План кружка по географии. Рабочая программа кружка "занимательная география"

Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Занимательная география»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 8-9 лет

Пояснительная записка

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж-данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв-ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам привить интерес к географии, расширить знания в этой сфере.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ - как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность , возможности учеников, их запросы, так как в программе дана технология разработки тем. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время.

Перспектива программы данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем на уроках географии. Им очень пригодится данный материал на уроках в 6 классе, где на изучение тем курса отводится всего 34 часов и за недостаточностью времени отдельные темы рассматриваются поверхностно.

Данная программа может быть востребована учителями географии, педагогами дополнительного образования естественнонаучного направления.

Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области географии

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся по основным вопросам курса
  • Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки
  • Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
  • Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни .

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию навыков географической культуры, ответственного отношения к природе
  • Совершенствовать навыки коллективной работы
  • Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
  • Способствовать развитию творческих способностей
  • Способствовать развитию эстетической сферы учащихся..
  • Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
  • Принцип результативности.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 3 класса, родители (лица, их заменяющие), руководитель.

Количество обучающихся в коллективе: 28 человек (по 14 человек в каждой группе)

Возраст детей, участвующих в программе - 9-10 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Форма обучения

Вид занятий

Групповая

Практические работы

Творческие проекты

Экологический десант

Коллективная

Беседы

Просмотр кинофильмов и презентаций

Экскурсии в природу

Выставки работ

Общешкольные компании: «День Земли», «Экологический десант»

Индивидуальная

Исследовательская работа в природе

Творческие проекты

Программа кружка «Природа вокруг нас» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени из них: 8,5 часов теоретических, 25,5 часов практикумов. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях школьного кабинета и природы.

Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

Основные понятия курса.

Основные методики проведения наблюдений.

Основные географические понятия и термины

Различия плана, глобуса и географических карт

Результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека

Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека

Должны уметь:

Проводить самостоятельный поиск информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

Выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

Находить в разных источниках географическую информацию;

Приводить примеры, используя основные источники географической информации;

Определять расстояния и направления на местности и по плану

Чертить простейший план местности

Применять приборы и инструменты (по темам разделов);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

ориентирования на местности

чтения планов местности и географических карт

проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень : удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень : достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень : свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы контроля

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа, игра, результаты экскурсии и творческих работ

Беседа, решение кроссворда, результаты творческих и исследовательских работ

План местности

Беседа, результаты творческих и исследовательских работ

Строение Земли

Беседа. Сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы. Викторина

Погода

Беседа, сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы

Подведение итогов

Викторина «Занимательная география»

Формы подведения итогов реализации программы.

Диагностическое исследование ЗУНов;

Итоговые выставки творческих работ;

Организация и участие в общешкольных мероприятиях;

Портфолио и презентации исследовательской деятельности на заседании школьного научного общества;

Участие в заседании городского экологического объединения «Чистый город»

Участие в конкурсах различного уровня

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Введение

Земля - планета Солнечной системы

1,5

5,5

План местности

Строение Земли

Погода

Подведем итоги

Всего

8,5

25,5

Содержание программы

Введение (3 часа)

Теоретические знания:

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой и неживой природы. Что изучает география? Великие географические открытия

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов и презентаций. Игра «Живое - неживое». Решение к россворда «Великие путешественники». Оформление выставки рисунков « Географические открытия и путешественники»

Экскурсия.

В Василевский парк «Живая и неживая природа»

Темы работ

Реферативные:

Великие географические открытия

Знаменитые путешественники

Творческие

Оформление выставки рисунков

Теоретические знания:

Земля - планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности. Почему день сменяет ночь? Почему бывает зима и лето?

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов. Конкурс загадок о времени суток. Решение геозаданий.

Практические работы:

Изготовление модели Земли из цветного пластилина

Экскурсия.

«Наблюдение за изменениями природы»

Темы работ

Исследовательские:

Режим дня школьника

Реферативные:

Земля - наша планета

Солнечная система

Почему приходит день?

Творческие

Оформление выставки рисунков

План местности (8 часов)

Теоретические знания:

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Компас. История его изобретения. Как определить расстояние? Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане

Практикумы.

Решение геозаданий.

Практические работы:

Составление плана класса

Темы работ

Реферативные:

Что такое компас?

История изобретения компаса

Как ориентироваться по Солнцу и местным признакам?

О чем расскажет знак на плане?

Творческие

Оформление выставки планов местности

Строение Земли (8 часов)

Теоретические знания:

Строение Земли. Ядро, мантия, земная кора. Поверхность Земли. Горы и равнины. Вулканы. Землетрясения.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций.

Практические работы:

Изготовление макета «Строение Земли» в различной технике

Темы работ

Реферативные:

Из чего состоит ядро?

Что такое мантия?

Вулканы

Землетрясения

Творческие

Оформление выставки макетов

Погода (6 часов)

Теоретические знания:

Что такое погода и климат. Признаки хорошей и плохой погоды. Метеоприборы. Явления природы. Дождь. Снег. Облака.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций. Решение геозаданий. Выполнение творческих работ.

Практические работы:

Наблюдение за движением облаков

Темы работ

Исследовательские:

Наблюдение за погодой

Реферативные:

Что такое облако?

Почему не из каждой тучки идет дождь?

Как образуется снег?

Зачем нужно изучать погоду?

Творческие

Сочинить сказку «Путешествие капельки воды»

Выставка снежинок

Выставка рисунков

Подведем итоги (1 час) - викторина «Занимательная география»

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области географии. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, защита групповы х проектов. Итогом проведения практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью кроссвордов, геозаданий , при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Э то сообщения , рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

Примерное планирование тем

Введение (4 часа)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой и неживой природы

Игра «Живое - неживое»

Результаты беседы и игры

2 неделя

Экскурсия.

Результаты экскурсии

3 неделя

Что изучает география? Великие географические открытия

Просмотр презентации

Конспект

4 неделя

Подведем итоги

Творческая мастерская

Кроссворд «Великие путешественники»

Географические открытия и путешественники (рисунки)

Выставка рисунков

Земля - планета Солнечной системы (7 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Земля - планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности

Просмотр презентации

Конспект

2 неделя

Творческая мастерская

Изготовление модели Земли из цветного пластилина

Модель Земли из пластилина

3 неделя

Почему день сменяет ночь?

Конкурс загадок о времени суток

Результаты беседы

4 неделя

Творческая мастерская

Составление режима дня школьника

Режим дня

5 неделя

Почему бывает зима и лето?

Решение геозаданий

Результат работы

6 неделя

Час открытий

Наблюдение за фенологическими и климатическими изменениями в природе

Результаты наблюдений

7 неделя

Подведем итоги

Презентация результатов самостоятельной работы

Модели, сообщения, результаты наблюдений

План местности (8 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам

Решение геозаданий

Результаты работы

2 неделя

Компас. История его изобретения.

Определение сторон горизонта по компасу

Результаты работы

3 неделя

Игротека

Игра «Что? Где? Когда?»

Результаты игры

4 неделя

Как определить расстояние?

Определение расстояния с помощью рулетки и шагов

Результаты работы

5 неделя

Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане

Решение геозаданий

Результаты работы

6 неделя

Творческая мастерская

Составление плана класса

План класса

7 неделя

Составление плана «Безопасная дорога в школу»

План местности

8 неделя

Подведение итогов

Презентация результатов самостоятельной деятельности

Сообщения, рисунки

Строение Земли (8 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Строение Земли. Ядро, мантия, земная кора

Решение геозаданий

Результаты работы

2 неделя

Творческая мастерская

Творческая работа «Строение Земли» (рисунки, аппликации, объемные модели)

Результаты работы

3 неделя

Поверхность Земли. Горы и равнины

Решение геозаданий

Результаты игры

4 неделя

Час открытий. Как рождаются горы?

Заслушивание сообщений

просмотр презентации

Результаты работы

5 неделя

Что такое вулкан?

Решение геозаданий

Прослушивание сообщений

Результаты работы

6 неделя

Творческая мастерская

Лепка макета вулкана из пластилина

Макеты вулканов

7 неделя

Землетрясения

Рисуем горы

Выставка рисунков «Горы»

8 неделя

Подведение итогов

Отчеты по творческим заданиям

Погода (6 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды

Загадки и ребусы о погоде

Наблюдение за погодой

Результаты работы

2 неделя

Метеоприборы

Измерение температуры воздуха и направления ветра

Результаты работы

3 неделя

Явление природы. Почему идет дождь?

Рисуем дождь

Составляем сказку «Путешествие капельки воды»

Рисунки

Сказка

4 неделя

Как рождаются облака?

Экскурсия - наблюдаем за облаками

Результаты экскурсии

5 неделя

Почему идет снег?

Мастерим и рисуем снежинки

Выставка снежинок

6 неделя

Подведем итоги

Представление результатов работы

Результаты игры

Подведем итоги (1 час) - игра «Занимательная география»

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно - ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль - определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль : коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Перечень методического обеспечения программы:

Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)

Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала (например, программа БИОСТАТ)

Оборудование

Название

Количество

Гербарии

по географии

Коллекции:

«Почва»

Полезные ископаемые

Глобус (физический)

Компасы

Настенные карты

Альбом по географии «Полезные ископаемые»

Микроскопы

Приборы для опытов

Название методической литературы

Количество

Атласы по географии:

6 класс

7 класс

8-9 класс

Ивановская область

Таблицы:

по географии

Портреты

географов

1 комплект

Презентации к занятиям

Список литературы.

Для учащихся:

Молодцова З.В. Занимательная география. - Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии - М: Просвещение, 1997.

Запартович Б.Б. С любовью к природе. - Москва: Педагогика, 1976.

Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

«Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.

Журналы «Юный натуралист».

Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

Для учителя:

  1. «Учебно - исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт - Петербург, Каро, 2005
  2. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
  3. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя
  4. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988
  5. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989
  6. География: Все для учителя географии Сайт: http://geo.1september.ru
  7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям Сайт: http://www.danilova.ru
  8. География:Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
  9. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  10. Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  11. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000
  12. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
  13. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
  14. Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  15. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
  16. Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
  17. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
  18. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.

Дословно география переводится как землеописание . Эта наука была известна еще до нашей эры. Все дело в том, что представители древних цивилизаций нуждались в пространственном ориентировании, открытии и освоении новых земель, идентификации себя в мире. Человечество знает массу выдающихся географов и дерзких, революционных, смелых географических открытий. «Золотые века» этой науки пришлись на XV-XVII века. Это время было названо эпохой Великих географических открытий.

География неразрывно связана с путешествиями и путешественниками, благодаря этому мы знаем имена Колумба, Кука, Афанасия Никитина, Марко Поло и многих других. Романтика, жажда новых знаний привлекает и ребят, живущих в нашем городе. Для них открыли свои двери специализированные клубы, кружки и студии, в которых можно узнать много нового о географии, своем крае, туризме. Теоретические занятия нередко совмещаются с «полевыми», что идет только на пользу ребятам.

Пожалуй, география является одной из самых увлекательных наук естественного цикла. Она позволяет получить не только знания в «чистом» виде — например, названия столиц, площадь и население государств, но и практические умения — свободное ориентирование на местности, туристические навыки и многое другое. Это современно, увлекательно и актуально для всех представителей нового поколения.

Несмотря на то, что школьный предмет «География» появляется у ребят не ранее 5 класса, родители могут познакомить детей с этой наукой еще в раннем возрасте. Конечно, неправильно «пичкать» мальчиков и девочек сухими фактами, требовать заучивать названия столиц, рек, морей. Важно заинтересовать ребенка и проводить занятия в игровой форме. Например, читая сказки о Карлсоне и Чипполино, можно одновременно задействовать карту или глобус и найти Швецию и Италию, рассказав немного о расположении и истории стран. На прогулке малышей можно познакомить со сторонами света, используя компас. Песни и стихи, в которых встречаются географические названия, также помогут узнать и запомнить много нового.

Главное о географическом атласе


Изучение географии прежде всего ассоциируется с географическими картами. По сути, на картах представлены материки и страны в миниатюре. Они отражают особенности рельефа и климата, национальный состав стран, экономическое положение. Атлас представляет собой комплекс географических карт, объединенных определенной темой. Например, всем известный Атлас России содержит максимально полную информацию о нашей стране. В нем можно увидеть и карту по областям, и ознакомиться со всеми граничащими с Российской Федерацией государствами, и найти отдельные города и даже автодороги. В тех или иных изданиях Атласа России представлена разная информация. Но все карты любого атласа должны быть объединены одинаковыми условными обозначениями, примерно равным масштабом, общими особенностями оформления. Составителем первого в мире атласа был древнегреческий астроном, математик и географ Клавдий Птолемей. Он подготовил сборник карт еще во втором веке нашей эры.

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т.д.

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.

Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек. Кружки имеют название, устав.

Сформулируем некоторые общие принципы работы географического кружка:

  • а) руководящая роль учителя,
  • б) применение исследовательского метода,
  • в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,
  • г) обязательное оформление результатов кружковой работы.

Эффективная работа кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.

Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она может быть с успехом реализована, прежде всего, в сельской малокомплектной школе. Важно также. что работая в таком неоднородном коллективе, учащиеся приобретают коммуникативные черты характера общения в разновозрастном сообществе. Широкое использование ИКТ позволяет приобщать школьников к современному информационному пространству. Выполнение индивидуальных и групповых проектных работ активизирует познавательные интересы обучающихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа

«Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …»

Составил: учитель географии В.Ф.Симаков,

д. Красная Горка

2013/2014 учебный год

Путешествия помогают понять красоту пространства

и бесценность времени.

  1. Пояснительная записка

Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся, изучающие географию 5-11 классы.
Целями реализации программы являются:

Формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

Получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

Более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

Ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

Знакомство с народами и странами мира;

Умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов .

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:

Повышение качества географических знаний и умений школьников;

Повышение успеваемости по предмету;

Повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;

Активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

Рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;

Повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.
  2. Современные российские географические средства массовой информации.
  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
  5. Я – туристический гид по родной Смоленщине.
  6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
  7. Мировые экологические проблемы человечества.
  8. Этот континент меня удивил.
  9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
  10. Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
  11. Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
  12. Мои кроссворды и викторины по географии.
  13. В этих местах я был(а).
  14. «Семь чудес света» моей Родины.
  15. Моя презентация (тема определяется учащимся).

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.

  1. Содержание программы
  1. Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Видео путешествие: Природные зоны мира.

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)

Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.

Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Дата

Введение – 1 час.

Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

Сентябрь/ 1

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Сентябрь/ 2

Природные зоны мира.

Видео путешествие.

Сентябрь/ 3

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

Занятие-викторина знатоков океанологов.

Сентябрь/ 4

5-6.

Путешествие в глубины Тихого океана

Видео путешествие.

Октябрь/ 1-2

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/ 3

Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/4

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Занятие-презентация учащихся.

Ноябрь/ 2

10-11.

Амазонка – великая река мира

Видео путешествие.

Ноябрь/ 3-4

Путешествие по Меконгу

Видео путешествие.

Декабрь/1

13 .

Окаванго – загадочная река Африки

Видео путешествие.

Декабрь/2

Колорадо – река застывшего камня

Видео путешествие.

Декабрь/3

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

Занятие-практикум (работа с картой, к/к)

Декабрь/4

Величайшие вулканы и горы мира

Видео путешествие

Январь/3

Путешествие в Центральную Америку

Видео путешествие

Январь/4

Ступени цивилизации: Великая Индия

Видео путешествие

Февраль/1

Современный Китай

Занятие-деловая игра, презентация

Февраль/2

Жемчужины Австралии

Видео путешествие

Февраль/3

Самые опасные животные африканского континента.

Видео путешествие

Февраль/4

Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра

Март/1

Как я знаю и умею работать с географической картой

Занятие-практикум.

Март/2

Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Занятие-практикум

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

Презентация, сообщения членов кружка

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

Презентация.

Март/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.

Видео путешествие,

презентация

Март/ 2

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

Видео путешествие

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

Видео путешествие,

презентация

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

Видео путешествие

Апрель/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

Видео путешествие

Апрель/ 2

Старинные русские города Центральной России. Смоленск .

Видео путешествие,

презентация

Апрель/ 3

В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Видео концерт

Апрель/4

Как я знаю свою Родину

Практикум, викторина

Май/1

Заключительные занятия – 2 часа

34-35.

Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

Конференция

Май/ 2-3

Итого – 35 занятий

  1. Методическое обеспечение работы кружка

Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор

- Литература для учителя:

1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.

5.Интернет ресурсы.

Литература для учащихся:

1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.

4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель

А.А.Шибанова, М.: Просвещение, 1986.

6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...