип строения, структура личности. Структура личности представляет собой устойчивую конфигурацию главных иерархий мотивов.

А.Н. Леонтьев вводит понятие «личностный смысл» . Личностный смысл представляет собой жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий. Категория личностного смысла позволяет разделить мотивы на смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы . Первые, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Они являются ведущими в жизни человека и всегда занимают более высокое иерархическое место в мотивационной сфере личности. Вторые – побуждающие, эмоциональные, лишены смыслообразующей функции.

Рассматривая проблему развития личности, А.Н. Леонтьев отмечает, что личность рождается дважды: первый раз – когда у ребёнка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинённость его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

Теория личности А.Н.Леонтьева и экзистенциальная психология

Одним из немногих оригинальных отечественных подходов, который правомерно рассматривать как сравнительно целостную самостоятельную психологическую теорию личности, является теория А.Н.Леонтьева. Все его публикации, посвященные психологии личности, укладываются в очень небольшой отрезок времени – фактически в пять лет. Первой публикацией на эту тему была небольшая статья «Некоторые психологические вопросы воздействия на личность» (Леонтьев, 1968); вскоре после этого была написана известная глава «Деятельность и личность», которая сначала была опубликована в журнальном варианте, и затем вошла в книгу «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1974; 1975). Она и является тем, что сейчас известно как теория личности А.Н.Леонтьева. Однако сравнительно недавно опубликованные «Методологические тетради» из архива А.Н.Леонтьева, относящиеся примерно к 1940 году, но опубликованные только через 15 лет после смерти автора (Леонтьев, 1994), содержат в себе в тезисном виде почти все идеи, которые легли в основу публикаций 1970-х годов. Невозможной на протяжении многих лет была их публикация, однако само их наличие опровергает первое впечатление о большом отставании отечественной психологии личности от западной. В своих сравнительно небольших текстах А.Н.Леонтьев, конечно, не мог разработать теорию личности во всех деталях и подробностях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный каркас теории личности, который послужил основой для работ целого ряда его учеников, с именами которых сейчас в первую очередь связывается отечественная психология личности. Наиболее заметный вклад в развитие этого направления работ за последние три десятилетия сделали А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский.

В рукописных заметках, опубликованных посмертно под названием «О предмете психологии личности», психолог Алексей Николаевич Леонтьев пишет следующее: «Проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это - исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им».

Эти формулировки выражают экзистенциалистскую позицию по вопросу о соотношении личности и факторов или предпосылок ее развития. Когда в 1977г. вышел немецкий перевод книги «Деятельность. Сознание. Личность», А.Н. Леонтьев получил письмо от Ханса Томе, крупного западногерманского психолога экзистенциально-феноменологической ориентации. Томе писал Леонтьеву: «как замечательно, что в Советском Союзе развиваются и продолжаются традиции экзистенциально-феноменологического мышления». Это же констатировал психотерапевт Альфрид Лэнгле, ученик В.Франкла, записавший в книге гостей кафедры общей психологии МГУ: «У вас здесь в Москве существует больше традиций экзистенциальной психологии, и вы идете в этом еще дальше, чем в Австрии и Германии. Вы - наша надежда».

Экзистенциальную психологию и философию роднит с теорией деятельности ключевой принцип, который лаконично сформулировал Ж.-П. Сартр: «Существование предшествует сущности». Для А.Н.Леонтьева деятельность является формой взаимодействия с миром, из него выводятся структуры психики, сознания и личности. ««Центр личности», который мы называем «я»,… лежит не в индивиде, … а в его бытии».

Личность как особая реальность

А.Н.Леонтьев выводит понятие личности за пределы понятия психики в плоскость отношений с миром. По его представлениям, личность есть особая реальность, «личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство - личность - не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни». Другими словами, личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а опыт жизни!

Личность есть не всё в человеке. Есть то, что к личности отношения не имеет, есть то, что имеет, но заранее это не известно. Личность впервые возникает, когда человек становится субъектом общественных отношений.

Структура личности

Личность имеет строение. Индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, а личность - небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.

Индивид – это связь естественных органов и их функций, которая возникает на основе дифференциации и интеграции живых схем. Связь естественных потребностей, определяет естественную иерархию деятельности. Личность, напротив, есть «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически». Она определяется процессом дифференциации деятельностей и их переподчинения, возникают новые, вторичные, высшие связи.

Личность, согласно А.Н.Леонтьеву, характеризует, во-первых, «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности», но не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть часть его жизни. Мы делаем целый ряд вещей, которые к нашей жизни могут не иметь отношения, быть чем-то внешним для нее.

Вторая характеристика - «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой - их иерархия. Вектор развития личности - это одновременно вектор ее упорядочивания.

И третья характеристика – это тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности. На самом деле существует не пирамида с широким основанием внизу и сужающаяся кверху, к высшей жизненной цели, а скорее наоборот, перевернутая пирамида, стоящая на вершине - жизненная цель несет на себе всю ее нагрузку. И от того, какова главная жизненная цель, ведущий мотив, будет зависеть, выдержит ли он всю конструкцию на себе, или не выдержит. Ведущий мотив человека должен быть таким, чтобы держать на себе всю конструкцию.

Поскольку деятельность задается мотивом, личность можно описать проще, как иерархию мотивов - «относительно устойчивую конфигурацию главных… мотивационных линий».

А.Н.Леонтьев выделяет три основных параметра личности: «широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру».

Один из наиболее интересных аспектов теории личности А.Н.Леонтьева – это анализ того, что происходит в результате «второго рождения личности». Происходит овладение своим поведением, становление новых механизмов разрешения мотивационных конфликтов, связанных с волей и сознанием. «Только идеальный мотив, т.е. мотив, лежащий вне векторов внешнего поля, способен подчинять себе действия с противоположно направленными внешними мотивами», выступить как опосредующий механизм для овладения своим поведением, разрешить конфликт во внешнем поле тот самый буриданов конфликт. Именно в воображении, считает А.Н.Леонтьев, мы можем найти и выстроить то, что поможет нам овладеть своим собственным поведением. «Психологические механизмы жизни-подвига надо искать в человеческом воображении», потому что подвиг определяется мотивом, который не находится во внешнем поле, и человек трансцендирует непосредственное поле, выходит в другой пласт реальности, что и позволяет ему действовать независимо по отношению к текущему внешнему полю. Это и есть поступок, который А.Н.Леонтьев определял как «действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации».

Развитие личности

Существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.

Наряду с естественными функциями есть высшие человеческие функции. Они возникают при жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства в интраличностное пространство. Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с окружающими людьми.

Личность развивается «от «действовать, чтобы удовлетворять свои естественные потребности и влечения» к «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель». Причинно-следственная структура изменяется, сначала действия ради потребностей, затем потребности ради действий.

Задатки являются предпосылками развития личности, которые влияют на то, что стало, но не предопределяют это. На их основе формируются способности, но создаются способности по-настоящему только в деятельности. Личность является тем процессом, который объединяет между собой внутренние предпосылки и внешние условия. «Личность определяется жизнью».

Понятие личности выражает целостность свойств, формирующихся в процессе онтогенеза, то есть целостность не изначально заданную, в отличие от индивида, а становящуюся. Хорошо известна метафора А.Н.Леонтьева о двух рождениях личности. Личность «рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность». Первое рождение совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархия и соподчинение действий. Второе рождение – с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание. Эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался.

А.Н.Леонтьев вводит представление о внутренней работе личности. «На каждом повороте жизненного пути ему (человеку) нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе». Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя. На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно, прошлое может переоцениваться и человек может сбросить с себя груз своей биографии. Личность формируется в процессе жизни, но она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя. «Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть … его достояние».

Дмитрий Леонтьев

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...