Слитное раздельное дефисное написание неопределенных местоимений. Подборка правил: местоимение

1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.

Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки.

Например: все-таки, кое-куда, как-либо.

Запомнить: как будто.

2. Правописание слов с пол-, полу-.

Слова с полу- всегда пишутся слитно.

Например: полусапожки, полушубок.

Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.

  • Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л.

    Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока.

  • В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:

    Например: полмоста, полвагона.

  • Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:

    Например: пол вишневого сада, пол моего участка.

3. Правописание наречий.

Через дефис пишутся следующие наречия:

  • Образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много.
  • Имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески.
  • Имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.

Внимание ! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:

Например: Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зимнему (прилагательное) снегу.

Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис Слитно
  • Прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний: железнодорожный (железная дорога).
  • Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетонный .
  • Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий .

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис Слитно
  • Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван-кровать .
  • Некоторые географические названия: Санкт-Петербург .
  • Существительные, обозначающие стороны света, партии, единицы измерения: северо-запад, либерал- демократ, киловатт-час .
  • Существительные, первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.: вице-премьер, экс-чемпион, штабс-капитан .
  • Сложные слова, первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета) .
  • Существительные, первой частью которых является микро-, макро-, агро-, метео-, кино-, био-, авто- и др.: микробиология, автогонки .
  • Существительные, первая часть которых является глаголом на -и: сорвиголова .
  • Существительные, обозначающие жителей местности, даже если название местности пишется через дефис: Алма-Ата, но алмаатинец .

Запомнить: трудодень, трудочас, перекати-поле.

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги образовываются путем перехода существительных в разных падежных формах, наречий и деепричастий в другую часть речи. При этом написание слова может измениться.

Чтобы отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи, следует посмотреть, можно ли задать к слову вопрос или само слово входит в состав вопроса.

Например: Ходить (как?) вокруг (наречие). Ходить (вокруг чего?) вокруг дома (производный предлог).

Если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи, если же слово само входит в состав вопроса, - это производный предлог.

Написание предлогов: напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на.

Следует различать производный предлог и наречие навстречу и существительное с предлогом на встречу. Если это существительное, то между ним и предлогом можно вставить слово:

Например: Бежать (как?) навстречу (наречие). Бежать (навстречу чему?) навстречу ветру (производный предлог). Бежать на встречу с другом (существительное с предлогом, так как можно: Бежать на долгожданную встречу с другом).

Правописание производных предлогов и омонимичных самостоятельных частей может совпадать (навстречу - навстречу), а может различаться. Следует запомнить:

Запомнить: иметь в виду.

7. Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.

8. Правописание союзов.

Союзы также, тоже, чтобы, зато следует отличать от омонимичных им сочетаний так же, то же, что бы, за то. Союзы также, тоже, чтобы можно заменить на синонимичные и, для того чтобы. Союз зато синонимичен союзу но.

Например: Он тоже/также опоздал. (= и он опоздал).
Он невелик ростом, зато красив. (= Он невелик ростом, но красив).

В омонимичных сочетаниях частицы же и бы можно опустись или переставить в другое место. Кроме того, в таких сочетаниях на местоимения всегда падает логическое ударение:

Например: То же слово, да не так молвить. (То слово, да не так молвить.) В сочетании за то всегда следует уточнение за что.
Я благодарен ему за то (за что именно?), что он мне поверил.

Запомнить: во что бы то ни стало.

9. Правописание наречий и существительных с предлогами, местоимений с предлогами.

Такие наречия, как вверх, вниз, вдаль, ввысь, наголову, вслед, поэтому и т. д. следует отличать от омонимичных им сочетаний существительных c предлогом. Если данные слова не имеют зависимых слов, это наречия, если зависимые слова - существительные с предлогом.

Например: посмотреть вверх (наречие) - посмотреть в верх (чего?) дома (существительное с предлогом); уехать вдаль (наречие) - улететь в даль (чего?) небес (существительное с предлогом).

Правописание местоимений

Личные местоимения

При склонении личных местоимений в русском языке в косвенных падежах в основе местоимений 3 лица появляется буква н , если перед ними стоит предлог. Например, о нем, к ним, о ней, среди них и т.п.

Н не присоединяется:

  • в дательном падеже, если перед местоимением стоит производный предлог благодаря, подобно, наперекор, согласно, навстречу, вопреки : вопреки ей , навстречу им , согласно ему ;
  • если местоимение употребляется в фразе, где ему предшествует прилагательное или наречие в сравнительной степени: взял больше его , купил дешевле их .

Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимения всегда пишутся через дефис с приставкой кое- и постфиксами -то, - либо, -нибудь : кое-кто, как-нибудь, что-либо, где-то и т.п.

При склонении неопределенных местоимений в предложном падеже между приставкой кое- и местоимением помещается предлог. В этом случае они записываются в три слова: кое о чем, кое в каком, кое от чего и т.п.

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных/относительных с помощью приставок не-/ни- . Не- пишется под ударением, в безударном слоге - ни- : некому доверить - никого не видеть, негде бросить - нигде не найти; некого, нечего, нисколько, никакой, ничей .

При склонении отрицательных местоимений в русском языке в формах косвенных падежей могут быть задействованы предлоги. Они разбивают слово на три, которые пишутся раздельно, а приставки становятся частицами: никакой - ни от какого, ничто - ни от чего, некого - не о ком и т.п.

Обратите внимание

1.Следует различать правописание приставок не-/ни- и омонимичных частиц не/ни :

  • Запомните правописание: как ни в чем не бывало . Путаница правописания частиц не/ни, ведет не только к орфографическим ошибкам, но и к искажению смысла высказывания. Сравните: ни в чем (частица ни имеет усилительное значение) - не в чем (частица не имеет отрицательное значение).
  • Выбор частицы может полностью изменить смысл высказывания на противоположный: ни один (= вообще никто) - не один (= многие), ни разу (= вообще никогда) - не раз (= много раз) .
  • Не путайте отрицательные местоимения с приставкой ни- (нигде, никто, никому ) и местоимения с частицей ни (ни кто, ни где, ни кому ). Сравните: Ни где не нашлось и следа человека. - Понятия не имею ни кто ты, ни где живешь,ни кому служишь .
  • Обратите внимание на разницу между словосочетаниями не кто иной, как - никто иной; не что иное, как - ничто иное . Частица не выражает отрицание, а вся фраза используется для противопоставления частей высказывания друг другу. Противопоставление выражается союзом как (= союз а ). Если предложение утвердительное и если невозможно без нарушения смысла добавить второе отрицание, используйте частицу не и пишите ее отдельно. Например: Все произошедшее было не что иное, как просто глупый розыгрыш. На пороге неуверенно топтался не кто иной, как долгожданный гость.
  • Если местоимение с частицей можно по смыслу заменить на частицы именно, как раз , то используется частица не и словосочетание пишется раздельно: не кто иной, как; не что иное, как . Пример: Пришло заказное письмо - не что иное, как приглашение конкурс, которого давно ждали. - Пришло заказное письмо - как раз то приглашение на конкурс, которого давно ждали.
  • Если предложение отрицательное, т.е. при сказуемом имеется собственная отрицательная частица не , то ни- выступает в роли приставки и пишется слито с отрицательным местоимением: Ни кто иной не сказал бы это лучше. Это ослиное упрямство ни чем иным было не победить .
  • Если предложение утвердительное, словосочетания никто иной, ничто иное служат для присоединения. Отрицание, не выраженное в предложении, существует потенциально и его можно восстановить из контекста: Я хочу только это, ини что иное (не хочу) .
  • Если в словосочетании есть союз как , пишите все слова раздельно и с частице не : Эта посылка не что иное, как подарок . Если союза как нет, пишите приставку ни -: Ни кто иной не понимает меня так хорошо.
  • Если в предложении использован союз а , пишите частицу не (раздельно): Хочу сказать все не кому-нибудь, а только ему одному. Если использован союз и , пишите ни (раздельно, если это частица, слитно, если это приставка): Многое ушло безвозвратно, и ни что уже не будет по-прежнему .

2.Не путайте омонимы: местоимение + предлог и союзы/наречия. Обращайте внимание, как согласуются они с другими членами предложения, какую синтаксическую роль выполняют сами, какой вопрос к ним можно задать и т.п.

  • За чем мы отправляемся в магазин, что будем там искать? - Зачем ты идешь за мной и все время хнычешь?
  • За то , что ты мне помогла, я тебя отблагодарю. - Зато у меня душа широкая и сердце доброе!
  • При чем тут все эти люди? - Они много тренировались и готовились к соревнованиям, причем некоторые даже забросили учебу.
  • При том , кого нам удалось раскопать в древней гробнице, были меч и щит. - Притом , если рассуждать здраво, на его стороне сила.

3.Запомните, что нипочём - это не местоимение, а наречие.

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

ТИП УРОКА : обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

ЦЕЛИ :

    знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания местоимений;

    уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
    находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
    применять правила разных типов орфограмм;
    пользоваться основными способами проверки написания;

    воспитывать умение актуализации полученных знаний;
    воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.

ОБОРУДОВАНИЕ : проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация, тетради, учебники Гольцовой, тесты Сениной для подготовки к ЕГЭ,11 класс

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орфографическая разминка.

Слайд. Пока все ученики выполняют задание, один готовит ответ на вопросы по карточке.

1. Задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните и выделите орфограммы, а также покажите главное слово в словосочетании, укажите вид подчинительной связи.

Неясный почерк (согласование); снова нездоровится (примыкание); купить не на что (управление); недорогой, но красивый ситец (согласование); никого я не боюсь(управление); состоялся несмотря на непогоду (управление); ненавидящий ложь (управление); поступил не по-товарищески (примыкание); скромная незабудка (согласование);нечего бояться (управление), не с кем посоветоваться(управление).

Назовите основную орфограмму «разминки». (Написание не с разными частями речи.)

Вспомните, как пишется не с разными частями речи. (Ученики формулируют правила, приводят примеры.)

2. Проверка карточки. Слайд.

ТЕСТ № 1. Найдите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1. Зашумела, разгулялась в поле (не)погода.

2. Я увидел (не) похожего на отца пожилого человека.

3. Мне её (не)(в)(чем) упрекнуть.

4. (Не)доумевая, Сережа внимательно посмотрел на нее.

Слайд. ТЕСТ № 2. Найдите предложение, в котором не со словом пишется слитно.

1. Море детям (не) надоедает.

2. Эта задача оказалась далеко (не)легкой.

3. Эта вещица (не)когда была моей.

4. Командир (не)вмешиваясь слушал доклады подчиненных.

ТЕСТ № 3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ему просто (не)(с)(кем) было поговорить .

2) Дальняя комната была (не)большая, но светлая и уютная.

3) Со дня отъезда Лизы все оставались (не)весёлыми.

4) Вдалеке виднелись (не)взрачные постройки,

II. Знакомство с теоретическим материалом

1. Мы с вами продолжаем знакомство с местоимением как частью речи. Дома вы должны были познакомиться с § 46-47, напомните мне:

Что называют местоимением? (местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.)

Назовите Лексико-грамматические разряды местоимений.

Слайд.

личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

возвратные: себя;

притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их;

указательные: то, это, этот, тот, такой, таков, сей (устар.) оный (устар.), этакий (просторечн.);

определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой;

вопросительные: кто?, что?, какой?, который?, сколько?, чей?;

относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей;

неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, некий, кто-то, что-то, какой-либо, какой-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;

отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько.

- Как изменяются личные местоимения ?

Слайд.

(При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в именительном падеже – я , а в родительном – совсем другая основа – меня .

Иногда в корне происходит чередование: тебя- тобой, меня- мне.

Местоимение 3-го лица он изменяется по родам: она, оно.

Местоимения ты, вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо.

После предлогов у местоимений 3-го лица появляется н (у него, возле них, около неё).

- Какие местоимения не имеют И.п . ?

Слайд.

(не имеет формы И. п. возвратное мест. себя; начальная форма для него - Р. п.; Возвратное местоимение с ебя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа, например: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя. Возьмите себе. В предложении себя является дополнением. Отрицательные местоимения некого, нечего не имеют формы И. п.)

- А какие местоимения имеют только форму И.П . ?

Слайд. ( Неопределенные местоимения некто, нечто имеют форму только И. п.) Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь . Эти местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества и называются неопределёнными.

Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто, изменяются по падежам. Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.

В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находится под ударением и пишется слитно.

Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Кто- нибудь , кое -кто, кое у кого.

- Как отличить притяжательные местоимения его, ее, их от личных ? (не изменяются и в предложении выступают в роли несогласованного определения, по вопросу)

Слайд.

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные.

Формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.

Местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

- Как изменяются вопросительные и относительные местоимения кто? (кто), что? (что) и отрицательное ничто? (только по падежам. Вопросительные местоимения служат для оформления вопросительных предложений. Относительные - для присоединения придаточной части к главной в сложноподчиненном предложении. Относительные местоимения в сложноподчиненном предложении являются союзными словами).

2. Закрепление.

Слайд.

- Укажите разряд местоимений . Чем являются местоимения в данных предложениях?

1. Ничто не двигалось. (ничто - отрицательное, подлежащее); 2. Всем стало скучно и грустно. (всем - определительное, дополнение) 3. Ему (Нилову) захотелось выйти наружу. (ему - личное, дополнение). 4. Работа всякого нужна одинаково (всякого - определительное, определение). 5. Что такое: побежали все сломя голову прочь (что - относительное, подлежащее; такое - указательное, определение; все - определительное, подлежащее) 6. Егор с удивлением перехватил обращенный на себя взгляд попутчика (на себя - возвратное, дополнение).

3.Знакомство с теоретическим материалом.

- В чем заключается особенность изменения личных местоимений 3-го лица? ( Многие местоимения 3-го лица в косвенных падежах после всех непроизводных предлогов и после производных предлогов, управляющих Р. п., получают начальное н (у него).)

- Как пишутся приставки не- и ни- в отрицательных и неопределенных местоимениях? ( Слитно )

- Как пишутся отрицательные местоимения, если они разбиваются предлогом? ( Раздельно )

- Как пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями? (Через дефис)

4. Закрепление. Подготовка к ЕГЭ.

Слайды.

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) ЧТО(БЫ) я ни делал, он всегда прощал меня только ЗА (ТО), что я был еще ребенком. 2) ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии. 3) Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе. 4) НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит! 2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения. 3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей. 4) (ЗА)ТЕМ, что происходило на арене, наблюдали все зрители, и он сделал ТО(ЖЕ) самое, что и вчера.

3. Среди предложений 1-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Но и поныне ещё недостаточно учитывается одно, немаловаж ное, на мой взгляд, обстоятельство. (2) На художественное воспита ние поэта, вне сомнения, оказали решающее влияние народные эсте тические идеалы, народный эстетический вкус, атмосфера семьи, в которой любили трудиться, любили петь, любили детей. (3) И здесь особенно сильным было влияние матери.

(4) Русские женщины - носительницы народной культуры - пе стовали детство многих замечательных поэтов и музыкантов

(5) Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним ба бушку Максима Горького... (6) По всеобщей молве, такой же нео быкновенной женщиной была и мать Есенина - Татьяна Фёдоровна. (7) Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала бы и не пела Татьяна Фёдоровна. (8) Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова вос хищались её колоритной речью.

(9) Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста предания о героических сражениях далё ких предков с полчищами Батыя, о рязанце-богатыре Евпатии Ко ловрате, об Авдотье Рязаночке. (10) Легендами окутан здесь каждый приокский курган.

4. Какое из предложений"2-9 связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? Напишите номер этого пред ложения.

(1) Проходить ежедневный конт роль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелатель ных глаз. (2) Любое упущение в костюме, причёске, повадке немед ленно отмечается...

(3) Мария Владимировна была безукоризненна во всём. (4) Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички. (5) На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». (6) Она достигала этого минимумом усилий - ровным поведе нием, образцовостью внутреннего и внешнего облика. (7) Весь класс в той или иной мере был неё влюблён.

(8) Путь к сердцу Марии Владимировны я прокладывал через гео графию, острейшее увлечение которой переживал тогда.

5. Среди предложений 8-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Назовите номер этого предложения.

(1) Я не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (2) Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (3) И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(4) К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (5) Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. (6) Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (7) Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

6. Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима.

(1) Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сооб ществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (З)Все они вносят свой вклад в экологию, которая се годня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агро экологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная эколо гия. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое разли чие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы.

7. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

(1)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (2)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (3)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...

(4)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (5)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (6)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(7)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

Подведение итогов урока.

    Какие разряды местоимений по значению вы знаете?

    В чем особенность изменения притяжательных местоимений? (не изменяются, выполняют функцию несогласованных определений)

    Как пишутся приставки не- и ни- в отрицательных и неопределенных местоимениях?

    Как пишутся частицы кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями?

    Как пишутся отрицательные местоимения, если они разбиваются предлогом?

Домашнее задание. § 46, 47, упр. 260, 262. Вопросы для повторения на стр. 169. Выполнить тест

Личные местоимения

При склонении личных местоимений в русском языке в косвенных падежах в основе местоимений 3 лица появляется буква н, если перед ними стоит предлог. Например, о нем, к ним, о ней, среди них и т.п.

Н не присоединяется:

  • · в дательном падеже, если перед местоимением стоит производный предлог благодаря, подобно, наперекор, согласно, навстречу, вопреки вопреки ей, навстречу им, согласно ему;
  • · если местоимение употребляется в фразе, где ему предшествует прилагательное или наречие в сравнительной степени взял больше его, купил дешевле их.

Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимения всегда пишутся через дефис с приставкой кое- и постфиксами -то, - либо, -нибудь кое-кто, как-нибудь, что-либо, где-то и т.п.

При склонении неопределенных местоимений в предложном падеже между приставкой кое- и местоимением помещается предлог. В этом случае они записываются в три слова кое о чем, кое в каком, кое от чего и т.п.

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных/относительных с помощью приставок не-/ни-. Не- пишется под ударением, в безударном слоге - ни- некому доверить - никого не видеть, негде бросить - нигде не найти; некого, нечего, нисколько, никакой, ничей.

При склонении отрицательных местоимений в русском языке в формах косвенных падежей могут быть задействованы предлоги. Они разбивают слово на три, которые пишутся раздельно, а приставки становятся частицами никакой - ни от какого, ничто - ни от чего, некого - не о ком и т.п.

Обратите внимание

  • 1. Следует различать правописание приставок не-/ни- и омонимичных частиц не/ни:
    • · Запомните правописание как ни в чем не бывало. Путаница правописания частиц не/ни, ведет не только к орфографическим ошибкам, но и к искажению смысла высказывания. Сравните ни в чем (частица ни имеет усилительное значение) - не в чем (частица не имеет отрицательное значение).
    • · Выбор частицы может полностью изменить смысл высказывания на противоположный ни один (= вообще никто) - не один (= многие), ни разу (= вообще никогда) - не раз (= много раз).
    • · Не путайте отрицательные местоимения с приставкой ни- (нигде, никто, никому) и местоимения с частицей ни (ни кто, ни где, ни кому). Сравните Нигде не нашлось и следа человека. - Понятия не имею ни кто ты, ни где живешь,ни кому служишь.
    • · Обратите внимание на разницу между словосочетаниями не кто иной, как - никто иной; не что иное, как - ничто иное. Частица не выражает отрицание, а вся фраза используется для противопоставления частей высказывания друг другу. Противопоставление выражается союзом как (= союз а). Если предложение утвердительное и если невозможно без нарушения смысла добавить второе отрицание, используйте частицу не и пишите ее отдельно. Например Все произошедшее было не что иное, как просто глупый розыгрыш. На пороге неуверенно топтался не кто иной, как долгожданный гость.
    • · Если местоимение с частицей можно по смыслу заменить на частицы именно, как раз, то используется частица не и словосочетание пишется раздельно не кто иной, как; не что иное, как. Пример Пришло заказное письмо - не что иное, как приглашение конкурс, которого давно ждали. - Пришло заказное письмо - как раз то приглашение на конкурс, которого давно ждали.
    • · Если предложение отрицательное, т.е. при сказуемом имеется собственная отрицательная частица не, то ни-выступает в роли приставки и пишется слито с отрицательным местоимением Никто иной не сказал бы это лучше. Это ослиное упрямство ничем иным было не победить.
    • · Если предложение утвердительное, словосочетания никто иной, ничто иное служат для присоединения. Отрицание, не выраженное в предложении, существует потенциально и его можно восстановить из контекста Я хочу только это, иничто иное (не хочу).
    • · Если в словосочетании есть союз как, пишите все слова раздельно и с частице не Эта посылка не что иное, как подарок. Если союза как нет, пишите приставку ни- Никто иной не понимает меня так хорошо.
    • · Если в предложении использован союз а, пишите частицу не (раздельно) Хочу сказать все не кому-нибудь, а только ему одному. Если использован союз и, пишите ни (раздельно, если это частица, слитно, если это приставка) Многое ушло безвозвратно, и ничто уже не будет по-прежнему.
  • 2. Не путайте омонимы местоимение + предлог и союзы/наречия. Обращайте внимание, как согласуются они с другими членами предложения, какую синтаксическую роль выполняют сами, какой вопрос к ним можно задать и т.п.
  • · За чем мы отправляемся в магазин, что будем там искать? - Зачем ты идешь за мной и все время хнычешь?
  • · За то , что ты мне помогла, я тебя отблагодарю. - Зато у меня душа широкая и сердце доброе!
  • · При чем тут все эти люди? - Они много тренировались и готовились к соревнованиям, причем некоторые даже забросили учебу.
  • · При том , кого нам удалось раскопать в древней гробнице, были меч и щит. - Притом , если рассуждать здраво, на его стороне сила.
  • 3. Запомните, что нипочём - это не местоимение, а наречие.

Подборка правил: местоимение (определение, разряды, склонение, правописание).

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их (я, они, кто, что, который, несколько, некто, тот, этот, ваш, свой ).

Постоянным признаком местоимений является принадлежность к одному из девяти разрядов.

1. ЛИЧНЫЕ — я, мы (местоимения 1-го лица); ты, вы (местоимения 2-го лица); он, она, оно, они (местоимения 3-го лица). Морфологические признаки — падеж, число, род.

2. ВОЗВРАТНОЕ — себя. Морфологические признаки — падеж.

3. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ — кто? что? каков? чей? который? сколько? Морфологические признаки — падеж, число, род.

4. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ — кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Морфологические признаки — падеж, число, род.

5. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ — некто, некоторый, несколько; с приставкой КОЕ- или суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ . Морфологические признаки — падеж, число, род.

6. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ — никто, ничей, нисколько, никакой, нечего и др. Морфологические признаки — падеж, число, род.

7. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ — мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Морфологические признаки — падеж, число, род.

8. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ — тот, этот, такой, таков, такое, столько. Морфологические признаки — падеж, число, род.

9. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ — весь, всякий, сам, каждый, иной, любой и др. Морфологические признаки — падеж, число, род.

Непостоянные признаки

  • падеж — кроме несклоняемых (некто, нечто и др. ).
  • число — кроме тех, которые употребляются только в ед. (никто, ничто, некто ) или множ. (мы ) числе.
  • род — кроме тех, которые по родам не изменяются (никто, ничто и др. ).

Склонение личных местоимений

Начальная форма местоимений именительный падеж единственного числа.

  • я/мы; ты/вы; он, она, оно/они.
  • мне/нам; тебе/вам; ему, ей/им.
  • меня/нас; тебя/вас; его, её/их.
  • мной, мною/нами; тобой, тобою/вами; им, ею/ими.
  • обо мне/о нас; о тебе/о вас; о нём, о ней/о них.

Склонение притяжательных местоимений

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета кому-либо.

  • Именительный падеж (ед.ч./мн.ч.) — мой/мои.
  • Родительный падеж (ед.ч./мн.ч.) — моего/моих.
  • Дательный падеж (ед.ч./мн.ч.) — моему /моим.
  • Винительный падеж (ед.ч./мн.ч.) — моего /моих.
  • Творительный падеж (ед.ч./мн.ч.) — моим/моими.
  • Предложный падеж (ед.ч./мн.ч.) — (о) моём/(о) моих.

Правописание местоимений

  • СЛИТНО: отрицательные местоимения без предлога — никто, некто, никого, некого.
  • РАЗДЕЛЬНО: местоимения с предлогами пишутся в три слова — ни у кого, не у кого, ни с чего, не с чего, кое у кого, кое с кем, ни с кем.
  • ЧЕРЕЗ ДЕФИС: неопределённые местоимения с приставкой КОЕ- и с суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ — кое-кто, что-либо, кому-то, чему-нибудь.

ЗАПОМНИ: не кто иной, как.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...