Гайворонский анатомия. Анатомия и физиология человека
Глагол – это слово, обозначающее действие и отвечающее на вопрос «Что делать?» Последнее уточнение очень важно, ведь слово «ходьба», например, тоже обозначает действие, тем не менее причислить его к глаголам нельзя.
Действие всегда направлено на какой-то предмет. Это может быть тот же самый предмет, который его совершает, или какой-то другой. В первом случае речь будет идти о возвратном глаголе, а во втором – о невозвратном.
Опознавательный признак возвратных глаголов
О том, что действие, совершаемое неким субъектом, направлено на него самого, может свидетельствовать возвратное местоимение. В русском языке существует только одно такое местоимение, которое даже не имеет именительного падежа – «себя».
Язык всегда стремится к краткости, поэтому возвратное местоимение в сочетании с глаголами сократилось до «ся», а затем превратилось в часть этих глаголов – постфикс, т.е. суффикс, который после окончания. Вот так и возникли возвратные глаголы, опознавательным признаком которых является постфикс «-ся»: «одеть себя» – « », «умыть себя» – «умыться». Глаголы, у которых такого постфикса нет, называются невозвратными.
Виды возвратных глаголов
Не всегда смысловое наполнение возвратного глагола бывает настолько простым. Действие, которое кто-то непосредственно совершает над самим собой, это лишь один возвратного глагола – собственно-возвратный.
Глагол такого рода может подразумевать и некое действие, которое предмет совершает не над самим собой, но в своих интересах. Например, если о людях говорят, что они «строятся», это может означать не только «построение самих себя в шеренгу» (собственно-возвратный глагол), но и «строительство дома для себя». В последнем случае глагол будет называться косвенно-возвратным.
Обозначаются возвратными глаголами и совместные действия нескольких предметов: «встретиться», «переговариваться» – это взаимно-возвратные глаголы.
Впрочем, не , имеющий постфикс «-ся», является возвратным. Нельзя причислить к таковым глаголы, имеющие страдательный залог, т.е. подразумевающие, что действие над предметом совершает кто-то другой: «дом строится», «микробы уничтожаются».
Глагол не может быть возвратным, если он является переходным, т.е. обозначает действие, направленное на другой предмет, хотя в безличной форме такие глаголы могут иметь постфикс «-ся»: «мне хочется купить машину».
Невозвратными глаголами называются глаголы без постфикса –ся; возвратными – глаголы с постфиксом –ся. Исторически образование возвратных глаголов связано с местоимением ся , которое первоначально присоединялось только к переходным глаголам (мыть + ся («себя») = мыться ).
Все глаголы в русском языке можно разделить на несколько групп:
невозвратные глаголы, от которых образуются возвратные |
невозвратные |
возвратные |
а) мыть + ся строить + ся образование возврат ных форм встречать + ся б) белеть + ся темнеть + ся – морфологические синонимы в) глядеть – наглядеться глаголы работать – наработаться СД г) писать – не пишется безличные спать – не спится глаголы |
отвечать обедать |
бороться смеяться артачиться |
Таким образом, можно сделать вывод о том, постфикс –ся в русском языке может выполнять несколько функций:
Образовывать возвратные формы глаголов (мыться, белеться );
Образовывать возвратные глаголы, отличающиеся от производящих невозвратных глаголов лексическим значением (прощать – прощаться, добить - добиться ).
Следует отметить, что некоторые глаголы на –ся имеют синонимичное возвратное сочетание (лишиться – лишить себя, покрыться – покрыть себя ).
Деление глаголов на невозвратные и возвратные установилось в русском языке безотносительно к делению глаголов на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Полностью оно не совпадает ни с тем, ни с другим, хотя связано с категориями переходности и залога: аффикс –ся является показателем непереходности глагола, а залоговую соотносительность дают лишь возвратные формы глагола.
Категория залога
Категория залога является одной из самых сложных проблем русской грамматики. Ученые-лингвисты по-разному определяют содержание этой категории, а потому по-разному решают вопрос о количестве залогов: одни насчитывают до 17 залогов, другие вообще отрицают наличие залогов.
В русском языкознании существуют следующие определения залога:
1) залог обозначает «деяние, от одного к другому переходящее, и деяние, от одной вещи к другой не переходящее» (Ломоносов);
2) залоги – это такие глагольные формы, которые обозначают различие в отношении глагольного действия к его субъекту. На этом основании можно выделить возвратный залог (книга читается ) и невозвратный залог (читать книгу ) – Аксаков, Фортунатов;
3) залог – это отношение действия к объекту (Буслаев, Шапиро);
4) залог – это выражение актива и пассива субъекта (Исаченко, АГ-70);
5) залог – это отношение действия к субъекту и объекту (Виноградов, Головин, Гвоздев, Шанский).
Во всех названных определениях залога присутствует общий критерий – отношение действия к субъекту и объекту. Данный признак, действительно, является важным в залоговом содержании, поскольку залог, как и другие глагольные категории, проявляет себя прежде всего как определенное грамматическое отношение – отношение действия к его источнику и к объекту. Категория залога отражает объективно протекающие процессы, осуществление которых возможно при наличии деятеля и объекта приложения действия.
Мать (субъект) умывает (действие) ребенка (объект).
Ребенок (субъект, объект) умывается (действие).
Но в русском языке есть глаголы, называющие такие действия, для реализации которых нужен только деятель, субъект действия:
Облака (субъект) тихо плывут по небу.
Таким образом, все глаголы в русском языке можно разделить на две группы:
1) глаголы, способные передавать залоговые отношения (залоговые глаголы);
2) глаголы, не передающие залоговых отношений (незалоговые глаголы).
Вы уже знаете, что глагол обозначает действие и что действие, кроме других своих свойств, может быть на кого-то или на что-то направлено. А может быть и не направлено! А может быть направлено на самого деятеля! На этом уроке вы и узнаете о таких глаголах.
1. Какие глаголы называются возвратными?
Глаголы, которые заканчиваются суффиксом -ся (его ещё называют постфиксом), называются возвратными.
Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:
1. Действие направлено на деятеля, на себя: настраиваться, обуваться, отдаляться, обновляться (сам, себе).
2. Действия нескольких деятелей направлено друг на друга: мириться , встречаться, драться.
3. Действие совершается в своих интересах (для себя): готовиться, убираться (разговорное).
4. Постоянный признак, присущий живому или неживому предмету (обычно): кусается, царапается .
5. Безличные глаголы: спаться, работаться .
Все возвратные глаголы являются непереходными.
2. Употребление -ся/-сь в возвратных глаголах
После гласных употребляется постфикс -сь: удивилась, смеялась.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
- School-assistant.ru ().
- School.xvatit.com ().
Домашнее задание
1. Образуйте и запишите возвратные глаголы.
Мирить - мириться,
рассердить - …,
обнимать - …,
извинить - …,
удивлять - …,
глядеть - приглядеться,
дружить - подружиться,
ждать - …,
играть - ….
2. Замените словосочетания глаголами-синонимами, графически покажите, что глаголы возвратные.
Участвовать в соревновании - соревноваться,
быть на тренировке, испытывать волнение, допускать ошибки, чувствовать радость.
3. Запишите синонимы к данным глаголам.
Заглядеться - засмотреться ,
загореться, бороться, волноваться, заинтересоваться, вернуться, восхищаться.
Рабочий лист.
Ф.И. _________________________________________
Возвратные и невозвратные глагол.
Помните: в
русском языке
в возвратных глаголах после гласного употребляется -сь, а после согласного -ся: нестись, учиться. Суффикс
–ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.
1. Прочитав стихотворение, подчеркните возвратные глаголы.
Муха в гости собиралась
Ехать очень далеко.
Умывалась,
Одевалась,
Волновалась, Завивалась, Перед зеркалом металась, Зазевалась... И упала в молоко.
2. Выпишите глаголы с суффиксом -ся (-съ) и обозначьте его. Как называются такие глаголы?
Стучаться, опускаться, чернеть, удивлять, сооружать, руководствоваться.
_________________________________________________________________________________
3. Выпишите из басни
И. Крылова
возвратные
глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Исправьте ошибки нерадивых учеников.
1. Я учуся в седьмом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.
Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться, бранить - браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.
5. Образуйте возвратные глаголы.
Сердить- __________________, греть- _____________________, увлекать- _________________, успокоить- _________________, обрадовать- _______________, обнять- _____________________, плакать- ________________, причёсывать- ___________________, застёгивать- ____________________.
6. Замените одним словом.
Приветствовать друг друга при встрече().
Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение().
Давать согласие().
Собирать перед поездкой вещи().
Допускать ошибку().
Проявлять интерес к чему-либо().
Чувствовать обиду().
Уплатить полностью, сколько следует().
7. Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.
Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.