Тетрадь для лабораторных. Фронтальные лабораторные работы

Solutions 2nd edition Intermediate, Student"s Book, 2012.

Уровень рассчитан на 100-120 учебных часов, с учетом работы со всеми заданиями. Материал курса тщательно отобран в соответствии с интересами и потребностями учащихся и преподавателей, а также требованиями современных выпускных экзаменов. В то же время тематика курса позволяет учащимся использовать приобретенные языковые знания в ситуациях реального общения. Для большей мотивации УМК апеллирует к индивидуальному жизненному опыту учащихся и их социокультурным знаниям, предлагает обсуждение тематики по различным школьным предметам.

Примеры.
Are these sentences true or false? Correct the false sentences.
1 jonathan was better than the other men who applied for the job.
2 jonathan has lots of experience of looking after small children.
3 The percentage of male nursery schoolteachers is less than ten years ago.
4 People expect male nursery schoolteachers to behave like female nursery schoolteachers.
5 jonathan"s female friends admire him for his choice of career.
6 The number of women air-traffic controllers has risen over the past ten years.
7 Both Caroline and her dad are interested in planes.
8 Caroline wasn"t surprised that the male air-traffic controllers viewed her with suspicion.
9 Quite a few of the women air-traffic controllers can"t read a map.

Discuss these questions. Give reasons for your opinions.
1 Would you expect a man or woman to do the jobs in exercise 7?
2 Do you think men and women are better at different jobs, or equally good at all jobs?
3 Would you mind doing a job that is traditionally carried out by people of the opposite sex?
4 Would you like to do a job that involves a lot of travel or being away from home for long periods?

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Solutions 2nd edition Intermediate, Student s Book, 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Грамматика английского языка, Книга для родителей, 4 класс, Барашкова Е.А., 2019 - Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Оно представляет собой третий компонент учебного комплекта, … Книги по английскому языку
  • Грамматика английского языка, Учебник, Бархударов Л.С.,Штелинг Д.А., 2013 - В настоящем учебнике излагается систематический курс грамматики английского языка, включающий морфологию и синтаксис. В курсе нормативные сведения объединены с теорией … Книги по английскому языку
  • Keynote Intermediate, Workbook, Lansford L., 2016 - Фрагмент из книги: MARK BEZOS got a Bachelor of Science (BSc) degree in advertising and public relations from Texas Christian … Книги по английскому языку

Следующие учебники и книги:

  • Грамматика английского языка, Книга для родителей, 2 класс, Барашкова Е.А., 2011 - Данное пособие полностью соответствует новому образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Оно представляет собой второй компонент учебного комплекта, состоящего … Книги по английскому языку
  • Longman English, student grammar of spoken and written, Biber B., Conrad S., Leech G., 2002 - Examines patterns of use in the news, fiction and academic English Takes grammar and vocabulary together and looks at how … Книги по английскому языку
  • English Grammar, Краткая грамматика английского языка, Шанаева Н.В., 1996 - Работа представляет собой пособие, выполненное в виде компактных таблиц и схем с кратким описанием и примерами по основным разделам грамматики … Книги по английскому языку
  • 50 типичнейших ошибок у изучающих английский язык - Paul Hancock. 1990. В книге анализируются 50 типичнейших ошибок, которые чаще всего допускают изучающие английский язык (control vs. check, boring … Книги по английскому языку

Предыдущие статьи:

  • Английский язык, Starlight, 10 класс, Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., 2012 - Линия УМК Звездный английский (10-11) Учебник (Student’s Book) является основным компонентом УМК Звёздный английский и предназначен для учащихся 10 класса … Книги по английскому языку
  • Английский язык, Starlight, 11 класс, Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., 2011 - Линия УМК Звездный английский (10-11 классы) (Углубленный) . Учебник (Student’s Book) является основным компонентом УМК Звёздный английский и предназначен для … Книги по английскому языку
  • English Grammar, Reference and Practice, Version 2, Дроздова Т.Ю., Маилова В.Г., Берестова А.И., 2012 - Учебное пособие по грамматике английского языка для учащихся общеобразовательных учреждений с углубленным изучением английского языка и студентов ВУЗов. Новое переработанное … Книги по английскому языку
  • Английский язык, Happy English ru, 2 класс, Аудиокурс MP3, Кауфман К.И., 2011 - Счастливый английский.ру для 2-го класса входит в состав завершенной предметной линии Happy English.ru для 2-11-х классов основного общего образования. УМК … Книги по английскому языку
Отличная методика, продуманные упражнения и тесты, а также великолепная мультимедийная составляющая этого учебно-методического комплекса не оставят равнодушными ни преподавателей, ни студентов.

С уверенностью можно сказать, что курс New English File является одним из самых популярных курсов английского языка. Комплекты учебников содержат в себе разнообразную информацию, как для студентов, так и для преподавателей. Видео материал поможет более наглядно объяснить все сложности и оставить в памяти заметный след. Упражнения, тесты, аудио- и видео материал воздействую на все органы восприятия информации человеком. Курс максимально облегчит процесс запоминания и использования полученной информации.

The course that gets students talking.
Fun, motivating lessons that work. The perfect balance of grammar, vocabulary, pronunciation, and skills to get your students speaking English with confidence.
A complete package for teachers and students. The Teacher"s Book gives you the support you need, and all the components work together for more effective learning.
Common European Framework of Reference A1-A2
Workbook:
- Lesson by lesson revision and practice.
- More Words to Learn - extra words from the Student"s Book.
- Study tips - ideas to help you learn more effectively.
- Question time - can you answer the questions?

100% new lessons that work, that are fun, and that get students talking.
An expanded Vocabulary Bank.
A new Grammar Bank section with rules and exercises.
Practical English lessons, a focus on functional language supported by the New English File Study Link Videos.
The same unequalled level of teacher support.
More photocopiable materials for teachers, with an extra grammar and communicative activity for every lesson.
The English File series is one of the best available and the new Intermediate level is an improvement over the original. The student’s book is well laid out, well illustrated and has vocabulary and grammar sections at the back.
It takes learners from the verb to be up to the present perfect. Perhaps the book tries to cover too much too quickly; the past simple is reached very quickly and slower students would benefit from additional exercises using the present simple. The teacher’s book has also been improved and the workbook includes a useful CD ROM.

Все уровни курса New English File на нашем сайте:

Внимание! Ознакомьтесь, пожалуйста, с

Введение. Почему возникают погрешности при измерениях?

В работах, представленных в пособии, встречаются два вида измерений: прямые и косвенные.

1. Измерения, в которых результат находится непосредственно в процессе считывания со шкалы прибора или на основе сравнения с мерой, называются прямыми.

Для выполнения прямых измерений используют измерительные приборы: линейки, мерные ленты, измерительные цилиндры (мензурки), набор гирь и т.д.

Но при измерении физических величин с помощью различных приборов возникают погрешности. От чего они появляются?

А) При всяком измерении измеряемая физическая величина сравнивается с однородной величиной, принятой за единицу измерения. Если записано, что масса тела равна 5 кг, то это значение массы есть произведение числового значения физической величины (5) на единицу массы (кг). Измерить массу – это значит определить, во сколько раз масса тела отличается от массы эталона. Конечно, сравнение происходит косвенно. Например, массу данного тела мы сравниваем с массой гирь. Но при этом массы гирь не точно равны так называемым номинальным значениям, которые на них проставлены. Мы видим, что в физике и технике не существует абсолютно точных приборов и других средств измерения, следовательно, нет и абсолютно точных средств измерения.

Б) Погрешность измерений также появляется и вследствие не совсем верной работы экспериментатора. Например, объем жидкости может быть измерен неверно, если наблюдатель будет располагать глаз ниже или выше уровня жидкости; длина стола будет также измерена неправильно, если измерительную ленту не натянуть (но при этом не подвергать деформации.)

Таким образом, измеряя величину, мы получаем лишь ее приближенное значение, которое будет отличаться от истинного значения. Чем больше цена деления, тем менее точно измерена величина. Для того, чтобы характеризовать ошибку, которую мы допускаем при измерении данной величины с помощью прибора вводят так называемую абсолютную погрешность измерения данной физической величины ∆а.

Абсолютная погрешность измерения принимают равной половине цены деления измерительного прибора.

цена_деления =
= 2,5см 3

V изм. = 10см 3 + 1*2,5см 3 = 12,5см 3

∆V =
= 1,25см 3

Также принято конечный результат записывать в виде a = a изм. ± ∆a .

V = V изм. ± ∆V

V = 12,5см 3 ±1,25см 3

Что означает эта запись? Что мы измерили объем жидкости и истинное значение может находится в интервале от (12,5см 3 - 1,25см 3 ) до (12,5см 3 + 1,25см 3 ).

V изм.

12,5см 3

13,75см 3

V изм. + ∆V

V изм. -∆V

Но абсолютная погрешность не в полной мере характеризует измерение. Пусть, например, в результате измерений установлено, что длина стола равна l = (100 ± 0,5)см , а толщина его крышки d = (2 ± 0,5)см . Хотя абсолютная погрешность измерений в этих случаях одинакова, ясно, что качество измерения в первом случае выше.

Качество измерений характеризуется относительной погрешностью ε, которая вычисляется по формуле:

*100%

Чаще всего относительная погрешность измеряется в процентах. В частности, в вышеприведенном примере:

*100%;
ε =10%

2. В большинстве случаев измерения являются косвенными, когда результат определяется на основе расчетов. Например, какую-то величину k нельзя измерить непосредственно, а можно вычислить по формуле:

или
.

Соответственно, необходимо измерить величины a и b . Но каждая величина измерена с определенной погрешностью. Пусть ε a а ; ε b – относительная погрешность измерений величины b , тогда ε k a + ε b . Соответственно, ∆k = k изм. * ε k .

Техника безопасности при проведении лабораторных работ

    Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

    НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ рабочего места без разрешения учителя или лаборанта.

    Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лаборантом.

    НЕ ДЕРЖИТЕ на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

    Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

    Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

    При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ

    При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ

    НЕ ОБРЫВАЙТЕ

    НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.

Фронтальные лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительных приборов (мензурки и термометра). Определение объема жидкости и температуры».

    Найдите цену деления и снимите показания стрелки:

ц.д. =

показания =

ц.д. =

показания =

    Найдите цену деления:


    Найдите цену деления мензурок №1 и №2.

С
помощью какой мензурки - №1 или №2 измерения объема жидкости будут более точными?

    Приведите примеры физических величин

________

    Приведите примеры измерительных приборов, применяемых на практике.

_________________________________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

    Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок .

Ход работы .

1.1. Внимательно рассмотреть мензурку. Определить цену её деления.

ц.д. = см 3

1.2. Определите приблизительный объем жидкости, налитой в мензурку.

V изм. = см 3

1.3. Определите абсолютную погрешность измерения объема жидкости.

∆V = см 3

1.4. Вычислить относительную погрешность измерения объема жидкости (в процентах).

ε V = _____________________%

1.5. Записать ответ в виде:

V = V изм. ± ∆V

V = см 3

2.1. Внимательно рассмотреть термометр. Определить его цену деления.

ц.д. = 0 С

2.2. Найти приближенное значение температуры, которую он показывает.

t изм. = 0 С

2.3. Определить абсолютную погрешность измерения температуры.

t = 0 С

2.4. Вычислить относительную погрешность измерения температуры (в процентах).

ε t = %

2.5. Записать ответ в виде:

t = t изм. ± ∆t

t = 0 С .

Контрольные вопросы.

    С чем связано, что объем и температура измерены приближённо?

    Какой прибор (мензурка или термометр) более точно измерили величину?

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Можно ли с помощью школьной линейки с точностью до 0,1 мм измерить толщину проволоки, нити? Почему?

____________

    Стопка из 20 монет оказалась высотой h = мм. Толщина монеты =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способ, которым вы определили диаметр проволоки и толщину монеты, называется способом рядов . Именно этим способом вы будете определять размеры малых тел.

Цель работы : ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы .

1. Расположить 30-40 круглых горошин в один плотный ряд вдоль линейки. Измерить длину ряда L .

3. Заполнить полученные данные в таблицу.

Длина ряда, L , мм

Число горошин (крупиц пшена), N

Размер одной горошины (крупиц пшена), d изм. , мм

5. Аналогичные измерения провести для пшена.

Вычисление погрешностей.

6. Для гороха.

ц.д. = мм

d изм. = мм

∆d = мм

ε = %

d = d изм. ± ∆d

d = мм .

7. Для пшена.

d изм. = мм

∆d = мм

ε = %

d = d изм. ± ∆d

d = мм .

8. Определить длину ряда молекул на фотографии L фот. = _______________________ мм.

Найти размер одной молекулы на фотографии (увеличение фотографии 70000 раз)

d мол. фот. = мм

Зная увеличение, которое дает фотография. Определить истинный размер молекулы

d мол. ист. = мм

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

    Почему диаметр горошины (крупинки пшена) измерены не совсем точно?

    Какими способами можно увеличить точность измерений?

Лабораторная работа №3 «Определение массы тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Как с помощью весов определить массу тела? ____________________________________.

В каких единицах может измеряться масса тела? _____________________________________.

    Выполните упражнения:

125 г = кг

500 мг = г

60 мг = г

2 мг = г

50 г = кг

    Определяя массу тела, его уравновесили на весах, поставив на их правую чашку следующие гири: одну 50 г, одну 20 г, две по 10 г, одну 500 мг, две 200 мг, одну 50 мг и две по 20 мг. Определите массу этого тела в г и кг.

m = (г)

m = (кг)

Цель работы : ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Весы, разновесы, пластилин (или листочки бумаги), три груза разной массы. ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

Внимание!

    При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашечку, а гири – на правую.

    Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, начиная с наибольшей. Ни в коем случае не бросайте гири.

    По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

Ход работы .

    Ровно установить весы на столе. Уравновесить весы (с помощью маленьких листочков или пластилина).

    Положить тело на левую чашечку весов. Соответственно, разновесы – на правую. Добиться равновесия весов.

m изм. = 20г+10г+500мг+50мг+10мг=30г 560мг=30,56г

    Записать ответ в виде:

m тела = m изм. ±∆m

    Сделать вывод.

Выполнение работы .

    Для первого тела:

m изм. = (г)= (г)

m = (г)= (г)

ε = (%)

m 1 = (г)

    Для второго тела:

m изм. = (г)= (г)

m = (г)= (г)

ε = (%)

m 2 = (г)

    Для третьего тела:

m изм. = (г)= (г)

m = (г)= (г)

ε = (%)

m 3 = (г)

Контрольные вопросы.

    1. Вследствие чего появляются погрешности при измерении массы?

    1. Масса какого тела измерена точнее? Почему?

Лабораторная работа №4 «Определение объема тела».

Подготовительные вопросы и задачи:


Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: Мензурка с жидкостью, три тела на нити разного объема. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

    Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок.

    При выполнении практических работ с применением ниток НЕ ОБРЫВАЙТЕ нитки, а обрезайте их ножницами.

    При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.

Ход работы .

    Определить цену деления мензурки.

    Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объем.

    Опустите тело, объем которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости.

    Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.

    Определив таким образом приближенный объем тела V изм. , подсчитать абсолютную погрешность измерения объема ∆V и относительную погрешность измерения объема ε v .

    Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.

    Записать ответ в виде:

V = V изм. ±∆V

а относительная погрешность:

*100%

Начальный объем жидкости в мензурке V нач, см 3

Объем жидкости и тела V кон, см 3

Объем тела

V =V кон -V нач, см 3

2*∆V , см 3

ε V , %

V 1 = ± (см 3)

V 2 = ± (см 3)

V 3 = ± (см 3)

Контрольные вопросы.

  1. Объем какого тела измерен точнее? Почему?

    Какими ещё способами можно было бы измерить объем тела?

а) правильной формы?

б) неправильной формы?

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Плотность вещества – это __________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Самый тяжёлый кубик из ________________________________, т.к. ______________ _________________________________________________________________________ Самый легкий кубик из _________________________________, т.к. _______________ _________________________________________________________________________

    Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см 3 . Что это за металл?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы .

    Используя данные лабораторных работ №3 и №4, заполнить таблицу.

    Вычислить относительную погрешность определения плотности по формуле:

*100%

    Вычислить абсолютную погрешность определения плотности по формуле:

,

причем в данной формуле ε ρ должна быть выражена числом, а не в процентах.

    Записать ответ в виде:

    Сделать вывод.

m изм. , г

V изм. , см 3

ρ изм. , г/см 3

∆m , г

∆V, см 3

∆ρ, г/см 3

ρ 1 = ± (г/см 3)

ρ 2 = ± (г/см 3)

ρ 3 = ± (г/см 3)

Контрольные вопросы.

    Определить, из каких веществ изготовлены тела.

1 тело: ___________________________________________________________________________

2 тело: ___________________________________________________________________________

3 тело: ___________________________________________________________________________

    Почему относительная погрешность определения плотности вычисляется по формуле:

*100%

    Как измениться плотность дуба, если взять дубовый брусок в 3 раза большего объёма?

Лабораторная работа №6 «Градирование пружины динамометра и измерение веса тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Запишите формулы для расчета:

А) силы тяжести mg ________________________________________________________

Б) сила упругости F упр. _________________________________________________, если ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Запишите единицы измерения:

= _______________________________

= ______________________________

    Силу измеряют с помощью прибора, называемого ______________________________

    В начале подъёма в лифте высотного здания человек ощущает, что его прижимает к полу лифта. Меняется ли при этом физическая величина, а если меняется, то как

А) масса человека _________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Б) сила тяжести, действующая на человека ___________________, т.к. _____________ _________________________________________________________________________

В) сила давления на пол лифта _____________________________, т.к. _____________ _________________________________________________________________________

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

Ход работы .

    Укрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива. Отметьте горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра – это будет нулевое значение шкалы.

    Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1Н. С такой же силой груз растягивает пружину динамометра. Эта сила уравновешивается силой упругости возникающей в пружине при её растяжении (деформации). Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.

    Затем, подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы, каждый раз отмечая черточками на бумаге положение указателя.

    Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней, проставьте числа 0, 1, 2, 3 … Выше числа 0 напишите: «Ньютон».

    Не подвешивая к динамометру грузы, получите шкалу с ценой деления 0,1Н.

    Измерьте проградуированным динамометром вес двух тел. Для каждого тела определите абсолютную ∆Р и относительную ε р погрешность определения веса тела:

    Нарисуйте проградуированный динамометр. На нем другим цветом показать вес первого тела Р 1 и вес второго тела Р 2 .

    Сделать вывод.

Выполнение работы .

Проградуированный динамометр:

1 тело: Р изм. = Н

ΔР = Н

ε р = = %

2 тело: Р изм. = Н

ΔР = Н

ε р = = %

Контрольные вопросы.

1. Сделать рисунок с масштабом, на котором изобразить силу тяжести, силу упругости вес тела.

1 тело: 2 тело:

    Определить массу каждого тела.

1 тело: 2 тело:

________________

    Можно ли самим изготовить динамометр? Как?

Лабораторная работа №7 «Измерение коэффициента трения скольжения».

Подготовительные вопросы и задачи:

    В чём причины появления силы трения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие виды силы трения вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Запишите формулу для расчета силы трения скольжения. Охарактеризуйте каждую величину, входящую в неё.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    От чего зависит сила трения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: Брусок с отверстиями, набор грузов по 100 г, деревянная линейка, динамометр. ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

Ход работы .

    При помощи динамометра измерьте вес предложенного бруска с отверстиями. Р изм.

    Измерьте силу трения скольжения F тр. бруска по столу, равномерно двигая его, зацепив за крючок динамометра.

    Вставьте в отверстие на бруске один груз, повторите измерение как в пункте 2.

    Проведите опыт с двумя грузами.

    По полученным данным построит график зависимости силы трения скольжения от веса бруска с грузами.

    По графику определить приближенное значение силы трения скольжения μ тр. , зная, что

    Найти цену деления динамометра и соответственно, абсолютную погрешность измерения веса ΔР и силы трения ΔF тр. , полагая, что ΔР = ΔF тр. .

    Найти абсолютную погрешность определения коэффициента трения Δμ, считая, что

(причем, в данной формуле ε μ берется числом, а не в процентах)

    Записать ответ в виде:

μ = μ тр. ± Δμ

    Сделать вывод

Выполнение работы .

F тр. , Н

ΔР = ΔF тр, Н

брусок + груз

брусок + груз + груз

F тр. , Н


По графику:

μ тр. = ____________________________________________________

ε μ = ( + ) = _______________________________

ε μ = %

Δμ = = ____________________________________

μ = ± _______________________

Контрольные вопросы.

    Почему динамометр измеряет силу трения скольжения? (сделать рисунок). Почему брусок двигают равномерно?

    Зависит ли коэффициент трения от площади поверхности?

Лабораторная работа №8 «Определение давления твердого тела на опору».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Какие возможны способы изменения давления тела на опору:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как измениться давление лыжника на снег при увеличении площади лыж?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как измениться давление тела на опору при увеличении массы тела?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание!

    1. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

Ход работы .

1. Измерить вес бруска F изм.

F изм. = (Н)

2. Определить цену деления динамометра

ц.д. = (Н)

и абсолютную погрешность измерения веса Δ F , считая, что ΔF = ц.д. (динамометра)/2

Δ F = (Н)

    Измерить длины сторон бруска: а – большой стороны, b – средней, с – малой стороны.

а = (м)

b = (м)

с = (м)

4. Найти цену деления линейки

ц. д. = (м)

и определить абсолютную погрешность измерения длины Δа = Δb = Δс, считая, что

Δа = Δb = Δс = (м)

5. Соответственно, для каждой грани найти:

    площадь S изм.

    давление, производимое этой гранью на опору Р изм.

    абсолютную погрешность определения давления ΔР

    записать ответ в виде Р = Р изм. ±ΔР.

а) для большой грани:

S изм. = (м 2)

Р изм. = (Па)

_______________________________________________________________

ΔР = ε р · Р изм. = __________________________________


Р = ± (Па)

ε р = (%)

б) для средней грани:

S изм. = (м 2)

Р изм. = (Па)

_______________________________________________________________

ΔР = ε р · Р изм. = _____________________________________________________________________


Р = ± (Па)

ε р = (%)

в) для большой грани:

S изм. = (м 2)

Р изм. = (Па)

______________________________________________________________

ΔР = ε р · Р изм. = ____________________________________________________________________


Р = ± (Па)

ε р = (%)

Контрольные вопросы.

    Давление на опору какой гранью производится?

а) наибольшее – _____________________________________________________________________

б) наименьшее – _____________________________________________________________________

    Давление, производимое какой гранью определено с наименьшей ошибкой? Почему?

Лабораторная работа №9 «Определение давления газа».

Подготовительные вопросы и задачи:

    В чём причины давления газа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Гидрометеоцентр сообщил, что атмосферное давление в Москве в 12 часов дня было 760 мм рт. ст. Вычислите давление, которое будет в это время на вершине Останкинской башни, если её высота 547 м.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Определить давление газа в сосуде, если атмосферное давление равно 750 мм рт. ст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: U - образный сосуд (жидкостный манометр), колба, пластилин. ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с сосудами НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

Ход работы .

    Рассмотреть внимательно прибор для измерения давления газа (жидкостный манометр)

    В моменты времени, когда отверстие №1 открыто, начальное давление воздуха в колбе равно внешнему давлению и поэтому вода в обоих коленах индикатора располагается на одном уровне.

    После этого отверстие №1 закрывают пластилином и нагревают воздух в колбе руками. Обратить внимание на изменение уровней воды в коленах индикатора.

Замечание. Избыточное давление воздуха в колбе уравновешивается давлением водяного пара в индикаторе, высота которого равна разности уровней воды в его коленах.

    С помощью измерительной линейки измеряют разность высот водяного столба в индикаторе.

    Вычислить избыточное давление Р в колбе.

Р = ρ жидкости · g · h

    Сделать вывод.

Выполнение работы.

h = (м)

ρ жидкости = (кг/м 3)

Избыточное давление воздуха Р = (Па)

Контрольные вопросы.

    Вследствие чего изменяется уровень жидкости в индикаторе?

    Какие ещё приборы служат для измерения давления?

    Зачем необходимо отверстие №1 закрывать пластилином перед нагреванием колбы?

Лабораторная работа №10 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Покажите силы, действующие на тело в 1-м и 2-м случаях.

    В каком случае легче удерживать тело: в воздухе или в воде? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Запишите формулы:

Архимедовой силы: Веса тела в воздухе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Запишите формулу нахождения Архимедовой силы, если известны вес тела в воздухе Р в_воздухе и вес тела в жидкости Р в_жидкости.

    Вес тела в воздухе 120 Н. Вес тела в воде 100 Н. Архимедова сила F арх = Н.

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: Динамометр, два тела разного объёма, сосуд с водой, сосуд с насыщенном раствором поваренной соли. ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание!

    При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

    При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

    При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.

Ход работы .

    Измерьте вес тела в воздухе с помощью динамометра. Р в воздухе

    Измерьте вес полностью погруженного тела в воде (проследите, чтобы тело не касалось дна и стенок сосуда с водой). Р в жидкости

    Вычислите выталкивающую силу F a

F a = P в воздухе – Р в жидкости

    Измерьте вес данного тела в насыщенном растворе поваренной соли.

    Вычислите выталкивающую силу, действующую на тело в растворе поваренной соли.

    Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу №1.

    Пункты №2 - №5 повторите для тела большего объёма.

    Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу №2.

    Сделайте вывод.

Выполнение работы.

Таблица 1

Вес тела в воздухе, Н

Вес тела в воде, Н

Выталкивающая сила, Н

Меньшее по объему тело

Большее по объему тело

Таблица 2

Вес тела в воздухе, Н

Вес тела в насыщенном растворе соли, Н

Выталкивающая сила, Н

Меньшее по объему тело

Большее по объему тело

Контрольные вопросы.

    Какими способами можно было бы ещё измерить выталкивающую силу?

    Всегда ли одинакова выталкивающая сила, действующая на данное тело? Почему?

Лабораторная работа №11 «Выяснение условия плавания тел».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 способ выполнения работы.

Рекомендуемые приборы и материалы: Сосуд с водой, деревянный брусок, металлическая фольга. _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Ход работы .

Опустить в сосуд с водой однородное деревянное тело. Что с ним происходит?

Зарисуйте, расставьте действующие на него силы.

    Опустите в сосуд с водой однородное металлическое тело? Что с ним происходит? ______________________________________________________________________________ Зарисуйте, расставьте действующие на него силы.

Как относятся величины сил тяжести и силы Архимеда?

    Возьмите кусок тонкой металлической фольги, скатайте из неё рыхлый неплотный шар, опустите в воду, шар ___________________________________. Объясните ___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Скатайте эту же фольгу как можно плотнее, опустите в воду, шарик ___________________. Объясните ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    Сделайте вывод.

2 способ выполнения работы.

Рекомендуемые приборы и материалы: Весы, гири, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Ход работы .

    Насыпьте в пробирку столько сухого песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.

    Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Она равна весу воды, вытесненной пробиркой. Для нахождения этого веса определите сначала объем вытесненной воды. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки в воду. Зная объем вытесненной воды и плотность, вычислите ее вес.

    Выньте пробирку из воды, протрите ее фильтровальной бумагой или тряпкой. Определите на весах массу пробирки с точностью до 1 г и рассчитайте силу тяжести. действующую на нее, она равна весу пробирки с песком в воздухе.

    Насыпьте в пробирку ещё немного песка. Вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой не утонет.

    Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Отметьте, когда пробирка плавает и когда тонет или всплывает.

Выталкивающая сила. Действующая на пробирку, Н F = g ρ ж V

Вес пробирки с песком, Н

P =gm

Поведение пробирки в воде (плавает пробирка или тонет)

    Сделайте вывод об условии плавании тел в жидкости.

Контрольные вопросы.

    Березовый и пробковый шарики равного объема плавают в воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?

    Для отделения зерен ржи от ядовитых рожков спорыньи их смесь высыпают в воду. Зерна ржи и спорыньи в ней тонут. Затем в воду добавляют соль. Рожки начинают всплывать, а рожь остается на дне. Объясните это явление.

Лабораторная работа №12 «Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества тела и жидкости».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Нарисуйте силы, действующие на тела.

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: Набор тел (деревянный, алюминиевый цилиндр, кусок сырого картофеля), стакан низкий с водой, стакан низкий с насыщенным раствором поваренной соли.___________________________________________________________________

Выполнение работы.

    Опустите все исследуемые тела в чистую воду. Определить, какие из них плавают, а какие тонут. Данные занести в таблицу.

    Опустить все исследуемые тела в насыщенный раствор поваренной соли. Определить, какие из них плавают, а какие тонут. Данные занести в таблицу.

Название вещества и его плотность, кг/м 3

Название жидкости и её плотность, кг/м 3

Положение тела

Берёза, 640

Картофель, 1050

Алюминий, 2700

Берёза, 640

Картофель, 1050

насыщенный раствор поваренной соли, 1200

Алюминий, 2700

насыщенный раствор поваренной соли, 1200

    Сделать вывод.

Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Что представляет собой рычаг?

    Что называется плечом силы?

    Как найти плечо силы?

    Что называется моментом силы?

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение работы.

    На ось, закреплённую в муфте штатива, насадите рычаг и уравновесьте его перемещением гаек на концах, так, чтобы рычаг расположился горизонтально.

    Подвесьте 2 груза к левой половине рычага (точка А) на расстоянии примерно 18см, от оси и путём проб, найдите место, где надо подвесить три таких же груза справа (точка В), чтобы уравновесить рычаг.

    Подвесьте 4 груза слева на расстоянии 10 см от оси. Определите методом подбора, сколько грузов надо подвесить справа на расстоянии 20 см, чтобы уравновесить рычаг.

    Подвесьте 3 груза справа (точка В) на расстоянии 12см от оси. Определите при помощи динамометра, какую силу нужно приложить в точке С, лежащей на 8см правее точки подвеса грузов, чтобы удержать рычаг в равновесии.

    Определите моменты сил по результатам опыта.


Результаты опытов занесите в таблицу.

c ила F 1 , Н

плечо d 1 , м

сила F 2 , Н

плечо d 2 , м

Момент сил

М 1 = F 1 *d 1 , Н*м

М 2 = F 2 *d 2 , Н*м

    Сравните моменты сил. (сравнение написать под каждым рисунком)

F 1 F 2


    Сравните моменты сил по модулю и по знакам в каждом опыте. (сравнение написать под каждым рисунком)

    Найдите алгебраическую сумму моментов сил относительно оси вращения по результатам каждого опыта. (ответ написать под каждым рисунком)

    Сделать вывод

Лабораторная работа №14 «Измерение КПД наклонной плоскости».

Подготовительные вопросы и задачи:

    Сформулируйте «Золотое правило механики» для простых механизмов.

    Дают ли выигрыш в работе простые механизмы?

    Как определить механическую работу?

    Дайте определение К.П.Д. механизма.

    Запишите формулу К.П.Д.

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение работы.







    Измерьте путь, который пройдет брусок в направлении действия силы F 1

l = ____________________ (м)

    Вычислите полную работу

A полн = F 1 *l

A полн = __________________ (Дж)

    С помощью динамометра определите вес бруска с двумя грузами.

Р = ______________________(Н)

    Измерьте высоту h = (м)

    Вычислите полезную работу

A полезн = Р * h

A полезн = Дж

    Сравните полученные значения работ.

Какая из них больше?

Почему?

    Определите коэффициент полезного действия (КПД) наклонной плоскости.

_________= _________ *100%

_________ =_________

    Сделайте вывод.

Домашние лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Измерение длины карандаша с помощью линейки и сантиметра».

Цель работы :

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемые приборы и материалы: линейка, сантиметр, карандаш. _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Ход работы .

    Определите длину карандаша с помощью линейки. Найти погрешность определения длины с помощью линейки.

l изм. = ___________________________ см

ц.д. = ___________________________ = _______________________

l = _____________________________ см = ___________________ см

ε l = _____________________________% = ____________________ %

l = l изм. ± ∆l

l = _____________ ± ________

    Определите длину карандаша с помощью сантиметра. Найти погрешность определения длины с помощью сантиметра.

    .
    1. Диаметр стеклянной трубки d = ________________________ см

      Площадь поперечного сечения трубки S = _______________________ = _____________ см 3

      Высота воды, которая соответствует объему 1 см 3 h = _____________________ = _____ см

      Нарисуйте проградуированную трубку.

      Цена деления стеклянной трубки равна ц.д. =_________________см 3 /дел = _______ см 3 /дел

      Укажите на нарисованной трубке уровень жидкости после переливания в трубку воды из сосуда. Найти вместимость сосуда V сосуда = ______________________ см 3 = __________ см 3

    Вывод

    Лабораторная работа №3 «Наблюдение диффузии в воде и воздухе».

    Цель работы :

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рекомендуемые приборы и материалы: духи (одеколон), вата, стакан с водой, сосуд с кристаллами перманганата калия, лист бумаги __________________________________________ _______________________________________________________________________________

    Выполнение работы .

      Намочите вату духами (одеколоном). Отойдите от кусочка ваты на несколько шагов (1-2 шага). Через какое время вы ощутите запах духов (одеколона) в воздухе? Через __________ ___________________________. Какое явление при этом происходит? __________________ ______________________________________________________________________________ В чем оно в данной случае проявляется? ___________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

      На лист бумаги, лежащий на столе, налить немного воды. В середине образовавшейся капли поместить кристаллик марганцовки. Что при этом вы наблюдаете? ________________ ______________________________________________________________________________ Какое явление? ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ В чем оно в данном случае проявляется? __________________________________________ ______________________________________________________________________________

      Цель работы :

      ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Рекомендуемые приборы и материалы: пипетка, крепкий чай, 2 стакана – с холодной и горячей водой, секундомер (часы) _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________

      Выполнение работы .

        1. Налить в стакан холодную воду и капнуть в него с помощью пипетки 10-15 капель заварки. Что при этом происходит?_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как называется это явление? ___________________________________ Через какой промежуток времени t 1 заварка полностью «раствориться» в воде?

      t 1 = ______________________

        1. Налить в стакан горячую воду и Налить в стакан холодную воду и капнуть в него с помощью пипетки 10-15 капель заварки. Что при этом происходит?______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как называется это явление? ___________________________________ Через какой промежуток времени m = _____________________________

          Вывод

          Лабораторная работа №6 «Механическое движение».

          Цель работы :

          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Описание работы .

          1 уровень

          1. Вы катаетесь на горке. Как меняется характер вашего движения по мере спуска с горы.

            Вы качаетесь на качелях. Нарисуйте траекторию движения качелей. Укажите, в каких точках скорость наибольшая, в каких – наименьшая.

            Вы едите на автомобиле, в маршрутке. Какой прибор показывает скорость. Какова единица измерения скорости на этом приборе. В чем измеряют скорость в СИ. О чем говорит колебание стрелки спидометра?

          2 уровень

            Измерить длину шага.(с помощью линейки, измерительной ленты).

            Измерить количество шагов от школы до дома.

            Нарисовать траекторию движения от школы до дома.

            Укажите перемещение.

          3 уровень

            Измерить расстояние между двумя объектами (деревьями, домами, столбами) около дома или около школы с помощью шагов.

            Пройдите это расстояние шагом и измерьте время.

            Пробегите это расстояние бегом и измерьте время.

            Рассчитайте среднюю скорость своего движения.

            Рассчитайте путь и перемещение при движении туда и обратно.

          Выполнение работы

          Лабораторная работа №7 «Определение средней скорости движения тела».

          Цель работы :

          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Рекомендуемые приборы и материалы: линейка, часы с секундной стрелкой или секундомер, сосуд с подкрашенной водой, салфетка, ластик, лыжа, металлический шарик _________ _______________________________________________________________________________

          Задание 1 .

          Измерьте среднюю скорость подъема (среднюю скорость движения) воды по салфетке, один конец которой опущен в сосуд с водой (воду необходимо подкрасить марганцовкой).

          Задание 2 .

          Определите среднюю скорость движения ластика в бутылке с водой (бутылка из-под газированной воды объемом 1,5 л или 2 л)

          V ср. = ____________________________________________________________

          Задание 3 .

          Установите закон равноускоренного движения.

          а
          ) Возьмите одну лыжу, поверните её жёлобом вверх, дайте ей очень небольшой уклон, подставив под один конец какой-либо предмет, и возьмите стальной шарик.

          б) Положите шарик на верхний конец лыжи, отпустите, одновременно включив секундомер. Отмечайте на лыже мелом положение шарика через 1, 2, 3 … секунды движения. Определите расстояния:

          l 1 = ______________ см l 2 = ______________ см l 3 = ______________ см

          l 4 = ______________ см l 5 = ______________ см l 6 = ______________ см

          Выявите связь между l 1 , l 2 , l 3 , l 4 , l 5 , l 6 .

          Лабораторная работа №8 «Давление твердых тел жидкостей и газов».

          Цель работы :

          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Рекомендуемые приборы и материалы: напольные весы, миллиметровая бумага, линейка, сантиметр, пластиковая бутылка с водой, лыжи, свеча, воздушный шарик, стакан _________ _______________________________________________________________________________

          Задание 1 .

          Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь ботинка – с помощью миллиметровой бумаги.

          m тела = __________________________ кг

          S ботинка = ______________________________________________

          Р 1(стоя на месте) = __________________________________________

          Р 2(при ходьбе) = __________________________________________

          Задание 2 .

          Определите свое давление на лыжах. Площадь поверхности лыж определите с помощью сантиметровой ленты, а массу лыж и собственного тела – с помощью напольных весов.

          m лыж и человека = __________________________ кг

          S лыж = ______________________________________________

          Р = __________________________________________

          Сравнить полученное давление Р с давлениями Р 1 и Р 2

          Задание 3 .

          В боковой стенке пластиковой бутылки проделайте шилом отверстия на высотах 3 см, 6 см и 9 см. Поместите бутылку в ванну под кран и откройте его так, чтобы объемы поступающей в бутылку воды и вытекающей из нее воды были приблизительно равны. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстий. Сделайте рисунок и объясните наблюдаемые явления.

          Вывод

          Задание 4 .

          Внимание!

          Задание необходимо выполнять в присутствии взрослых и обращаться с огнем предельно осторожно.

          Зажженную свечку подержите внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставьте стакан также вверх дном на поверхность надутого детского шарика. Опишите и зарисуйте наблюдаемое явление. Объясните его.

          Вывод

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО ТюмГМУ Минздрава России)

для отчётов по лабораторным работам по химии

студента_______________________________________

группы №_________

Тюмень, 2016

Тематический план лабораторных и практических занятий по дисциплине «Химия»

I семестр

Тематика занятий

Модульная единица 1.1.

Основы химической термодинамики и кинетики, свойства растворов, Редокс-процессы

Введение в курс химии. Окислительно-восстановительные

реакции. Электродные процессы.

Основы химической термодинамики и биоэнергетики.

Термодинамика химического равновесия. Лабораторная

работа №1 «Качественные опыты по химическому

равновесию»

Растворы. Коллигативные свойства растворов. Лабораторная

работа №2 «Определение осмотической концентрации и

изотонического коэффициента раствора электролита»

Протолитические

Буферные

растворы.

Лабораторная работа № 3 «Свойства буферных растворов».

Химическая кинетика и катализ. Лабораторная работа №4

«Изучение зависимости скорости реакции от концентрации и

температуры». Тестирование по модульной единице 1.1.

Модульная единица 1.2.

Биологически активные неорганические соединения (строение, свойства, участие в функционировании живых систем). Физико-химия поверхностных явлений и свойства дисперсных систем

Химия биогенных элементов. Химия биогенных элементов s-

блока. Лабораторная работа № 5 «Химические свойства s-

элементов, их применение в медицине».

Химия биогенных элементов p-блока. Лабораторная работа

№ 6 «Химические свойства p-элементов и их соединений».

Химия биогенных элементов d-блока. Лигандообменные

процессы. Строение металлоферментов, биокомплексных

соединений. Лабораторная работа №7 «Химические свойства

d-элементов».

Физико-химия поверхностных явлений в функционировании

живых систем. Лабораторная работа №8 «Адсорбционные

процессы»

Физико-химия дисперсных систем в функционировании

живых систем. Лабораторная работа №9 «Свойства

коллоидных растворов». Тестирование по модульной

единице 1.2.

Модульная единица 1.3. Низкомолекулярные биорегуляторы и биологически активные высокомолекулярные соединения (строение, свойства, участие в

функционировании живых систем)

Полифункциональные соединения (многоатомные спирты и

фенолы, полиамины, двухосновные карбоновые кислоты).

Лабораторная работа № 10 «Свойства одно-и-многоатомных

спиртов и фенолов»

Гетерофункциональные соединения (аминоспирты, гидрокси-

и аминокислоты, оксокислоты.

Биологически

важные ароматические и гетероциклические

соединения.

Важнейшие α-аминокислоты, пептиды. Лабораторная работа

№11 «Химические методы обнаружения аминокислот и

Углеводы. Лабораторная работа №12 «Качественные реакции

на углеводы и их функциональные группы»

Нуклеиновые

кислоты. Лабораторная работа №13

«Определение

нуклеопротеидов».

практические умения

Высшие жирные кислоты. Липиды. Тестирование по

модульной единице 1.3.

Зачёт: теоретическая подготовка (итоговое тестирование)

техники безопасности при работе в химической лаборатории

1. Непременным условием безопасной работы в химической лаборатории является знание свойств тех веществ, с которыми предстоит работать. В связи с этим предварительно необходимо знакомиться с ними. Неаккуратность, невнимательность, незнание свойств химических соединений, с которыми ведется работа (огне-, взрывоопасности, возможной токсичности) могут привести к несчастному случаю.

2. С легколетучими жидкостями, токсичными соединениями необходимо работать только в вытяжном шкафу.

3. Нельзя пробовать какие либо вещества на вкус, в лаборатории запрещается принимать пищу.

4. При определении запаха веществ нельзя наклоняться над сосудом, следует лишь движением руки направлять к себе пары, исходящие от химического соединения.

5. Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с металлическим натрием или калием:

Нельзя брать металлы руками, следует резать их на фильтровальной бумаге, пользоваться пинцетом -работать только с малыми количествами (не превышающими объем спичечной головки)

Пользоваться только сухой посудой, избегать попадания металла в воду

Обрезки натрия или калия нельзя выбрасывать в мусорное ведро, бросать в банку со сливом или раковину, их нужно уничтожать путем добавления небольших порций этилового спирта до полного исчезновения.

6. Любой химический сосуд, пробирку следует нагревать постепенно, открытый конец пробирки должен быть направлен в сторону от себя и работающих рядом студентов. Необходимо пользоваться нагревательными приборами с закрытой спиралью, нужно избегать открытого пламени.

7. Во избежание разбрызгивания нельзя наливать воду в серную кислоту, при приготовлении растворов кислот и щелочей пользоваться только фарфоровой посудой.

8. В лаборатории запрещается хранить большие количества легколетучих жидкостей (более 1 л), емкости с такими веществами закрываются корковой или винтовой крышкой, но не крышкой со шлифом.

9. Емкости с кислотами нужно хранить в поддонах с песком, который выбрасывается в случае вытекания кислот.

10. Для исключения возможности попадания на лицо концентрированных щелочей и кислот их нельзя устанавливать на уровне выше груди.

11. Все реактивы должны быть снабжены этикеткой с легко читаемой надписью, в противном случае реактивы выбрасываются.

12. Склянки со сливом должны после работы быть вынесены из лаборатории и вылиты в специально обустроенные ямы. Кислоты и щелочи должны сливаться в разные банки.

Меры первой помощи

1. При химических ожогах нужно удалить вещество, вызвавшее ожог, а затем обработать кожу соответствующим образом:

- при ожогах кислотой или щелочью вытереть кожу тряпкой, затем промыть струей воды и нейтрализовать остатки кислоты 1% раствором бикарбоната натрия, при ожогах

щелочью - 1% раствором уксусной кислоты;

- при ожогах бромом пораженное место обрабатывают 10% раствором гипосульфита натрия, затем все смывают большим количеством воды

- при ожогах фенолом кожу растирают глицерином, обмывают водой с мылом 2. При загораниях выключают вытяжную систему, гасят пламя песком или

накрывают негорючим одеялом.

3. При отравлениях газами пострадавшего выводят на свежий воздух и вызывают врача.

ФОРМА ОТЧЕТА по лабораторным и практическим занятиям

1. Название работы. Цель работы.

2. Номер и название опыта.

3. Химизм происходящих процессов (уравнения реакций).

4. Краткая методика эксперимента.

5. Наблюдения (описывается аналитический эффект реакции: изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа, появление характерного запаха и др.).

6. Выводы (в выводах осмысливается и указывается значение реакции или ее продуктов для медицины, возможности обнаружения каких-либо соединений в биологическом материале и т.д.).

7. Ответы на вопросы.

Лабораторная работа оформляется в общей тетради для лабораторно-

практических занятий. Каждая следующая лабораторная начинается с нового листа. Обязательны поля, на которых после собеседования с преподавателем можно внести правку в наблюдениях и выводах. Лабораторная работа считается зачтенной после ее личного практического выполнения и защиты (знания химизма, ответов на вопросы). Частью лабораторной работы может являться выполнение эксперимента с элементами исследовательской работы (УИРС). Эксперимент по УИРС, как правило, предлагается студентам, успешно справившимся с опытами лабораторной работы.

Занятие 1.1.2.

ТЕМА: Основы химической термодинамики и биоэнергетики. Термодинамика химического равновесия.

ЦЕЛЬ: Научиться формулировать и применять основные положения термодинамики к физическим и химическим процессам.

Лабораторная работа №1 Качественные опыты по химическому равновесию

Цель: Изучить влияние изменения концентраций и температуры на состояние химического равновесия. Сравнить результаты наблюдений с прогнозом на основе принципа Ле Шателье.

Оборудование. Химические стаканы вместимостью 100 и 250 мл, пробирки одинакового диаметра в штативе, пипетки глазные или капельницы, спиртовка.

Реактивы: Насыщенные растворы FeCl3 , KNCS, раствор дийода (с=0,05моль/л), 0,5%-ный раствор крахмала, КС1(крист).

Выполнение эксперимента Опыт 1. Смещение химического равновесия при изменении концентрацииреагентов

Для опыта воспользуемся реакцией образования железа (III) тиоцианата:

FeCl3 + 3KNCS Fe(NCS)3 + ЗКС1

(точнее, в данной реакции получаются тиоцианатные комплексы железа (III) с числом тиоцианатных групп у атома железа от 1 до 6).

Железо (III) тиоцианат интенсивно окрашен в красный цвет, раствор FeCl3 - в желтоватый, а растворы KNCS и КС1 бесцветны. При изменении концентрации Fe(NCS)3 окраска раствора изменяется, что позволяет визуально установить направление смещения равновесия.

К 20 мл воды в небольшом стакане прибавьте по 1-2 капли насыщенных растворов FeСl3 и KNCS. Полученный раствор разлейте в четыре пробирки. Затем в 1-ю пробирку прибавьте несколько капель концентрированного раствора FeСl3 . Что наблюдаете? Запишите в таблицу наблюдаемое изменение окраски и укажите направление смещения равновесия (стрелка вправо или влево).

Затем во 2-ю пробирку прибавьте несколько капель концентрированного раствора KNCS. Снова отметьте наблюдения и запишите в таблицу наблюдаемое изменение окраски и укажите направление смещения равновесия. Наконец, в З-ю пробирку прибавьте немного кристаллического КС1. Сравните окраску в З-й пробирке после прибавления КС1 с окраской раствора в пробирке сравнения, запишите изменение окраски в таблицу и укажите направление смещения равновесия. Запишите, соответствуют ли наблюдаемые смещения химического равновесия принципу Ле Шателье.

Добавлено в

Наблюдение -

Вывод - направление

пробирку

изменение

смещения равновесия

интенсивности

FeCl3 (р)

Опыт 2. Смещение химического равновесия при изменении температуры.

В стакане вместимостью 250 мл нагрейте воду (почти до кипения). В две пробирки внесите по 4-5 мл крахмала и прибавьте туда же по 3-4 мл раствора дииода. Запишите наблюдения (цвет образовавшегося раствора). Нагрейте одну из пробирок, опустив ее на несколько минут в стакан с горячей водой. Вторую пробирку оставьте для сравнения. Наблюдайте изменение окраски. Как изменяется окраска раствора в нагретой пробирке по сравнению с холодной? Запишите наблюдения. Охладите нагретую пробирку. Что происходит?

Наблюдения:

__________________________________________________________________

Основываясь на результатах наблюдений, сделайте вывод о направлении смещения равновесия в системе при ее нагревании и охлаждении. Исходя из принципа Ле Шателье, ответьте на вопрос: - экзоили эндотермической является реакция образования иодокрахмала и реакция его диссоциации?

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы к защите работы

1. Запишите выражение констант равновесия работе (ЗДМ), изученных вами реакций.

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Сформулируйте принцип Ле-Шателье.

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Влияет ли катализатор на положение равновесия? Зависит ли числовое значение константы равновесия от катализатора?

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. При увеличении температуры увеличиваются скорости как прямой, так и обратной реакций. Почему же наблюдается смещение равновесия?

Изменяется ли при этом константа химического равновесия?

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.В какую сторону сместится равновесие СО(г) + Н2 О(г) ↔СО2(г) + Н2 , Н0 =-43 кДж а) при уменьшении концентрации воды______________

б) при увеличении температуры____________________

в) при уменьшении давления_______________________

6. Изменяется ли константа химического равновесия при смещении равновесия в результате изменения концентрации какого-либо компонента системы?

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Занятие 1.1.3. ТЕМА: Растворы. Коллигативные свойства ратворов

ЦЕЛЬ : Изучить коллигативные свойства растворов и приобрести навыки криометрических измерений.

Лабораторная работа №2 Определение осмотической концентрации и изотонического коэффициента

раствора электролита

Цель: Приобрести навыки физико-химических измерений и обработки результатов эксперимента на примере криометрического определения осмотической концентрации и изотонического коэффициента 5%-ного раствора натрия сульфата.

Оборудование: Прибор для криометрических измерений. Термометр для измерения температуры в области ее отрицательных значений с ценой деления

Реактивы: Дистиллированная вода, лед колотый (снег), натрий хлорид технический, исследуемый раствор.

Выполнение эксперимента: Получите у лаборанта прибор для криометрических определений.

Прибор (рис. 1) состоит из широкой стеклянной пробирки 1, закрытой пробкой, в которую вставлены термометр 2 и металлическая мешалка 3. Пробирку помещают в толстостенный стакан 4, в котором готовят охлаждающую смесь.

Приготовьте охлаждающую смесь из 3 ч. снега или льда и 1 ч. NaCl. Поместите смесь в сосуд 4. Измерьте термометром температуру охлаждающей смеси. Она должна быть около -5°С. Охлаждающая смесь должна заполнять стакан примерно на 3/4 его объема.

Рисунок 1

В пробирку 1 налейте такой объем дистиллированной воды, чтобы полностью покрыть резервуар термометра, закройте пробирку пробкой с термометром и мешалкой и поместите пробирку в стакан с охлаждающей смесью. Непрерывно помешивая воду мешалкой 3 (старайтесь не касаться мешалкой термометра), следите за изменением температуры. Следите, чтобы термометр не касался дна и стенок пробирки 1. Обычно температура опускается немного ниже точки замерзания воды, затем начинается кристаллизация, выделяется энергия и столбик ртути или спирта резко поднимается вверх и затем застывает на значении температуры кристаллизации воды (около 0°С). Отметьте температуру замерзания воды, запишите ее в журнал с точностью, которую позволяет зафиксировать используемый вами термометр. Выньте пробирку из охлаждающей смеси и, подогревая ее рукой, полностью растворите образовавшиеся кристаллы льда. Снова опустите пробирку в охлаждающую смесь и повторите определение температуры замерзания воды. Получите у преподавателя склянку с анализируемым раствором и запишите в журнал данные о растворе. Сполосните пробирку 1 анализируемым раствором и заполните ее раствором так же, как и при измерении температуры замерзания воды. Закройте пробирку пробкой, вставьте в нее термометр и мешалку (предварительно и то и другое должно быть сполоснуто анализируемым раствором). Определите температуру начала замерзания раствора, как определяли температуру замерзания воды. Все измерения запишите в лабораторный журнал. После работы разберите прибор для криоскопических измерений. Вылейте раствор из пробирки 1. Сполосните водопроводной и дистиллированной водой. Вымойте стакан 4.

Обработка результатов эксперимента:

Рассчитайте

температуру

понижения замерзания раствора

сравнению с чистым растворителем:

Т зам= Т Н2О– Т р-ра

Рассчитайте

моляльную

концентрацию 5%-ного

раствора

(теоретическое значение bтеор ).

3. Используя экспериментально найденную величину понижения температуры замерзания исследуемого раствора вычислите практическое значение моляльной концентрации (b практ ).

4. Определите изотонический коэффициент анализируемого раствора электролита.

5. Сравните полученное значение изотонического коэффициента с возможно максимальным для раствора данного вещества. Объясните вероятные причины отклонений.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Тетрадь для лабораторных работ по физике, 7 класс, К учебнику A.В. Перышкина Физика, Минькова Р.Д., Иванова В.В., 2017.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь для лабораторных работ предназначена для изучающих физику по учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс». В издание добавлено экспериментальное задание «Измерение работы и мощности при равномерном движении тела», а также семь дополнительных экспериментов. В каждой работе указаны цели ее проведения, необходимое оборудование, приведено описание хода работы с рисунками, таблицами и расчетными формулами. В описание лабораторных работ добавлены контрольные вопросы. Звездочкой помечены вопросы повышенной сложности. Часть стандартных лабораторных работ содержат дополнительные задания. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ДЕЛЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ПРИБОРА.
Цель работы: научиться определять цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.
Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), химический стакан малый с носиком, небольшая колба и другие сосуды.
Ход работы.
1. Рассмотрите измерительный цилиндр, обратите внимание на его деления. Ответьте на вопросы.
Какой объем жидкости вмещает мензурка, если жидкость налита
а) до верхнего штриха?
б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной
от нуля?
Какой объем жидкости помещается
а) между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами?
б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки?
2. Как называется последняя вычисленная вами величина?
Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора?
3. Рассмотрите рисунок 1 и определите цену деления изображенной на нем мензурки.

СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа № 1
Определение цены деления измерительного прибора
Лабораторная работа № 2
Измерение размеров малых тел
Лабораторная работа№ 3
Измерение массы тела на рычажных весах
Лабораторная работа № 4
Измерение объема тела
Лабораторная работа № 5
Определение плотности твердого тела
Лабораторная работа № 6
Градуирование пружины
Лабораторная работа № 7
Измерение силы трения с помощью динамометра
Лабораторная работа № 8
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
Лабораторная работа № 9
Выяснение условий плавания тела в жидкости
Экспериментальное задание
Измерение работы и мощности при равномерном движении тела
Лабораторная работа № 10
Выяснение условия равновесия рычага
Лабораторная работа № 11
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
Дополнительные эксперименты
Эксперимент 1
Измерение средней скорости неравномерного движения
Эксперимент 2
Измерение вместимости столовой ложки
Эксперимент 3
Определение средней плотности крупы
Эксперимент 4
Наблюдение действия атмосферного давления
Эксперимент 5
Определение выигрыша в силе для подвижного и неподвижного блоков
Эксперимент 6
Изучение зависимости потенциальной энергии тела от его положения и массы
Эксперимент 7
Изучение зависимости кинетической энергии тела от его скорости и массы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тетрадь для лабораторных работ по физике, 7 класс, К учебнику A.В. Перышкина Физика, Минькова Р.Д., Иванова В.В., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Тетрадь для лабораторных работ по физике, 7 класс, Минькова Р.Д., Иванова В.В., 2013

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...