Методическая разработка классного часа на тему "умеешь ли ты общаться". Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное образовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Пгт. Новобурейский»

ЗАНЯТИЕ

«Умеешь ли ты общаться»

Подготовила:

Воспитатель I квалификационной категории

Понуровская В. И.

пгт. Новобурейский

2017 г.

«Умеешь ли ты общаться»

Цели: Коррекция общения со сверстниками и взрослыми; психоэмоционального состояния; развитие навыков общения.

Задачи: Формирование представлений о культуре общения. Способствовать овладению правил и приёмов общения.

Методы: Диалог с элементами тренинга, сюжетная игра, тестирование.

Материал: Раздаточный материал, план-конспект, цветные карандаши.

1) Воспитатель: Тема нашего занятия: «Умеешь ли ты общаться»

Как вы уже догадались, речь у нас сегодня пойдёт – об общении.

Что же такое общение? (Ответы детей )

СЛОВАРЬ

Что значит общение? (Контакт, беседа, встреча, разговоры, обмен информацией)

(Обобщение воспитателем )

ОБЩЕНИЕ – это установление контактов между людьми, как членами общества.

Воспитатель: Единственная, настоящая роскошь в мире, это роскошь человеческого общения. Человек существует и развивается в обществе. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Если бы не было общения мы не стали бы теми, кто мы есть...

Воспитатель: В конце занятия вы должны будете ответить на два вопроса:

Можете ли вы обойтись без других людей?

Смогут ли другие люди обойтись без вас?

2) Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выполнить тест – тренинг «Мой круг общения»

«Мой круг общения»

Каждому воспитаннику выдается лист, на котором изображен круг; цветные карандаши. Необходимо с помощью разных цветов определить круг своего общения.

(Вопрос к детям )

Проводится анализ теста и определяется небольшой круг общения.

Какие трудности возникли у вас в ходе тренинга?

Почему с одними людьми вы общаетесь больше, а с другими меньше?

3. Тест

Ребята, я предлагаю вам опредеелить, что мешает общению людей? А что помогает?

(Каждый получает карточки с тестом, где перечислены различные качества человека )

Задание: Знаками + или – отметить качества, которые помогают и мешают общению.

(Спросить 1 – 2 ребят )

Трудно было работать с тестом?

В чём были трудности?

4. Назовём основные правила общения.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: Надо уметь слушать собеседника.

Упражнение: «Передача информации» Просьба ко всем слушать внимательно.

Сейчас вы все покинете комнату, останется один человек, ему я скажу текст, затем я приглашу в комнату второго человека и первый перескажет ему текст, который только, что прослушал. Затем, третьего, второй расскажет ему, что рассказал первый. Затем я позову следующего и так пока все ученики не окажутся в комнате.

Текст: У меня есть друг Борька, он любит рисовать на день рождения я подарил ему краски, он нарисовал красивую открытку своей маме.

Обсуждение:

За счет чего произошло искажение информации?

Что своего каждый внес в рассказ?

Почему воспитатель ни чего не понял?

Вывод: Собеседники должны слушать внимательно друг друга. Их речь должна быть понятной.

5. ВТОРОЕ ПРАВИЛО: Правильно использовать интонацию.

Упражнение: «Интонация»

Воспитатель: Вы помните выражение, что часто бывает важным не то, что сказано, но то как сказано, т.е. надо уметь владеть интонацией. Сейчас проверим на сколько развито это умение у вас. (Карточки у каждого ребенка с предложением, которое нужно сказать с разной интонацией )

Обсуждение:

Трудно было выполнить задание?

В чём были трудности?

6. ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: При общении необходимо учитывать возраст собеседника.

Дети делятся на две группы. Одна группа готовит словесное поздравление для сверстника, другая для взрослого человека.

Вывод: При общении со взрослыми нельзя использовать развязный тон, без тактичность, обязательно общаться на Вы.

Другие люди, смогут обойтись если: (не умеют общаться, плохо ведут себя в обществе, обижают других, без таких людей можно обойтись)

7. Ребята, а сейчас предлагаю Вам ответить на вопросы, которые были заданы в начале занятия.

Обобщим ваши ответы памяткой (дети раздают памятки)

Читают

Предлагаю, подарить памятки своим друзьям из других классов.

ПАМЯТКА

  • Уважай собеседника
  • Будь тактичен
  • Не унижай собеседника
  • Будь внимателен к собеседнику
  • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивая его
  • Стремись к взаимопониманию

8. Продолжите мои предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно…

Наше занятие хочу закончить словами кота Леопольда из песни: «Ребята, давайте жить дружно!»

Спасибо за внимание.

Умеешь ли ты общаться

Окружающие часто не понимают тебя? Из-за этого ты нередко оказываешься в конфликтных ситуациях, разрешить которые не в силах? Представленный ниже тест поможет тебе определить уровень собственной конфликтности. Возможно, проанализировав его результаты, ты сможешь изменить себя и свое отношение к людям и станешь более дружелюбной и открытой.

Ответь на все вопросы и после этого подсчитай полученное число баллов.

1. После ссоры с подругой или родителями ты первой предлагаешь примирение?

A. Всегда (1 балл).

Б. В некоторых случаях (2 балла).

B. Никогда (3 балла).

2. Что ты делаешь, попав в затруднительное положение?

A. Внутренне сжимаюсь (2 балла).

Б. Я абсолютно спокойна (1 балл).

B. Начинаю активно действовать (3 балла).

3. Какой, по твоему мнению, друзья и близкие считают тебя?

A. Излишне самоуверенной, гордой и заносчивой (3 балла).

Б. Доброй и отзывчивой (2 балла).

B. Уравновешенной и самостоятельной (1 балл).

4. Учитель предлагает тебе ответственное задание, при выполнении которого тебе придется командовать одноклассниками. Что ты сделаешь?

А. Соглашусь выполнить задание с некоторым беспокойством (2 балла).

Б. Соглашусь, не раздумывая (3 балла).

5. Твой одноклассник без разрешения взял ручку с твоего стола. Как ты поступишь?

Б. Заставлю положить ручку на прежнее место (2 балла).

B. Участливо поинтересуюсь, не нужно ли ему что-либо еще (1 балл).

6. Как ты поступишь, если подруга или друг задержались и опоздали на встречу?

A. Постараюсь выяснить причину опоздания (2 балла).

Б. Спрошу: «Где тебя носило?!» (3 балла).

B. Скажу, что начала волноваться по поводу опоздания (1 балл).

7. Как ты ведешь себя, участвуя в эстафете на уроке физкультуры?

А. Во что бы то ни стало стараюсь обогнать лидера (2 балла).

Б. Бегу медленно, поскольку мне безразлично, что кто-то обгоняет меня (1 балл).

В. Буду бежать изо всех сил, чтобы обогнать всех и придти к финишу первой (3 балла).

8. Каковы твои взгляды на жизнь?

A. Гармоничные и сбалансированные (2 балла).

Б. Легковесные (1 балл).

B. «Жесткие» и суровые (3 балла).

9. Несмотря на все старания, тебе не удалось достичь цели. Что ты будешь делать?

A. Постараюсь найти виновного в своей неудаче «на стороне» (3 балла).

Б. Смирюсь и успокоюсь (2 балла).

B. Учту ошибки и в дальнейшем буду действовать осторожно (1 балл).

10. Что ты делаешь, когда старушки ругают молодежь?

A. Согласно киваю (2 балла).

Б. Говоришь о том, что молодежи просто негде отдыхать и проводить свое свободное время (1 балл).

B. Мне безразлично мнение старушек о моих сверстниках (3 балла).

11. Учительница хотела поручить выполнение ответственного задания сначала тебе, но в последний момент передумала и дала его твоей подруге. Что ты будешь чувствовать?

А. Обиженно подумаю, что напрасно потратила время на поиск оптимального варианта выполнения поручения (1 балл).

Б. Решу, что учительница больше доверяет подруге (2 балла).

В. Особенно не огорчусь, так как думаю, что смогу выполнить такое задание в другой раз (3 балла).

12. Какие чувства посещают тебя при просмотре фильма ужасов?

A. Страх (3 балла).

Б. Скука (2 балла).

B. Удовольствие, заинтересованность (1 балл).

13. Что ты будешь чувствовать, если ты опаздываешь на школьное собрание?

A. Буду нервничать (1 балл).

Б. Опоздание станет поводом для того, чтобы вызвать снисхождение ко мне (3 балла).

B. Огорчусь (2 балла).

14. Как ты ведешь себя, участвуя в спортивных состязаниях?

A. Во что бы то ни стало стараюсь одержать победу (3 балла).

Б. Для меня получаемое от активного отдыха удовольствие важнее победы (1 балл);

B. Проиграв, сильно сержусь (2 балла).

15. Что ты сделаешь, если одноклассник обидит тебя?

А. Промолчу (1 балл).

Б. Поговорю с обидчиком при других одноклассниках (3 балла).

В. Расскажу обо всем своему преподавателю (2 балла).

16. Как ты поступишь, если твою младшую сестру обидели в школе?

A. Поговорю с ее учителем (1 балл).

Б. При случае поговорю с родителями обидчика (2 балла).

B. Посоветую сестре в следующий раз дать сдачи обидчику (3 балла).

17. Какая ты личность?

A. Не знаю (1 балл).

Б. Уверенная в себе (3 балла).

B. Решительная и целеустремленная (2 балла).

18. Как ты поступишь, столкнувшись в дверях с учеником младшего класса?

A. Извинюсь (1 балл).

Б. Не обращу на это внимания (3 балла).

B. Сделаю замечание (2 балла).

В. Уверена в том, что виноватыми в подобной ситуации являются взрослые (2 балла).

20. Какое твое любимое животное?

A. Лев (3 балла).

Б. Собака (2 балла).

B. Медведь (1 балл).

Результаты

Менее 34 баллов. Ты слишком миролюбива. Окружающие не всегда по достоинству оценивают твое дружелюбие и бескорыстие и нередко относятся к тебе с пренебрежением. Тебе нужно стать более решительной и уверенной в себе, и тогда ты сможешь добиться успеха!

От 35 до 44 баллов. Ты умеренно агрессивна. Тебя можно назвать достаточно успешной. Несмотря на то что ты довольно честолюбива, ты смогла сохранить доброжелательность и сострадание к людям.

Более 45 баллов. Ты не в меру агрессивна. В затруднительных ситуациях ты часто не можешь совладать с собственными эмоциями. Ты неуравновешенна и конфликтна. Ради достижения собственной цели ты нередко жертвуешь добрыми отношениями с друзьями и близкими.

Если 7 вопросов из всего теста ты оценила в 3 балла и менее 7 вопросов – в 1 балл, ты весьма агрессивна, можешь совершать необдуманные поступки и не уступаешь в спорах никому. Ты относишься к окружающим тебя людям пренебрежительно и нарочно провоцируешь конфликтные ситуации, которых в принципе могло бы не быть.

Если ты оценила 7 и более вопросов в 1 балл и менее 7 вопросов – в 3 балла, тебя можно охарактеризовать как замкнутую личность, тщательно скрывающую свою агрессивность.

Способна ли ты сделать первый шаг

1. Ты познакомилась с парнем, который уже давно нравится тебе. Как ты ведешь себя на первом свидании?

A. Я так смущена, что с трудом выдавливаю из себя слова (1 балл).

Б. Вопросы сыплются из меня, как из рога изобилия (3 балла).

B. Я внимательно слушаю его, слегка улыбаюсь и бросаю ему несколько полушутливых фраз (2 балла).

2. Что ты делаешь для того, чтобы привлечь внимание мальчика?

A. Тонко кокетничаю с ним (3 балла).

Б. Ничего не предпринимаю (1 балл).

B. Полагаюсь на естественный ход событий (2 балла).

3. Каким образом ты бы хотела признаться ему в любви?

A. Послать ему цветы с маленькой открыткой (2 балла).

Б. Пригласить его в кафе и за чашкой кофе признаться в своих чувствах (3 балла).

B. Послать ему стихи о любви, не подписав их (1 балл).

4. К какому типу девушек ты бы хотела себя относить?

A. Симпатичная, но застенчивая (2 балла).

Б. Очень скромная (1 балл).

B. Обаятельная и уверенная в себе (3 балла).

5. На вечеринке тебе сообщают, что в твоего избранника влюблена не только ты. Как ты поступишь?

А. Я не буду оставлять его одного ни на секунду (3 балла).

Б. Я не попытаюсь склонить его на свою сторону, а буду ждать, пока он сам сделает выбор (2 балла).

В. Признаюсь себе в своем поражении и ничего не буду предпринимать (1 балл).

6. Что для тебя труднее всего?

A. Познакомиться с парнем (1 балл).

Б. Удержать его (2 балла).

B. Не увлекаться каждым симпатичным парнем на своем пути (3 балла).

7. Как ты ведешь себя первое время после знакомства?

А. Слушаю каждое его слово и соглашаюсь с ним во всем (1 балл).

Б. То и дело вношу разнообразие в наш разговор своими ироничными замечаниями и комментариями (3 балла).

В. Избегаю всегда говорить о себе правдиво (2 балла).

Результаты

Менее 10 баллов. Ты никогда не позволишь сказать о чувствах вслух. Если мальчик тебе действительно нравится, дай ему это понять и не бойся быть непонятой.

Если ты будешь продолжать пассивно мечтать о нем, так ничего и не дождешься. При этом ты можешь потерять веру в себя и свои силы. Решайся сделать первый шаг навстречу судьбе, и она будет к тебе благосклонной.

От 11 до 16 баллов. Все не так плохо, как ты думаешь, но может быть намного лучше. Ты не совсем уверена в себе. Внимательно осмотрись, и ты обязательно поймаешь на себе не один восхищенный взгляд. Может быть, это поможет тебе обрести уверенность. У тебя хорошо развита интуиция, поэтому доверься ей, скажи своему избраннику несколько приятных комплиментов и... жди ответного хода.

От 17 до 21 балла. Ты всегда сама добиваешься, чего хочешь, поэтому тебе нетрудно будет сделать первый шаг. Ты сможешь покорить парня своей естественностью и непосредственностью. Твои юмор и жизнерадостность вызывают неподдельный интерес у собеседников, которые моментально попадают под твое обаяние. Не будь жестока со своими поклонниками, шути с ними по-доброму.

Умеешь ли ты любить

1. Какой из недостатков кажется тебе самым невинным?

A. Рассеянность (1 балл).

Б. Ревность (4 балла).

B. Склонность к обжорству (2 балла).

Г. Мотовство (3 балла).

2. Твой молодой человек на свидание опоздал, но подарил тебе букет прекрасных роз. Что ты подумаешь?

A. «Молодец, выкрутился!» (2 балла).

Б. «Люблю его!» (3 балла).

B. «Чего это с ним?» (1 балл).

Г. «Может, он что-то от меня скрывает?!» (4 балла).

3. Какое слово, по твоему мнению, стоит у него рядом со словом «люблю»?

A. Власть (3 балла).

Б. Воспоминание (2 балла).

B. Приключение (4 балла).

Г. Отражение (1 балл).

4. Позволяешь ли ты своему парню обнимать тебя при всех?

A. Всегда (3 балла).

Б. Нет, мне это не нравится (2 балла).

B. А почему бы и нет (1 балл).

Г. Да (4 балла).

5. Что ты ощущаешь после его поцелуя?

A. Меня переполняет энергия (1 балл).

Б. Я романтично настроена (2 балла).

B. Моя любовь к нему становится еще сильнее (3 балла).

Г. Я уверена в себе и своей власти над ним (4 балла).

6. Твои ассоциации со словом «деньги»:

A. Быть (3 балла).

Б. Создавать (2 балла).

B. Разделять (1 балл).

Г. Обладать (4 балла).

7. Что такое, по-твоему, любовь?

А. Это когда меня понимают (2 балла).

Б. Это когда мне хочется постоянно быть рядом с любимым (4 балла).

В. Это когда я доверяю ему, как себе (1 балл).

Г. Это когда мне трудно дышать, если его нет рядом (3 балла).

8. В какую вещь мог бы превратиться твой избранник?

A. Трамплин (4 балла).

Б. Компьютер (2 балла).

B. Диван (1 балл).

Г. Модная бандана (3 балла).

Результаты

Менее 13 баллов. Ты довольна тем, что в ваших отношениях преобладает дружба. Тебе не нравится, что любовь приносит печаль, так как ты хочешь постоянно сохранять свою жизнерадостность.

Заботы и проблемы твоего парня тебя не трогают. Будущее ваших отношений зависит только от тебя.

От 14 до 19 баллов. Ты уже практически привязалась к мальчику всей душой и думаешь, что он также относится к тебе. Больше всего ты ценишь его нежность.

Ты счастлива, когда уверена в прочности ваших отношений. Ты спокойна, если свои планы на будущее он связывает с тобой. Ты настолько бережешь ваши отношения, что не рассказываешь ему о своих неприятностях. Ты способна на настоящее, глубокое чувство.

От 20 до 26 баллов. Для твоей любви не существует преград. Ты чувствуешь себя уверенной только в том случае, если твой парень постоянно обнимает тебя и стремится поцеловать. Тебе не стоит увлекаться другими ребятами. Научись ценить своего избранника.

От 27 до 32 баллов. Ты требовательна в любви и очень ревнива. Ты относишься к своему мальчику властно и хочешь, чтобы он полностью подчинился тебе и соответствовал твоим завышенным требованиям. Сцена ревности для тебя – показатель силы твоей любви.

Ты незаслуженно подозреваешь и обвиняешь своего избранника.

Постарайся быть более сдержанной, научись по-другому проявлять свою любовь, и тогда ты сможешь быть счастливой.

Умеешь ли ты выражать свои чувства

1. Когда ты была ребенком, позволяла ли ты целовать тебя гостям, пришедшим на твой день рождения?

A. Да, я не думаю, что это плохо (15 баллов).

Б. Нет, терпеть не могу эти нежности (5 баллов).

B. Только родственникам (10 баллов).

2. Любила ли ты в детстве мягкие игрушки?

A. Нет, мне больше нравились конструкторы (5 баллов).

Б. Я и сейчас люблю игрушки! У меня их много (15 баллов).

B. У меня остались только 2 любимые игрушки, остальные я давно раздала (10 баллов).

3. Что ты делаешь с открытками и письмами близких людей?

A. Храню в коробке несколько месяцев, а потом сжигаю (5 баллов).

Б. Рука не поднимается выбросить, все мечтаю перечитать (15 баллов).

B. Храню только самые интересные письма, а остальные рву и выкидываю (10 баллов).

4. Собаку какой породы ты бы хотела завести?

А. Спаниеля, пуделя или мопса (15 баллов).

Б. Овчарку, гончую или сторожевую (5 баллов).

В. Мне все равно, я люблю абсолютно всех собак (10 баллов).

5. Часто ли ты делаешь замечания окружающим тебя людям?

A. Да, часто, я просто не могу удержаться от этого (15 баллов).

Б. Стараюсь сдерживать себя, хотя иногда это очень трудно (5 баллов).

B. Иногда бывает, если понимаю, что человек не может видеть себя со стороны (10 баллов).

6. Есть ли у тебя привычка грызть ручки и карандаши?

A. Я всегда грызу ручки и карандаши, когда нервничаю (15 баллов).

Б. Я постаралась избавиться от этой привычки, так как поняла, что это выглядит со стороны просто ужасно (10 баллов).

B. Никогда не имела такой привычки (5 баллов).

7. О чем ты думаешь, если видишь в автобусе симпатичного молодого человека с шикарным букетом в руках?

А. «Жалко, что этот букет предназначен не мне» (5 баллов).

Б. «Интересно, как выглядит его девушка?» (10 баллов).

В. «Что-то он не очень веселый, наверное, что-то сделал не так и хочет загладить свою вину» (15 баллов).

8. Как ты относишься к взаимным прозвищам типа «пупсик», «зайка», «котенок» и т. д.

A. Не вижу в подобном обращении ничего плохого (10 баллов).

Б. Это такая глупость (5 баллов).

B. Мне так нравятся эти ласковые прозвища (15 баллов).

9. Понравится ли тебе, если твой парень погладит тебя по голове?

A. Мне нравятся любые знаки внимания и нежности с его стороны (15 баллов).

Б. Отстранюсь, но при этом постараюсь его не обидеть. Хочу пока держать между нами дистанцию (5 баллов).

B. Мне очень понравится, значит, и до поцелуя недалеко (10 баллов).

10. Что ты думаешь при виде целующихся влюбленных?

A. «Что за показуха?!» (5 баллов).

Б. «Надо же, люди не перестали еще влюбляться!» (10 баллов).

B. «Даже завидно, как они любят друг друга!» (15 баллов).

11. Что ты думаешь о Ромео и Джульетте?

A. Это сказка о любви (5).

Б. Это вечный символ любви (15 баллов).

B. Они всего-навсего жертвы этих обстоятельств (10 баллов).

12. Если ты, переключая каналы, случайно попала на очень откровенную любовную сцену, что ты сделаешь?

A. Обязательно досмотрю, мне же надо этому учиться (15 баллов).

Б. Если есть настроение, могу и досмотреть (10 баллов).

B. Сразу переключу на другой канал, мне это неинтересно (5 баллов).

Результаты

Менее 95 баллов. Твоими поступками во всех сферах жизни руководит разум, а не чувства. Хорошо, что у тебя немного шансов потерять от любви голову, но тебе не хватает эмоций для ощущения полноты жизни. Постарайся хотя бы иногда давать волю своим чувствам, чтобы твоя жизнь была богаче. А если влюбишься, не бойся своих эмоций!

От 100 до 135 баллов. Ты эмоциональна в меру, но побольше эмоций тебе не помешает. Тебе нужно быть более уверенной в себе и стать смелее. Ты не приемлешь поспешности в чувствах, и это очень хорошо. Кроме того, ты умеешь видеть в людях хорошее и любишь их со всеми недостатками. Это просто замечательно! Немного терпения и мудрости, и тогда твой избранник влюбится в тебя «по уши»!

От 140 до 180 баллов. Ты непосредственна и не можешь скрыть от окружающих состояние влюбленности. С детства тебя увлекали книги о прекрасном принце и принцессе, о любви со счастливым концом.

Ты слишком наивна и многого ждешь от любви и любимого человека. Ты видишь жизнь через розовые очки, которые ты не в силах снять. Научись трезво оценивать ситуацию, сохраняя при этом любовь к прекрасному.

Как он к тебе относится

1. Во время дискотеки ты замечаешь пристальный взгляд незнакомого мальчика, который улыбается тебе. Что ты подумаешь?

A. «Наверное, я сегодня хорошо выгляжу!» Б. «Смотрит-смотрит, а не подойдет ко мне!»

B. «Мне как-то все равно, что он смотрит!»

Г. «Чего он смотрит, может, у меня что не так?!»

2. С кем ты любила играть в раннем детстве?

A. С мальчиками.

Б. С девочками.

B. С теми и другими.

3. Знакомый мальчик из соседнего подъезда вдруг сказал тебе, что ты очень красивая. Что ты подумаешь?

A. «Наконец-то он меня заметил!»

Б. «Интересно, чего он от меня хочет?!»

B. «Приятно слышать!»

Г. «Не может быть, чтобы он влюбился!»

4. Тебя пригласил в кино парень, которому ты вроде бы нравишься. Но в последний момент он позвонил и отменил свидание. Как ты поступишь?

A. Я не смогу понять, какое важное дело могло помешать нашей встрече.

Б. Я дам ему понять, что мне все это очень неприятно.

B. Я совсем не рассержусь и пойду в кино с подругой.

Г. Я расстроюсь и постараюсь понять, что мои надежды на его чувства не оправдались.

5. Твой парень, рассказывая о своей бывшей девушке, говорит о ней ужасные вещи. Что ты при этом думаешь?

A. «Он злится, что она его бросила».

Б. «Мне неприятно слушать его, сейчас скажу ему об этом».

B. «А вдруг он потом и обо мне будет рассказывать подобное».

Г. «Хорошо, что он сказал мне это, я знаю, что ему не нравится в девушках и буду умнее».

6. Ты узнала, что твой парень рассказывает друзьям некоторые подробности о ваших отношениях. Что ты подумаешь?

A. «Что ж, мы квиты, я же тоже рассказываю подруге о нем».

Б. «Я поняла, что ему нельзя доверять».

B. «Обязательно скажу, что мне это не нравится, и посмотрю, как он после этого будет вести себя дальше».

Г. «Хотя мне и неприятно, я ничего ему не скажу: вдруг он обидится?!»

7. Совсем скоро день твоего рождения. Какие чувства ты испытываешь?

А. Не сомневаюсь, что меня ждет сюрприз от любимого.

Б. С нетерпением жду подарка.

В. Надеюсь, он поймет, какой именно подарок я хочу получить.

Г. Переживаю, что мой парень, может быть, уже и забыл, когда мой день рождения.

8. Твоя близкая подруга уверена, что у твоего парня нет к тебе настоящего чувства и сказала тебе об этом. Что ты подумаешь?

A. «Что она несет?! Да она просто хочет, чтобы мы поссорились!»

Б. «Интересно, на каком основании она это утверждает? Надо бы расспросить ее подробнее!»

B. «Я и без нее сумею разобраться в его чувствах! Чего она лезет к нам?!»

Г. «Надо быть повнимательнее, может, ей со стороны виднее!?»

Результаты

Преобладают ответы «А». Ты не сомневаешься в своей привлекательности. Даже если ты не раз слышала нелестные отзывы о своем парне, ты им не веришь, потому что считаешь, что с тобой он ни за что не расстанется. Конечно, неплохо быть уверенной в себе, но объективность тебе не помешает.

Преобладают ответы «Б». Под влиянием эмоций ты легко веришь как в хорошее, так и в плохое. Разбираясь в ситуации сгоряча, ты часто делаешь ошибки, от которых сама и страдаешь.

Поэтому, как бы тебе ни хотелось выплеснуть свои эмоции, сначала успокойся, сосчитай до 15 и постарайся взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны.

Преобладают ответы «В». Ты доверяешь только своему мнению и собственной логике. Любые конфликты ты стараешься улаживать мирно, но никогда не поступаясь при этом своими интересами. Ты всегда сможешь правильно оценить, как к тебе относится молодой человек.

Преобладают ответы «Г». Ты не уверена в себе и не считаешь себя привлекательной, поэтому ты живешь в постоянной тревоге, боясь потерять любимого. Ты думаешь, что не заслуживаешь его любви, поэтому ждешь, что он тебя бросит. Вот ты и стараешься подстроиться под него, миришься с его недостатками и приносишь в жертву свои чувства. Не пожалеешь ли ты потом об этом?!

Какое впечатление ты производишь на мальчиков

1. Считаешь ли ты себя красивой?

A. Да (5 баллов).

Б. Нет (0 баллов).

B. Я очень красивая (10 баллов).

2. Тебе приходилось первой подходить к мальчику, чтобы познакомиться?

А. Да, и не раз (10 баллов).

Б. Нет. Думаю, что парни сами должны подходить первыми (5 баллов).

В. Мне трудно решиться на это из-за своей стеснительности (0 баллов).

3. Что значит поцелуй на первом свидании?

A. Встреча закончилась отлично, ведь мы понравились друг другу (10 баллов).

Б. Это просто порыв чувств, но теперь он подумает, что я легкомысленна (5 баллов).

B. Это не обо мне. Я себе такого не позволю (0 баллов).

4. В автобусе симпатичный молодой человек все время смотрит на тебя. Как ты себя поведешь?

A. Буду тоже смотреть на него не отрываясь. (10 баллов).

Б. Смущенно отвернусь, и буду смотреть в окно, а при первом же удобном случае сойду с автобуса (0 баллов).

B. Улыбнусь в ответ (5 баллов).

5. На улице к тебе подходит незнакомец и говорит: «Девушка, мы с вами где-то уже встречались?!». Что ты ему ответишь?

А. «Возможно, но больше туда я не пойду» (10 баллов).

Б. «Извините, вы меня явно с кем-то путаете» (0 баллов).

В. «Не приставайте ко мне, а то я сейчас закричу» (5 баллов).

6. О чем ты говоришь с подругами?

A. Спрашиваю, что у них произошло интересного (5 баллов).

Б. Рассказываю о своих отношениях с парнем (10 баллов).

B. Меньше говорю и больше слушаю (0 баллов).

7. Какой девиз тебе подходит?

А. «Победит тот, кто умеет ждать» (5 баллов).

Б. «Переживай, не переживай – этим ничего нельзя изменить» (0 баллов).

В. «Хочешь быть счастливым – тогда будь им!» (10 баллов).

8. Кем твой парень должен быть для тебя?

A. Надежной, каменной стеной (0 баллов).

Б. Интересным человеком, с которым не знаешь скуки (5 баллов).

B. Должен быть всем (10 баллов).

9. Твоя лучшая подруга рассталась с любимым. Что ты скажешь ей в утешение?

А. «Не переживай! Один роман закончился, скоро начнется другой!» (5 баллов).

Б. «Плюнь на все! Этот негодяй мизинца твоего не стоит!» (10 баллов).

В. «Мне тоже в любви не везет. Будем держаться вместе!» (0 баллов).

10. У твоего парня есть очень симпатичный друг. Однажды он пригласил тебя в кино. Что ты будешь делать?

A. В кино пойду, а своему парню ничего не скажу (10 баллов).

Б. Расскажу своему парню об этом и попрошу отвадить его приятеля от меня (5 баллов).

B. Не хочу стать причиной их ссоры, поэтому разорву отношения с обоими (0 баллов).

Результаты

Менее 30 баллов. Ты просто настоящая «серая мышка», которая старается быть незаметной. Если хочешь, чтобы на тебя обращали внимание мальчики, перестань стесняться, и тогда твоя жизнь сразу переменится.

От 35 до 65 баллов . Парни ходят за тобой, считая тебя умной и красивой, а подруги сгорают от зависти. Наверное, такой и нужно быть.

От 70 до 100 баллов. Ты уверена в себе и трезво оцениваешь свои недостатки. Ты решительная и даже жесткая в отношениях с подругами и мальчиками. Многих эти твои качества пугают, поэтому постарайся быть немного мягче и женственнее.

Как он относится к тебе

Отвечая на вопросы, за каждый положительный ответ начисляй 1 балл.

1. До того, как вы познакомились, у твоего парня уже было несколько увлечений?

2. Рассказывал ли он тебе обо всех отрицательных сторонах своих бывших девушек?

3. Он просит рассказать тебя о твоих бывших поклонниках?

4. Ревнует ли он тебя из-за простого разговора с другим парнем?

5. Принимая важное решение, твой парень всегда советуется с тобой?

6. Часто ли он опаздывает на свидания или забывает о своих обещаниях?

7. Не стесняется ли он обнимать и целовать тебя на людях?

8. Бывает ли так, что он ходит на дискотеку и вечеринки с друзьями, а тебя не приглашает?

9. В ответ на твои упреки он сразу припоминает твои промахи?

10. Если ты хочешь выяснить, как он относится к тебе, он отшучивается и пытается избежать разговора?

11. Он не раз забывал поздравить тебя с различными праздниками и даже с днем рождения?

12. Если вы не виделись несколько дней, расспрашивает ли он тебя о твоих делах?

13. В споре на компромисс чаще всего приходится идти тебе?

14. Может ли он в шутку или всерьез флиртовать при тебе с другими девчонками?

15. Познакомил ли он тебя с друзьями и родителями, представив, как свою девушку?

16. Позволяет ли он себе с неуважением говорить о твоих и своих родителях?

17. Осуждает ли он вслух твой стиль одежды и музыку, которая тебе нравится?

Результаты

От 10 до 13 баллов . Молодой человек не воспринимает всерьез ваши отношения. Будь внимательна и не позволь себе сильно влюбиться, иначе тебя ждут разочарования и обиды.

От 6 до 9 баллов. Твой парень в большой степени эгоист и часто не считается с твоим мнением. Он относится к тебе как к своей собственности. Попробуй сказать ему обо всем, что тебе не нравится в ваших отношениях. Может быть, он испугается, что потеряет тебя, и изменит свое поведение.

Менее 5 баллов. Твой парень очень ценит тебя и бережно относится к вашим отношениям. Если тебя что-либо смущает в том, что происходит между вами, не стесняйся, скажи ему, и все наладится. Береги свою любовь.

Что вас ждет впереди

На вопросы этого теста необходимо ответить не только тебе, но и твоему избраннику. Поверь, результат может оказаться неожиданным. За каждый положительный ответ начисляй 5 баллов, а за отрицательный – 0 баллов. После прохождения теста сравните ваши результаты.

1. В твоей семье всегда правила любовь и царили мир и согласие?

2. Можешь ли ты легко познакомиться с парнем (девушкой)?

3. Ты не представляешь свою жизнь без вечеринок и дискотек?

4. Как ты считаешь, влюбленность украшает жизнь?

5. Верно ли, что между любящими людьми не может быть секретов?

6. Позволяешь ли ты себе общаться со своими друзьями противоположного пола в присутствии и в отсутствии твоего парня (девушки)?

7. Всегда ли ты стараешься решить конфликты мирным путем?

8. Ты мужественно признаешь свои промахи и ошибки?

9. Долго ли ты успокаиваешься после ссоры с друзьями?

10. Знакомишь ли ты своего парня (свою девушку) со своими друзьями?

11. Ты не пойдешь в кинотеатр с парнем (девушкой), если он (она) предложит тебе посмотреть фильм дома наедине?

12. Ты веришь в существование вечной любви?

13. Считаешь ли ты, что признаваться друг другу в любви нужно как можно чаще?

Результаты

Разница менее 20 баллов. Взгляды на жизнь у вас во многом схожи. У вас много общего в увлечениях и пристрастиях. Наверное, вы и есть две половинки, которые нашли друг друга.

Разница от 25 до 40 баллов. Конфликты в ваших отношениях неизбежны, потому что у вас совершенно разные взгляды на жизнь. Если вы все же хотите быть вместе, вам следует научиться уступать друг другу и находить компромисс в спорных вопросах.

Разница более 45 баллов. Вы – совершенные противоположности. Для вас создание гармонии в любви – тяжелый труд. Терпение и еще раз терпение!

Что для тебя значит День святого Валентина

1. Что такое любовь?

А. Теорема, которая требует постоянного доказательства (5 баллов).

Б. Я + ОН = МЫ (10 баллов).

В. Хрустальная ваза, которую легко разбить (0 баллов).

2. Почему отмечают День святого Валентина?

A. Это еще один повод попраздновать (5 баллов).

Б. Можно еще раз признаться друг другу в любви (10 баллов).

B. Чтобы невлюбленные завидовали влюбленным (0 баллов).

3. С кем ты мечтаешь отметить этот праздник?

A. С любимым (5 баллов).

Б. С Бредом Питтом (10 баллов).

B. С мальчиком, который мне давно нравится, но я ему не нравлюсь, поэтому отмечать придется с подругой (0 баллов).

4. За какие качества мы любим мальчиков?

A. За их смелость и то, что они соображают в компьютерах (10 баллов).

Б. За то, что они классно целуются (5 баллов).

B. За то, что они есть на свете и всегда рядом (0 баллов).

5. Какое SMS-сообщение обрадовало бы тебя больше всего?

А. «Прижми телефон к щеке и получи виртуальный поцелуй. Повтори пять раз» (5 баллов).

Б. «Это вирус, который пробрался в сотовый телефон и отправил SMS-поцелуй самой красивой, доброй и умной девушке» (10 баллов).

В. «Ты думаешь, что я от тебя без ума? Что я думаю только о тебе? Что ты смысл моего существования? Да, ты права, если так думаешь» (0 баллов).

6. Что такое Амур?

A. Большая река (0 баллов).

Б. Римский бог любви (5 баллов).

B. Проказник, пославший мне стрелу в сердце. Теперь я просто пропадаю от любви (10 баллов).

7. Какую валентинку ты выбрала бы для своего избранника?

А. Милый! Родной! Ненаглядный!

Ты – попутный ветер кораблю!

Мне бы только быть с тобою рядом,

Потому что я тебя люблю (5 баллов).

Б. Поздравляю с днем влюбленных,

Светом, счастьем упоенных!

Дай то Бог, нам не расстаться,

Вечным счастьем наслаждаться (10 баллов).

В. Пройдут года, и волны будут мчаться!

Во мгле, как птица, скроется любовь.

И я скажу: «Какое все же счастье,

Что на одной планете мы с тобой!» (0 баллов).

Результаты

Менее 20 баллов. Ты не желаешь больше быть одинокой. Ты мечтаешь, чтобы тебя в этот день завалили сердечками и признаниями в любви. Поверь, так и будет!

От 25 до 45 баллов. Ты очень серьезно готовишься ко Дню влюбленных. Этот праздник имеет для тебя большое значение. Ты очень хочешь, чтобы мальчик, который тебе очень нравится, был рядом с тобой.

От 50 до 70 баллов. Для тебя День влюбленных – еще один повод провести незабываемый день с любимым. Ему нравятся сюрпризы, он ценит твою фантазию и в этот праздник полностью доверяется тебе.

От чего зависит коммуникабельность человека? Связана ли она с повышенным уровнем интеллекта, начитанностью, количеством полученных высших образований? Конечно, нет! Здесь не прослеживается никакой зависимости, ведь умение общаться прививается с самого детства.

Уже по ребенку можно судить о его возможных проблемах при налаживании контактов в будущем. Одни дети болтают без умолку, другие растут молчаливыми, угрюмыми, стеснительными и робкими. Впоследствии эти задатки дадут о себе знать, они пустят корни и дальше будут только укрепляться.

Научить взрослого человека непринужденному общению практически невозможно. Очень часто сложность построения отношений с противоположным полом связана именно с этим «недугом». Зная о предстоящих трудностях при разговоре и дополнительно накручивая себя, можно добиться только обратного результата, ведь первое свидание не должно начинаться со стресса. Лихорадочные попытки замять возникающие паузы положительного эффекта обычно не дают.

Предложенный тест позволит определить как далеко, а самое главное, в какую сторону вы отошли от заветной середины. Ведь излишнюю болтливость вряд ли можно занести в список достоинств или особенно выдающихся качеств. Безостановочный поток слов утомляет окружающих, и информация воспринимается, как очередной пустой треп. Общительность состоит в умении поддержать разговор, а не навязывать свои мысли и проблемы на чужую голову.

Коммуникабельность можно отнести к таланту или даже дару, ведь она действительно облегчает жизнь и дает целый ряд весомых преимуществ. Человек, способный вести беседу на любую тему: от космических пришельцев до строения крыла бабочки – может многого достигнуть в жизни. Работодатели по достоинству оценивают это качество, такое полезное при завязывании контактов с очередным клиентом. Вот только галочка, проставленная в резюме автоматом, очень часто не соответствует действительности.

Так кто же вы: счастливый обладатель чудо-языка и мастер слова или же кандидат, испытывающий трудности в общении? Результаты теста можно попробовать предугадать, судя по поставленному в нем вопросу. Тем интереснее будет узнать, насколько хорошо вы знаете себя.


Бывали ли у вас случаи, когда вы сильно запуска ли болезнь, стесняясь обратиться к врачу
Да
Иногда
Разве что в исключи тельных случаях
Нет

Вы отстояли длинную очередь, но вдруг перед вами пытается пройти пожилая женщина. Как поступите
С пенсионерами лучше не связываться, пропущу её вперёд
Вежливо поговорю с ней, чтобы восстановить поря док
Постараюсь молча от теснить нарушительницу порядка
Устрою скандал - нахалка должна знать своё место

Вам нужно доехать до дома на автобусе, но вы по теряли деньги и проездной билет. Как будете выпутываться
Позвоню родным или знакомым, чтобы выручили
Пойду пешком
Поеду «зайцем», надеясь на удачу
«Стрельну» денег у прохожих или попытаюсь уговорить водителя автобуса прокатить бесплатно

Вам предлагают по ехать в командировку в го род, где вы никогда не бывали. Постараетесь ли вы избе жать этой поездки
Безусловно
Скорее да, чем нет
Зависит от города
С радостью соглашусь на командировку

В кафе вам подали явно недоброкачественное блюдо. Как поступите
Зависит от настроения
Просто не стану есть
Откажусь оплачивать заказ или потребую деньги назад
Сразу устрою скандал

Срочно понадобилась небольшая сумма денег, а хороший знакомый не воз вращает долг. Вы напомните ему об этом
Решительно потребую свои деньги назад
Постесняюсь, выкручусь как-то иначе
Тактично намекну, что пора отдать деньги
Объясню ситуацию и попрошу вернуть долг

Вас приглашает в гости коллега, которого вы не очень хорошо знаете. Как поступите
Решение будет зависеть от моих собственных планов на это время
Найду предлог, чтобы отказатьс

Министерство образования и науки РБ

ГБОУ СПО «Гусиноозерский энергетический техникум»

Учебно-методическая документация

2.6. Воспитательная работа

СК-УМД-МР-2.6.-15

Методическая разработка классного часа


Рассмотрено на заседании МО

Классных руководителей

Протокол №_______________

«___»_______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР

«___»_______________20__г.

____ __ ____ Т.П. Мохонько

подпись И.О. Фамилия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:

« УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ОБЩАТЬСЯ»

(ситуативный практикум по культуре общения)

Гусиноозерск, 2015 г.

Цели:

Развитие культуры общения, коммуникативных на­выков учащихся.

Воспитание этических норм бесконфликтного об­щения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Оборудование. Если есть возможность, то подготовить на каждого учащегося тексты извлечений из книг и текста «Конфликт без насилия», листы, бумаги и ручки.

Ход классного часа.

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

Правила, которых следует придерживаться в разгово­ре:

Необходимо вести разговор вежливо и ровным го­лосом;

Должно быть желание разговаривать;

Следует смотреть в глаза собеседнику;

Морщить лоб и нос;

Не надо перебивать или прерывать собеседника;

Не следует излишне увлекаться жестикуляцией;

Не следует излишне усложнять свою речь, исполь­зуя иностранные слова или научные термины;

Старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;

Интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

Возникновение разногласий; возрастание напря­женности в отношениях;

Осознание ситуации как конфликтной хотя бы од­ним из ее участников;

Собственно конфликтное взаимодействие, исполь­зование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

Исход (разрешение) конфликта. Разрешением кон­фликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных
отношений между людьми.

2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом раз­ногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную при­чину конфликта.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши инте­ресы - это то, что побудило нас принять данное реше­ние. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них - ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конф­ликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на ме­сто оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициа­тору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тя­готит человека, доставляет ему беспокойство и неудоб­ство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь со­кратить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдер­жки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учи­тывайте состояние и индивидуальные особенности учас­тников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При об­суждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:

Партнер выдвигает в качестве ошибки другого соб­ственный промах;

Поведение партнера диктуется исключительно так­тическими соображениями;

Партнер укрывается за «производственной необхо­димостью»;

Партнер настаивает на признании его власти;

Используются самые уязвимые места партнера;

Припоминаются старые обиды;

В конце концов выявляются победитель и побеж­денный.

Возможные и другие ошибки, допускаемые собесед­никами:

Отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, на­ружность говорящего, его голос или произношение;

Высокая скорость умственной деятельности. Мы ду­маем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому ког­да кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени
свободен и отвлекается от речи говорящего;

Антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что гово­рит другой;

Избирательность внимания. С детских лет мы при­выкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать
все была бы непосильным занятием. В порядке самоза­щиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то од­ном;

Потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формули­рованием «разгромных» аргументов и комментариев.

Задание 1. Со всеми ли «правилами» ты согласен?

Задание 2. Приходилось ли тебе в какой либо жизнен­ной ситуации применять некоторые из приведенных в тексте «правил»?

Ситуация 2. «Что такое такт?»

Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики или обратить ее в шутку?

Такт - это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его - уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

Бестактным считается:

Своим поведением обращать на себя внимание в не­которых общественных местах (в музее, театре, библио­теке и т. п.);

Говорить в публичном месте о личных делах своих близких (друзей, родственников и др.);

Навязывать свои вкусы и представления.
Задание. Дополните своими предложениями понятие:

«бестактным считается...».

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точ­ку зрения?»

Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре - это из­бегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их
можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зре­ния другого.

Уважайте мнение других людей, никогда не гово­рите человеку резко, что он не прав, особенно при лю­дях. В таких условиях человеку трудно согласиться с
вами.

Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уве­рены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со сло­вами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах».
Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.

Если вы не правы, признавайте это быстро и ре­шительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со сторо­ны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите,

Не начинайте важных разговоров с требованиями сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последователь­ным. Он может позднее почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».

Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1. Согласны ли вы с приведенными прави­лами?

Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекоменда­ции по ускорению процесса разрешения конфликта?»

Во время переговоров приоритет должен отдавать­ся обсуждению содержательных вопросов.

Стороны должны стремиться к снятию психологи­ческой и социальной напряженности.

Стороны должны демонстрировать взаимное ува­жение.

Участники переговоров должны стремиться пре­вратить скрытую часть конфликтной ситуации в откры­тую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг дру­га и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.

Все участники переговоров должны проявлять склон­ность к компромиссу. Особое значение имеет заключитель­ная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны
быть предприняты усилия по окончательному устране­нию противоречий интересов, целей, установок, ликви­дирована социально-психологическая напряженность и
прекращена любая борьба.

Задание. Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?» Задание:

Какие способы приветствия вы знаете?

Отличаются ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?

Вы выбираете данный способ приветствия со зна­комыми только по возрастным признакам или по лич­ностным качествам этого человека?

Примите к сведению приведенную ниже информа­цию.

«Почему люди здороваются за руку?» Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены при­поднимают при встрече шляпу.

Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было при­нято... тереться носами или даже исполнять особый та­нец. Однако одно только рукопожатие пережило все вре­мена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружес­кий жест, понятный каждому.

Протягивая открытую ладонь, человек как бы пока­зывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожа­тием, люди убеждались в том, что в руке другого действи­тельно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку - ладонь должна быть открытой.

От очень древних времен дошло до нас и стойкое преду­беждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет

внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришед­шего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет - обменяться крепким рукопожатием.

Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»

Тест «Конфликт без насилия»

Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.

1.Являются ли постоянные споры с друзьями проявле­нием свободы вашего выбора?

А. да, являются; Б. нет, не являются;

В. все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:
А. во всех сферах жизни и деятельности;

Б. только в среде своих друзей; В. только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым пра­вилам?

А. потому что так принято в обществе;

Б. потому что это совпадает с его желаниями;

В. потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
А. ссорятся;

Б. отстаивают свои позиции; В. вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правил?
А. жить по правилам неинтересно;

Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

В. считает, что соблюдение правил - это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?
А. грубость; Б. слабохарактерность;

В. эгоизм; Г. доброта;

Д. ответственность; Е. различие взглядов.

7. Может ли быть конфликт без насилия?
А. да; Б. нет; В. всегда.

8. К какому понятию относится определение «состоя­ние взаимной вражды, серьезная размолвка»:

А. конфликт; Б. ссора; В. противоречие.

По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются: 1.б; 2.а; З.а; 4.в; 5.в; 6.а, в, е; 7.б; 8.б.

Шуточная ситуация 7. «Поможет ли тебе при общении юмор?»

Тест «Можешь ли ты красиво выступить у доски?»

Учеба - не такое уж интересное занятие. Но в твоих силах сделать так, чтобы каждый твой выход к доске стал запоминающимся событием и для тебя, и для твоих одно­курсников, и для преподавателя (а ведь у ваших педагогов еще меньше возможностей для развлечений, чем у вас).

Не ограничивайся просто ответом на вопрос (хотя не­которые и это сделать не могут), а дополни свое выступ­ление у доски... Как? Ну, как умеешь.

Мысленно или на бумаге поставь себе 2 очка за опти­мистический ответ, 1 очко - положительный ответ, 0 оч­ков - за отрицательный ответ на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты смешные анекдоты?
Много знаю!

Знаю, но в аудитории такие рассказывать нельзя.

Не знаю, я отличник.

2. Знаешь ли ты наизусть хоть одну песню?
Да, много знаю!

Знаю, но слова все время пугаю.

Пытался выучить, но пока не смог.

3. Умеешь ли ты танцевать какие-нибудь экзотичес­кие танцы, например, брейк, мазурку, вприсядку, малень­ких лебедей, танец племени людоедов мамбу-хрямбу?

Умею!

Нет, пока не умею.

Умею только детсадовские танцы.

4. Умеешь ли ты стоять на голове?
Могу и на голове, и на других частях тела.
Могу, но только на чужой голове.

Я и на ногах-то пока с трудом стою.

5. Можешь ли ты кончиком языка достать до носа?
В два счета!

Только до чужого носа.

Пока нет, но уже начал тренировки.

6. Можешь ли ты показать какой-нибудь фокус?
Запросто!

Могу «распилить» преподавателя (номер исполняет­ся только один раз).

Не знаю, не пробовал.

Подведем итоги. Если ты набрал(а):

10-12 очков. Ты веселый молодой человек (девуш­ка)! Юмор помогает тебе не только в учебе, но и в обще­нии.

6-9 очков. Ты можешь порадовать своих однокурс­ников и не упускай этого шанса!

1-5 очков. Неужели ты такой скучный человек?
Как же тогда с тобой общаются твои однокурсники?

Выучи наизусть хотя бы один из студенческих анекдо­тов и в удобное время расскажи его товарищам. Может, это поможет...

Мини-итоги. Классный руководитель подводит итоги всех рассуждений учащихся.

Ткачева Татьяна
Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться?»

Цель: развитие коммуникативных способностей педагогов.

Задачи: - с помощью тестов помочь педагогам разобраться, кто они есть?

Какова направленность их личности в общении;

Развивать умение изменять эмоциональную атмосферу.

1. Разминка «Привет».

Участники стали в круг, взялись за руки, придумали себе образ, отвечая на вопрос «Кто Вы?» (цветок, животное, предмет, состояние души). Смотрим друг другу в глаза, говорим привет, называя друг друга по образу.

2. Принятие двух золотых правил.

1) Не хочешь – не говори.

2) Когда говорит другой – не перебивай.

3. Дерево цели и пожеланий.

Что Вы ждете от этого тренинга? Какие пожелания на будущее? Эти вопросы участники пишут на листочках и располагают на дереве, нарисованном на полу (корни, ствол, ветви).

4. Тест «Кто Вы?»

(И Панарин, «Игры в самих себя» стр. 50-52)

Выберите одну из понравившихся фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг. Каждая фигура может многое рассказать о человеке, который ее выбрал.

Квадрат. Человеку, выбравшему квадрат, присуще трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают «квадрата» высококлассным специалистом в своей области. Он любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал «квадрата» - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник. Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому, лучшие качества «прямоугольника» - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность «треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. «Треугольники» энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает «треугольника» личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. «Круг» ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у «круга» возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество,. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот, что нравится «зигзагам». Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. «Зигзаг» - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! «Зигзаги» - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

5. Тест «Направленность личности в общении» (НЛО).

Методика направлена на изучение направленности личности в общении, т. е. совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, включающих представление о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении.

Представьте, пожалуйста, что Вам необходимо обсудить с хорошо знакомым человеком важную для Вас обоих проблему. Из предлагаемых вариантов окончания фраз выбирайте тот, который соответствует Вашим представлениям о том, как будет происходить это общение. Старайтесь выбирать быстро, помня, что нет «хороших» и «плохих» ответов – важно, чтобы они отражали Ваше мнение. Отвечать следует строго в порядке предъявления предложений, возвращаться к «ответам» после ознакомления с последующими фразами нельзя. Римскими цифрами обозначьте номер вопроса, а арабскими – вариант ответа.

I. Я обычно начинаю общение …

1. с улыбки и искренней доброжелательности;

2. с высказывания своей точки зрения, своих требований;

3. когда мне это выгодно;

4. чем я могу помочь собеседнику;

5. когда собеседник сделает первый шаг;

6. как получится.

II. Мне нравится такое общение …

1. которое мне не мешает;

2. если оно происходит без противоречий и мне все ясно;

3. когда чувствуешь, что ты нужен человеку и можешь ему помочь;

4. в котором я получаю то, что мне надо;

5. которое приносит мне удовольствие, меня понимают и не возражают;

6. если каждый высказывает свою мысль, и мы открываем что-то новое.

III. Если собеседник перестает меня слушать …

1. виновата я сама, пытаюсь вернуть его внимание, спрашиваю – чем я могу помочь?

2. пусть он сам говорит;

3. продолжаю говорить;

4. очень важно вместе понять – почему;

5. я обижаюсь и высказываю ему мое возмущение;

6. значит, он что-то задумывает против меня.

IV. Если в общении назревает конфликт …

1. то мои действия зависят от силы соперника;

2. надо твердо стоять на своем;

3. важно понять его причины и действовать сообща и корректно;

4. ну и пусть назревает;

5. обязательно надо его сгладить, перейти на другую тему;

6. сама виновата, постараюсь исправить свою оплошность.

V. Если собеседник не отвечает на мой вопрос …

1. стараюсь понять, почему и действую соответственно;

2. это не важно, не буду приставать;

3. я замолкаю, теряюсь;

4. я обижаюсь и прекращаю всякое общение с ним;

5. значит ему плохо;

6. значит, я нащупала его слабое место.

VI. Если собеседник меня перебивает …

1. если что-то дельное – пусть;

2. я выслушиваю его, иногда прошу дать мне возможность досказать свою мысль;

3. я делаю ему замечание один раз, потом обижаюсь;

4. замолкаю и слушаю;

5. значит у него плохие нервы, надо учесть;

6. значит, я долго говорю, а у человека что-то важное.

VII. В конце разговора …

1. мы смотрим друг на друга, улыбаемся и договариваемся о следующей встрече;

2. я испытываю удовлетворение, если меня поняли;

3. я говорю о приятной беседе и делаю выводы про себя;

4. собеседник должен остаться довольным разговором;

5. собеседник подводит итоги;

6. подбивается результат.

I II III IV V VI VII

1 – Д 1 – И 1 – АЛ 1 – М 1 – Д 1 – И 1 – Д

2 – АВ 2 – К 2 – К 2 – АВ 2 – И 2 – Д 2 – АВ

3 – М 3 – АЛ 3 – И 3 – Д 3 – К 3 – АВ 3 – М

4 – АЛ 4 – М 4 – Д 4 – И 4 – АВ 4 – К 4 – АЛ

5 – К 5 – АВ 5 – АВ 5 – К 5 – АЛ 5 – М 5 – К

6 - И 6 - Д 6 - М 6 - АЛ 6 - М 6 - АЛ 6 – И

Д – НЛО - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.

АВ – НЛО – ориентация на доминировании в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эгоцентризм, «требование» быть понятым (а точнее – требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение» - функционирование, коммуникативная ригидность.

М – НЛО – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций. Стремление понять, «вычислить» собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытостью, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя – только для себя, за счет другого.

АЛ – НЛО – добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т. д. и бескорыстное жертвование своими интересами, целями. Стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.

К – НЛО – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета на «объектную» позицию для себя. Ориентация на некритическое согласие (уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желание быть понятым. Направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.

И – НЛО – такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминированные ориентации на сугубо деловые вопросы, уход от общения как такового.

6. Игра «Эмоциональная атмосфера».

(Игры: обучение, тренинг, досуг).

Сядьте в круг. Посидите немного молча и посмотрите на других участников. Подумайте, что в них вызывает у Вас чувство спокойствия, радости или какие-нибудь другие приятные эмоции? Найдите из всего потока образов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для Вас в данный момент. Например, кого-то может привести в комфортное состояние уютный вид домашних тапочек на ногах одной из участниц, другому становится радостно при виде загадочной улыбки, блуждающей на лице соседа, третий наполняется ощущением легкости, глядя на пушистый свитер своего соседа, и т. п. Пожалуйста…

Ну а сейчас, по очереди выскажите свои симпатии тем, кто у Вас их вызвал. Пожалуйста…

Спасибо! Если Вы чувствуете, как поднялся уровень положительных эмоций, светлых энергий в группе после этих признаний, то, значит, наша цель достигнута: мы взяли верный тон. Спасибо!

7. Дерево цели и пожеланий.

Участники перекладывают свои пожелания и предложения, написанные на листочках, на дереве цели и пожеланий. Если они получили то, что хотели, удовлетворили свои потребности, то листочек помещают вверху на ветвях.

Если наполовину, то – на стволе. Если же не получили ничего из того, что ожидали от встречи, то оставляют листочек на корнях дерева.

(следующий тренинг психолог готовит с учетом пожеланий, которые остались неудовлетворенными).

8. Общение за чашечкой чая .

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...