Самооценка в психологии - это что? Виды и понятие самооценки в психологии. Отвержение в детстве

Низкая самооценка серьезно влияет на качество жизни, ощущение счастья и радости, и,зачастую, ведет к депрессии. Главная проблема низкой самооценки в том, что она порождает порочный круг в чувствах, мышлении и поведении, который приводит к еще большему снижению самооценки. Вырваться из этого круга без помощи психолога сложно. Если вы узнаете в этой статье свои черты и проблемы - задумайтесь о психологической помощи.

Что такое самооценка и для чего она нужна?

Самооценка - это общий итог наших представлений о том, насколько хорошо мы справляемся с жизнью по сравнению с другими людьми.

Нормальное состояние самооценки - это когда вы ее не замечаете и о ней не думаете. Вы чувствуете, что в целом с вами все в порядке. Что-то получается лучше, что-то хуже, но в этом нет ничего страшного. Повседневные успехи и неудачи не слишком сильно влияют на это самоощущение.

Например, вы хороший доктор и отлично умеете жарить шашлык, но вряд ли победите в песенном конкурсе или беге в мешках.

Вопреки расхожему мнению, самооценка нужна и полезна . Она помогает ставить достижимые цели и успешно их добиваться, не тратя силы на то, что недосягаемо. Когда что-то не получается, задетая самооценка подстегивает и помогает проявить настойчивость. А когда получается то, что раньше не выходило, нам приятно и хочется сделать что-то еще. Иногда жизненные обстоятельства, болезнь или воспитание приводят к тому, что самооценка не помогает, а мешает нам достигать целей и причиняет боль . И тогда нам нужна психологическая помощь.

От чего зависит низкая самооценка.

Низкая самооценка может быть постоянной личностной особенностью, а может быть временной реакцией на трудно сложившиеся жизненные обстоятельства. От чего она зависит?

Особенности мышления.

Психологи обнаружили, что люди с низкой самооценкой так склонны воспринимать себя и свою жизнь, что это подтверждает их низкое мнение о себе .

    Видеть даже позитивные события в мрачном свете.


    - Да, бОльшую часть нашего отдела сократили, а меня оставили. Но это только потому, что я тряпка и на все соглашаюсь.
    - Да, я хорошо выступила на презентации. Но, я уверена, это просто случайность и в следующий раз я наверняка провалюсь.

    Обращать внимание на неудачи и игнорировать успехи.


    - Я не смог заключить этот договор, а значит, я никудышный директор по продажам. Неважно, что заключено 7 других договоров.


    - Я неумеха, потому что у меня не получилось оформить бухгалтерский отчет. Да, я иллюстратор, но это не имеет значения, я должна со всем справляться одинаково хорошо.

    При неудаче или негативной оценке другими быстро делать вывод о своих способностях и о своей личности в целом.


    Девушка улыбается молодому человеку, а он не отвечает на первую улыбку и не подходит знакомиться - у нее портится настроение, она больше не хочет никому улыбаться и чувствует себя крайне непривлекательной.

    Ожидать, что успех должен быть достигнут сразу.


    - Я разместила свою анкету на сайте знакомств. Прошло уже два дня, а до сих пор никто симпатичный не откликнулся. Думаю, это потому, что я некрасива, а все нормальные мужчины уже заняты.

Особенности поведения.

Кроме того люди с низкой самооценкой часто ведут себя так, что это приводит к подтверждению их негативных мыслей о себе и еще большему снижению самооценки .

    Отказываются от возможностей и желаний.


    Так, застенчивый человек отказывается от приглашений на вечеринку, а потом ругает себя за то, что слабак. В конце концов приятели перестают его приглашать и это подтверждает его убежденность в том, что он никому не интересный зануда. Да и навыки общения не тренируются, а значит общаться становиться еще сложнее. Итог - самооценка становится еще ниже и настроение еще хуже.

    Ставят невыполнимые цели.


    - Я должна сбрасывать 4 килограмма в неделю и ко дню рождения влезть в платье, которое носила на выпускной.

    Быстро отказываются от достижения цели при неудаче.

Особенности общения.

Мы социальные существа и для нас значимо мнение других о нас. Однако люди с низкой самооценкой часто выбирают себе круг общения, подпитывающий их низкую самооценку.

Женщина с низкой самооценкой соглашается на первые предложенные ей отношения и терпит их, даже если страдает. Постоянная критика и пренебрежение подтверждают усугубляют ее собственное низкое мнение о себе.

Низкая самооценка далеко не всегда бывает тотальной. Например, можно ценить себя как профессионала, но низко оценивать свою способность обретать друзей или сексуальную привлекательность. Удивительным образом при этом человек может достаточно спокойно относится к неудачам в работе, но болезненно воспринимать любой промах в любовных отношениях. Или наоборот.

- Да, меня сократили. Очень неприятно, но я уже разослал резюме и жду отклика. Но меня не позвали на вечернику к Тимофею! Думаю, им наконец надоело, ведь я всегда сижу в углу и молчу. Я такой скучный.

Как установили психологи, низкая самооценка - один из факторов, провоцирующих депрессию . Но бывает и обратное. Низкая самооценка может быть одним из симптомов депрессии . Человек чувствует себя плохим и ничтожным и это следствие болезни.

Жизненные обстоятельства.

Бывают моменты, когда наши представления о себе подвергаются большим испытаниям. Как правило, это связано с серьезными изменениями в жизни.

Например, переезд в другую страну или в другой город. Только представьте: нужно освоить новую деятельность, завоевать авторитет на работе, найти круг общения, привыкнуть к новому месту жительства, порой к новому языку…

Когда в жизни много нового, неудачи случаются чаще обычного. Неудивительно, что в какой-то момент мы начинаем чувствовать, что не справляемся, устали, думать, что взялись за задачу не по плечу и, как итог, что не слишком-то хороши.

Проблемы с самооценкой могут возникнуть и тогда, когда из нашей жизни уходит что-то очень важное, центральное для нашего восприятия себя . Привычные критерии оценки себя больше неактуальны, а новые еще не появились

Например, женщина, ориентированная на карьеру, уходит в декрет.

Как повысить самооценку?

В первую очередь, нужно разобраться в чем причины низкой самооценки. Если в вашей жизни многовато перемен и вы чувствуете, что перестаете справляться - вам просто нужна психологическая поддержка . Как можно больше общайтесь с теми, кто верит в вас и может поддержать. Это может быть дружеская помощь или помощь психолога - главное, чтобы у вас было место, где вы можете расслабиться, опереться на другого, вспомнить, что вы справлялись с трудностями раньше, время пройдет и жизнь наладится.

Если же вы понимаете, что низкая самооценка ваш давний спутник - без помощи психолога не обойтись. Преодоление низкой самооценки - непростая, но вполне посильная работа. Не позволяйте ей портить вам жизнь, оно того не стоит!

С уважением,
клинический психолог .

2015, Психодинамика. При перепечатке и копировании текстов активная ссылка на обязательна.

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

Самооценка — от чего зависит?

Главные факторы, обычно определяющие самооценку человека — это его статус и его компетентность, как гарантия успешности. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное — всегда возможный личный выбор человека.

Итак, разнообразие факторов, влияющих на самооценку:

    Статус: его место в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений. Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял. Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес. Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все. Рисунок тела. Вялые движения и сутулость — самооценка вниз, громкий уверенный голос и Корсет уверенности — самооценка поднимается. Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем здоровый, веселый и бодрый. Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее. Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы — замечательное подспорье высокой самооценке. И просто — жизненному успеху! См.→ Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны , если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать. См.→

Самооценка и уровень личностного развития

Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она "само"-оценка, более разумна, стабильна и произвольна. См.→

Как воспитать высокую самооценку у ребенка

Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь — хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй — больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий — учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское — по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.→

Адекватная самооценка

Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:

    давать рекомендации по повышению или понижению Амбиций и Уровня притязаний, говорить в целом о большей или меньшей Личностной адекватности человека.

Попросту говоря самооценка это отношение к самому себе. Человеку с высокой самооценкой проще добиться успехов в жизни. Он с уважением относятся к себе и знает, что люди к нему относятся также. Это значит, что он всегда позитивно настроен и уверен в себе. Но у каждого в жизни случаются , но человек с высокой самооценкой не борется с проблемами он их решает.

Человек с заниженной самооценкой всегда сомневается в правоте своих решений и зачастую он переносит их на другие плечи. Ревность это тоже один из элементов заниженной самооценки. Когда человек ревнует он считает себя хуже других.

Вы плохой или хороший?

Обычно люди с заниженной самооценкой это те которые начав что то делать потерпели крах или неудачу у них опускаются руки, а в сознании отложилась мысль, что у них больше никогда ничего не получится. Или же это идёт из прошлого, когда родители высмеивали, ругали или унижали своего ребёнка. В конечном итоге человек вырастает с заниженной самооценкой .

Почему, к некоторым детям прилипает ярлык «Плохой ребёнокВсё просто , потому, что с самого раннего возраста ребёнку внушают, что он плохой, родители,школа, учителя, сверстники. В конце концов, ребёнок начинает верить в то, что он никому такой не нужен. Обычно эти ярлыки вешают родители, за принесённую двойку, или за какое-то нарушение семейного порядка.

На нём весит ярлык, что он плохой, а как избавиться от этого ярлыка он не знает и даже от любимых родителей помощи ждать не приходится. Это состояние не только подавляет самооценку ребёнка, но и наносит ему большую душевную травму. Он то в душе знает, что он хороший, ему хочется быть хорошим, но люди в нём уже видят только плохие его качества, и ни на грамм не замечают его хорошие стороны. Иногда это может привести к самоубийству.

Так, что дорогие родители, если у вас есть такие же проблемы в воспитании детей, и вы воспитываете их дедовским способом, «Меня так воспитывали и ничего живая» , то задайте себе вопрос, «А какая у меня самооценка?» , «Как я к себе отношусь?», «Люблю ли я себя ?». И если ответ будет отрицательный, то начинайте подымать свою самооценку и самооценку ребёнка. Сейчас полно литературы на эту тему.

Хвалите ребёнка, находите в нём только положительные стороны, говорите ему, что он хороший, он ждёт этого и вы сами удивитесь, какими неожиданными будут перемены, у вас вырастет ребёнок с высокой самооценкой . Для того, чтобы повысить свою самооценку надо изменить отношение к себе и этот путь лежит через . Как известно подсознание это самая таинственная часть человеческой сущности и именно здесь надо закрепить все свои положительные мысли о себе.

Подсознание не рассуждает, а только делает. Если вы не даёте своему подсознанию никаких указаний, то оно будет подчиняться указанием извне. Если вы не будите поддерживать высокого мнения о себе, если будите позволяя другим людям внушать вам, что вы ничего не стоите, то вам вряд ли удастся добиться чего либо в жизни.

Изменить отношение к себе это значит выявить все негативные мысли о себе и заменить их на позитивные. В этом вам помогут , путём многократного повторения.

«Я никогда не добьюсь успеха»

«Это не для меня»

«Я так не умею»

«У меня никогда ничего не получается»

«Я всегда проигрываю»

Если вы так думаете о себе, значит вы такой и есть и вам надо срочно повышать самооценку . Имея такие мысли в своём сознании или похожие на них человек никогда не возьмётся за новое дело, а если и возьмётся, то обязательно потерпит неудачу, а потом скажет в своё оправдание «Ну я же говорил, что не получится» и пойдёт снова на диван смотреть телевизор.

На первый взгляд кажется, что всё очень просто , поменял мысли и порядок. Но чтобы хоть, что то изменить в своём сознании и повысить свою самооценку , надо иметь желание изменять себя, нужна вера в себя, надо уважать себя, надо и воспринимать себя таким какой ты есть.

Пройдите бесплатный видео курс: « »

Будут вопросы пишите, жду ваших комментариев.

Желаю успехов.

Как самооценка влияет на жизнь человека обновлено: Май 17, 2016 автором: Admin

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...