Психология управления зарождается в. Психология управления и ее методы

Бюджет доходов и расходов: что это такое + цель, структура и виды + 6 этапов планирования + 4 этапа выполнения и анализа + пример составления БДР предприятия.

Бюджетирование на предприятии имеет большое значение. Оно выполняет множество полезных функции, да и в принципе без него не обходится ни маленькая фирма, ни большое предприятие. А бюджет доходов и расходов – неотъемлемая часть финансового планирования.

Бюджет доходов и расходов обязательно формируется в любой компании, которая занимается планированием бюджетов.

Что такое бюджет доходов и расходов: его цель, функция и структура

Бюджетирование – это процесс краткосрочного финансового планирования.

Бюджетирование состоит из множества различных бюджетов, каждый из которых показывает разную информацию или интерпретирует ее в определенном разрезе.

Бюджеты бываю различные, и подбираются исходя из вида деятельности компании, ее размера и потребностей.

Бюджет доходов и расходов предприятия – один из ключевых бюджетов (наряду с бюджетом движения денежных средств и прогнозным балансом) в процессе финансового планирования. Ведется он для любого вида и размера компании.

Бюджет доходов и расходов планирует чистую прибыль предприятия и его рентабельность на определенный срок в стоимостной форме (денежная форма представлена в бюджете движения денежных средств).

Цель БДР – показать суть доходов, себестоимость товара или услуги, расходов, таким способом, чтобы точно подсчитать прибыль.

Планируемый доход всегда имеет положительное или нулевое значение, за исключением тех случаев, когда рассчитывается стартап и потери на первых этапах неизбежны.
Для этого варианта доходы и расходы бюджета планируются сразу на полный срок до выхода на прибыль или безубыточность.

Функция БДР – управление эффективностью предприятия с помощью выше указанных показателей.

Структура БДР выглядит так:

  • определяются доходы компании,
  • затем от них отнимаются различные типы затрат (накладные, прямые и т.д.),
  • при этом получаются разные типы прибыли и рентабельности (например, валовая и маржинальная).

Примерная структура БДиР показана на рисунке ниже. Она может быть построена немного иначе, в зависимости от рода деятельности компании, но суть и логика остаются те же.

Как составить бюджет доходов и расходов предприятия?


Форма БДР имеет стандартную структуру, но может немного видоизменяться в зависимости от вида деятельности компании, ее потребностей и требований к подаче информации.

Перед тем, как приступать к формированию БДиР, нужно провести определенный анализ.

Анализ перед постановкой БДР включает следующие вопросы об информации в документе:

  • необходимые параметры;
  • критерии оценки;
  • в каких разрезах подается информация?

Основной формат сметы доходов и расходов показан на рисунке ниже. Эта математическая форма верхнего уровня:



Кроме основной математической формы БДиР верхнего уровня, целесообразно использовать аналитические модели, которые дают возможность увидеть информацию в различных разрезах.

БДР нижней ступени можно составить в таких разрезах:


БДР по продуктам Позволяет анализировать экономическую результативность линии продукции, следить за ценовой, ассортиментной, кредитной стратегией предприятия, показывать ограничения по прибыли и рентабельности продукции.
БДР по путям реализации Позволяет анализировать экономическую эффективность каналов продвижения, уточнять стратегии по любому из путей товаропродвижения, ограничения прибыли и рентабельности по любому из них.
БДР по подразделениям Позволяет контролировать затраты подразделений.
БДР по клиентам Позволяет анализировать экономическую эффективность клиентов, уточняет стратегии работы с разными типами, ограничения по прибыли и рентабельности клиентов.
БДР по регионам Позволяет анализировать экономическую эффективность региональных рынков, уточнять региональные стратегии, ограничения по прибыли и рентабельности региональных рынков.

В разных предприятиях сметы доходов и расходов аналитического характера могут отличаться.

При составлении БДиР по разным объектам возникают сложности с распределением затрат. Суть в том, что одна и та же статья затрат может считаться прямой для одних элементов (к примеру, путей реализации) и накладной для других элементов (к примеру, товаров).

В связи с этим, перед составлением БДиР нужно классифицировать каждую из затрат, исходя из конкретного объекта на прямые и накладные, переменные и постоянные.

1) Что такое регламент и как он составляется?


Для сметы доходов и расходов составляется регламент (как и для бюджетирования в целом).

Регламент БДР – это документ, который содержит информацию о том, как будут планировать, учитывать, контролировать и анализировать БДР.

Процесс формирования регламента БДР на стадии планирования можно разделить на следующие этапы:

    Планирование затрат и прибыли

    Это работа экономиста по бюджетированию планово-экономического отдела.

    Для подготовки данных он использует такие ресурсы:

  • программа реализации основных фондов, других внеоборотных активов и затраты на их реализацию;
  • программа продаж акций и расходы на их выпуск;
  • программа поступлений от субаренды и расходы на арендованные объекты;
  • смета налогов (на недвижимость);
  • договор с банковской структурой (расходы на услуги банка);
  • данные о прошлой деятельности, например, штрафы (погашенные и нет), задолженности и прочее;
  • другие плановые показатели, к примеру, остатки на складах, потери от списаний, кражи и прочее.

Консолидирование доходов

Для консолидирования доходов используется смета продаж, внереализационных и других доходов.

Консолидирование расходов


Для консолидирования расходов применяют сметы производственных, коммерческих, административных затрат, смету налогов.

Процессами консолидации также заведует экономист по бюджетированию планово-экономического отдела.

Но не стоит думать, что это механический процесс свода данных. Здесь важно просмотреть все показатели и убедиться в отсутствии ошибок на предыдущем этапе.

Формирование БДР

Формирует плановый БДиР экономист по бюджетированию планово-экономического отдела. Он использует запланированные затраты и прибыли, а также функциональные сметы и аналитику из них.

Согласование БДР

В процессе согласования принимают участие руководитель планово-экономического отдела, финансовый и исполнительный директоры.

Самым ответственным пунктом согласования считается анализ достижимости ограничений рентабельности и прибыли. При необходимости на этом этапе БДР может корректироваться.

Предварительное утверждение БДР

Утверждает предварительный БДР генеральный директор, при участии исполнительного и финансового директоров и руководителя планово-экономического отдела.

Предварительным это утверждение считается потому, что после сформирования БДиР выполняется планирование бюджета денежных средств. И после этого может возникнуть необходимость в корректировке БДиР.

Полностью сметы утверждают на бюджетном комитете.

2) Из чего состоит стадия выполнения смет?


В след за утверждением смет наступает стадия их выполнения. На стадии выполнения смет присутствуют учет, проверка и в итоге анализ данных.

На стадии выполнения БДР выделяют следующие этапы:

1. Подготовка фактических затрат и прибылей для БДР Эту функцию выполняют бухгалтер и экономист. Данные вносятся из ведомостей счетов доходов и расходов. При этом, в отличии, от бухгалтерского учета, в бюджетировании можно использовать данные, не подтвержденные официальными документами.
2. Формирование фактического бюджета Происходит с использованием собранных фактических данных. Также на этом этапе готовится аналитика, объясняющая фактические результаты.

За формирование фактической сметы отвечает тот же экономист планово-экономического отдела, что и составлял плановый бюджет. Это важно в связи с тем, что могут использоваться разные подходы к формированию данных, а это искажает информацию.

3. Анализ Анализ выполняется в том случае, если обнаруживается несоответствие между планируемыми и фактическими данными. Возможное отклонение результатов оговаривается заранее, и записывается в регламенте бюджетов.

Если отклонение выше нормативного, то проводится анализ данных с последующим составлением протокола. Выполняют эту задачу руководитель планово-экономического отдела, исполнительный и финансовый директоры.

4. Согласование и утверждение аналитических данных Утверждает данные генеральный директор. На этом этапе возможны некоторые корректировки в смете и в ее ограничениях. Однако финансисты не рекомендуют понижать нижние ограничения рентабельности и прибыли на данном этапе.

Пример модели «Доходы и расходы бюджета»


Для примера взята смета промышленного предприятия с округленными цифрами.

С помощью этого бюджета предприятие сможет запланировать свои финансовые результаты в расчетном периоде, а именно на месяц. До формирования БДиР уже готовы большинство других смет компании.

Итак, как же консолидировался этот бюджет:

  • Основные доходы (их суммы) взяты из бюджета доходов.
  • Себестоимость реализованной продукции считается при помощи сметы производственной себестоимости и сметы производства и реализации. При этом нужно не забыть посчитать производимую продукцию и остатки на складах.
  • Валовая прибыль – это разность доходов от реализации продукции и ее себестоимости.
  • Для расходов на сбыт есть смета расходов на сбыт, из него и взята соответственная сумма по каждой позиции в соответствии с доходами от продаж по каждой из них.
  • Остальные затраты взяты из соответствующих им смет. Они распределены по позициям с использованием коэффициента распределения в зависимости от маржинального дохода, который рассчитан и утвержден заранее при расчете маржи.
  • могут быть не распределены, а записаны в одну графу, если кредит оформлен для конкретной линии продукции.
  • Прибыль от обычной деятельности – это разность валовой прибыли и всех расходов.
  • Налог на прибыль в данном примере – 25%.
  • Таким образом, чистая прибыль составит разность между прибылью от обычной деятельности и суммы налога из нее.
  • Чтобы рассчитать рентабельность каждого из видов продукции, нужно чистую прибыль по отдельному виду продукции разделить на общие затраты по этому виду продукции.

Бюджет доходов и расходов предприятия – очень важный документ для успешного управления компанией. От правильности постановки бюджета, подачи информации и достоверности данных зависит эффективность решений руководства и деятельности предприятия.

Остались вопросы касательно того, как формируется бюджетная модель предприятия?

Из видео вы узнаете про основные правила построения БДиР:

Безусловно, он не может существовать без ряда других бюджетов. Поэтому важно заниматься вопросом бюджетирования комплексно.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Управление процессом формирования прибыли предприятия направлено на:

  • максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка;
  • обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска;
  • выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями;
  • получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия;
  • обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, ;
  • стимулирование персонала и решение других задач.

Методы планирования прибыли

Важной функцией управления прибылью является расчет плановой прибыли. Величина плановой прибыли должна быть экономически обоснованной, достаточной для своевременного выполнения в полном объеме всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его постоянное развитие.

Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с и задачами развития предприятия.

Планирование прибыли предполагает разработку прогнозов по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное планирование, формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет, которая определяет систему долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии со стратегией развития предприятия.

Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых показателях предприятия, планируемых объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной системе норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов, действующих налоговых ставках, результатах анализа прибыли за предшествующий период. Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных направлений хозяйственной деятельности.

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета .

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и расходами по всем направлениям деятельности предприятия. При использовании данного метода необходимо учитывать прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.

Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Для составления плана прибыли используются и другие методы, например анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, а также другие аналитические методы.

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам:

Минимальный оборот = 1 — (% постоянных расходов / 100)

Минимальный оборот = 1 — (Переменные расходы / Плановый оборот капитала)

Важное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.

Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:

Оборотные средства + Капитальные вложения = вложенный капитал;

Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные средства / Вложенный капитал

Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость

Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала

Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия (рис. 20.3):

Рис. 20.3. Определение точки ликвидности

Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:

  • собственный капитал;
  • активы предприятия;
  • единицу реализуемой продукции;
  • инвестируемый капитал.

Сложность данного метода заключается в разработке соответствующих нормативов, их обосновании и количественном исчислении. Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период.

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.

Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль». Определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде:

  • ОР тб - объем реализованной продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;
  • ПостР — планируемая величина постоянных расходов, %;
  • ПУ чд -
  • ПУ пр — планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

Затем определяется плановая величина прибыли:

  • ПП - плановая сумма прибыли от продаж;
  • ОР п — плановый объем реализации;
  • ОР т6 - объем реализации в точке безубыточности;
  • ПУ чд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;
  • ПУ пр - планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

Плановая сумма маржинальной прибыли равна:

или

где МП - маржинальная прибыль.

Чистая прибыль определяется:

  • ЧП - чистая прибыль;
  • С нп - средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли.

Данный метод позволяет провести многовариантные расчеты прибыли в зависимости от изменений в объеме реализации продукции в натуральном выражении, планируемых ценах, в затратах. В результате можно рассмотреть разные варианты деятельности предприятия — от крайне пессимистического до крайне оптимистического. Данный метод позволяет использовать возможности имитационного моделирования.

Целевой метод формирования прибыли позволяет провести увязку плановых показателей со стратегическими целями управления прибылью в предстоящем периоде. Основой метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли. Расчет ведется по каждому элементу потребности. Суммарная потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли, представляет собой целевую ее сумму. На основе целевой суммы чистой прибыли определяется целевая величина прибыли от продаж и маржинальная прибыль:

Полученные показатели рассматриваются как важнейшие целевые ориентиры развития деятельности предприятия, служат базовыми элементами для расчета других плановых показателей.

Прогнозирование денежного потока основывается на плане поступлений и расходования денежных средств в процессе осуществления деятельности предприятия. Он отражает процесс формирования прибыли как собственных ресурсов предприятия с учетом схем, сроков и величины предстоящих платежей, уровня дебиторской и кредиторской задолженности, остатков готовой продукции на складе и других факторов, влияющих на процесс поступления денежных средств на расчетный счет предприятия и их выбытия с расчетного счета.

Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),

где О - объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп,

где Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп ,

где Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок ,

где Пон - сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп - прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок - прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

38. Распределение прибыли на предприятии.

Объектом распределения прибыли является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

    прибыль, получаемая предприятием в результате производственно - хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

    прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно.

    величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

    прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие и только в остальной части – на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок представления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положение, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Планирование прибыли - процесс многогранный, включающий в себя глубокий экономический анализ показателей как производственных, так и финансовых. Процедуры планирования и распределения прибыли проводятся для достижения на уровне руководства максимального уровня согласованности планов по производству и реализации продукции, а также ее себестоимости и рентабельности. Методом планирования доходов решается сразу огромное количество задач в организации. Решения, которые принимаются руководителями на этапе прогнозирования отличаются от каждодневных и относятся к перспективным задачам. И поскольку будущее бизнеса решается здесь и сейчас, то планирование должно быть проведено максимально четко.

Раньше (в Советском союзе) принцип планирования прибыли был достаточно прост: высчитывались объемы производства и продаж, себестоимость продукта и цена. В настоящее время этот метод считается устаревшим и себя уже не оправдывает. Инфляция диктует свои правила, и сегодня требуется принципиально иной подход прогнозирования доходов. Для этого разработан факторный метод. Его основу составляют следующие условия:

  • прогнозный характер планирования;
  • применение гибких показателей с некоторой степенью отклонения от предполагаемой величины;
  • учет уровня инфляции;
  • использование в расчетах базовых показателей за предшествующий период;
  • система факторов, которые влияют на планируемый показатель;
  • выбор оптимальной величины показателей из нескольких вариантов.

Факторный метод планирования прибыли осуществляется путем расчета базовых показателей за предшествующий период, выработки целевых установок сроком на планируемый год, прогнозирования индексов инфляции, расчета плановой прибыли и рентабельности из нескольких вариантов.

Факторный метод не является единственным способом планирования затрат и прибыли организации. Основные методы планирования прибыли на сегодняшний день - это:

  1. Метод прямого счета.
  2. Аналитический метод.
  3. Метод совмещенного расчета прибыли.

Организации, где налажен выпуск небольшого ассортимента продукции, для планирования прибыли используют метод прямого счета. Если говорить о планирование прибыли на примере, то формула прямого счета будет выглядеть так: П = (ВхЦ) - (ВхС) , где В - это выпуск товарной продукции в рамках планируемого периода, Ц - цена на продукцию за вычетом НДС и акцизов, С - себестоимость каждой единицы продукции.

Этапы планирования прибыли в рамках аналитического подхода, который применяется в качестве дополнение к прямому методу для его проверки, выглядят так:

  • определение базовой рентабельности продукции;
  • объем товарной продукции за планируемый период по себестоимости отчетного года;
  • учет влияния всевозможных факторов на плановую прибыль.

Метод совмещенного счета планирование прибыли объединяет в себе элементы обоих способов прогнозирования доходов организации. В данном случае стоимость товаров по ценам планируемого периода и себестоимости отчетного периода высчитывается посредством методом прямого счета. А все факторы, которые имеют влияние на плановую прибыль, просчитываются посредством аналитического метода.

Процесс планирования и распределения прибыли - это многоэтапный аналитический отчет. Разработанный специалистами, с использованием одной из нескольких методик, он является важнейшим элементом работы предприятия, на котором базируются абсолютно все дальнейшие ходы по развитию бизнеса.

Деятельность любой коммерческой организации направлена на построение материальных перспектив в будущем на основе устойчивой прибыли в данный момент. Однако для того чтобы определить размер допустимых финансов для развития сфер компании, необходимо четко понимать важность планирования расходов и объема прибыли фактической или в перспективе.


Планирование доходов и расходов: необходимость

В период индивидуальной деятельности у каждого бизнеса формируется система денежных взаимоотношений между структурами, отношения с покупателями, партнерами и учредителями. На основе данных взаимоотношений финансы формируют такие понятия, как доходность и расходы предприятия. В свою очередь, такое влияние формирует понятия прибыльности и рентабельности осуществляемой деятельности.


Актуальность планирования доходов и расходов предприятия объясняется косвенным или прямым связующим моментом, который зависим от финансовой результативности предприятия. Чем больше оборот – тем выше прибыль, чем выше прибыль – тем больше существует перспектив для предприятия. За счет рентабельности бизнеса можно проводить работы по расширению деятельности компании, увеличения ее объемов производства.

Устойчивое генерирование прибыли дает более широкие возможности для планирования растрат на предприятии.

Цель планирования расходов предприятия – раскрыть важность данного направления для компании, которая стремится не только осуществлять работы в прежнем объеме, но и повышать мощности производительности. В условиях хозяйствования на основе планируемого расхода и дохода можно решить ряд задач:

  • определение видов дохода, расхода, их источники;
  • определение сегмента, оказывающего воздействие на величину прихода и растрат;
  • вычисление методов, которые наиболее эффективны для конкретного бизнеса.

Простым языком, определение таких величин, как доход и расход помогает понять не только суть появления таких цифр, но и выявить результативные стороны ведения бизнеса. Такой контроль финансов помогает руководству определить эффективность и рентабельность всего предприятия или отдельной его отрасли.

Планирование затрат производства: зачем это нужно?

Учет и планирование затрат – это контроль планируемых финансов, которые могут снижать экономическую выгоду предприятия. В свою очередь, растраты можно условно разделить на следующие подкатегории.

Расходы деятельности компании (прямые)

Простыми словами прямые растраты – это неотъемлемая часть в производственном процессе любого предприятия, которое предоставляет услуги или производит конкретную продукцию. При этом, как правило, растраты несут характер авансового вложения, а получение прибыли немного отодвигается наперед.

В пример можно привести деятельность завода по производству металлоконструкций. Изначально предприятие планирует закупить материал для того, чтобы в дальнейшем можно было реализовать уже готовую продукцию. Такие растраты называются естественными текущими, которые не оказывают воздействие на рентабельность всей отрасли.

Операционные растраты

Операционные растраты включают в себя полный список расходов предприятия:

  • сдача в аренду помещения, производственных станков;
  • временное пользование активов;
  • участие в уставном капиталообороте дочерних или посторонних организаций/компаний;
  • выбытие, продажа или списание основных средств;
  • проценты на выплату кредита, займа;
  • оплата организационных структур, организаций;
  • оплата убытков совместной деятельности по партнерским программам.

Внереализационные расходы

Данный пункт расходов не окупается, несет целевой убыточный характер. Состоит из ряда пунктов:

  • штрафы;
  • убытки прошлых периодов;
  • пени за неустойки по производству;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • плата за издержки;
  • возмещение убытков;
  • уценки от оборотных нереализованных активов;
  • оплата дебиторского и депонентского долга.

Планирование расходов организации ведется отдельным отделом, который контролирует все процессы. Важно отметить тот факт, что первые три пункта планирования затрат на предприятии не несут убыточный характер являются обязательными пунктами временного характера. Последний пункт внереализационных растрат является наиболее опасным моментом по той причине, что окупаемость данных расходов в будущем нулевая.

Важно. Убыточность предприятия по пунктам не должна превышать 15% от общего оборота. Естественные затраты временного характера не несут угрозы для развития экономики отрасли.

Что такое планирование доходности: сегменты прибыли

Логически предположить, что доходность предприятия, а соответственно и ее прибыльность не должна превышать растраты. Это элементарная математика, которая позволяет определить степень развития предприятия, его актуальность и востребованность.

Важно правильно планировать и вести учет прибыльности. Сегменты прибыльности, классификация дохода и его источников:

  • доходы от деятельности компании – производство и реализация продукции/услуг. Такой пункт занимает, как правило, более 60% всей суммы доходности среди существующих сегментов прибыльности, является наиболее устойчивой позицией, от которой зависит рентабельность всего бизнеса;
  • операционные доходы – поступления от операций с имуществом компании (аренда оргтехники, офиса). Во внимание берутся такие пункты, как участие в уставном капитале иных (дочерних или партнерских) компаний с совместной деятельностью. Могут предоставляться на время денежные средства (в том числе – инвестиции). Размер такой прибыли зависит от активности на фондовом рынке, специфике финансовых вложений, доходности бумаг акций от предприятий;
  • внереализационные доходы – непостоянные, несистематические доходы, которые предприятие может получить от оплаты штрафов, пени, издержек от партнеров, других организаций. К примеру, компании часто подают иски на нарушение правил договора, которые влекут за собой штрафные санкции;
  • чрезвычайные доходы – редкий источник прибыльности в бизнесе, который может полностью не покрывать суммы расходов. К примеру, часто существует на практике получение прибыли со страховыми случаями. Однако для этих компенсаций необходимо не только подтверждение, но и реальная оценка затрат.

Стоит отметить, что в планирование доходов предприятия не включаются такие пункты, как поступления сумм налога, получение денег по договорам комиссии в адрес комитента и принципала, авансы и займы. Такие доходы либо не учитываются полностью, либо оцениваются как доход в перспективе.


Как производится планирование затрат и расходов предприятия

Бюджетный детальный анализ деятельности предприятия включает в себя точный обзор и реальные цифры по полученной прибыли и расходам. Важно не только распланировать источники вероятных доходов компании, но и составить четкий план деятельности по развитию направления.

Самые популярные и часто используемые методы ведения расходов – сметный, сводный, бюджетный и калькуляционный.

Методы планирования расходов и доходов могут отличаться в зависимости от направленности работы компании, ее стажа на рынке, особенностей структуризации. Однако в любом случае ведение детального отчета и контроля растрат и дохода – это обязательное условие для анализа продуктивности предприятия.

Лучший вариант для новичков в бизнесе – это вести планирование дохода и расхода на основе ежедневной таблицы. Можно использовать программы в excel или любые иные альтернативные программы учета. Если нет возможности и материальной базы для ведения такого дела профессиональным организациям, отделам, то можно воспользоваться простым методом учета, который подойдет всем.

Пример таблицы для того, чтобы просто планировать расходы и доходы:

Ежедневное планирование расходов и приходов денег поможет составить график максимальной и минимальной активности, результат того или иного нововведения, качество продукции/услуг.

Важно каждый месяц проводить инвентаризацию оказанных ранее услуг, их количество и качество.

Методы ведения контроля статьи расходов и прихода

Планировать собственный бюджет можно как самым элементарным вариантом с помощью калькулятора, так и наиболее сложным с помощью экономических формул, расчетов. Простые варианты ведения отчетности данного характера подходят предприятиям с небольшим количеством работников. Как правило, большинство опций и обязанностей по работе выполняет сам владелец бизнеса, а обороты компании небольшие.

В том случае, когда планируется расширение бизнеса, важно учитывать такие особенности, как расширение полномочий, увеличение бюджета как в расходах, так и в приходе. Вести контроль такого важного сегмента развития предприятия становится невозможным, малоэффективным. Нужно воспользоваться такими методиками учета, как сметный и метод бюджетирования.

Планирование собственных постоянных или временных доходов, периодических или естественных расходов, позволяет решать массу вопросов касательно анализа финансового состояния бизнеса, его экономического развития. Анализ ассортимента изготавливаемой продукции невозможен и малоэффективен без учета потребностей показателей из таблицы расход и доход.

Основная цель определения расходов и прибыли – это составление графика активности предприятия, его материального состояния и правильности выбранного курса по развитию. Возможно осуществление управление средствами (в том числе – оборотными), кредиторской, дебиторской задолженности.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...