Развитие речи в детском саду конспекты. Конспект по развитию речи

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять короткие сюжетные рассказы;

Продолжать учить использовать в рассказе разные виды предложений, рассказывать интонационно выразительно;

Развивать эмоциональное отношение к художественным произведениям, учить сопереживать, понимать героев;

Развивать творческое воображение;

Индивидуальная работа.

Предварительная работа:

Упражнение детей в составлении (придумывании) различных сказок и рассказов;

Заучивание сказки 2 детьми;

Заучивание слов Красной Шапочки

Оборудование:

Красная шкатулка, зубная щетка, зубная паста, цветок;

Костюм Красной Шапочки, корзиночка, конфеты;

Материалы для игр «Сказка соберись» и «Сказочные герои»;

Аудиозапись– «Песня Красной Шапочки», «Пение птиц».

Слайды на ноутбуке.

Ход занятия.

Дети здороваются с гостями и присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(после правильного ответа демонстрируется слайд)

Звучит музыка «Песня Красной Шапочки». Появляется девочка с корзинкой в руке. Подходит к воспитателю, и здоровается со всеми присутствующими.

Воспитатель: Красная Шапочка, а что у тебя в корзиночке?

Красная Шапочка:

Я от бабушки бежала,

И шкатулку увидала.

Под кустом она стояла,

И записочка лежала:

«Кто найдет шкатулку эту-

Отнесите в садик к детям».

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же лежит в этой красивой шкатулке?

Воспитатель вынимает из шкатулки зубную щетку, зубную пасту и цветок.

Воспитатель: Я знаю, чьи это предметы! Они принадлежат зубастому волку из веселой сказки, которая называется «Раз в неделю», а написал ее Валерий Шульжик. Зубастый волк использует эти предметы один раз в неделю. А что бы вам хотелось еще узнать о нем?

Заслушиваются вопросы детей.

Воспитатель: Чтобы узнать, как использует зубастый волк эти предметы, надо послушать сказку. Марк, расскажи нам, пожалуйста, начало сказки.

Раз в неделю волк зубастый

Чистит зубы мятной пастой.

Моет окна, белит печку,

Стелет коврик по крылечку

И с цветочком у дверей

В гости ждет к себе зверей.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами придумаем продолжение этой сказки. Мы сейчас с вами попадем в лес, где живет зубастый волк. И под пение птиц представьте, что же приключится с главным героем. Кто может придти к нему в гости? Чем они будут заниматься? А может зубастый волк попадет в беду?

Под музыку «Пение птиц» дети "отправляются в сказочный лес" (прогуливаются по группе), и самостоятельно придумывают продолжение сказки.

Заслушиваем 3-5 рассказов. Воспитатель оценивает рассказы вместе с детьми, отмечая творчество ребенка, кто интереснее придумал.

Воспитатель: Красная Шапочка, а что у тебя еще лежит в корзиночке?

Красная Шапочка: Я ребятам принесла игру. И хочу, чтобы мы все вместе поиграли.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Герои, каких сказок здесь изображены. (Герои из сказок "Гуси-лебеди", "Три поросенка", "Волк и семеро козлят")

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Сказка соберись». Возьмите каждый по одному герою. Когда будет звучать музыка, вы будете бегать врассыпную, а когда она остановится, вы должны «собрать сказки», собраться в три группы.

Игра повторяется 3-4 раза под музыку «Песня Красной Шапочки».

Затем дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз послушаем начало сказки «Раз в неделю».

Марк рассказывает начало сказки.

А теперь послушайте, что в конце придумал автор Валерий Шульжик. Саша расскажи нам, пожалуйста, конец сказки.

Но, увы! Лесные звери

Не стучатся

К волку в двери.

Высока, конечно, честь,

Но опасно –

Могут съесть!

Воспитатель: Ребята, мне сейчас Красная Шапочка рассказала, что с некоторыми героями сказок приключилась беда. Злая ведьма их заколдовала, и разрезала картинки с их изображением. Чтобы спасти этих героев, вам надо из частей собрать целую картинку. И тогда вы узнаете, какого героя вы спасли.

Дети садятся за столы. Под музыку проводится игра «Сказочные герои». Собрав разрезную картинку героя, дети придумывают про него загадку, и загадывают их друг другу.

Дети возвращаются на свои места.

Красная Шапочка: Ребята, за то, что вы спасли моих друзей, сказочных героев, я хочу угостить вас сказочными конфетами.

Красная Шапочка: Ребята, мне пора домой. Меня ждет мама. До свидания.

Под музыку «Песня Красной Шапочки» девочка прощается и покидает группу.

Содержание:

  • Что такое общение и из чего оно состоит
  • 3 главные составляющие общения
  • Есть контакт! Что дальше?
  • 9 игр для появления речи у ребенка
  • Что делать, если ребенок отказывается от занятий?
  • Лицо и движения — это центр работы над речью.

Что такое общение и из чего оно состоит

Если говорить академическим языком, общение представляет собой взаимодействие людей, во время которого происходит передача информации, выражение чувств, эмоций и оценочных суждений.

Кроме того, во время общения люди выражают свое отношение, как к собеседникам, так и к предмету речи. Научно доказано, что человек испытывает необходимость в общении. Во время этого процесса происходит реализация потребности в общественном признании.

Под средствами общения понимаются способы кодирования и расшифровки информации, то есть ее передачи и получения. Так как все общение можно разделить на вербальное и невербальное, то и средства общения также подчиняются этой классификации.

При вербальном, то есть речевом общении, основным средством, с помощью которого осуществляется коммуникация, является слово. Звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения являются речевыми средствами, которые используются при вербальном общении.

Второй тип общения – невербальный. В этом случае средствами общения являются:

  • мимика и жесты – отражающие эмоциональные реакции человека;
  • действия и движения;
  • особенности произношения, громкость и тембр голоса, темп речи.

Во время общения задействуют все средства (как вербальные, так и невербальные). Невербальные средства являются вспомогательными, но при этом они играют важную роль в процессе коммуникации.

По ним можно понять настроение собеседника, его эмоции и мысли, через невербальные средства коммуникации часто проявляется то, что человек скрывает на словах.

3 главные составляющие общения

Общение происходит поэтапно и включает в себя три главных компонента:

  • Контакт — между собеседниками должен появиться интерес или же заинтересованность в общении, желание получить информацию/мнение/совет. Находятся точки соприкосновения, которые и становятся крепким фундаментом для дальнейшего общения.
  • Понимание речи как с одной, так и с другой стороны. Когда происходит общение при помощи речевых средств, то без понимания не обойтись. В противном случае собеседники не поймут друг друга или поймут неверно, и это может привести к разногласиям в дальнейшем. Второй вариант развития событий – общение не будет выполнять свои функции.
  • Активная речь – позволяет полноценно выражать свои мысли, формулируя их в соответствии с обстановкой и участниками общения.

Контакт, понимание речи и активная речь – это составляющие общения, которые обеспечивают его полноценность и эффективность.

Про контакт и понимание речи я писал в одной из своих предыдущих статей« ».

Поэтому в этой стать предлагаю сделать следующий шаг и подробнее остановиться на вопросе, как увеличить количество звуков и слов.

Есть контакт! Что дальше?

Когда контакт между ребенком и родителем есть. Инициатива в игре переходит к родителю, и ребенок эту инициативу поддерживает, долго и с удовольствием играет. Время переходить от контакта к пониманию речи и развитию активной речи.

Основная задача на этом этапе — создать условия, в которых ребенок самостоятельно использует слова и предложения для взаимодействия в игре. Для этого необходимо найти совместную точку контакта, в которой обоим хочется находиться вместе, чаще всего это игра.

Совместные игры детей и родителей, либо сами занятия по развитию речи, организованные в игровой форме. Например, многие упражнения могут подойти для этой цели.

Второй момент, это очередность в игре и повторяемость. Интересные игры должны повторяться. В них можно начинать играть по несколько раз, и ребенок начинает ждать эти игры. Если игры начинают нравиться, то даже просто их повторяемость может позволить начать усложнять эти игры.

Повторяя одни и те же игры, можно вносить в них вариации. Это придаст элемент неожиданности, сюрприза. Позволить поддерживать интерес к игре и вызывать яркие эмоции! Все вместе позволяет значительно продвинуться в плане усложнения содержания игр.

Например, вы можете играть в постройку домика из одеяла из стола/стульев. Потом можно развить игру — забраться внутрь и устроить чаепитие, настоящее или вымышленное. Конечно через некоторое в домике станет скучно и захочется внести разнообразие.

Тогда можно сходить в «магазин» ли пригласить друзей – мягких игрушек. Они могут приходить в домик, стучаться спрашивать, кто в домике живет и т.д.. Это очень хороший способ пообщаться и установить контакт.

Установлен совместный контакт, найдены увлекательные игры с предметами или с сюжетами. Теперь занятия по развитию речи проходят весело и задорно. Родителям и ребенку хочется играть вместе, радоваться вместе, веселиться вместе.

Здесь идеальные условия для развития активной речи, есть все необходимые компоненты – взаимный интерес участников, физическая активность ребенка, динамика, включенность органов чувств, яркие эмоции, неожиданные повороты в игре.

Важен каждый компонент. Если контакта нет – то взаимодействие будет впустую. Родитель будет обращаться к ребенку, а тот просто его не услышит или проигнорирует. Если нет интереса или нет эмоций, то будет привычное, стандартное взаимодействие, без мотивации ребенка осваивать и применять что-то новое.

Это очень легко распознать — в этом случае он просто отбывает время на занятии, и ждет, когда его оставят в покое. Ему скучно на занятии. В такой ситуации какого-то развития речи или движения вперед сложно ожидать. Здесь и приходится применять смекалку, хитрость, творчество в игре.

При чем тут неожиданность и любопытство?

Необходимым условием для перехода от понимания речи к активной речи является неожиданность. Она порождает удивление, эмоции, пробуждает интерес и желание сделать неожиданный шаг самому.

Вспомните себя в первой поездке на море или в какую-нибудь другую страну. Первое впечатление всегда самое яркое, самое захватывающее.

Любопытство и интерес - это то, что подталкивает нас к исследованию, к экспериментам. Нам любопытно, и хочется потрогать, понюхать, попробовать самому… Это именно то, чего и нужно добиваться от ребенка. Мотивации, чтобы ему захотелось самому, чтобы он попробовал сам сделать или сказать!

Как только появляется активность от ребенка нужно ее сразу поддержать либо вызвать ее повторение. Сказал один раз ребенок новое слово – значит он умеет его произносить, и понимает ситуацию, в которой оно применимо.

Значит в следующей аналогичной ситуации родитель уже зная, о новых возможностях будет создавать аналогичную ситуацию и стимулировать ребенка произнести это слово опять.

Повторение звуков или слов важно получить не за счет того, что у ребенка получается. А за счет того, что сама деятельность ребенку интересна, сама ситуация его подталкивает к этому. Речь должна быть спонтанной, произнесенной не по просьбе, а по ситуации.

Ребенку интересно с вами вместе заниматься игрой. В этом случае цель – развитие речи, она как бы не в фокусе. В фокусе – вам интересно играть с ребенком, и сделать так, чтобы и ему было интересно приходить на занятия по развитию речи и играть там. Желание ребенка повторить игру, взаимодействие в игре, вызывает коммуникацию.

Речь в этом процессе не главное, а главное – играть с ребенком. Сделать так, чтобы игра с вами стала для него ценностью, важной частью его жизни. Тогда к этому будет приложено его внимание. И он сам будет стараться процесс игры продлить и усложнить.

А для этого нужна речь, без нее никак. И поскольку нет акцента именно на активной речи, ребенок начинает ей пользоваться, осваивать ее, как инструмент для игры, как любой другой атрибут игры.

Это схоже на ситуацию, когда ребенок играет в баскетбол или футбол, но одновременно учится владеть своим телом, чувствовать его, приобретает ловкость и скорость. Умение быстро разгоняться и останавливаться, менять направления движения, делать обманные финты.

Ребенок хочет научиться хорошо играть в футбол, а по ходу тренировок обучается быстро бегать, высоко прыгать, играть в команде – взаимодействовать с другими людьми. Цель за пределами деятельности. В этом случае два момента: речь для ребенка - это не муштра, а элемент игры, значит это позитивно окрашенная часть его жизни.

А второй момент — в игре стимулируются работа сенсорных систем и ребенок учится ими пользоваться, и реагировать на внешние изменения своевременно и быстро. Таким образом восстанавливается нормальная работа сенсорных систем ребенка.

9 игр для появления речи у ребенка

Ребенку важно оценить свой успех и услышать собственную речь. В буквальном смысле услышать! Для этого на занятия по развитию речи можно принести и использовать разные звуковые устройства — аудиозапись на телефоне и т.п.

Важно – родители должны реагировать на речь ребенка, чтобы он понял, что это удобный инструмент, и им можно пользоваться. Тогда дальнейшее развитие речи будет под контролем ребенка. Дальше он будет ее развивать сам, и качество речи будет улучшаться само.

Ребенок оценил успех и услышал свою речь, можно радоваться. Критерий успеха — появление потребности общаться с помощью звуков, за счет увеличение количества звуков и умения слышать собственную речь.

Ниже приведен список некоторых сенсорных игр для развития речи у ребенка.

  1. Логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика

Прекрасный способ понять и почувствовать свои ощущения, свое тело. Многие боятся массажем навредить, но на предыдущих шагах вы уже все сделали, чтобы все было лучшим образом. Если контакт теряется, ребенку не нравится это, то сделайте шаг назад.

  1. Сенсорные игры

Щекотки и веселые игры, позволят увеличить активность. В этой игре появляется много эмоций и много звуков.

  1. Игры — провокации

Игры с провокациями неожиданными звуками, например, играть в мяч и спрятать его под футболку.Или играть с игрушками и спрятать игрушку, в игре дом играть с животными и т.д. Новые повороты в игре, это всегда эмоции, всегда переход к речи.

  1. Необычные звуковые игрушки

Эхо-микрофон, игрушки-повторюшки — возможность для ребенка услышать свой голос со стороны, возможность много экспериментировать с ним.

  1. Природа и окружающая обстановка

Покричать во дворе-колодце, в лесу, в горах, на озере. Услышать свое эхо, услышать звук своего голоса.

  1. Пение

Совместное пение детских песен, любимых песен из мультиков. Это всегда приятно, весело и вызывает положительные эмоции. Кроме того, позволяет лучше научиться обращаться со своим голосом – пение это вам не просто так))) Тем более детских песен!

  1. Подвижные игры

Подвижные игры со сменой направления и неожиданными поворотами – прыгалки, догонялки, стройка шалаша, боулинг, штурм игровой крепости, бои на подушках и т.д.

  1. Игры с продуктами

Игры с продуктами с разными вкусами и текстурами. Можно любимые продукты нарезать необычным способом, можно перетереть их в пасту и пробовать отгадывать, можно спрятать кусочки фруктов в комнате – находить их и съедать, если ребенок любит фрукты

  1. Звуки раннего онтогенеза

В приоритете развития — которые получаются лучше всего «а» , «о», «у», «и», «э», «ы», «м», «в»(«ф»), «т»(«д»), «н», «п»(«б»), «к»(«г»), «х»

Что делать, если ребенок отказывается от занятий?

Не всегда все проходит гладко, иногда ребенок отказывается от просьбы. Отказ ребенка от изначальной просьбы, в том числе от занятий по развитию речи, происходит по двум причинам. Первая причина заключается в том, что задача очень сложная, и ребенок ее решить не может.

Что это значит? Ему на данный момент сочетания звуков, которые мы проси повторить и сказать самостоятельно очень сложны. Поэтому, что бы ему эту задачу не решать, он просто-напросто от нее отказывается и переходит на другую. Это одна из причин.

Вторая причина заключается в том, что ребенку сложно удерживать ситуацию общения долгое время. Что это значит? Если брать вот этот пример: когда вы просите слово «кАнфета», — «ка» и ждете, что ребенок повторит «ка», — в этом случае ему на это нужно время. Если ребенку это удерживать сложно, в этом случае он просто отказывается от этой задачи и переключается на другое.

Первая задача решается проработкой артикуляционного аппарата. Вы включаете в занятия по развитию речи игру со звуками, которые выделили. Вы ведь знаете, звуки которые он умеет произносить. Сами специально стимулируете увеличение количества произношения этих звуков.

Это приводит к тренировке артикуляционного аппарата, с одной стороны. С другой стороны, это радует ребенка, когда он начинает произносить их, и радует вас. И тем самым решается вопрос: у него начинает получаться, и он перестает отказываться.

Вторая задача заключается в том, чтобы во время подвижных игр можно придумывать разные варианты. Например, «догонялки на улице», «дома рисовать красками» и т.д.…

Если сознательно играть в игры дольше, чем обычно вы играете. То тем самым вы увеличите время удержания внимания. В этом случае создается коммуникативная ситуация, ребенок сможет пройти дальше в удержании времени, чем обычно.

Попробуйте в любимые игры играть дольше, чем обычно, то есть вы специально растягиваете время. Нужно пройти ситуацию интереса и уйти в ситуацию некоторого утомления, тогда время контакта начнет увеличиваться.

Увеличится время контакта в игре и увеличится время контакта во время общения. Соответственно появится возможность сказать свою просьбу в тот момент времени, когда нужно. И тогда в тот момент времени, когда нужно, есть шанс, что он не откажется от неё, а повторит то, что вы хотели.

То есть решение в двух вариантах. Это тренировка фонематического восприятия, специально создавая игры с теми звуками, которые ребенок произносит. И второе, это увеличение времени контакта с помощью подвижных, сенсорных игр, увеличивая время игры. Это все требует времени и включения, но, тем не менее, это оправданно и даст свой эффект.

Лицо и движения — это центр работы над речью.

Последний момент, на котором хотел остановиться — концентрация внимания в процессе работы не на речи, а на ощущениях. Лицо и движения – это центр работы над речью. Умение ребенком использовать информацию с лица, как решающий вид деятельности.

Это значит, нам нужно научиться делать таким образом, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо и по лицу мог понимать, в каком вы состоянии. Готовы ли играть дальше, или вы сейчас остановитесь, или вы уже сердиты.

Если это сделать и научить ребенка это делать, тогда возникает меньше проблем и с поведением, и гораздо проще удерживать контакт. Поэтому нужно сделать так, чтобы лицо было центром внимания.

Как это сделать…? Начните с того, что просто смотрите на ребенка и улыбайтесь ему. Возможно вначале ему будет сложно и он будет отворачиваться и смущаться. Но постепенно он начнет улыбаться в ответ и возникнет контакт глазами. Теперь можно начать говорить с помощью глаз. Показывая эмоции, и мысли с помощью своего лица. Занятия по развитию речи – это немного игрового искусства, немного озорства, немного фантазии и много терпения и усердия, и ваш ребенок обязательно заговорит!

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:
«Домашние животные»

Цель:

Задачи:

7. Развитие общей моторики.

Оборудование:

Игрушка – кошка, картинки с изображением животных и их детенышей.

Лексический материал:

Слова – предметы: кошка, котята, собака, щенята, корова, телята, коза, козлята, овца, баран, ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята.

Слова – признаки: домашние.

Слова – действия: мяукать, лаять, мычать, блеять, ржать, хрюкать.

С.Я Маршак «Кошкин дом»

А.В. Кайгородцев «Стишата о зверятах»

В.Лунин «Не шали, котенок мой»

Н. Мигунова «Уточка»

Н.Некрасов «Мужичок с ноготок»

Е.Г. Карганова «На ферме»

Ход занятия

I. Оргмомент

Соберемся дети в круг –

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы друг другу,

Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.

II. Основная часть

Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Загадка

Позову – и подойдет, на колени ляжет,

Если очень попрошу, сказку мне расскажет.

Мягенькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Трется ласково у ног, если кушать хочет,

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от нее серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

«Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»

Д/игра “Кто спрятался?” (образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель (показывает картинку). “Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечке сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их”.

Дети: (составляют предложения по картинке). “Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова”.

Дыхательная гимнастика

“Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу”. Вспомним, какие звуки произносят животные.

Дети с восклицательной интонацией договаривают звукоподражиния: “Собака загавкала – (гав-гав). Корова замычала – (му-му). Лошадь заржала – (иго-го). Коза замекала – (ме-ме). Овца заблеяла – (бе-е-е). А кошечка им в ответ замяукала – (мяу-мяу)”.

- Как всех этих животных можно назвать одним словом?”

- Дети: “Это домашние животные”.

- “Почему они так называются?”

- Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”.

- “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”.

Артикуляционная гимнастика

А теперь, ребятки, давайте представим, что наш язычок превратился в «Лошадку».

Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.

Я лошадка Серый Бок,

Цок – цок - цок,

Я копытцем постучу,

Цок - цок,

Если хочешь – прокачу!

Цок - цок.

(улыбнуться. Приоткрыть рот. Цокать медленно кончиком языка. Сделать, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык).

Пальчиковая гимнастика «Буренушка»

А сейчас приготовьте свои ручки, мы немного поиграем с пальчиками.

Дай молока, Бурёнушка,

Показать, как доят корову: вытянув вперед руки со сжатыми кулачками, попеременно опускать и поднимать их

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Сделать «мордочку» из пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Загибать пальчики на обеих руках начиная с больших, на каждое название молочного продукта

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Опять показать, как доят корову

Молоко коровье.

Д/игра “Назови детенышей”

У каждого домашнего животного есть детеныши. Назовите их.

У кошки - ……….. (котята)

У собаки - ………..(щенята)

У коровы - ……….(телята)

У козы - ……… …(козлята)

У овцы - …………(ягнята)

У лошади - ………(жеребята)

У свиньи - ……… (поросята)

Д/игра “Отгадай, что это за животное”

Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.

Сторожит, грызет, лает. Кто это?

Мяукает, ласкает, царапается.

Хрюкает, роет землю.

Ржет, бегает, скачет.

Блеет, бодается.

Мычит, жует, ходит, дает молоко.

Итог занятия

“Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?”

Дети: “Эти животные - домашние. И для человека они очень важные!”

“Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них.

Занятие закончено.

Итог занятия во второй младшей группе.

Малыши подросли и многому научились. Все дети стали понимать устную обращённую речь, могут показать предмет, названный взрослым. Намного улучшилась речь детей, все дети заговорили. Легко произносят услышанные стихи и песни. Дети заговорили сложными фразами. Ребята рассказывают об увиденном, хотя иногда и отрывочными фразами, но это присуще их возрасту. Произношение у большинства детей правильное, за исключением звука р и шипящих. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторике рук. Видны результаты работы на лепке, рисовании.

Цель :

1. Обогащать и систематизировать словарный запас.

2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные»

3. Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.

4.Задачи:

1. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные».

2. Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.

3. Развитие речевой активности детей.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Становление речевого дыхания.

7. Развитие общей моторики.

Игровые методы и приёмы:

1. Сюрпризность, эмоциональность.

2. Создание игровых ситуаций.

3. Дидактические и подвижные игры.

Словесные методы и приёмы:

1. Разговор, беседа.

2. Рассматривание картинок.

3. Подсказывание нужного слова.

4. Напоминание, пояснение.

5. Использование художественного слова.

6. Вопросы.

Практические методы и приёмы:

1. Совместные действия воспитателя с ребёнком.

2. Упражнения.

3. Выполнение поручений.

Наглядные методы и приёмы:

1. Показ предметов и игрушек.

2. Приближение объекта к детям.

3. Задание детям, вопросы.

4. Включение предметов в деятельность детей.

5. Активное действие детей.

6. Выполнение игровых действий.

4. В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям. Задания соответстуют возрасту детей и программному материалу.

5. Были использованы названные методы и приёмы.

6. Удачные моменты :

Поставленные цели и задачи были решены.

Дети с удовольствием выполняли все предложенные задания; не было пауз. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Конспект занятия по развитию речи «Ласковые слова»

Образовательная область: Коммуникация

Раздел: Развитие речи

Тема: «Ласковые слова»

Цель: Формировать представления о словообразовании

Задачи:

1) Научить использовать в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме

2) Развивать подвижность мимической мускулатуры.

3) Воспитывать терпение, усидчивость, любознательность, стремление доделывать все до конца; вызвать интерес к окружающему миру.

словарная работа : ласковый

Оборудование: мишка, пиктограммы с изображением эмоций

Ход работы:

1.Круг радости «Солнышко»

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ручки)

Здравствуй, солнце золотое! (встают на носочки, тянутся к солнышку)

Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки и образуют круг)

Очень рад вас видеть я! (раскачивают ручками)

Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? (отличное, бодрое, праздничное, озорное, веселое, грустное)

2. Мимическая гимнастика

Выставляются пиктограммы.

Педагог и дети рассматривают пиктограммы с изображением радостного, грустного, удивленного, сердитого выражения лица, а затем изображают эмоции на своем лице.

3.Сюрпризный момент

Сегодня мы с вами будем придумывать новые слова, а поможет нам в этом Винни Пух. Скажите, здравствуйте!

Винни Пух : Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово: «Здравствуйте»? Это значит, когда мы с кем – то здороваемся, мы желаем этим людям здоровья. Ребята, а какие вы ещё волшебные слова знаете? (ответы детей ). Ребята, а давайте поиграем в игру, которая называется «Здравствуйте!».

4.Игра «Здравствуйте »

(Дети «здороваются» с той частью тела, которую назвал медвежонок, повторяя движения за педагогом.)

Здравствуйте ножки.

Дети: Здравствуйте: (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог) .

Здравствуйте ладошки.

Дети: Здравствуйте. (Хлопки в ладоши на каждый слог одновременно со словами) .

Здравствуйте губки.

Дети: Здравствуйте (Воздушные поцелуи друг другу).

Винни Пух : Ребята, а я не знаю, как вас зовут!!! Может быть, вы скажете мне? (да )

5.Игровое упражнение «Ласковые имена»

Педагог побуждает детей называть друг друга ласково: Сашенька, Софочка и т.д..

Винни Пух: Ой, молодцы какие! Эх, я бы с вами поиграл, но у меня спина болит.

Педагог: Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым, чтобы спинка не болела? (зарядку ) Давайте сделаем физминутку и вспомним одну сказку.

6.Физминутка «Заюшкина избушка».

Зайка наш в избушке жил. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика ) .

Никогда он не тужил (Головой поворачивают в разные стороны )

Песню весело он пел (Кивают головой ) .

И на дудочке гудел. (Имитация игры на дудочке ) .

Но лисичка постучала. (Стучат кулачком о кулачок ) .

Зайца нашего прогнала. (Хлопают в ладоши ) .

Теперь зайчишка грустный ходит. (Кружатся .)

Себе места не находит. (Вздыхает, и разводят руками .)

И собака, и медведь (Виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону.)

К зайцу нашему подходят. (Подходят друг – другу) .

И ни с чем они уходят (Расходятся ) .

Лишь единственный петух.

Зайцу нашему помог (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) .

И теперь живут в дому. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика.)

Припеваючи в ладу. (Обнимаются .)

Ребята, вы узнали сказку? («Заюшкина избушка») Молодцы! Ну-ка, Винни Пух, как твоя спина? Сможешь теперь играть?

Винни Пух : Да, полегчало мне! Дети, я придумал новую игру, хотите поиграть?! Только с ее помощью вы сможете придумать новые слова!

7. Игра «У меня нос, а у тебя?»

Педагог называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

У меня нос, - говорит педагог.

А у меня носик.

У меня уши (а у меня ушки) и т.п.

8. Итог занятия

(Дети по «цепочке» называют части тела человека)

Винни Пух: Ребята, мне было так весело с вами играть! Вы все такие умные, такие ласковые ребята! Еще и спинку мне вылечили! Вы хотите, чтобы я еще пришел в гости? (да ) Я обязательно приду к вам! До свидания!(Дети прощаются с гостем)

Ожидаемый результат :

Знать названия и расположение частей тела;

Иметь представление о словообразовании;

Уметь выражать свои эмоции, образовывать новые слова

Занятие по развитию связной речи

в средней группе

Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка»

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Р.п. Северо-Енисейский

Программное содержание.

Образовательные задачи:

учить пересказывать ранее незнакомый текст; добиваться передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи; упражнять в соотнесении названий животных и их детенышей

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

формировать умение слушать своих товарищей, при затруднениях в пересказе оказывать помощь; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Обогащение словаря: фыркает, пыжится, топорщится

Активизация словаря: чулан, мурлычет, сытая, довольная.

Наглядный материал: картинки животных с детенышами (кошка, котята, собака, щенята, курица, цыплята, утка, утята, сорока). Карточки - схемы для последовательного рассказа.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими. Воспитатель приглашает их пройти на стульчики.

Воспитатель: Давайте с вами, ребята, поиграем. Вспомните гимнастику для пальчиков «Коготки»

Пальчиковая гимнастика.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

(Поочередно загибают пальцы правой руки, крепко прижимая к ладони. Большой палец прижат к указательному. После последней фразы, с силой раскрыть ладошку, сказать «Мяу!».

Повторить с левой рукой, затем обеими руками)

Воспитатель. А сейчас я загадаю загадку. Чтобы её правильно отгадать, надо внимательно слушать и подумать, прежде чем дать ответ.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапка».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(ответы детей)

А как вы догадались, что это кошка? (подводится итог ответов детей)

Я предлагаю вам послушать новый рассказ про кошку. Он так и называется «Кошка». Автор рассказа уже знакомый вам писатель Евгений Чарушин. (обратить внимание детей на портрет писателя)

Евгений Чарушин

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет - мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать не интересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Какие слова вам не понятны?

А, что такое чулан?

Второе чтение

О ком говорится в рассказе?

Во время беседы по содержанию проводится словарная работа, индивидуально повторяются слова: чулан, хозяйка, сытая, довольная, мурлычет, фыркает, пыжится, топорщится; словосочетания: поет песенки, котеночек маленький.

Воспитатель выставляет картинки - схемы.

Установка. Ребята, я еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить все по порядку. Обратите внимание, с какой интонацией я читаю, потому что вы его потом будете пересказывать сами.

Третье чтение.

После чтения небольшая пауза, для подготовки детей к пересказу. Пересказывают 3 - 4 ребенка.

Оцениваются первые два пересказа. Необходимо указать на 1 - 2 качества положительного характера, привлекать к оценке детей?

Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает трудные слова, предлагает хором повторить фразу или слово еще раз.

Физминутка

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.

Я буду мама кошка, а вы мои котята. С помощью своей волшебной палочки и заклинания, я превращу вас в настоящих котят. Закройте глаза и вытяните руку: «Мяу - мяу - мяу - кис, ты котенком становись!»

(Палочкой коснуться рук детей)

Ах, мои милые, котятки, вы так долго спали, но вот встало солнышко и пора вам просыпаться. Открывайте глазки. Просыпайтесь, протрите лапками глазки. Потянитесь вверх, (встать на колени) лапки вверх, голову вверх, прогните спинки, а теперь лапки опустите, голову наклоните вниз, спинки округлите. Сели, почистили шерстку лапками, вытерли мордочку. Какие чистые котята!

Захотели есть. Замяукали: «Мяу - мяу, дай нам, мама, молочка!» (Дети повторяют предложение)

Пейте, на здоровье!

Наелись, теперь можно поиграть. Котята любят играть друг с другом (в парах прыгают), и со своими хвостиками (повилять).

Наигрались, устали, пора отдыхать. А вам пора в деток превращаться. Закройте глазки, вытяните лапку. «Мяу - мяу - мяу - кис, ты ребенком становись!»

После физминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель.

Чтение рассказа с показом картинок и договором детей.

У девочки Вари была кошка с котятами, собака со щенятами, крица с цыплятами, утка с утятами.

Как-то раз малыши побежали к реке. Утята стали нырять и плавать, а котята, щенята, цыплята смотреть на них. Как вдруг «Тра-та-та-тах!» Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к кошке, щенята к собаке, цыплята к курице, утята к утке. Успокоили мамы своих деток и они снова побежали к реке. Бегут котята от кошки, щенята от собаки, цыплята от курицы, утята от утки. Только прибежали к реке, как снова: «Тра-та-та-тах!». Пуще прежнего испугались малыши и опять побежали к своим мамам. К кошке бегут котята, к собаке щенята, к курице цыплята, к утке утята. Прибежали и спрашивают: «Кто это так страшно трещит?» смотрят метнулась к лесу какая-то птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!» - и скрылась.

Если дети не назвали, показать картинку с изображением сороки.

А теперь узнали?

И малыши узнали сороку и успокоились и пошли каждый по своим делам - кто искать червячков, кто играть.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3»

Занятие по развитию связной речи

в средней группе

Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка»

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Р.п. Северо-Енисейский

Программное содержание.

Образовательные задачи:

    учить пересказывать ранее незнакомый текст;

    добиваться передачи его содержания без пропусков и искажений;

    побуждать к выразительной речи;

    упражнять в соотнесении названий животных и их детенышей

Развивающие задачи:

    развивать связную речь, через воспроизведение художественного произведения.

Воспитательные задачи:

    формировать умение слушать своих товарищей, при затруднениях в пересказе оказывать помощь;

    воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Обогащение словаря: фыркает, пыжится, топорщится

Активизация словаря: чулан, мурлычет, сытая, довольная.

Наглядный материал: картинки животных с детенышами (кошка, котята, собака, щенята, курица, цыплята, утка, утята, сорока). Карточки – схемы для последовательного рассказа.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими. Воспитатель приглашает их пройти на стульчики.

Воспитатель: Давайте с вами, ребята, поиграем. Вспомните гимнастику для пальчиков «Коготки»

Пальчиковая гимнастика.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

(Поочередно загибают пальцы правой руки, крепко прижимая к ладони. Большой палец прижат к указательному. После последней фразы, с силой раскрыть ладошку, сказать «Мяу!».

Повторить с левой рукой, затем обеими руками)

Воспитатель. А сейчас я загадаю загадку. Чтобы её правильно отгадать, надо внимательно слушать и подумать, прежде чем дать ответ.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапка».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(ответы детей)

А как вы догадались, что это кошка? (подводится итог ответов детей)

Я предлагаю вам послушать новый рассказ про кошку. Он так и называется «Кошка». Автор рассказа уже знакомый вам писатель Евгений Чарушин. (обратить внимание детей на портрет писателя)

Кошка.

Евгений Чарушин

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет – мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать не интересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Какие слова вам не понятны?

Как вы понимаете слова - фыркает, пыжится, топорщится?

А, что такое чулан?

Второе чтение

О ком говорится в рассказе?

Что произошло с кошкой Маруськой?

Какой был котеночек у Маруськи?

Во время беседы по содержанию проводится словарная работа, индивидуально повторяются слова: чулан, хозяйка, сытая, довольная, мурлычет, фыркает, пыжится, топорщится; словосочетания: поет песенки, котеночек маленький.

Воспитатель выставляет картинки – схемы.

Установка. Ребята, я еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить все по порядку. Обратите внимание, с какой интонацией я читаю, потому что вы его потом будете пересказывать сами.

Третье чтение.

После чтения небольшая пауза, для подготовки детей к пересказу. Пересказывают 3 – 4 ребенка.

Оцениваются первые два пересказа. Необходимо указать на 1 – 2 качества положительного характера, привлекать к оценке детей?

Как Полина рассказала громко или тихо?

Как вы думаете, она все рассказала? Ничего не пропустила? Все рассказала по порядку?

Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает трудные слова, предлагает хором повторить фразу или слово еще раз.

Понравилось вам самим пересказывать?

Физминутка

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.

Я буду мама кошка, а вы мои котята. С помощью своей волшебной палочки и заклинания, я превращу вас в настоящих котят. Закройте глаза и вытяните руку: «Мяу – мяу – мяу – кис, ты котенком становись!»

(Палочкой коснуться рук детей)

Ах, мои милые, котятки, вы так долго спали, но вот встало солнышко и пора вам просыпаться. Открывайте глазки. Просыпайтесь, протрите лапками глазки. Потянитесь вверх, (встать на колени) лапки вверх, голову вверх, прогните спинки, а теперь лапки опустите, голову наклоните вниз, спинки округлите. Сели, почистили шерстку лапками, вытерли мордочку. Какие чистые котята!

Захотели есть. Замяукали: «Мяу – мяу, дай нам, мама, молочка!» (Дети повторяют предложение)

Пейте, на здоровье!

Наелись, теперь можно поиграть. Котята любят играть друг с другом (в парах прыгают), и со своими хвостиками (повилять).

Наигрались, устали, пора отдыхать. А вам пора в деток превращаться. Закройте глазки, вытяните лапку. «Мяу – мяу – мяу – кис, ты ребенком становись!»

После физминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель.

У меня для вас есть еще одна интересная история. Но мне потребуется ваша помощь, вы будете мне подсказывать.

Чтение рассказа с показом картинок и договором детей.

У девочки Вари была кошка с котятами , собака со щенятами , крица с цыплятами , утка с утятами .

Как-то раз малыши побежали к реке. Утята стали нырять и плавать, а котята, щенята, цыплята смотреть на них. Как вдруг «Тра-та-та-тах!» Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к кошке , щенята к собаке , цыплята к курице , утята к утке . Успокоили мамы своих деток и они снова побежали к реке. Бегут котята от кошки , щенята от собаки , цыплята от курицы , утята от утки . Только прибежали к реке, как снова: «Тра-та-та-тах!». Пуще прежнего испугались малыши и опять побежали к своим мамам. К кошке бегут котята , к собаке щенята , к курице цыплята , к утке утята . Прибежали и спрашивают: «Кто это так страшно трещит?» смотрят метнулась к лесу какая-то птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!» - и скрылась.

А вы, ребята, догадались, что это за птица?

Если дети не назвали, показать картинку с изображением сороки.

А теперь узнали?

И малыши узнали сороку и успокоились и пошли каждый по своим делам – кто искать червячков, кто играть.

Нам тоже с вами пора отдохнуть.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...