Как бороться со вспыльчивостью. Трудный характер или «расстройство прерывистой вспыльчивости»? Как побороть вспыльчивость простыми методами

Как побороть голосовые зажимы?

Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает от так называемых зажимов. Иногда мы чувствуем, что голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, даже до ощущения боли, - но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?

Зажим - это привычная «гримаса тела»: точно таким же образом появляются морщины на лице, из-за застывшей гримасы страха или обиды, или гнева, или брезгливости… Мышцам лица настолько же неудобно находиться в положении гримасы, как и голосовым мышцам в зажиме, но наше тело выдрессированное стрессами, уже не замечает этого неудобства.

Из-за застывшей гримасы страдает не только наша красота, но и здоровье: то, что мы принимаем за мигрени, часто является «головной болью напряжения». И голосовые зажимы вредят не только красоте звучания, но и могут привести к серьезным болезням, вплоть до потери голоса.

Наш голосовой инструмент подобен блок флейте: он звучит свободно, когда каждый сегмент «флейты» соединен с другим без перемычек, без зажимов. Если даже один сегмент окажется перекрыт хотя бы частично - звук будет слишком тихим, сиплым, писклявым или гнусавым.

Первый зажим - это челюсти.

Самый древний наркоз - это палка, которую держал в зубах больной, чтобы не кричать во время операции.

Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать - от боли ли, от радости, от гнева, - а мы стискиваем зубы. В отличие от ребенка, непосредственная реакция которого - звонкий, открытый, ничем не сдерживаемый крик.
Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс - реакция. У нас же - с некоторой заминкой: импульс - оценка (кричать неприлично), и, только потом, - реакция. Сколько раз в детстве вам довелось услышать от родных, от воспитателей, о учителей: «Тихо. Тихо! Тише!! ЗАМОЛЧИ!!!». Ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает свою беду. А, повзрослев и став «полноценным членом» общества, сдерживает свои естественные реакции и – пережевывает свои «неозвученные» проблемы часами, неделями, годами….

Итак, зажим - это прерванный импульс: голос «застревает» в горле, сдерживается губами, сжимается челюстями. Чтобы «разжать» этот зажим, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась абсолютно расслабленно.

Возьмите себя рукой за подбородок и аккуратно подвигайте нижнюю челюсть влево - вправо, вверх - вниз, вперед - назад, так, чтобы мышцы лица при этом не напрягались.
- Когда вы убедитесь, что вам легко дается это упражнение, возьмите любой текст и почитайте, держа руку на подбородке.
- На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире, - и вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!

Второй зажим - гортань.

Он также образуется в результате прерванного импульса, психологического запрета на выражение собственных эмоций.

Плакать - неприлично! Вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети, мы «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно - горло. Зевать неприлично! Стонать от наслаждения - неприлично (зажимы - гортань плюс челюсти). Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).

Как преодолеть этот зажим? Научитесь зевать «в голос», как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык.

Поговорите сквозь зевоту (не забудьте открывать пошире рот), и вы почувствуете, как открывается путь вашего голоса, расправляются голосовые «морщины», ваш «голосопровод» превращается в широкую трубу, по которой свободно течет звуковой поток. Зевота не только снимает голосовой зажим, но и отлично тренирует мышцы гортани, необходимые для красивой, эмоционально разнообразной речи.

Еще одно упражнение, которое вы можете освоить самостоятельно и которое поможет вам освободить горло от зажимов. Это упражнение - смех.
Наверняка вы бывали в такой ситуации: начинаете смеяться и никак не можете остановиться. Что болит в этот момент? Правильно - живот. А, точнее, диафрагма, которая и должна активно работать при голосовой нагрузке. А горло? Горло не болит, хотя вы издаете звуки, звонкие, объемные, громкие, в большом диапазоне. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и, кстати, так же быстро поднять себе настроение.

Третий зажим - губы.

Губы, которые растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это - «социальная улыбка», - защитная реакция на опасность, настоящую или фантомную.
Такую «улыбку» у зверей мы называем оскалом, и означает она - «лучше не подходи, я сильный, у меня - зубы острые». И у нас такая «натянутая» улыбка не является отражением бурной радости или спокойного счастья. С помощью этой улыбки мы, как и животные, неосознанно сигнализируем: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.

В свободном теле - свободный голос.

Еще несколько рекомендаций для снятия зажимов, относительно позиции тела: ведь звучит, на самом деле, не горло и не связки, - голос резонирует во всем теле. И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса.

В свободном теле - свободный голос, а тело держится, прежде всего, позвоночником. Если вы научитесь чувствовать каждое мгновение свой позвоночник, его гибкость и подвижность по всей длине, это, практически, обеспечит вам не только свободу от зажимов, но и свободу жестикуляции, свободу дыхания.

Дыхание важно направлять вниз, так, чтобы на вдох реагировал живот, а не грудь. Когда на вдохе у нас поднимается грудь и плечи, это называется ключичным, или стрессовым дыханием. Даже если мы изначально были спокойны, такое дыхание быстро приводит организм в состояние стресса, без всяких внешних раздражителей.

Обратите внимание на то, как вы дышите, когда засыпаете или только что проснулись. На вдохе живот поднимается, на выдохе опадает, а грудная клетка и плечи остаются неподвижными. Перенесите этот алгоритм дыхания в вертикальную позицию, в которой мы обычно и находимся с утра до вечера, и вы останетесь спокойны в любой ситуации, а ваш голос будет звучать естественно, свободно и красиво.

Вспыльчивость – склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям — эмоциональной несдержанности, взрывной раздражительности на обычные раздражители; предрасположенность к гневу.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость, легче, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры».

Вспыльчивость – отвлечение разума для воровства эмоций . В спокойном состоянии разум контролирует проявление чувств и эмоций и лишь при временном помешательстве, каким и является вспыльчивость, в пространство фонтанируют негативные разрушительные эмоции. Нарастает сердцебиение, повышается кровяное давление, идет мощный выброс адреналина. Если вовремя не затормозить, можно плавно перейти в состояние гнева во множестве его проявлений, в том числе и крайних – ярости и бешенстве. Выкачав из человека огромную энергию, вспышка вспыльчивости бросает его в состояние уныния обессиленным, опустошенным, беззащитным и угрюмым. Подругами вспыльчивости являются горячность, запальчивость, гневливость, неуравновешенность и раздражительность.

Теряя на время рассудок, человек практически не контролирует себя, становится безвольным, поэтому теряет уважение в глазах окружающих. Вспыльчивость нивелирует способность принимать правильные решения, толкает на необдуманные поступки, ухудшает самочувствие человека, провоцирует проблемы, ведет к истерии и заканчивается чувством стыда.

Для вспыльчивости характерно моментальное перепрыгивание из спокойного состояния в крайне возбужденное, взбудораженное и импульсивное. Значительную роль играет темперамент, его нельзя сбрасывать со счетов. Вспыльчивость – это личность без «тормозов». Любому человеку сотни раз на дню приходится сознательно или неосознанно делать выбор, как реагировать на ту или иную ситуацию жизни. Право выбора – огромнейший подарок судьбы, неоценимое преимущество сознательного индивидуума. Например, в трамвае нас толкнули и при этом невежливо прокомментировали толчок. У человека есть выбор, как реагировать на ситуацию – вступить в перебранку с трамвайным хамом или проигнорировать провокацию. На обдумывание, как поступить, уходят доли секунды. Вспыльчивость, неизвестно за какие грехи, лишена величайшего преимущества личности – права выбора . Она, ни секунды не сомневаясь, вспыхивает, резко повышает голос, рвет на себе «тельняшку», активно жестикулирует, словом, изо всей мочи гневается. Иными словами, у вспыльчивости между событием и реакцией на него отсутствует «предохранительный клапан» в форме права выбора. Раздражитель, беспрепятственно минуя фильтры сознания, непосредственно воздействует на чувствительные центры человека, вызывая вспышку вспыльчивости. Поводов вспыльчивости не сосчитать, а причина одна – невозможность и неумение делать выбор, как реагировать на события жизни.

Спусковым крючком вспыльчивости может стать любой пустяк, но, прежде всего, является злость, подогретая осуждением. Не имея самообладания и устойчивости психики, человеку легко «воспламениться» при встрече с невежеством, не желающим активно слушать, постоянно перебивающим и возражающим. Плохое настроение, стресс, переутомление, страх и тревога могут стать хорошим трамплином для вспыльчивости. Иными словами, поводом вспыльчивости может стать любой объект или ситуация внешнего мира, которому придается избыточная значимость.

У вспыльчивости достаточно много врагов в лице человеколюбия, доброты, терпимости, понимания и умения прощать. Противоядием от нее являются доброжелательность, мудрость и самообладание. Она является быстро проходящей эмоцией, и это нужно использовать. Очень важно уловить первое мгновение вспыльчивости и не позволить из искры разгореться пламени. Для этого человека нужно, как ребенка, отвлечь от предмета беседы и держать в арсенале подручных средств – спокойствие и примирение.

Жизнь вспыльчивого человека безопасной не назовешь. О какой безопасности можно говорить, если у человека нет «тормозов». Яркий образчик вспыльчивости – великий художник Караваджо. Человек бурного темперамента, грубый, смелый и независимый. Вспыльчивый и неуживчивый нрав художника служили поводом для постоянных столкновений с окружающими, которые нередко заканчивались дракой, дуэлью или ударом шпаги. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению. В 1606 г. Караваджо в ссоре, вспыхнувшей во время игры в мяч, убил своего противника и бежал из Рима. Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год, был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал. Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе. В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим. Ошибочно арестованный испанской пограничной стражей, ограбленный перевозчиками, художник заболевает малярией и умирает в 1610 г., тридцати шести лет от роду.

Петр Ковалев

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...