Тема судьбы в лирике. Судьба поколения в лирике А

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ Кафедра русской и зарубежной литературы РЕФЕРАТ Тема женской судьбы в лирике М.И. Цветаевой Выполнил cтудент II курса 21- группы Петрова Елена Викторовна Научный руководитель кандидат филологических наук, старший преподаватель Гарипова Гульчира Талгатовна ТАШКЕНТ 2004 План I. Введение. II. Основная часть. Глава I. Ранняя лирика М.И. Цветаевой 1910-1922. Судьба как любовь. Глава II. Лирика М. И. Цветаевой в годы эмиграции 1922-1939. Судьба Родины. Глава III. Лирика последних лет жизни М.И. Цветаевой 1939-1941. Судьба как рок. III. Заключение. IV. Список использованной литературы. Введение Творчество Марины Цветаевой - выдающееся и самобытное явление всей русской литературы.

Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма.

Благодаря ей, русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. С раннего детства Марина жила в мире героев прочитанных ею книг, в жизни же юная Цветаева была диковата и дерзка, заносчива и конфликтна. Для нее характерно ощущение единства жизни и творчества. Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой Марины, так как поэтесса изначально принципиально поставила знак равенства между собой и своей лирической героиней.

Исходя из этого стихи Цветаевой очень личностные. Цветаева всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть индивидуален. Из этого принцип быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от пространства. Темой данной научной работы является отражение судьбы поэта на его творчестве. Актуальность определяется попыткой современной трактовки темы судьбы в поэзии Марины Цветаевой в аспекте е эволюционного развития.

Новизна исходит из актуальности в работе прослеживаются концепты судьбы как этапы в динамике развития Образа-Судьбы. Данная тема достаточно широко разработана современным литературоведением. Огромный вклад ввели Саакянц А Кудрова И Орлов В Эренбург И Гуль Р. и др. Основная цель научной работы рассмотреть жизнь и творчество Цветаевой и проследить их взаимосвязь в аспекте судьбы. Осуществление данной цели исследования предполагает ряд научных задач сопоставить биографические факты и творческий путь поэта в ранний период 1910-1922 определить влияние биографических фактов в годы эмиграции на творчество поэта 1922-1939 определить влияние биографических фактов поэта в последние годы жизни на его творчество 1939-1941 выявить концепты судьбы поэта как этапы в динамике развития Образа-Судьбы дать психологический анализ образа Судьба-Муза. Рабочей гипотезой научной работы является то, что в поэзии Марины Цветаевой тема судьбы решается в призме образа Судьба-Муза. Глава I.

Ранняя лирика М

поэтесса приносит в жертву своему высшему возлюбленному Гению в образе... Мы смежены блаженно и тепло,Как правое и левое крыло. Но вихрь встает и бездна пролеглаОт правого до левого крыла Как правая... То же и в отношении формы. С.

Лирика последних лет жизни М

Белкина в интереснейшей книге Скрещение судеб замечает Гнала стихи. 196 У Цветаевой почти не остается времени на создание оригинальных лир... Оттолкнувшись от задевшей ее строки Тарковского Я стол накрыл на шесте... Записные книжки и дневниковая проза. В провинциальном, отрезанном от культурного мира городке завершился жи...

Заключение

Заключение. Итак, в творчестве Марины Цветаевой тема судьбы решается в призме образа Судьба-Муза. Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины ХХ века. Все в ее личности и в ее поэзии для нее это нерасторжимое единство резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов.

В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. В нашей работе была предпринята попытка рассмотреть отражение судьбы поэта на творчество, проследить их взаимосвязь, показать, как лирика поэта рождается из непреодолимой потребности душевного самораскрытия, из жадного стремления познать самого себя и мир в целом.

Удивительная личностная наполненность, глубина чувств и сила воображения позволяли Цветаевой на протяжении всей жизни, а для нее характерно романтическое ощущение единства жизни и творчества черпать поэтическое вдохновение из безграничной, непредсказуемой и в то же время постоянной, как море, собственной души. Иными словами, от рождения до смерти, от первых стихотворных строчек до последнего вдоха она оставалась, если следовать ее собственному определению, чистым лириком.

Вся поэзия Цветаевой, сама ее жизнь и смерть воспринимаются как непримиримая борьба с обыденным, серым и тусклым существованием. Разве можно представить жизнь поэта ровной и спокойной Это сплошные взлеты и падения, выливающиеся в стихи прекрасные философские размышления о смысле жизни, неприятии лжи, о вечной тайне любви и смерти.

Порывистость и стремительность были чертами характера Марины Ивановны, они же присущи и ее поэзии. Здесь все стихия, божественное наваждение и в то же время земные страсти и страдания, без которых немыслима жизнь любого человека. Вот это соединение высокого и обыденного характернейшая черта творчества Цветаевой. Биография и творчество сложно взаимодействуют друг с другом. Жизнь Марины Цветаевой, отчасти бессознательно - как судьба, данная свыше, отчасти осознанно - как судьба творящего себя Поэта, развивалась как бы по законам литературного произведения, где причудливое переплетение мотивов опровергает плоский сюжет были. В своих стихотворениях она словно проигрывает сценарий собственной судьбы в не пристанной полемике с веком мы отчетливо ощущаем исключительную личность, не приставшую ни к одному из берегов разорванной в пространстве культуры и, в конце концов, уничтоженную жестоким временем. Хронологическая канва ее жизни тесно сплетается со значимыми вехами в судьбе России.

Список использованной литературы

Список использованной литературы. 1. Белкина М. Скрещение судеб.

М. А и Б, 1999. 634 с. 2. Брюсов В. Далкие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней М. Скорпион, 1912. 256 с. 3. Гумилв Н. Письма о русской поэзии. Пг. Аполлон, 1911. 126 с. 4. Марина Цветаева в критике современников В 2-х ч. Ч. I. 1910-1941 годы. Родство и чуждость. М. Аграф, 2003. 656 с. 5. Марина Цветаева в критике современников В 2-х ч. Ч. II. 1942-1987 годы. Обречнность на время. М. Аграф, 2003. 640 с. 6. Цветаева М. Записные книжки и дневниковая проза.

М. Захаров, 2002. 400 с. 7. Цветаева М. Пленнный дух. М. АСТ, 2003. 476 с. 8. Цветаева М. Поэт и время Воля России Прага Пламя, 1932, 1. 118 с.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема Родины в лирике М. Цветаевой
Этот жанр созвучен женской душе. Говоря о женской лирике, следует рассматривать все ее многообразие лирику философскую, гражданскую, пейзажную и.. Но это лишь половина дела. Вторая половина в том, чтобы заразить своим.. Д.И. Писарев утверждал Лириками имеют право быть только первоклассные гении, потому что только колоссальная личность..


Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой
САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ "Незаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего 18 лет.. Её "черёд" пришел уже тогда, когда писались самые первые строки, когда живая.. Пришла пора рождения нового - подлинного по таланту и духу русского поэта. Марина Ивановна Цветаева - мой любимый..

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
По словам Белинского, впроизведениях Лермонтова нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Новезде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце.. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер.Стихи.. Лермонтов также понимал, что литература являетсямогучим средством воздействия на читателей, и в литературной..

Основные темы лирики Н.А.Некрасова
И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности.. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики.. Что ж нам делать Не хочется спать начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, кто все..

Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского
Читатьэти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации,уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и.. О нелегкойсудьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие жесемьи.. Поворотными для поэта А.Твардовского стали годыВеликой Отечественнойвойны, которую он прошел фронтовым..

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова
Пушкинговорит об этом в стихотворении Поэту. Автор на себе испытал суд глупцов исмех толпы голодной, но не утратил веры в себя и свое призвание.. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он свое утратил назначенье.. Во дни торжеств и беднародных. В последних строках образы поэзии и кинжала сливаются Проснешься ль ты опять..

Тема Родины в лирике Есенина
В его душе нет ещепредставления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде.Чувство родины находит у него выражение пока еще только.. В его стихах мы находим такие выразительные детали,говорящие о тяжелой.. Радуюсь песней я смерти твоей бросает он старомумиру. Однако новый мир поэт понял не сразу.Есенин ждал от революции..

Тема любви в лирике Фета
В случае сФетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку. Вдохновением для Фетаявлялась любовь его молодости дочь сербского поме щика Мария.. Сознание косвенной вины и тя жести утраты тяготило Фета напротяжении всей его.. Фет также погружен в свойсобственный мир, ведь только в нем возможно единение с лю бимой. Фет ощущаетсебя и любимую..

От женской литературы - к "женскому роману"
А у нас и разубеждать никого не пришлось. Слишком привыкли, что общей бани не бывает. Не Финляндия же, не Швеция Таблички на общественных туалетах М.. И, честно говоря, сняли проблему. Действительно, так даже спокойнее.Значит.. И особенно читательниц. Феминизм стал реальностью и робко пустил корни в России в совершенно особый исторический..

0.007

Ответ оставил Гость

Это стихотворение - прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар”. Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще.За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова “Пророк”. Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов как бы продолжает повествование Пушкина:С тех пор как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком:...Из городов бежал я нищий,И вот в пустыне я живуКак птицы, даром божьей пищи.Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача -показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить.Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова - антитеза, противопоставление благородного и низкого, возвышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопоставляет прошлое и настоящее. Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там находит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении “Поэт”, в котором автор пользуется символом-иносказанием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает “отделкой золотой”, вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В прошлом голос поэта-гражданина звучал, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Именно в этом заключалась задача поэзии - быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая “золотую отделку”. Он обращается с вопросом к современным поэтам:Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?Иль никогда, на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок,Покрытый ржавчиной презренья?. .Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта - откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.

Поколения в лирике А. Ахматовой

Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя "всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа де­вятнадцатого века». Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для, человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошел через испытания "настоящего Двадцатого века», ибо внут­ренний мир ахматовской героини удивительно точно соответ­ствовал миру, ее окружавшему. "Я - голос ваш, жар вашего дыханья, я - отраженье вашего лица», - сказала А. Ахма­това, и она имела полное право это сказать.

Анна Ахматова не могла принять Октябрьскую револю­цию, потому что восприняла ее как катастрофу, которая раз­рушила сложившийся уклад русской жизни. А. Ахматова была воспитана на основе складывавшейся веками русской культуры, вечных нравственных ценностях, глубоком уваже­нии к личности человека. Мир России она воспринимала именно как часть общечеловеческой культуры. Еще в ранней лирике ее героиня жила с постоянным чувством тревоги в душе, после революции же ощущение царящего в мире не­благополучия становится доминирующим мотивом:

Еще на западе земное солнце светит

И кровли городов в его лучах блестят,

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят.

Восприятие мира в послеоктябрьском творчестве А. Ах­матовой неизменно исполнено драматизма. Мир, в котором живет лирическая героиня ее стихов, опасен, ненадежен, полон тягостных предчувствий:

Как идола молю я дверь:

"Не пропускай беду!»

Кто воет за стеной, как Зверь,

Что прячется в саду?

Однако это не значит, что поэзия Анны Ахматовой напол­нена жалобами и обидами. Скорее, мы можем назвать это противостоянием обстоятельствам, враждебной судьбе, тяго­тами испытаний:

На каждый вызов новый

Есть у меня ответ достойный и суровый.

Героиня Ахматовой оказалась в этом враждебном мире не просто по воле обстоятельств. Для поэта чрезвычайно важен мотив выбора собственной судьбы, выбора, предопределенно­го ощущением единства с родной землей, на которой дове­лось родиться и в которой предстоит быть похороненной. Сила духа, движение жизни вопреки всему - вот то светлое начало, которое лежит в основе ахматовского отношения к миру:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

И поэтесса сама отвечает на этот вопрос:

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам...

Никому, никому неизвестное,

Но от века желанное нам.

Это неизвестное, но желанное чудо - это глубь июльских небес, дыхание цветущего вишневого сада, высокое звездное небо - все то, что выше времени, потому что принадлежит вечности. А потому А. Ахматова никогда даже в мыслях не могла отвернуться от родной страны.

В поэзии Анны Ахматовой удивительно органично сочета­ются слова "я» и "мы». "Мы» - это ее поколение, от имени которого она говорит. Главным предметом художественного осмысления поэтессы становится судьба ее сверстников, судьба людей, чьи нравственные ценности сложились в одном | мире, а жизнь прошла в другом. С наибольшей убедительнос­тью и ясностью о судьбах своего поколения А. Ахматова высказывается в поэтических раздумьях о собственной судьбе, I своих испытаниях и бедах. И это становится главной темой стихов, которые мы можем назвать лирическим дневником личной жизни. Параллельно с ними в творчестве Ахматовой звучит другая тема - тема историческая, к которой относятся такие произведения, как "Царскосельская », "Северные элегии» и др. В них речь идет прежде всего о трагической обре­ченности старого, дорогого памяти поэта мира. Ахматова всег­да осознавала, как много было в том мире истинного. И ее поэ­зия помогает нам сохранить эти свергнутые, но, надеюсь, не безвозвратно утраченные ценности.

В своем главном произведении сороковых - пятидесятых годов - "Поэме без героя» А. Ахматова наиболее полно рас­крыла три занимавшие ее на протяжении долгого времени темы - это судьба поколения, личная судьба как часть боль­шого целого и об утраченном. В своем произведении поэтесса стремится сделать то, что предрекает в "Реквиеме»:

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царкосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей...

С одной стороны, в "Поэме без героя» звучит ирония над поколением А. Ахматовой, но гораздо сильнее звучит осуж­дение того времени, которое обрекло поэта на страшную участь, она как бы вершит суд:

Рот ее сведен и открыт,

Словно рот трагической маски,

Но он черной замазан краской

И сухою землей набит.

Но судьба поэта не трагичней судьбы близких ему людей:

И тебе порасскажем мы,

Как в беспамятном жили страхе,

Как растили детей для плахи,

Для застенка и для тюрьмы.

Трагедия русского народа становится для Анны Ахмато­вой более значимой, чем трагическое происшествие 1913 года. И, в отличие от большинства поэтов-современников, поэтесса видит трагедию страны не только в трагедии войны, а, скорее, в "дороге, по которой ушло так много», в дороге на восток, в лагеря. Ахматова уподобляет свою судьбу участи тех, кто прошел эти ужасные испытания, очень точно ис­пользуя образ двойника:

А за проволокой колючей,

В самом сердце тайги дремучей

Я не знаю который год -

Ставший горстью лагерной пыли,

Ставший сказкой из страшной были,

Мой двойник на допрос идет.

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой - это свидетельства человека, который прошел через все испытания, на которые ее обрек "век-волк», свидетельства того, насколько ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естест­венные основы человеческого существования, то, что склады­валось в мире столетиями. Но одновременно это и свидетель­ство того, что живую жизнь, настоящее, вечное в людях уничтожить невозможно. И наверное, именно потому поэзия А. Ахматовой так важна и так значительна для нас.

Сочинение

Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры «серебряного века», так и истории русской литературы. Она привнесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Первый сборник стихов восемнадцатилетней девушки «Вечерний альбом» стал и первым шагом в творческое бессмертие Цветаевой. В этом сборнике она определила свое жизненное и литературное кредо - утверждение собственной непохожести и самодостаточности. Внешние события предреволюционной истории мало коснулись се стихов.

Позднее она скажет, что «поэт слышит только свое, видит только свое, знает только свое». Всем своим творчеством она отстаивала высшую правду поэта - его право на неподкупность лиры, на поэтическую честность. В центре цветаевского художественного мира - личность, наделенная безмерной творческой силой, чаще всего - это поэт как эталон настоящего человека. Поэт, по Цветаевой, - творец всего мира, он противостоит окружающей жизни, сохраняя верность тому высшему, что он несет в себе. Сотворение мира для Цветаевой начинается с сотворения своего детства, своей биографии. Многие ее стихи посвящены воплощению поэта в ребенке - поэтом рождаются. «Ребенок, обреченный быть поэтом» - такова внутренняя тема ее ранней лирики.

Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они! -

у ребенка-поэта своя правда, отделенная от мира взрослых.
Индивидуальность творчества проявляется у Цветаевой в постоянном ощущении собственной непохожести на других, особенности своего бытия в мире иных, нетворческих, людей. Эта позиция поэта стала первым шагом к антагонизму между «я» и «они», между лирической героиней и всем миром («Вы, идущие мимо меня…»):

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, -
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром…
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой…

«Странной особью человеческой» называла Цветаева поэта, живущего с обнаженным сердцем и не умеющего легко справляться с земным порядком вещей. Поэт бывает смешон, и нелеп, и беспомощен в житейских ситуациях, но все это - оборотная сторона его дара, следствие его пребывания в другом, необыденном мире действительности. Даже смерть поэта, по Цветаевой, есть нечто большее, чем человеческая утрата.
Особый дар настоящего поэта, согласно Цветаевой, - исключительная способность к любви. Любовь Поэта, по ее мысли, не знает предела: все, что не вражда или безразличие, объемлется любовью, при этом «пол и возраст ни при чем». Близорукость в «мире мер», но ясновидение в мире сущностей - таким видит она особое поэтическое зрение.
Поэт свободно парит в своем идеальном мире, в мире «нездешнего» пространства и времени, в «княжестве снов и слов», вне всяких жизненных теснот, в безграничных просторах духа. Иногда для Цветаевой жизнь в снах является подлинной реальностью. В своих сновидческих стихах Цветаева воспела «седьмое небо», корабль мечты, видела себя «островитянкой с далеких островов». Сон для нее - пророчество, предвидение, концентрация творческих способностей, портрет времени или предсказание будущего:

Око зрит - невидимейшую даль,
Сердце зрит - невидимейшую связь,
Эхо пьет - неслыханную молвь.

«Поэт - очевидец всех времен в истории», - говорила Цветаева. Поэт - невольник своего дара и своего времени. Его отношения со временем трагические. В стихотворении «Прокрасться…» дано такое предположение-утверждение:

А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем -
Пройти, чтоб не оставить тени
На стенах…
Может быть - отказом
Взять? Вычеркнуться из зеркал?..

«Брак поэта со временем - насильственный брак», - писала Цветаева. Не вписываясь в свое время, в реальный мир, «мир гирь», «мир мер», «где насморком назван плач», она творила свой мир, свой миф. Ее миф - миф о Поэте. Ее стихи и статьи о поэтах - всегда «живое о живом». Она острее других чувствовала уникальность личности поэтов.
А. Блоку
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег.

А. Ахматовой
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Но особенно значим в поэзии Цветаевой образ Пушкина. Главное обаяние Пушкина для Цветаевой в его независимости, бунтарстве, способности к противостоянию. В цикле «Стихи к Пушкину» (1931) она говорит:

Вся его наука -
Мощь. Светло - гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.

Что вы делаете, карлы,
Этот голубой олив,
Самый вольный, самый крайний
Лоб, навеки заклеймив
Низостию двуединой
Золота и середины?

Цветаева ощущает свое родство с Пушкиным, но при этом остается самобытна. Сама ее жизнь стала бескорыстным служением своему предназначению. Остро ощущая свою несовместимость с современностью, «выписываясь из широт», она верила, что

Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Главным для нее, как для любого великого поэта, была жизнь в собственных стихах:

Чтоб под камнем что-то дрогнуло,
Мне ж - призвание как плеть -
Меж стенания надгробного
Долг повелевает - петь.

Пройдя свой жизненный путь по земле «с полным передником роз! Ни ростка не наруша», принимая и понимая трагизм своего положения, оборвав «недопетую песнь», Цветаева верила:

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Она действительно осталась Поэтом, с которым «…Разлуки - нет!»

Состояние одиночества - одно из наиболее характерных состояний Цветаевой. В юности, а затем в молодости она ощущала одиночество не по годам, тоску по чьей-то заботе, жаждала быть нужной другим и остро страдала от своей ненужности. Конфликт между бытом и бытием, несовместимость небесного и земного, высокого избранничества поэта с его мирским существованием породили это состояние в ней. Этот конфликт пронизывает все ее творчество, приобретая самые разные оттенки, а в центре его - сама Марина Цветаева. Лирическая героиня Цветаевой одинока от несбывшейся любви или дружбы, одинока как поэт, противостоящий миру, одинока в своем мироощущении и миропонимании. С одиночества начинается творческая самостоятельность.

Час ученичества! Но зрим и ведом
Другой нам свет, - еще заря зажглась,
Благословен ему грядущий следом
Ты - одиночества верховный час!
(«Ученик», 1921)

Она уходила в одиночество, неизменно сопровождавшее ее, «ибо странник Дух и идет - один», и бывшее одновременно и величайшим страданием, и величайшей благодатью. Благодатью, так как только внутри себя можно обрести свободу:

Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и обретай свободу…

Свободу, необходимую, чтобы творить. Ей было свойственно стремление творить, созидать так, чтобы «лучше нельзя»; жажда быть необходимой, незаменимой тому, кто затронул в данный момент ее творческое воображение, ее душу. Не находя себя в реальности, она уходила в себя, в свою Душу. «Вся моя жизнь - роман с собственной душой», - говорила она.

Земная дружба не могла растопить ее одиночества. В стихотворении «Роландов Рог» (1921) Цветаева дает себе выразительную характеристику: «Одна из всех - за всех - противу всех!»

Иногда она видит разрешение конфликта в собственной смерти, раскрывая при этом суть внутреннего противоборства Поэта и Человека:

Жив, а не умер,
Демон во мне!
В теле - как в трюме,
В себе - как в тюрьме.
…В теле - как в крайней
Ссылке. - Зачах!
В теле - как в тайне,
В висках - как в тисках
Маски железной.

Это романтическое двоемирие поэзии Цветаевой рождено именно конфликтом бытового с бытийным. Поэтому, не найдя в реальном мире гармонии, она обращается к прошлому, где герои жили по законам рыцарства, чести и мужества, или «улетает» в заоблачные высоты, где «тот свет - наш». Но ведущий символ ее личности - море, глубокое, неисчерпаемое, непостижимое, самодостаточное. И себя, и свою душу она видит всегда «морской», даже ее имя Марина значит «морская» («Душа и имя», 1911):

Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
…Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
…Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!

Образ моря у Цветаевой так же многолик, как и ее душа: это и бунт, и стремительность, и глубина, и опасность, и любовь, и неисчерпаемость. Море отражает в себе небо и объединяет морское и небесное начала. В стихотворении «Душа» (1923) она вмещает в свою поэтическую душу и небо, и море:

Выше! Выше! Лови - летчицу!
Не спросившись лозы - отческой
Нереидою по - лощется,
Нереидою в ла - зурь!
Лира! Лира! Хвалынь - синяя!
Полыхание крыл - в скинии
Над мотыгами - и - спинами
Полыхание двух бурь!

Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика — это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с его глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки строфы. Однако потоки чувств лирической героини придают стихам пластичность и гибкость, женскую мягкость и переменчивость.

Сборник «Вечерний альбом» вышел в свет, когда поэтессе было 18 лет. В него вошли юношеские стихи, показывающие становление творческой индивидуальности автора. В них не отразились исторические события в стране, только мир души, ее стремления и надежды.

Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве, считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Сама она была поэтом от Бога. Творчество, возможность писать стихи были сутью ее существования. Лишение этой возможности было для нее равносильно смерти. Она не могла не писать, говорила, что ее стихи «пишутся сами», «они растут, как звезды и как розы».

Лирическая героиня Цветаевой — личность огромной энергии и силы. Все ее чувства устремлены вверх — к свету, к вселенской тайне, к совершенству, поэтому в ее лирике часто встречается образ горы. При чтении ее стихов возникает чувство полета, читателя захватывает мощный поток цветаевского таланта:

По нагориям, По всхолмиям, Вместе с зорями, С колокольнями…

Поэтесса была убеждена, что поэт — творец огромного мира, он должен всегда оставаться собой, чтобы сообщить людям нечто сокровенное, скрытое от них:

Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они!

В стихотворении «Вы, идущие мимо меня…» Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей, возникает мотив противопоставления поэта и «толпы»:

Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, — Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни растрачено даром… Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой…

Поэт живет с обнаженным сердцем и нервами, поэтический дар, по мнению поэтессы, — это и неземное счастье, и проклятие. Обыкновенных людей она называет «счастливцами и счастливицами». Поэту нужно отказаться от обычной жизни, он живет в другом мире, а в этом он нелеп, беспомощен и смешон. Поэт уникален, а его смерть — большая, невосполнимая утрата для людей.

Цветаева верила, что способность к всепоглощающей любви также является частью Божьего дара поэту, его отличительной чертой. Поэт охватывает своей любовью весь мир, для его любви не существует никаких ограничений.

У поэта — особое зрение, он может видеть тайное, скрытое, как ясновидец. Поэт живет в своем времени и пространстве, в «княжестве снов и слов», сны для него являются реальностью. У Цветаевой много «сновидческих» стихов, где она — островитянка или живет на «седьмом небе», во сне у нее есть «корабль мечты». Интуиция, пророчество, предвидение — все это в распоряжении поэтессы, как инструменты для создания стихов:

Око зрит — невидимийшую даль, Сердце зрит — невидимийшую связь, Эхо пьет — неслыханную молвь.

Как правило, отношения со временем у поэта трагические, так как, по ее выражению, «поэт — очевидец всех времен истории», но он пленник времени, в котором ему приходится жить. Об этом поэтесса говорит в стихотворении «Прокрасться…»: Материал с сайта

А может, лучшая победа Над временем и тяготеньем — Пройти, чтоб не оставить тени На стенах… Может быть — отказом Взять? Вычеркнуться из зеркал?..

Стихи, которые Цветаева писала о своих поэтах-современниках, посвященные Блоку, Ахматовой и другим, поражают точностью в определении их значимости в поэзии, тонким анализом их дарования. Анне Ахматовой она пишет:

Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами — то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Марина Цветаева очень любила творчество Пушкина, восхищалась его смелостью, способностью отстаивать свое мнение. Ею написан цикл «Стихи к Пушкину». Поэтесса верила в то, что

Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • реферат платонов в прекрасном и яростном мире

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...