Всегда ли нужно признавать собственные ошибки. В гармонии с собой

International Institute for Process Work (Russia) IIPW

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Образовательный стандарт IAPOPhttp://www.iapop.com/ispwr/

Сертификационная Программа по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии.

Обучение по стандартам IAPOP.

Уважаемые коллеги! Ведется набор на обучение 2018-2020г.

Расписание семинаров:

1 семинар - 8-9 декабря 2018г - Введение в Процессуальную работу. Теория и практика. Работа с движением. - Сербина Людмила.

Данная программа является уникальной, так как позволяет освоить новый психотерапевтический метод, на профессиональном уровне и получить глубокие знания в области процессульно-ориентированной психологии и психотерапии. Программа включает как теоретическое, так и практическое обучение. Обучение ведется в рамках стандартов IAPOP с использованием теоретического и методического арсенала его преподавателей, которые обладают уникальными и разносторонними навыками и метанавыками и личным глубоким многолетним профессиональным психологическим опытом и вносят его в процесс обучения. Все преподаватели имеют собственную практику ведения личной терапии и преподавания в различных школах и направлениях терапии. Многие преподаватели являются старейшинами процессуального обучения в России, основателями и учредителями Процессуального сообщества в России.

Многие преподаватели сейчас являются членами и руководителями профессиональных психотерапевтических организаций и сообществ: Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР) Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Европейской Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов, Международной Ассоциации Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP), Международной Ассоциации Фасилитаторов (IAF).

Преподаватели Сертификационной Программы:

Ректор МИПСИТ, президент ПСИРП, международный дипломированный специалист и тренер по процессуальной психологии, член IAPOP, член Европейской Ассоциации телесно-риентированных терапевтов, автор и ведущий обучающих программ по работе с шоковыми травмами и травмами развития.

к.пс.н, психотерапевт ЕАР, Дипломант PW, руководитель модальности по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии в ППЛ, член IAPOP.

Врач-биофизик (диплом РГМУ им. Пирогова), врач психотерапевт (диплом ММА им. Сеченова), психолог (диплом МЭГУ), процессуальный терапевт - сертификат 3-х годичной программы Центра по процессуальной работе в Портланде, США (Process Work Center of Portland,USA), гештальт терапевт.

к.пс.н. Процессуальный терапевт,Ведущий курса "Введение в процессуальную терапию".Член Профессионального Сообщества Интегративно Работающих Психологов. Преподаватель и член Совета Московской Психологической Лаборатории 12.

обладатель степени МА «Организационные изменения и фасилитация конфликтов»(Process Work Institute (PWI), Portland,USA), сертифицированный специалист попроцессуальной работе(PWI, USA), бизнес-тренер, дипломированный консультант по управлению (SMC, Россия), коуч (CTI, Amsterdam, Netherlands) с 14-летним стажем работы.

Принцип нашей работы заключается в том, что бы дать качественное образование, где в процессе обучения вы сможете глубоко и интересно учиться и получите новый инструмент и новую методику, что бы использовать это в своей профессиональной деятельности, а так же научиться работать со своими личными проблемами и комплексами.

Особенность нашей программы заключатся в том, что наши преподаватели имеют большой опыт в других подходах, то в процессе обучения будет рассмотрена связь В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Вы получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Программа реализуется в сотрудничестве с членами международной ассоциации процессуально-ориентированной психологии. Это позволяет глубоко и осознанно освоить метод Процессуальной Работы, основателем которой является Арнольд Минделл, и он работает с большим спектром проблем. Процессуальный подход использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик и исходит из положения, что решение проблемы содержится в самом нарушении, которое она вызывает.

Процессуальная психология развилась во всестороннюю психотерапевтическую систему, и применяется в различных контекстах, включая индивидуальную терапию и работу с группами и организациями. Особое внимание уделяется работе со снами и с телесными симптомами, включая работу с тяжело больными, с измененными и крайне экстремальными состояниями сознания, с зависимостями, для разрешения личностных и семейных конфликтов с большими и малыми группами в бизнес среде.

Для кого эта программа

Сертификационая Программа Международного Института Процессуальной Работы (Россия) (IIPW) предназначена для психотерапевтов, психологов-консультантов, специалистов, работающих в области здравоохранения и образования, педагогам, социальным работникам а также коучам, людям, занимающимся развитием организаций, бизнес консультантам, а так же всем желающим, кому интересен процессуальный подход для самообразования, самопознания и саморазвития.

Что в результате

В результате прохождения Международной Сертификационной программы IIPW вы освоите и приобретете теоретические практические знания Процессуальной работы, которые необходимы в индивидуальной работе с клиентами, так и в работе с малыми и большими группами, безнес-организациями.

В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Структура сертификационной программы :

Условия участия:

Для вступления в Международную Сертификационную программу необходимо:

Заполнить и подать заявление.

Пройти вводную сессию с преподавателем сертификационного курса.

Форма заявления

  • Адрес, электронный адрес, телефон, скайп
  • Резюме (дата рождения, пол, возраст, образование, место работы и др.)
  • Предыдущий опыт процессуальной работы. Какие семинары посещали, какие программы, опыт личной терапии?
  • Какие другие психологические и психотерапевтические подходы изучали? В каких программах принимали участие?
  • Кратко напишите почему вы хотите изучать Процессуальный подход.

Документы:

При успешном завершении Международной Сертификационной Программы International Institute for Process Work (Russia) IIPW (Международный Институт Процессуальной Работы в России) выдаётся:

  • Международный Сертификат по Процессуальной работе.
  • Накопительный сертификат Профессиональной Психотерапевтической Лиги.(по запросу)
  • Свидетельство о повышение квалификации от об окончании программы повышении квалификации установленного государством образца; (по запросу)
  • Также вы можете получить Диплом о профессиональной переподготовке: «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (в объеме 980 часов), (по запросу)

О формате.

  • 12 семинаров по 2 дня (выходные дни)
  • Личная терапия не менее 20 часов;
  • Супервизии групповые и личные 20 часов;
  • Интервизорские группы не менее 4 раз в год;
  • Сессии с адвайзером (личным куратором) 4 сессии и одна завершающая по итогам обучения;
  • Ведение студенческой зачетной книжки;
  • Ведение личного дневника;
  • Написание итоговой работы (реферат)
Подробнее:
  • Количество часов семинарских занятий составляет 12 семинаров, по выходным дням.
  • Супервизии 20 часов. (Различные форматы: групповая, индивидуальная) Это может быть как очная работа с клиентом, или им так же может быть любой студент программы, а так же разбор Кейсов из личной практики или из работы в интервизорских группах.
  • Интервизорские группы. Самостоятельная работа в малых группах. Группа 3-5 человек. По итогам встречи студенты составляют протоколы по структуре процесса и интервенций. (Каждый из студентов на встрече является Психотерапевтом, Клиентом, Наблюдателем) Протоколы проверяются адвайзером на личных сессиях с ним.
  • Личная терапия минимум 20 сессий. Личная терапия является важной составляющей частью учебного процесса.
  • Сессии с адвайзером, личным куратором в процессе обучения – 5 сессий (2 сессии в год, консультации по написанию итоговой работы, и заключительная (итоговая)сессия)
  • Рекомендуется определиться со своим Адвайзером в течении двух месяцев с момента вступления в программу. При его участии заключается студенческое соглашение и выбирается фокус личных интересов в процессе обучения в сертификационной программе. Для тех студентов, кто одновременно обучается и в сертификационной, и в дипломной программе, адвайзер является одним и тем же лицом.
  • Студенческая зачетная книжка. Сюда фиксируется информация о прохождении семинаров, супервизий, встреч с адвайзером. Ведение дневника необходимо на протяжении всего сертификационного курса и в дальнейшем, если студент продолжит свое обучение в дипломной программе.
  • Ведение Студенческого дневника. На протяжении обучения студенту рекомендуется вести подобный дневник, куда записывается личный опыт от прохождения семинаров, личных сессий, супервизий, интервизий и внутренней работы.
  • Написание итоговой работы (реферат). Общий объем от 10 и более страниц. В этой работе студенты демонстрируют свои теоретические и практические знания в письменном виде. И демонстрируется знание текстов и книг, по Процессуальной работе доступных как на русском, так и на английском языках.
  • Сертификат о прохождении программы выдается после выполнения всех вышеперечисленных требований программы и прохождения заключительной сессии с адвайзером. Преподавательский состав сертификационной программы оставляет за собой право принимать решение о выдаче сертификата студенту, а так же о прохождении дополнительных часов для освоения недоработанных тем.

Темы семинаров:

Семинары программы:

(В темы семинаров могут быть внесены изменения и дополнения)

Процессуальная работа. Введение: Теория и практика. Источники и история создания. Основные определения и положения (первичный, вторичный процесс, край). Сновидящее тело и сновидческий процесс. Уровни работы в процессуальном подходе (консенсусный, сновидческий, сущностный). Работа с каналами восприятия.

Работа с симптомами. Соматические заболевания. Работа с соматическими заболеваниями, симптомами в процессуальном подходе. Послание симптомов. «Дух симптома». Работа с различными хроническими и острыми симптомами. Телесно-ориентированная работа с симптомами.

Работа со взаимоотношениями. Основные принципы взаимоотношений. Коммуникативные аспекты в первичных и вторичных процессах взаимоотношений. Методы работы с парой и межличностными взаимоотношениями. Мифы в отношениях. Работа с семейными системами. Высокий и низкий сон взаимоотношений. Конфликты, публичные атаки

Теория конфликта с точки зрения процессуально-ориентированной психологии. Мировая работа (World Work) и концепция Глубинной демократии. Основы фасилитации конфликтов. Сигналы эскалации и деэскалации конфликта.. Работа с обвинениями. Понятие рангов и их роль в разрешении конфликтов. Типы рангов и степень их осознанности. Сигналы высоких и низких рангов.

Работа зависимостями: химические и поведенческие зависимости. Процессуальная работа (терапия) с зависимостями. Виды и механизмы формирования зависимостей. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость. Особенности работы с химическими зависимостями. Различные способы проявления послания в зависимостях: первичный и вторичный процесс, края. Особенности телесно-ориентированной работы с зависимостями.

Сны, сновидения, работа со сновидением. Процессуальная парадигма работы со сновидениями. Определение различных уровней работы со сновидением. Мифы в сновидениях. Работа с ранними детскими снами и их связь с хроническими симптомами и со стилем жизни и жизненными сценариями. Исследование снов и едва заметных предсигналов(Флирты), проявляющихся на грани состояния сна и бодрствования.

Измененные состояния сознания, психопатология, депрессии. Структура измененных состояний сознания в процессуальной психологии. Связь с культуральными и социальными мифами и краями. Особенности процессуальной работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Процессуальная работа (терапия) с различными видами депрессий.

Работа с травмой. Формирование ресурсов. Особенности соматической работы с посттравматическими расстройствами. Разворачивание личностного мифа человека через детские сновидения, ранние травмы, соматические заболевания и паттерны отношений. Первичный и вторичные процессы при ПТСР, Работа с травмой как работа с Экстримальными и измененными состояниями сознания. Край и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур. Особенности работы в каналах при работе с травмами. Роли. Взгляд на роли в работе с травмой. Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы травмированного внутреннего ребенка).
Вторичная идентичность и роли (агрессор, демон (внутренний угнетатель) , свидетель, защитник)
Формирование ролей, работа с ними. Особенности работы с ролями при ПТСР.
Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном) .

Диссоциация как начало процесса отстранения и осознанности,

Диссоциация и паралельные вселенные(Минделл)
Высокий и низкий сон при работе с травмой. Застревание в низком сне. Способы работы,
Восстановление оси эго Самость. Работа на сущностном уровне (большое «U»)
Трансформация травмы. Работа с травмой на символическом и мифологическом уровне.
Осознание жизненного мифа, возможность посмотреть на свою жизнь как на путь индивидуации и встреча на этом пути с травматическим событием как с инициацией. Травма как преобразующая сила на пути индивидуации. Старейшинство. Травма как вызов для нашего духа. Столковение с нуминозным, трансперсональным опытом. Мудрость, духовность и опыт старейшинства при трансформации травмы.

Мировая работа. Принципы мировой работы (World Work). Методы фасилитации группового процесса (Group process). Фасилитация работы в группе на собраниях, совещаниях, стратегических сессиях. «Горячие» моменты в групповой работе (Hot spots). Сложные участники в группе.

Геопсихология. Векторная работа. Векторный метод осознавания, исследование ИСС связанных не только с чувствами и различными внутренними состояниями, но и с природой пространства, связью наших тел с планетой Земля. Понятие большого «U» и малого «u», суммирование векторов. Исследование глубинных состояний и способности нахождения направления как личных, так и коллективных. Понятие кратковременной и долговременной осознанности.

Внутренняя работа. Процесс-ориентированная классическая внутренняя работа. Зачем и когда делать внутреннюю работу? Осознавание сигналов / уровни восприятия. Канал-ориентированные методы усиления сигналов. Навыки раскрытия процесса «Вперёд» (от сигналов к фигуре). Навыки раскрытия процесса «Назад» (от фигуры к её сущности). Работа с барьерами во внутренней работе. Работа с внутренним критиком.

Процесс-ориентированный коучинг.Процесс-ориентированный коучинг. Схожести и различия терапии и коучинга.Цели и принципы процесс-ориентированного коучинга. Раскрытие и реализация потенциала человека. Процесс-ориентированный коучинг руководителей. Связь личностного развития руководителя и развития организации в целом. Как личные барьеры руководителя формируют организационные барьеры.

Начало обучения - осень 2018г. Обучение в Москве.

Дополнительная информация.



Эта статья посвящена процессуальной психологии и включает в себя: описание основных методов процессуальной терапии, методики работы с критической фигурой, методику работы с симптомом и вредными привычками. Статья основана на знаниях, которые я почерпнул в институте процессуальной интегративной терапии, обучаясь у Елены Романченко и Дмитрия Валуева и которые с тех пор активно применяю на практике. Также хотелось бы поблагодарить Армана Бекенова у которого мне посчастливилось не только многому научиться но и иметь честь работать совместно.

Итак, для начала несколько слов о теории процессуальной терапии (да простят меня те, кто с ней знаком).
Основной постулат процессуальной терапии звучит приблизительно так: «Все что происходит с нами и вокруг нас есть процессы. Не бывает плохих и хороших (добрых и злых процессов), — любой процесс сам по себе нейтрален». Несмотря на изначальную нейтральность любого процесса, он может разворачиваться в нашей жизни разными способами, как легкими и радостными, так и тяжелыми и неприятными.
Согласно процессуально ориентированной психологии, любой человеческий опыт можно разделить на два вида: так называемый первичный процесс и вторичный процесс. Переживания, с которыми человек себя идентифицирует, называются «Первичным процессом» (ПП). По сути, первичный процесс это то, что человек про себя знает, понимает, осознает, или не знает, но если узнает, вполне готов согласиться: «Да это точно я!». Приведу пример. Меня зовут Александр Арчагов, я работаю психологом-консультантом, люблю плавать и кататься на велосипеде, — это мой первичный процесс. «Вторичный процесс» (ВП) человек, как правило определяет как чуждый ему опыт. Это может быть какое-то переживание, состояние, поведения или реакция, про которую человек всегда скажет: «Нет, это точно не про меня, точно не мое, это точно не я!» Таким образом, вторичный процесс находиться вне фокуса осознавания.
В жизни человека вторичный процесс редко проявляется напрямую, чаще всего он «приходит» так сказать в некой «упаковке», «конверте». «Конверты» вторичного процесса очень разнообразны и чаще всего мешают человеку жить. Это могут быть телесные симптомы, повторяющееся модели поведения, зависимости, повторяющиеся паттерны в отношениях, появляющиеся в жизни неприятные люди или состояния и.т.д. С точки зрения процессуального подхода у человека есть потребность в привнесении вторичного процесса (состояния, навыка или определенной психической энергии) в первичный процесс. Вторичный процесс чем-то напоминает неосознаваемую зону ближайшего развития, что-то, в чем у человека есть неосознаваемая потребность. К сожалению, чаще всего «конверт» вторичного процесса для человека очень неприятен. Более того, если человек по какой-либо причине не раскрывает конверт и не привносит хотя бы часть вторичного процесса в первичный «конверт» становиться еще более заметным, а зачастую даже опасным. Как правило, именно с таким «конвертом» вторичного процесса в качестве проблемы клиент и приходит к психологу. Задача же процессуального терапевта – раскрыть конверт и помочь клиенту интегрировать хотя бы часть вторичного процесса. Например, за болью в голове во время разговоров с неприятными людьми у клиента может стоять потребность в проявлении силы или агрессии в их адрес. Здесь головная боль является «конвертом», а умение проявлять свою силу или агрессию на раздражитель – вторичным процессом.

Основной задачей процессуальной терапии является помощь клиенту в интеграции его вторичного процесса. Для реализации этой задачи процессуальный психолог может использовать множество методов, в том числе и из других направлений психотерапии.
Однако, основным методом процессуальной терапии является метод интеграции вторичного процесса в первичный . В обобщенном виде данный метод выглядит следующим образом:
Психолог замедляет и разворачивает симптом (невроз, проблему и.т.д.) клиента по различным каналам восприятия, стараясь выявить в них сигналы вторичного процесса. «Поймав» сигнал вторичного процесса, психолог начинает усиливать его и насыщать им различные каналы восприятия клиента. Когда клиент достаточно погрузиться в опыт вторичного процесса, прочувствует его, поймет его суть и смысл, психолог помогает клиенту вернуться в первичный процесс (свое обыденное состояние), сохранив контакт с энергиями (опытом) вторичного процесса. Далее психолог помогает клиенту интегрировать опыт (умение, навык и.т.д.) полученный в опыте вторичного процесса в первичный, задавая вопросы типа: «Где есть этому место в вашей жизни? Если бы этого было больше в вашей жизни, — как бы вы жили? Как бы вы могли привнести больше этого в свою жизнь? Чем бы это могло помочь в вашей жизни и.т.д.» В процессе этой работы психолог может помогать клиенту выработать стратегию интеграции вторичного процесса и изменения своей жизни.
Под термином «Каналы» в процессуальной психологии понимается различные способы восприятия человеком окружающего Мира и проявлением в этот Мир. Именно по различным каналам и проявляются как первичный, так и вторичный процесс клиента.
В процессуальной психологии выделяют следующие каналы:

  • Визуальный
  • Аудиальный
  • Взгляд
  • Проприоцептивный
  • Паравербальный
  • Канал Мира
  • Отношения
  • Чувства и эмоции
  • Измененные состояния сознания
  • Мимика
  • Жесты
  • Дыхание
  • Движение
  • Симптомы

При желании любой практикующий психолог сможет добавить еще другие каналы в которых, так или иначе, проявляет себя клиент в процессе терапии.

Каналы бывают занятые Первичным процессом, занятые вторичным процессом и не занятые. Когда человек что-то делает осознанно (представляет, чувствует, двигается и.т.д.) то тот канал, который он при этом использует называется занятым первичным процессом. В других же каналах может бессознательно проявляться вторичный процесс или каналы могут быть вообще свободными. Как правило каналы занятые вторичным процессом посылают менее заметные, тонкие сигналы.
Поясню на примере. Допустим преподаватель, читая лекцию в аудитории, жестикулирует. В таком случае его первичным процессом (преподавание) заняты такие каналы как: речь и жестикуляция. Предположим, приглядевшись мы замечаем, что во время чтения лекции преподаватель слабо покачивается из стороны в сторону. Когда мы спрашиваем его, зачем он это делает, он отвечает, что сделал это непроизвольно. Обычно так и выглядит канал движения, занятый вторичным процессом (небольшие малозаметные движения). Чтобы развернуть вторичный процесс преподавателя прежде всего, мы просим его заметить это движение и продолжать его делать. Затем предлагаем ему усилить движение, например, увеличив амплитуду покачивания, но прим этом просим его делать все как можно медленно (это делается для того, чтобы состояние не перешло в аффективное отреагирование и у человека было достаточно времени, чтобы осознать получаемый опыт). Далее мы разворачиваем опыт вторичного процесса по другим, прежде не занятым им каналам. Например, мы можем попросить добавить в это движения жесты, обратить внимание на то, какой у человека взгляд, когда он делает это движение, спросить какой образ у него рождается, когда он делает это движение, спросить какой у этого образа цвет, вкус, запах и.т.д. Таким образом, мы как бы насыщаем все каналы восприятия человека его вторичным процессом, помогая ему в тоже время сохранять осознанность. После того, как человек достаточно погрузился в этот опыт, понял и прочувствовал его смысл или даже чему-то там научился, мы просим его посмотреть как бы изменилась его жизнь, если бы в ней было больше этого опыта или умения? Спрашиваем: как бы он могу привнести это в свою жизнь? Просим вернуться в его обычное состояние, сохраняя контакт с этим опытом. Далее можно проводить интеграцию опыта или навыка вторичного процесса в жизнь клиента уже любой доступной психологу техникой.

Работа с критической фигурой

Очень часто при попытке интеграции опыта вторичного процесса (или обучения соответствующему навыку) человек сталкивается с невозможностью это сделать. На практике это выглядит как внутренний запрет, ощущение «неправильности», «невозможности» получения того или иного опыта. Зачастую у человека всплывают какие-то останавливающие и запрещающие фразы, например: «так нельзя!», «люди так не делают», «в нашей семье так не поступают!», «это может быть опасно и.т.д.». При этом клиент может начать сопротивляться новому опыту, у него может начать кружиться голова, появляться желание убежать, обесценить происходящее и.т.д. В процессуальной терапии подобный опыт называется «Краевым переживанием» или просто «Краем», а некая внутренняя фигура, которая произносит запрещающие фразы – «Краевой» или «Критической фигурой». Мнения процессуальных терапевтов о том, что такое критическая фигура расходятся. Я придерживаюсь мнения, что это некий защитный механизм психики, который поддерживает внутренний гомеостаз (постоянство) и не позволяет появляться ничему новому, то есть потенциально опасному. Критическая фигура это некий внутренний пограничник, который во-первых не пускает человека на опасную территорию, а во-вторых не пускает что-либо с этой территории к человеку. С этой точки зрения от краевой фигуры человеку очень много пользы, так как она поддерживает первичный процесс, то есть постоянство и устойчивость психики. Именно краевые фигуры в конечном счете и удерживают нас от сумасшествия, так как с точки зрения процессуального подхода безумие это охваченность вторичным процессом при отсутствии первичного. Однако, поскольку краевая фигура является механизмом, она запрещает также все новое, что может оказаться полезным для человека.

Есть множество механизмов формирования критических фигур: личные, социальные, семейные, общечеловеческие и другие. В этой статье я не буду подробно их рассматривать, так как для практической работы с критиком механизм его образования не так важен.
Работа с критической фигурой в процессуальной терапии проводится несколькими способами. Первый способ условно можно назвать: «Спор с критиком». В этом случае терапевт вводит критическую фигуру как некоего персонажа. Клиент пытается представить себе эту фигуру и описывает что это за человек, образ или существо, которое ему что-либо запрещает. Как оно выглядит? На что похоже? Какие у него умения и свойства? Как оно себя ведет и так далее. Дальше если у клиента достаточно сил он начинает пытаться договориться с критиком или спорить с ним, выдвигая различные аргументы. Клиент может попросить критика пропустить его во вторичный процесс «хоть одним глазком взглянуть», аргументировать: почему ему туда надо и.т.д. Терапевт и клиент попеременно играют роль критика. Задача, так или иначе (ловкостью ли, хитростью ли, или договорившись) заставить критика пропустить клиента во вторичный процесс.

Если с критической фигурой не удается договориться, — можно использовать другой прием работы, который заключается в том, чтобы «присвоить силу» критика. Напомню, что критическая фигура ни что иное как некий механизм психики не находящийся под сознательным контролем человека. Соответственно интегрировав психическую энергию (силу) этой фигуры, человек присваивает себе собственную же автономную часть психики. Технически это выглядит следующим образом: после того как клиент подробно описал критическую фигуру, ему предлагается сыграть ее роль. Таким образом, став критической фигурой клиент чувствует всю ее силу, может обучиться всем умениям и навыкам этого психического механизма и даже познать его «мудрость». По сути своей работа похожа на разворачивание процесса в процессуальной терапии, когда мы помогаем клиенту интегрировать новый для него опыт максимально наполняя его переживаниями. Далее клиенту предлагается веруться в свою роль, сохранив при этом контакте со всем тем, чему он научился играя роль критической фигуры. Если упражнение пройдет успешно, критическая фигура как бы «сдуется», а клиент наполнится новой силой. Терапевт может легко проверить это, заняв роль критической фигуры, если работа проведена успешно, клиенту не составит особого труда «пройти критика», а терапевт в роли критика может начать чувствовать себя ослабевшим.

Если клиенту не только не удается договориться с критической фигурой, но и сыграв ее, ему не удается почувствовать ее силу и энергию, — существует еще один метод работы с критической фигурой, который называется «Магическая битва». Несмотря на столь эксцентричное название к эзотерике этот процесс не имеет особого отношения. Суть в том, что клиент как бы вызывает критическую фигуру на бой. Происходить это в том случае, если при появлении критической фигуры у клиента появляются силы и психическая энергия на борьбу. В таком случае работа ведется следующим образом. Клиент подробно описывает критическую фигуру, описывает ее внешний вид, умения и навыки. За тем, роль критической фигуры берет на себя терапевт. Далее клиент и терапевт совершают символическую «битву», в которой терапевт в роли критика оказывает сопротивление клиенту. В конце концов, терапевт в роли критика проигрывает, а клиент соответственно побеждает. Таким образом, у клиента активизируются дополнительные силы и умения для решения своих проблем и интеграции вторичного процесса.

Работа с телесным симптомом
Согласно процессуальной философии любой телесный симптом является контейнером (способом проявиться) вторичного процесса. Итак, если вторичный процесс проявляется при помощи симптома, то, зачастую, интегрировав его мы можем надеяться на успешное исцеление того или иного симптома. Зачастую многие симптомы проходят сразу после процессуальной работы, однако гарантировать исцеление при помощи психологических методов было бы наивно и легкомысленно. Технология работы с симптомом в процессуальной терапии выглядит следующим образом:

1) Медицинская точка зрения
Прежде всего, необходимо уведомить клиента, что психолог не врач, работает с психологическим содержанием и смыслом болезни и, к сожалению, не может гарантировать избавление от телесного симптома или болезни. Затем необходимо расспросить клиента о том: обращался ли он к врачу с этим симптомом, какой диагноз ему поставили и что порекомендовали. После чего клиенту предлагается как бы «отложить» эту информацию «в сторону» и исследовать психологическое содержание симптома.

2) Ресурс для работы с симптомом
Зачастую клиенту сложно преступить к работе с симптомом так сказать «на гора», особенно, если болезнь беспокоит человека уже достаточно давно, прогноз не благополучный, или вообще мы имеем дело с хроническим симптомом. Поэтому мы помогаем клиенту получить психический ресурс для работы. Мы просим его вспомнить какое-либо хорошее переживание в жизни. Он чувствовал что-то приятное, был в контакте с чем-то важным, сущностным и.т.д. Далее, мы разворачиваем это переживание по каналам (см. работу с каналами) и приступаем непосредственно к работе с симптомом.

3) Дух создателя симптома
Далее мы просим клиента поподробнее рассказать о том, как он чувствует и переживает симптом. Что и как у него болит, колит, режет, зудит и.т.д. На что похоже это ощущение? Как именно он переживает болезнь в своем теле. Далее мы просим показать то, на что похоже это воздействие на руке терапевта или подушке. Когда клиент демонстрирует нам воздействие симптома на подушке (например, сжатие) мы просим его замедлиться в этом. Затем мы расспрашиваем клиента, что он чувствует, когда сам делает это ощущение, этот симптом. Мы просим его как бы стать духом, создающим этот симптом и исследовать свое состояние как духа. Очень часто становясь духом создателя симптома, клиент чувствует какое-то новое для себя и ценное переживание, которого как бы не хватало ему в его жизни. Например, человек слабый по жизни, может почувствовать контакт с собственной вытесненной силой, а человек по жизни сильный, возможность побыть слабым и.т.д. Как правило, при погружении в роль духа создателя симптома, мы чувствуем изменение уровня психической энергии у клиента в сравнении с его обычным состоянием. Таким образом, получается, что вторичным процессом для клиента является то состояние, в которое он попадает, становясь персонажем, создающим болезнь. Далее мы проводим классическую работу разворачивания по каналам и интеграции вторичного процесса.

4) Дух погружает в состояние
Если при исследовании духа создателя симптома мы не почувствовали у клиента изменения какого-либо значимого изменения уровня психической энергии, мы начинаем исследовать так называемое состояние симптома. Мы подробно расспрашиваем клиента: во что он погружается, когда переживает сам симптом? В какое состояние его как бы отправляет это дух создателя симптома? Что клиент делает такого необычного для себя, когда болеет? Как он это чувствует? Таким образом, мы начинаем исследовать, то состояние, в которое человек попадает благодаря свое болезни. Следя за уровнем энергии и сигналами в каналах клиента, мы стараемся разглядеть там проявление вторичного процесса. Обнаружив подобный сигнал, мы разворачиваем его обычным образом. Например, симптом, как способ попасть в состояние может проявляться следующим образом. У человека по жизни активного, и старающегося всегда помогать другим, могут появляться сильные головные боли. Когда мы просим его пойти в то, состояние, в которое он попадает при головных болях, выясняется, что в этом состоянии он обычно лежит, отдыхает, принимает помощь от других и заботиться о себе. Таким образом, во вторичном процессе оказывается навык принятия помощи и заботы о себе.

5) Магическая битва
Бывает, что в как при исследовании духа создателя симптома, так и при исследовании состояния, в которое попадает человек переживая симптом, мы не видим проявлений какого-либо изменения уровня психической энергии. И в том, и в другом случае человек реагирует примерно следующим образом: «Ну да, ну и что? Вот так вот, как обычно», т.е. мы не наблюдаем каких-либо значимых изменений в состоянии клиента. Тогда, возможно, что вторичный процесс прячется в том состоянии, в которое клиент попадает, сражаясь с болезнью и духом ее создающим. Мы предлагаем клиенту описать этого духа создателя симптома, спрашиваем, как дух воздействует на него, что он делает? Как дух сражается с клиентом? Каким оружием или навыками пользуется, пытаясь победить клиента? Затем мы просим клиента сделать этого духа из нас самих, наблюдая за тем, как меняется состояние клиента. Как правило, уже в этот момент у клиента можно заметить сигналы вторичного процесса. Так, терапевт начинает играть роль духа создателя симптома, а клиент начинает символически сражаться с этим духом. Параллельно с этим терапевт помогает клиенту развернуть новый для него опыт. Постепенно, с определенным (но не чрезмерным) усилием терапевт в роли духа начинает проигрывать клиент, а клиент побеждает его, стараясь как можно сильнее вчувствоваться в новое для себя состояние. Именно в этом состоянии и заключается вторичный процесс клиента. Обнаружив его, мы вновь разворачиваем и интегрируем вторичный процесс вышеописанным способом. Часто подобное явление встречается у людей носителей тяжелого или смертельного заболевания. Тогда борьба с болезнью дает человеку доступ в какое-то новое и важное для него состояние. Иногда это доступ в состояние силы, а иногда и соприкосновение со смертью. Процессуальная терапия предпочитает исследовать каждый процесс отдельно.

Работа с привычками и зависимостями

Итак, рассмотрим методы работы с привычками в процессуальной терапии. Для работы с привычками, прежде всего, необходимо понять на что и как воздействует привычка в процессах клиента и для чего она ему нужна. С точки зрения процессуальной терапии привычка (какое-либо действие или принимаемое вещество) может оказывать воздействие на первичный, вторичный процессы или на критическую фигуру человека. Соответственно привычка может, как усиливать, так и ослаблять тот или иной процесс. Основная стратегия работы с привычкой заключается в том, чтобы помочь клиенту получить доступ в состояние, связанное с привычкой без необходимости привычного действия или приема вещества.

Приведу пример. Допустим, привычка усиливает первичный процесс (ПП) клиента. В подобном случае человек говорит приблизительно такую фразу: «Без этого (называет привычку) я не человек!». Очень часто подобного рода привычки связаны например с употреблением кофе по утрам. В таком случае человек говорит примерно следующее: «Вот пока кофе не выпью, не могу работать» и.т.д. Итак первичная идентичность клиента в данном случае завязана на ту или иную деятельность или прием какого-либо вещества. В таком случае работа будет заключаться в укреплении первичного процесса. Мы просим клиента представить, что он вот только что выпил кофе и спрашиваем его: как он чувствует себя человеком? На что похоже это ощущение? Что оно ему дает? Какой жест, движение или фраза могут помочь ему больше прочувствовать это состояние? Что кроме привычки в его жизни может помочь ему попадать в это состояние? В процессе работы мы повторяем за клиентом его жесты, движения и фразы, помогая ему глубже прочувствовать состояние. Таким образом, мы максимально насыщаем опыт первичного процесса клиента – укрепляем его первичный процесс без привычки. Если клиенту удается научиться поддерживать свой первичный процесс в привычке отпадает надобность. В качестве домашнего задания клиенту предлагается каждый раз, когда у него возникает потребность в привычке ждать несколько минут и в это время погружаться в состояние, освоенное в процессе работы. Таким образом, постепенно вместо привычки клиент получает непосредственный доступ к состоянию, в котором у него была актуальная потребность.
Если привычка ослабляет первичный процесс клиента, то скорее всего она усиливает вторичный процесс. И наоборот, привычка, усиливающая первичный процесс клиента, как правило, ослабляет вторичный.

Работа с привычкой усиливающей вторичный процесс клиента проводится приблизительно таким же образом – путем получения непосредственного доступа в состояние. Основная разница здесь не в работе, а в том, с чем клиент приходит в качестве проблемы. Если привычка усиливает вторичный процесс клиента, то она будет погружать его в особое состояние, в котором, так или иначе, есть потребность. Например, человек может говорить следующее: «Обычно я очень напряжен, и только когда я достаю сигаретку и прикуриваю ее, я чувствую расслабления, легкость и спокойствие». Как уже было сказано выше, работа проводится аналогичным образом: клиенту предлагается представить, что он курит прямо сейчас и этот опыт максимально наполняется переживаниями. Домашнее задание аналогично.

Очень часто у клиента есть потребность во всех состояниях и в первичном процессе и во вторичном, тогда клиент учиться получать доступ и в то и в другое состояние.

Бывает, однако, что привычка помогает клиенту позволить себе что-то, что он не позволяет себе в обычной жизни. Если при более подробном расспросе выясняется что привычка позволяет клиенту как бы выключить (или включить) в себе что-то запрещающее или останавливающее, то, скорее всего мы имеем дело с воздействием на критическую фигуру. Например, клиент может говорить следующее: «Вообще-то я человек скромный и необщительный, но вот как выпью, так сразу начинаю веселиться и со всеми болтать. Не то чтобы я совсем не могу быть разговорчивым без алкоголя, но каждый раз как я пробую это на трезвую голову, — не выходит. Буд-то что-то останавливает меня, как будто мой внутренний голос говорит – «Порядочные люди так себя не ведут!»» В данном примере алкоголь помогает клиенту ослабить (выключить) критическую фигуру и попасть во вторичный процесс (легкость, радость веселость). Бывает и обратная ситуация, когда клиент говорит: «Я все время смотрю телевизор, а там мне такие правильные вещи говорят. Вот делай, мол: так и так…. А без него так совсем в отрыв ухожу….» Это более редкий случай, который свидетельствует о том, что привычка активизирует критическую фигуру клиента. Во всех подобных случаях мы работаем с критической фигурой.

В данной работе мы рассмотрели далеко не все методы процессуальной терапии, однако остановились на самых важных, базовых, которые лежат в основе других методов таким как: работа с системой, работа с парой, мировая работа и.т.д.

В завершении хочу сказать, что хоть и описанные методы работы непосвященному читателю могут показаться витиеватыми, в действительности при достаточном навыке и опыте подобные процессы можно производить и самостоятельно без необходимости присутствия терапевта. В процессуальной терапии даже есть отдельное направление работы, которое называется: «Внутренняя работа». Так что при большом желании и определенном опыте, подобные «упражнения» можно проделывать и самостоятельно. Практика показывает, что при желании клиента разобраться с зависимостью, как правило, ему это удается с помощью терапевта или без нее.

Идет набор! Начало 14 октября 2017 года

Важно! Слушатели, не имеющие высшего психологического образования, могут пройти обучение на базе Высшей школы психологии Профессиональная переподготовка по программе “Современная практика психологического консультирования” .

Расписание

Форма обучения: очно – два выходных дня (суббота и воскресение) с 10.00 до 19.00

Первый год обучения (2017 – 2019 года)
I модуль: 14 – 15 октября 2017 года
II модуль: 25 – 26 ноября 2017 года
III модуль: 20 – 21 января 2018 года
IV модуль: 17 – 18 марта 2018 года
V модуль: 21 – 22 апреля 2018 года
VI модуль: 02 – 03 июня 2018 года
Каникулы!

Второй год обучения (2016 – 2018 года)
VII модуль: 16 – 17 сентября 2017 года
VIII модуль: 04 – 05 ноября 2017 года
IX модуль: 09 – 10 декабря 2017 года
X модуль: 03 – 04 февраля 2018 года
XI модуль: 24 – 25 марта 2018 года
XII модуль: 12 – 13 мая 2018 года

Продолжительность обучения

270 академических часа, включающие 12 (двенадцать) очных модулей (теория и практика) + Итоговая работа (зачет).

Описание программы

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) - это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.

Программа направлена на теоретическое и практическое изучение одного из наиболее интересных и эффективных современных методов практической психологии, разработанных Арнольдом Минделлом.

Психологической основой метода является аналитическая психология Юнга. Уделяя ведущее внимание следованию процессу, метод интегрирует в стройную систему техники гештальт-подхода, телесно-ориентированной психотерапии, НЛП, арт-терапии, а также знания из квантовой физики, шаманизма и даосизма.

Техники процессуальной психологии позволяют успешно работать с большим спектром запросов:
– Проблемы личностного развития.
– Межличностных взаимоотношений.
– Хронические телесные симптомы и психосоматические заболевания.
– Зависимости.
– Изменённые состояния сознания.
– Сновидения и жизненные сценарии и др.

Освоение метода создаёт прочную основу психологической работы и расширяет возможности работы психологов любой модальности, а также даёт прекрасный инструмент для личностного роста и саморазвития.

Слушатели программы: люди, имеющие психологическое образование, которые смогут использовать приобретенные знания в своей профессиональной деятельности.

Первый год обучения (I – VI модули)

Теоретические основы и техники работы

– История создания метода.
– Теории и духовные (философско-религиозные) парадигмы, лежащие в основе метода.
– Связь с другими психологическими направлениями и подходами (юнгианская аналитическая психология, гештальт-подход, телесно-ориентированная психология, психодрама, арт-терапия).
– Квантовая физика и процессуальная работа.
– Основные понятия и принципы работы процессуального подхода. Три уровня реальности. Принцип глубинной демократии. Первичный и вторичный процессы.
– Вербальная и невербальная коммуникация, двойные сигналы.
– Концепция «сновидящего тела».
– Перенос и контрперенос, концепция поля в процессуальной работе.
– Терапевтическая осознанность по отношению к собственным процессам.
– Работа с личностными ресурсами.

Теоретические основы и техники работы. Продолжение

– Понятие края, краевой фигуры, признаки краевого поведения, способы работы на краю. Положительная и отрицательная обратная связь. Понятие каналов в процессуальной работе.
– Психофизиологические основы работы с каналами. Работа с целостным опытом, способы интеграции нового опыта в повседневную жизнь.
– Техники вербальной и невербальной амплификации в работе с движением.
– Особенность и этика работы с применением телесного контакта.
– Техники амплификации и «язык терапевта» в работе с другими каналами. Особенности применения техник амплификации при работе с психической травмой.

Сновидения. Детские сновидения и жизненные сценарии

– Детские сновидения или ранние воспоминания и долгосрочные жизненные сценарии.
– Понятие осознанного сновидения (сновидение в бодрствовании).
– Основные принципы и методы работы со сновидениями: сбор информации, работа с ресурсами, поиск «союзника», работа с символами и персонажами, фасилитация сновидения как группового процесса, «плетение истории», работа с «флиртами» в сновидении.

Работа с обвинениями, конфликтами, критикой

– Концепция трёх уровней сознания применительно к работе с отношениями.
– Конфликты как источник творчества и развития. Практика разрешения конфликтов. Работа с критикой: мишени критики, внутренняя и внешняя критика. Работа с фигурой критика.
– Роль ресурсной (поддерживающей) фигуры в работе с фигурой критика. Способы работы с фигурой критика. Трансформация энергии критика. Появление «невыносимых» людей в поле наших отношений.
– Проекции и возвращение проекций.

Искусство взаимоотношений. Работа с парами и семейными системами

– Способы работы с отношениями на различных уровнях.
– Внутрипсихический уровень: взаимоотношения внутренних фигур.
– Межличностный уровень: вербальная и невербальная коммуникация, двойные сигналы, границы.
– Надличностный аспект отношений: «мифы взаимоотношений», «высокий и низкий сон отношений».
– Структуры формирования отношений с точки зрения первичного и вторичного процесса.
– Отношения между терапевтом и клиентом.
Системный подход и концепция поля в работе с отношениями.

Теория рангов. Аутентичное лидерство. Публичные выступления

– Теория рангов: психологический социальный, духовный, структурный (ситуационный) ранги.
– Полный и неполный (компенсирующий) ранги: понятия первичного и вторичного процессов в теории рангов. Причины невозможности присвоения высокого или низкого ранга.
– Системы внутренних убеждений, стоящие за невозможностью достижения высокого ранга.
– Не осознавание собственного высокого или низкого ранга как причина конфликтов и препятствие на пути истинного лидерства.
– Понятия лидер, фасилитатор, старейшина. Лидерство и аутентичность: три уровня сознания применительно к теме лидерства, раскрытие собственного стиля и силы лидерства.
– Осознанность и работа с собственными двойными сигналами при публичных выступлениях.
– Нахождение индивидуальных ресурсов для публичных выступлений.

Второй год обучения (VII – XII модули)

Телесные симптомы как послания бессознательного

– Отношение к телесным симптомам в процессуальной психологии. Связь хронических симптомов с детскими / повторяющимися сновидениями.
– Отражение внутренних конфликтов в структуре и динамике соматического переживания.
– Способы практической работы с телесными симптомами. Основные принципы и этические положения психологической работы с применением телесного контакта.
– Особенности работы с симптомами психической травмы.

Работа с изменёнными и экстремальными состояниями сознания

– Различные концепции изменённых состояний сознания: биомедицинская модель, психологические модели Тарта, Мартиндейла, Диттриха, трансперсональные модели Уилбера, Бома, Грофа, Уолша/Вогана. Шаманизм как одна из основ процессуальной работы. Шаманский и другие стили работы с изменёнными состояниями сознания. Метанавыки, необходимые для работы с данной темой.
– Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления изменённых и экстремальных состояний. Роли и роли-призраки в системах (семьях, сообществах, культурах). Теория процессуальной работы применительно к данной теме. Отличие изменённых состояний сознания от экстремальных.
– Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к изменённым и экстремальным состояниям сознания.
– Техники процессуальной работы с данной темой: инверсия, повторное подключение, работа с высоким краем, смена каналов, работа с ролями и ролями-призраками в системе и др. Применение техник процессуальной работы для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Работа с зависимостями и со зависимым поведением

– Теория процессуальной работы применительно к работе с зависимостями и со зависимым поведением. Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к данной теме.
– Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления зависимого поведения. Роли и роли-призраки в системах (семьях, сообществах, культурах).
– Техники процессуальной работы с данной темой: медицинские вмешательства, работа с ролями и ролями-призраками в системе, конфронтация, повторное подключение к зависимостям, чувственный доступ к полям взаимоотношений.
– Применение техник процессуальной работы с зависимостями для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Внутренняя работа – самостоятельная работа с собственными процессами

– Понятие внутренней работы. Способы и творческие стили внутренней работы. Возможности применения внутренней работы для саморазвития и более глубокого понимания собственных процессов.
– Использование внутренней работы в процессе работы с клиентами. Применение метода с целью профилактики профессионального выгорания, для облегчения собственного состояния, нахождения ресурсов.

Групповые процессы

– Концепция поля в физике, философии и религии. Концепция глубинной демократии в работе с группами. Роли, роли-призраки, ролевое поведение. Теневые процессы и проявление измененных состояний сознания в групповой работе. Трансформация проблемных аспектов отношений в группе. Взаимное отражение и взаимосвязь внутриличностных и групповых процессов. Линейная и нелинейная работа с групповыми процессами. Внутренняя работа как необходимый аспект подготовки к работе с группами и ведения групповых процессов. Практические навыки фасилитатора группового процесса.

Индивидуальный стиль работы. Супервизия

– Изучение собственного стиля работы и способы расширения собственных возможностей: первичный, вторичный, глубинный стили. Выработка индивидуального стиля работы с учётом собственных ограничений и ресурсов. Терапевтическая осознанность. Работа с собирательным образом клиента: возвращение проекций. Внутренний учитель.

*Внимание! Ведущие оставляют за собой право изменения тематического порядка модулей.

Документы об образовании

При прохождении всех модулей программы вы можете получить два документа :
Программа соответствует российскому (повышение квалификации) и международному (IAPOP) стандартам обучения.

1 документ: Важно! Для слушателей, не имеющих профильного образования (психологического или педагогического) – СЕРТИФИКАТ УЧАСТИЯ.

Для слушателей с профильным образованием (психологическим или педагогическим) по завершению обучения, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию выдаются УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ (ч. 3 ст. 60, ч. 14 и 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

2 документ: Международный сертификат ISPWR IAPOP (при желании вы, также можете получить сертификаты ОППЛ и АПОПП) – выдаётся участникам при выполнении всех требований Международной Сертификационной программы, необходимо пройти 20 часов индивидуальной терапии, 20 часов супервизии и 5 встреч с адвайзером (обращаться к Николаевой Елене Владимировне).

Условия поступления

ЗАПИСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Резервирование места в группе по предоплате .

4. КОРНИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Чтобы понять приведенные ниже примеры, вам необходимо кое-что знать о корнях и истории процессуально-ориентированной психологии (процессуальной работы).

История и корни

Когда я приехала в Цюрих в 1981 году, еще не было ”процессуально-ориентированной психологии”. Тогда Арни увлеченно занимался “работой со сновидящим телом” (dreambodywork).

По образованию Арни юнгианский аналитик. Один из главных принципов Юнга - телеологическая концепция; т. е. каждое событие стремится к значимой цели. Юнг использовал образ средневекового алхимика, который пытается приготовить prima materia - исходный материал - для превращения в золото, чтобы описать процесс раскрытия и оценки содержания бессознательного так, как оно проявляется в снах.

Юнг применял эту телеологическую концепцию в основном к снам, Арни в 60-х годах применил ее к телесным переживаниям. Работая с умирающими пациентами, он обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сна образ - это два канала одного и того же глубинного процесса, который пытается обратить на себя наше внимание. Отсюда и термин “сновидящее тело”.

Это открытие делает очевидным тот факт, что мы не только видим сны ночью, когда спим, но и днем грезим с помощью наших спонтанных и непреднамеренных сигналов. В спонтанных проявлениях природы мы находим решения наших проблем и источник творческой активности. Чтобы шаг за шагом описывать “процесс сновидения”, Арни искал беспристрастный язык, не зависящий от таких терминов, как тело, материя или душа, но объясняющий события нейтрально. Он использовал информационную теорию, чтобы определить явления с точки зрения процесса, чувственно-ориентированных переживаний, сигналов и каналов. Поэтому возник термин “процесс”, указывающий на непрерывное течение сигнала по различным перцептивным каналам.

На практике мы чаще всего сталкиваемся со следующими каналами: визуальным, аудиальным (слуховым), проприоцептивным (относящимся к внутрителесным ощущениям), кинестетическим или двигательным, каналом взаимоотношений (когда мы переживаем процесс взаимоотношения) и мировым каналом (когда мы воспринимаем наш процесс как часть процесса, происходящего в окружающем мире). Кроме этого, существует еще немало каналов, например, обонятельный и духовный. Терапевт стремится обнаружить и раскрыть процесс сновидения, когда он проявляется в этих каналах. Причем у каждого терапевта есть свой “любимый” канал.

В 1981 года в Цюрихе группа студентов организовала исследовательское общество процессуально-ориентированной психологии. Термины “процессуально-ориентированная психология” и “процессуальная работа” закрепились в обиходе, так как дают более полное описание работы, делающей акцент на следовании естественному течению процесса, где бы он ни проявлялся - в движении, телесных ощущениях, во взаимодействии с окружающими (взаимоотношениях) или в группах. Создана программа обучения и теперь процессуальный подход широко используется в работе с отдельными людьми, супружескими парами, семьями и группами, в работе с различными состояниями сознания, включая коматозные, экстремальные и психотические, а также к конфликтным ситуациям в больших группах. Процессуальная работа основана на принципах даосизма, дзэнской философии, алхимии, работах К.Г. Юнга, шаманизме, традициях коренного населения Америки и современной физике. Процессуальная работа распространена во всем мире и применима к людям различного культурного и этнического происхождения. Центры процессуальной работы ныне созданы во многих странах, включая Австралию, Россию, Польшу, Японию, Англию.

Процессуальная работа раздвинула границы индивидуальной терапии, поскольку верит в существование связи индивидуальной работы с политикой, экологией и групповой работой. Она не поддерживает дискриминацию по половой, расовой или классовой принадлежности, равно как и не требует, чтобы каждый был в ясном сознании. Скорее всего, люди, которых общество считает «больными», не чувствуют себя “больными” и не ищут помощи. Они - "тень города" - несут в себе некое послание обществу. Процессуальная работа не поддерживает status quo или революционный настрой внутри нас самих или в наших группах и общинах, но больше сосредоточивается на том, чтобы представить все внутренние части целого и объяснить существующие между ними отношения. Она не делает акцент только на исцелении, но на улучшении жизни в целом.

Процессуальная работа исследует наше знание о мире и раскрывает ранее неизвестные, сверхъестественные и необъяснимые его стороны, которые содержат семена новой жизни и творчества. Она старается открыть духовное в самых обыденных проявлениях реальности, в привычных, но спонтанных движениях, в величайших страданиях, обратившись к телесным симптомам или проблемам взаимоотношений, к сердцевине напряженных групповых конфликтов или тайнам наших снов.

Процессуальная работа и даосизм

Даосизм - своего рода камень в основании здания процессуально-ориентированной психологии.

Китайский даос считал важным делом наблюдение явлений природы, ее движений и приспосабливался к этим изменениям. Он был захвачен “нескончаемым потоком” природы, настраивался на ее изменчивый курс, или “Дао” и пытался жить в гармонии с ее движениями, не спрашивая и не требуя объяснений.

Специалист по процессуальной работе, подобно древнекитайскому даосу, пытается замечать спонтанные перемены в природе и помогать клиенту и себе самому настроиться на это изменчивое движение. У него нет программы действий, он обращается за советом к природе. Он пытается следовать Дао даже в том случае, когда не может знать о его истинном происхождении или когда может вслед за ним оказаться в загадочном и неизвестном месте. Подобно даосу, он считает: все, в чем нуждается терапевт или клиент, уже представлено в спонтанных проявлениях природы. Ему остается только настроиться, взаимодействовать с природой и следовать ей.

Поэтому Арни отличает специалиста по процессуальной работе от традиционного психотерапевта следующим образом:

"На мой взгляд, процессуальная работа - естественная наука. Процессуально-ориентированный психолог познает природу и следует за ней, в то время как психотерапевт программирует то, что, по его мнению, должно произойти. Я не верю в психотерапию, так как больше не знаю, что правильно для других людей… Я просто наблюдаю, что именно происходит с ними и что происходит со мной в ответ на их реакцию. Я даю возможность процессам сновидящего тела подсказывать мне, что может случиться и что делать дальше. Это единственный паттерн, которому я следую. Я не давлю на людей. Их тела и души знают больше, чем я".

В этом смысле специалист по процессуальной работе - современный даос, очарованный “бесконечным потоком” природы. Процессуально-ориентированный терапевт пытается раскрыть спонтанные явления природы, в то же время зная, что нельзя торопить их и манипулировать ими, необходимо относиться к ним бережно, позволяя проявиться только своим особым образом и в выбранное ими время.

Поскольку процессуальная работа приспосабливается к изменениям природы, она сама становится очень подвижной. Она делает акцент на изменчивости природы и поэтому в любой момент требует принять на вооружение особенности всех известных терапевтических форм. Она напоминает фрейдистский анализ в тот момент, когда клиент размышляет о раннем детстве. В следующий момент процессуальная работа похожа на гештальт-терапию, когда зачарованный яркой “фигурой сна” клиент начинает говорить в ее стиле. Следование за бессознательным клиента и повторяющимися движениями может развиться в танцевальную терапию. Поэтому любая сессия может включать танец, гештальт-терапию, словесные ассоциации, активное воображение, работу с телом и взаимоотношениями и еще много разных методов.

Человек-мир (пример)

Терапевт использует и развивает методы, спонтанно подсказанные процессом клиента. Групповая сессия может включать работу со всей группой, с подгруппами или взаимоотношениями между людьми, концентрироваться на конкретном человеке, на работе с телом, на устойчивых внешних конфликтах или на моментах, связанных с глубокими индивидуальными переживаниями.

Прежде чем продолжить обсуждение истоков этой работы, я хочу привести один очень важный для меня пример. Эта ситуация произошла на недавнем международном семинаре, в котором участвовало триста человек из тридцати пяти стран и главной темой которого были конфликты между большими группами и межкультуральная напряженность. Этот пример демонстрирует прохождение процесса по различным каналам и уровням групповой работы (индивидум-взаимоотношение-группа) и, что более важно, обращен к социальной значимости индивидуальной работы.

На одной из сессий чернокожая американка заявила, что хочет поговорить о расизме, проявления которого она почувствовала в некоторых членах группы. Таким образом, исходным был групповой уровень. Она продолжала говорить, и вдруг стала задыхаться. Как выяснилось, она страдала астмой, и ее попытки выступить перед публикой всегда сопровождались подобными реакциями.

Теперь она решила, что настал подходящий момент разобраться со своими телесными симптомами. Переключение произошло мгновенно, акцент был перенесен на ее проприоцептивные или внутренние телесные ощущения. На вопрос Арни, как она чувствует свою астму, женщина ответила, что это похоже на тяжесть в легких и при этом сжала кулаки. Развивая свои переживания, она начала бить кулаками воздух, выражая свой гнев и раздражение в ответ на расовую несправедливость. В конце концов она в судорогах упала на пол. Когда ее легкие сами по себе пришли в норму, она еще раз обратилась к группе и с горечью в голосе начала говорить о страданиях, которые с детства пришлось терпеть ей, черной женщине, в Соединенных Штатах и о том, что все мы должны осознать такое явление, как расизм, и привнести в наш мир больше терпимости. Внимание было перенесено на группу, и из процесса этой женщины развилась дискуссия о проблеме расизма. Ее процесс заставил всю группу задуматься о вопросе широкого распространения расизма, о вызванных им страданиях и о скрытых проявлениях расизма в повседневной жизни.

Индивидуальная работа этой женщины замысловатым образом была связана с коллективной и социальной реальностью. Ее переживание своих симптомов не принадлежало только ей, но было неразрывно связано с представлениями, принятыми в данной культуре. Если терапевты не осведомлены о подобной связи, индивидуальная терапия может ненароком не заметить реалии нашего мира и его социальные проблемы.

Читатель, наверное, заметил, как процесс плавно переходил с групповой работы на индивидуальную, от телесных симптомов к работе с движениями и опять к работе с большой группой. Процесс развивается по своим собственным, только ему известным направлениям, используя различные каналы.

Даосизм Арни

За годы, проведенные в Цюрихе, мы с Арни стали ближе друг другу. Мы вместе преподавали, работали и проводили семинары во многих странах. Я больше узнала о себе и своем отношении к преподавательской и терапевтической работе. Я стала изучать процессуально-ориентированную психологию, пытаясь нащупать тот неявный чувственный уровень взаимодействия, который влечет к этой работе и наполняет жизнь глубочайшими процессуально-ориентированными убеждениями.

Мне казалось, что Арни использует процессуально-ориентированные приемы без особых усилий. Работал ли он с хроническим больным или с человеком в психотическом состоянии, коматозным пациентом или супружеской парой, переживающей острый конфликт, его работа отличалась гибкостью и точностью. Проявление процессуально-ориентированных убеждений не было ограничено его терапевтической работой, оно пронизывало всю его жизнь.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психотерапия как духовная практика автора Минделл Эми

ДУША И ПУТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ "Каждый пишет как он слышит, Каждый слышит как он дышит…" Булат Окуджава Эми Минделл - психотерапевт, танцовщица, писатель - написала свою книгу о том, что чувствуют многие, но лишь некоторые находят слова, чтобы сказать, и единицы -

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

Часть 2. МЕТАНАВЫКИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

Из книги Понимание языка стрессов автора Виилма Лууле

КОРНИ БЕЗДЕТНОСТИ В ходе 1-го Международного евро-азиатского конгресса по системным расстановкам в России в сентябре 2007 года прозвучал доклад известного врача-гинеколога и системного расстановщика Галины Угличиной (г. Москва). В этом докладе, сопровождавшемся

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

КОРНИ ПРОБЛЕМЫ * Аборты. – абортированные дети самих бездетных супругов; – аборты у их родителей; – аборты предыдущей партнерши от мужчины; – аборты женщины от предыдущего партнера; – аборты дедушек-бабушек, иногда прабабушек-прадедушек. * Смерти детей в семье в любом

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Наши корни Как общаться со стрессами, я поняла еще в детстве, когда старалась помогать маме. Потому что женский пол на земном шаре в самой глубокой дыре. Хуже жизни, чем у женщины, нет. Нет, у вас уже нет? Ну слава богу. Но принципиально пока так думаю. Хотя вы уже многое поняли

Из книги Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией автора Власова Ольга Викторовна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

Из книги автора

Корни и крылья Что такое авторитет и как он может помочь вам преуспеть? Гравитация – это душевное спокойствие, которое помогает сохранять ясность ума. Томас Фуллер, священнослужитель и писатель Авторитет – влияние, признание, уважение. Вес. Авторитет. Эти слова говорят

Из книги автора

Предательство и его корни Один из самых болезненных и часто встречающихся уроков в жизни женщины – предательства и измены. Это самая распространенная ситуация, с которой мне приходится сталкиваться в своей работе.Одни женщины обращаются с просьбой помочь пережить

Из книги автора

Корни зависимости Все психологические сложности, конечно же, появились в нашей жизни не вдруг и не сразу. Зависимость, как и многие другие проблемы, передается из поколения в поколение.Наши родители так же, как и мы, страдали от похожих переживаний. С каждым поколением

Последние материалы раздела:

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...