Курс переподготовки "психологическое консультирование и психодиагностика личности". Программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование и психодиагностика личности

Программа профессиональной переподготовки
«Психологическое консультирование и психодиагностика личности»

Руководитель программы. Кандидат психологических наук, доцент .

Контакты. Тел. +7 985 615-89-93.

Цель программы. Подготовка высококвалифицированных психологов-практиков, сочетающая достаточно высокий теоретический уровень с умениями анализировать и решать на практике широкий круг проблем: личные, межличностные, семейные, сексуальные, детские, родительские и др.

Преподаватели. Ядром преподавательского состава являются ведущие профессора и доценты факультета психологии МГУ. Для проведения практических занятий привлекаются известные в России и за рубежом специалисты-практики в сфере психотерапии, психоанализа, психодиагностики и других своевременных направлений психологической помощи.

Слушатели программы. Лица, имеющие высшее образование, желающие получить систематизированные знания и навыки для работы в центрах психологической помощи, в области частной практики, в медико-психологических центрах и сфере консультативных услуг широкого профиля.

Выдаваемый документ. Диплом о прохождении профессиональной переподготовки в МГУ, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере психологического консультирования и психодиагностики личности.

Сроки обучения. Объём программы - 702 ак. часа. Продолжительность обучения - 2 учебных года (4 учебных семестра). Занятия проводятся 3 раза в неделю. Время занятий: в рабочие дни с 18:30 по 21:40, суббота - в дневное время. Начало занятий с 1 октября.

Оплата. Стоимость обучения в 2018/2019 учебном году составляет 500 000 рублей за два года обучения. Оплата обучения производится по семестрам строго в соответствии с указанной стоимостью без взимания какой-либо дополнительной оплаты со слушателей за образовательные услуги, не предусмотренные договором с МГУ.

Условия приёма. По результатам собеседования. Собеседование проводится строго по записи с 27 августа по 1 октября 2018 года в рабочие дни с 15:00 до 19:00.

Перечень документов: паспорт и его ксерокопия, диплом о высшем образовании и его ксерокопия, две фотографии 3х4. Если было изменение фамилии или имени после получения диплома о высшем образовании необходим документ, подтверждающий этот факт.

Учебный план.

Наименование дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Семестр 1
Общая психология личности
Психология характера и индивидуальных различий
Возрастная психология и психология развития
Психологическая помощь в истории культуры
Основы психодиагностики и тестологии
Семестр 2
Концепции и методы психологического консультирования и психотерапии
Семейная психотерапия
Практикум по психодиагностике: личностные тесты и опросники
Проективные рисуночные методики психодиагностики
Юнгианский психоанализ
Психология детско-родительских
отношений
Семестр 3
Общая психопатология
Гуманистическая психотерапия
Клиническая психология
Практикум по семейной психотерапии
Введение в психотерапевтическую
практику
Семестр 4
Гештальт-терапия
Психотерапия пищевой зависимости
Введение в сексологию
Практикум по индивидуальному консультированию
Нейропсихология
Основы психосоматики
Дипломная работа

ИТОГО:

Итоговая аттестация: защита дипломной работы.

Профессионально-психологическое консультированиеотносится к деловому консультированию. Специфика его состоит в том, что оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека профес­сиональных способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров, консультирование руководителей и персонала организации и т.п.

В профессиональной диагностике можно выделить как минимум два направления:

во-первых – психодиагностика как средство информационного обеспечения профессиональной ориентации и профконсультирования.

во-вторых – психодиагностика того, как человек справляется с профессией, а также выявление наличия определенного уровня профессионализма у конкретного специалиста.

Так, например, Э.Ф. Зеер в своей книге «Психология профессий» считает, что «психодиагностика – это теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков». Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специ­альные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Психодиагностический этап профконсультационной работы – это этап, когда делается основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:

мотивационная сфера личности , где дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и устойчивость;

способности субъекта и особенности личности. Устанавливается уровень выраженности свойств основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей;

подготовленность личности . Оценке подвергаются знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроизводству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем;

устойчивые психические состояния . Такие психические состояния, как агрессивность, тре­вожность, нейротизм и др., влияют как на выбор, так и на осуществление профессиональной деятельности, могут стать как конструктивным, так и деструктивным фактором во взаимоотношениях в трудовом коллективе;

самооценка и особенности формирования профессиональных планов . В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении.

Психодиагностические методы, в основном, те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические – на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.

В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика .Ее особенности заключаются в следующем:

· результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;

· выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способ­ностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности;

· осуществляется мониторинг профессионального развития личности;

· определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы.

1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.

4. Интерактивные методики .В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая так же, как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

5. Проективные методики, построенные, главным образом, на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проективные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематический апперцептивный тест и др.

6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

7. Приборные психофизиологические методики, применяемые, в основном, в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

К этой группе психодиагностических методик относятся также аппаратурные поведенческие методики .С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профконсультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профконсультационной проблемы, определяет психодиаг­ностическое поле деятельности практического психолога (табл.15).

При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инструмен­тарий, произвести отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.

Таблица 15

Психодиагностическое поле профессионального консультирования

Проблема
профконсультирования

Методы психодиагностики

Профессиональное самоопределение

Тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова; опросники профессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др.

Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз и др. Беседа, интервью

Профессиональная пригодность

Приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики. Тесты интеллекта, специальных способностей. Тесты достижений

Профессиональная адаптация

Стандартизированное аналитическое наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: «Завершение предложения», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические проективные методики и др.

Реализация профессионально-психологического потенциала

Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники: потребность в достижении, самоотношение. Методики шкалирования и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психологическая беседа, интервью

Профессиональный рост, карьера

Объективные тесты интеллекта, креативности. Тесты достижений, самоотношения. Проективные методики: «Завершение предложения», ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, графические проективные методики. Методики шкалирования: семантический дифференциал, методики определения самооценки, уровня притязаний и др.

Профессиональные деструкции (стагнация, кризисы, конфликты)

Тесты-опросники: ММР1, тест Кеттелла. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуарные решетки Келли, методики определения самооценки, семантического дифференциала и др.

Профессиональная реабилитация

Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко. Проективные методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, графического проектирования. Тесты интеллекта, достижений и специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизированное наблюдение и др.

Психологическая диагностика ,как отмечает Е.М. Борисова, начинается еще в процессе в школьной профориентации.

Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного психодиагностического обследования учащегося состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. В основе такого подхода лежит представление о профессиональной пригодности как некоем изначально присущем человеку качестве, которое можно выявить с помощью психодиагностического обследования. При этом предполагается, что, с одной стороны, есть объективные требования профессий к психологическим качествам человека, с другой – сами эти качества, поддающиеся диагностике, надо лишь соотнести одно с другим, и сразу будет решен вопрос о том, к какой профессии «предназначен» данный человек. Внешне логичная, эта схема оказывается внутренне противоречивой и несостоятельной в практике профконсультирования. Не говоря уже об отсутствии исчерпывающего перечня требований профессии к человеку, вряд ли можно полагать, что проводимое диагностическое исследование даст возможность получить достаточно устойчивую картину индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося.

Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Выявляемое в психодиагностическом эксперименте актуальное состояние психики складывается под влиянием многих факторов, но без направленного ее формирования на какую-либо деятельность. Откуда же ждать соответствия диагностируемых способностей профессиональным требованиям?

Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути форми­рования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отри­цательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации (которая и изучается психодиагностическими методами в первую очередь), и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора. Этот результат лишь ориентировочный.

Самый существенный недостаток «диагностической» профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

В чем же тогда состоит смысл психодиагностической работы в профконсультации, и нужна ли она вообще? Психодиагностическое обследование, безусловно, полезно, но его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Сама консультация не одноразовое мероприятие, это большой, иногда длительный совместный труд психолога и учащегося, в котором полностью применимы принципы педагогики сотрудничества. Решение о выборе профессии или области деятельности должно рождаться в ходе совместной работы.

Школьный психолог в своей профконсультационной работе должен проводить идею о том, что нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельности оказалась бы и в целом, и в отдельных функциях соответствующей этой деятельности. Индивидуализированная структура способностей, удовлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.

Психодиагностическое обследование должно помочь учащемуся лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.

Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним профконсультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга.

Как уже было сказано, профдиагностическое обследование в школе начинается с диагностики мотивационной сферы личности, диагностики способностей и достижений.

Актуальность психологической диагностики мотивов и способностей определяется, в первую очередь, большой практической значимостью этой проблемы для профориентации, их развития и последующего профотбора. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация в эпоху НТР, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения побудительной сферы, интеллекта, способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей и их качественного своеобразия. В профессиональной ориентации одним из важнейших направлений выбора профессии являются некоторые представления о том, какого рода знания и умения являются необходимыми для обучения в средне-специальном, высшем учебном заведении или для успешной работы. Абитуриент или претендент на какое-либо рабочее место должен продемонстрировать, что он знает и какими умениями владеет.

Психодиагностика – это всегда диагностика какого-либо конкретного психического содержания. Важнейшим содержательным разделом диагностики является оценка индивидуальных различий в области интеллекта, способностей и уровня достижений. Тесты, предназначенные для получения показателей этих различий, называют тестами на определение «максимальных возможностей», поскольку тестируемый человек должен показать все, на что он способен. При этом его ответы в соответствии с определенным правилом оцениваются как правильные или неверные.

Вопросы:

1. Особенности использования методов психодиагностики в процессе консультирования.

2. Анализ речи клиента в целях психодиагностики причин его затруднений.

Вопрос 1. Особенности использования методов психодиагностики

В процессе консультирования

Использование методов психодиагностики в процессе консультирования целесообразно в том случае, если они способствуют повышению познавательного интереса клиентов и их интереса к самим себе, обусловливают достижение инсайта и терапевтические эффекты, обеспечивают отслеживание динамики изменения личности в трудной жизненной ситуации и оценку эффективности психологической помощи.

В целях получения достоверных представлений о клиенте консультант

может применять диагностику трёх уровней:

1) симптоматического , т.е. выявлять особенности клиента, не указывая на

их причины и место в структуре личности;

2) этиологического - определять причины социально-психологического

неблагополучия;

3) типологического - она позволяет охарактеризовать место и значение полученных данных в целостной динамической картине личности. Возможно изучение личности клиента методами психодиагностики всех трёх уровней, однако следует руководствоваться принципом целесообразности и критериями эффективности оказанной помощи, иначе психодиагностика превратится в злоупотребление временем жизни клиентов.

Стоит отметить, что диагностическая функция - одна из важнейших функций психолога, которая выполняется им в соответствии с национальными стандартами РФ «Социальное обслуживание населения»: «Качество социальных услуг. Общие положения» ГОСТ Р 52142-2003, «Основные виды социальных услуг» ГОСТ Р 52143-2003, «Контроль качества социальных услуг» ГОСТ Р 52496-2005. В них установлено, что психологическая диагностика и обследование личности клиента является одним из видов социальных услуг, определено назначение этой услуги, указаны критерии контроля их качества. «Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий» (ГОСТ Р 52142-2003, п. 4.4.2.).



Специфика этого вида социальных услуг заключается в упорядочении сбора информации о клиентах с помощью самих клиентов и по их заказу, процесса её обработки и сообщения «заказчикам».

Прежде, чем применять методы психодиагностики, психологу важно определить, на какой стадии готовности находится клиент. Готов ли он добровольно, откровенно и искренне к самоисследованию. Кроме того, клиенту необходимо разъяснить, что психолог несёт ответственность за достовер­ность информации и форму её сообщения клиенту, за конфиденциальность полученной информации (в связи с тем, что в ней имеют место персональные данные клиента). Кли­ент сам определяет отношение к этой информации и сам принимают решение о том, как её использовать.

В целях психодиагностики в консультировании могут применяться тесты достижения, интеллекта, креативности, личностные - они выявляют установки, ценностные ориентации, отношения; эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения; ситуационные тесты или тесты действия; «чисто» социально-психологические тесты - социометрия, тесты диагностики коммуникативной компетентности, различных сторон общения, взаимоотношений между людьми и др.

Кроме стандартизированных тестов, могут использоваться проективные тесты, различные виды опроса (интервью и анкетирование); биографический метод (анализ событий жизненного пути клиента, свидетельств и др.); метод анализа продуктов деятельности (анализ рисунков, творческих работ).

Социально-психологическая диагностика личности и малых групп представлена Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым (2002).

Актуальный психодиагностический инструментарий дан в работе «Основы

социально-психологических исследований» (под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2007.- С.99-131).

Методики диагностики социально-психологических особенностей личности (методика личностного дифференциала, диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман), диагностика уровня самооценки, диагностика волевого потенциала личности, психологическая типология личности (К.Г. Юнг), диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман), диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан);

Методики диагностики групповой психологии (диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов, определение индекса групповой сплочённости Сишора, изучение сплочённости группы, методика изучения психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе, диагностика уровня развития малой группы, тест Б.Д. Парыгина «Климат»;

Методики диагностики коммуникативных характеристик личности и группы (диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности, исследование коммуникативно-характерологических тенденций (тест Т. Лири), диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников), диагностика манипулятивного отношения;

Методики диагностики кризисных состояний, отклоняющегося поведения и конфликта (типологии диагностики личностных деформаций, определение психического выгорания (тест А.А. Рукавишникова), диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой), определение уровня конфликтоустойчивости, диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С.И. Ерина), диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации, самооценка конструктивного поведения в конфликте, диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв), диагностика комплекса неполноценности, диагностика форм агрессивного поведения, определение уровня депрессии (Т.И. Балашова), диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко), диагностика уровня личностной невротизации (В.В. Бойко).

Как отмечают авторы второго труда, современная практическая социально-психологическая диагностика обращается к использованию нетрадиционных для отечественной социальной психологии методов и методик (например, это визуальная психодиагностика, методики изучения жизненного пути личности, моделирование (построение сценария), метод фокус-групп и др.). «Практика заставила перейти к экспересс-методикам, компьютерным вариантам, компактным, но информационно ёмким методикам» (2007. С.119).

Названные методы диагностики используются в целях обследования личности клиента, определения её социально-психологических качеств и свойств, социально-психологического типа личности, характера межличностных отношений, особенностей поведения в трудных жизненных ситуациях, характеристик тех социальных групп, куда клиент включился по мере расширения социализации, а также для отслеживания динамики происходящих изменений.

В ряде случаев индивидуальное психологическое консультирование предусматривает процедуру оформления «социальной истории» клиента, т.е. требует сбора информации об особенностях его личности и образа жизни, о социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения.

«Социальная история клиента » оформляется на основе следующих данных:

1. Идентификация: имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия; семейное положение: сведения о супруге, детях, близких родственниках; образование, место работы.

3. Индивидуальность.

При описании индивидуальности клиента пригоден опыт Г. Олпорта и С.А.

Будасси, учитывающих:

1. Физическое функционирование : а) общий контакт: поведение, двигательный стиль, направленность общения, особенности речи; б) гностическая область: память, внимание, мышление; в) эмоциональные проявления (тимосфера): общий эмоциональный настрой, наблюдаемые эмоциональные реакции; г) мотивационное управление: общая направленность, возможности целеполагания.

2. Интеллектуальное функционирование - интеллектуальный уровень развития, информативность, познавательный стиль, созидательность и творчество, характеристики и отзывы окружающих, ориентации в познании.

3. Эмоционально-экспрессивное функционирование - темперамент (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик); характерные черты: сензитивность, стеснительность, завистливость, самолюбие, пунктуальность, ригидность, наличие – отсутствие чувства юмора, шизоидность, интравертность - экстравертность; совесть, эмоциональная агрессия - стабильность, эмпатия; директивность, спонтанность, автономность, инициативность; доминирующие эмоциональные реакции, оптимизм - пессимизм, депрессия, ярость, тревожность, страх.

4. Социальное функционирование . Интерперсональные образные реакции: толерантность, доверие, доброжелательность, враждебность и т.д. Социальный статус, ролевые концепты, паттерны поведения: ребенок, муж-жена, родственник, бабушка-дедушка; социо-экономический статус; кризисные индивидуальные жизненные циклы; социальные роли: норма - социальная девиация; компетентность в решении проблем, роли в решении проблем: активный лидер, «гармонизатор», «слуга», «жертва», индивидуальные проблемные ситуации; «Я»-концепция: самоидентификация, самопринятие, самоуважение, самосознание, социальная и личностная конгруэнтность, самоидентификация нормы, конформизм, девиации, заблуждения, отчуждения и т.д. (Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю., 1999. - С.338-355).

Целостный субъект-субъектный феноменологический подход к анализу проблем клиента предполагает применение клинико-психологического метода, синтезирующего наблюдение, естественный эксперимент и специальные приёмы психологической коррекции.

Для психолога-консультанта важны те методы социально-психологической

диагностики, в которых диагностические возможности соче­таются с просветительскими, развивающими и коррегирующими воздействиями.

Примечание. Подборка диагностического инструментария

*См. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2008.

В практике психологического консультирования ученые-исследователи не имеют единого ответа на вопрос, нужна психодиагностика при работе с клиентом. Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Психологическая диагностика - составная часть процесса психологического консультирования, во время которого психолог-консультант стремится к более глубокому пониманию клиента. Применение психодиагностики уместно, когда специалисту не хватает данных для классификации проблемы клиента, построения программы коррекционной или развивающей помощи и тому подобное. Можно выделить ряд преимуществ использования диагностики (по Т. В. Барлас) во время консультирования:

1) объективность данных, их относительная независимость от собственного опыта и представлений психолога-консультанта. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут внести противоречия и стать поводом для их просмотра или уточнения;

2) скорость получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно короткое время сформировать целостное представление о клиенте и выявить его психологические особенности, существенные для оказания квалифицированной помощи;

3) возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланках тестов или протоколов, которые фиксирует психолог-консультант. Эта информация, как правило, шире и объективная, чем, например, записи психотерапевтической сессии. Этим данным психолог-консультант может обратиться за помощью к коллегам, или вернуться к ним на любом этапе работы с клиентом;

4) возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки или сотни специально подобранных вопросов, тогда как во время беседы психологу не удается спросить так много. Достоверность результатов обеспечивается возможностью повторного обследования для проверки открытости клиента в ответах на вопросы.

"Психодиагностика" в дословном переводе означает "постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения об имеющемся психологическое состояние клиента. Специалист, который занимается психологическим консультированием, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, которая волнует клиента. При этом психологу- консультанту следует опираться не только на результаты бесед, но и оперировать конкретными данными, полученными по результатам психодиагностики, проследить динамику изменений определенных личностных характеристик, сообщая об этом клиенту.

В ходе консультативной сессии от первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска. Даже отказываясь от конкретных границ диагностики, психолог-консультант должен задать себе вопрос:

Что происходит сейчас в жизни клиента?

Чего ожидает клиент от консультирования?

Какие потенциальные возможности и ограничения клиента?

Как далеко и глубоко следует углубляться в консультировании?

Чем характеризуется динамика настоящей жизни клиента?

Современный психолог-консультант, как подчеркивают многие авторы (С. Васьковская, Р.Кочюнас, И.М. Цимбалюк и др.), "Понимает клиента и лечебно и психотерапевтически". Психологическая диагностика помогает консультанту собрать как можно больше данных о личности клиента, дает возможность правильно классифицировать проблему и разработать соответствующую психокоррекционную или развивающую программу оказания помощи. В работе психолога-консультанта психодиагностика занимает чрезвычайно важное место. Любой совет, консультация, рекомендации возможны только при предварительном анализе личности клиента и волнующих его проблем.

Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов - психотерапии, тренинговых действий, коррекционно-развивальнои работы и тому подобное. Все они должны быть индивидуализированы, то есть должны опираться на разносторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности человека, обратившегося за помощью.

Итак, психологическая диагностика - основа деятельности любого психолога, чем бы он ни занимался - индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и др., В какой бы сфере он ни работал - в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров.

Использование психодиагностики во время консультирования связано с соблюдением определенных условий. Во-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими и затратными по времени, так как основная деятельность психолога-консультанта - выслушивание клиента, беседа, межличностное общение, обсуждения, в случае необходимости, перерыв, изменение тактики и тому подобное. В рамках психологического консультирования могут быть организованы короткие "психодиагностические пробы", которые органично включаются в консультирование и соответствуют определенной цели.

Во-вторых, если в ходе консультации психологическую диагностику необходимо использовать как вспомогательное средство для "запуска" процесса основной беседы. Например, когда мать привела к психологу своего сына-подростка, который сам этого не хочет. После короткой беседы с матерью психолог пытается продолжить разговор с подростком (при отсутствии матери), а он упорно молчит, и вовсе не собирается обсуждать свои проблемы. Итак, если с помощью коммуникативных средств не удается разговорить клиента, в такой ситуации можно использовать некоторые опросники для активизации беседы. Заполняя бланк ответов, подросток все же должен будет вступить во взаимодействие с психологом, ничего не спрашивая, уточняя и тому подобное. Кроме того, психолог будет иметь возможность наблюдать за клиентом, отслеживать, ответы на вопросы составляют трудности или неудобства для него и др.

В-третьих, психодиагностика проективного типа (незаконченные предложения, рисунки) может быть успешно использована, если клиент испытывает трудности с языком (определенные дефекты) и рассчитывать на полноценное общение нельзя. Подобные методики также уместны во время работы психолога-консультанта с младшими школьниками. В ходе выполнения определенных задач консультант может задавать уточняющие вопросы, формулировать провокационные или стимульно вопросы и др.

В-четвертых, психодиагностика может быть успешно использована, когда необходимо оперативно в ходе консультирования выяснить глубинные тенденции личности клиента, неосознаваемые им самим.

Диагностика в психологическом консультировании имеет свою специфику. Она осуществляется с соблюдением психологом- консультантом определенных правил.

1. Первое правило касается правильного использования психодиагностического инструментария: в процессе оказания консультативной помощи психолог-консультант должен применять только валидные методики. Применение методик и тестов, которые не прошли процесс валидизации, может привести к получению неверных данных о состоянии клиента, установление неправильного психологического диагноза, а соответственно неправильной построения коррекционной работы с клиентом, а также к дисквалификации консультанта.

2. Второе правило заключается в квалифицированном подборе нескольких методик или тестов, измеряющих один и тот же показатель. Это касается тех случаев, когда нужно уведомлять клиента о наличии у него серьезных отклонений (неприятных для клиента) в личностных характеристиках. Например, если у клиента "шизоидная" акцентуация характера, то лучше подтвердить это двумя-тремя методиками, чтобы окончательно убедиться в правильности диагноза. Если есть необходимость сообщать родителям, что их ребенок не смог адаптироваться к лицею или гимназии, то лучше иметь в своем арсенале достаточное количество данных, полученных по нескольким методикам.

3. Третье правило заключается в квалифицированном установлении соответствия психодиагностической методики возрастной категории клиента. Каждый психолог-консультант должен иметь в своем арсенале методики и тесты, которые измеряют одни и угги же показатели, но для всех возрастов клиентов. Это может указывать на высокую степень готовности консультанта работать с разновозрастной категории клиентов.

4. Четвертое правило касается специфики консультативной и диагностической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также умственно отсталыми детьми. Этот вопрос необходимо рассмотреть более детально.

Как указывают практики (В. Ф. Моргун, Л. М. Крыжановская, И. Титов и др.), Психодиагностическая работа с детьми должна следовать принципам поэтапного изучения психики ребенка (Л.С. Выготский), положением гуманистического подхода к личности (Г.А. Балл, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), принципам отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения (С.Д. Забрамна, Т. В. Сак, Е.А. Стребелева и др.).

Ученые считают, что на первом этапе средством снятия напряжения и установления контакта может служить беседа с ребенком, во время которой необходимо выяснить следующее: точность представлений ребенка о себе, своей семье, родных, друзей (имя, фамилия, -отца, возраст); характер представлений о времени, явления природы (ориентировочно по часам, распознавания времени года и т.д.); способность ориентироваться в пространстве (понятие "ближе", "дальше") наличие кругозора (представление о стране, события, людей и т.д.).

После установления контакта, на втором этапе, можно начинать психодиагностике особенностей интеллектуальной сферы и уровня сформированности представлений и знаний ребенка. Необходимо обращать внимание на ряд общих моментов.

1. Понимание ребенком инструкции и цели задания.

Каждый раз необходимо убедиться, воспринимает ребенок инструкцию и пытается ли ее понять. Умственно полноценные дети внимательно слушают инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить. Дети умственно отсталые, с отклонениями в виду или недостаточно работоспособны, не фиксируют соответствующее внимание по инструкции и, не дослушав до конца, начинают выполнять задания наугад.

Важно также установить, способна ребенок запомнить предлагаемую ему инструкцию. Чаще всего дети умственно отсталые запоминают инструкцию и поэтому не могут завершить задачу. То же самое характеризует детей с нарушением работоспособности.

2. Характер деятельности при выполнении задач,

Во всех случаях важно установить, как выполняет ребенок задачи: с интересом, целенаправленно или формально. Кроме того, необходимо обратить внимание на степень устойчивости интереса.

Необходимо также проследить за тем, каким образом ребенок выполняет задание. Интеллектуально развитые дети стремятся найти оригинальное решение и экономные способы действия. Умственно отсталые - действуют шаблонно, или даже неадекватным способом.

Важно выяснить, насколько собрано и сконцентрировано работает ребенок и какова ее работоспособность. Одни дети довольно долгое время внимательны, другие постоянно отвлекаются и быстро истощаются. Следует определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредотачиваться или быстрая истощаемость. Желательно установить, умеет ребенок пользоваться предложенной помощью. Чем больше эта способность, тем выше уровень учебной восприимчивости ребенка.

3. Реакция ребенка на результаты работы.

Как правило, дети с развитым уровнем интеллекта способны оценить выполненную работу. Они радуются своим успехам и переживают по поводу неудач. Некоторые дети с трудностями в поведении намеренно делают вид, что их не волнует отсутствие определенных достижений.

4. Общая эмоциональная реакция на факт обследования.

Умственно полноценные дети демонстрируют известную неловкость и предвзятость. Равнодушное отношение к факту обследования и "фамильярне" отношение к экспертам чаще всего характерно для умственно отсталых детей. Как подчеркивают исследователи (Р. С. Немов, Л. М. Крыжановская и др.), Во всех случаях при психодиагностики интеллектуального развития детей необходима доброжелательная, спокойная и ровная обстановка.

Итак, психологическая диагностика и консультирование - взаимосвязанные процессы, успех которых определяется как внешними, так и внутренними факторами. К внешним исследователи относят организацию, к внутренним - готовность к сотрудничеству, как консультанта, так и клиента. Основными стадиями психодиагностики консультативной деятельности ученые считают следующие:

1) нетестовыми;

2) первичную - диагностику, в процессе которой изучается общая структура личности клиента, где кроются причины его проблем;

3) текущую: диагностирование текущих изменений личности;

4) завершающую: интерпретация полученных психодиагностических данных и уточнения программы консультативной помощи.

Описание

Психологическое образование в последние годы очень популярно: российское общество осознало необходимость и безусловную пользу профессиональной психологической помощи, стали создаваться рабочие места и возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах. Однако большинство образовательных программ были теоретического толка, а знание фундаментальных основ теоретической психологии хоть и само по себе полезно в практическом консультировании, но его явно недостаточно для оказания полноценной помощи и поддержки.

Практический психолог ведёт свою работу сразу по нескольким направлениям. Это консультации, психодиагностика, психопрофилактика и коррекция, просветительская деятельность и психологическая работа. Но основными определяющими качество психолога как специалиста, являются консультативные и диагностические навыки.

Эта программа для вас, если вы...

  • Стремитесь познать тайны человеческих переживаний и эмоций;
  • Готовы к ответственной интересной работе;
  • Планируете развиваться в одной из самых сложных и нужных сфер - психологии.

Цель программы

Обучение всем видам психологического консультирования. По завершении обучения вы будете компетентны в вопросах общей и возрастной психологии, семейного и корпоративного бизнес-консультирования, то есть, станете универсальным специалистом, способным реализовать свои компетенции в самых разных условиях.

Развитые навыки психодиагностики помогут вам выполнять свою работу с высоким качеством. Комплекс профессиональных методик и приёмов будет особо полезен в работе с клиентами, не способными прямо выражать свои чувства и переживания, в том числе с детьми. Корректная психодиагностика позволяет выстроить психологическую работу оптимальным образом и добиться положительной динамики, поэтому изучение этого раздела является неотъемлемой частью образования психолога-практика.

Задачи дистанционной подготовки:

  • Подготовить слушателей к практическому консультированию посредством формирования ряда практических компетенций;
  • Развить коммуникативные психодиагностические навыки;
  • Сформировать представление о современных подходах и методах психологического консультирования;
  • Подтвердить знания и умения выпускников документально.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 месяцев (620 ч.).

Методы обучения

Методики дистанционного обучения несколько отличаются от привычных традиционных форм. Вы будете так же посещать занятия, но видеть преподавателя не перед собой, а на мониторе. Вам так же будут читать лекции, но теперь вы можете послушать их и в записи. Вам будут доступны также материалы прошлых выпусков и обширная библиотека знаний, включающая не только тексты, но и многочисленные графические материалы, аудио, видео и прочие форматы информации. За ходом обучения следит тьютор - прикреплённый к вам преподаватель. Он контролирует процесс и сопровождает вас с первого дня и до получения диплома.

Результат обучения:

  • Вам выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
  • Вы становитесь представителем одной из наиболее востребованных в современном обществе профессий;
  • Вы готовы приступить к работе и способны проводить консультативную и диагностическую работу действительно эффективно.

Ваши перспективы

После завершения курса профпереподготовки вы можете работать психологом в социальных службах и центрах реабилитации, в корпоративных психологических центрах и др. Безгранична потенциальная сфера реализации профессиональных возможностей в индивидуальном консультировании - ваше образование более всего располагает именно к такому направлению работы.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...