Обучающемуся как пишется. Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав

Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает обязанность обучающихся бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Данное правило распространяется на все категории обучающихся, указанные в ст. 33 данного Федерального закона - воспитанников, учащихся, студентов и др.

Вместе с тем вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный имуществу организации, а также вопросы возмещения этого вреда, регулируются положениями гражданского законодательства.

По общим правилам ст. 1064 Гражданского кодекса РФ ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В отдельных случаях допускается возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Специальные правила установлены применительно к ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если же малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной или иной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по её вине при осуществлении надзора (пункты 1, 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ).

Так, если тринадцатилетний учащийся школы на перемене разбил окно, (умышленно или по неосторожности), его нельзя привлечь к гражданско-правовой ответственности, а его родители будут возмещать вред только, если школа сможет снять с себя вину за ненадлежащий надзор, но на практике такие случаи встречаются крайне редко. Иначе говоря, причиненный школе вред, скорее всего, придется возмещать самой школе.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Например, 9-классник в возрасте 16 лет после уроков изрисовал краской стену школы. В данном случае не имеет значения его статус как обучающегося – возмещать вред придется ему самому за счет собственных средств. Если же у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (пункты 1, 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, для ответа на вопрос о возмещении вреда, причиненного обучающимся имуществу образовательной организации, необходимо, прежде всего, выяснить возраст обучающегося и установить круг лиц, обязанных осуществлять за ним надзор в момент причинения вреда. Немаловажными обстоятельствами являются также форма вины причинителя вреда (умысел или неосторожность), время и место проступка.

Если по мнению образовательной организации возмещать вред должен обучающийся и (или) его законные представители, однако данные лица не желают это сделать добровольно, организации следует обращаться с гражданским иском в суд.

По сложившейся судебной практике, подтвержденной в позиции Верховного суда РФ (п. 16 «б» Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 января 2010 г. № 1), при рассмотрении дел о причинении вреда малолетними в период образовательного процесса, соответчиками становятся и родители, и образовательные организации. При этом вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого. Согласно ст. 28 ГК РФ малолетними являются граждане, не достигшие возраста 14 лет.

Есть сомнения как писать «обучающаяся» или «обучающуюся», «обучаться» или «обучатся»? С помощью простого и понятного правила сможем раз и навсегда запомнить данное правописание.

Правильно пишется

Согласно правилам русского языка оба варианта написания допустимы в зависимости от глагольной формы.

Какое правило

«Обучающаяся» – это причастие в действительном залоге, настоящем времени, именительном падеже. На падеж указывает окончание «ая». Можно задать проверочный вопрос «Что делающая?». В вопросе будет такое же окончание, как в причастии.

«Обучающуюся» – это причастие в действительном залоге, настоящем времени, винительном падеже. На падеж указывает окончание «ую». Можно задать проверочный вопрос «Что делающую?». Окончание будет такое же, как в вопросе.

«Обучаться» или «обучатся» как пишется

«Обучаться» – начальная форма глагола, отвечающая на вопрос «Что делать?». Как и в вопросе, оканчивается на «ть».

«Обучатся» – это глагол в третьем лице, множественном числе, отвечающий на вопрос «Что сделают?». Как и в вопросе, оканчивается на твёрдую «т». Обратите внимание на ударение, оно смещается в начало слова на букву «у».

Примеры предложений

  • Дети пришли в школу, чтобы обуча̀ться.
  • Дети обу̀чатся новым знаниям.

Высшее образование в России № 8, 2004

невозможно. И тогда встает вопрос: чему учить в первую очередь? На мой взгляд, содержание обучения определяется теми задачами здравоохранения, которые предстоит решать «завтрашнему» врачу .

В базовой подготовке врача доминирующее место по праву занимает естествознание, поскольку оно раскрывает способы и механизмы устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой. Иначе говоря, естественнонаучное образование можно рассматривать в качестве основного компонента фундаментализации. При этом дисциплины, входящие в программу профессионального обучения будущего врача, обязательно должны представлять собой единое целое с общей целевой функцией, объектом исследования, методологией построения и ориентироваться на сущностные междисциплинарные связи.

Все это позволяет более точно обосновать образовательную парадигму, в которой главный для врача объект изучения -человек и его здоровье - должен рассматриваться во всем многообразии его взаимоотношений с окружающим миром - социальных, психологических, экологических, эволюционных. Применение такого комплексного подхода к изучению человека и его здоровья выступает как существенный признак фундаментализации образования, раскрывающий структурно-

функциональные связи сложного целостного предмета изучения.

Итак, интеграция естественных и медицинских наук при подготовке врача становится концептуальной основой современного образования. При этом акцент должен быть сделан на создании интегративных курсов, обеспечивающих переход от дисциплинарной модели профессионального образования к системной. Содержание обучения должно в целом обеспечивать классическое медицинское образование в сочетании с глубокой фундаментальной (естественнонаучной и гуманитарной)подготовкой. Это достигается оптимизацией соотношения и содержания циклов различных дисциплин, учебной и производственных практик, курсовых работ по отдельным дисциплинам и по дисциплине специализации.

В данном отношении особый интерес представляет междисциплинарный подход к обучению студентов. Именно он обеспечивает глубокую профессионализацию процесса подготовки специалиста и одновременно - его фундаментализацию.

Литература

1. Балахонов А.В. Фундаментализация естественнонаучного образования как фактор становления личности будущего врача // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. - СПб., 2002. -С. 248-257.

М. КОЧЕТКОВ, доцент Сибирский юридический институт МВД

В теории образования особое значение имеет понятийно-категориальный аппарат. Это связано с практической направленностью данной области знания, где выполняемые ею функции в значительной степени зависят от принимаемого во внимание содержания понятийно-категориального аппарата. Не случайно редкое диссертаци-

Обучаемые или обучающиеся?

онное исследование обходится без анализа базисных определений.

В современных законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вместо привычного ещё 10-15 лет назад термина «обучаемый» («обучаемые») фигурирует «обучающийся» («обучающиеся»). Такое изме-

Редакционная почта

нение связывалось с развитием гуманистических тенденций в образовательной теории и практике и на первый взгляд кажется вполне логичным: необходимо исходить из создания таких образовательных условий, которые инициировали бы самостоятельный, самоактуализированный характер познавательной деятельности.

Данное понятийно-терминологическое изменение видится нам в ряде случаев некорректным:

1. С точки зрения содержания других понятий, «пересекающихся» с рассматриваемым. Если понадобилось изменение одного понятия, то следует привести в соответствие и остальные, в частности, вместо понятия «воспитанник» употреблять «воспитывающийся», однако в ФЗ «Об образовании» говорится о воспитанниках. Понятие «воспитание» шире «обучения», следовательно, изменение этимологии последнего должно согласовываться с этимологией слова «воспитание». Коль скоро в ФЗ «Об образовании» фигурирует понятие «воспитанник», а не «воспитывающийся», то логичным являлось бы использование в том же законе в сходных смысловых контекстах термина «обучаемый», а не «обучающийся».

2. В связи со спецификой процесса образования как явления целенаправленной деятельности общества. Проблемы гуманистического плана обусловлены прежде всего взаимодействием субъектов педагогического процесса, когда педагог реализует направляющее воздействие на обучаемого.

Признанные авторитеты, чьи воспитательные принципы являются для педагогов ориентирами (Коменский Я.А., Корчак Я., Макаренко А.С., Ушинский К.Д. и др.), уделяли исключительное внимание проблемам обеспечения дисциплины, осуществления наказания, не исключали их из арсенала

воздействия на личность. При этом неизменно подчёркивалась необходимость минимизации роли дисциплины и наказания как внешнего воздействия на человека. Так, на фронтисписе «Великой дидактики» надпись гласит: «Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей».

Отмеченные ключевые аспекты проблемы гуманизации образовательного процесса как раз и обусловлены его спецификой: необходимостью оказывать направляющее воздействие на развитие человека. «Уход» от этой специфики на понятийно-терминологическом уровне (использование вместо понятия «обучаемый» понятие «обучающийся») вовсе не является шагом к решению проблемы, а, скорее, «уводит» от неё.

3. Исходя из антропологической позиции в педагогике, оказание направляющего воздействия не является противоестественным, негуманистичным явлением, так как может относиться к внутреннему диалогу человека, а не только к межличностному общению. В этом случае совершенствование человеком способностей к педагогическому воздействию, самопознанию, самоорганизации, оптимизации процесса своей жизнедеятельности в целом является как целью, так и условием эффективного выполнения равнозначно важных «ролей» воспитателя и воспитанника. Если же вместо термина «обучаемый» использовать термин «обучающийся», то в этом случае нивелируется равнозначность отмеченных составляющих педагогического процесса.

Таким образом, изменение термина «обучаемый» («обучаемые») на «обучающийся» («обучающиеся») видится нам неоправданным. Несмотря на то, что отмеченное изменение нашло отражение в российском законодательстве самого высокого уровня, оно является нецелесообразным и нуждается в корректировке.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...