Фамилии психологов. Эрик Берн

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ.

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского.

В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.

В сентябре 1927 г. Б.Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то

время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке.

Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологаческой точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.

В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.

В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б.Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.

Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.

Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии.

Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем - в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.

В 1943 г. Б.Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинфадском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б.Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.

На рубеже 1940-1950-х гг. Б.Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.

В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.

Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962-1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплекс-ный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.

В это же время Б.Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.

Вторая группа исследований, наоборот, концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга, что позволило Б.Г. Ананьеву получить более глубокие представления о различных возрастных статусах, о роли отдельных факторов в общем развитии личности. С другой стороны, исследования первой группы давали основу для большей объективности исследований второй группы.

В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии Год спустя Б.Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. Ученый активно участвовал в учебной и научной работе факультета. Он организовал такую совершенно новую форму обучения студентов, как творческие встречи с известными, маститыми учеными За время работы Ананьева на факультете в ЛГУ приезжали А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, ученые из Киева и Тбилиси.

В начале 1970-х гг. Б.Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.

Научное значение трудов Б.Г. Ананьева трудно переоценить Несмотря на то что ему пришлось отказаться от исследований в области педологии, ученый продолжил активную научную работу в различных областях психологии: от исторических основ науки до изучения чувствительности и некоторых психологических функций. Кроме того, Б.Г. Ананьев сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИ. АБРАХАМ КАРЛ. Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г Его родители были приверженцами иудаизма, и в доме всегда строго соблюдались все обряды и правила. После поступления в университет Абрахам несколько отошел от соблюдения этих правил, несмотря на то что

Из книги Дневник библиотекаря Хильдегарт автора Автор неизвестен

2007/03/31 Моя подруга и психологи - Она говорит: «Расскажите мне ваш сегодняшний сон. Только постарайтесь ничего не упустить, ни одной детали. А потом мы с вами вместе сядем и всё проанализируем, чтобы понять, что же вы видели на самом деле». Я ей говорю: «Видела Оцеолу, вождя

Из книги Эффективный Черчилль автора Медведев Дмитрий Львович

2007/04/12 Моя подруга, черти и психологи - Нет, йога совершенно потрясающая вещь, ты со мной даже не спорь. Ты ведь не занималась никогда – вот и сиди и не спорь. После этого ты же совершенно другой человек, абсолютно… Мы в Праге в шесть утра вставали и шли на занятия. После

Из книги Карлос Кастанеда. Путь мага и воина духа автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги автора

ЧЕМ ПРИТЯГАТЕЛЕН КАРЛОС КАСТАНЕДА. ТАК ГОВОРЯТ ПСИХОЛОГИ Не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон

Даже несмотря на то, что каждый из представленных здесь теоретиков-психологов, по всей вероятности, руководствовался идеями определенной доминирующей школы, все они внесли индивидуальный неоценимый вклад в развитие психологии.
В июле 2002 года был опубликован журнал «Review of General Psychology», в котором был представлен рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Рейтинг был составлен с учетом трех основных факторов: частота цитат в журналах, частота цитат в вводной части учебников и результаты опроса 1725 членов Американской психологической ассоциации.

10 влиятельных психологов-мыслителей

В списке ниже представлены 10 психологов, которые по результатам опроса, считаются наиболее влиятельными. Эти люди — самые известные психологи-мыслители, которые сыграли важную роль в истории психологии и своим трудом расширили понимание человеческого поведения. Этот список – не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какая школа мысли была лучшей. Список дает представление об определенных теоретических взглядах, которые оказали влияние не только на психологию, но и на нашу культуру в целом.

1. Б. Ф. Скиннер

В исследовании 2002 года в рейтинге 99 самых выдающихся психологов 20-го века список возглавил Б. Ф. Скиннер. Стойкий бихевиоризм Скиннера сделал его доминирующей личностью в психологии, а методы терапии, основанные на его теориях, широко используются сегодня, в том числе и в таких областях как экономика.

2.

Когда люди думают о психологии, они вспоминают имя Фрейда. В своей работе он придерживался убеждения в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Фрейд также предложил доказательства того, что на психологию и поведение людей оказывают влияние их культурные различия. Работа и труды Зигмунда Фрейда способствовали более глубокому раскрытию понимания личности, развитию клинической психологии, человеческого потенциала и патопсихологии.

3. Альберт Бандура

Работы Бандуры представляют собой часть когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х. Он подчеркнул важность социальной теории обучения посредством наблюдений, имитации и моделирования. «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, если даже не опасным, если бы люди полагались исключительно на результат своих собственных действий». В своей книге «Теория социального научения», 1977 г. автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.

4.

Работы Жана Пиаже затрагивают понимание детского интеллектуального развития в области психологии. Исследования Жана Пиаже помогли развитию возрастной психологии, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и появлению реформ в образовании. Альберт Эйнштейн как-то назвал наблюдения Пиаже над детским интеллектуальным развитием и мыслительными процессами открытием «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».

5. Карл Роджерс

Карл Роджерс подчеркивал важность влияния человеческого потенциала на психологию и образование. Карл Роджерс стал одним из важнейших гуманистических мыслителей, известный одноименным направлением в терапии «терапией Роджерса», которую сам он называл личностно-ориентированной психотерапией. Как описывает его дочь Натали Роджерс, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в жизни, а в работе педагогом, писателем и терапевтом».

6. Уильям Джеймс

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его книга «Принципы психологии» объемом в 1200 страниц стала классикой. Его учение и сочинения помогли становлению психологии как науки. Кроме того, Джеймс внес вклад в развитие функционализма, прагматизма и послужил примером для многих студентов-психологов за период своей 35-летней преподавательской карьеры.

Теория возрастного развития Эрика Эриксона способствовала созданию живого интереса к исследованию развития потенциала человека. Будучи последователем эго-психологии, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие личности: события в раннем детстве, в зрелом возрасте и в старости.

8. Иван Павлов

Иван Павлов — русский физиолог, исследования условных рефлексов которого помогли становлению и развитию такого направления, как бихевиоризм в психологии. Экспериментальные методы Павлова помогли ученым отойти от самоанализа и субъективных оценок и перейти к объективному измерению поведения в психологии.

Левина называют отцом современной социальной психологии благодаря его новаторским работам, в которых он использовал научные методы и эксперименты для изучения социального поведения. Левин был конструктивным теоретиком, который посредством своего устойчивого воздействия на психологию стал одним из выдающихся психологов 20-го века.

10. Выбор читателей

Евгений Гарфилд (в 1977г.) и Хэггблум (в 2002г.), публикуя свои списки-рейтинги, оставляли последний пункт списка пустым для того, чтобы позволить читателю самостоятельно выбрать того психолога, который по мнению читателя должен войти в этот список.

Как-то я уже писал про 100 самых выдающихся психологов ХХ века . Но психология не стоит на месте и классикам наступают на пятки более молодые поколения исследователей. Группа исследователей во главе с Эдом Динером составили список из 200 самых выдающихся психологов современности , имея в виду тех, у кого пик карьеры пришёлся на период после Второй мировой войны. Статья со списком опубликована в новом журнале открытого доступа от APA Archives of Scientific Psychology .

На первом этапе они составили список из 348 психологов, которые потенциально могли бы претендовать на звание самых выдающихся. При составлении этого списка авторы использовали 6 источников: 1) получатели наград APA за выдающихся вклад в науку, 2) получатели наград APS, 3) члены американской National Academy of Sciences, 4) члены American Academy of Arts and Sciences, 5) авторы самых цитируемых статей по данным Institute for Scientific Information, 6) исследователи, часто упоминающиеся в 5 вводных учебниках по психологии.

Дальше эти 348 психологов, были проранжированы по интегральной оценке, основанной на трёх критериях: 1) наличие наград APA и APS за вклад в психологию, 2) количество страниц в 5 вводных учебниках по психологии, посвящённых исследователю или его исследованиям (плюс количество строчек в статьях Википедии), 3) цитирования (объединялись общее количество цитирований, индекс Хирша, наиболее цитируемые работы). Количество цитирований определялось по данным Google Scholar, поэтому не удивляйтесь огромным абсолютным цифрам, известно, что Google Scholar учитывает цитирования не только из рецензируемых журналов, поэтому находит их значительно больше, чем, например, Web of Science.

Список первых 200 самых выдающихся получился такой:

  1. BANDURA, Albert
  2. PIAGET, Jean
  3. KAHNEMAN, Daniel
  4. LAZARUS, Richard
  5. SELIGMAN, Martin
  6. SKINNER, B. F.
  7. CHOMSKY, Noam
  8. TAYLOR, Shelley
  9. TVERSKY, Amos
  10. DIENER, Ed
  11. SIMON, Herbert
  12. ROGERS, Carl
  13. SQUIRE, Larry
  14. ANDERSON, John
  15. EKMAN, Paul
  16. TULVING, Endel
  17. ALLPORT, Gordon
  18. BOWLBY, John
  19. NISBETT, Richard
  20. CAMPBELL, Donald
  21. MILLER, George
  22. FISKE, Susan
  23. DAVIDSON, Richard
  24. MCEWEN, Bruce
  25. MISCHEL, Walter
  26. FESTINGER, Leon
  27. MCCLELLAND, David
  28. ARONSON, Elliot
  29. POSNER, Michael
  30. BAUMEISTER, Roy
  31. KAGAN, Jerome
  32. LEDOUX, Joseph
  33. BRUNER, Jerome
  34. ZAJONC, Robert
  35. KESSLER, Ronald
  36. RUMELHART, David
  37. PLOMIN, Robert
  38. SCHACTER, Daniel
  39. BOWER, Gordon
  40. AINSWORTH Mary
  41. MCCLELLAND, James
  42. MCGAUGH, James
  43. MACCOBY, Eleanor
  44. MILLER, Neal
  45. RUTTER, Michael
  46. EYSENCK, Hans
  47. CACIOPPO, John
  48. RESCORLA, Robert
  49. EAGLY, Alice
  50. COHEN Sheldon
  51. BADDELEY, Alan
  52. BECK, Aaron
  53. ROTTER, Julian
  54. SMITH, Edward
  55. LOFTUS, Elizabeth
  56. JANIS, Irving
  57. SCHACHTER, Stanley
  58. BREWER, Marilynn
  59. SLOVIC, Paul
  60. STERNBERG, Robert
  61. ABELSON, Robert
  62. MISHKIN, Mortimer
  63. STEELE, Claude
  64. SHIFFRIN, Richard
  65. HIGGINS, E. Tory
  66. WEGNER, Daniel
  67. KELLEY, Harold
  68. MEDIN, Douglas
  69. CRAIK, Fergus
  70. NEWELL, Allen
  71. HEBB, Donald
  72. CRONBACH, Lee
  73. MILNER, Brenda
  74. GARDNER, Howard
  75. GIBSON, James
  76. THOMPSON, Richard
  77. GREEN, David
  78. BERSCHEID, Ellen
  79. MARKUS, Hazel
  80. JOHNSON, Marcia
  81. HILGARD, Ernest
  82. MASLOW, Abraham
  83. DAMASIO, Antonio
  84. ATKINSON, Richard
  85. ERIKSON, Erik
  86. BROWN, Roger
  87. SPERRY, Roger
  88. COHEN, Jonathan
  89. ROSENZWEIG, Mark
  90. TOLMAN, Edward
  91. GREENWALD, Anthony
  92. HARLOW, Harry
  93. DEUTSCH, Morton
  94. SPELKE, Elizabeth
  95. GAZZANIGA, Michael
  96. ROEDIGER, H. L.
  97. GUILFORD, J. P.
  98. HETHERINGTON, Mavis
  99. PINKER, Steven
  100. TREISMAN, Anne
  101. RYAN, Richard
  102. BARLOW, David
  103. FRITH, Uta
  104. ASCH, Solomon
  105. SHEPARD, Roger
  106. ATKINSON, John
  107. COSTA, Paul
  108. JONES, Edward
  109. SPERLING, George
  110. CASPI, Avshalom
  111. EISENBERG, Nancy
  112. GARCIA, John
  113. HEIDER, Fritz
  114. SHERIF, Muzafer
  115. GOLDMAN-RAKIC, P.
  116. UNGERLEIDER, Leslie
  117. ROSENTHAL, Robert
  118. SEARS, Robert
  119. WAGNER, Allan
  120. DECI, Ed
  121. DAVIS, Michael
  122. ROZIN, Paul
  123. GOTTESMAN, Irving
  124. MOFFITT, Terrie
  125. MAIER, Steven
  126. ROSS, Lee
  127. KOHLER, Wolfgang
  128. GIBSON, Eleanor
  129. FLAVELL, John
  130. FOLKMAN, Susan
  131. GELMAN, Rochel
  132. LANG, Peter
  133. NEISSER, Ulrich
  134. CSIKSZENTMIHALYI, Mihalyi
  135. MERZENICH, Michael
  136. MCCRAE, Robert
  137. OLDS, James
  138. TRIANDIS, Harry
  139. DWECK, Carol
  140. HATFIELD, Elaine
  141. SALTHOUSE, Timothy
  142. HUTTENLOCHER, J.
  143. BUSS, David
  144. MCGUIRE, William
  145. CARVER, Charles
  146. PETTY, Richard
  147. MURRAY, Henry
  148. WILSON, Timothy
  149. WATSON, David
  150. DARLEY, John
  151. STEVENS, S. S.
  152. SUPPES, Patrick
  153. PENNEBAKER, James
  154. MOSCOVITCH, Morris
  155. FARAH, Martha
  156. JONIDES, John
  157. SOLOMON, Richard
  158. SCHEIER, Michael
  159. KITAYAMA, Shinobu
  160. MEANEY, Michael
  161. PROCHASKA, James
  162. FOA, Edna
  163. KAZDIN, Alan
  164. SCHAIE, K. Warner
  165. BARGH, John
  166. TINBERGEN, Niko
  167. KAHN, Robert
  168. CLORE, Gerald
  169. LIBERMAN, Alvin
  170. LUCE, Duncan
  171. BROOKS-GUNN, Jeanne
  172. LUBORSKY, Lester
  173. PREMACK, David
  174. NEWPORT, Elissa
  175. SAPOLSKY, Robert
  176. ANDERSON, Craig
  177. GOTLIB, Ian
  178. BEACH, Frank
  179. MEEHL, Paul
  180. BOUCHARD, Thomas
  181. ROBBINS, Trevor
  182. BERKOWITZ, Leonard
  183. THIBAUT, John
  184. TEITELBAUM, Philip
  185. CECI, Stephen
  186. MEYER, David
  187. MILGRAM, Stanley
  188. SIEGLER, Robert
  189. AMABILE, Teresa
  190. KINTSCH, Walter
  191. CAREY, Susan
  192. FURNHAM, Adrian
  193. BELSKY, Jay
  194. OSGOOD, Charles
  195. MATTHEWS, Karen
  196. STEVENSON, Harold
  197. UNDERWOOD, Brenton
  198. BIRREN, James
  199. KUHL, Patricia
  200. COYNE, James
В список попали исследователи, представляющие 16 тематических областей психологии. Три наиболее частые – это социальная психология (16%), биологическая психология (11%), и психология развития (10%).
  1. Выдающиеся психологи почти всегда имеют очень большое количество статей (чаще всего сотни, но у некоторых их значительно больше: Adrian Furnham – больше 1100, Robert Sternberg – больше 1200!), часть из которых являются мега-цитируемыми. Этому способствует то, что чаще всего они не уходят на пенсию и продолжают проводить исследования всю свою жизнь. Видимо потому, что это им очень нравится. А поскольку средний возраст тех, кто уже умер, – 80 лет, а многие из них доживают до 90 лет (например, Jerome Bruner), их академический стаж часто превышает 50 и даже 60 лет.
  2. Признание со стороны профессиональных организаций приходит поздно. Средний возраст получения награды APA – 59 лет. Только один Paul Meehl получил награду в 30 лет, а Kahneman и Festinger – в 40.
  3. 38% психологов из этого списка получили степень PhD в 5 университетах: Гарвард, Университет Мичигана, Йель, Стэнфорд, Университет Пенсильвании. Если к ним добавить ещё 5 – Университет Калифорнии в Беркли, Университет Миннесоты, Колумбийский университет, Университет Чикаго и Университет Техаса – то защитившихся в этой десятке будет уже 55%. Поскольку в США около 285 аспирантур по психологии, то авторы отмечают среди них большое неравенство. Однако со временем это неравенство снижается, т.к. среди рождённых до 1936 года 38% получили свою степень PhD в университетах Лиги Плюща (т.е. всего в 8 университетах). Среди рождённых после 1936 года таких уже 21%. На уровне бакалавриата и магистратуры наблюдается большее разнообразие. Первые 5 мест здесь занимают Гарвард, Университет Мичигана, Городской Университет Нью-Йорка, Стэнфорд и Университет Калифорнии в Беркли. Эти университеты закончили 20% самых выдающихся психологов.
  4. Большинство исследователей из этого списка хотя бы какое-то время работали в этих самых престижных университетах: 50 человек работали в Гарварде, 30 в Стэнфорде, 27 в Университете Пенсильвании, 27 в Университете Мичигана, 25 в Йеле.
  5. Несмотря на то, что от 75% до 80% психологов, оканчивающих университеты – женщины (то же самое наблюдается и на уровне степеней PhD), в списке самых выдающихся женщин меньшинство. Однако со временем их количество увеличивается. Среди родившихся до 1921 года только 10% женщин, между 1921 и 1950 годами – 22%, между 1951 и 1965 годами – 27%.
Интересно отдельно посмотреть на список 50 самых цитируемых публикаций.


Предвидя возможные вопросы и комментарии, сразу скажу. Да, этот список состоит только из исследователей, практиков в нём нет. Так и задумывалось. Список строился на основе конкретных критериев, и если какого-то вашего любимого психолога в нём нет, значит по данным критериям он находится ниже остальных. Список актуален на данный момент, но со временем он может изменится. В него могут попасть новые люди, а уже находящиеся в нём могут поменять место.

И последнее. Если вдруг вы хотите стать выдающимся психологом, анализ списка самых выдающихся психологов может дать вам несколько советов, которые могут в этом помочь. Во-первых, надо закончить один из самых престижных университетов мира и получить в одном из них степень PhD. При этом не так важно, чем именно внутри психологии вы будете заниматься и что изучать, хотя изучать психологию ощущений и восприятия или социальную психологию, кажется, выгоднее. Во-вторых, надо много работать, проводить много исследований и публиковать много статей, не меньше сотни. В-третьих, надо любить заниматься исследованиями и делать это всю жизнь, которая должна быть долгой (надо попытаться дожить хотя бы до 80 лет). В-четвёртых, надо быть терпеливым, в психологии слава приходит поздно.

_______________________________________________
Diener, E., Oishi, S., & Park, J. Y. (2014). An Incomplete List of Eminent Psychologists of the Modern Era. Archives of Scientific Psychology, 2 (1), 20–32. doi:10.1037/arc0000006

Пост написал

Это поразительно, но большинство авторов книг по детской психологии, живущих и пишущих в нашей стране, незнакомы родителям. Мы читаем зарубежных психологов. Может, это дань моде, а может, маркетинговая политика издателей. Тем не менее, современные российские психологи пишут книги для родителей. И какие книги! Если вы заблудились в лабиринте детско-родительских отношений, откройте книги из этой статьи. Уверены, что многие вопросы найдут ответы. Сайт для родителей Растём в Твери представляет 10 детских психологов, авторов книг по воспитанию детей.

Мы ограничились десятью авторами, но их, конечно, гораздо больше. Именно российских психологов мы советуем в этом обзоре, потому что они не понаслышке знают российскую действительность и хорошо понимают, откуда растут ноги современных проблем .

Книги по воспитанию детей Гиппенрейтер Ю.Б.

1. Юлия Борисовна Гиппенрейтер – наше все. Ее вполне заслуженно считают современным классиком в области психологии. Пишет она, кстати, не только книги для родителей, но и учебники для студентов. Что совсем неудивительно: она - доктор психологических наук, профессор. В настоящее время - профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Но мы благодарны ей за умение донести до сердца каждого родителя мысль о том, что основной инструмент воспитания не ремень, а безусловная любовь. Книги выпускаются большими тиражами, многократно переиздавались, выпускаются цитаты из них и карманные версии – все это свидетельства ее таланта популяризатора read article .

Книги по детской психологии Ирины Млодик

2. Ирина Юрьевна Млодик – детский психолог, председатель ассоциации психологов-практиков «Просто вместе». Ее ироничный стиль написания книг и здравомыслящий взгляд на решение проблем подкупают читателей. Разрешая нам быть «неидеальными родителями», Ирина Юрьевна не только завоевала любовь целевой аудитории, но и открыла многим родителям глаза на то, что чувствуют их дети. Она говорит с родителями на самые актуальные темы: как рассказать ребенку о смерти, как научить делать выбор и многие другие.

Книги:

  • Книга для неидеальных родителей
  • Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии
  • Школа и как в ней выжить
  • Пока ты пытался стать богом... Мучительный путь нарцисса
  • Там, где тебя еще нет

Нина Некрасова

3. Нина Некрасова - педагог, автор методик, стаж работы с детьми больше 35 лет. Еще один автор, чьи книги читать также легко, как и интересно. Живые примеры, неожиданные ракурсы, научная глубина – вот что характеризует ее книги. Совместно с дочерью Заряной пишет для многих женских и семейных журналов. Уверены, что вы читали ее статьи в журнале «Мой ребенок». Книги переведены на другие язык. В каждой своей книге Нина Некрасова убеждает родителей в том, что большинства проблем удастся избежать, если помнить о главном инструменте воспитания – безусловной любви.

Книги:

  • Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти
  • Без опасности. От рождения до школы.
  • Без опасности. Школьные годы
  • Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности!
  • Что нужно, чтобы жить дружно. Веселое воспитание для всей семьи
  • Чтобы папа помогал. Как приучить мужчину заботиться о малыше

Екатерина Мурашова

4. Мурашова Екатерина – семейный и детский психолог, писатель, автор книг для подростков. Работала по программе «Врачи мира» с детьми из социально неблагополучных семей. Лауреат литературных премий. Ведет авторскую колонку в журнале "Сноб". По ее сценарию снят фильм "Класс коррекции" о проблемах подростков.

Книги:

  • Любить или воспитывать?
  • Дети-тюфяки и дети-катастрофы.
  • Ваш непонятный ребенок.
  • Психологические прописи для родителей

Владимир Леви

5. Владимир Леви – писатель, врач психотерапевт, кандидат медицинских наук, психолог. Книги переведены на многие языки.

Книги:

  • Нестандартный ребенок
  • Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок
  • Искусство быть собой
  • Кважды ква
  • Я и Мы
  • Везет же людям

Алла Баркан

Книги:

6. Баркан Алла Исааковна – педиатр, доктор медицинских наук, профессор психологии, магистр философии Венского университета, автор более 120 статей и 19 книг о детях.

  • Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога
  • Плохие привычки хороших детей
  • Рядовые семейных войн

Белонощенко Евгения

7. Белонощенко Евгения – психолог, основатель бэби-клуба, организатор тренингов для родителей. Книга Рожденные с характером – попытка систематизировать типы детских личностей. Традиционная школа психологии говорит о темпераментах, здесь предлагается другой взгляд на детские характеры. Прочитав эту книгу и найдя в ней тип своего ребенка, вы однозначно будете лучше понимать его и его поступки.

Книга

  • Рожденные с характером

Ольга Вологодская

8. Вологодская Ольга Павловна

Оказывается, родителям бывает очень удобно сохранять несамостоятельность в своем чаде. А бывает наоборот, слишком рано родители нагружают детей самостоятельностью. Какими порциями выдавать свободу? С чего начать? Как распознать опасность и научить ребенка самого видеть эти границы? Об этом рассказано в книге Ольги Вологодской.

Книга:

  • Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!

Людмила Стрелкова

9. Л. П. Стрелкова. Эмоциональный словарь – необычная книга. Это психологический практикум, который родители выполняют вместе с детьми. Погружаясь в предложенные автором истории-ситуации, можно научиться разделять чувства другого. А ведь это и есть один из секретов воспитания. Недаром говориться, что счастье – это когда тебя понимают.

  • Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй

Ольга Юрченко

10. Ольга Юрченко - педагог и психолог. Она поднимает в своих книгах такие актуальные проблемы детского воспитания как лень и обман. Как различить манипуляцию и крик о помощи? Что скрывается за детским обманом и откуда берется лень? Ответы на эти и другие вопросы попыталась найти Ольга Юрченко. Книги содержат большое количество тестов и упражнений, помогающих разобраться в своих проблемах.

  • Вся правда о детской лжи, или Что нужно знать родителям юных обманщиков
  • Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....