Вычитание многозначных чисел. Конспект урка по математике «Вычитание многозначных чисел»

Цель: создание условий для закрепления знакомой учебной информации,

применения её в знакомой учебной ситуациях.

Задачи:

Образовательные: закреплять приём сложения многозначных чисел;закрепить умения читать и писать трёхзначные числа;закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи.

Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); формировать математические действия (обобщение, классификация); развивать интеллект и творческое начало детей.

Воспитательные: формировать познавательные потребности; воспитывать у детей инте-рес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отно-шений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сложение и вычитание многозначных чисел»

Цель: создание условий для закрепления знакомой учебной информации,

применения её в знакомой учебной ситуациях.

Задачи:

Образовательные: закреплять приём сложения многозначных чисел;закрепить умения читать и писать трёхзначные числа;закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи.

Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); формировать математические действия (обобщение, классификация); развивать интеллект и творческое начало детей.

Воспитательные: формировать познавательные потребности; воспитывать у детей инте-рес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отно-шений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Используемые методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.

Формы реализации методов: деятельность по алгоритму, воспроизведение действий по применению знаний

на практике.

Принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.

Конечный результат и система контроля: Надеюсь, что урок пройдёт в доброжела-тельной рабочей обстановке. Игровая форма урока настроит детей на успешность в дальнейшем.

1. Организационный момент .

Итак, друзья, внимание -

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Начнём сейчас урок.

2.Объявление темы и целей урока.

Как вы думаете, где вам сейчас узнать тему урока.

Я могу! Я хочу! Для чего мне это надо! Могу ли я сам помочь себе закрепить эти знания!

Посмотрите на материал в учебники и скажите, чтобы выполнить задания, на что больше всего вы должны обратить внимание, что должны вспомнить?

У вас есть план урока, у каждого этапа поставьте цифру очередности.

1.Повторение. Математическая разминка.

Планируемый результат: чтение, запись многозначных чисел, умение определять разряды и классы. Умение выполнять устные приемы вычисления.

2.Блиц-турнир.

3.Работа в парах.

Умение «+» и «_» многозначные числа

4.Физминутка.

5.Решение задачи.

6.Экспресс опрос

Планируемый результат: применять знания «+» и «-» многозначных чисел при решении уравнений.

7.Итог.Оценивание своей работы.

3. Математическая разминка. (Устный счет)

а) На доске записаны многозначные числа.

А1. Необходимо числа расставить в порядке возрастания.

98, 4295, 3 846 , 20 000, 34 295, 45 348, 1 309 400, 923 527, 500 004

(98, 3846, 4 295, 20 000, 34 295, 45 348, 500 004, 923 527, 1 309 400)

Назовите семизначное число.

Назовите число, которое стоит после числа 20 000.

Назовите число, в котором 295 единиц первого класса.

Назовите число, в котором 3 единицы класса тысяч.

Назовите соседей числа 923 527.

Назовите чётные числа.

Что нужно сделать, чтобы легче прочитать многозначное число?

(Его надо разбить на классы, начиная, справа налево. А затем прочитать слева направо, называя количество единиц и название класса.)

Перевернув цифры, мы получим слово. (Вселенная)

Что такое Вселенная? (Космическое пространство, и всё, что его заполняет)

б) Числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых. Необходимо определить, какие это числа, и мы узнаем диаметры некоторых планет Вселенной.

А2. 6 000+700+90=6790 км - диаметр Марса

10 000+2 000 +100=12 100 км - диаметр Венеры

10 000+2 000+700+40+2= 12 742 км - диаметр Земли

50 000+4 000= 54 000 км - диаметр Урана

Диаметр, какой планеты больше?

Диаметр, какой планеты меньше?

Сколько задач на сравнение можно составить? (12 , так как каждую из 4-х планет можно сравнить с 3-мя другими: 4 х 3 = 12)

7, 0, 2, 4.

Составьте из этих цифр самое большое четырёхзначное число, чтобы цифры не повторялись. Запишите (7 420)

Увеличьте число на 5, 10, 100, 1000

2 в. Составьте из этих цифр самое маленькое четырёхзначное число, чтобы цифры не повторялись. (2 047)

Уменьшите число на 5, 10, 100, 1000

Что можете сказать о разрядах вновь полученных чисел?

4. БЛИЦ-ТУРНИР.

Учитель читает задачи, дети записывают ответы в тетради в каждой клеточки.

Собачка, когда она стоит на двух лапках весит 3 кг. Сколько она будет весить, если встанет на все лапы? (3)

За один час часы делают 2 удара, сколько ударов сделают часы за 4 часа?(8)

В семье трое дочерей и у каждой есть брат, сколько детей в семье?(4)

Горело четыре свечи, 2 погасли, сколько осталось?(4)

На веревке завязали 6 узлов. Между узлами 1 метр. Сколько метров между крайними узлами?(6)

Брату 8 лет, сестре 15 лет. На сколько лет сестра будет старше брата через 10 лет?(7)

Дети читают ответы. Получилось интересное число. Дети читают число.(384 467)

Это число в км обозначает расстояние от Земли до Луны.

Сколько всего сотен в полученном числе?

Сколько отдельных десятков?

Что обозначает цифра 8? Цифра 4?

Сколько всего разрядов?

Сколько единиц 1 разряда? 5 разряда?

Как одним словам назвать числа?

5.Самостоятельная работа. Работа в парах.

Каждый проверит сам себя. Задание дано по вариантам.

А3. Вычислить сумму и разность чисел.

6.Физминутка.

Поднимает руки класс - это "раз"

Повернулась голова - это "два"

"Руки вниз, вперёд смотри - это "три".

Руки в стороны пошире развернули на "четыре"

С силой их к плечам прижать - это "пять"

Всем ребятам надо сесть - это "шесть".

А4. 7.Решение задачи. Выберите для себя задачу, подходящую под нашу тему.

8.Экспресс опрос.

*Чтобы найти 1слагаемое,надо от суммы отнять 2слагоемое +

*Чтобы найти 2множитель, надо произведение разделить на 1множитель+

*Чтобы найти уменьшаемое, надо разность разделить на вычитаемое.-

*Чтобы найти вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность+

*Чтобы найти делитель, надо от частного отнять делимое -

*Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.+

* Слагаемое, это сумма минус другое слагаемое +

*Уменьшаемое, это разность плюс вычитаемое +

*Вычитаемое, это уменьшаемое минус разность.+

А5. 9.Решение уравнения.

А6. 10. Итог.Релаксация.

Работа в парах . Умение «+» и «-» многозначные числа

Блиц-турнир. Планируемый результат: развитие смекалки, умение получать многозначное число.

Повторение. Математическая разминка. Планируемый результат: чтение, запись многозначных чисел, умение определять разряды и классы.

Физминутка. Планируемый результат: умение проводить отдых, переключаться на другую работу.

Решение задачи. Планируемый результат: применять знания «+» и «-» многозначных чисел при решении задач

Итог. Оценивание своей работы. Планируемый результат: умение оценивать свою работу на уроке.

Экспресс опрос Планируемый результат: применять знания «+» и «-» многозначных чисел при решении уравнений

__________________________________________________________________

Рабочая карточка на уроке

А1.Прочитайте числа

98, 4 295, 3 846, 20 000, 34 295, 45 348, 1 309 400, 923 527, 500 004

1.Расставьте их в порядке возрастания.

2.Поставьте к числу соответственно букву, прочитайте, какое слово получилось.

4295

20 000

45348

34 295

1309400

923527

500004

*А2.запишите суммы, укажите их значение

6 000+700+90 (км) диаметр Марса

10 000+2 000 +100 (км) диаметр Венеры

10 000+2 000+700+40+2 (км) диаметр Земли

50 000+4 000 (км) диаметр Урана

*А3. Вычислить сумму и разность чисел.

92882 и 456994 11588 и 12896 8316 и 6974 91924 и 57574

А4. Выберите задачу.

А5. Решите уравнение.

Задача 1

Максимальная глубина океана 11 022 м. Вычисли разницу между глубиной океана и самой высокой точкой на Земле, если высота самой высокой горы в мире (Эверест) равна 8 848 м над уровнем моря.

    Решение:
  • 1) 11022 - 8848 = 2174
  • Ответ: 2174

Задача 2

Сорное растение василек дает 6680 семян в год, а такое растение, как ржаной костер на 5260 меньше, полевой осот на 12 920 больше, чем василек. Сколько семян в год дают вместе эти растения?

    Решение:
  • 1) 6680 - 5260 = 1420
  • 2) 6680 + 12920 = 19600
  • 3) 6680 + 1420 + 19600 = 27700
  • Ответ: 27700 семян.

Задача 3

Насколько километров река Вятка короче реки Волга, если Вятка 1314км, а Волга 3530 км?

    Решение:
  • 1) 3530 - 1314 = 2216
  • Ответ: 2216 км.

Задача 4

Столица республики Мари Эл – город Йошкар-Ола основан в 1584 году, а город Киров в 1374 году. Какой город и на сколько лет старше?

    Решение:
  • 1) 1584 - 1374 = 210
  • Ответ: на 210 лет.


Задача 5

Центр Кировской области – город Киров. Ранее этот город именовался – Вятка и первые упоминания об этом городе встречаются в летописях в 1374 году. Сколько лет исполнится городу Кирову в 2013 году?

    Решение:
  • 1) 2013 - 1374 = 639
  • Ответ: 639 лет.

Задача 6

Магазин тканей продавал по 75 метров ситца в день в течение 5 дней, после этого продал еще 350 метров. Сколько метров ситца нужно еще продать магазину, если всего завезли 1000 метров?
    Решение:
  • 1) 75 * 5 = 375
  • 2) 375 + 350 = 725
  • 3) 1000 - 725 = 275
  • Ответ: 275 метров.

Задача 7

В течение 3 дней выставку посетило 1700 студентов. В первый день 462 студента, во второй на 147 студентов больше. Сколько студентов посетило выставку в третий день?

    Решение:
  • 1) 462 + 147 = 609
  • 2) 462 + 609 = 1071
  • 3) 1700 - 1071 = 629
  • Ответ: 629 студентов.

Задача 8

Билеты на концерт продавали 3 дня: в первый день продали 327 билетов, во второй на 39 билетов больше чем в первый, в третий день было продано 593 билета. Сколько в зале будет незанятых мест, если вместительность зала 1550 мест?

    Решение:
  • 1) 327 + 39 = 366
  • 2) 366 + 593 = 959
  • 3) 959 + 327 = 1286
  • 4) 1550 - 1286 = 264
  • Ответ: 264 места.


Задача 9

В первый месяц в типографии израсходовали 1540 кг бумаги, во второй на 350кг больше. Сколько осталось бумаги, если сначала в типографии ее было 6000 кг?

    Решение:
  • 1) 1540 + 350 = 1890
  • 2) 1890 + 1540 = 3430
  • 3) 6000 - 3430 = 2570
  • Ответ: 2570 кг.

Задача 10

Расстояние от Новгорода до Москвы, если ехать по шоссе 510 километров, от Новгорода до Санкт-Петербурга на 330 км меньше. Вычисли расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.

    Решение:
  • 1) 510 - 330 = 180
  • 2) 510 + 180 = 690
  • Ответ: 690 км.

Задача 11

У Вани в коллекции 297 марок, а у его брата Саши на 148 марок больше. Сколько марок у Саши и у Вани вместе?

    Решение:
  • 1) 297 + 148 = 445
  • 2) 297 + 445 = 742
  • Ответ: 742 марки.

Задача 12

Предпринимателю нужно купить: муки на 563 рубля, молока на 392 рубля, сахара на 638 рублей. Достаточно ли ему будет 1900 рублей?

    Решение:
  • 1) 563 + 392 = 955
  • 2) 955 + 638 = 1593
  • 3) 1900 > 1593
  • Ответ: Достаточно.

Задача 13

Строители в течении года должны были сдать 16000 квартир. Было сдано 7 домов, в которых по 196 и 4 дома по 240 квартир в каждом. Сколько осталось квартир сдать строителям?

    Решение:
  • 1) 7 * 196 = 1372
  • 2) 4 * 240 = 960
  • 3) 1372 + 960 = 2332
  • 4) 16000 - 2332 = 13668
  • Ответ: 13668 квартир.

Задача 14

В первые два часа самолет летел со скоростью 724 км/ч, а в последующие 3 со скоростью 648 км/ч. Сколько еще километров осталось пролететь самолету, если всего он должен пролететь 5224 километра?

    Решение:
  • 1) 724 * 2 = 1448
  • 2) 3 * 648 = 1944
  • 3) 1944 + 1448 = 3392
  • 4) 5224 - 3392 = 1832
  • Ответ: 1832 км.

Задача 15

В овощном складе было одинаковое количество свеклы и картофеля. После того, как в один магазин увезли 220 ц. картофеля еще осталось 142 ц. Свеклы увезли на 125 ц больше чем картофеля. Сколько центнеров свеклы осталось на овощной базе?

    Решение:
  • 1) 220 + 142 = 362
  • 2) 220 + 125 = 345
  • 3) 362 - 345 = 17
  • Ответ: 17 центнеров.

Задача 16

На оптовом складе было 3 тонны сахарного песка. Сколько сахарного песка осталось на складе после того, как в один магазин отправили 1286 кг, а в другой на 483 кг меньше.

    Решение:
  • 1) 1286 - 483 = 803
  • 2) 1286 + 803 = 2089
  • 3) 3000 - 2089 = 911
  • Ответ: 911 кг.

Задача 17

Для строительства дома было закуплено со склада 128 ящиков стекла. После этого 1048 ящиков осталось на складе. Какое количество ящиков было до покупки?

    Решение:
  • 1) 1048 + 128 = 1176
  • Ответ: 1176 ящиков.


В основу формирования навыков письменного вычитания многозначных чисел можно положить следующую систему упражнений:

  1. Решение примеров, в которых цифры уменьшаемого больше соответствующих цифр вычитаемого.
  2. Решение примеров, в которых вычитаемое наряду со значащими цифрами содержит и нули.
  3. Решение примеров, в которых некоторые цифры уменьшаемого меньше соответствующих цифр вычитаемого.
  4. Решение примеров с одним и несколькими нулями в уменьшаемом.

В каждой из ступеней различают примеры по числу цифр в уменьшаемом и вычитаемом, по числу переходов через разряд, по числу нулей в уменьшаемом и их расположению среди значащих цифр; так, могут быть примеры с двумя, тремя, четырьмя и более нулями подряд; нули могут перемежаться со значащими цифрами; между нулями может встречаться единица (400100 — 66724).

Разнообразие случаев вычитания при единстве принципа их решения сильнее подчеркивает этот принцип — строгую поразрядность вычитания.

В начале изучения этой темы нужно распространить знакомый детям прием вычитания единиц, десятков и сотен на высшие разрядные единицы, показав, что если 8 единиц без 2 единиц составляют 6 единиц, то и 8 тысяч без 2 тысяч составляют 6 тысяч, 8 миллионов без 2 миллионов — 6 миллионов, 8 сотен тысяч без 2 сотен тысяч — 6 сотен тысяч и т. д. К этому сводится в конце концов процесс письменного вычитания многозначных чисел.

В процессе объяснения вычитания полезно сформулировать правило письменного выполнения этого действия.

Это правило играет роль средства в борьбе за четкие, правильные и упорядоченные записи, за безошибочное вычисление.

При решении первых примеров ученики подробно объясняют каждую операцию, но при переходе к упражнениям, направленным на автоматизацию навыка, объяснения даются в краткой форме.

При объяснении нужно подробно и обстоятельно раскрыть процесс занимания единицы высшего разряда и раздробления ее в единицы низшего разряда, при этом особое внимание нужно уделить примерам, в которых встречаются нули. Операции с нулем нужно повторить на отдельных примерах: 5 — 0 = 5, потому что если от числа ничего не отнять, то и останется то же число. Вычитать из нуля нельзя, потому что нуль меньше всякого числа (разумеется, натурального).

Когда уменьшаемое выражено единицей с несколькими нулями (1000, 10000, 1 000000) и т. д., то на классных счетах нужно показать, что тысяча — это 9 сотен 9 десятков и 10 единиц, 10000 — это 9 тысяч 9 сотен 9 десятков и 10 единиц.

Хорошим наглядным пособием в таких случаях может служить пучок из тысячи палочек, состоящий из 10 сотенных пучков, каждый из которых в свою очередь состоит из 10 десятков, а в каждом десятке по 10 палочек-единиц. Чтобы вычесть из 1000 палочек, например, 32 палочки, «тысячный» пучок развязывается, причем он распадается на 10 сотен; 9 сотен оставляют, а одна сотня развязывается и распадается на 10 десятков и т. д. Ученики видят, как из тысячи без изменения ее величины получили 9 сотен 9 десятков и 10. единиц. После этого отнимают 32 палочки. Затем проводится параллель между вычитанием на палочках и письменным вычитанием на классной доске.

Упражнения в вычитании многозначных чисел следует разнообразить, как это делалось и в упражнениях на сложение, например:

  1. Сравнить следующие разности: 100 000 — 96 786 и 10000 — 6786.
  2. Проверить следующее равенство: 20486 — 3856 = 6758 + 9870.
  3. Проверить, верно ли поставлен знак неравенства в следующем выражении: 100 000 — 92 487 < 60 100 — 9203. На сколько левая часть неравенства меньше правой?
  4. Найти разность: 18206 — X при X = 5978.

Такие задания ввиду своей целенаправленности поддерживают у учеников интерес к работе и повышают эффективность упражнений.

Формируя вычислительные навыки, нужно вместе с тем закрепить понятие о вычитании как действии, обратном сложению, продолжая начатую в предыдущих классах работу по изучению зависимости между компонентами и результатами этих действий. Для этого решаются простейшие уравнения вида: X + 120 = = 380; 460 + х = 600; X — 784 = 1265; 1000 — X = 693.

На основе знания зависимости между компонентами сложения и вычитания вводится проверка сложения вычитанием и проверка вычитания двумя способами — сложением и вычитанием.

Заметим, что нужно обучать и другому более простому способу проверки — способу повторного выполнения вычитания по уже сделанному вычислению.

Вместе с тем нужно продолжать работу по совершенствованию навыков устных вычислений , используя при этом как общие, так и частные приемы вычислений, среди последних — прием округления уменьшаемого и вычитаемого.

Урок 1.
Устные и письменные приёмы вычислений.

I. Организация урока.

II. Устный счёт.

Посмотрите, что можно о них сказать? (Мы видим суммы, разности. Можно их разделить на три группы:

3) поразрядное вычисление).

В числе 35840 сколько единиц каждого класса? (840 единиц 1-го класса, 35 единиц 2-го класса. Многозначное число записывают, читают по классам, начиная с высшего).

А какие разряды в каждом классе?

(А ещё это число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых).

2. № 293. “Вычислить наиболее лёгким способом”. 3. Стр. 69, № 1, 2, 3.

III. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Объясните, что означают записи в рамках на полях.

2. Что можете сказать о данных записях?

(Сложение и вычитание чисел… можно сформулировать тему урока).

Итак, тема урока “Устные и письменные приёмы сложения и вычитания”.

Давайте вспомним правила сложения и вычитания 3-хзначных чисел. Кто хочет работать у доски?

План на слайде:

1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Складываю единицы.

3. Складываю десятки.

4. Складываю сотни.

5. Называю результат.

(Алгоритм вычисления: к 546 нужно прибавить 283.)

Что можете сказать о других суммах?

Давайте попробуем выполнить сложение по такому же плану.

Сделайте вывод.

Как вы думаете, сможем ли мы вычислить сумму трёх 4-х значных чисел по такому же плану?

Давайте выполним вычисление. А теперь сравните эти записи.

(На каждой строчке написана сумма цифр каждого столбика).

Домашнее задание:

1) № 312 - посмотрите внимательно. Нет ли у вас других рекомендаций по оформлению выражений в столбик? (Я хочу применить в отношении третьего выражения переместительное свойство сложения). Вычислите и сделайте проверку.

2) Выполнить выборочно из "Комплекса для самостоятельных индивидуальных работ".

V. Закрепление изученного.

1. № 295 - у доски с комментированием. Вычислите, записывая решение столбиком, и проверьте сложение вычитанием, а вычитание сложением.

2. Тест № 7 (стр. 34-35 - 1 вариант, 36-37 - 2 вариант. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике).

VI. Физкультминутка.

1. Устные упражнения: ребус на странице 62.

2. Решение задачи № 296 - самостоятельно.

3. Составление задачи по выражению- № 298 - работа в группах.

IX. Домашнее задание: № 297 - решить задачу, № 299 - проверьте, верны ли равенства.

Урок 2.
Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007-648)
или Приём письменного вычитания для случаев вида 7000-345, 37007-18032.

I. Организация урока. Психологический настрой. “Солнышко”.

II. Устный счёт.

№ 308 - Чем похожи эти многоугольники? Найдите периметр каждого многоугольника. Ответы показываем сигнальными карточками.

Посмотрите на записи на доске. Что можете о них сказать?

(Можем сформулировать тему, лишнее выражение убирается.)

IV. Актуализация знаний. Подготовительные упражнения.

1. У каждого ученика счётные палочки.

Возьмите на руки 10 палочек, что можно сказать? (У меня 10 палочек - это 1 десяток)

На слайде рисунок, где изображены счётные палочки, связанные по 10, их всего 10.

А что скажете, глядя на рисунок? (Палочек 100 - это 10 десятков)

Какой же можно сделать вывод? (10 единиц одного разряда составляют единицу следующего, высшего разряда. Единица одного разряда распадается на 10 единиц предшествующего, низшего разряда)

2. В числе 10 000 сколько всего единиц? Сколько единиц каждого разряда? Как можно по-другому представить это число? (9 тыс. 1 тыс.; 9 тыс. 9 сот. 9 дес. 10 ед.)

3. Вычислите, запишите ответ на ваших досках и покажите.

1 дес.- 1 400 - 1

1 сот. - 1 дес. 5 000 - 1

1 тыс. - 1 сот. 40 000 - 1

(Рассуждение ученика: Чтобы из 1 дес. вычесть единицу, заменим 1 дес. десятью единицами и вычтем 1 из 10, получится 9. Чтобы из 1 сот. вычесть 1 дес., заменим 1 сот. 10 дес. и вычтем 1 дес. из 10, останется 9 дес., или 90).

4. № 300 “Заполни пропуски”. (Правильные ответы на слайде, дети сверяют).

V. Изучение нового материала.

(Возвращаемся к выражениям на доске).

Можно ли из 0 единиц вычесть 6 единиц?

Берём 1 сотню. Почему приходится занимать сотню, а не десяток? (Отдельных десятков нет).

Сколько в сотне десятков? Если возьмём 1 десяток из 10, то сколько останется десятков? (9). Запомним это. Заменим 1 десяток единицами. Сколько в 1 десятке единиц? Таким образом, число 600 мы заменили числом 5 сот. 9 дес. 10 ед. (Далее дети продолжают объяснение сами. В первую пору делают даже так:

(Остальные два примера решают вместе с учителем с объяснением)

VI. Закрепление изученного.

№ 302 - комментируя у доски с подробным пояснением преобразований единиц решают 2 примера.

№ 303 - под руководством учителя. Действия сразу записываются в столбик.

VII. Физкультминутка.

Решение задач: № 304, 306 - вызываю к доске. Решение с полным анализом.

IX. Домашнее задание: № 302 - остальные 4 примера, № 305.

X. Итоги урока.

Урок 3.
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку и настраивает их на работу.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …(видят). Уши внимательно слушают и всё…(слышат). Голова хорошо…(думает). На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза.

II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.

Головоломка: Посмотрите внимательно на запись. Что вы заметили? (В выражениях есть одинаковое число, значение разности в первом выражении и уменьшаемое во втором выражении одно и то же число. Значит, сначала мы находим неизвестное уменьшаемое во втором выражении, к разности прибавим вычитаемое. 40+120=160, 160-120=40. В первом выражении известны уменьшаемое и значение разности, сможем найти неизвестное вычитаемое, из уменьшаемого вычтем значение разности 380-160=220.)

На слайде таблица.

Уменьшаемое 42 60 846
Вычитаемое 45 537 542
Разность 36 85 28 362 140 834

Что вы можете сказать об этой таблице? Сформулируйте к ней задание. (Заполнить таблицу: найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое).

Давайте вспомним как связаны между собой числа при вычитании. (Стр.105, “Связь между числами при вычитании”).

А где ещё встречается неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое? (В уравнениях).

Опираясь на последний ответ, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока “Нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого”.)

Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке? Для формулирования цели используйте опорные слова:

Познакомиться…

Совершенствовать…

Закреплять…

2. Устный счёт.

1. Сформулируйте задание к этим числам:

2. Числа 1000, 38000, 1254200 увеличьте на 2000. уменьшите в 100 раз.

3) 37+85+115 827+406+594

49+275+51 499+697+303

Что вы можете сказать об этих выражениях? (Можно вычислить удобным способом.)

4) Математический диктант.

III. Изучение нового материала.

х-34=16 75-х=63 х-34=48:3 75-х=9х7

Посмотрите на эти записи, что вы можете о них сказать? (Это уравнения. Неизвестно уменьшаемое и неизвестно вычитаемое. Их можно разделить на 2 группы, так как это простые и сложные уравнения. В сложных уравнениях значение разности выражено частным чисел 48 и 3, произведением чисел 9 и 7.)

На индивидуальной доске для обратной связи самостоятельно решите простые уравнения и покажите их.

Решение у доски: (записываю уравнение: х-34=48:3, значение разности выражено частным чисел 48 и 3.Чтобы привести данное уравнение к простой записи вычислим 48:3=16. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно, обязательно делая проверку. Х-34=16, чтобы найти неизвестное уменьшаемое к разности прибавим вычитаемое, х=16+34, х=50. Выполняем проверку: 50-34=48:3, 16=16) и т.д.

А теперь сделаем вывод, как находить неизвестное уменьшаемое и неизвестное

вычитаемое в сложном уравнении. (Приводим сложное уравнение к простой записи. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.)

IV. Закрепление.

- №318 – выполняется с комментированием и записью на доске.

Решите уравнения по вариантам: 1 вариант -на нахождение неизвестного уменьшаемого, 2 вариант -на нахождение неизвестного вычитаемого, 3 вариант - на нахождение неизвестного слагаемого. х+320=80х7 х-180=240:3 400-х=275+25

х-50=90+40 637-х=219 х-439=254 х+90=210-50

V. Физминутка.

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Работа над задачей № 321.

Чтение задачи и работа по усвоению содержания. Решается самостоятельно. Для слабоуспевающих детей предложить выполнить схему или рисунок и составить программу решения.

2) №322. Как найти часть от целого числа? (Делением)

Как найти целое число, если известна его часть? (Умножением)

Выполнить самостоятельно.

3) Самостоятельная работа. стр.65. № 323.

VII. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала и домашнее задание.

Как найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое в сложных уравнениях? Д\З стр.65. № 320.

Урок 5.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.

I. Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!

II. Устный счёт.

1) Проверка домашнего задания: с. 65, № 320.

2) Индивидуальная работа в парах.

С. 6, “Магический квадрат”.

С. 6, сравни площади фигур.

Реши уравнение:

42+х=150:3 а-16=12х3

III. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Посмотрите на запись. Что можно сказать?

43217 + 19864 72787 + 5130

52438 + 5243 + 85371 20367 + 14215 + 4362

(Мы видим примеры на сложение. К ним можно придумать задания.)

Придумайте задания. (Разделить на группы. Примеры на сложение двух слагаемых и примеры на сложение трёх слагаемых.)

Что мы умеем? (Находить сумму двух слагаемых.)

Итак, тему урока можно определить? (Нахождение суммы нескольких слагаемых.)

Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

IV. Актуализация знаний.

Вычислите удобным способом.

Вывод: при сложении нескольких чисел их можно переставлять и объединять в группы любым способом.

V. Изучение нового материала.

Вернёмся к записи. Решите примеры на сложение двух слагаемых. Первый пример решим с подробным объяснением у доски. Второй пример решите самостоятельно. (Взаимопроверка)

Как можно использовать этот способ при письменном сложении нескольких (трёх) слагаемых?

(Учащиеся могут предложить сначала вычислить сумму двух первых слагаемых и затем к полученной сумме прибавить третье слагаемое.)

Вспомним алгоритм сложения двух слагаемых. (Мы подписали их одно под другим так, чтобы единицы одного числа стояли под единицами другого, десятки под десятками и т.д. и складывали сначала единицы, потом десятки и т.д. – по разрядам.)

Можно ли этот способ использовать при сложении трёх и более слагаемых?

Какое из трёх слагаемых удобнее записать первым? Вторым? Третьим?

На доске появляется запись:

Вычислите сумму трёх слагаемых. (Ученики с подробным объяснением решают у доски.)

VI. Закрепление.

С.66, № 331. Решают с подробным объяснением, работа в паре.

VII. физминутка.

VIII. Работа над пройденным материалом.

С.66, № 325 (задача), выполняется под руководством учителя. Сопровождается составлением чертежа-схемы и программы решения.

С.66, № 328, реши задачи, составив уравнения – работа в паре. Взаимопроверка работ.

С.66, № 327, самостоятельно. Взаимопроверка работ.

С.66, № 330, самостоятельно. Проверка осуществляется фронтально.

IX. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала.

Как письменно сложить несколько слагаемых?

Д/з. с.66, № 326.

Урок 6.
Сложение и вычитание величин.

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

II. Устный счет.

1) Проверка д/з: с. 66, № 326 с. 69, №4.

2) Фронтальная работа: с. 67, №337, сколько треугольников? Четырехугольников? Найдите площадь и периметр треугольника АСД.

3) Индивидуальная работа в парах. Запиши цифрами число: 6 тысяч 325 единиц. 7 миллионов 254 тысячи 48 единиц. 15 миллионов 2 тысячи 320 единиц. 214 миллионов 56 единиц.

III. Актуализация знаний. Формирование темы урока. Постановка учебных задач.

Послушайте задачи. Решения запишем на доске.

1). Мама купила в магазине 8 кг яблок, а груш на 300 г. больше. Сколько килограммов груш купила мама? (8 кг + 300 г).

2). Туристы проехали автобусом 1 ч.30 мин., а пешком прошли на 25 минут меньше. Сколько времени они прошли пешком? (1 час. 30 мин. – 25 мин.).

3). Швея сшила два халата, расходуя на первый халат 2 м 45 см, а на второй халат 3 м 15 см. Сколько всего ткани она расходовала? (2 м 45 см + 3 м 15 см).

Посмотрите за запись, что можете сказать? (Сложение и вычитание величин).

Сформулируем тему урока. (“Сложение и вычитание величин”).

Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

IV. Изучение нового материала.

1) Вернемся к записи. Найдите значения этих выражений. (Запись ведется на доске и в тетрадях с комментированием).

2) Усложняем задание.

Что нужно сделать, чтобы найти значения этих выражений?

1 час.20 мин + 55 мин. 12 ц.36 кг – 7 ц.78 кг. (Варианты ответов)

Составляется алгоритм решения:

  1. Заменю крупные единицы мелкими.
  2. Выполню действие.
  3. Заменю мелкие единицы крупными.

1 час.20 мин. + 55 мин. = 2 час.15 мин.

1 час.20 мин. = 80 мин.

135 мин. = 2 час.15 мин.

12 ц. 36 кг – 7 ц 78 кг = 4 ц 58 кг.

12 ц 36 кг = 1236 кг

7 ц 78 кг = 778 кг

1236 – 778 = 458

458 кг = 4ц 58 кг

Вывод: при письменных вычислениях значения величин выражают в одних и тех же единицах измерения и выполняют действия с ними так же, как с числами.

3) Работа с параграфом на с. 67.

V. Закрепление.

1) С.67, №332 – самостоятельно с взаимопроверкой.

2) С.67, №333 – работа в парах самостоятельно.

VI. Физминутка.

VII. Работа над пройденным материалом.

1) № 335 – решение задачи имеет предварительное составление программы решения и краткое условие. Обратить внимание детей на то, что все величины приводятся к единой наименьшей единице.

1 час. 27 мин. = 87 мин.

1 час. 38 мин. = 98 мин.

87 + 98 = 185 (мин) – два фильма.

210 – 185 = 25 (мин) – остается на кассете.

25 мин 23 мин. Ответ: записать мультфильмы можно.

Тест №8 , с. 40-41 (В. Н. Рудницка “Тесты по математике” к учебнику М.И. Моро и другие “Математика. В 2-х частях. 4 класс”).

VIII. Подведение итогов урока.

Д/з. с.67, № 334, 336.

Урок 8.
Контрольная работа по теме “Письменные приёмы сложения и вычитания”

1 вариант (по несколько вариантов)

1. Выполни действия.

2. Туристы пролетели на самолёте 9 750 км. В поезде они проехали на 8 260 км меньше. Своё путешествие туристы закончили, проплыв на плоту 380 км. Какова длина всего пути туристов?

Литература

1. Э.В. Гордеев. Родничок. Математика. Сборник дополнительных заданий по математике для начальной школы. 1-4 классы. Издательство “Арктоус”, 1997. Пособие ориентировано на развитие мышления, творческих способностей младших школьников, их интереса к математике. Может быть использовано учителем на уроках, а также родителями занятий с детьми.

2. Н.Г. Уткина, А.М. Пышкало. Сборник упражнений и проверочных работ по математике. 1-3 классы. Москва “Просвещение”, 1973.

3. О.Б. Глушкова, В.А. Черепенко, Математика. Справочник школьника. 1-4. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. Cтр. 209-223.

4. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике. К учебнику М.И. Моро и др. “Математика. В 2-х частях. 4 класс”. Изд-во “ЭКЗАМЕН”, Москва, 2008.

Рис. 1. Классы и разряды числа

Назовем количество единиц в каждом разряде на примере некоторых чисел.

72439 - в этом числе девять единиц, три десятка, четыре сотни, две единицы тысяч, семь десятков тысяч.

Число 25346 содержит шесть единиц, четыре десятка, три сотни, пять единиц тысяч и два десятка тысяч.

Назовите количество единиц каждого разряда на примере числа 3126 . Проверяем: шесть единиц, два десятка, одна сотня, три единицы тысяч.

Давайте вместе заполним пропуски (см. рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к задаче

1 десяток = 10 единиц

1 сотня = 10 десятков

1 тысяча = 10 сотен

1 десяток тысяч = 10 единиц тысяч

1 сотня тысяч = 10 десятков тысяч

1 миллион = 10 сотен тысяч

Цель нашего урока - научиться выполнять письменные сложения и вычитания многозначных чисел. Вы уже умеете выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком. Сложение и вычитание многозначных чисел выполняется точно так же.

Сравним два столбика вычислений (см. рис. 3).

Рис. 3. Сложение многозначных чисел столбиком

Вы заметили, что справа появился новый разряд, разряд единицы тысяч. Объясним, как выполнены вычисления: 6 единиц + 2 единицы = 8 единиц.

Затем складываем десятки: 2 десятка + 9 десятков = 11 десятков. 11 десятков - это 1 десяток и 1 сотня. Сотню прибавим к сотням. 1 сотня + 2 сотни = 3 сотни, но мы еще добавили одну, поэтому под сотнями пишем 4. Вычисляем единицы тысяч: 3 тысячи + 4 тысячи = 7 тысяч. Итак, ответ: 7418.

Рассмотрим вычитание (см. рис. 4).

Рис. 4. Вычитание многозначных чисел столбиком

Сравните два столбика вычислений. Справа появился разряд единицы тысяч и десятки тысяч. Объясним, как выполнено вычитание. Из 6 единиц вычесть 7 нельзя, поэтому займем один десяток из предыдущего разряда: 16 - 7 = 9, записываем 9 под единицами. Вычисляем десятки: 4 - 0 = 4, но один десяток мы заняли, поэтому записываем 3. Вычитаем сотни. Из 3 сотен 4 сотни вычесть нельзя, поэтому занимаем одну единицу тысяч, это 10 сотен, 13 сотен - 4 сотни = 9 сотен. Вычитаем единицы тысяч. Мы заняли одну единицу тысяч, поэтому вычитаем 4 - 3 = 1. Два переписываем, так как отсутствует разряд десятки тысяч. Ответ: 21939.

Задание 1. Выполнить вычисление, записывая решение столбиком: 528047+106875. И выполнить проверку сложения с помощью вычитания.

Объясним, как выполнили сложение многозначных чисел: 7 единиц + 5 единиц =12. 12 - это 2 единицы и 1 десяток. Под единицами записываем 2, а десяток прибавим к десяткам. Вычисляем десятки: 4 десятка + 7 десятков = 11 десятков, и 1 десяток добавили, получилось 12 десятков. Под десятками пишем 2, а одну сотню добавим к сотням. Вычисляем сотни: 0 + 8 = 8, но одну сотню добавили, поэтому под сотнями записали 9. Найдем количество единиц тысяч: 8 + 6 = 14. 14 единиц тысяч - это 4 единицы тысяч и 1 десяток тысяч, записываем к десяткам. Считаем десятки тысяч: 2 десятка тысяч + 0 и 1 десяток тысяч добавили, получили 3 десятка тысяч. Складываем сотни тысяч: 5 + 1 = 6.

Читаем ответ: 634922 (шестьсот тридцать четыре тысячи девятьсот двадцать два) (см. рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация к заданию 1

Чтобы выполнить проверку, вычтем из значения сумы одно из слагаемых. Объясним, как выполнено вычитание: из 2 вычесть 7 нельзя, поэтому займем 1 десяток. 12 - 7 = 5. Вычисляем десятки: мы заняли 1 десяток, поэтому остался 1. Из 1 вычесть 4 нельзя, поэтому займем 1 сотню, 1 сотня - это 10 десятков. 11 - 4 = 7. Вычисляем сотни: так как мы заняли 1 сотню, то осталось 8. 8 - 0 = 8 сотен. Вычисляем единицы тысяч: из четырех восемь вычесть нельзя, поэтому занимаем 1 десяток тысяч. 14 - 8 = 6. Записываем под единицами тысяч. Вычисляем десятки тысяч. Один десяток мы заняли, осталось 2. 2 - 2 = 0. Вычисляем сотни тысяч: 6 - 5 = 1. Читаем ответ: 106875 (сто шесть тысяч восемьсот семьдесят пять) (см. рис. 6).

Рис. 7. Иллюстрация к заданию 2

Объясним, как выполнено вычитание: из 0 вычесть 6 нельзя, поэтому занимаем один десяток, 10 - 6 = 4. Осталось 5 десятков. Из 5 вычесть 7 нельзя, поэтому занимаем одну сотню, одна сотня - это 10 десятков. 15 - 7 = 8 десятков. Осталось 4 сотни. 4 сотни - 4 сотни = 0. Вычисляем единицы тысяч: 2 - 1 = 1. Вычисляем десятки тысяч: 2 - 2 = 0. 3 переписываем, так как разряд сотен тысяч в вычитаемом отсутствует. Читаем ответ: 301084 (триста одна тысяча восемьдесят четыре).

Для проверки вычитания сложением нужно к значению разности прибавить вычитаемое (см. рис. 8).

Рис. 8. Иллюстрация к заданию 2

Объясним, как выполнено сложение: 4 + 6 = 10, под единицами пишем 0, а десяток прибавляем к десяткам. Вычисляем десятки: 8 + 7 = 15 да 1 десяток добавили, получили 16 десятков. 6 пишем на месте десятков, а 1 сотню добавим к сотням. 0 + 4 = 4 да 1 сотня = 5 сотен. Вычисляем единицы тысяч: 1 + 1 = 2. Складываем десятки тысяч: 0 + 2 = 2. Переписываем сотни тысяч. Читаем результат: 322560 (триста двадцать две тысячи пятьсот шестьдесят).

Сравниваем с уменьшаемым и видим, что числа совпадают, значит, вычитание выполнено верно. Запишем результат: 301084 (триста одна тысяча восемьдесят четыре).

Решим математический ребус (см. рис. 9).

Рис. 9. Ребус

Определим, какие цифры в числах пропущены. Из 4 вычесть какое-то число и получить 9 невозможно, поэтому займем один десяток. Из 14 нужно вычесть 5, чтобы получить 9. Вычли 8 и получили 0. Значит, на месте десятков цифра 8, но один десяток заняли, поэтому пишем 9. Определяем количество сотен: из трех нужно вычесть два, чтобы получить один. Пишем на месте сотен 2 (см. рис. 10).

Рис. 10. Решение математического ребуса

Мы сегодня учились выполнять письменные сложения и вычитания многозначных чисел.

  1. Башмаков М.И. Нефёдова М.Г. Математика. 4 класс. М.: Астрель, 2009.
  2. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. 4 класс. Часть 1 из 2, 2011.
  3. Демидова Т. Е. Козлова С. А. Тонких А. П. Математика. 4 класс 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.

Д омашнее задание

1) Задание: запишите столбиком и решите.

2) Максимальная глубина океана 11 022 м. Вычисли разницу между глубиной океана и самой высокой точкой на Земле, если высота самой высокой горы в мире (Эверест) равна 8 848 м над уровнем моря.

3) Сорное растение василек дает 6680 семян в год, а такое растение, как ржаной костер, на 5260 меньше, полевой осот на 12 920 больше, чем василек. Сколько семян в год дают вместе эти растения?

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...