Рассказ на тему знаки препинания 4. Из истории возникновения знаков препинания

Имя прилагательное как часть речи характеризуется общим категориальным значением признака (качества, свойства, отношения и т.д.), носителем которого является предмет (в широком смысле). Значение признака выражается в словоизменительных категориях рода, числа и падежа . Называя признак предмета, прилагательное всегда определяет существительное, т.е. функционирует в предложении в качестве определения (атрибутивная функция) или именной части сказуемого (предикативная функция), следовательно, синтаксически всегда относится к существительному. Таким образом, имя прилагательное как часть речи развивалось на синтаксической основе определения с помощью специальных средств языка.

Достаточно долго представление о признаке предмета было слито в человеческом сознании с обозначением предметности, т.е. представлен был синкретизм вещи и ее признака в одном имени. Остатки исходного синкретизма (имя существительное - имя прилагательное) можно обнаружить в древнерусских текстах: съ маломъ же дружины възвратися; иное лихо , никакова худа ; да будемъ золоти яко золото.

Прилагательные, обозначавшие отвлеченный от предмета признак, выражают более абстрактную идею и уже по этой причине являются более поздними по происхождению.

Выделение необходимого для сознания признака происходило последовательно: предметное имя → притяжательное → относительное → качественное имя, что соответственно выражает: конкретное отношение к лицу (предмету), личное свойство предмета, совершенно отвлеченный признак.

Разные признаки, выражаемые притяжательными, относительными и качественными прилагательными, нашли отражение в их грамматических характеристиках, а также в исторических изменениях данной части речи.

Важным формальным средством выделения прилагательных как самостоятельной части речи была суффиксация.

Таблица 13


Разряды

Формы


Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Именные (краткие) формы, первичные по происхождению

С непроизводной основой:

Малъ, -а, -о

Бhлъ, -а, -о

Синь, син", син~

С суффиксальной основой:

Милостивъ, -а, -о

Сильнъ, -а, -о

Величавъ, -а, -о

Высокъ, -а, -о


С непроизводной основой:

Златъ, -а, -о

С суффиксальной основой:

Кам#нъ, -а, -о

Липовъ, -а, -о

Женьскъ, -а, -о

Лhсьнъ, -а, о


Только с производной основой:

Пророчь (от пророкъ - к||ч’)

Ярославль (от ярославъ - в||вл’)

Змеевъ (от змея)

Братьн’ь


Местоименные (полные, членные), вторичные по происхождению

малъ + и – малыи

Мала + " – мала"

Мало ++ ~ – мало~

бhлыи, -а", -о~

Сини, -"", -~~

Милостивыи

Величавыи

Высокыи


златыи, -а", -о~

Женьскыи

Лhсьныи

Отсутствовали


Грамматическая характеристика

1) Все прилагательные (именные и местоименные) изменялись по родам, числам, падежам, т.е. склонялись.

2) Всем прилагательным была свойственна синтаксическая функция определения (атрибутивная) и функция сказуемого (предикативная) – чаще для именных форм.

Комментарий к таблице:

Местоименные (членные, полные) прилагательные образовались в праславянский период путем присоединения к именным формам указательных местоимений и, ", ~. Первоначально указательные местоимения играли роль определенного артикля (добръ-и, добра-~го). Но уже в древнейших славянских памятниках употребление именных и местоименных форм колеблется, что указывает на распад категории определенности / неопределенности (о данной категории см.  26: 349).

^ Задания УЭ 3.1


  1. Именные (краткие) прилагательные с непроизводной (бессуффиксной) основой формально близки к существительным. Найдите в предложенных фрагментах древнерусских текстов имена прилагательные и объясните, на каком основании вы их выделили.
Сътворите дрhво зъло и плодъ его зълъ; достоить ли въ соуботы добро творити ли зъло сътворити; тяжько ти головы кромh плечю зло ти тhлоу кромh головы; добро есть братие почетанье книжьное.

  1. Древнерусскому языку были известны притяжательные прилагательные, образованные от существительных с помощью чередований согласных. Установите чередования согласных, вспомните их происхождение и ответьте, каким способом словообразования образовывались данные прилагательные в праславянский период.
Адамль, Володимирь, Святопълчь, Ярославль, чловhчь, къняжь, говяжь, божь, Всеволожь.

  1. Найдите в данных предложениях имена прилагательные, определите их разряд и способ образования.
Бh бо тоу теремъ каменъ; добри гости придоша; посла ны деревьска земля; повелh bископати яму великоу и глоубокоу; поуще ны игоревы съмьрти; начаста воевати волость всеволожю; въ руку грhшничю; я всеволодъ далъ есмь блюдо серебрьно; еже придеть кръвавъ моужь на дворъ…... ; то выведеть свободьна моужа два; въпаде въ недоугъ крhпъкъ; колико лhтъ ходи дряхлъ и оунылъ.

^

Учебный элемент 3.2: Именные (краткие) прилагательные в древнерусском языке и их история

Склонение именных (кратких) прилагательных

в древнерусском языке

Таблица 14


Склонялись по продуктивным типам склонения имен существительных

Муж.р.

добръ

по типу скл. им. сущ. на –о

тверд. вар.

см. плодъ

синь

мягк. вар.

см. ножь

Ср.р

добро

тверд. вар.

см. село

син~

мягк. вар.

см. поле

Жен.р.

добра

по типу скл. им. сущ. на –а

тверд. вар.

см. жена

син"

мягк. вар.

см. вол"

^ Исторические изменения в именных (кратких)

формах прилагательных

Именные (краткие) и местоименные (полные) формы прилагательных исконно по-разному выражали значение определенности / неопределенности признака. Краткие формы обозначали неопределенный признак, а полные – определенный. Как известно, сказуемое (предикат) – это всегда новое в высказывании, т.е. неизвестное ранее, следовательно, в подобной функции могли употребляться краткие прилагательные и невозможны были полные формы, для которых был свойствен определенный признак, а значит, атрибутивная функция. Данные исходные особенности именных и местоименных форм предопределили исторические изменения.

Таблица 15


Изменения

Причины изменений

Качественные прилагательные

1. Утратили склонение, т.е. изменение по падежам, сохранив род и число.

1. Утрата функции определения в предложении и сохранение функции сказуемого, которое всегда координирует с подлежащим, стоящим в форме И.п., следовательно, надобность в косвенных падежах отпадает.

Вытеснению именных форм способствовало смешение именных и местоименных форм в тексте в связи с равносложностью многих падежных окончаний тех и других форм прилагательных (добръмь и добрымь , добромъ и добрымъ – см. таблицы склонения), а также явление аналогии (в Р.п. мн.ч. форма добръ по аналогии с др. косвенными падежами заменилась полной формой добрыхъ)


2. Утратили двойственное число

2. Утрата в целом категории двойственного числа как промежуточной между ед.ч. и мн.ч. в древнерусском языке.

3. Утратили родовые различия во мн.ч. (новъ, нова, ново, но: новы)

3. Процесс утраты родовых различий во мн.ч. в склонении существительных распространился на формы согласуемых слов – прилагательных, которые являлись формальными выразителями рода существительных: новы, отцовы, сини как столы, жены, кони, земли.

^ Относительные прилагательные

Утратили краткую форму полностью

Специфика семантики относительных прилагательных: относительные прилагательные обозначали признак неподвижный, что затрудняло использование их в роли сказуемого (невозможно употребление *дверь железна, дверь будет (была) железна ); утрата же функции определения краткими прилагательными привела к потере относительными прилагательными краткой формы.

^ Притяжательные прилагательные

Сохранили краткие формы в одних падежах и утратили в других.

Общая лексическая семантика данных прилагательных – принадлежность определенному живому существу – исключала возможность образования полных форм, где местоименный член выражал определенность признака. Притяжательные прилагательные длительное время сохраняли именное склонение, и лишь в относительно новое время, когда в системе прилагательного как части речи основными формами становятся полные, притяжательные прилагательные начинают изменяться по смешанному склонению, субстантивно-адъективному, причиной этому стало влияние адъективного склонения (склонения полных форм) на притяжательные прилагательные.

И.п. мамин – ø

Р.п. мамин– ого

Д.п. мамин–ому

В.п. мамин–ø

Т.п. мамин–ым

П.п. о мамин–ом


отцов – ø

Отцов – а

Отцов – у

Отцов – ø

Отцов – ым

Об отцов – ом

ЗаданияУЭ 3.2


  1. Выпишите именные формы прилагательных, определите их разряд, род, число, падеж. По каким типам склонения изменялись именные формы? Отметьте их синтаксическую функцию.
Дьржа роуськоу землю; дати кн#жю холопоу; въ таково приде жестоко житие; обрhтохове врьтьпъ малъ; при добрh дhлh... боудевh; въ домоу отьца моего обитhли многы соуть; глаголахоу нh о коем велицh старьци; страхомъ великомъ одьржимъ быхъ; многа дhла добра явихъ вамъ; босама ногама ходити обычаи есть; тhлъмь бяше красьнъ высокъ лицьмь кроуглъмь; глагол# слhпъ есмь и не могоу никамо же ити; и ядяхоу люди листъ липовъ и короу березовоу.

Сравните синтаксическую функцию кратких прилагательных в древнерусском языке и в современном русском. В чем сходство и в чем различие?


  1. Выпишите из приведенных примеров притяжательные прилагательные, укажите их род, число, падеж. Определите, как они образованы. Какие это формы (именные или местоименные)? Ответ обоснуйте.
Не въходя и двьрьми въ дворъ овьчии; а воеводьство пороучи Вышате отьцю Яневоу; Ярославоу же не вhдоущю отьню съмьрти; а боудеть митрополичь соудъ; дають овса конем игоуменовом; бяше бояре Кузма Твердиславль, Варфоломеи Остафьевъ; видhша абие троупъ звhринъ; да боудеть соудиино имя въ... кънигахъ; милостыни бо отьча не забъвена бываеть.

  1. Из приведенных предложений выпишите выделенные формы прилагательных, определите форму (род, число, падеж) и синтаксическую функцию. Какие из прилагательных являются усеченными , представляющими собой искусственные книжные образования, употреблявшиеся в поэтическом языке XVIII – начала XIX в. как элементы высокого стиля? Как вы определили?
1) И славны русски племена, не меркнув никогда, сияют (А. Сумароков). 2) Ты знаешь, как прадеды на свете славны были (А. Сумароков). 3) Ветер, ветер! Ты могуч , ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе (А. Пушкин). 4) Пирует Петр. И горд , и ясен , и славы полон взор его (А. Пушкин). 5) Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит (А. Пушкин). 6) Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана (Н. Некрасов). 7) К красну солнцу наконец обратился молодец (А. Пушкин). 8) Не звала б да не манила дальня сторона! (А. Блок). 9) Люблю я в летний день бродить один с тоскою, встречать вечерню тень над тихою рекою. И с сладостной слезою в даль сумрачну смотреть (А. Пушкин). 10) Поля покрыла мрачна ночь (М. Ломоносов).

  1. Какие факты истории имени прилагательного отражают формы в составе наречий и в устойчивых сочетаниях?
1) Не прошло и часу, как в лесу уже все, от мала до велика , знали, что Топтыгин-майор чижика съел (М. Салтыков-Щедрин). 2) Не до жиру – быть бы живу (поговорка). 3) Опять наступали дни томительного ожидания, и опять все волновались от мала до велика (Д. Мамин-Сибиряк). 4) Было у него, сударыня ты моя, двенадцать дочерей – мал мала меньше (А. Островский). 5) Вишь, мало ночи глупому, так воровать отправился в лес среди бела дня (Н. Некрасов). 6) Красота – то, что мы любим. Не по хорошу мил , а по милу хорош (Л. Толстой). 7) Вечером все население дворовых и стар и млад , всё высыпало на улицу (М. Салтыков-Щедрин). 8) И бел – ясен день затуманился (М. Кольцов).

Подобру – поздорову, издавна, влево, смолоду, направо, сослепу; на босу ногу, не до жиру – быть бы живу.


  1. Наречия и фразеологизмы сохраняют нам краткие формы только качественных прилагательных. Почему? С чем это связано?

  2. Просклоняйте словосочетания отцов сад, сестрин платок . В чем особенность склонения данных прилагательных? С какими изменениями в системе имени прилагательного она связана? Какие русские фамилии склоняются подобным образом?

  3. К каким грамматическим формам древнерусского языка восходят названия городов: Киев, Борисов, Ярославль, Перемышль, Переяславль ? Как возникли такие формы?

«Сложные прилагательные» - Проверь себя. Сложные прилагательные. Слитно *вело- мото- фото-кино- зоо- гидро- агро-аэро- *пятилетний *голубоглазый (голубые глаза). Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Словарный диктант задание: записать сложные прилагательные,раскрыв скобки. Дефис * с северо-восточный з в юго-восточный ю * светло-голубой (сложные цвета) (и) * выпукло - вогнутый.

«Безударные окончания прилагательных» - Определяем ударное или безударное окончание. Петрова М.В. Какое окончание нужно вставить в прилагательное из словосочетания: с чудесн… сиренью. Закрепление материала. От существительного ставим вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного из словосочетания: о прекрасном рисунке.

«Прилагательное 6 класс» - Число. Диалог «Сорока и Заяц». Определения. Села ___________ Алёнушка на ______________ камень. Признак предмета. Степени сравнения. Алёнушка Алёнушка была _____________ сестрой. Дождевой (вода, капля, облака, осень, погода, сезон). Старая (берёза) - красива - величественна -. А 2. В каком предложении вместо слова РОСПИСЬ нужно употребить ПОДПИСЬ?

«Имя прилагательное 5 класс» - С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф.Тютчева. Мини-спектакль. Мы с вами летим!.. Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал. Почему? Цели урока: Работа над стихотворением. Лето уходило… Но все сложилось иначе. Интегрированный урок русского языка и литературы. Сколько времен года пролетает перед нами и какие?

«Род имён прилагательных» - Проверь. 1. Способ определения рода у имен прилагательных. Расшифруй слова брз пльт квр. Проблема. Тема урока Род имен прилагательных. Как определить род имен прилагательных? 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных. Знаем. Не знаем. Береза пальто ковер.

«Степени сравнения прилагательных» - 1В. Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени. Образуйте простую и сложную форму сравнительной степени от следующих имен прилагательных. 2В. Образуйте, по возможности, от данных в скобках прилагательных сравнительную или превосходную степень. Материалы к уроку русского языка в 6 классе

Общие требования к определению грамматического рода в III склонении

Род определяется по окончаниям им. п. ед. ч., свойственным определенному роду в пределах данного склонения. Следовательно, для того чтобы определить род любого существительного III склонения, надо учитывать три момента:

1) знать, что данное слово относится именно к III склонению, а не к какому-нибудь другому;

2) знать, какие окончания в им. п. ед. ч. свойственны тому или иному роду III склонения;

3) в некоторых случаях учитывать также характер основы данного слова.

1) существительные на -а – женского рода;

2) существительные на -urn, -en, -on, -u – среднего рода;

3) большинство существительных на -us, если они относятся ко II или IV склонению, – мужского рода;

4) слова на -us, оканчивающиеся в род. п. на -r-is, – среднего рода.

Зная о принадлежности существительного к определенному роду, можно правильно согласовать с ним (в роде!) прилагательное или образовать словоформу им. п. мн. ч.

Принадлежность слова к тому или иному склонению не может служить в большинстве случаев показателем рода, так как в одном и том же склонении имеются существительные двух родов (II и IV склонения) или трех родов (III склонение). Тем не менее полезно запомнить следующее соотношение между родом существительного и его склонением:

1) в I и V склонениях – только женский род;

2) во II и IV склонениях – мужской род и средний род;

3) в III склонении – все три рода: мужской, женский и средний.

Из слов на -us большинство относится ко II склонению, лишь несколько – к IV.

Важно запомнить, что в словарной форме некоторые из наиболее частотных существительных – IV склонения: processus, us (m) – отросток; arcus, us (m) – дуга; sinus, us (m) – синус, пазуха; meatus, us (m) – проход, ход; plexus, us (m) – сплетение; recessus, us (m) – углубление, карман.

1. Прилагательные в латинском языке, как и в русском, делятся на качественные и относительные. Качественные прилагательные обозначают признак предмета непосредственно, т. е. без отношения к другим предметам: истинное ребро – costa vera, длинная кость – os longum, желтая связка – ligamentum flavum, поперечный отросток – processus transversus, большое отверстие – foramen magnum, кость трапециевидная – os trapezoideum, кость клиновидная – os sphenoidale и т. д.

Относительные прилагательные указывают на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету: позвоночный столб (столб из позвонков) – columna vertebralis, лобная кость – os frontale, клиновидная пазуха (полость в теле клиновидной кости) – sinus sphenoidalis, клиновидный гребень (участок передней поверхности тела клиновидной кости) – crista sphenoidalis.



Преобладающая масса прилагательных в анатомической номенклатуре – это относительные прилагательные, указывающие на принадлежность данного анатомического образования к целому органу или к другому анатомическому образованию, как например лобный отросток (отходящий от скуловой кости вверх, где соединяется со скуловым отростком лобной кости) – processus frontalis.

2. Категориальное значение прилагательного выражается в категориях рода, числа и падежа. Категория рода – это словоизменительная категория. Как и в русском языке, прилагательные изменяются по родам: они могут быть в форме мужского, женского или среднего рода. Род прилагательного зависит от рода того существительного, с которым оно согласовано. Например, латинское прилагательное со значением «желтый» (-ая, -ое) имеет три формы рода – flavus (м. p.), flava (ж. p.), flavum (ср. р.).

3. Словоизменение прилагательных происходит также по падежам и числам, т. е. прилагательные, как и существительные, склоняются.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...