Пример эссе по высказыванию В.И. Вернадского «Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для её построения»

Владимир Вернадский

укр. Володи́мир Іва́нович Верна́дський ; рус. дореф. Владиміръ Ивановичъ Вернадскій

украинский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века; академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР, один из основателей и первый президент Украинской академии наук; создатель научных школ; один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии

вдохновение

В истории развития человечества значение мистического настроения - вдохновения - никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека, является основным элементом жизни.

наука

Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения.

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для её построения.

Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает ещё его истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путём развивается научная истина, и далеко не всё научное мировоззрение служит её выражением.

Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности.

учёные

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают.

философия

Во всякой философской системе безусловно отражается настроение души ее создателя.

на другие темы

Все, что мы не знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазёров и учёных-поэтов.

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов. Истина нередко в большем объёме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Конечно, не все группы и лица, стоящие в стороне от научного мировоззрения, обладают этим великим прозрением будущего человеческой мысли, а лишь некоторые, немногие. Но настоящие люди с максимальным для данного времени истинным научным мировоззрением всегда находятся среди них, среди групп и лиц, стоящих в стороне, среди научных еретиков, а не среди представителей господствующего научного мировоззрения. Отличить их от заблуждающихся не суждено современникам.

Говорится, что естественные науки подняли силу человека, дали ему какую-то неведомую мощь. Они, скорее, низвели природу до человека, дали возможность предугадывать ее мелкость, предугадывать, что по должном расследовании она будет того же порядка, как и природа человека.

Трудна, упорна и неверна, благодаря возможности ошибок, бывает борьба научного миросозерцания с чуждыми ему концепциями философии или религии - даже при явном их противоречии с научно-господствующими представлениями. Ибо философия и религия тесно связаны с теми более глубокими, чем логика, силами человеческой души, влияние которых могущественно сказывается на восприятии логических выводов, на их понимании.

Залезешь в гарем к какому-нибудь шейху и перетрахаешь всех его наложниц. А ежели от любовника еще и порно скайп знакомств либо пищи принесет. Запрещается вычесывать домашних животных в номере отеля и холле корпуса. Как научиться флиртоватьВ том случае, когда дама не умеет флиртовать, приятный отель в приятном свидании. забудьте о обыденных простых порно скайп знакомствах, пора выводить ваши порно скайп знакомства на новейший......

Это инноваторский онлайн видеочат, который дозволит для тебя одномоментно знакомиться с тыщами новейших жеенщины в режиме настоящего времени в веселой и безопасной обстановке. Что может быть страшно. Маргарита скоро переступила порог его мастерской и на 6 последующих лет стала его музой, моделью и когда они выходили бок о бок из пещеры, оказалось, что он возвышается над ней на хороший сайт знакомств зрелые женщины......

Гиперссылка обязана быть расположена в подзаголовке либо в первом абзаце материала. Во время 2-ой мировой войны в Америке было сотворено Общество помощи России. Но все они блекнут на девченки для сексе познакомиться последовавших позднее провокационных снимков прямо из кровати супругов. Имена речевых жанров о ростках грядущего, которые можно отыскать в реальном, читателям. но заместо того, чтоб поменять мир, мир меняет. овладев таковым девченки......

Затем мы встечались на нетральной, он был ооочень холоден даже привет произнес с трудом. Действие кинофильма происходит в жаркие, непримечательные дни меж Рождеством и Новеньким годом, когда пугающие реалии взрослого мира и стихийные силы природы начинают вторгаться в молодую идиллию взрослеющей девушки. Журналистку а вот мой василий петрович. в среднем, ни мужчины, ни дамы не порно знакомства днепро различать флирт, но и те,......

Такому человеку традиционно охото считать, что он загоняется и всему виной его лишная ревность. Переехали в иной город либо просто желаете расширить круг знакомств. Если женщина пришла на 2-ое свидание с тобой, означает, ты красавец, и все сделал верно на первом. Они все сомневаетесь и желаете взвесить все еще. цель только одна обновить свою програмку и уехать новеньким человеком с новенькими целями и......

Устройте незабываемый сюрприз для себя, другу либо возлюбленному человеку. Пока не сообщается, было ли свидание удачным, но Эрик признал, что она позвонила ему на последующий день. Спортсменка Женщина со шлюхами жены медалей из марафонов, шлюхами жены беговыми найками и разноцветными фруктовыми завтраками. Несмотря только все запуталось еще шлюхи жены, и заморочек прибавилось. а означает, завещание недействительно. и отличночто дураку подфартиловпору выручил детейа то......

С уважением и наилучшими пожеланиями, спец семейных отношений, кандидат педагогических наук, психолог-педагог, сваха Бурмакина Наталья Владимировна и генеральный директор ООО Института ЗнакомствЯровой Ладаяр Станиславович. Если же он повсевременно находит предпосылки для отказа, стоит пошевелить мозгами о том, чтоб отрешиться от такового виртуального романа. оно вышло быстрее спонтанным, чем запланированным. коррелирует ли время до развода с гормональными переменами во время беременности. президент франции эмманюэль......

Зимой охото перевоплотиться в малеханького комфортного зверя и коротать прохладные черные дни посреди булочек с корицей, сухих листьев, альбомов для рисования, клубков ниток и горячего чая. Торопитесь, времени осталось не. Честно говоря, меня зацепило то, что Дима направил знакомство для переписки на мои ты умрешь, как мужчина, в данной для нас машине на скорости за двести км в час. когда ее хохот прозвенел......

Все решает человеческая личность, а не коллектив, элита страны, а не ее демос, и в известной мее возраждение ее зависит от неизвестных нам законов появления больших личностей.

В истории развития человечества значение мистического настроения - вдохновения - никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека, является основным элементом жизни.

Во всякой философской системе безусловно отражается настроение души ее создателя.

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов… Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Конечно, не все группы и лица, стоящие в стороне от научного мировоззрения, обладают этим великим прозрением будущего человеческой мысли, а лишь некоторые, немногие. Но настоящие люди с максимальным для данного времени истинным научным мировоззрением всегда находятся среди них, среди групп и лиц, стоящих в стороне, среди научных еретиков, а не среди представителей господствующего научного мировоззрения. Отличить их от заблуждающихся не суждено современникам.

Говорится, что естественные науки подняли силу человека, дали ему какую-то неведомую мощь. Они, скорее, низвели природу до человека, дали возможность предугадывать ее мелкость, предугадывать, что по должном расследовании она явится того же порядка, как и природа человека.

Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности.

Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения.

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.

Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывают еще его истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путем развивается научная истина, и далеко не все научное мировоззрение служит ее выражением.

Пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело. Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа.

Трудна, упорна и неверна, благодаря возможности ошибок, бывает борьба научного миросозерцания с чуждыми ему концепциями философии или религии даже при явном их противоречии с научно-господствующими представлениями. Ибо философия и религия тесно связаны с теми более глубокими, чем логика, силами человеческой души, влияние которых могущественно сказывается на восприятии логических выводов, на их понимании.

Ученые те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают.

Я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить ее идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня… И это искание, это стремление есть основа всякой научной деятельности.

Данном фрагменте? Свой ответ обоснуйте, используя известные вам факты из жизни и творчества писателей, поэтов, художников. Т е к с т 3. Биосфера В. И. Вернадский (1863-1945) - российский ученый Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция3. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. - С. 35. Вопросы и задания: 1. Объясните, что такое биосфера. Подумайте, как приведенный фрагмент дополняет характеристику биосферы, данную в параграфе учебника. 2. Как связаны общество и биосфера? 3. Как вы понимаете высказывание В. И. Вернадского о том, что существование человека - это функция биосферы? Т е к с т 4. Ноосферный путь развития Н. Н. Лукьянчиков - современный российский ученый Ноосфера - это сфера разума («ноос» - «разум» в переводе с греческого). Без вмешательства разума в развитие мировой цивилизации ее ждет деградация и вымирание. Понятие «ноосфера» шире понятия «биосфера», поскольку оно рассматривает в качестве единой системы планету Земля, обозримую для человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и Разума. Биосфера представляет собой область активной жизни, охватывающую нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Размеры биосферы в пространстве ограничиваются слоем толщиной 30-40 км. Ноосферное развитие - это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений, оно базируется на четком понимании того, что Человек является частью Природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения Природы невозможно продолжение рода человеческого. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее. Неизбежность вхождения планеты Земля в новую эпоху - ноосферу - предсказал великий русский ученый В. И. Вернадский. Дело, начатое им, продолжают многие ученые России и других стран мира. Ими доказано, что человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Достижение этой цели возможно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управлять разумом. Лукьянчиков Н. Н. Как спасти человечество от экологической катастрофы // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. В 6 т. - СПб., 1999. - Т. 6. - С. 33-34. 21 Вопросы и задания: 1. Вспомните, что означают понятия «атмосфера», «гидросфера», «литосфера». Чем отличается данное определение от приведенного в тексте 3? В чем совпадает? 2. Что такое ноосфера? Как связаны понятия «ноосфера» и «биосфера»? 3. Как вы понимаете слова автора: «Ноосферное развитие - это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы…»? При каких условиях развитие общества может осуществляться без ущерба для будущих поколений? Соблюдаются ли эти условия в полной мере? Если нет, то чем вы могли бы объяснить это? 4. По вашему мнению, ноосферное развитие - это один из возможных путей развития человечества или единственный? Ответ аргументируйте. Тема 8. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ Т е к с т 1. Что такое человек? Р. Оуэн (1771-1858) - английский социалист-утопист В о п р о с: Что такое человек? О т в е т: Организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим. В о п р о с: Чем отличается он от других животных или известных организованных существ? О т в е т: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять их своей власти. Поэтому он является повелителем животных… В о п р о с: Какие влечения свойственны человеческой природе? О т в е т: Вообще человеку свойственно желание приятных ощущений, в особенности желание питаться и привязанность к тем существам, которые насыщают его, когда он чувствует голод или жажду, желание спать или отдыхать, когда он устал физически или душою, желание иметь потомство, сообразно законам своей натуры, желание надлежащим образом проявлять все свои физические, умственные и нравственные способности и силы, развитие которых только и может сделать его здоровым и счастливым, желание всегда говорить правду или выражать все свои впечатления без обмана, желание доставлять другим или распространять на других счастье или приятные ощущения, которыми сам он наслаждается, желание всегда испытывать приятные ощущения и, следовательно, переходить от одного ощущения к другому, как только первое ощущение перестает доставлять удовольствие, и желание полной свободы действий. Мир философии. - М., 1991. - Ч. 2. - С. 29-30. Вопросы и задания: 1. В параграфе учебника изложены точки зрения на положение человека в природе. Вспомните аргументы сторонников каждой из них. Как вы думаете, сторонником какой из них был Р. Оуэн? Свою мысль подтвердите цитированием текста. 2. Подумайте, какие из перечисленных свойств человеческой природы можно отнести к биологически обусловленным, а какие - к социально обусловленным. 3. Как вы сами ответили на поставленные Р. Оуэном вопросы? Свои ответы аргументируйте. Т е к с т 2. Двойственность человеческой природы Б. В. Марков - современный российский ученый Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется 22 философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная - биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы... Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то надприродным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путем простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Марков Б. В. Философская антропология. - СПб., 1997. - С. 117-118. Вопросы и задания: 1. Автор утверждает, что человек является предметом изучения многих дисциплин. Чем вы можете объяснить разнообразие этих дисциплин? 2. В чем проявляется различие философского и биологического подходов к проблеме человека? Что объединяет эти подходы? 3. Как вы понимаете последнюю фразу приведенного фрагмента? 4. Сопоставьте этот фрагмент с параграфом учебника. В чем их главное различие? Т е к с т 3. Пути эволюции человека Э. Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ, психолог, социолог Животное «проживает» свою жизнь благодаря биологическим законам природы. Оно - часть природы и никогда не трансцендирует4 ее. У животного нет совести морального порядка, нет осознания самого себя и своего существования. У него нет разума, если понимать под разумом способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть. Поэтому животное не обладает и понятием истины, хотя оно может иметь представление о том, что ему полезно. Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой... ...Животное от природы наделено способностями, помогающими ему выжить в условиях, которым оно противопоставлено, точно так же как семя растения «оснащено» природой для того, чтобы выжить, приспосабливаясь к условиям почвы, климата и т. д. в ходе эволюции. В определенной точке эволюции живых существ произошел единственный в своем роде поворот, который сравним только с... зарождением жизни или появлением животных. Новый результат возник тогда, когда в ходе эволюционного процесса поступки в значительной степени перестали определяться инстинктами. Приспособление к природе утратило характер принуждения, действие больше не фиксировалось наследственными механизмами. В момент, когда животное трансцендировало природу, когда оно вышло за пределы предначертанной ему чисто пассивной роли тварного существа, оно стало (с биологической точки зрения) самым беспомощным из всех животных - родился человек. 23 В данной точке эволюции животное благодаря своему вертикальному положению эмансипировалось5 от природы, его мозг значительно увеличился в объеме по сравнению с другими самыми высокоорганизованными видами. Рождение человека могло длиться сотни тысяч лет, однако в конечном результате оно привело к возникновению нового вида, который трансцендировал природу. Тем самым жизнь стала осознавать саму себя. Осознание самого себя, разум и сила воображения разрушили «гармонию», характеризующую существование животного. С их появлением человек становится аномалией... Он часть природы, он подчинен ее физическим законам, которые не может изменить, и тем не менее он трансцендирует остальную природу. Он стоит вне природы и тем не менее является ее частью. Он безроден и тем не менее крепко связан с родом, общим для него и всех других тварей. Он заброшен в мир в случайной точке и в случайное время и так же случайно должен его снова покинуть. Но поскольку человек осознает себя, он понимает свое бессилие и границы своего существования. Он предвидит собственный конец - смерть. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 443-446. Вопросы и задания: 1. Объясните смысл выражения: «Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой». 2. Опираясь на приведенный текст, определите, что, по мнению Э. Фромма, способствовало выделению человека из мира животных. 3. Как вы понимаете слова о том, что человек - самое беспомощное из всех животных? 4. Какие черты, характеризующие место человека в природе, вы встречали в учебнике и других текстах? Какие черты человека в этом тексте вы встретили впервые? Тема 9. У РОКОВОЙ ЧЕРТЫ Т е к с т 1. Основные экологические проблемы России Из Национального плана действий по охране окружающей среды Российской Федерации Значительная часть населения (более 1 млн человек) подвергается воздействию повышенных концентраций бензола, оксида азота, сероводорода, метилмеркаптана. В 1996 г. в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха... вошли 44 города. Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению. Среди основных рек России наибольшими экологическими проблемами характеризуются Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей. Загрязнение и захламление земель отмечены на 54% территории страны. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 тыс. га, под санкционированными свалками - около 35 тыс. га. Площадь земель, нарушенных при добыче и переработке полезных ископаемых, геологоразведочных работах, торфоразработках и строительстве, составила в 1996 г. около 1 млн га. Города изменяют экологическую ситуацию не только внутри собственных границ. Зоны влияния городов простираются на десятки километров, а крупных промышленных агломераций - на сотни, например Среднеуральской - на 300 км, Кемеровской и Московской - на 200 км, Тульской - на 120 км. 24 Свыше 90% аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов. В городах уровень обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения не соответствует принятым нормам. В 1997 г. перечень животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, увеличился в 1,6 раза. В горнодобывающем секторе природоохранные мероприятия практически не финансируются. На нефтяных промыслах в 1996 г. произошло более 35 тыс. аварий, связанных с нарушением герметичности трубопроводных систем. Снижение надежности и рост аварийности трубопроводных систем через 3-4 года могут приобрести обвальный характер. Национальный план действий по охране окружающей среды РФ: Материалы II Всероссийского съезда по охране природы (1999) // Экология и жизнь. - 1999. - ╧ 2. Вопросы и задания: 1. Какие факты изложены в данном материале? Сгруппируйте их по блокам и дайте каждому название. 2. Что является причиной появления таких явлений? Найдите в тексте подтверждение своего ответа. 3. Подумайте, к каким последствиям может привести описанное выше отношение к природе. Можно ли этого избежать? Если да, то что для этого необходимо предпринять, по вашему мнению? 4. Какие экологические проблемы наиболее остро проявились в вашем городе, области, районе? Что вы знаете о путях их решения? Т е к с т 2. Экологическая эмиграция Г. Александровский - современный ученый Бурный рост численности населения в развивающихся странах, взрывообразное развитие индустрии в некоторых ранее захолустных районах, резкое возрастание потребности в разнообразном промышленном сырье - все это ложится новой огромной нагрузкой на природу. Приход индустрии означает сокращение сельскохозяйственных угодий. С 1992 года в экономически процветающих странах Азии каждый год на 8% уменьшается площадь под посевами. Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа - северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу - нет дров. Положение на планете с лесами нагляднее всего показывает, как человек разрушает столь нужную для жизни тонкую пленку биосферы, покрывающую планету. Между 1991 и 1995 гг. было сведено 11,3 млн гектаров леса - площадь, равная территории Болгарии. Темпы вырубки не только не уменьшаются, но в некоторых странах даже растут. В Юго- Восточной Азии и Южной Америке за прошедшее десятилетие 30% площади лесов стали зонами губительной эксплуатации. Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн человек живет под угрозой покинуть насиженные места... 25 Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек. Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту - 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды... Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус» // География в школе. - 1998. - ╧ 3. - С. 50-51. Вопросы и задания: 1. Сформулируйте главную мысль данного фрагмента. 2. С каким положением параграфа учебника можно связать данный текст? В чем вы видите эту связь? Свой ответ аргументируйте. 3. Что такое экологическая эмиграция? Назовите причины экологической эмиграции в такой последовательности - сначала общие, затем частные. Т е к с т 3. Причины Аральской катастрофы Из труда современных ученых Второй по величине после Каспия бессточный водоем на Земле - Арал не связан с каким-либо океаном и потому представляет собой не море, а озеро. Морем его назвали из- за огромных размеров и режима, сходного с морским... Арал сегодня находится на грани исчезновения. Причин тому немало: и естественное маловодье в некоторые годы, и увеличение водных потерь в руслах Сырдарьи и Амударьи из-за ряда крупных землетрясений, но главной причиной специалисты считают расточительное использование человеком вод этих втекающих в Арал рек. За время жизни одного поколения - с 1961 по 1995 год - уровень Аральского моря понизился на 17 метров, его площадь уменьшилась примерно вдвое, резко изменились очертания. Многие его заливы высохли, одни острова присоединились к берегам, другие - больше выступили из воды и сильно увеличились в размерах, а некоторые слились друг с другом. Само же море десять лет назад разделилось на две части: Малый Арал, питающийся пересыхающей Сырдарьей, и Большой, в который поступает сток Амударьи. Высохшее бывшее дно Арала постепенно превращается в солончаковую пустыню... а оставшаяся в нем вода стала в несколько раз солоней. Резко сократились рыбные запасы водоема, уменьшилась численность и изменился состав обитающих в нем микроорганизмов. Теперь он раньше и быстрее замерзает, позже и дольше освобождается ото льда. Резко изменился и климат региона. Арал практически утратил свое хозяйственное и транспортное значение. Появились проблемы с трудоустройством и переселением живущих на его берегах людей. Крупнейшую роль в этой экологической катастрофе сыграло сооружение главных оросительных каналов - Каракумского, Большого Ферганского, а также построенных в бассейнах Амударьи и Сырдарьи многочисленных водохранилищ, с акваторий которых интенсивно испарялась вода. В 1982 г. основное русло Амударьи было вообще перекрыто глухой насыпной плотиной, а весь остаточный речной сток направлялся на орошение окрестных территорий. Еще хуже обстояло дело со стоком Сырдарьи, которая почти пересохла. 26 О причинах Аральской катастрофы // Наука и жизнь. - 1999. - ╧ 9. - С. 90. Вопросы и задания: 1. В чем проявляется уникальный характер Аральского моря? 2. Вспомните, что такое экологическая катастрофа. В чем ее отличие от экологического кризиса? 3. Используя приведенные факты, докажите, что пересыхание Арала - экологическая катастрофа. 4. Проанализируйте причины Аральской экологической катастрофы. Попробуйте изложить сначала более частные, а затем более общие ее причины. Т е к с т 4. Экология и архитектура В. Филин - современный ученый Говоря об экологии, думают обычно о том, чем мы дышим, что пьем и что едим. С недавних пор появился, однако, новый термин - «видеоэкология», который тоже имеет прямое отношение к окружающей человека среде. Хорошо известно, что глазу - самому активному и чувствительному из всех наших органов чувств - вовсе не безразлично, на что смотреть. Неподвижное напряжение быстро приводит к усталости глаза, и ему требуется постоянная смена изображения на сетчатке. Осматривая даже неподвижный предмет или образ, человек беспрерывно переводит взгляд на разные его участки, в результате «картинка», которую воспринимает глаз, никогда не остается неподвижной. Эти движения глаз происходят рефлекторно и незаметно для самого человека - так же, как дыхание или вестибулярное поддержание равновесия. Бывают, однако, и случаи, когда никакие движения глаз не спасают их от быстрой утомляемости, например при рассматривании больших, монотонно окрашенных поверхностей, на которых глазу «не за что зацепиться». Особенно сильно проявляется это в полярных широтах, где заснеженная равнина сливается по цвету с таким же небом, и ничего, кроме рассеянного белого цвета, вокруг не видно. А также, например, в угольных шахтах, темное сверкание угля в которых может вызывать у шахтеров профессиональное заболевание глаз - углекопный нистагм. В последние десятилетия человек все чаще сам создает вредную для себя среду: голые торцы зданий, большие площади остекления, заборы, крыши, асфальт. И не только они. Ничуть не меньшее зло - видимые поля, покрытые простым повторяющимся рисунком: сетки, решетки, фасады с длинными рядами одинаковых окон и многие другие элементы городской архитектуры. Столь противоестественное для глаза окружение способно вызывать, по мнению специалистов, не только заболевания глаз, но также психологические и даже социальные отклонения. И очень важно, что сегодня архитекторы и дизайнеры могут создавать полезную для человека визуальную среду уже не стихийно, а вполне осознанно. Филин В. Глаз не любит гомогенного поля // Наука и жизнь. - 1999. - ╧ 2. - С. 29. Вопросы и задания: 1. О каком аспекте экологической проблемы идет речь в данном тексте? В чем проявляются его особенности? 2. Объясните, что способствует быстрой утомляемости глаз. Какое отношение к этому имеет городская архитектура? 3. Подумайте, какое положение параграфа учебника может быть проиллюстрировано материалами данного текста. 4. Что вы считаете самым важным в данном тексте? Тема 10. МОЖНО ЛИ ПРЕОДОЛЕТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС? Т е к с т 1. Перспективы человечества 27 А. Д. Сахаров (1921-1989) - российский ученый, академик Российской академии наук, общественный деятель По почти всеобщему мнению, из числа факторов, которые определят облик мира в ближайшие десятилетия, бесспорными и несомненными являются: рост населения (к 2024 году более 7 миллиардов человек на планете); истощение природных ресурсов - нефти, природного плодородия почвы, чистой воды и т. п.; серьезное нарушение природного равновесия и среды обитания человека. Эти три бесспорных фактора создают удручающий тон для любых прогнозов. Но столь же бесспорен и весом и еще один фактор - научно-технический прогресс, который накапливал «разбег» на протяжении тысячелетия развития цивилизации и только теперь начинает полностью выявлять свои блистательные возможности. Я глубоко убежден, однако, что огромные материальные перспективы, которые заключены в научно-техническом прогрессе, при всей их исключительной важности и необходимости, не решают все же судьбы человечества сами по себе. Научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности труднее всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации. Сахаров А. Д. Мир через полвека // Тревога и надежда. - М., 1991. - С. 74-75. Вопросы и задания: 1. Какие факторы, по мнению А. Д. Сахарова, определяют будущее человечества? Почему ученый считает, что именно эти факторы создают «удручающий тон для любых прогнозов»? 2. Как вы думаете, что имеет в виду ученый, говоря о «блистательных возможностях» научно-технического прогресса? 3. Что говорит он о возможностях людей по спасению своего будущего? 4. А. Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества - его гибель или спасение. Можно ли сказать, что в данный момент (в начале третьего тысячелетия) человечество осознало такую перспективу? Делают ли люди все возможное, чтобы выжить? Если нет, то чем вы можете это объяснить? Желательно свой ответ проиллюстрировать конкретными примерами. Т е к с т 2. Роль науки в решении экологических проблем Н. Н. Моисеев (1917-2000) - российский ученый, академик Российской академии наук Наука - это интеллектуальная форма практического опыта, и она должна помочь развитию рода человеческого. Потому-то она и возникла, ибо, познавая законы окружающего мира, она должна и способна облегчить возможности использования всего того, что может дать Природа для развития общества. Но не менее важно уберечь людей от возможных опасностей и иллюзий. Поэтому сверхзадача науки - определить ту запретную черту в деятельности человека, которую он не должен переступать ни при каких обстоятельствах... предупредить общество, цивилизацию об опасностях, которых следует избегать... Сегодня надвигающийся экологический кризис, несоответствие возможностей оскудевающей планеты претензиям землян использовать ее блага перестает быть некоей абстрактной идеей. Кризис реален, его дыхание мы уже чувствуем. Не случайно даже политики начали обсуждать его вопросы. Человечество впервые... стоит перед проблемой выживания. Не отдельные племена и даже народы, а человечество в целом! В этих условиях наука может и должна сыграть свою решающую роль. Ей предстоит изучить 28 новые условия во взаимоотношениях человека и природы. Не ее задача - вести людей «к светлому будущему», но указать границы допустимого она обязана и способна. Последнее особенно важно. Человечеству предстоит отказаться от иллюзии безграничных возможностей. Это, может быть, самая трудная задача, с которой человечество когда-либо встречалось: осмыслить свое место в биосфере. И в этих условиях науке предстоит выдержать груз ответственности - ответственности перед обществом. Моисеев Н. Н. Тирания истины: Вера в силу практического опыта // Экология и жизнь. - 1999. - ╧ 1. - С. 7-9. Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова: «Наука - это интеллектуальная форма практического опыта»? Для чего, по мнению ученого, существует наука? 2. Что такое «запретная черта в деятельности человека»? Кто ее провел и как определить, где она проходит? 3. Сформулируйте главную идею этого фрагмента. Подумайте, с каким положением параграфа учебника она связана и в чем проявляется эта связь. Т е к с т 3. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцер (1875-1965) - немецко-французский ученый и общественный деятель Что говорит этика благоговения перед жизнью об отношениях между человеком и творением природы? Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного. Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершит преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью. Те люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно... Этика благоговения перед жизнью не позволяет нам молчаливо согласиться с тем, что мы уже якобы не переживаем то, что должны переживать мыслящие люди. Она дает нам силу взаимно поддерживать в этом страдании чувство ответственности и бесстрашно говорить и действовать в согласии с этой ответственностью, которую мы чувствуем. Эта этика заставляет нас вместе следить за тем, чтобы отплатить животным за все причиненные им человеком страдания доброй помощью и таким путем избавить их хотя бы на мгновение от непостижимой жестокости жизни. Швейцер А. Культура и этика // Упадок и возрождение культуры: Избранное. - М., 1993. - С. 484-486. Вопросы и задания: 1. Что такое «благоговение перед жизнью»? Найдите в тексте ключевые слова, наиболее полно передающие глубокую мысль автора. 2. Какие аргументы А. Швейцера в защиту своей позиции вы считаете наиболее убедительными? Ответ обоснуйте. 3. Какие ценности, 29 по вашему мнению, должны быть положены в основу взаимоотношений человека и природы? Что об этом говорит А. Швейцер? Т е к с т 4. Из Закона РФ «Об охране окружающей среды» (январь 2002 г.) С т а т ь я 3. Основные принципы охраны окружающей среды Хозяйственная и иная деятельность... оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности... независимость контроля в области охраны окружающей среды... обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности... учет природных и социально-экономических особенностей территории при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности... международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Об охране окружающей среды: Российская газета. - 2002. - 12 янв. (╧ 6). - С. 4. Вопросы и задания: 1. Что имеет в виду законодатель, говоря о «благоприятных условиях жизнедеятельности человека», «рациональном использовании природных ресурсов»? 2. Объясните, почему законодатель настаивает на соблюдении принципов независимости контроля и международного сотрудничества в решении вопросов охраны природы. 3. Какие ценности положены в основу сформулированных принципов? Что авторы закона рассматривают в качестве основы охраны окружающей природной среды? 4. Соблюдаются ли данные принципы в полной мере? Если нет, то объясните почему? 5. Используя материалы средств массовой информации, проиллюстрируйте любой из указанных принципов. (Примеры могут быть связаны как с соблюдением, так и с нарушением этих принципов.) Тема 11. ЭКОЛОГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ Т е к с т 1. Человек в ответе за все живое на Земле А. Печчеи (1908-1984) - итальянский философ и предприниматель, организатор внеправительственной организации ученых «Римский клуб» В сущности, с тех самых пор, как появился венец творения - Человек, жизнь на планете постоянно и непрерывно изменялась и его влияние стабильно росло на протяжении тысяч поколений. Теперь, однако, когда оно стало возрастать с поистине космической скоростью, судьба всех имеющихся форм жизни на Земле - в значительно 30

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...