Известные российские психологи нашего времени. Самые знаменитые психологи в мире
В понедельник рано утром двое неизвестных, вооруженных ножами, совершили нападение на учеников и педагогов пермской школы № 127. Как сообщают СМИ, в результате разборок были ранены восемь человек. Среди них школьники 11-12 лет и учительница начальных классов Наталья.
На месте работают руководитель следственного отдела по Мотовилихинскому району и следователи-криминалисты. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей «Покушение на убийство двух и более лиц». Как удалось выяснить журналистам, 16-летний подросток Лев Биджаков и его товарищ Александр устроили потасовку в стенах учебного заведения. По предварительным данным, один из участников драки состоял на учете в психоневрологическом диспансере.
Позднее появилась информация, что Биджаков не единожды пересматривал видеоролики, снятые во время атаки школы «Колумбайн» в США. Пермские ученики утверждают, что Лев и Саша решили напасть на учеников из-за того, что восприняли один из постов в социальной сети как оскорбление в свой адрес. Админ местного паблика написал: «С Новым Годом, псы». Лев был возмущен таким отношением к себе.
Позднее в Сети опубликовали список пострадавших. Почти все школьники, получившие ранения, являются учениками 4-го класса. Сообщается, что нападавшие старались наносить удары по голове, чтобы сразу убить. У учительницы и одного 10-летнего ребенка тяжелые ранения в шею.
В данный момент Лев Биджаков задержан и направлен с тяжелыми травмами в больницу. Его сверстник Александр Буслидзе также был госпитализирован. Согласно одной из версий, 16-летние подростки совместно организовали вооруженное нападение на 127-ю школу. Во время атаки между ребятами произошел некий конфликт, они бросились друг на друга.
Сотрудники центрального аппарата МВД России, прибывшие на место происшествия, рассказали, что будет проведена тщательная проверка.
«Будут тщательно проанализированы обстоятельства случившегося, выявлены все лица, причастные к правонарушению, установлены причины и условия, способствовавшие его совершению. Будет дана правовая оценка действиям должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение пропускного режима и порядка в учебном заведении, а также организация профилактической работы с несовершеннолетними», - заявила официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Позднее в телеграм-канале Mash появились свидетельства очевидцев. Дети из 4Б рассказали, как все произошло.
«У нас был урок труда, нам учительница объясняла, что делать. И вдруг к нам ворвались два старшеклассника, одетые в черное, подошли к учительнице и стали наносить удары ножом. Мы испугались, стали кричать «Помогите!» и отходить к окну. Второй старшеклассник стоял в дверях и не выпускал нас, когда мы хотели пробраться к выходу. Когда мы к нему подходили, он выставлял нож. Когда мы убегали, первый старшеклассник стал наносить удары ножом и нам. Когда он нанес мне удары ножом, я отбежал к окну, тогда ко мне подошел второй старшеклассник и жестами показал, что, не будет меня бить, потому что я поднял руки. Один мальчик (Саша) побежал к двери, и тогда второй старшеклассник нанес ему удар ножом. Улучив момент, все побежали к двери и убежали. Старшеклассники все делали молча, по именам друг друга не называли», - сообщил школьник.
В Пермском крае было созвано заседание оперативного штаба по произошедшему инциденту. Уполномоченный по правам ребенка Светлана Денисова прокомментировала атаку подростков. «Это не теракт, это не какое-то нападение на школу. Один из нападавших - учащийся 10-го класса этой школы, другой - бывший ученик. По моей информации, между ними произошел конфликт, и учитель с учениками стали невольными свидетелями и участниками этого происшествия. Пока не до конца понятно, как всё это произошло. Оба нападавших тоже ранены», - подтвердила чиновник.
В Городской клинической больнице №4 были завершены три операции. Наиболее серьезные травмы получила учительница. Она находится в реанимации. «Операции подростков также закончились, у одного - ранение сонной артерии, у другого - яремной вены. Все зашито, они в отделении реанимации», - сообщили журналистам в лечебном учреждении.
Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал случившееся в школе.
«Давайте сначала дадим, наверное, Росгвардии и Министерству внутренних дел разобраться с тем, на надлежащем ли уровне обеспечивалась безопасность в этом учебном заведении. Вместе с тем, учитывая, что это такая внутренняя, скажем так, поножовщина между учениками школы, давайте это внутреннее расследование проведут. Это же не нападение на школу извне… Давайте дождемся точки зрения экспертов и не будем сейчас делать какие-то такие любительские рассуждения на этот счет», - заявил Песков.
Выяснилось, что целью подростков, атаковавших пермских школьников, была слава. Инициатором нападения оказался именно Лев Биджаков. Саша Буслидзе поддержал друга. Знакомые Льва утверждают, что слышали о его обещании устроить «нечто в школе». Ребята хотели убить друг друга. Вероятно, боль после первого удара была настолько сильной, что каждый из них отказался продолжать задуманное.
Детская психология – это дисциплина, которая отличается тем, что новые открытия и исследования постоянно изменяют клиническую картину. В области детской психологии есть очень много известных врачей. В этой публикации Вы узнаете о 10 из них.
- – известен исследованиями и теориями в области психо-сексуального развития, работы Фрейда в области детской психологии определяют пять этапов развития ребенка: оральный, анальный, фаллический, латентный и генитальный. Он предположил, что если ребенок пережил тревогу, на протяжении формирования любого из этих этапов, то в подростковом возрасте это может обернуться
- – британский детский психолог, наиболее известен за его работы в теории привязанности. Боулби опубликовал трилогию произведений дальнейшего развития этой теории, которая со временем стала использоваться с доминирующим подходом в изучении социального развития детей.
- Анна Фрейд – дочь Зигмунда Фрейда, основателя детской психологии, и пионер концепции защитных механизмов в организме. Анна Фрейд
- – много способствовала исследованиям в области теории привязанности; разработала оценку “странных ситуаций”, под час которых детей бы оставили в покое в комнате ненадолго, потом воссоединили с матерью. Это исследование привело ее к заключению, что в у детей есть три типа привязанности. Эйнсворт была пионером в понимании феномена развития ребенка.
- – разработал теорию стадий психо-социального развития, исследуя события в течение всей жизни, с детства до зрелого возраста, до старости. Учился с Анной Фрейд, и так же занимался психологией
- – новатор в психоанализе детей и младенцев. Она развила теорию о том, что дети как бы запрограммированы на отношения между собой в будущем тем, какие отношения с рождения с родителями.
- – Пиаже исследовал ту же теорию этапов развития детей, что и Эриксон. Пиаже предположил, что это были этапы интеллектуальных способностей детей. Этот психолог один из первых признал, что дети думают иначе, чем взрослые.
- –
развивающий психолог, Бижу был сторонником поведенческой терапии при лечении психологических расстройств у детей, таких как аутизм и
- –
профессор психиатрии и поведенческих наук, детской и подростковой психиатрии в Стэнфордском университете. Сторонник развития психопатологии.
- – первый консультант по детской психиатрии в Великобритании. Его часто называют отцом детской психологии; профессор эволюционной психопатологии в Институте психиатрии королевского колледжа Лондона.
Мы еще вернемся к каждому великому исследователю детской психологии и психиатрии. Эти люди заслуживают чтобы о них знали!
Как-то я уже писал про 100 самых выдающихся психологов ХХ века . Но психология не стоит на месте и классикам наступают на пятки более молодые поколения исследователей. Группа исследователей во главе с Эдом Динером составили список из 200 самых выдающихся психологов современности , имея в виду тех, у кого пик карьеры пришёлся на период после Второй мировой войны. Статья со списком опубликована в новом журнале открытого доступа от APA Archives of Scientific Psychology .
На первом этапе они составили список из 348 психологов, которые потенциально могли бы претендовать на звание самых выдающихся. При составлении этого списка авторы использовали 6 источников: 1) получатели наград APA за выдающихся вклад в науку, 2) получатели наград APS, 3) члены американской National Academy of Sciences, 4) члены American Academy of Arts and Sciences, 5) авторы самых цитируемых статей по данным Institute for Scientific Information, 6) исследователи, часто упоминающиеся в 5 вводных учебниках по психологии.
Дальше эти 348 психологов, были проранжированы по интегральной оценке, основанной на трёх критериях: 1) наличие наград APA и APS за вклад в психологию, 2) количество страниц в 5 вводных учебниках по психологии, посвящённых исследователю или его исследованиям (плюс количество строчек в статьях Википедии), 3) цитирования (объединялись общее количество цитирований, индекс Хирша, наиболее цитируемые работы). Количество цитирований определялось по данным Google Scholar, поэтому не удивляйтесь огромным абсолютным цифрам, известно, что Google Scholar учитывает цитирования не только из рецензируемых журналов, поэтому находит их значительно больше, чем, например, Web of Science.
Список первых 200 самых выдающихся получился такой:
- BANDURA, Albert
- PIAGET, Jean
- KAHNEMAN, Daniel
- LAZARUS, Richard
- SELIGMAN, Martin
- SKINNER, B. F.
- CHOMSKY, Noam
- TAYLOR, Shelley
- TVERSKY, Amos
- DIENER, Ed
- SIMON, Herbert
- ROGERS, Carl
- SQUIRE, Larry
- ANDERSON, John
- EKMAN, Paul
- TULVING, Endel
- ALLPORT, Gordon
- BOWLBY, John
- NISBETT, Richard
- CAMPBELL, Donald
- MILLER, George
- FISKE, Susan
- DAVIDSON, Richard
- MCEWEN, Bruce
- MISCHEL, Walter
- FESTINGER, Leon
- MCCLELLAND, David
- ARONSON, Elliot
- POSNER, Michael
- BAUMEISTER, Roy
- KAGAN, Jerome
- LEDOUX, Joseph
- BRUNER, Jerome
- ZAJONC, Robert
- KESSLER, Ronald
- RUMELHART, David
- PLOMIN, Robert
- SCHACTER, Daniel
- BOWER, Gordon
- AINSWORTH Mary
- MCCLELLAND, James
- MCGAUGH, James
- MACCOBY, Eleanor
- MILLER, Neal
- RUTTER, Michael
- EYSENCK, Hans
- CACIOPPO, John
- RESCORLA, Robert
- EAGLY, Alice
- COHEN Sheldon
- BADDELEY, Alan
- BECK, Aaron
- ROTTER, Julian
- SMITH, Edward
- LOFTUS, Elizabeth
- JANIS, Irving
- SCHACHTER, Stanley
- BREWER, Marilynn
- SLOVIC, Paul
- STERNBERG, Robert
- ABELSON, Robert
- MISHKIN, Mortimer
- STEELE, Claude
- SHIFFRIN, Richard
- HIGGINS, E. Tory
- WEGNER, Daniel
- KELLEY, Harold
- MEDIN, Douglas
- CRAIK, Fergus
- NEWELL, Allen
- HEBB, Donald
- CRONBACH, Lee
- MILNER, Brenda
- GARDNER, Howard
- GIBSON, James
- THOMPSON, Richard
- GREEN, David
- BERSCHEID, Ellen
- MARKUS, Hazel
- JOHNSON, Marcia
- HILGARD, Ernest
- MASLOW, Abraham
- DAMASIO, Antonio
- ATKINSON, Richard
- ERIKSON, Erik
- BROWN, Roger
- SPERRY, Roger
- COHEN, Jonathan
- ROSENZWEIG, Mark
- TOLMAN, Edward
- GREENWALD, Anthony
- HARLOW, Harry
- DEUTSCH, Morton
- SPELKE, Elizabeth
- GAZZANIGA, Michael
- ROEDIGER, H. L.
- GUILFORD, J. P.
- HETHERINGTON, Mavis
- PINKER, Steven
- TREISMAN, Anne
- RYAN, Richard
- BARLOW, David
- FRITH, Uta
- ASCH, Solomon
- SHEPARD, Roger
- ATKINSON, John
- COSTA, Paul
- JONES, Edward
- SPERLING, George
- CASPI, Avshalom
- EISENBERG, Nancy
- GARCIA, John
- HEIDER, Fritz
- SHERIF, Muzafer
- GOLDMAN-RAKIC, P.
- UNGERLEIDER, Leslie
- ROSENTHAL, Robert
- SEARS, Robert
- WAGNER, Allan
- DECI, Ed
- DAVIS, Michael
- ROZIN, Paul
- GOTTESMAN, Irving
- MOFFITT, Terrie
- MAIER, Steven
- ROSS, Lee
- KOHLER, Wolfgang
- GIBSON, Eleanor
- FLAVELL, John
- FOLKMAN, Susan
- GELMAN, Rochel
- LANG, Peter
- NEISSER, Ulrich
- CSIKSZENTMIHALYI, Mihalyi
- MERZENICH, Michael
- MCCRAE, Robert
- OLDS, James
- TRIANDIS, Harry
- DWECK, Carol
- HATFIELD, Elaine
- SALTHOUSE, Timothy
- HUTTENLOCHER, J.
- BUSS, David
- MCGUIRE, William
- CARVER, Charles
- PETTY, Richard
- MURRAY, Henry
- WILSON, Timothy
- WATSON, David
- DARLEY, John
- STEVENS, S. S.
- SUPPES, Patrick
- PENNEBAKER, James
- MOSCOVITCH, Morris
- FARAH, Martha
- JONIDES, John
- SOLOMON, Richard
- SCHEIER, Michael
- KITAYAMA, Shinobu
- MEANEY, Michael
- PROCHASKA, James
- FOA, Edna
- KAZDIN, Alan
- SCHAIE, K. Warner
- BARGH, John
- TINBERGEN, Niko
- KAHN, Robert
- CLORE, Gerald
- LIBERMAN, Alvin
- LUCE, Duncan
- BROOKS-GUNN, Jeanne
- LUBORSKY, Lester
- PREMACK, David
- NEWPORT, Elissa
- SAPOLSKY, Robert
- ANDERSON, Craig
- GOTLIB, Ian
- BEACH, Frank
- MEEHL, Paul
- BOUCHARD, Thomas
- ROBBINS, Trevor
- BERKOWITZ, Leonard
- THIBAUT, John
- TEITELBAUM, Philip
- CECI, Stephen
- MEYER, David
- MILGRAM, Stanley
- SIEGLER, Robert
- AMABILE, Teresa
- KINTSCH, Walter
- CAREY, Susan
- FURNHAM, Adrian
- BELSKY, Jay
- OSGOOD, Charles
- MATTHEWS, Karen
- STEVENSON, Harold
- UNDERWOOD, Brenton
- BIRREN, James
- KUHL, Patricia
- COYNE, James
- Выдающиеся психологи почти всегда имеют очень большое количество статей (чаще всего сотни, но у некоторых их значительно больше: Adrian Furnham – больше 1100, Robert Sternberg – больше 1200!), часть из которых являются мега-цитируемыми. Этому способствует то, что чаще всего они не уходят на пенсию и продолжают проводить исследования всю свою жизнь. Видимо потому, что это им очень нравится. А поскольку средний возраст тех, кто уже умер, – 80 лет, а многие из них доживают до 90 лет (например, Jerome Bruner), их академический стаж часто превышает 50 и даже 60 лет.
- Признание со стороны профессиональных организаций приходит поздно. Средний возраст получения награды APA – 59 лет. Только один Paul Meehl получил награду в 30 лет, а Kahneman и Festinger – в 40.
- 38% психологов из этого списка получили степень PhD в 5 университетах: Гарвард, Университет Мичигана, Йель, Стэнфорд, Университет Пенсильвании. Если к ним добавить ещё 5 – Университет Калифорнии в Беркли, Университет Миннесоты, Колумбийский университет, Университет Чикаго и Университет Техаса – то защитившихся в этой десятке будет уже 55%. Поскольку в США около 285 аспирантур по психологии, то авторы отмечают среди них большое неравенство. Однако со временем это неравенство снижается, т.к. среди рождённых до 1936 года 38% получили свою степень PhD в университетах Лиги Плюща (т.е. всего в 8 университетах). Среди рождённых после 1936 года таких уже 21%. На уровне бакалавриата и магистратуры наблюдается большее разнообразие. Первые 5 мест здесь занимают Гарвард, Университет Мичигана, Городской Университет Нью-Йорка, Стэнфорд и Университет Калифорнии в Беркли. Эти университеты закончили 20% самых выдающихся психологов.
- Большинство исследователей из этого списка хотя бы какое-то время работали в этих самых престижных университетах: 50 человек работали в Гарварде, 30 в Стэнфорде, 27 в Университете Пенсильвании, 27 в Университете Мичигана, 25 в Йеле.
- Несмотря на то, что от 75% до 80% психологов, оканчивающих университеты – женщины (то же самое наблюдается и на уровне степеней PhD), в списке самых выдающихся женщин меньшинство. Однако со временем их количество увеличивается. Среди родившихся до 1921 года только 10% женщин, между 1921 и 1950 годами – 22%, между 1951 и 1965 годами – 27%.
Предвидя возможные вопросы и комментарии, сразу скажу. Да, этот список состоит только из исследователей, практиков в нём нет. Так и задумывалось. Список строился на основе конкретных критериев, и если какого-то вашего любимого психолога в нём нет, значит по данным критериям он находится ниже остальных. Список актуален на данный момент, но со временем он может изменится. В него могут попасть новые люди, а уже находящиеся в нём могут поменять место.
И последнее. Если вдруг вы хотите стать выдающимся психологом, анализ списка самых выдающихся психологов может дать вам несколько советов, которые могут в этом помочь. Во-первых, надо закончить один из самых престижных университетов мира и получить в одном из них степень PhD. При этом не так важно, чем именно внутри психологии вы будете заниматься и что изучать, хотя изучать психологию ощущений и восприятия или социальную психологию, кажется, выгоднее. Во-вторых, надо много работать, проводить много исследований и публиковать много статей, не меньше сотни. В-третьих, надо любить заниматься исследованиями и делать это всю жизнь, которая должна быть долгой (надо попытаться дожить хотя бы до 80 лет). В-четвёртых, надо быть терпеливым, в психологии слава приходит поздно.
_______________________________________________
Diener, E., Oishi, S., & Park, J. Y. (2014). An Incomplete List of Eminent Psychologists of the Modern Era. Archives of Scientific Psychology, 2
(1), 20–32. doi:10.1037/arc0000006
Пост написал
Последнее обновление: 22/03/2015
Обзор выдающихся мыслителей в области психологии
Широту и разнообразие психологии можно увидеть, посмотрев, на некоторых из наиболее известных мыслителей. В то время как каждый теоретик, возможно, был частью наиважнейшей философской школы, каждый принес уникальный вклад и новые перспективы развития психологии как науки.
Исследование, которое появилось в июле 2002 года « » создало рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Составление рейтинга было основано главным образом на трех факторах: частота цитирования в журналах, в вводных цитатах учебников, и результатах опросах 1725 членов Американской ассоциации психологов.
10 влиятельных мыслителей в области психологии
В следующем списке приводится обзор 10 психологов из этого опроса. Эти люди не только некоторые из самых известных мыслителей в области психологии, они также сыграли важную роль в истории психологии и внесли важный вклад в наше понимание человеческого поведения. Этот список не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какие школы мысли были лучшими. Вместо этого, этот список дает представление о некоторых теоретических взглядах, которые влияют не только на психологию, но и на культурную среду, в которой мы живем.
В исследовании 2002 года рейтинга 99 самых выдающихся психологов 20-го века, возглавляет список. Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма. Методы терапии, основанные на его теориях, широко используется и сегодня, в том числе техники модификации поведения.
Когда люди думают о психологии, многие склонны думать о Фрейде. Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение. Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и патопсихологии.
Работы считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его социальная теория обучения подчеркнула важность наблюдения обучения, подражание и моделирование. ” Обучение будет чрезвычайно трудоемким, чтобы не сказать опасным, если людям придется полагаться только на результаты их собственных действий для того, чтобы понять, что им следует делать. ” Бандура объяснил в своей книге «Социальная теория обучения».
Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем понимании детского интеллектуального развития. Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии, и реформы образования. Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься Только гений.»
Карл Роджерс сделал упор на человеческий потенциал, который оказал огромное влияние на психологию и образование. Он стал одним из важнейших гуманистических мыслителей. Как пишет его дочь Натали Роджерс, он был «Он относился по жизни к людям с сочувствием и пониманием, и воплощал свои демократические идеалы в работе преподавателем, писателем и терапевтом».
Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его 1200-страничный текст, Принципы психологии, стала классикой на эту тему, и его учения и труды помогли установить психологию как науку. Кроме того, Джеймс сделал вклад в функционализм, прагматизм и повлиял на многих студентов-психологов в течение своей 35-летней педагогической деятельности.
Теория стадии психосоциологического развития Эрика Эриксона помогла пробудить интерес и исследование в области развития человека через продолжительность жизни. Психолог расширил теорию, исследуя развитие в течение жизни, включая события детства, взрослой жизни, и старости.
Был российским физиологом, исследование которого повлияло на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.
Даже несмотря на то, что каждый из представленных здесь теоретиков-психологов, по всей вероятности, руководствовался идеями определенной доминирующей школы, все они внесли индивидуальный неоценимый вклад в развитие психологии.
В июле 2002 года был опубликован журнал «Review of General Psychology»,
в котором был представлен рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Рейтинг был составлен с учетом трех основных факторов: частота цитат в журналах, частота цитат в вводной части учебников и результаты опроса 1725 членов Американской психологической ассоциации.
10 влиятельных психологов-мыслителей
В списке ниже представлены 10 психологов, которые по результатам опроса, считаются наиболее влиятельными. Эти люди — самые известные психологи-мыслители, которые сыграли важную роль в истории психологии и своим трудом расширили понимание человеческого поведения. Этот список – не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какая школа мысли была лучшей. Список дает представление об определенных теоретических взглядах, которые оказали влияние не только на психологию, но и на нашу культуру в целом.
1. Б. Ф. Скиннер
В исследовании 2002 года в рейтинге 99 самых выдающихся психологов 20-го века список возглавил Б. Ф. Скиннер. Стойкий бихевиоризм Скиннера сделал его доминирующей личностью в психологии, а методы терапии, основанные на его теориях, широко используются сегодня, в том числе и в таких областях как экономика.
2.
Когда люди думают о психологии, они вспоминают имя Фрейда. В своей работе он придерживался убеждения в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Фрейд также предложил доказательства того, что на психологию и поведение людей оказывают влияние их культурные различия. Работа и труды Зигмунда Фрейда способствовали более глубокому раскрытию понимания личности, развитию клинической психологии, человеческого потенциала и патопсихологии.
3. Альберт Бандура
Работы Бандуры представляют собой часть когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х. Он подчеркнул важность социальной теории обучения посредством наблюдений, имитации и моделирования. «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, если даже не опасным, если бы люди полагались исключительно на результат своих собственных действий». В своей книге «Теория социального научения», 1977 г. автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.
4.
Работы Жана Пиаже затрагивают понимание детского интеллектуального развития в области психологии. Исследования Жана Пиаже помогли развитию возрастной психологии, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и появлению реформ в образовании. Альберт Эйнштейн как-то назвал наблюдения Пиаже над детским интеллектуальным развитием и мыслительными процессами открытием «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».
5. Карл Роджерс
Карл Роджерс подчеркивал важность влияния человеческого потенциала на психологию и образование. Карл Роджерс стал одним из важнейших гуманистических мыслителей, известный одноименным направлением в терапии «терапией Роджерса», которую сам он называл личностно-ориентированной психотерапией. Как описывает его дочь Натали Роджерс, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в жизни, а в работе педагогом, писателем и терапевтом».
6. Уильям Джеймс
Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его книга «Принципы психологии» объемом в 1200 страниц стала классикой. Его учение и сочинения помогли становлению психологии как науки. Кроме того, Джеймс внес вклад в развитие функционализма, прагматизма и послужил примером для многих студентов-психологов за период своей 35-летней преподавательской карьеры.
Теория возрастного развития Эрика Эриксона способствовала созданию живого интереса к исследованию развития потенциала человека. Будучи последователем эго-психологии, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие личности: события в раннем детстве, в зрелом возрасте и в старости.
8. Иван Павлов
Иван Павлов — русский физиолог, исследования условных рефлексов которого помогли становлению и развитию такого направления, как бихевиоризм в психологии. Экспериментальные методы Павлова помогли ученым отойти от самоанализа и субъективных оценок и перейти к объективному измерению поведения в психологии.
Левина называют отцом современной социальной психологии благодаря его новаторским работам, в которых он использовал научные методы и эксперименты для изучения социального поведения. Левин был конструктивным теоретиком, который посредством своего устойчивого воздействия на психологию стал одним из выдающихся психологов 20-го века.
10. Выбор читателей
Евгений Гарфилд (в 1977г.) и Хэггблум (в 2002г.), публикуя свои списки-рейтинги, оставляли последний пункт списка пустым для того, чтобы позволить читателю самостоятельно выбрать того психолога, который по мнению читателя должен войти в этот список.