Рекомендации для родителей по развитию фонематического восприятия. Практические рекомендации по развитию фонематического восприятия у младших школьников

  • Коррекционно – образовательные: обогащать и активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь (гулять, копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”; учить определять признаки зимы.

    Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение единственного и множественного числа существительных).

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

    Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию (использование ИКТ).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

      Логопед: “ - Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые, мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки! ” Ребёнок надевает, а затем снимает варежки.

      Логопед: “- Повторяй за мной:

      Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой - в стороне)

      Ой, куда я пальчик дела? (прячем большой пальчик в ладошку)

      Нету пальчика, пропал,

      В свой домишко не попал! (круговые движения кистями рук)

      Настя варежку сняла,

      Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих руках)

      Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

      Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

    3. Основная часть.
    1. Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).
    2. Логопед: “ - Какое сейчас время года?” (зима)

      Логопед: “ - Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

      Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку, цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

      Логопед: “ - Вот теперь всё верно, молодец!”.

    3. Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).
    4. Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

      На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

      Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф, валенки, варежки).

      Логопед: “ - Как можно одним словом всё это назвать? (одежда)”.

    5. Упражнение на дыхание “ Вьюга”.
    6. Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком сдувают конфетти с ладошки.

    7. Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5, 6).
    8. Логопед: “ - Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет” (снеговик, снежинки, шапка, варежки).

    9. Физминутка “Снег летит”.
    10. Логопед: “ - Повторяй за мной!”

      Снег летит, снег летит (движение обеих рук сверху вниз),

      На дома и крыши (изображение крыши руками над головой).

      Тихо к нам идёт зима (имитация ходьбы на носочках),

      Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

    11. Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

    Логопед: “ - Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать, лепить, кататься).

    1. Итог занятия.

    Логопед: “ - Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты хорошо занималась, молодец!”

  • Дети с интеллектуальной недостаточностью, поступающие в первый класс, оказываются почти не готовыми к обучению в школе из-за несформированности у них фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - навык восприятия слова с точки зрения количества и последовательности звуков (букв) в слове.

    При несформированности фонематического восприятия учащиеся затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом, что ведёт к нарушению письменной речи. В дальнейшем в письменных работах учеников младших классов наиболее распространёнными являются следующие ошибки:

    • пропуск букв и слогов; при этом чаще пропускаются гласные, что объясняется отсутствием кинестетической опоры (например: город - «горд», воробей - «врбей), и согласные при их стечении (стрекоза - «стркоза», «срекоза»);
    • недописывание букв или слогов (крикнул - «крикну», синий - «сини», наступила - «наступи», пилили - «пили»);
    • наращивание слов лишними буквами или слогами; чаще всего вставляются лишние гласные между стечением согласных (трава - «тарава», декабрь - «декаборь», рубашка - «рубашека») или повторяется один из слогов (притащили - «притатащили»);
    • перестановки букв или слогов внутри слова: обычно наблюдаются при стечении согласных (косилка - «косикла»), и в словах с повторяющимися гласными (на дереве - «на девере», колобок - «коболок»);
    • грубое искажение слов (храбрый - «хабаб»);
    • слитное написание слов (он влез на дерево - «онлеснадерва»);
    • произвольное деление слов (вскочил на ветку - «вскочилна ветку»);
      Основными, наиболее важными моментами в формировании фонематического восприятия являются следующие направления:

    I. уточнение представления о гласных;

    II. формирование понятия о слоговом составе слов и навыка работы с 2, 3, 4, сложными словами;

    III. уточнение представления о твердых и мягких согласных;

    IV. формирование навыка звукобуквенного анализа слов.

    Важный момент в работе - наглядность, иллюстрированный материал, т.к. опора на слуховое восприятие не дает необходимых результатов.

    Упражнения по направлениям.

    I. Детям уточняется представление о гласных звуках и буквах Iи IIряда. Они учатся слышать и выделять их из слогов разного типа и слов различной структуры с использованием метода графической схемы с учетом его слоговой структуры. При графическом изображении слово проговаривается по слогам. Таким образом дети учатся слышать гласные звуки, ощущать движения органов артикуляции в момент их произнесения, видеть соответствующие буквы в составе слова и в дальнейшем не пропускать их при письме.

    Выписать гласные среди других букв, слогов, слов;
    . хлопнуть на гласный;
    . назвать картинки, выделить в их названиях гласные звуки, изобразить слова графически;

    Дополнить слово гласным;

    Составить слова, назвать в них гласные;


    Дополнить подписи к картинкам необходимыми гласными;

    Списать слова, вставляя пропущенные гласные;
    . прочитать пары слов, вставить пропущенные гласные;

    Определить пропущенные гласные (по картинкам и без использования картинок);

    Найти ошибки, исправить их, подчеркнуть вставленные гласные;

    II. Учащиеся практически усваивают слоговой состав слова, как отдельно взятую часть, - слог. Количество слогов в слове, приобретают Они учатся слышать, понимать последовательность и количество слогов слове, приобретают навык правильного деления слов на слоги с учетом стечения согласных в словах, например: кош-ка, а не ко-шка. Такой подход к делению слов на слоги обуславливается тем, что согласные, стоящие рядом, разъединяются, т.е. одна согласная закрывает слог, а вторая - открывает. Параллельно идет работа с гласными. Таким образом, ученики лучше воспринимают каждую гласную и не пропускают её при написании подобных слов. Работа строится по схеме: 2-х сложные слова, 3-х сложные, 4-х сложные.

    Списать слова по слогам, подчеркнуть гласные;
    . списать слова, делить их на слоги по образцу, подчеркнуть (назвать) гласные;

    Подобрать слова к схемам;

    Записать слова по памяти (2-4 слова);
    . соединить слоги, прочитать полученные слова по слогам, записать, подчеркнуть гласные;

    Назвать картинки, назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть гласные;

    Назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть гласные (без опоры на картинку);
    . назвать картинки, прочитать подписи, переставить слоги и написать; прочитать слова правильно;

    

    Составить слова из слогов, записать их, выделить гласные (без опоры на картинку);

    . разгадать ребусы, записать получившиеся слова;

    Задания на закрепление.

    Выбрать из слов сначала слова из 1 слога, затем из 2-х, из 3-х;
    . списать текст или предложение: 1вариант - не деля, слова на слоги; 2 вариант - деля слова на слоги;
    . включение указанных упражнений в предложения, тексты;

    III. Учащиеся учатся слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усваивают способы обозначения мягкости согласных на письме: с помощью гласных второго ряда (первый способ) и мягкого знака (второй способ). Показать мягкость кинестетического различия в звучании, учить опираться на эти ощущения.

    Выписать (прочитать) слоги сначала с твердыми согласными, затем с мягкими;
    . анализ слов - паронимов (с опорой на картинки и без них);
    Сравнить пару слов:
    - по смыслу;
    - по звучанию первого согласного;
    - по написанию гласной;

    Подобрать пары слов, записать получившиеся пары;


    Назвать картинки, назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть мягкие согласные;
    . найти ошибки в словах, написать слова правильно;

    Определить, в подписях, к каким картинкам «убежал» мягкий знак;

    Родители всегда должны помнить: развитая речь - один из самых важных критериев готовности к школьному обучению. И чем раньше родители обратят внимание на развитие речи своего ребенка, тем успешнее будет проходить учебный процесс.

    Если у вас, уважаемые родители, возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым делом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

    Фонематический слух – это различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и т.д. Детям сначала трудно разобрать, что в слове является постоянным, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В принципе, большинство дошкольников без труда усваивают грамматический ряд языка и узнают звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

    Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. “опознать”) каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков “б-п” он не будет знать, какая первая буква – “б” или “п” – должна быть написана в слове “булка” или в слове “потолок”.

    Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова “мишка” и “миска” ребёнок может различить на слух только при условии чёткой дифференциации звуков “с-ш”, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый, малыш лишь на них показывает.

    Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребёнка возможности ориентироваться на какой-то определённый порядок в показе картинок.

    Тестирующему человеку не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.

    Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ.

    Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если всё в порядке, ребёнок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков малыш будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

    Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а, следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем и в письме.

    Ниже мы приводим примеры игровых заданий, направленных на развитие фонематического слуха.

    Этапы работы по развитию фонематического слуха

    Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

    ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

    Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери

    и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

    Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

    Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

    Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

    Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

    ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

    Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

    Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

    ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

    Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

    Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

    ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

    Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

    Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

    ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

    Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

    Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

    ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

    Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

    Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

    Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

    Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, например, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

    Возвращайтесь к пройденному материалу в повседневной жизни. Например, пусть ребенок тренируется ставить ударения в словах, когда вы ходите с ним по магазину самообслуживания в поисках ГРЕ-Е-ЕЧКИ, СА-А-АХАРА, РЫ-Ы-ЫБЫ и т.д. Или, читая ребенку перед сном, выделяйте в тексте пройденный звук. Готовя ужин, попросите ребенка найти на кухне все предметы, начинающиеся на определенную букву. Все это поможет малышу лучше усвоить материал, и, кроме того, вы сможете сохранить эффект непрерывности обучения, если у вас не получается проводить занятия регулярно.
    Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам (М. Кравцова):

    Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности своего ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одной и той же буквой, звуком, а другие за один день могут запомнить пол-алфавита или научиться правильно расставлять ударения.

    Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.
    Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.

    Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.

    Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Помните, что вы играете со своим ребенком. Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.

    Хвалите ребенка за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания.

    Последние материалы раздела:

    «Морские» идиомы на английском языке
    «Морские» идиомы на английском языке

    “Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

    Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
    Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

    Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

    Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
    Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

    Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...