Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности кратко. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Загадки про время с ответами для детей 4-10 лет

Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!»

(Ответ: Будильник)

Чего нельзя купить
Ни за какие сокровища?

(Ответ: Времени)

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

(Ответ: Время)

Стоит на месте,
А без устали идет.

(Ответ: Время)

Что быстрее мысли?

(Ответ: Время)

Что возвратить нельзя?

(Ответ: Время)

Что идет без ног?

(Ответ: Время)

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

(Ответ: Время)

Выросло дерево
От земли до неба.
На дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц,
Седьмое - красное.

(Ответ: Год, Месяцы, Недели, Дни)

Пришел волк -
Весь народ умолк.
Ясный сокол пришел -
Народ пошел.

(Ответ: День И Ночь)

Что было вчера и что будет завтра?

(Ответ: День, Ночь)

Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.

(Ответ: Дни Недели)

Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет -
Последний лист отпадет.

(Ответ: Календарь)

Сам дней не знает,
А другим указывает.

(Ответ: Календарь)

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится?

(Ответ: Календарь)

Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, достать не могут.

(Ответ: Месяц)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга обходят.

(Ответ: Месяцы)

Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста - золотая верста.

(Ответ: Неделя)

Вы идете спать в 8 часов,
Ставите будильник и просыпаетесь в 9.
Сколько вы спали?

(Ответ: Один Час)

Что можно видеть с закрытыми глазами?

(Ответ: Сон)

Хвост на месте лежит,
Голова вокруг бежит.

(Ответ: Стрелка Часов)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз,
Та, что выше, - каждый час.

(Ответ: Стрелки Часов)

На какой вопрос
Невозможно дать утвердительный ответ?

(Ответ: Ты Спишь?)

Весь век идет Еремушка:
Ни сна ему, нидремушки.
Он шагом точный счет ведет,
А все же с места не сойдет.

(Ответ: Часы)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце -
Тихо так,
Тихо так.

(Ответ: Часы)

Мы ночью ходим, Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.

(Ответ: Часы)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.

(Ответ: Часы)

На руке
И на стене,
И на башне
В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом -
От восхода до захода.

(Ответ: Часы)

Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

(Ответ: Часы)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

(Ответ: Часы)

Стучат,стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все - тут да тут.

(Ответ: Часы)

Ходят весь век,
А не человек.

Загадки про время

      Ежедневно в семь утра
      Я трещу: «Вставать пора!»

      (Ответ: Будильник)

      Чего нельзя купить
      Ни за какие сокровища?

      (Ответ: Времени)

      Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

      (Ответ: Время)

      Стоит на месте,
      А без устали идет.

      (Ответ: Время)

      Что быстрее мысли?

      (Ответ: Время)

      Что возвратить нельзя?

      (Ответ: Время)

      Что идет без ног?

      (Ответ: Время)

      Без ног и без крыльев оно,
      Быстро летит, не догонишь его.

      (Ответ: Время)

      Выросло дерево
      От земли до неба.
      На дереве двенадцать сучков.
      На каждом сучке по четыре гнезда.
      В каждом гнезде по семь яиц,
      Седьмое - красное.

      (Ответ: Год, Месяцы, Недели, Дни)

      Пришел волк -
      Весь народ умолк.
      Ясный сокол пришел -
      Народ пошел.

      (Ответ: День И Ночь)

      Что было вчера и что будет завтра?

      (Ответ: День, Ночь)

      Что за птицы пролетают?
      По семерке в каждой стае.
      Вереницею летят,
      Не воротятся назад.

      (Ответ: Дни Недели)

      Каждый день роняет листочек.
      А как год пройдет -
      Последний лист отпадет.

      (Ответ: Календарь)

      Сам дней не знает,
      А другим указывает.

      (Ответ: Календарь)

      Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
      А в каждом гнезде по четыре синицы.
      Где все это хранится?

      (Ответ: Календарь)

      Хлеба краюшка висит над избушкой
      Собаки лают, достать не могут.

      (Ответ: Месяц)

      Двенадцать братьев друг за другом ходят,
      Друг друга обходят.

      (Ответ: Месяцы)

      Протянулся мост на семь верст,
      А в конце моста - золотая верста.

      (Ответ: Неделя)

      Вы идете спать в 8 часов,
      Ставите будильник и просыпаетесь в 9.
      Сколько вы спали?

      (Ответ: Один Час)

      Что можно видеть с закрытыми глазами?

      (Ответ: Сон)

      Хвост на месте лежит,
      Голова вокруг бежит.

      (Ответ: Стрелка Часов)

      Две сестрицы друг за другом
      Пробегают круг за кругом.
      Коротышка - только раз,
      Та, что выше, - каждый час.

      (Ответ: Стрелки Часов)

      На какой вопрос
      Невозможно дать утвердительный ответ?

      (Ответ: Ты Спишь?)

      Весь век идет Еремушка:
      Ни сна ему, нидремушки.
      Он шагом точный счет ведет,
      А все же с места не сойдет.

      (Ответ: Часы)

      За стеклянной дверцей
      Бьется чье-то сердце -
      Тихо так,
      Тихо так.

      (Ответ: Часы)

      Мы ночью ходим, Ходим днем,
      Но никуда мы не уйдем.

      (Ответ: Часы)

      Мы ходим ночью, ходим днем,
      Но никуда мы не уйдем.
      Мы бьем исправно каждый час.
      А вы, друзья, не бейте нас.

      (Ответ: Часы)

      На руке
      И на стене,
      И на башне
      В вышине:
      Ходят, ходят
      Ровным ходом -
      От восхода до захода.

      (Ответ: Часы)

      Нет ног, а ходим,
      Рта нет, а скажем:
      Когда спать, когда вставать,
      Когда работу начинать.

      (Ответ: Часы)

      Ног нет, а хожу,
      Рта нет, а скажу,
      Когда спать, когда вставать,
      Когда работу начинать.

      (Ответ: Часы)

      Стучат,стучат,
      Не велят скучать.
      Идут, идут,
      А все - тут да тут.

      (Ответ: Часы)

      Ходят весь век,
      А не человек.

      Не петух, а будит.
      Будильник

      Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу:
      Когда спать, когда вставать,
      Когда работу начинать.
      Часы

      Мы ночью ходим, ходим днем,
      Но никуда мы не уйдем.
      Часы

      Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
      Время

      Без ног и без крыльев,
      Быстро летит, не догонишь.
      Время

      Кто, ворочая усами,
      Раскомандовался нами?
      Можно есть! Пора гулять!
      Умываться и в кровать!
      Часы

      Стучат, стучат,
      Не велят скучать.
      Идут, идут,
      А всё тут да тут.
      Часы

      Под шляпой - крышей ходим-бродим,
      Но никуда мы не уходим.
      Подскажем боем
      Время городское.
      Часы

      Что всегда идет,
      А с места не сойдет?
      Часы

      Ходит весь век,
      А не человек.
      Часы

      Что быстрее мысли?
      Время

      Весь день усами шевелят
      И время узнавать велят.
      Часы

      Что может в одно и то же время
      Висеть и стоять, стоять и ходить,
      Ходить и лежать, лежать и врать?
      Часы

      Братья у календаря
      На стене висят не зря.
      Календарь считает сутки,
      А они часы, минутки.
      Часы

      Особой важности предмет!
      Считает то, чего уж нет.
      Размеренно, за годом - год,
      Неумолимый ведет счет.
      -Остановитесь - попроси,
      -Тик-так, - в ответ скажут...
      Часы

      Мы день не спим,
      Мы ночь не спим.
      И день, и ночь
      Стучим, стучим.
      Часы

      Час за часом, день за днём
      Мы минуткам счёт ведём.
      Часы

      Я напрасно не хожу,
      Когда надо, разбужу.
      Будильник

      Не сердятся,
      А усами ворочают,
      Не молчат,
      А слова не скажут,
      Идут, а с места
      Не сдвинутся.
      Часы

      Весь век идет Еремушка:
      Ни сна ему, ни дремушки.
      Он шагом точный счет ведет,
      А все же с места не сойдет.
      Часы

      Одна нога - короче,
      Одна нога - длиннее,
      При этом, между прочим,
      В двенадцать раз быстрее!
      Но не смотря на это,
      Они идут куда-то
      С заката до рассвета,
      С рассвета до заката...
      А что это, ребята?
      Часы

      Я всегда бегу вперёд,
      День, неделю, месяц, год,
      В дождь и в зной, в жару и снег
      Продолжаю свой забег.
      Бесконечно долгий путь,
      И нельзя меня вернуть,
      И остановить нельзя
      Как меня зовут, друзья?
      Время

      Стоят на месте,
      А без устали идут.
      Часы

      На стене висит тарелка,
      По тарелке ходит стрелка.
      Стрелка та не для красы -
      Время скажут вам...
      Часы

      На руке и на стене,
      И на башне в вышине
      Ходят, ходят ровным ходом
      От восхода до захода.
      Часы

      Мы, когда идем, стоим.
      А стоять умеем лежа.
      Даже если убежим,
      Мы не двигаемся тоже.
      Часы

      Что возвратить нельзя?
      Время

      Cтучит, гремит, вертится,
      Никого не боится,
      Считает свой век,
      Сам не человек.
      Часы

      Тик - так, а с места никак.
      Часы

      Усатое солнышко
      Спряталось за стёклышко.
      Шевелит усами,
      Зовут …
      Часами

      Две сестрицы друг за другом
      Пробегают круг за кругом.
      Коротышка — только раз,
      Та, что выше, — каждый час.
      Стрелки часов

      Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?
      Которые остановились

      Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (в отечественной неврологии наиболее используема аббревиатура СДВГ) представляет собой хроническое расстройство поведения, первые проявления которого приходятся на детский возраст. Традиционно заболевание рассматривают в рамках детских болезней, хотя патология также встречается среди лиц старше 18 лет.

      Первое описание феномена чрезмерной детской активности и невнимательности датируется концом XVIII века. Однако сам термин «СДВГ» вошел в употребление только в начале 80-х годов.

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей рассматривается как медико-социальная проблема, затрагивающая вопросы неврологического, психологического и педагогического профиля .

      Распространенность СДВГ во всем мире достигает 5-20%. Актуальность проблемы усиливают полиморфность клинических проявлений расстройства, вероятность возникновения нежелательных последствий заболевания во взрослом возрасте, а также неоднозначность диагностики и лечения.

      Определение

      Суть заболевания заключена в самом термине – характерными нарушениями являются снижение внимания и гиперактивность у ребенка. В последующем такие проявления опасны в плане развития нарушений обучения, девиантного поведения, снижения качества жизни. Патология относится к этиологически гетерогенной патологии, то есть причины СДВГ могут быть различны.

      СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В связи с этим термин «синдром СДВГ» неприменим.

      Первые признаки СДВГ, как правило, возникают у детей старше 5 лет. Хотя изначально может иметь место субклиническая стадия заболевания с манифестацией в более позднем возрасте. Существует теория, согласно которой СДВГ, дебютируя в детстве, не купируется впоследствии, а лишь претерпевает ряд изменений. Коррекция состояния может повлиять только на количественную и качественную трансформации. Действительно, существуют некоторые отличия объективных проявлений СДВГ у детей разных возрастных групп. У дошкольников и учащихся начальной школы преобладают гиперактивность и агрессивность в общении с окружающими. Для подростков более характерными считаются дефицит внимания, тревожно-фобические расстройства, вызывающее поведение.

      Причины

      В основе СДВГ лежат процессы нарушения обработки внешней и внутренней информации, что и приводит к клиническим выраженным нарушениям внимания и гиперактивности. Однако четкие позиции относительно причин возникновения таких изменений до сих пор не сформулированы. Считается, что синдром имеет полиэтиологическую природу.

      Изначально синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей рассматривался, как последствие органического поражения церебральных образований в результате перинатальной патологии нервной системы . Однако позже были описаны случаи развития синдрома рассеянного внимания и у детей, не имеющих структурных изменений головного мозга.

      Оправданной считается и нейромедиаторная теория развития СДВГ. Согласно ей, причины гиперактивности и дефицита внимания у детей скрыты в дисфункции обменных процессов нейромедиаторов (в большей степени дофамина и норадреналина).

      Также существует наследственная модель развития СДВГ. Ее сторонники указывают на более высокую частоту встречаемости расстройства среди родственников. На сегодняшний день установлено, что в формировании СДВГ участвует достаточно большое количество генов, различное сочетание которых обеспечивает вариабельность клиники.

      Кроме того, не стоит упускать социальную обусловленность нарушений. Неблагоприятная обстановка в семье, конфликты с родственниками и сверстниками не выступают в качестве прямой причины СДВГ, но зачастую являются пусковым фактором развития расстройства.

      Классификация и диагностика

      Полиморфизм клинических проявлений синдрома дефицита внимания у детей объясняет трудности формулировки клинико-диагностических критериев. Обязательными проявлениями расстройства считаются детская гиперактивность, импульсивность и дефицит внимания . Преимущественное проявление одного из этих трех симптомов классифицирует патологию на:

      • СДВГ с преобладанием нарушений внимания;
      • СДВГ с преимущественными проявлениями гиперактивности и импульсивности;
      • комбинированную форму расстройства, в которой сочетаются клинические проявления двух предыдущих вариантов.

      При этом в Российской Федерации для постановки диагноза СДВГ требуется подтвердить наличие всех трех групп симптомов. Другими словами, должна быть проведена комплексная диагностика гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. В этом случае может быть выявлена лишь сочетанная форма патологии. Поэтому данная классификация не нашла широкого применения в отечественной неврологии.

      Кроме того, необходимыми характеристиками для заключения диагноза СДВГ считают:

      • длительность клинических проявлений не менее полугода;
      • постоянство симптомов;
      • влияние проявлений болезни на все сферы жизни;
      • выраженность нарушений;
      • проблемы в обучении и социальных контактах ребенка;
      • исключение других расстройств, объясняющих имеющуюся клинику.

      Специфических тестов и лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не разработано.

      Клиническая картина

      Основные клинические симптомы СДВГ сводятся к нарушениям внимания, гиперактивности у детей и импульсивности. Такие расстройства влекут за собой неспособность к обучению у детей с сохранным интеллектом. В первую очередь страдают речь, навыки письма, чтения и счета. Ребенок не справляется со школьными заданиями, делает множество ошибок из-за невнимательности, не способен самостоятельно выстроить приоритетные задачи, отказывается от помощи и советов взрослых . Крайне показательной является приверженность гиперактивных детей к фильмам и компьютерным играм с быстрой сменой кадров.

      Кроме этого, ребенок становится источником постоянного беспокойства для окружающих. Он способен вмешиваться в разговоры взрослых, перебивать собеседника, брать чужие вещи без разрешения, неадекватно вести себя в обществе. Возникают трудности при общении со сверстниками, нередко проявляется агрессивность, возникают конфликты. Ребенок не может адекватно анализировать свои поступки и предугадывать их последствия. В последующем (чаще в подростковом возрасте) это может спровоцировать асоциальное поведение.

      Синдром дефицита внимания у ребенка выражается главным образом в непоследовательности его действий, отсутствии активного слушания при обращении к нему, трудностях организации учебного процесса или игр, забывчивости. Дети с СДВГ обычно с охотой берутся за новые задания, но крайне редко заканчивают их до конца, стараются избегать скучных задач, часто теряют вещи, рассеянны.

      Гиперактивность у детей проявляется различными формами двигательной расторможенности . Ребенок постоянно ерзает, забирается на мебель, деревья, притоптывает ногами, барабанит пальцами. Дополнительными признаками гиперактивности могут выступать нарушения сна. Как правило, дети с СДВГ спят намного меньше, чем сверстники, и крайне импульсивны. Гиперактивность чаще выявляется у детей школьного возраста и дошкольников и порой требует серьезного лечения.

      Характерной особенностью неврологического статуса при этом служит отсутствие выраженного очагового дефицита.

      Лечение

      Терапия пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должна носить комплексный и индивидуальный характер. Невозможно изолированное лечение гиперактивности у детей без воздействия на симптомы недостатка внимания или без нормализации функции контроля над поступками. В программе коррекции имеющихся расстройств должны обязательное принимать участие неврологи, психологи, педагоги и родители.

      Основная помощь ребенку сводится к модификации поведения методами психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозное лечение СДВГ как у детей, так и у взрослых считается нецелесообразным. Оно может быть оправдано только в случаях отсутствия эффекта от проводимой нефармакологической терапии или наличия органической природы расстройства. В этом случае прибегают к нейропротекторам, вазоактивным средствам, антиоксидантам, ноотропам. Все препараты, применяемые для устранения симптомов СДВГ, подбираются индивидуально исключительно лечащим врачом.

      Преимущественная помощь предусматривают коррекцию СДВГ по следующим направлениям:

      • работа с нарушениями внимания, контролем поведения и чрезмерной двигательной активностью;
      • оптимизация социальных отношений с взрослыми и сверстниками;
      • борьба с агрессивным поведением, гневом и зависимостями (при наличии).

      До того, как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью, необходимо выяснить социальные факторы патологии и постараться нивелировать негативные психологические влияния в окружении ребенка.

      Нейропсихологическую работу в первую очередь направляют на повышенную отвлекаемость и недостаточную организацию деятельности. Родителям и педагогам рекомендуют по возможности игнорировать вызывающие действия ребенка, максимально ограничить отвлекающие факторы во время занятий . Отдельно должна быть продумана система поощрений за хорошее поведение. Распорядок дня составляется в соответствии с возрастом и занятостью ребенка и четко выполняется. Во многом этому способствует ведение специального дневника или календаря, где отмечаются выполненные планы. Обязательным условием должно стать соразмеренное сочетание умственной нагрузки с физической активностью.

      В настоящее время дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не редкость. Этому способствуют и высокие требования к современному образованию, и интенсивно развивающиеся технологические достижения, и частые социальные конфликты в семьях. При своевременной грамотной коррекции СДВГ течение патологии благоприятное. Однако задержка лечебно-диагностических мероприятий способна видоизменить симптомы болезни, сделав их более выраженными и грубыми. Подобные проявления значительно нарушают повседневную жизнь человека, мешают его социальным контактам и существенно снижают качество жизни.

      Синдром дефицита внимания – как справиться с гиперактивным ребенком?

      Капризные, непоседливые дети для родителей и педагогов сущее наказание. Им сложно не только вести себя тихо на занятиях, но и просто спокойно сидеть на одном месте. Они болтливы, несдержанны, меняют настроение и вид деятельности чуть ли не каждую минуту. Завладеть вниманием непоседы практически невозможно, так же как и направить его бурную энергию в нужное русло. Является ли это обычной невоспитанностью или нарушением психики, установить может только специалист. В чём проявляется дефицит внимания у детей и чем лечить данную патологию? Как родителям и педагогам справляться с такой проблемой? Обо всем, что касается СДВГ, расскажем далее.

      Признаки заболевания

      Синдром дефицита внимания – расстройство поведения, впервые описанное психоневрологом из Германии еще в позапрошлом веке. Однако о том, что это патология, связанная с незначительными нарушениями мозговой деятельности, заговорили только в середине 60-х прошлого столетия. Лишь в середине девяностых болезнь заняла своё место в медицинской классификации, и получила название «Синдром дефицита внимания у детей».

      Патология рассматривается неврологами, как хроническое состояние, эффективный способ лечения которого еще не найден. Точный диагноз ставится только в дошкольном возрасте или при обучении в младших классах. Для его подтверждения необходимо, чтобы ребёнок проявил себя не только в быту, но и в процессе обучения. Медицинская статистика показывает, что гиперактивность встречается у 5-15% школьников.

      Характерные симптомы поведения ребенка при СДВГ условно можно разбить на 3 категории.

      • Невнимательность

      ребенок легко отвлекается от занятий, забывчив, не способен сосредоточится. Он будто не слышит, что говорят родители или педагоги. У таких детей постоянно возникают проблемы с выполнением заданий, соблюдением инструкций, организацией свободного времени и учебного процесса. Они делают слишком много ошибок, но не потому, что плохо соображают, а по невнимательности или из-за торопливости. Производят впечатление слишком рассеянных, поскольку все время что-то теряют: личные вещи, игрушки, предметы одежды.

      • Гиперактивность

      дети с подобным диагнозом никогда не бывают спокойными. Они постоянно срываются с места, куда-то бегут, карабкаются на столбы и деревья. В сидячем положении конечности такого ребенка не перестают двигаться. Он обязательно болтает ногами, передвигает на столе предметы или совершает другие ненужные движения. Даже ночью малыш или подросток слишком часто вертится в кровати, сбивая постельное бельё. В коллективе они производят впечатление чересчур общительных, разговорчивых и суетливых.

      • Импульсивность

      о таких детях говорят, что у них язык опережает голову. Ребенок на уроке выкрикивает с места, даже не дослушав вопрос, мешает отвечать другим, перебивая и вылезая вперед. Он совсем не умеет ждать или откладывать получение желаемого хотя бы на минуту. Зачастую подобные проявления родителями и учителями рассматриваются, как черты характера, хотя это яркие признаки синдрома.

      Психологи и неврологи отмечают, что проявления патологии у представителей разных возрастных категорий различается.

      1. Малыши непослушны, излишне капризны, плохо управляемы.
      2. Школьники забывчивы, рассеяны, болтливы и активны.
      3. Подростки склонны драматизировать даже незначительные события, постоянно проявляют тревогу, легко впадают в депрессию, часто ведут себя демонстративно.

      Ребенок с таким диагнозом может проявлять нежелание общаться со сверстниками, выказывать грубость в отношении ровесников и старших.

      Когда начинает проявляться синдром дефицита внимания у детей.

      Признаки патологии обозначаются в раннем возрасте

      Уже у малыша 1-2 года наблюдают отчётливые симптомы заболевания. Но большинство родителей принимает такое поведение за норму или обычные детские капризы. К врачу с подобными проблемами никто не обращается, упуская важное время. У детишек отмечается задержка речи, чрезмерная подвижность при нарушенной координации.

      Трехлетний малыш переживает возрастной кризис, связанный с личностным осознанием. Капризы и упрямство – обычные спутники подобных перемен. Но у ребенка с отклонениями такие признаки выражены ярче. Он не реагирует на замечания, и демонстрирует гиперактивность, попросту ни секунды не сидит на месте. Уложить спать такого «живчика» очень сложно. Формирование внимания и памяти у малышей с синдромом заметно отстает от сверстников.

      У детишек младшего дошкольного возраста признаками СДВГ служит неспособность сконцентрироваться на занятиях, слушать воспитателя или просто сидеть на одном месте. В возрасте пяти-шести лет дети уже начинают подготовку к школе, нагрузка, физическая и психологическая, возрастает. Но поскольку малыши, у которых наблюдается гиперактивность, немного отстают от сверстников в освоении новых знаний, у них развивается заниженная самооценка. Психологические нагрузки приводят к развитию фобий, проявляются физиологические реакции, такие как тик или ночное недержание (энурез).

      Школьники с диагнозом СДВГ имеют низкие показатели успеваемости, не смотря на то, что они совсем не глупы. С коллективом и учителями у подростков отношения не складываются. Педагоги частенько записывают таких детей в неблагополучные, поскольку они бывают резки, грубы, часто конфликтуют с одноклассниками, не реагируют на замечания или критику. Среди сверстников подростки с СВДГ тоже частенько остаются изгоями, поскольку излишне импульсивны, склонны к проявлению агрессии и асоциальному поведению.

      Совет: Вызывающее поведение означает, что ваше чадо хочет привлечь к себе внимание, но пока не знает как сделать это по-другому.

      О синдроме дефицита внимания, как о неврологическом заболевании, в России заговорили не слишком давно и у врачей еще недостаточно опыта в постановке диагноза. Патологию иногда путают с умственной отсталостью, психопатией и даже шизофреническими расстройствами. Диагностика затрудняется еще и тем, что некоторые указанные признаки характерны для обычных детей. Без тщательного анализа и долгого наблюдения сложно определить, почему ребенок невнимателен во время урока или слишком активен.

      Причины заболевания

      Европейские и американские медики ведут исследования синдрома уже не одно десятилетие. Между тем причины его пока достоверно не установлены. Среди основных факторов возникновения патологии принято называть:

      • генетическую предрасположенность,
      • родовые травмы,
      • никотин и алкоголь, употребляемые будущей мамой,
      • неблагоприятное течение беременности,
      • стремительные или преждевременные роды,
      • стимуляцию родовой деятельности,
      • травмы головы в раннем возрасте,
      • менингит и другие инфекции, затрагивающие ЦНС.

      Возникновению синдрома способствуют психологические проблемы в семье или болезни неврологического характера. Некоторый отпечаток могут накладывать и педагогические ошибки родителей, излишняя строгость в воспитании. Но основной причиной болезни называют все же недостаток гормонов норадреналина и дофамина. Последний считается родственником серотонина. Уровень дофамина повышается в моменты занятий, которые человек считает приятными для себя.

      Интересный факт: поскольку дофамин и норадреналин человеческий организм способен получать из некоторых пищевых продуктов, существуют теории, что причиной СДВГ у детей является неправильное питание, к примеру, жесткие вегетарианские диеты.

      Принято выделять три типа заболевания.

      1. Синдром может быть представлен гиперактивным поведением, но без признаков дефицита внимания.
      2. Дефицит внимания, не сопряженный с гиперактивностью.
      3. Гиперактивность в сочетании с дефицитом внимания.

      Коррекция гиперактивного поведения проводится комплексно и включает различные методики, среди которых есть как медикаментозные, так и психологические. Европейцы и американцы, при обнаружении дефицита внимания у детей, для лечения применяют психостимуляторы. Такие препараты эффективны, но непредсказуемы в последствиях. Российские специалисты рекомендуют преимущественно методики, не включающие фармакологические средства. Лечить синдром с помощью таблеток начинают, если все прочие способы не дали результата. При этом используются препараты ноотропного действия, стимулирующие мозговое кровообращение или натуральные успокоительные.

      Что делать родителям, если у ребенка обнаружен синдром дефицита внимания.

      • Двигательная активность. Но спортивные игры, включающие соревновательные элементы, им не подходят. Они лишь способствуют излишнему перевозбуждению.
      • Статические нагрузки: борьба или тяжелая атлетика так же противопоказаны. Хорошо влияют на нервную систему аэробные упражнения, но умеренные. Лыжи, плавание, катание на велосипеде позволит израсходовать лишнюю энергию. Но родителям надо следить за тем, чтобы ребенок не переутомился. Это приведет к снижению самоконтроля.
      • Работа с психологом.

      Психологическая коррекция при терапии синдрома направлена на снижение тревожности и повышение коммуникабельности малыша или подростка. Для этого используются техники модулирования всевозможных ситуаций успеха, благодаря чему специалист имеет возможность наблюдать ребенка и подбирать наиболее подходящие для него области деятельности. Психолог использует упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, речи. Родителям общение с такими детьми дается нелегко. Нередко мамы, у которых растет ребенок с синдромом, сами имеют признаки депрессивного расстройства. Поэтому семьям рекомендуются совместные занятия со специалистом.

      • Поведенческая коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей предполагает положительные изменения в их окружении. По мере того, как ребенок добивается успехов в занятиях с психологом, окружение сверстников лучше сменить.
      • С новым коллективом дети проще находят общий язык, забывая старые проблемы и обиды. Родителям тоже необходимо сменить линию поведения. Если до этого в воспитании практиковалась излишняя строгость, нужно ослабить контроль. На смену вседозволенности и свободе должно придти четкое расписание. Родителям необходимо компенсировать недостаток позитивных эмоций, чаще хвалить чадо за старания.
      • При воспитании таких детей запреты и отказы лучше свести к минимуму. Конечно, грани разумного переходить не стоит, но «табу» накладывайте лишь на то, что действительно опасно или вредно. Положительная модель воспитания предполагает частое использование словесной похвалы и других поощрений. Хвалить малыша или подростка нужно даже за небольшие достижения.
      • Необходимо нормализовать отношения между членами семьи. Не следует ссориться при ребенке.
        Родителям нужно стремиться завоевать доверие сына или дочери, поддерживать взаимопонимание, спокойное общение без криков и приказного тона.
      • Совместный досуг для семей, где воспитываются гиперактивные детишки, тоже весьма важен. Хорошо если игры будут носить развивающий характер.
      • Ребята с подобными проблемами нуждаются в четком распорядке дня, организованном месте для занятий.
      • Ежедневные хозяйственные поручения, которые дети выполняют самостоятельно, весьма дисциплинируют. Поэтому непременно найдите несколько таких дел и контролируйте их выполнение.
      • Выставляйте ребенку адекватные требования, соответствующие его способностям. Не нужно занижать его возможности или, напротив, завышать их. Разговаривайте спокойным голосом, обращайтесь к нему с просьбой, а не с приказом. Не старайтесь создать тепличные условия. Он должен уметь справляться с нагрузками, соответствующими его возрасту.
      • Таким детям необходимо посвящать времени больше, чем обычным. Родителям тоже придется подстраиваться под образ жизни младшего члена семьи, придерживаясь распорядка дня. Не стоит запрещать ребенку что либо, если на всех прочих это не распространяется. Малышам и детям среднего возраста лучше не посещать людные места, это способствует перевозбуждению.
      • Гиперактивные дети способны сорвать учебный процесс, но при этом воздействовать на них проверенными способами невозможно. К окрикам, замечаниям и плохим отметкам такие дети относятся индифферентно. Но найти общий язык с не в меру активным школьником всё равно нужно. Как же вести себя педагогу, если в классе присутствует ребенок с СДВГ?

      Несколько советов, которые помогут держать под контролем ситуацию:

      • Во время урока устраивайте небольшие физкультурные паузы. Это пойдет на пользу не только гиперактивным, но и здоровым детям.
      • Классы должны быть оборудованы функционально, но без отвлекающего декора, в виде поделок, стендов или картин.
      • Чтобы лучше контролировать такого ребенка, его лучше посадить на первую или вторую парту.
      • Займите активных детей поручениями. Попросите их протереть доску, раздать или собрать тетрадки.
      • Чтобы материал усваивался лучше, преподносите его в игровой форме.
      • Творческий подход результативен в обучении всех без исключения детей.
      • Разбивайте задания на небольшие блоки, так детям с СВДГ будет проще ориентироваться.
      • Позвольте детям с поведенческими проблемами проявить себя в чем-то нужном, показать себя с лучшей стороны.
      • Помогайте такому ученику наладить контакт с одноклассниками, занять место в коллективе.
      • Зарядку во время урока можно провести не только стоя, но и сидя. Для этой цели хорошо подойдут пальчиковые игры.
      • Необходим постоянный индивидуальный контакт. Нужно помнить, что они лучше реагируют на похвалу, именно с помощью позитивных эмоций закрепляются необходимые положительные модели поведения.

      Заключение

      Родителям, в семье которых растет гиперактивный ребенок, не стоит отмахиваться от советов врачей и психологов. Даже если со временем проблема станет менее острой, диагноз СДВГ скажется в будущем. В зрелом возрасте он станет причиной плохой памяти, неумения контролировать собственную жизнь. Кроме этого, больные с подобным диагнозом склонны к разного рода зависимостям и депрессиям. Родители должны стать примером для своего чада, помочь ему найти место в жизни, обрести веру в свои силы.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....