Военные приказы 17 века. Приказы

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Администрация Приморского края Стратегия социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 года 1

2 Контекст развития Приморского края По прогнозам большинства мировых аналитических институтов двигателем мирового экономического роста будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона 1. В странах АТР будет расти потребление природных ресурсов 2. Страны АТР будут активными участниками мировой торговли 3. Будет изменяться качество экономики развивающихся стран Азии. Будет формироваться единое экономическое азиатское пространство Внешнеэкономическая деятельность РФ, США, КНР, ЕС, Японии Участие России в экономическом росте Азии: Возможность диверсификации рынков сбыта Возможность занятия устойчивых позиций на среднеи высокотехнологичных рынках Возможность активного участия в создании единого азиатского экономического пространства 2

3 Миссия, цель и задачи Приморского края Миссия Приморского края - формирование фронт-линии взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, обеспечение наиболее продуктивного включения страны в азиатские ЦЕЛЕВОЙ СЦЕНАРИЙ рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации Цель развития Приморского края Повышение конкурентоспособности экономики Приморского края как центрального российского региона в АТР и обеспечение высокого уровня качества жизни населения Основные задачи развития Приморского края 1. Повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики 2. Формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края 3. Приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие с требованиями к общей транспортной системе АТР. Формирование на базе города Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР 5. Развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья. 3

4 Стратегические задачи формируют целевой (диверсификационный) сценарий развития Приморского края, который снизит внешние экономические и демографические риски, повысит ЦЕЛЕВОЙ конкурентоспособность СЦЕНАРИЙ края как центра России в АТР и обеспечит высокий уровень качества жизни населения края. Целевой сценарий края включает следующие приоритетные направления развития Приморского края: 1.Развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья 2.Развитие транспортно-логистического кластера 3.Развитие рыбохозяйственного кластера.формирование Владивостокской агломерации 5.Развитие инновационной деятельности 6.Развитие энергопроизводственного кластера

5 Развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья Цель формирование нового качества экономики Приморского края Строительство Восточного нефтеперерабатывающего завода (ОАО «Роснефть») Строительство газоперерабатывающего завода (ОАО «Газпром») Строительство завода СПГ (LNG) (ОАО «Газпром») Строительство завода по производству минеральных удобрений Перевод производств, в том числе энергетических, на газовое топливо Энергетическая стратегия России на период до 2020г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 200 г р Талаканское м/р (ОАО «Сургутнефтегаз») Верхнечонское м/р (ОАО «ТНК-ВР Холдинг») Дулисьминское м/р (ООО «ЮралсЭнерджи») Тас-Юряхское м/р (ООО «Тас-Юрях нефтегаздобыча») Даниловское м/р (ООО «Иркутская НК») 1-18 млн.т/год м/р юга Сибирской плтформы, Юрубчено-Тохомское м/р Куюмбинское м/р (ОАО «НК «Роснефть») и др. 38 млн.т/год 6-2 млн.т/год из Западной Сибири Тайшет Талакан Сковородино I этап 30 млн.т/год II этап 61 млн.т/год 0-30 млн.т/год I этап 30 млн.т/год II этап 50 млн.т/год Комсомольский НПЗ Хабаровский НПЗ I этап 0 млн.т/год II этап 11 млн.т/год Козьмино 5

6 Развитие перерабатывающих производств Сектор Рыночный потенциал Возможные форматы развития сектора Машиностроение Энергомашиностроение Технологическое обеспечение нефте- и газодобычи Строительство АЭС в Приморском крае (до 2 млрд. дол.). Рынок в Южной Азии и АТР: 100 энергоблоков в КНР, 25 в Австралии, 30 АЭС в США, 0 ГВт АЭС в Индии Проекты нефтегазодобычи на Сахалине, Камчатке, на шельфе Центр комплектации, процессинговые центры крупных поставщиков технологических решений (ОАО «Атомпром») Сервисные центры, специализированное машиностроение процессинговые центры крупных поставщиков технологических решений Судостроение и морская техника Строительная и дорожная техника Потребность российских перевозчиков на ДВ до 2020 года около 100 судов (доведение дедвейта до 9 млн.тонн). Модернизация рыболовного флота Строительные проекты (Форум АТЭС- 2012, развитие портов, строительство АЭС и проч.). Всего в азиатской части РФ уже заявлено 125 крупных инвестпроектов (более 260 млрд. дол.) Металлургия и металлообработка Алюминиевая Импорт в Россию глинозема по промышленность «восточному маршруту» Металлургия и Крупные строительные объекты на металлообработка территории края Лесопереработка Экспорт леса через территорию края, наличие собственных сырьевых ресурсов Ремонтные и сервисные базы. Создание процессинговых центров крупными поставщиками технологических решений (судостроительными ТНК) Сервисные центры, возможна сборка (Caterpillar, Volvo, Hitachi, Komatsu, Liebherr, JCB, Hyundai и др.) Алюминиевый завод полного цикла Мини-металлургические заводы и металлосервисные центры Строительство деревоперерабатывающих предприятий (IKEA, Sumitomo, Mitsui) и предприятий лесохимии 6

7 Развитие транспортно - логистического кластера Цель интеграция транспортно-логистической системы Дальнего Востока в транспортнологистическую систему АТР и приведение ее в соответствии со стандартами АТР Задачи: 1.Увеличение грузооборота и пассажиропотока 2. Увеличение степени обработки грузов 3.Формирование собственных операторов и привлечение операторов мирового уровня 7

8 Развитие рыбохозяйственного кластера Целью развития рыбохозяйственного комплекса является укрепление на традиционных и выход на новые товарные и географические рынки Среднее потребление на человек, кг/год,6 Повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного кластера корпоративное устройство сектора, развитие управленческих функций развитие поддерживающих отраслей развитие новых технологий и секторов EU Россия В связи с повышением уровня жизни населения РФ, уровень потребления рыбных продуктов уже в среднесрочной перспективе будет стремительно расти. наличие и узнаваемость брендов развитие сырьевой базы развитие внутреннего спроса уровень развития переработки Основные направления развития рыбохозяйственного кластера: 1. Развитие рыбоперерабатывающей промышленности 2. Повышение эффективности использования сырьевой базы и развитие новых источников получения сырья 3. Стимулирование спроса на продукцию кластера и продвижение продукции края на внутренний и внешний рынки, диверсификация рынков сбыта продукции. Обновление рыбопромыслового флота 5. Развитие инновационной инфраструктуры и поддержка новых видов деятельности 6. Повышение эффективности корпоративной структуры рыбохозяйственного сектора 8 наличие кадров и учреждений профессионального образования

9 Формирование Владивостокской агломерации Цель формирования Владивостокской агломерации формирование центра сотрудничества России и АТР, сомаштабного тенденциям урбанизации в макрорегионе Задачи: 1.Обеспечение высоких стандартов качества жизни и повышение миграционной привлекательности территории 2.Формирование единого рынка труда Опорный функциональный каркас прото-агломерации аэропорт Опорный функциональный каркас городской агломерации аэропорт - хаб склады при предприятиях традиционный формат торговли производственные зоны «локальные» порты Редевелопмент центра г. Владивостока развитие городской среды во всех городах агломерации Повышение транспортной доступности Синхронизация развития транспортной функции (портов) и городов современные индустриальные парки современные форматы торговли (крупные многофункциональные комплексы) Waterlines Маршруты общественного транспорта и основные магистрали Линии рекреационных зон Комплексность зон застройки Близость к историкокультурному центру, публичным зонам, торговые зоны (торговые центры, street retail и т.п.) Транспортная доступность центра 1-1,5 ч. туристические зоны деловой район транспортная доступность центра 2- ч. административный центр логистические зоны эшелонированный порт год Основные направления развития: 1. Развитие ядра агломерации, в том числе формирование делового района, развитие инновационной и образовательной инфраструктуры 2. Развитие городской среды на всех территориях, входящих в состав агломерации Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка 3. Инфраструктурное развитие агломерации, а первую очередь повышение транспортной доступности территорий агломерации и синхронизация развития транспортно-логистической и производственных функций внутри агломерации. Формирование соответствующей мировым стандартам инфраструктуры туризма и создание игорной зоны «Приморье». Ключевой проект данного направления подпрограмма «Развитие г.владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г год

10 Развитие инновационной деятельности Цель развития инновационной деятельности: формирование новых видов деятельности на территории региона и создание предпосылок для вывода компаний региона на российский и мировые рынки выскотехнологичной продукции Приоритетные направления: 1. Формирование Дальневосточного федерального университета, 2. Формирование сети теологических парков и исследовательских центров, 3. Привлечение инвесторов для размещения образовательных, исследовательский и научных модулей,. Интеграция научных и образовательных институтов, 5. Формирование современных институтов венчурного финансирования 10 Варианты размещения объектов на о. Русский

11 11 Приоритетные направления развития Приморского края Развитие энергопроизводственного кластера Цель обеспечение энергетическими ресурсами растущей экономики региона, а также формирование условий для экспорта электроэнергии в Китай и Корею Направления развития: 1. Развитие новых генерирующих мощностей и модернизация имеющихся 2. Развитие электрических сетей, осуществление программы электрификации населенных пунктов Приморского края, создание кольца 500 кв на юге Дальневосточной энергосистемы

12 Этапы реализации Стратегии развития Приморского края Запуск и реализация проектов 2-ой очереди строительство алюминиевого завода строительство Приморской АЭС развитие территории входящей в зону Владивостокской агломерации проекты в сфере дорожного строительства стабилизация темпов роста медленное снижение очередь 2 очередь Запуск и реализация проектов 1-ой очереди строительство объектов к саммиту АТЭС реализация проектов по размещению Игорной зоны на территории Приморского края Строительство Приморского нефтеперерабатывающего завода строительство магистрального газопровода «Хабаровск - Владивосток» строительство Приморского НПЗ и НХЗ - комплекс развитие транспортного узла Восточный-Находка строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», строительство спецморнефтепорта «Козьмино» реализация проектов в электроэнергетике Подготовка блока нормативных мероприятий Подготовка проектной документации проектов 2-ой очереди Инструменты реализации стратегии Институциональное закрепление статуса стратегических документов Принятие комплекса законодательных актов, устанавливающих порядок стратегического планирования в регионе: долгосрочная стратегия, подлежащая корректировке каждые 2-3 года среднесрочные комплексные программы социальноэкономического развития края (3-5 лет) ежегодные планы действий, закрепляемые в бюджетных посланиях губернатора, планах действия региональных органов исполнительной власти и бюджетных программах на год подготовка докладов о результатах и основных направлениях деятельности администрации Приморского края, крупных муниципальных образований

13 Результаты реализации Cтратегии развития Приморского края Показатель Валовой региональный продукт (млн. руб. в ценах соответствующих лет) отчет прогноз Численность населения (тыс. чел.) 2012,7 2165,0 Численность занятых в экономике (тыс. чел.) Уровень зарегистрированной безработицы Средняя обеспеченность населения края жилой площадью (кв. м/чел.) Количество иностранных туристов (тыс. чел.) Доля иностранных студентов в вузах Приморского края Транспортная доступность между основными центрами агломерации: Владивосток Уссурийск; Владивосток Находка,9 1,5 19,3 25,5 3,5 0,5 1,5 Прогнозная Структура ВРП (в процентах) 100% 1,0 0,6 0, % 7 2,3 3,8 0, % % % % Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Здравоохранение и предоставление социальных услуг Образование Гос. управление и обеспечение военной безопасности; обязательное соц. обеспечение Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Финансовая деятельность Транспорт и связь Гостиницы и рестораны Опт. и розн. торговля; ремонт автотран. ср-в Строительство Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Обрабатывающие производства Добыча полезных ископаемых Рыболовство, рыбоводство Сельское хоз-во, охота и лесное хоз-во 13 Приоритетные направления Общий объем инвестиций Повышение конкурентоспособности базовых секторов экономики и формирование эффективных кластеров в том числе: развитие транспортно-логистического кластера,2 развитие перерабатывающих производств,8 развитие туристического кластера,5 Формирование городской агломерации и повышение устойчивости системы расселения Повышение капитализации человеческих ресурсов, Реализация программ инфраструктурного развития


Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года Доклад Губернатора Приморского края С.М. Дарькина на II Тихоокеанском экономическом конгрессе (26.07.08, Владивосток) Источник:

АТЭС - новые экономические возможности для Приморья 2 Современная инфраструктура Приморского края Международный терминал аэропорта г. Владивостока Мостовой переход через бухту Золотой рог Мостовой переход

Развитие Приморского края Приморский край один из важнейших экономических центров Российской Федерации на Дальнем Востоке, лидер экономического роста Общая площадь 164 700 км2 Население 1953,5 тыс. чел.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА 1 Основные предпосылки разработки Инвестиционной стратегии до 2025 г. Законодательные Указ Президента РФ от 10.09.2012 1276 «Об оценке

Научно-образовательная конференция «Экономика энергетики как направление исследований: передовые рубежи и повседневная реальность» В.В. Саенко, к.э.н., зам. генеральногодиректора ЗАО «ГУ Институт энергетической

Перспективы развития трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан» Май 2016 г. Система магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» и объемы экспорта в 2015 году 2 Информация о транспортировке

Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» соединением -- 2014 Проект строительства ж/д магистрали «Белкомур» Проект предполагает строительство недостающих и реконструкцию существующих

Научная конференция Энергетическая кооперация в Азии: Риски и барьеры, Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН В.В. Саенко, к.э.н., зам. генерального директора ЗАО «ГУ Институт энергетической

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Филиппов Дмитрий Валериевич студент Финансово экономический институт Егоров Ньургун Анатольевич студент Финансово экономический институт Сибилева

Уральский федеральный округ Аналитический обзор по социально-экономическому положению субъектов РФ (с показателями, влияющими на электропотребление) Ноябрь 2013 года 1 Оглавление 1. Общая характеристика...

Тезисы к презентации Проект ОАО «НК «Роснефть» Восточная Нефтехимическая Компания (ВНХК) мощностью до 30 млн. тонн в год по углеводородному сырью Слайд 2. Информация о проекте. В соответствии с поручением

ОБЗОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИТУАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ЗА 2010-2014 ГГ. А.Р. Мамаева, Т.И. Забелина ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», филиал в г.артеме Артем, Россия THE

Особая экономическая зона Портового типа Советская Гавань Содержание Особые экономические зоны РФ Конкурентные преимущества ОЭЗ Общая информация ОЭЗ Регион расположения ОЭЗ Инвестиционная привлекательность

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2015 г. N 580 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" Список

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Литвин А.А., Ворожбит О.Ю. «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», Владивосток, Россия (690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41),

@gagarinalg.ru Гагарина Л.Г. Перспективы развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года Перспективы железнодорожного транспорта определены его стратегией, которая разрабатывалась в следующих

Л.В. Эдер Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Современное состояние и перспективы наращивания экспорта энергоресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона Москва, 2011 г. 2 ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к прогнозу баланса трудовых ресурсов Краснодарского края на период до 2019 года Прогноз баланса трудовых ресурсов Краснодарского края на период до 2019 года (далее баланс трудовых

Малое и среднее предпринимательство в Магаданской области является тем сектором экономики, который оказывает непосредственное влияние на ее общее состояние, насыщение рынка товарами и услугами, развитие

Нефтегазовый комплекс России и перспективы развития нефтегазового сотрудничества с Китаем 俄罗斯石油天然气综合体及与 中国发展石油天然气合作的前景 Нефтегазовая отрасль России является важнейшей составляющей российской промышленности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 30 марта 2017 г. 365 МОСКВА О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего

Экономика ЭКОНОМИКА Солодова Нелли Алексеевна студентка Жабыко Людмила Ливерьевна канд. экон. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» г. Владивосток, Приморский край ИНОСТРАННЫЕ

Сибирский федеральный округ Аналитический обзор по социально-экономическому положению субъектов РФ (с показателями, влияющими на электропотребление) Октябрь 2013 года 1 Оглавление 1. Общая характеристика...

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1 Структура работы: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДНЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 1.1 Экономическая

Использование современных программных средств для определения потребностей региона в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективы Ноябрь 2012 Проблематика Разбалансированность подготовки

АБАЗА ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В.В. Путин в авторской статье «О наших экономических задачах» отметил, что освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 15 апреля 2014 г. 308 МОСКВА Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока

Дальневосточный международный экономический форум как механизм разработки и координации проектов развития Дальнего Востока РФ 1 Ситуацию с дифференциацией в развитии российских регионов, сложившуюся в

Инвестиционная стратегия Постановление Администрации от 23 декабря 2013 года 495-па 1 Инвестиционный паспорт Приморский край стратегически важный субъект Российской Федерации, новый центр социально-экономического

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 30 марта 2018 г. 362 МОСКВА О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего

О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года Нормативная база разработки Плана 1 Федеральный закон 28 июня 2014 года 172-ФЗ

ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНА РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН СТРУКТУРА ПАСПОРТА ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГИОНЕ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ... 3 ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНА,

1. Анализ зарубежного опыта развития инновационной деятельности в конкретной отрасли экономики и возможности его использования в РФ. 2. Анализ инвестиционной привлекательности регионов России (на примере

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ» ДО 2032 ГОДА организация работ 370 участников (самые активные граждане различных социальных групп и возрастов)

«ГАЗПРОМ» НА ВОСТОКЕ РОССИИ, ВЫХОД НА РЫНКИ СТРАН АТР Москва, 8 июня 2017 года Сырьевая база «Газпрома» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (по состоянию на 1 января 2017 года, млрд куб. м) Запасы

Раздел, тема. Раздел Ι. Общая часть курса. Тема 1.Политикогосударственноеустройство Российской Федерации. Географическое положение России. Тема 2. Население Российской Федерации. Тема 3. Географические

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ АРКТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ ИЛЬИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ГОРОДСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НИУ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 9 августа 2016 г. 757 МОСКВА О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ЗА 2011-2013 ГГ. Юрченко Е.В. ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Научно-образовательный центр исследования

УДК 338.47 Т.А. Левченко к.э.н., зав. кафедрой мировой экономики Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет г. Владивосток, Российская Федерация СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ

«ГАЗПРОМ» НА ВОСТОКЕ РОССИИ, ВЫХОД НА РЫНКИ СТРАН АТР Москва, 8 июня 2017 года (1 2017,.) + 1 + 1 4,23. 2 + 2 1,69. : (+) 12,1 0,9 2995 203,6 97,3 464,8 1459,5 1621,4 5 3 5 5 15 2 35 1079,4 549,8 469

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2014, Том 5, 4, С. 762 766 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 338.61

Долгосрочное позиционирование российского газового экспорта: новые риски и новые перспективы Петербургский газовый форум 9 октября 2014 года А.М. Белогорьев, заместитель Генерального директора Института

ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» Ноябрь 2015 г. Производственные мощности 1 Общая протяженность магистральных трубопроводов - более 70 тыс.км: Протяженность магистральных нефтепроводов

СОЗДАНИЕ НОВОГО СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РФ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. В. ПУТИНА ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2013 ГОДА ПР-2236 «СОЗДАТЬ

ГАЗПРОМ НА ВОСТОКЕ РОССИИ, ВЫХОД НА РЫНКИ СТРАН АТР Москва, 18 июня 2014 года ВОСТОЧНАЯ ГАЗОВАЯ ПРОГРАММА 2 Проект строительства завода «Владивосток-СПГ» Технологический цех Административная зона Парк

Государственная программа 2014 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 2025 ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА Сроки реализации программы: 2014 2025 гг. Ответственный исполнитель: Министерство Российской

Создание бункерного хаба на территории Дальнего Востока Февраль 2013 Владивосток Приоритетные направления деятельности государства Устранение дисбаланса территориального развития и модернизация морских

«Развитие нефтепровода «Восточная Сибирь Тихий океан» и терминала в порту Козьмино. Перспективы качественного состава смеси нефти поставляемой по «ВСТО» Схема нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ОАО

Куулар Виктория Викторовна младший научный сотрудник ТувИКОПР СО РАН г. Кызыл, Тыва АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ: РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ, РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ,

Краткий анализ проблем социально-экономического развития ДФО и перспективы развития Министерство энергетики РФ 26 февраля 2014г. Институт экономики энергетики и ЖКК www.hse.ru Основные особенности и проблемы

Проблемы формирования промышленной политики на региональном уровне (на примере Красноярского края) Владимирова О.Н. Красноярский край o второй по площади субъект РФ (2366,8 тыс. кв. км или 13, 86% территории

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Учреждение Российской академии наук Институт Дальнего Востока РАН И.С.Троекурова Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС А 261787 Москва ИДВ РАН 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ

Приложение к постановлению администрации от 03.10.2013 2695 План мероприятий («Дорожная карта») по снижению административных барьеров и улучшению предпринимательского климата в муниципальном образовании

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011-2015 ГГ. Фонд «ЦСР Северо-Запад» 1 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭКОНОМИКА Иркутская область промышленный

Стратегия социально-экономического развития Томской области до 23 года Томск 215 Необходимость обновления Стратегии Экономическая ситуация изменение внешних, внутрироссийских и внутренних для области факторов;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к прогнозу баланса трудовых ресурсов Краснодарского края на период до 2018 года Прогноз баланса трудовых ресурсов Краснодарского края на период до 2018 года (далее баланс трудовых

Приоритеты стратегии социально-экономического развития ДФО Основные проблемы ДФО: 1. В структуре промышленного производства региона преобладают добывающие отрасли. Парадокс заключается в том, что из-за

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к прогнозу баланса трудовых ресурсов Республики Карелия на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Карелия на 2016 год и плановый

Программа повышения устойчивости экономики Программа повышения устойчивости экономики города Новотроицка Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Сессия стратегического планирования «Перспективы

ПРОГНОЗ социально-экономического развития Челябинской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Министр экономического развития Челябинской области Мурзина Елена Владимировна 28 сентября

Доклад Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» И.И. Сечина «Вклад Роснефти в развитие Дальнего Востока России» Владивосток, 1 сентября 2016 года. «Роснефть» крупнейшая компания страны с капитализацией

Ярославской области «Ярославская область - регион интенсивного развития» Игорь Станиславович Елфимов, Заместитель губернатора Ярославской области 17 сентября 2010 г. Ярославская область Ярославль крупный

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Иркутской области на 2014 год и на период до 2016 года Правовые основания разработки прогноза Прогноз социально-экономического развития

1. Инвестиционный климат и инвестиционная политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В 2015 году осуществлялись институциональные преобразования в сфере стратегического планирования, направленные

Задание на выполнение научно-исследовательской работы «Актуализация Стратегии и стратегического плана развития Владивостокского городского округа до 2020 года с продлением срока действия до 2030 года»

Шестая Международная Энергетическая Неделя Круглый стол Дальний Восток и страны Восточной Азии. Сценарии развития Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) Первый заместитель Председателя Правительства

Выступление Президента ОАО «НК «Роснефть» И.И.Сечина на VI Российско Японском инвестиционном форуме в Токио Инвестиционные возможности и проекты «Роснефти»: потенциал сотрудничества с Японией Уважаемые,

Слепцова М.И., к.т.н., старший научный сотрудник лаборатории 1 геологии месторождений нефти и газа Института проблем нефти и газа СО РАН [email protected] Будущее нефтяной отрасли в Республике Саха (Якутия)

Информационно-аналитическое издание «Федеральный справочник» Том 31, 2018 г. проект Тематический план Раздел I. Стратегия развития: государственное управление, экономика, социальная сфера. Стратегия социально-экономического

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов Минэкономразвития НСО Октябрь 2017 года Разработка прогноза СЭР НСО на период 2018-2020

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Приказы

В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.

Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.

Особенностью первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом об их создании, определении функций, штата, бюджета и назначении главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, оперативностью работы.

Когда в 10–20-е гг. XVII в. восстанавливалась система государственного управления, разрушенная в Смутное время, начали функционировать примерно 20 центральных учреждений. Необходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности приказов. Поэтому были воссозданы также и четвертные приказы, создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений по сбору налогов (приказ Большой казны).

Усиление значимости в Смутное время таких социальных групп, как дворянство и казачество, предопределил возрождение Поместного приказа, ведавшего массовой раздачей земель, и Казачьего приказа.

Новым для приказной системы было формирование Патриаршего упрощения в связи с возрастанием роли в управлении государством патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные, дворцовые, патриаршие приказы).

Ведомство каждого приказа создавалось вследствие исторической потребности в новом органе. Одни приказы ведали во всех отношениях какой-то территорией государства (Сибирский приказ, Костромская четь и т. д.), другие – управляли определенной категорией населения (Приказ холопий – холопами, Стрелецкий – стрелецким войском и т. д.); третьи заведовали определенным родом дел (Разбойный – уголовной юстицией, приказ Большой казны – финансами, Разрядный – военными делами, Посольский – дипломатическими сношениями и т. д.).

Наряду с крупными приказами существовали мелкие, вроде Аптекарского, ведавшего придворно-медицинской частью, Каменного, наблюдавшего за каменными постройками. Так же, как приказы, были устроены дворцовые учреждения, которые носили характер домашних хозяйственных контор царской семьи (мастерские палаты и др.).

Организация всех приказов была приблизительно одинакова. Они состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из начальника приказа (часто члена Думы) и «товарищей». Они назывались судьями и были подчиненными по отношению к начальнику, поэтому, будучи по форме коллегиальным, приказное присутствие на деле таковым не являлось: дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего. В мелких приказах также не было коллегиальности: делами ведал один начальник, без товарища. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дьяков; численность и тех и других зависела от размеров приказной деятельности.

В XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглавляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т. е. служба дьяков одновременно в двух приказах. Боярин Б. И. Морозов, например, был одновременно судьей в пяти приказах.

Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22–27 человек. Особую группу представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 человека), Большого дворца (73). Казанского дворца (46), Разрядный (45).

В 1637 г. в системе приказов появился новый территориальный приказ – Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями Сибири.

Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов – уставных грамот.

Во второй половине XVII в. в жизни России происходят существенные изменения: окончательно оформляется крепостное право, в то же время формируется всероссийский рынок, углубляется социальное расслоение деревни, происходят городские восстания, вспышки национального движения в Поволжье, мощная крестьянская война под предводительством Степана Разина. Одновременно удается вернуть основную часть утраченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Сибирь, оборонительная линия продвигается на юг, юго-восток, юго-запад, осваиваются новые плодородные земли, создаются новые города.

Все эти процессы не могли не сказаться на государственных органах.

После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворившего основные требования дворянства и верхушки посада, их политическая активность ослабела. Дворянство было больше всего заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощенных крестьян. Поскольку старый государственный аппарат плохо справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

Особенностью абсолютизма в XVII в. являлось отсутствие постоянной армии и регулярной финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, собиравшегося для каждой военной кампании, и стрелецких полков, в мирное время занимавшихся промыслами и торговлей. Финансовая система не была единой, сбор налогов находился в ведении разных приказов, так же как и их распределение. Не было единой налоговой системы. Налоги и повинности были как постоянными, так и временными, вводимыми правительством в связи с конкретными событиями, например с войнами.

Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. С 1630 г. в России началось создание полков нового строя – солдатских, рейтарских, драгунских. Через 20 лет в эти полки стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и детей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. – 15,8 тыс. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы. Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и карабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные гранаты.

Изменения в XVII в. коснулись всех государственных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управления. Уменьшается значение Боярской думы: в конце века она превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее неродовитой части – думных дьяков (от 2–3 до 11–12 человек).

Происходят существенные изменения в приказах как центральных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы для управления освобожденными новыми землями (Литовский и Малороссийский), а также два приказа, связанных с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, созданный для организации управления войсками нового строя, постепенно сменявшими дворянское ополчение.

Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем. Он был создан в 1654 г. и просуществовал до 1675 г. Приказ являлся учреждением нового типа, он осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего был личной канцелярией царя.

Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. создан Счетный приказ, контролировавший финансовую деятельность приказов. В 80-е гг. провели реформу по укрупнению приказов, что обусловило сокращение их числа до 37–38.

В 1682 г. отменено местничество, т. е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

Так как местные учреждения не справлялись с поиском беглых крестьян, организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658–1663 гг. из Поместного приказа было отправлено на места 25 комиссий. С 60-х гг. XVII в. создание комиссий приняло массовый характер.

Вторая характерная черта развития приказов этого периода – резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 человек, то в 90-е гг. оно увеличилось почти в три раза и достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 человек – в местных государственных учреждениях.

В связи с ростом численности бюрократического аппарата оплата труда чиновников становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить их оклады и приостановить рост их численности. Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при Поместном приказе.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Приказы Непосредственно управление страной с конца XV в. осуществляли дьяки (с греч. – служитель церкви). С середины XVI в. «избы-канцелярии» были преобразованы в постоянно действующие государственные учреждения – приказы. Самым старым приказом, впервые упоминаемым в

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Приказы В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора

Боярская дума и приказы С падения царевны Софьи чуть не целых двадцать лет, до губернской реформы 1708 г., в самые тяжелые годы, когда заваривались наиболее крутые меры - военные, промышленные, финансовые, ни в центральном, ни в областном управлении не видим коренных

автора Ключевский Василий Осипович

Приказы Удельное управление по отношению, какое существовало в нем между центром и областью, не подходит ни под один из основных административных порядков: это не была ни централизация, ни местное самоуправление. Деятельность местных земских властей остается

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Приказы счетных и тайных дел Контроль финансовый был поручен приказу Счетных дел: он считал государственные доходы и расходы по книгам всех других центральных приказов и областных учреждений и стягивал к себе остатки от текущих расходов, где таковые оказывались,

автора Боханов Александр Николаевич

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

РАСИСТСКИЕ ПРИКАЗЫ ВЕРМАХТА Антисемитские взгляды в вермахте были, по-видимому, распространены столь же широко, как и в германском населении в целом. Они проистекали не только из нацистской пропаганды, но и из более старых традиций. Характерное освещение такого

Из книги Оскал смерти. 1941 год на Восточном фронте автора Хаапе Генрих

Приказы о расстрелах По моим субъективным ощущениям, через несколько считаных минут мы уже продолжали наше размеренное походное движение по направлению к реке Мемель, двигаясь по широкой песчаной дороге. Полуторачасовой сон оказался, скорее, во вред, чем на пользу. Не

Из книги Немецкая оккупация Северной Европы. Боевые операции Третьего рейха. 1940-1945 автора Зимке Эрл

Оперативные приказы по армии «Норвегия» В марте армия «Норвегия» приостановила планирование операции, дожидаясь уточнения своей задачи. Началась концентрация 2–й горнострелковой дивизии в районе Киркенеса для участия в операции «Реннтер»; передовые части группы СС

Из книги Пилоты Его Величества автора Грибанов Станислав Викентьевич

Высочайшие приказы ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 16-й день декабря 1914 года, всемилостивейше соизволил пожаловать за отличия в делах против неприятеля.Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени: 4-го Туркестанского стрелкового полка поручику Андрею Олейнику за

Из книги Студзянки автора Пшимановский Януш

Приказы На командном пункте собрались четыре капитана - Кулик, Гжегож Вашкевич (заместитель командира по технической части), начальник штаба Эдвард Вонсовский и даже начальник отдела вооружения из штаба бригады Чеслав Наперальский, прославившийся тем, что, еще сражаясь

Из книги Последний бой Василия Сталина автора Алексашин Максим

Приказы о маскировке перед войной ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ№ 0367 27 декабря 1940 г.Приказом НКО 1939 г. № 0145 требовалась обязательная маскировка всех вновь строящихся оперативных аэродромов. Главное управление ВВС Красной

Из книги Войска НКВД на фронте и в тылу автора Стариков Николай Николаевич

Приложение 11. Приказы Сталина Середина лета 1942 года. Идет война народная. Ее горячее дыхание ощущается во всех делах советских людей, в их горестях, слезах, в труде. Катастрофическое поражение Красной Армии на южном крыле советско-германского фронта. Решается вопрос

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Часть третья Приказы ВВС Великобритании

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Приказы В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни

Из книги Нестор Махно, анархист и вождь в воспоминаниях и документах автора Андреев Александр Радьевич

Приказы и телеграммы Махно Приводимые нами приказы и телеграммы Махно относятся к последним дням совместного сотрудничества Батьки с советским командованием. Первые два документа, нами публикуемые, являются ответом на телеграмму т. Каменева, тогдашнего Чрезвычайного


История возникновения приказов и их классификация

Зарождение приказной системы управления относится к концу XV – началу XVI веков. Центральные и местные органы власти отличались архаизмом и не могли обеспечить необходимую меру централизации государства. Возникновение приказов связывается с процессом перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Это происходило посредством придания органам дворцово-вотчинного типа ряда важных общегосударственных функций.

В период раздробленности великий князь «приказывал» (поручал) решение дел своим боярам по мере необходимости. Быть «в приказе» означало ведать порученным делом. Поэтому в своем становлении система приказов прошла ряд стадий: от временных поручений «приказов» (в буквальном смысле слова) как разовых поручений отдельным лицам до приказа как постоянного поручения, что сопровождалось соответствующим оформлением должности – казначея, посольского, поместного, ямского и других дьяков. Затем должностным лицам стали давать помощников, выделять специальные помещения. С середины XVI века учреждения канцелярского типа перерастают в государственные органы центрального и местного управления. Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI века. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной.

Приказы как новые органы центрального управления возникали без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на части, превращавшиеся в самостоятельные приказы. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. На протяжении XVII века зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Не существовало и строгого разграничения функций между приказами.

Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ большого дворца).

Приказы можно разделить по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на шесть групп.

Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё два важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство.

Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др.

В третью группу входят судебно-административные органы, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.

К четвертой группе относятся органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы), в XVII веке их число увеличилось до шести и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.

В пятую группу могут быть объединены органы специальных ветвей управления: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др.

Шестую группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор, Приказ церковных дел, Монастырский приказ.

Характерной чертой приказного управления была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Наряду с центральными отраслевыми управлениями существовали областные приказы, управлявшие территориями отдельных земель, упраздненными удельными княжествами и вновь завоеванными землями. Существовали также различные мелкие ведомства (Земский двор, Московское тиунство и др.). Не только областные, но и центральные приказы имели в своем ведении специально выделенные территории. В пределах своей территории приказ собирал налоги, творил суд и расправу. К примеру, посольский приказ осуществлял управление Карельской землей.

XVII век был временем расцвета приказной системы управления в России. Проявились основные недостатки приказной системы управления в целом - отсутствие чёткого распределения обязанностей между отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории. Расширялся бюрократический аппарат, увеличивалось количество приказов. В итоге в последней четверти века сложилась столь мощная и громоздкая система управления, что она затрудняла делопроизводство. Чтобы ощутить масштабы и динамику процессов в этой сфере следует принять во внимание такой весомый показатель как численность служащих московских приказов. Общее количество служащих центральных приказных учреждений в середине 1620-х годов составляло всего 623 человека, а к концу столетия их количество возросло до 2 739 человек.

Приказы просуществовали вплоть до XVIII столетия, пока наличие большого числа приказов с переплетающимися функциями, их недостаточная специализация, запутанное положение со штатами приказов и другие факторы не обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы.

Структура приказа

Важной особенностью почти всех новшеств середины XVI века были сугубый практицизм правительственных мер, слабость их идейного обоснования и несовершенство или отсутствие у них законодательной основы. Приказы не имели регламента, который определял бы структуру новых учреждений и регламентировал их деятельность.

Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Служащие в приказах и княжеской администрации составляли костяк формирующегося дворянства.

Вся приказная система была основана на предположении личного участия царя в управлении. Приказные судьи и дьяки – только приказчики царя. С течением времени, по мере роста государства, умножения и усложнения дел, личное участие царя в делах становится все затруднительнее, пока не делается во многих отношениях фикцией.

У московских царей не было постоянных контрольных учреждений, обычно они рассчитывали на частные изветы, жалобы пострадавших и обиженных, чем на сыскные и счетные приказы. Ревизии производились редко. Внутренний контроль в приказах не был предусмотрен определенными правилами и всецело зависел от предусмотрительности и служебного усердия судей и дьяков.

Важным средством контроля над приказными были челобитья населения. Никто не был ограничен в праве подать лично царю челобитную с просьбой о какой-нибудь милости, с жалобой на любой судебный приговор или на любое действие приказных, на обидчиков вообще.

Личный состав приказов был очень разнообразен. Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

Дьяки, первые приказные люди, зародившись в пределах государева двора и для целей дворцового управления, мало-помалу проникают во все важнейшие отрасли суда и администрации. Всего в 38 приказах, находившихся в городе Москве, в середине XVII века дьяков было до 70 человек. Дьяки были главными дельцами приказов. В противоположность дворянам, которые садились управлять приказом между военной и дворцовой службами, дьяки были специалистами дела. Большинство дьяков происходило из подьячих, выслужившихся после нескольких десятков лет приказной работы.

За заслуги царь жаловал дьяков в думу, причем обычно они продолжали управлять тем же приказом. Такие дьяки в XVII веке назывались думными. Первыми в состав думы вошли руководители Казенного приказа. В 1560-х годах думными дьяками стали разрядный, поместный и посольский дьяки. Они постоянно присутствовали на заседаниях думы и докладывали дела. По существу, приказы стали разветвленной канцелярией думы. Таким образом, Боярская дума окончательно конституировалась в высший орган государственной власти лишь с образованием приказной системы.

Дьяки того времени зачастую были крупными государственными деятелями. К примеру, дьяки Посольского приказа - Иван Михайлович Висковатый и братья Щелкаловы.

Черную работу в приказах исполняли подьячие, набранные чаще всего из детей духовенства и посадских людей. Подьячие делились на старых и молодых. Молодые употреблялись для письма, а старые, как давно состоящие в должности подьячего и потому опытные и дело знающие, для более важных назначений.

В приказах имелись также приставы и сторожа, а в некоторых приказах (Посольском и Казанского дворца) - переводчики и толмачи.

Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

Деление приказов на столы и количество столов было различным. К примеру, денежный и судный столы встречаются в большинстве приказов.

Эта структура была довольно устойчивой. Так, на протяжении XVII века в Поместном приказе было 4 территориальных стола: Московский, Псковский, Рязанский, Ярославский (Владимирский), хотя состав подчиненных им городов со временем изменялся. К концу века в этом приказе появились чисто функциональные столы: Вотчинных дел и др. Менее устойчивой была структура Разрядного приказа. В разные годы здесь существовали территориальные столы: Белгородский, Казанский, Московский, Новгородский, Смоленский и функциональные: Денежный, Приказной, Хлебный. Сибирский приказ был разделен только на территориальные столы: Ленский, Тобольский и Томский. Во многих приказах, даже крупных, деление на столы отсутствовало.

Повытья в основном создавались по территориальному принципу. Они получали названия по местности, делами которой занимались, либо назывались по фамилии стоявших во главе их подьячих. К примеру, в Московском столе Разрядного приказа было 8 повытий, в ведении каждого из которых было от 4 до 26 городов.

Обычно приказ помещался в просторной избе, его обстановку составляли простые деревянные столы и скамейки. Общегосударственные приказы чаще всего размещались в Кремле. В царствование Бориса Годунова между архангельским собором и Спасскими воротами было построено длинное двухэтажное здание, и каждый приказ занимал в нем по две-три комнаты. В одной из них работали дьяки, в другой – подьячие, а третья предназначалась для хранения денег и документов. Просители ожидали решения вопроса в прихожей или на улице. Рабочий день в приказах продолжался по 12 часов и более. Нечеткое распределение функций между приказами, медлительность в решении дел из-за болезни, например, судьи, утраты документов из-за продолжения работы над ними в домах судей и дьяков, непонимание многими служащими приказов новых задач, стоявших перед органами центрального управления, привели к отказу от приказной системы управления.

Основные приказы и их функции

Раньше, чем усложнилось управление государственными делами, произошло усложнение управления дворцовым хозяйством Московского княжества как вотчины московских князей. Первоначально князья управляли хозяйством лично, поручая, отдельные отрасли его своим слугам. Постепенно около этих слуг образовались целые дворцовые учреждения: это были или отдельные приказы, или подчиненные им части, называвшиеся "дворами". Так вокруг дворецкого сложился приказ Большого дворца, вокруг казначея - Казенный приказ, сокольничего - Сокольничий приказ, ловчего - Ловчий приказ, постельничего - Постельный приказ, конюшего - Конюшенный приказ.

Самым старым дворцовым приказом является приказ Большого дворца, ведавший первоначально только московскими землями, так как вновь приобретавшимися землями заведовали другие приказы. Приказ Большого дворца разделялся на несколько подчиненных органов – дворов (а именно: казенный двор, сытенный двор, кормовой двор, хлебенный двор житенный двор). Для суда дворцовых служащих и крестьян существовал Дворцовый Судный приказ. Приказу Большого дворца были ведомы монастыри до 1649 года, когда для них был учрежден особый приказ – Монастырский.

Из ведомства великокняжеского казначея образовался Казенный приказ (приказ Большой Казны), ведавший казну в широком смысле слова: деньги, товары, "твердую рухлядь" (металлы, иконы в ценных окладах, золотая и серебряная посуда, предметы домашнего обихода, драгоценные ткани), "мягкую рухлядь" (меха) и т.д.

Среди московских дворцовых приказов следует отметить еще Конюшенный приказ, который ведал скотоводство вообще и коннозаводство, а также взимание пошлин с купли-продажи скота по всей Московской Руси. Кроме того, в ведении Конюшенного приказа находились все луга, "пожни" на Московской земле и доходы с них, как натурой, так и от продажи сена; в его ведении находилась также конюшенная казна (сбруя и пр), всякого рода средства передвижения: кареты, коляски, сани и т.п.

Разные мелкие нужды царского обихода удовлетворял целый ряд мелких самостоятельных приказов: Аптекарский, золотой и серебряный, Постельный и др.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ. Стрелецкий приказ ведал выдачей стрельцам жалования, наделял их землями и дворами, судил и т.п.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Одним из первых возник Разрядный приказ. Он ведал личным составом боярской и дворянской конницы, фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества - по родовитости, знатности. Приказ регулярно проводил смотры дворян и детей боярских, определяя их готовность к воинской службе.

Изготовление, закупку и хранение оружия выполняли Оружейный (заведовал Оружейной палатой) и Пушкарский (создан с появлением артиллерии в годы Ливонской войны) приказы. Последний также на значительной части территории Московского государства заведовал стройкой и содержанием городских укреплений, ведал пушкарями и казенными кузнецами.

Поместный приказ занимался поместными и вотчинными делами, раздавал и отбирал поместья, следил за переходами их и вотчин от одних лиц к другим и судил истцов в земельных делах. Приказ производил описания земель и переписи населения, рассматривал споры по земельным делам служилых людей. В конце первой трети XVII века в Поместном приказе сосредоточилось писцовое дело всех поместных и вотчинных земель, которое до того он разделял с приказом Большого прихода и четвертями.

Под названием четвертей или четей в XVII веке существовало шесть приказов. Вопрос о происхождении четей до конца не выяснен. С уверенностью можно сказать, что в начале второй половины XVI века в связи с отменой кормлений часть государства была разделена между 4 учреждениями, которые получили название четвертей. Чети должны были собирать со своих городов доходы, которые были предназначены на жалованье служилым людям, т.н. четвертчикам вместо отмененных кормлений.

Приказ Большого прихода в XVII веке ведал таможни и лавки в большинстве городов всех четей, а также Москвы. Этот приказ занимался сбором прямых и косвенных налогов на большей части государства. Есть указания, что в его руках было дело дозоров и описаний, отдача на оброк пустошей, оставшихся от поместной раздачи. В его кассу поступал важный в XVI веке налог – малые ямские деньги, который в XVII веке утратил свое значение.

В 1624 году создается Иноземский приказ, который ведал военными, в основном офицерами, нанятыми на русскую службу за границей. Он выдавал им жалования, распределял по полкам, решал вопросы, связанные с их проживанием в России, и дела судебного характера.

С 1649 года обязанности по комплектованию полков нового строя (рейтарских, драгунских, солдатских) были возложены на Рейтарский приказ.

Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Приказ судил их за преступления и проступки на службе и т.д.

Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.

В период сословно-представительной монархии возникает подобие центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц. В 1682 году он был преобразован в Сыскной приказ. Обеспечением порядка в Москве ведал Земский приказ.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии - могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. Этот приказ имел двойное назначение. Во-первых, в нем были ведомы судом и управою дьяки и подьячие всех приказов, то есть ему были подсудны все иски частных лиц к приказным. Во-вторых, он был как бы канцелярией для челобитных, подаваемых царю.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа. Посольский приказ занимался делами иноземной торговли и судил иноземцев в торговых и других делах. В его же руках было дело выкупа пленных.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе.

Каменный приказ управлял во многих городах каменщиками, занимался постройками крепостей, церквей, дворцов и т.д.

Важное место в системе приказов занимал Печатный, который хранил государевы печати и собирал печатные пошлины со всех документов, которые исходили из всех приказов, за исключением приказа Большого Дворца, который обладал самостоятельностью и сам брал пошлины со своих грамот.

Казенные сообщения с городами поддерживал один из древнейших приказов – ямской. Он строил ямские слободы, наблюдал за ними, судил ямщиков, а в XVII веке стал собирать один из самых тяжелых прямых налогов – большие ямские деньги. Последнее придало ему значение важного финансового приказа.

При царе Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, который можно рассматривать как симптом упадка приказного строя. Приказ Тайных дел – это личная канцелярия царя. Он имел право требовать отчетности от любого приказа или представления для проверки отдельных дел и документов.

Другим контрольным органом при Алексее Михайловиче был Счетный приказ. По специальным указам царя дьяки и подьячие других приказов были обязаны предоставить в него приходные и расходные книги для проверки законности и правильности финансовых операций.



Прика́зы, органы центрального и местного управления в России середины 16 - середины 18 веков, а также названия стрелецких полков в 16-17 веках. Термин произошел от слова «приказ» в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 века. Зарождение приказной системы происходило в конце 15 - начале 16 веков. Система постоянных приказов сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), Новгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).

Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей. Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа. Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов. Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца.

Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось около восьмидесяти приказов.

В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.

I Коротко о главном

В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.

1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:

Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.

2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.

3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.

4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.

5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.

Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.

II Подробно

Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились "служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ , который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ , который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы . В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ , который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ .

Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ .

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ , который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ , который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанностьХолопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались - по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа , а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданиемМалороссийского приказа , возвращение смоленских земель -Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние "беспородных людей". Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше-2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и "сидеть негде, стоя пишут". Рост числа приказных служителей - свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...