Пишется суффикс ыва. Правила написания суффиксов ова ева ыва ива
Правописание окончаний глаголов
1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.
Ко II спряжению относятся:
· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),
· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),
· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:
2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет мн.ч. 1 лицо читаем, берем 2 лицо читаете, берете 3 лицо читают, берут | хочу хочешь хочет хотим хотите хотят | Бегу бежишь бежит бежим бежите бегут | едим едите едят | создам создашь создаст создадим создадим создадут | дашь даст дадим дадите дадут |
3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).
4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)
Ь (мягкий знак) в глагольных формах.
1. Ь (мягкий знак) пишется:
· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),
· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),
· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,
· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );
2. Ь (мягкий знак) не пишется:
· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).
Правописание суффиксов глаголов
1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.
2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .
Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .
3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).
Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .
4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .
5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.
Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.
Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .
18 Фев 2016
Урок русского языка: «Правописание суффиксов глаголов ова-ева и ыва-ива»
Цели урока:
познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);
научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
Приложение: материалы для проведения занятия,
материалы для тестирования учащихся
Ход проведения урока по русскому языку:
1. Мотивация и актуализация знаний.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Вы выполняли домашнее упражнение. Кто сам выполнял, а кто просил помощи родителей?
Есть ли у вас вопросы?
Проведём самопроверку.
Кто не ошибся ни разу?
Появились ли теперь вопросы?
В чем причина ваших затруднений? (не выучил правило, не применял правило, не смог подобрать проверочное слово).
2. Создание проблемной ситуации.
Так как у нас еще есть ошибки, давайте продолжим тренировку. Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы и запишите столбиками.
Что объединяет эти слова?
Сколько столбиков получилось? Почему?
В 3 столбике слова не по правилу. Как же вы их написали?
Сформулируйте УЗ на уроке.
3. Гипотеза
Рассмотрим слова 3 столбика. Правильно ли вы написали?
Попробуйте сформулировать правило. Рассмотрим варианты. Выберем правильный.
4. Проверка гипотезы. Подведем итог.
К какому выводу мы пришли. (существуют 2 разных правила).
Давайте в парах составим шпаргалку на оба правила. Но, назовите, какими признаками она должна обладать? (Полнота, краткость, наглядность)
Представьте свой вариант. Давайте оценим по указанным критериям.
Но я могу сказать, что шпаргалка недостаточна полная. Есть в этом правиле слова-исключения: продлевать, затмевать, застревать.
5. Тренировка.
Посмотрите на шпаргалку и скажите, какими умениями должен обладать ученик, чтобы правильно написать суффиксы глаголов? (выделять суффикс и корень, знать правило, образовывать неопределённую форму и 1 лицо ед. ч. глагола).
Давайте проверим, обладаем ли мы такими умениями.
Задание 1. Определите, в какой части слова находится орфограмма. Выделите морфему.
ᴖ е | ᴧ е | ᴖ и | ᴧ и |
Подогревать Задевать |
Танцевать Врачевать |
Завивать Зашивать |
Заслуживать Подслушивать |
Какие слова пишутся по 1 правилу, а какие про 2.
Задание 2. Замените словосочетание словом с орфограммой. Запишите слова, обозначьте орфограмму.
Принимал участие - участвовал, делал запись - записывал, отдавал команды - командовал, проводил беседу - беседовал, испытывал радость - радовался, задавал вопросы - спрашивал, немного шутил - подшучивал, занимался колдовством - колдовал, приходил позже, чем нужно - опаздывал, пел вместе с исполнителем - подпевал, жил по указанному адресу - проживал, подвергся гниению - загнивал, выходил из моды, становился старым - устаревал, часто болел - заболевал, пил жидкость вместе с едой - запивал, делать еду горячей - разогревать.
6. Рефлексия.
Какова была УЗ? Удалось ли нам её решить?
Хотите проверить?
Тест.
В каком слове нет суффикса -ева?
А. во…вать
Б. забол…вать
В. буш…вать
Г. ноч…вать
В каком слове есть суффикс -ва?
А. закруч…вал
Б. запрыг…вал
В. заб…вал
Г. заворач…вал
В каком слове пишется буква Ы?
А. преслед…вать
Б. раскид…вать
В. обрад…ваться
Г. огранич…ваться
В каком слове пишется буква О?
А. адрес…вать
Б. насвист…вать
В. догад…ваться
Г. опазд…вать
В каком случае в глаголе пишется -ЕВА?
А. Если в неопределённой форме есть суффикс Е.
Б. Если глагол 1 спряжения.
В. Если в форме 1 лица ед.ч. происходит чередование с Ю.
Г. В словах- исключениях.
Определите, какое умение у вас «западает»?
Вспомните, какие затруднения у вас были в начале урока. Исчезли ли эти трудности? Вы довольны своей работой.
7. Домашнее задание
Приложения к уроку
«Н и НН в прилагательных» - В.) Воспитанник? воспитать – (сов.) Избранник? избрать – (сов. В суфф. –Енн–, –онн– утренний, огненный, пламенный, лекционный, агитационный, революционный. В.) Пудреница? пудрить – (несов. Отглагольные мученик? мучить – (несов. П.) Пишется всегда –н- комиссия образована. – (Тв.П.) (Кто-то образовал – кратк.
«Полные и краткие причастия» - Незаконченное, а начатое собрание. Замените письменно сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием. Раздавшийся, меня, грохот, слева, заставил, оглянуться. Краткие и полные причастия. Причастия, заключенные в скобки, ставьте в нужном роде, числе и падеже. Формирование познавательных способностей учащегося.
«НН и Н в прилагательных» - Государство - государственный Традиция – традиционный Хозяйство – хозяйственный Мужество – мужественный Лекция - лекционный. К какой части речи относятся слова правых столбиков? Холод- холодный зима- зимний сон- сонный утро- утренний глина- глиняный. Вкусный сонный хрустальный лунный летний осенний.
«Предложения с причастиями» - Проверка домашнего задания. Большая вода». Образование причастий. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду. И. И. Левитан «Золотая осень». Задание 2. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Примерный план ответа: Делаем вывод о роли причастий в художественном тексте.
«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Н и НН в суффиксах разных частей речи. Ветреный - жил ветрено, сумрачный – глядел сумрачно. Вставь пропущенные буквы. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Н и НН в суффиксах прилагательных. Ключ к упражнению: Неожиданный – явился неожиданно, необдуманный – поступил необдуманно.
«Причастие» - Причастие – самостоятельная часть речи. Действительное причастие. Полная форма. Страдательное причастие. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Настоящие время. Прошедшее время. Действительные причастия прошедшего времени. Причастие. Краткая форма. Несовершенный вид. Склонение причастий.
Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.
Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-
Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.
Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:
- команда - командовать;
- проба - пробовать;
- зависть - завидовать;
- волнение - волноваться;
- расход - расходовать;
- горе - горевать;
- беседа - беседовать;
- участие - участвовать;
- чувство - чувствовать;
- сочувствие - сочувствовать;
- штрих - штриховать.
Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:
- я сейчас танцую;
- я сейчас рисую.
Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.
Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:
- Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.
Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.
Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:
(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.
Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".
После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.
Примеры слов, в которых он выделяется:
Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.
Суффиксы в причастиях
Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.
Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:
Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним
В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:
- ослабе-ва´-ть;
- запоте-ва´-ть;
- поли-ва´-ть;
- проде-ва´-ть;
- напе-ва´-ть.
Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:
- ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
- запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
- полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
- продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
- напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).
Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.
Суффикс -е-
Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:
- почерн-е-ть (от чего?) от горя;
- посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
- заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
- побел-е-ть (от чего?) от старости.
В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.
Гласные перед суффиксом -л-
Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.
Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:
- вертеть - вертел;
- веять - веял;
- затеять - затеял;
- зависеть - зависел;
- измерить - измерил;
- каяться - каялся;
- кланяться - кланялся;
- лелеять - лелеял;
- надеяться - надеялся;
- объездить - объездил;
- отчаяться - отчаялся;
- приклеить - приклеил;
- реять - реял;
- слушать - слушал;
- сеять - сеял;
- чистить - чистил;
- чуять - чуял.
Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.
Задание для закрепления
Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.
В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.
Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.
Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.