Творческое задание. Критерии оценки аналитического задания

24 января родился Леонид Петрович Гроссман (12 января 1888, Одесса - 15 декабря 1965, Москва) - русский советский литературовед, писатель; доктор филологических наук, профессор.


Знают о нем как о высокообразованном литературоведе, тончайшем психологе, чьи романы переиздаются и сегодня и редко вспоминают чеканные строфы его сонетов навеянные образами Пушкина и пушкинской эпохи.

В 1919 году,в Одессе он опубликовал цикл сонетов "Плеяда".
В том же году, прочитав «Плеяды», Максимилиан Волошин напишет Гроссману:
«В толпе убийц, безумцев и невежд,
Где рыскал кат и рыкали тиуны,
Ты обновил кифары строгой струны
И складки белых жреческих одежд».
***
Сонеты Леонида Гроссмана:
*
Пушкин
Пришли ко мне Essais de Montaigne – четыре синих книги на длинных моих полках. Н.Н.Пушкиной.1835

Был полдень жизни. Тени залегли
На обликах Петра и Дон Жуана,
Напев Бахчисарайского фонтана
И чумный пир,смолкая,отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли
Ушел Вильгельм из невского тумана,
И страсть кавалергардского шуана
Уже смутила сердце Натали.

Но он еще не чувствуя обиды,
Устав на буйных праздненствах Киприды,
Был тих и прост. В покое зрелых сил,

Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,
Он терпкое вино сомненья пил
Из синих книжек мудрого Монтеня.
***
Плеяда

Проходят мерной поступью поэты:
Вот Батюшков, певец ахейских жен,
Василий Пушкин, книжник-селадон,
И Кюхельбекер, выходец из Леты.

Языков мечет строфы, как ракеты,
Давыдов их стремит, как эскадрон,
Медлительно роняет их барон
И Вяземский их точит, как стилеты.

Жуковский, Веневитинов, Козлов
Несут Волконской дань цветущих слов
И дышит Гнедич древним дифирамбом.

Ждет Боратынский смертного костра,
И всех животворит гремучим ямбом
Ваятель Командора и Петра .
***
Козлов

И ночь моя полна Сияной…
Гвардейский щеголь, ветреник салонов,
Танцор и сноб, средь бальной суеты
Он обновил проклятьем слепоты
Тернистый путь Гомеров и Мильтонов.

Когда веленьем жертвенных законов
Пред ним померкли книжные листы,
В безмолвную пустыню темноты
Повеял легкий лет вечерних звонов.

Под тяжким покрывалом черных дней
Изведал он, что в скорби жизнь звучней,
И загорелся поздними строками,

Всем зовам близкий, всем лучам чужой,
Ночной балладник с мертвыми зрачками,
Ослепший бард с прозревшею душой.
(Козлов – блестящий гвардейский офицер,затем полностью ослепший,автор знаменитого «Вечернего звона»)
***
Денис Давыдов
Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю.
В хмельной толпе отчаянных рубак,
Под звонкий говор пуншевых стаканов,
Ты зажигал чесменских ветеранов
Своим стихом, курчавый весельчак!

Поэт, стратег, сатирик и казак,
По льду болот вожатый партизанов,
Ты целым вихрем пестрых доломанов
Бросал свои полки в огонь атак.

По лагерям, в манежах эскадронных,
Средь топота дивизий легкоконных,
Кидаясь в бой, стреляя и рубя,

Везде носился ты, герой Бриенский,
Победным витязем! Таким тебя
Парадной кистью написал Кипренский.
***
Дельвиг

В смиренную хижину любят слетаться Камены…
Баронский герб в наследственном кольце
Не пробудил воинственных усилий
В потомке праздном рыцарских фамилий,
Ленивом и задумчивом певце.

С улыбкой на рассеянном лице
Он брел тропой, где шествовал Виргилий,
И розы Феокритовых идиллий
Выращивал в Лицейском Мудреце.

Пусть позабыты строфы антологий,
И бледный очерк их и стих нестрогий,
Но память нам преданье донесла

Об этой жизни краткой и безбурной,
О первых музах Царского Села
И плаче Пушкина над ранней урной.
***
Зенеида Волконская

Волшебница! Коль сладко пела ты
Про дивную страну очарованья,
Про жаркую отчизну красоты...
Веневитинов. Кн. Волконской
Она вошла в московские салоны,
Чтоб в городе шатровых куполов
Пропеть под мерный гул колоколов
Палящие Петрарковы канцоны.

И полюбила темные иконы,
Кириллицу, славянский часослов,
Чтоб вспоминать о них среди балов
В толпе конгрессов Вены и Вероны.

Но снова Древний Рим пред ней возник,
И позабыла в дыме базилик
О бедных храмах с нищими в приделах,

Когда горящий пурпуром прелат
Пред нею пел в торжественных капеллах
Терцины католических кантат.
(Княгиня Зинаи́да Волко́нская (1789-1862) - хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор.)
***
Из сонетов под общим заглавием «На полях Пушкина»
(всего было четыре сонета)
*
Импровизатор

У стен Феррары, в зарослях Кремоны,
В Бергамо, где родился Арлекин,
Под шелест чернокрылых пелерин,
В тени гербов, где корчатся грифоны, -

Везде он брел, преображая в звоны
Мгновенных строф и беглых каватин
Надменный клекот Дантовских терцин
И томный плач Петрарковой канцоны.

Поэт - бродяга, страстный и скупой,
Он перед чинной северной толпой
Под стон смычков почуял близость бога,

И заструил средь лавров и мечей
В огнях Александрийского чертога
Зловещий блеск Египетских ночей.
***
Ганнибал

Плененный принц забыл сераль султанов,
Босфор и Абиссинские дворцы,
Когда ввезли московские гонцы
Его в столицу гневных Иоаннов.

Он ожил в царстве пудры и кафтанов,
Где славили придворные певцы
Лучистые бурбонские венцы
И герцогскую пышность Орлеанов.

Но африканской пылкостью томим,
Из праздного Парижа Ибрагим
Стремился к водам северных каналов,

Чтоб там средь верфей, свай, секир и пик
К стопам Петра склонить свой черный лик
И царственное имя Ганнибалов.
(Ибрагим Ганнибал – предок Пушкина)
***
Интересные цитаты из литературоведческих работ Леонида Гроссмана:

Поэты всегда одержимы воображеньем. Как бы мощно ни было построено их сознанье, с какой бы широкой памятью и зорким вниманьем ни оценивали бы они действительность, фантазия всегда господствует над их мыслью. И это неизменно препятствует их общению с людьми. Мечта необычайно повышает их впечатлительность, и житейские треволнения, еле затрагивающие других, ранят их до крови. Обычное для всех разочарованье в окружающих повергает их в глубокое унынье, в мрачное отчаянье, в угрюмое одиночество, из глубины которого они бросают свой негодующий вызов современному обществу. Вот почему с неизбежной беспощадностью оно отвечает им смертными приговорами.
***
В то время из военной среды поединки перешли в литературные круги, своеобразно окрашивая мирные нравы старых редакций. Стреляться стало модным явлением для журналистов и поэтов. Бретерство считалось в те годы одним из признаков одаренной натуры. Оно открывало возможность прославиться и придать блеск общественного удивления своему имени. Ведь обыватели, дельцы и филистеры не выходили к барьеру. Для этого нужен был героизм, свойственный творческим натурам. И опасная мода стала косить головы поэтов.
***
Каждый полк русской кавалерии,а иногда и каждый эскадрон имеет лошадей особой масти. Вороные, гнедые, серые, караковые, чалые, белые кони сплошь несут на себе, по признаку единой и общей окраски, целый полк вооруженных всадников. Одинаково убраны скакуны для всего полка: в одном грива и хвост развеваются пышными прядями по ветру, в другом хвосты подстрижены под самую репицу, челки срезаны, грива стоит короткой и твердой щеткой, как у буцефалов античных фронтонов.
Совершенно бесполезное в стратегическом отношении, это правило тешит вкус царя к единообразию его войсковых частей. Можно представить себе, каких усилий стоит этот подбор конницы по мастям.
***
В то время в России распространились наши салонные обозначения: модный мужчина, модная женщина. Вырабатывалось и само понятие, обозначаемое этим эпитетом. Молодые красавцы стремились быть обворожительными и опасными, беспечными, но облеченными громкой великосветской славой. Они ставили себе за правило появляться во всех известных гостиных, показываться в балете и опере, руководить танцами на первых балах, весело заигрывать с начальниками, покорять всех знаменитых красавиц, а главное, безгранично верить в себя и нравиться всем во что бы то ни стало. Такова была программа и практика д"Антеса. В сезон 1836 года он, несомненно, считался самым модным мужчиной петербургского света.
***
Предки Пушкина - как по отцовской, так и по материнской линии - были люди пылкие, порочные, неукротимые, с бурными и жестокими страстями. История их браков - сплошная летопись преступлений. Прадед Пушкина по отцу зарезал свою жену во время родов, дед заморил свою супругу в домашней тюрьме, вообразив, что она изменяет ему с французом-учителем, которого он чуть не вздернул на ворота своего поместья. Прадед его по матери, знаменитый негр Ганнибал, принудил свою жену, красавицу гречанку, постричься в монастырь за то, что она осмелилась родить ему белую дочь. Сын его, отец покойной Надежды Осиповны, при живой жене женился на другой женщине, представив фальшивое свидетельство о смерти первой...
***
Биография
Леонид Петрович Гроссман родился 25 января 1888 г. в Одессе, в семье врача. Писать Гроссман начал с семи лет, а первое печатное выступление относится к 1903 г., когда в газете «Одесский листок» появилась его рецензия на спектакль по пьесе М. Метерлинка «Жуазель».В 1904 г. с серебряной медалью окончил Ришельевскую гимназию, один год состоял студентом Сорбонны в Париже.
В 1911 г. закончил Одесский университет, где и начинается его преподавательская деятельность. С 1921 преподавал в Московском Литературно-художественном институте им. Брюсова; позднее работал учёным секретарём литературной секции ГАХН, в литературно-художественном отделе Госиздата, затем снова преподавал в различных педагогических институтах Москвы.
Широкую известность Гроссману принесли исследования творчества Пушкина, Достоевского, Сухово-Кобылина, Чехова, Лескова, Бальзака, книги и статьи по истории русской литературы - «Вторник у Каролины Павловой» (1919), «Три современника» (1922), «От Пушкина до Блока» (1926), «Спор о Бакунине и Достоевском» (совместно с Вяч. Полонским) (1926), «Борьба за стиль» (1927), «Преступление Сухово-Кобылина» (1940), «Поэтика Белинского» (1954).
Особое место в творческой деятельности Гроссмана занимают три историко-биографических романа - «Записки д"Аршиака» (1930), «Рулетенбург. Повесть о Достоевском» (1932), «Бархатный диктатор» (1932). Блестящее знание эпохи, умение построить занимательный, порой интригующий сюжет, яркий живой язык и запоминающаяся галерея образов людей, представляющих разные сословия русского общества прошлого века, определили широкий успех этих произведений, неоднократно издававшихся как у нас в стране, так и за ее пределами (в Англии, Польше, Чехословакии, Италии).
«Взгляд Гроссмана обращён на трагические события в жизни писателей, это - дуэль Пушкина, помилование Достоевского на эшафоте и переживание казни Млодецкого Гаршиным, путь которого лежит через безумие к самоубийству. Гроссман умел написать об этом наглядно, психологически точно и захватывающе.» (Вольфганг Казак,немецкий славист,о романах Л.Гроссмана)
В 1948 попал в число учёных, которых обвиняли в космополитизме.Более полувека Гроссман отдал глубоким исследованиям жизни и творчества А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, результатом которых, наряду с многочисленными чисто научными работами, явились две книги - увлекательно написанные творческие биографии «Пушкин» (1939, 1958, 1960) и «Достоевский» (1962, 1965), изданные в серии «Жизнь замечательных людей».
Скончался Леонид Петрович Гроссман 16 декабря 1965 г.

Леонид Петрович Гроссман – литературовед, писатель и критик.

Родился 24 января 1888 года в Одессе в семье врача. Окончив Ришельевскую гимназию, он в 1906-1907 годах слушал лекции на факультете права в Сорбонне (Парижском университете), а затем – в Новороссийском университете по юридическому факультету, который он окончил в 1911 г.; при этом же университете Гроссман состоял профессорским стипендиатом по кафедре философии права. Одновременно началась его деятельность как поэта и литературного критика; он выступал с критическими статьями и работами на историко-литературные темы в “Вестнике Европы”, “Русской мысли” и других журналах и газетах. С 1920 г. Гроссман был преподавателем литературы в одесском Гуманитарно-общественном институте, а в 1921 г. переехал в Москву, где жил (с небольшими перерывами) до конца своей жизни, ведя лекционную деятельность в высших учебных заведениях (в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, в Московском городском педагогическом институте, профессором которого он состоял между 1940-1959 гг., в Свердловском университете, где он работал во время Великой Отечественной войны, и др.), и всецело отдаваясь научно-литературной работе.

Многочисленные работы Леонида Петровича посвящены разнообразным вопросам теории литературы, поэтики, стилистики, стиховедения, а также творчеству всех крупнейших русских писателей XIX в. Изучению Пушкина он всегда уделял особое внимание. Его книги и статьи о жизни и творчестве Пушкина по своей численности и научному значению уступают только его работам, посвященным Ф.М. Достоевскому, которые сам Гроссман считал важнейшими из им напечатанных. В 1936 г. Леонид Петрович был избран членом Пушкинской комиссии и принимал большое участие в ее работах.

К творчеству Пушкина Леонид Петрович подошел первоначально не как исследователь, а как поэт и писатель, однако еще до начала своей научно-педагогической деятельности он мог считаться превосходным знатоком Пушкина и посвященной ему литературы. Еще в 1919 г. Гроссман снабдил большой вступительной статьей однотомник Пушкина, изданный в Одессе. О широте и глубине познаний Леонида Петровича в области пушкиноведения в те годы, о тонкости понимания и артистичности интерпретации им пушкинских текстов в особенности свидетельствует его собственное поэтическое творчество. Так, отдельной небольшой книгой Леонид Петрович выпустил в свет сборник своих стихотворений “Плеяда. Цикл сонетов” (Одесса, изд. “Фьяметта”, 1919), в значительной мере посвященных Пушкину. В настоящее время эта маленькая книга составляет большую библиографическую редкость, как и ее второе издание в 1922 году. Следует очень пожалеть, что, за исключением четырех сонетов под общим заглавием “На полях Пушкина” (в альманахе “Лирический круг. Страницы поэзии и критики”. М., 1922, стр. 10-12), эти тончайшие артистические отражения пушкинской поэзии у нас не переиздавались и ныне мало известны; в русской поэзии XX в. не так уж много столь же совершенных по своей форме лирических произведений, вдохновленных чтением великого русского поэта.

Эти и прочие сонеты Леонида Петровича, выросшие из его раздумий над текстами Пушкина, с похвалой встречены были русскими поэтами – В. Брюсовым, М. Волошиным и другими. В статьях Гроссмана начала 20-х годов, многие страницы которых имеют в настоящее время значение ценных мемуарных свидетельств, сохранено немало интересных данных.

К началу 20-х годов относится целая серия исследовательских работ Леонида Петровича о Пушкине, занявших заметное место в пушкиноведении. Таковы, например, законченная уже в 1922 г. статья “Онегинская строфа” (опубликована в кн.: Пушкин. Сборник первый. Пушкинская комиссия Общ. любителей российской словесности. Ред. Н.К. Пиксанов. М., 1924, стр. 115-162): это – тонкое и написанное с большим вкусом исследование пушкинской строфики. Отдельной книгой изданы были его “Этюды о Пушкине”. Книгу эту составляют три этюда, написанные с большим мастерством: “Пушкин и дендизм”, “Искусство анекдота у Пушкина” и “Устная новелла Пушкина”.

Со второй половины 20-х годов Гроссман с увлечением погружается в изучение биографии Пушкина, собирает старые документальные источники для жизнеописания поэта, открывает и публикует новые; его интересуют отдельные эпизоды биографии Пушкина, судьбы людей, с которыми поэту довелось встретиться. Так возникла, например, книга, собранная и отредактированная Леонидом Петровичем, “Письма женщин к Пушкину”.

Параллельно с этими разысканиями Леонид Петрович вел работу над страницами своей художественной прозы, пытаясь осветить гибель великого поэта в форме документального исторического романа. В книге, изданной первоначально в Харькове, в 1930 г., “Записки Д’Аршиака. Петербургская хроника 1836 г.”, повествование ведется от имени друга и родственника Дантеса, виконта Д’Аршиака, атташе французского посольства в Петербурге, которого Дантес избрал своим секундантом. Это дало возможность Гроссману изобразить события и нравы 1836 г. с точки зрения стороннего французского наблюдателя.

Перечисленные работы, относившиеся к разысканиям Гроссмана в области биографии Пушкина, служили подготовкой к его большому обобщающему труду. В 1939 году в серии “Жизнь замечательных людей” он выпустил первое издание написанной им полной биографии поэта (“Пушкин”, М., 1939, 648 стр.). Эта прекрасная книга написана мастером биографического жанра и подкупает как достоверностью изложенных в ней фактов, так и привлекательной легкостью и живостью своего изложения.

Л.П. Гроссман.
Шарж работы Линского из альбома "Вся Одесса в шаржах"

Работы Леонида Петровича над творчеством Пушкина не прекращались до конца его жизни. Отметим чрезвычайно ценные, полные новых фактов, мыслей, сближений статьи его “Степан Разин в творчестве Пушкина”, “Стиль и жанр поэмы «Руслан и Людмила»”. В 1960 г. в III томе сборника ИРЛИ “Пушкин. Исследования и материалы” Леонид Петрович опубликовал фундаментальное исследование “У истоков «Бахчисарайского фонтана»”, являющееся одной из лучших монографий о “крымской” поэме Пушкина.

Вклад Гроссмана в советское пушкиноведение велик и разнообразен. Однако он не ограничивается только печатными работами. Нельзя не вспомнить здесь о его увлекательных лекциях, докладах, выступлениях о Пушкине. Леонид Петрович был мастером устного слова, и его лекции, читанные во многих городах – Одессе, Москве, Ленинграде, Свердловске, Тбилиси и др., сыграли немалую роль в популяризации русского поэта.

Михаил Алексеев, литературовед

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с понятием различных литературных жанров, но и с любым литературоведческим термином.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Краснова Г.М.

МОУ «СОШ № 5»

г. Колпашево Томской области

Подготовка обучающихся к школьным и районным олимпиадам проводится учителями, как правило, индивидуально либо на факультативных занятиях. Несколько лет провожу занятия факультатива «Олимпионик» для обучающихся 8 – 11 классов, строя занятия с учётом типологии олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Учитывая, что на олимпиаде по литературе практически каждый год ученикам предлагается анализ прозаического текста, интерпретация (идейно-эстетический анализ) поэтического текста, (в последние годы - сопоставление стихотворений разных авторов), а также задания на знание текстов, литературоведческих терминов и умение составлять краткий историко-культурный комментарий к тексту, обязательно включаю данные формы работы в факультативные занятия.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с понятием различных литературных жанров, но и с любым литературоведческим термином.

На первом этапе («вызов») проводится разминка – выполнение олимпиадных заданий, желательно соответствующих теме занятия. Предполагается индивидуальная или коллективная работа.

На втором этапе («осмысление») обучающиеся работают с различными источниками информации, позволяющими составить всестороннее представление об изучаемом литературоведческом понятии, а также анализируют художественные тексты с точки зрения заявленной темы занятия. Предполагается групповая или парная работа.

На последнем этапе («рефлексия») желательно выполнение творческих работ на закрепление изученного. Предполагается индивидуальная или парная работа.

Занятие рассчитано на обучающихся 8 – 9 классов, максимальная группа – 10 обучающихся.

Сценарий факультативного занятия

«Сонет в мировой литературе»

Цели:

1. Познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием формируя следующие учебные умения и навыки:

умение выявлять жанровые особенности сонета

  1. умение отличать сонет от других лирических жанров
  2. умение анализировать сонеты оформляя свои мысли устно и письменно.

2. Формировать умение составлять историко-культурный комментарий к художественному тексту.

Задачи:

  1. Формирование информационной компетентности (усовершенствование навыков работы с различными источниками информации)
  2. Формирование общекультурной компетентности (расширение кругозора, приобретение новых знаний о мировой и русской культуре XIX - начала XX века).
  3. Формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, умений обмениваться информацией, поддерживать разговор, умение строить собственное устное высказывание, выражать свою точку зрения и обосновывать её.
  4. Развитие творческого потенциала обучающихся.
  5. Воспитание интереса к мировой культуре, в частности, к поэзии и истории литературы.

Ход занятия.

Первый этап – «вызов» (актуализация знаний).

Занятие начинается с разминки - выполнения олимпиадных заданий (материалы VII Международной олимпиады по основам наук).

1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены ниже.

1) Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне своё благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

2) В год 6420 (912)…. и жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого поставил кормить, решив никогда на него не садиться.

3) Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою,

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Лёгкою рукою;

Стукнет в двери милый твой

Упадёт с дверей запор;

Сядет он за твой прибор

Ужинать с тобою».

4) Как на Волге, да на Камышинке,

Казаки живут, люди вольные,

У казаков был атаманушка,

Ермаком звали Тимофеичем.

5) Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!

6) А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

а) песня, б) баллада, в) стихотворение, г) басня, д) былина, е) летопись

2. Соотнесите название стихотворного произведения А.С. Пушкина с его жанром:

А) 1е2б3а4д5в Б)1в2б3г4а5е В) 1в2а3г4е5б

Г)1а2б3г4е5д Д) 1е2б3г4а5в

3. Соотнесите название произведения с его жанром:

4. Вставьте слово на месте пропуска, стараясь соблюдать грамматическую форму:

«_________ – хвалебная речь, похвала царям, богам, городам и т.п., разрабатываемая античной риторикой и достигшая расцвета в XYII – XYIII веках в качестве самостоятельного литературного жанра».

Задания выполняются коллективно, либо в парах. После выполнения учитель задаёт вопрос: «Какой темой объединены данные задания?» (Все они посвящены жанрам художественных произведений.)

Таким образом, происходит подготовка к восприятию новой темы – жанр сонета в литературе.

Второй этап – «осмысление».

  1. Работа с различными источниками информации (работа в парах).

Обучающимся предлагается найти сведения о сонете в различных источниках:

  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. –М.: Педагогика, 1988.
  2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
  3. Большая советская энциклопедия,
  4. Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. С. В. Тураева. – М., “Просвещение”, 1988. и др.

Также можно использовать Интернет-ресурсы (при наличии выхода в Интернет обучающиеся работают за компьютерами, либо учитель заранее готовит распечатки).

Обучающимся предлагается два поэтических текста:

А.С. Пушкин. Сонет

Scorn not sonnet, critic.

Wordsworth

Суровый Дант не презирал сонета,

В нём жар любви Петрарка изливал,

Игру его любил творец Макбета,

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта;

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в его размер стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас его ещё не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

Л. Гроссман. Русский сонет

Суровый Дант не презирал сонета.

Пушкин

Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета,

Чей трудный шифр был Тредьяковским дан,

И принял Пушкин кованый чекан

Для строгих дум о подвиге поэта.

С тех пор игра квадранта и терцета

Манит певцов Гиперборейских стран.

И стих Ронсара вьётся, как аркан,

У Каролины Павловой и Фета.

Его размерам царственность пидав,

Венок сплетает пышный Вячеслав

Строфой, чей лад торжественно роскошен.

Бальмонт и Брюсов чтут канон его,

И хищный облик тёзки своего

Обводит им Максимильян Волошин.

Вопросы для анализа стихотворений.

1. Назвать жанровые особенности сонета.

2. Составить историко-культурный комментарий к текстам.

3. Сопоставить данные сонеты (правомерность сопоставления, тема и идея, движение лирического сюжета, сходство и различие в авторской позиции).

После полученных теоретических сведений обучающимся не составит труда определить жанровые особенности сонета, а также объяснить значение включённых в тексты терминов и некоторых имён (историко-культурный комментарий).

Дополнительные сведения о поэтах, упомянутых в стихотворениях А.С. Пушкина и Л.П. Гроссмана, учитель может представить в виде распечаток (Приложение № 1) либо (если позволяет время) предложить поиск в словарях и энциклопедиях.

Отвечая на третий вопрос, обучающиеся должны отметить следующее:

  1. Правомерность сопоставления заявлена уже в эпиграфе к сонету Л. Гроссмана, который отсылает нас к сонету А. Пушкина.
  2. Оба стихотворения – это «сонеты о сонете».
  3. Следует отметить сходство в развитии лирического сюжета (от прошлого сонета – к его настоящему в русской литературе).
  4. Оба поэта восхищаются сонетом как идеальной поэтической формой.
  5. Оба поэта используют итальянский тип сонета.

Третий этап – «рефлексия».

С целью закрепления полученных знаний, подведения итогов занятия,развития творческих способностей обучающимся предлагаются следующие индивидуальные задания (на выбор):

1. Составить словарную статью для литературоведческого словаря «Сонет».

2. Составить 5 – 6 вопросов по теме занятия.

3. Составить загадки по теме «Сонет».

4. Написать «Сонет о сонете».

Примеры ученических работ:

Загадки.

Мысль строго и стройно

Оформил поэт

В четырнадцать строк.

Получился … (Сонет)

(Гаврилова Е.)

Итальянский и английский,

В нём катрен и в нём терцет.

И в поэзии российской

Многими любим …(Сонет)

(Дорохова С.)

Сонет за сонетом,

Строка за строкою,

Талантлив поэт,

Сумевший такое. (Венок сонетов)

(Халикова Е.)

Сонет о сонете .

О, строгая форма, о, чёткие рифмы!

Тебя ценили многие поэты!

И Пушкин, и Волошин сочиняли

Великолепные сонеты!

Сонет пронёс через века

Признания в любви Петрарки, Данте,

Его изящная строка

Пленяла многие таланты.

Не перечесть поэтов всех времён,

Тех, кто к сонету был неравнодушен.

И восхищения достоин он,

И след он оставляет в душах.

Царит в культуре сотни лет

Его Величество Сонет!

(Полумогина Н.)

Литература

1.Баркова М. В., Лоськова Т.А. Сонет как вершина поэзии. // http://festival.1september.ru

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. С. В. Тураева. – М., “Просвещение”, 1988.

4. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

5. Литература. Энциклопедия для детей. – М., “Аванта +”,2002.

6. Сонет «серебряного века». Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотова. - М.: “Правда”, 1990.

7. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. –М.: Педагогика, 1988.

Приложение № 1

Историко-культурный комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Сонет»

Камоэнс (1524 или 1525-80) - один из величайших лириков позднего Возрождения, чьи сонеты по своему трагизму и философской глубине стоят вровень с сонетами Шекспира. Но, как и Шекспир, Камоэнс стремился в своей поэзии восстановить распадающуюся цельность мироздания, обнаружить в кажущемся хаотическом и абсурдном бытии порядок, согласовать земное и небесное, реального человека и его идеальный образ, вечное и мимолетное, действительное и воображаемое.

Вордсворт Уильям (1770-1850) - английский поэт-романтик. Из-под его пера вышло множество сонетов, в большинстве образующих циклы. Примечателен цикл, посвященный реке Даддон (1806-20): в 34 сонетах воссозданы прибрежные ландшафты на всем протяжении реки, вьющейся по Озерному краю. Пейзажная лирика органически сливается здесь с философской, являя лучшие, как признано ныне, образцы поэзии Вордсворта этих лет.

Шекспир Уильям (1564-1616), английский драматург, поэт; был актером королевской труппы.

Наиболее вероятное время создания сонетов - 1593-1600. Сборник лирико-философских «Сонетов», состоявших из 154 стихотворений, вышел в 1609 году. Он было адресовано таинственному W. H. Наиболее определенный тематический цикл в шекспировском сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема: пожелание прекрасному молодому человеку продолжить себя в потомстве, не забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Вторая часть сборника (127-154) посвящена Смуглой леди. Изменившийся тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной любви Ф. Петрарки, противопоставлен его ангельски-белокурой донне. Шекспир подчеркивает, что, опровергая штампы петраркизма, его «милая ступает по земле» (перевод С. Маршака; сонет 130).

Данте Алигьери (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. XIII в.. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием «Новая жизнь» (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения. Кроме «Новой жизни» до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте.

Петрарка Франческо (1304-1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. «Канцоньере» («Книга песен») - сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327-74) - лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии.

Мицкевич Адам (1798 -1855) - польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма.

В 1823 Мицкевич вместе с товарищами оказывается в превращенном в тюрьму базилианском монастыре в Вильно. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке друзей ему удается отделаться сравнительно легким наказанием - высылкой во внутренние губернии Российской империи. В день знаменитого наводнения 25 октября 1824 года Мицкевич прибывает в Петербург. В начале 1825 он получает назначение в Одессу, откуда в сентябре совершает поездку в Крым (название Крымского полуострова после его присоединения к России (1783) – Таврида ). В конце этого года он переезжает в Москву и в1828 снова возвращается в Петербург.

Период пребывания Мицкевича в России оставил свой след не только в судьбе и творчестве самого поэта, но и в русской культурной и литературной жизни. Здесь к Мицкевичу приходят подлинная слава и признание. Кроме того, это время было для поэта исключительно плодотворным. Он пишет жизнерадостный цикл «одесских лирических стихотворений». Результатом пребывания в Крыму стали знаменитые «Крымские сонеты», столь близкие по своему духу русской литературе того времени, для которой Крым и Кавказ стали настоящим романтическим символом.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) - русский поэт, дДруг А. С. Пушкина. Издавал альманах «Северные цветы» (1825-31) и «Литературную газету» (1830-31). Автор лирических стихов в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен.

Гекзаметр (от греч. hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским.

Историко-культурный комментарий к стихотворению Л.П. Гроссмана «Русский сонет»

Гроссман Леонид Петрович (1888-1965), российский литературовед, писатель.Цикл его сонетов «Плеяда» был опубликован в 1919 г.

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-68), русский поэт, филолог, академик Петербургской АН (1745-59). В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Именно он написал первый сонет на русском языке.

В переносном смысле Гиперборея - страна севера, страна - легенда. Традиционное поэтическое обозначение восточных славян.

Ронсар (1524 - 85) - французский поэт, глава так называемой Плеяды, проповедовавшей обогащение национальной поэзии изучением греческой и римской литературы. Ронсар внес во французскую поэзию бесконечное разнообразие поэтических размеров и создал гармонию стиха. В его лирике заметна также значительная доля итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) - любовь смерть, жизнь природы.

Павлова (урожденная Яниш) Каролина Карловна (1807-93), русская поэтесса, переводчица. Жена Н. Ф. Павлова. Лирика («Стихотворения», 1863), роман в стихах и прозе «Двойная жизнь» (1848).

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886). Его сонеты, отдельным циклом включённые во вторую книгу стихов, вышедшую в 1850 году, продолжают пушкинскую традицию, им присуща музыкальность и естественность, свойственные всей лирике Фета.

Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзию Иванова часто называют «филологической», «ученой», «умственной», поскольку символы и образы мировой культуры - главный предмет его вдохновений, прежде всего мифы, боги, предания и поэтические сюжеты Древней Греции и Рима.

Робеспьер Максимилиан-Мари-Изидор (1758-1794) - один из ведущих деятелей Великой французской революции.

Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932) - русский поэт, художественный критик. Натура щедро одаренная, Волошин совмещал в себе разнообразные таланты. В 1910 вышел его первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». В поэзии М. Волошина сонет занимает важное место (автором написано 66 сонетов, что составляет примерно четверть всех его поэтических произведений). Волошину принадлежат венки сонетов «Corona astralis» («Звездная корона») и «Lunaria» - безупречные образцы редкой в русской поэзии формы (состоит из 15 сонетов; каждый стих ключевого сонета является первым в одном из 14 сонетов и одновременно - последним в предыдущем сонете; конец последнего сонета повторяет начало первого, замыкая венок). «Corona astralis» посвящена Е. И. Дмитриевой (Васильевой), с которой связана еще одна грань волошинского дарования: он явился соавтором блистательной мистификации - Черубины де Габриак.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах - культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Основоположник русского символизма. В. Брюсову, наряду с И. Анненским, Ф. Сологубом, Вяч. Ивановым, К.Бальмонтом, М. Волошиным, русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха. Именно Брюсов был, несомненно, самым ревностным энтузиастом сонета – и как теоретик и как практик. Поэт считал этот жанр образцом, идеальной формой поэтического произведения вообще. К сонету Брюсов неизменно обращается почти в каждой своей книге, сонеты его своеобразны по темам, и некоторые из них, такие, как “Ассаргадон”, “Женщине” или “Египетский раб”, несомненно, принадлежат к совершеннейшим созданиям поэта. Сонеты Брюсова всегда строги, классичны по форме. Поэтический мир брюсовских сонетов – это мир страстей и переживания души, внешне ко всему причастной, но внутренне одинокой. Из всех страстей поэт предпочитает самую вечную – любовь: “Моя любовь – палящий полдень Явы…”, “В любви душа вскрывается до дна…”


-- [ Страница 3 ] --

9 класс Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: песенник Ундины, офорт, капуцины, гомункулы, сын турчанки, арабески, Рустем, Дамаянти.

Светит месяц, дол сребрится, Мертвый с девицею мчится...

В дворцовой келье песенник Ундины Вычерчивал таинственный офорт, Где ужас лунным призраком простёрт Над башнями готической руины.

Он видел мир, где бродят капуцины, Гомункулы родятся из реторт, И вьётся ураган бесовских орд У виселиц заклятой котловины.



Но сын турчанки полюбил Восток, Реченья мудрых в арабесках строк, Слова любви в персидском фолианте И вкрадчивые шелесты поэм, Где брачной лаской тешится Рустем И в пламени блуждает Дамаянти.

10 класс Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: на обликах Петра и Дон-Жуана, напев Бахчисарайского фонтана и чумный пир, Дельвиг, пропасти земли, Вильгельм, страсть кавалергардского шуана, Киприда, Монтень.

–  –  –

четыре синих книги на длинных моих полках.

Н.Н. Пушкиной, 1835.

Был полдень жизни. Тени залегли На обликах Петра и Дон-Жуана.

Напев Бахчисарайского фонтана И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли Ушёл Вильгельм из невского тумана, И страсть кавалергардского шуана Уже смутила сердце Натали.

Но он, ещё не чувствуя обиды, Устав на буйных празднествах Киприды, Был тих и прост. В покое зрелых сил, Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня, Он терпкое вино сомненья пил Из синих книжек мудрого Монтеня.

11 класс Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу. Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: Чингисхан, пуншевые стаканы, чесменские ветераны, вожатый партизанов, доломан, легкоконных, герой Бриенский, парадной кистью написал Кипренский.

Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю.

В хмельной толпе отчаянных рубак, Под звонкий говор пуншевых стаканов, Ты зажигал чесменских ветеранов Своим стихом, курчавый весельчак!

Поэт, стратег, сатирик и казак, По льду болот вожатый партизанов, Ты целым вихрем пестрых доломанов Бросал свои полки в огонь атак.

По лагерям, в манежах эскадронных, Средь топота дивизий легкоконных, Кидаясь в бой, стреляя и рубя, Везде носился ты, герой Бриенский, Победным витязем! Таким тебя Парадной кистью написал Кипренский.

–  –  –

Верное определение поэта – героя стихотворения – 2 балла.

Аргументированное объяснение своего выбора с опорой на текст стихотворения – 3 2.

Полнота и фактическая точность комментариев – 20 баллов.

Точность жанрово-стилевого оформления комментариев, грамотность речевого 4.

оформления работы – 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов

Примечание: Задание нацелено на проверку как литературной и историкокультурной эрудиции участников олимпиады, так и умения создавать фактически и стилистически точный научный комментарий к тексту. В том случае, если участник олимпиады неверно определил поэта, но правильно прокомментировал исторические события или мифологические аллюзии, работа проверяется по критериям 3 и 4.

8. Порядок подачи и рассмотрения апелляций

1. Для рассмотрения заявлений участников олимпиады создается апелляционная комиссия.

2. Право подачи апелляции имеют все участники олимпиады.

3. Апелляцией является аргументированное письменное заявление о несогласии с результатами оценки.

Апелляция подаётся в предметный оргкомитет школьного и 4.

муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе после официального объявления итогов проверки олимпиадных работ и проведения показа работ. Часть вопросов может быть снята во время показа, который организуется до проведения апелляции.

5. Показ работ и рассмотрение апелляции проводится в доброжелательной обстановке. Участнику олимпиады должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

6. По результатам рассмотрения апелляции комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении иных баллов. Не рекомендуется во время апелляции снижать баллы и основанием для этого снижения объявлять недочёты, найденные во время апелляции. Такие недочёты свидетельствуют только о недостаточном качестве первоначальной проверки. В любом случае апелляция не должна становиться поводом для «наказания» участника олимпиады.

7. Изготовление копий работ для участников не допускается.

8. Информация об итогах апелляции передаётся комиссией в предметный Оргкомитет с целью пересчёта баллов и внесения соответствующих изменений в итоговую таблицу результатов участников школьного этапа олимпиады. Изменённые данные в итоговых таблицах являются основанием для пересмотра списка победителей и призёров завершённого этапа олимпиады.

9. Подведение итогов школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе Участники школьного и муниципального этапов олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями соответствующего этапа олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае если победители не определены, на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяются только призёры.

Количество призёров олимпиады определяется исходя из квоты, которую устанавливает организатор этапа более высокого уровня.

Призёрами этапа олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники этапа олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае если у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призёра, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

– все участники признаются призёрами, если набранные ими баллы составляют больше половины максимально возможных;

– все участники не признаются призёрами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

После проверки работ проводится их разбор. Жюри отмечает лучшие ответы, интересные подходы, оригинальное оформление, частотные ошибки.

В заключение подводятся итоги этапа олимпиады по литературе, проходит оглашение имён победителей и награждение их в торжественной обстановке. Список победителей и призеров этапа олимпиады утверждается организатором этапа олимпиады. Победители и призёры награждаются дипломами.

Победители и призёры школьного этапа допускаются к очередному муниципальному этапу олимпиады, победители и призёры муниципального – к региональному.

В городах федерального значения – Москва и Санкт-Петербург – муниципальный этап Олимпиады по литературе проводится в соответствии с их административно-территориальным делением.

Жюри и оргкомитет обобщают опыт проведения этапа олимпиады, представляют муниципальным и региональным органам отчёт об итогах, составляют рейтинг работ.

10. Список литературы и Интернет-ресурсов для использования при подготовке к олимпиаде и составлении заданий Нормативные документы Проведение олимпиады регулируется «Порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников», утверждённым приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2013 г.№1252. Организаторам олимпиады любого уровня нужно ориентироваться на положения «Порядка».

Кроме того, при разработке заданий олимпиады можно ориентироваться на Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) и на стандарты нового поколения, вводимые в школу. При этом стоит помнить, что тексты для олимпиадных заданий могут выходить за рамки школьной программы (в этом, в частности, её отличие от ЕГЭ).

Список литературы для школьников и педагогов

1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.

2. Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2007.

4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000.

5. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.

http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm

6. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

7. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.

8. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост.

В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., 2001.

9. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

10. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/0398_Vnutrennij_mir_1968.pdf

11. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.

12. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.

13. Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923) // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., 2007. С. 21 – 40.

14. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.

Интернет-ресурсы

1. http: // lit. rusolymp.ru. - Информационный портал Всероссийской олимпиады.

2. http://lit.1september.ru. - Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

3. http://www.feb-web.ru.- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие полезные сетевые ресурсы).

Похожие работы:

«Утверждаю Председатель Высшего экспертного совета В.Д. Шадриков «»2014 г. ОТ Ч Ё Т о результатах независимой оценки программы профессиональной переподготовки Юриспруденция ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»Эксперты: _ / А.А. Мамедов / / М.Ю. Зверев / / В.А. Комаров / Менеджер: /Г.В. Калабухова/ Москва – 2014 Оглавление I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ II. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1 Текущее состояние и...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 20.06.2015 Рег. номер: 3275-1 (20.06.2015) Дисциплина: Физическая и синоптическая метеорология Учебный план: 05.03.04 Гидрометеорология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Иванова Тамара Николаевна Автор: Иванова Тамара Николаевна Кафедра: Кафедра геоэкологии УМК: Институт наук о Земле Дата заседания 19.05.2015 УМК: Протокол заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав. кафедрой Ларин Сергей...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «Организация государственных учреждений в России» (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 460302/03470062 Документоведение и архивоведение (шифр,...»

«Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет»УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Программы и методические указания по организации и проведению учебной и производственной практик для студентов направления 080400 – «Управление персоналом» всех форм обучения Под редакцией Т. А. Ветошкиной Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ 2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.8 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...»

«СЕКЦИЯ 2. НЕФТЕГАЗОНОСНОСТЬ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ ЗЕМЛИ 227 нефтегазоносносными породами являются докембрийские породы 1) фундамента – граниты, генерирующими – глинисто-аргиллитовые породы палеогеннеогенового возраста; площадь распространения коллекторов углеводородов в фундаменте 2) ограничена и приурочена к разломам и зонам разуплотнения; глубина залегания углеводородов варьируется в интервале 1500-2200 м. 3) Таким образом, на всех месторождениях УВ в кристаллических образованиях Индии фундамент...»

«СОДЕРЖАНИЕ Общие положения 1. Характеристика направления подготовки 2. Характеристики профессиональной деятельности выпускников 3. Область профессиональной деятельности выпускника ОП ВО Объекты профессиональной деятельности выпускника ОП ВО Виды профессиональной деятельности выпускника ОП ВПО 3.4. Обобщенные трудовые функции выпускников в соответствии с профессиональными стандартами 4. Результаты освоения образовательной программы 5. Структура образовательной программы Рабочий учебный план...»

«ТВЕРЖДАЮ це-президент ОАО «РЖД» Д.С.Шаханов «5 »сентября 2014 r.J^_^7 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации подготовки вОАО «РЖД» персонала к работе взимних условиях 1. Общие положения Настоящие Методические указания по организации подготовки в ОАО «РЖД» персонала к работе в зимних условиях (далее Указания), разработанные в соответствии с Инструкцией по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а...»

Класс.

Задание 1. Анализ прозаического или поэтического текста. Выберите один из вариантов.

Вариант №1

Выполните целостный анализ рассказа Н.А. Тэффи «Нигде», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации:

Пространственно-временная организация рассказа и её смысловые аспекты;

Особенности организации повествования, композиция текста рассказа;

Система персонажей, столкновение разных точек зрения на изображённые события;

Образная структура рассказа: как ценности, формирующие авторскую позицию, воплощены в образной структуре, в сопоставлении и противопоставлении образов?

Н.А. Тэффи

«Нигде»

Дверь в залу закрыта. В зале украшали елку.

А в маленькой гостиной, у запертой двери, томились дети, – свои, домашние, дети, и чужие, приглашенные на елку.

Никакая игра не могла их занять. Они думали только о том, что их ждет, когда раскроются двери.

Толстый белый мальчик с надутым обиженным лицом говорит:

– Только подарили бы чего хорошего, чтоб не дрянь.

Черненький, задира с хохолком, отвечает:

– Мне-то подарят, а тебе-то нет. Мне подарят живую лошадь. Я умею на лошади ездить, а ты нет.

– Никогда ты на лошади не ездил, – говорит надутый.

– Не ездил, да умею. А ты все равно не умеешь.

– А моя мама умеет на пароходе ездить, – вступает в разговор маленькая девочка в короткой юбочке. Бант на ее голове больше этой юбочки.

Толстому мальчику неприятно, что такое ничтожество с бантом впуталось в их мужскую беседу. Он обрывает нахалку презрительной скороговоркой:

– Мама-то умеет, да ты не умеешь.

– Подарили бы мне рельсов! – мечтает чей-то тоненький голосок. – Хоть немножечко, да настоящих.

Худенькая девочка, с острым веснушчатым личиком, вздохнула и сказала шепотом:

– Эти двери не откроются. Там ничего нет. Вот здесь стена откроется, там все и будет.

Дети повернули к ней головы с любопытством и недоверием. Она всегда врет. Ее так и называют Катя-вратя. Однако все-таки любопытно.



– Что же будет?

– Будет...

Она не знала, что сказать. Потом, точно вспомнила, широко раскрыла светлые глаза.

– Там будет все сделано из музыки. Двенадцать хрустальных кораблей и жемчужные лебеди.

– Врешь, – буркнул обиженный мальчик. – Из музыки делать нельзя.

– Нет, можно, – упрямо ответила девочка. – Возьмут музыку и напиливают смычком. А потом кусочки склеивают в разные штучки. И все там не такое. А самый хорошенький лебедь подойдет и подарится мне. Самый хорошенький. У него на ножках бриллианты. Он танцует и поет. И солнце там черное. От него бывает ночь.

Мальчик с хохолком удивленно задумался и вдруг сообразил и заскакал на одной ноге.

– Катя-вратя! Катя-вратя! Врет, врет, врет!

Веснушчатая девочка прижала руки к груди.

– Это все правда, – повторяла она дрожащим голоском. – Это все правда. Я это даже видела во сне.

Двери открылись. Мамы, папы, тетки – большие, шумные, веселые – позвали детей. Свет, гул, звон, крик, музыка.

Когда детям роздали подарки, мальчик с хохолком увидел веснушчатую девочку. Она стояла одна в углу за дверью и задумчиво прижимала к груди большого носатого паяца в пестром платье с позументами.

– Ну, где же твой лебедь? – крикнул он. – Чего же ты врала, врунья?

– Вот лебедь, – отвечала девочка, еще крепче прижимая к себе паяца. – Вот он. Совсем жемчужный. Видишь? Из музыки.

Ее бледные глаза смотрели так честно и строго, что мальчик с хохолком растерялся и, чтобы выйти молодцом из неприятной истории, заскакал козлом вокруг елки и заорал во все горло:

– Катя-вратя! Катя-вратя!

Я знала эту девочку.

Она потом всю жизнь искала страну хрустальных кораблей и каждого шута горохового принимала за жемчужного лебедя.

У пристани старого порта русского северного города, на связке канатов, сидел мальчик. Худенький, с вытянутой шеей, мордочка острая, напряженная.

Он сначала сидел на тумбе, на которую накручивают причальные тросы, но его согнали грузчики.

Он пересел подальше, но и оттуда его согнали. Тогда он пересел снова на связку канатов. Если его опять прогонят, он пристроится где-нибудь на куче щебня, на груде мешков, на бочках, на досках или опять влезет на тумбу. Он привык, что его отовсюду гонят, и что он всем здесь мешает. Ничего не поделаешь. Он все равно не уйдет.

У него ноздри раздуваются, глаза блестят и бегают, как у мышонка, он облизывает губы, вертит острой мордочкой, впивает запахи.

Пахнет рыбой, смолой, морской гнилью и еще чем-то пряным, волнующим, незнакомым. Это запах того корабля, который сейчас разгружают. Бананы? Но они не так пахнут. Корица? Тоже нет. Это вообще небывалый запах, дыхание тех далеких земель, которых нет на свете.

Из маленького люка около кормы выплескивается вода. Ее откачивают из трюма. Где она попала в трюм, эта вода? Может быть, где-нибудь далеко-далеко, в стране «Нигде». Может быть, она и принесла с собой этот небывалый, чудесный запах.

Снизу гладкие стены корабля кажутся неприступными, беспощадно-высокими. И отражение волн дрожит сверкающей кружевной сеткой на его боках. Может быть, поймали его этой сеткой и держат. Как все чудесно!

Спросить у матроса – откуда пришел корабль?

Он ответит:

– Из Ямайки.

Или с Явы, или с Канарских островов.

Чудные, волнующие имена.

Но есть, наверное, еще какое-то, неизвестное, имя, которое можно услышать только в самом глубоком сне.

Один матрос рассказывал – мальчик слышал, – что самое замечательное – это залезть на верхушку огромной средней мачты. Она всегда немножко качается, даже в самую тихую погоду. И вот, если смотреть оттуда, сверху, на мир, то увидишь необычайные вещи. Во-первых, сам корабль покажется маленьким, как подставка. И все морское дно, будь оно хоть на два километра глубины, видно, как на ладони. Там, на дне, гуляют чудовища: одноглаз, восьминог, петух-рыба, пила-рыба, рыба-меч, морской кот, морской конь, морской еж. Все огромное, все страшное, не такое, как на земле. И есть такое место, где живут живые кораллы.

Мальчик видел в своей жизни кораллы. У тетки коралловая брошка, у матери коралловый браслет и серьги, у няньки – бусы. Но в море все эти брошки, серьги и бусы – живые. Ходят и разговаривают, а в хорошую погоду, может быть, и поют.

Матрос рассказывал много удивительного. Он был сильно пьян, его даже выгнали из кабака, поэтому он и рассказывал все откровенно, чего трезвые матросы ни за какие деньги не разболтают. Он рассказывал, как вся вода, со всех морей, течет к берегу Южной Америки. И всю добычу моря несет туда – и затонувшие корабли и утопленников – все. И там самая большая глубина, больше шести километров. И стоят там рядами все погибшие моряки, – за все время, что мир существует. И все в мундирах, с саблями в руках. Есть там и средневековые рыцари, и совсем древние греки с бородами в триста сажен, и наши всякие адмиралы с пушками. Матрос нарочно нырнул и все это высмотрел.

– Где такая страна, которой нет? – спрашивал мальчик у больших.

– Отстань! – отвечали ему. – Нигде.

Потом этот мальчик вырос и недавно рассказывал мне, как сидел в порту на свернутом канате и все думал, думал, пока не заболел. Но и теперь во сне часто качается на верхушке огромной мачты и чувствует, как ветер треплет ему волосы и несет его корабль в страну «Нигде», о которой он будто бы и наяву тоскует, но только наяву не понимает, что тоскует именно по ней, а всегда думает, что о чем-то другом.

Он очень худой и бледный. И глаза у него всегда грустные, даже когда он смеется. А смеется он, между прочим, много и охотно. Странно. Как-то не вяжется этот смех с его глазами.

Говорили, что в молодости пережил он сильное нервное потрясение. Да и было от чего. Гуляя по горам Швейцарии, сорвался в пропасть. Спутник успел вовремя его подхватить, но он потерял сознание и потом долго хворал.

Об этой истории он теперь рассказывал мне:

– Я тогда был каким-то фантазером. Душа была беспокойная, точно дрожала от нетерпения. И все я искал чего-то. И все было не то и не то. И для меня как-то подходило лезть на горы. Кто делал горные экскурсии, тот знает, что нигде на земле не найдется таких быстрых смен впечатлений. На каждом подъеме, на каждом повороте – новое. И это как бы ступени к высшему, высшему в общем и в исключительном смысле. Так, каждый шаг – не просто передвижение, а искание, и достижение, и путь к цели неведомой. Так, по крайней мере, чувствуется, пока идешь.

И вот в тот день, в день катастрофы, может быть, я действительно был в особенно нервном настроении.

Пошел я в горы с одним местным жителем. Звали его Пьер. Было это около деревушки Сен-Женгольф, над которой две горы – Бланшар и Граммон, рядом. Мы поднялись на Граммон.

Подъем был нетрудный и недолгий, мы шли разговаривая. Потом Пьер отстал. Я шел задумавшись, повернул налево, к краю пропасти, поднял голову и замер. То, что я увидел, пронзило меня до крика. Как расскажу я? Ну, вот как: передо мной две скалы – Бланшар и Граммон – соединялись, образуя огромную арку, ворота в небо. И там, через раскаленный янтарь заката, пылала невиданная, какая-то восторженная заря. И из нее, устремляя путь в триумфальную арку, летела, мчалась колесница, квадрига. Через золотые волны облаков. И перед ней, указывая ей путь, гремел пурпурный луч, как труба Архангела над разбушевавшимся морем оркестра.

Мне трудно рассказать. Здесь все, что было в моей жизни исканием, жаждой, томлением, все, что было красотой несовершенной, только манящей и обещающей, – все было завершено и поднято во всей страшной славе своей. И вынести это убогой человеческой душе было не-воз-мож-но.

Я помню свой крик и мысль спешную и как бы деловитую:

«Надо закрыть глаза, а то «покажется», что ты падаешь. Потом будет сильный удар – это земля оттолкнет от себя...»

И я поднял руки и чувствовал только, как дрожит в груди призывный трубный звон. И я закрыл глаза.

Так кончился мой полет в страну «Нигде».

Вариант №2

Выполните целостный анализ стихотворения Дениса Давыдова «Бородинское поле», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации:

рамочные компоненты текста: наличие заглавия и подзаголовка;

особенности ритмической и синтаксической структуры текста, его жанровую природу;

поэтический словарь.

Не забудьте про литературный контекст.

Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Денис Давыдов Бородинское поле

Элегия

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый,

Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу

Попрали сильные. Счастливцы горделивы

Невольным пахарем влекут меня на нивы...

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,

Погибели врагов предчувственные клики,

Вождь Гомерический, Багратион великий!

Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!

Ермолов! я лечу - веди меня, я твой:

О, обреченный быть побед любимым сыном,

Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей

Умчался брани дым, не слышен стук мечей,

И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,

Завидую костям соратника иль друга.

Задание 2 . Творческое задание.

2.1 .Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящен.

Какие компоненты текста помогли вам прийти к своему ответу?

Леонид Гроссман

………………………………

Мои мебели и драгоценная моя

библиотека – все сгорело.

Когда он с мерным пафосом играл

Альцеста, Дон Жуана иль Панкраса,

На комика московского Парнаса

Партер друзей насмешливо взирал.

Но он не падал духом. Театрал,

Библиофил и модник Арзамаса,

Он томы Плавта, Бомарше и Тасса

По-прежнему прилежно собирал.

Король куплета, мастер эпиграммы,

Он испытал ожог военной драмы,

В морозные и пламенные дни,

Когда средь буйных искр и дымных взлетов

Пожар лизал сафьяны переплетов

На томиках Мольера и Парни.

2.2. С оставьте комментарий к следующим историко-культурным реалиям: Вяземский, Альцест, Дон Жуан, партер, Парнас, Арзамас, Бомарше, эпиграмма, Мольер, Парни.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....