Что такое самооценка человека. Признаки низкой самооценки

Министерство образования российской федерации

Казанский государственный технический университет

Кафедра ЕНГД

Самооценка личности

Выполнила: студентка группы 7296

Кузнецова Юлия Сергеевна

Проверила: Баева Эльмира Саяровна доцент кафедры ЕНГД

Набережные Челны 2003 год


Введение

1. Понятие самооценки и её виды

2. Механизм становления самосознания и формирования самооценки

3. Самооценка личности в студенческой среде

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Кто себя не любит, Тот не имеет шансов на счастье.

Профессионал - это человек, который правильно оценивает свои возможности.

Реферат посвящен такому свойству человеческой психики, как самооценка.

Тема заинтересовала меня своей актуальностью и востребованностью. В последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению - по моему хотению». В расчет не берется тот факт 5 что их востребованность объясняется тем; что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога. Они вызывают сомнения в себе. И проще всего в неудавшейся жизни обвинить длинный нос, жизненные обстоятельства, правительство и т. п. Так появляются психические расстройства, фобии и т.п. Остро встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее элемента

Понять - значит наполовину исправить, поэтому целью моей работы является раскрытие сущности понятия самооценки и определение среднего уровня самооценки в молодежной среде.

Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание. Поэтому я поставила перед собой задачи:

Дать определение объекту исследования и указать его виды

Раскрыть процесс формирования самооценки

Привести среднестатистические данные о проведенном анкетировании студентов и на их примере обрисовать картину настоящего положения в нашем обществе.


1.Понятие самооценки и её виды

Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.

Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому.

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,

Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Что же представляет собой самооценка? Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

Низкая самооценка имеет много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,

Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки - главная жизненная установка для каждого из нас.

2.Механизм становления самосознания и формирование самооценки

Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются.

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими, В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.

Образ Я - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Д а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника, Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное,

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Виды самооценки в психологии

Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.

Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии - это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.

У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.

В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии - это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Как привить ребенку положительную самооценку?

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.

Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

В психологии - это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

признаки и причины

Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.

Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.

Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.

Как научиться адекватно оценивать себя?

Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.

Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.

и ее признаки

Заниженная самооценка в психологии - это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

Как повысить свою самооценку?

По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки - такова их психология. является для них очень сложной проблемой.

Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.

Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.

Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.

определяет уровень его социальной адаптации и напрямую зависит от его самоуважения и степени развития его индивидуальности. Существует множество факторов, которые позволяют определить насколько высокая у человека самооценка. Для оценки обычно анализируют такие аспекты как нравственность, а также проводят анализ его поступков и способностей.

Формирование самооценки личности

Развитие самооценки личности происходит непосредственно под влиянием окружающего сообщества. Степень воздействия социума на её развитие сложно переоценить. Мнение окружающих людей играет одну из наиболее важных ролей в том, каким образом и насколько высоко человек оценивает себя и своё собственное положение в обществе.

Происходит под воздействием не только социальной оценки человека, но и от его собственного воззрения на самого себя, своё положение и качество своих поступков. Личность сама лучше других знает о своих достоинствах и недостатках. О том, какие действия и с какой мотивацией были произведены.

Личностная самооценка крайне устойчивая характеристика человека. Её формирование приходится на ранние этапы развития. Напрямую на неё влияют и жизненные перипетии, и ряд врожденных особенностей. Будучи во многом социальным чувством, самооценка формируется под воздействием мнения окружающих людей и, посему, непосредственно зависит от постоянного сравнения себя с теми личностями, с которыми мы взаимодействуем с самого рождения. Для того чтобы повысить свою самооценку, прежде всего, необходимо её как следует проанализировать. Трезво и храбро взглянуть на реальное отношение к самому себе. Узнать свои черты характера и оценить свой темперамент. Без этого невозможно провести коррекцию отношения к самому себе.

Изучение самооценки личности

Личностная самооценка существует для трёх целей:
1. Для реализации личного выбора.
2. Для защиты личностной независимости, а так же стабильности.
3. Для саморазвития

Изучение самооценки личности для каждого человека может сыграть очень важную роль. Так подобное времяпровождение очень необходимо для того, чтобы периодически очищать сознание от накопившегося там шлака и мусора. Это может поспособствовать решению очень многих проблем и нахождению ответов на ряд вопросов.

Формирование самооценки напрямую влияет на развитие самосознания личности. Человек способен оценивать себя и свои качества посредством самоанализа, созерцания своих поступков и мыслей, а так же постоянного самоконтроля. Индивидуальности свойственно сравнивать себя и свои поступки с окружающими людьми.

Самосозерцание не является простым и праздным «самокопанием», которое не приводит ни к чему кроме углубления своих комплексов. Самосозерцание и самооценивание претендует на более глубокий и важный аспект человеческого поведения, а именно саморазвития и стремления к непрерывному совершенствованию своих качеств и умений.

Оценивая себя и свои успехи можно не только найти своё подлинное «Я» и анализировать своё прошлое, но и найти ключи к решению внутренних проблем и пути к достижению поставленных целей в будущем. При анализе своей самооценки можно найти сердцевину своих комплексов и познать плюсы и минусы своей личности. Узнав себя, человек преображается, поскольку узнаёт в подноготную всю изнанку самого себя и может верно распределять свои усилия для саморазвития.

Существует когнитивный и эмоциональный компонент самооценки. Первый определяет ту информацию, которую человек узнал о себе от . Второй формирует чувственную оценку самого себя и качеств своей личности.

Самооценка и уровень притязаний личности

Уильямом Джеймсом была разработана формула, вычисляющая условный уровень самооценки. Её можно свести к следующему уравнению:
Самооценка = успех/уровень притязаний.
Исходя из этого, можно отметить, что самооценка и уровень притязаний личности находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Иными словам, при равной степени успеха, чем выше притязания личности, тем ниже самооценка. Эта концепция достаточно логична. Ведь чем выше наши требования к реализации в жизни, тем сложнее достичь того уровня, когда степень личного успеха покроет уровень притязаний в достаточной степени, чтобы удовлетворить свою самооценку.
Таким образом, для повышения собственной самооценки, необходимо либо «понижать планку», либо увеличивать результаты в деле достижения тех или иных успехов.

Самооценка существует 3-х видов, а именно завышенная, и нормальная. Последняя является оптимальной для человека, поскольку слишком сильное отклонение в ту или иную сторону, вызывает внутренние конфликты, которые влекут за собой дискомфорт, порой ошибочно связываемый с воздействием внешних факторов, а не с проблемами с самооценкой.

В случае, когда самооценка чрезмерно завышена, человек теряет «обратную связь». Он перестает адекватно оценивать уровень своих успехов, во всех неудачах обвиняя окружающих людей. Личные неудачи попросту игнорируются, для того чтобы поддерживать свои «высокие стандарты». Такой человек вместо того, чтобы одолеть свои слабые стороны преподносит их как сильные. И он уже не несдержанный и грубоватый человек с неконтролируемой агрессией, а «решительная личность». Такие люди прекращают прислушиваться к мнению окружающих людей, полагая, что любая критика имеет своей целью лишь только подорвать его уверенность в себе или является проявлением излишней придирчивости. А любого рода неудачи соотносятся с «происками недоброжелателей».

Завышенная самооценка способствует развитию нервозной натуры и даже истеричного поведения. Часто такой человек считает, что заслуживает гораздо большего, чем имеет на самом деле. Подобного рода индивидуума можно узнать по прямой осанке и «задранному носу». Обращаясь к другим людям, они используют командный тон голоса и смотрят прямо в глаза.

При заниженной самооценке человек становится нерешительным и слишком застенчивым. Для него очень важно одобрение окружающих его людей. Такие люди очень легко поддаются влиянию «общественного мнения» или же конкретных личностей с властным характером. Часто они страдают от комплекса неполноценности. Для них очень важно найти любые способы для собственного самоутверждения. При заниженной самооценке человек ставит более низкие цели, чем он реально может достичь. Он гипертрофирует свои неудачи, с головой уходя в них и вечно пытаясь «наверстать упущенное». Эти люди крайне требовательны к другим. Часто личность с заниженной самооценкой завистлива и мстительна, что делает её в некоторой степени опасной для своего окружения. Узнать таких людей можно по неуверенной походке и отводу глаз в сторону во время непосредственного общения.

При адекватной самооценке наблюдается баланс между защитным и познавательным процессом личности. Если познавательный процесс ищет вероятные изъяны в своей личности для достижения адекватной оценки самого себя, то защитный механизм существует для того, чтобы находить самооправдания. Данный процесс существует для защиты собственного внутреннего комфорта.

Уровни самооценки личности

Существует способ, который помогает определить уровни самооценки личности. Данная методика предложена для определения данного параметра у школьников. Перед ними изображается лестница с десятью пронумерованными ступенями. Они изображают степень «правильности» поведения человека, от единицы (очень плохой) до десятки (очень хороший, добрый и правильный). Ребёнку должен нарисовать человечка на той ступени, на которой он видит себя.

Адекватной оценкой считается размещения себя на ступени под номерами 4, 5, 6 и 7. Если ребёнок оценил себя на ступеньках ниже, значит, что самооценка занижена, если выше, то, соответственно, завышена.
Низкий уровень свидетельствует о сильной зажатости личности. Её неуверенности в себе и неспособности к самореализации.

Средний уровень свидетельствует об . Такие дети реально смотрят на свои умения и таланты. Завышенная самооценка влечёт за собой идеализацию себя, которая нарушает «обратную связь» с другими людьми и способствует тому, что человек прекращает оценивать себя адекватно и не признает того, что его личные неудачи связаны с проблемами его личного поведения.

Как заниженная, так и завышенная самооценка являются препятствиями для достижения желаемых целей. Они часто выражаются в виде проблем с общением с другими людьми.

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.

Уровни самооценки личности

В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности:

  • Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
  • Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
  • Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.

Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.

Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и от других дополнительных условий.

Формирование самооценки личности

Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы. Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной. Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.

Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.

В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими. Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности. А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.

Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

Самооценкой называют то, как человек воспринимает, осознает свои личные качества, а также то, как он оценивает их. Видит ли он свои достоинства и недостатки в реальном свете - это зависит от самооценки.

    Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.

    Высокая/средняя/низкая самооценка . Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.

    Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).

    Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

23. особенности каждого типа темперамента

Холерики

Тип темперамента холерик имеет как свои положительные, так и отрицательные качества. Рассмотрим для начала плюсы

Холерики прямолинейны, решительны. Они всегда знают, что делать в определенной ситуации. Это люди быстрые, подвижные, работа в их руках просто кипит. За новое дело представители этого типа темперамента берутся без проблем и боязни. Все делают быстро, без затруднений преодолевают различные препятствия. Холерики любят спорить, доказывать свою правоту. Мимика таких людей выразительна. У них, как говориться, все написано на лице. Речь у таких людей живая, эмоциональная. Они могут дополнять ее различные движениями рук, тела. Чувства у холериков проявляются очень быстро, они всегда ярки и эмоционально окрашены. Холерики практически никогда не обижаются, обиды не запоминают. Засыпает и просыпается такой человек быстро.

Недостатки холерического темперамента

Быстрота холерика нередко перетекает в торопливость. Движения резкие, порывистые, нередко неуравновешенные и несдержанные. Холерикам явно не хватает терпения. Прямолинейность иногда может играть и свою негативную роль. На высказывания холериков люди очень часто обижаются. Личности с данным типом темперамента нередко провоцируют различного рода конфликтные ситуации. Холерики привыкли работать рывками. Резкий подъем сменяется спадом деятельности. И так по кругу. Это люди, которые не боятся рисковать. Именно поэтому они нередко оказываются в неудобных ситуациях. Холерики поверхностны. Они не любят вникать в суть проблемы. Склонны к переменам настроения. Такие люди не терпят промахи других

Флегматик

Достоинства, позитивные стороны флегматиков

В первую очередь это спокойные, рассудительные и уравновешенные люди. У них есть выдержка в любой, даже конфликтной и спорной ситуации. Такие люди последовательны в делах. Они обязательно все начатое доводят до логического завершения. Речь их размеренная, спокойная. Нет лишних движений или ярко выраженной мимики лица. Такие люди мало разговаривают. В работе придерживаются системности, не любят отступать от порядка. Постоянны не только в отношениях, но и в интересах. Это чаще всего однолюбы. Чувства их глубоки, но тщательно скрыты от окружающих глаз. Это надежные, незлопамятные люди, которых очень тяжело вывести из себя

Негативные стороны флегматиков

Они слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому достаточно медленно принимают новые обстоятельства. Такие люди малоэмоциональны. Порой невозможно понять, что именно творится в их душе. Очень медленно включаются в новую работу, а также переключаются с одного дела на иное. Довольно трудно адаптируются в новой обстановке. Нелегко сходятся с новыми людьми. Стоит отметить, что в жизни флегматиков довольно много шаблонов и стереотипов, которым они неукоснительно следуют.

Сангвиник

+ Настроение их преимущественно хорошее. Но может резко меняться. Все чувства у таких людей возникают очень быстро. Однако не отличаются глубиной. Неприятности, неудачи переживают без особых проблем, достаточно легко. Выносливость и работоспособность находятся на высоком уровне. Без проблем заводят новые знакомства. В общении с новыми людьми не испытывают дискомфорта, неудобств, страха. Такие люди даже в самых сложных ситуациях сдерживают свои эмоции. У них отличное чувство самообладания. Речь громкая, торопливая, при этом отчетливая. Мимика и жесты яркие, выраженные. Это хорошие организаторы. В деятельности настойчивы, все дела доводят до логического завершения.

- Склонны не доводить дела до конца. Однако это справедливо только в том случае, если интерес к деятельности утрачен. Сангвиники не приемлют однообразной работы. Такие люди нередко переоценивают себя и свои возможности. Это люди, которые быстро меняют увлечения. Это касается как интересов, так и личной жизни. В решениях такие личности могут быть поспешными, опрометчивыми. Настроение сангвиников неустойчивое и склонное к переменам.

Меланхолик

+ Меланхолики чувствительны. Однако это может относиться также и к недостаткам типа темперамента. Такие люди выдвигают к себе завышенные требования, что заставляет их стремиться к лучшему. Они тактичны, сдержанны. Меланхолики отлично чувствуют других людей, их настроение. Эмоции таких людей сильные, глубокие, яркие, постоянные. Работают спокойно и продуктивно. Однако исключительно в привычной для себя обстановке.

- Опять же на первый план выходит повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие люди очень тяжело переносят обиды, если огорчаются, то надолго. Меланхолики в большинстве случаев застенчивые, стеснительные, не склонные к общению личности. Это люди, которые редко смеются. В основном они пессимистично настроены. Не любят ничего нового, долго адаптируются в новом коллективе. Изменения для них – это что-то ужасное, трудное. В работе им надо делать паузы, так как они склонны к быстрому утомлению. Речь их тихая, слабая. Мимика и жесты практически отсутствуют. Это слезливые, плаксивые люди. В большинстве случаев меланхолики боязливы, тревожны и замкнуты. В сложные моменты такие люди склонны теряться, они нередко опускают руки перед препятствиями, не стараясь их обойти или же убрать с пути

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....