Новороссийская Военно-морская база – южный фланг России. Новороссийская военно-морская база

(войсковая часть 99608) - оперативно-тактическое территориальное объединение в составе Черноморского флота, форпост морских ворот юга России, одна из ведущих группировок сил флота.

История создания

Новороссийская военно-морская база - самое молодое объединение Военно-Морского Флота России на кавказском побережье Чёрного моря.

Новороссийская ВМБ с 1925 по 1940 г.г. существовала номинально. Перед началом Великой Отечественной войны, в декабре 1940 года, Новороссийской ВМБ придается полный статус. Приказом Командующего ЧФ от 29.01.1941 г. была определена штатная структура с управлением и штабом базы.

Были развёрнуты:

  • Дивизионы кораблей охраны водного района,
  • учебный дивизион подводных лодок,
  • отряд торпедных катеров,
  • части береговой артиллерии и тыла.

С началом Великой Отечественной войны корабли и подразделения Новороссийской военно-морской базы вступили в бой, став опорным пунктом поддержки осажденных гарнизонов Одессы и Севастополя. Корабли и части Новороссийской ВМБ в декабре 1941 г. принимали самое активное участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. В первой половине 1942 года они обеспечивали морские перевозки и эвакуацию войск из осажденного Севастополя и с Керченского полуострова.

В результате ожесточенных боев в сентябре 1942 г. советские войска оставили большую часть Новороссийска. Штаб базы и ее основные силы были передислоцированы в г. Геленджик. Оттуда в сентябре 1943 года были осуществлены высадки морских десантов на Малую землю и в Южную Озерейку при освобождении города. Беспримерный героизм проявили морские пехотинцы, занявшие в феврале 1943 г. под командованием майора Цезаря Куникова плацдарм в районе Станички, названный впоследствии Малой Землей. Моряки-новороссийцы во главе с командиром базы капитаном 1 ранга Г. Н. Холостяковым отстояли город и были одними из первых его освободителей.

С сентября 1943 года, когда Новороссийск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, началась многолетняя борьба с минной опасностью. В результате траления в акватории порта было уничтожено более 40 неконтактных мин.

В 1947 году Новороссийская ВМБ была расформирована. Новороссийск на длительное время стал военно-морским районом тылового базирования Черноморского флота.

Реорганизация

В результате распада СССР образовались два новых независимых государства в Азово-Черноморском бассейне - Грузия и Украина. До 1991 г. основные силы Черноморского флота базировались именно в этих республиках. Гражданская война в Грузии, проблемы с разделом и размещением российской части флота в Крыму заставили командование серьёзно задуматься об использовании Новороссийска как пункта базирования флота.

Постановлением № 1011-47 «О формировании Новороссийского военно-морского района (НВМР) и создании системы базирования сил Военно-Морского Флота на территории Краснодарского края» 8 сентября 1994 г. Правительство Российской Федерации определило статус возрожденной Новороссийской ВМБ. В ноябре 1994 года Главнокомандующий ВМФ РФ утвердил состав сил Новороссийского военно-морского района, а в марте 1995 года был утвержден штат управления НВМР. Первым командиром НВМР стал контр-адмирал Евгений Васильевич Орлов, впоследствии вице-адмирал, заместитель командующего Черноморским флотом.

Приказом Главнокомандующего ВМФ № 253 от 15 июля 1996 года установлен ежегодный праздник Новороссийского ВМР - 8 сентября.

В 1997 году Черноморский флот приобрел статус Российского. Директивой начальника Генерального штаба Вооружённых Сил от 1997 г. Новороссийский военно-морской район был преобразован в Новороссийскую военно-морскую базу Черноморского флота. Примечательно, что воссоздание Новороссийской военно-морской базы произошло ровно через 50 лет после ее последнего расформирования.

Основные задачи НВМБ - содействие силам Южного военного округа на приморском направлении, охрана государственной границы России во взаимодействии с силами погранвойск, обеспечение развертывания сил флота, а также обеспечение воинских морских перевозок.

Зона ответственности Новороссийской ВМБ простирается от границ с Грузией на Черном море до границ с Украиной на Азовском море.

С каждым годом в базе наращивается интенсивность боевой учебы, увеличивается объем поставленных перед кораблями и частями задач. В Новороссийской ВМБ регулярно проводятся командно-штабные учения, корабли выходят в море на боевое дежурство, береговые войска отрабатывают задачи боевой подготовки на войсковых полигонах ЮВО. В Новороссийске дислоцируются соединения, имеющие в своем составе противолодочные и противоминные корабли, поисково-спасательные и гидрографические суда, части тыла и судоремонта. Береговую оборону обеспечивают части береговых войск и морской пехоты, инженерные подразделения. Ежегодно корабли выполняют задачи на учениях под руководством командования ЧФ. Береговые ракетчики ежегодно в рамках сбор-похода сил Черноморского флота проводят практические ракетные стрельбы с Таманского полуострова. Моряки-новороссийцы неоднократно удостаивались Приза Главнокомандующего ВМФ за лучшую ракетную стрельбу. Дважды МТЩ «Железняков» принимал участие в международных маневрах «Блэксифор». Поисково-спасательные силы флотского объединения обеспечили судоподъем 9-ти объектов, затонувших в Новороссийской бухте. Военные моряки неоднократно привлекались к ликвидации стихийных последствий в Краснодарском крае. Новороссийскими военными моряками были обнаружены, вытралены и уничтожены 10 морских мин времен Великой Отечественной войны.

1996 г. - морской тральщик «Железняков» принял участие в международных военно-морских учениях «Си-бриз».
1997 г. - весной личный состав объединения принял участие в командно-штабном стратегическом учении «Редут-97», проходившем под руководством Министра обороны РФ. Оценка, выставленная за учение, подтвердила, что командный пункт способен эффективно управлять силами военно-морского района в «боевых» условиях. Соединение кораблей охраны водного района активно участвует во всех мероприятиях боевой подготовки Черноморского флота.
2003 г. - подразделению морской пехоты было доверено представлять Андреевский флаг на международном учении «Фарватер мира». Флотские спасатели НВМБ приняли участие в международных учениях авиационно-космического спасательного комплекса «САРЕКС-МКС-2003», с участием специалистов России, США и Канады. Береговые артиллеристы успешно выполнили комплекс мероприятий по освоению и испытанию нового артиллерийского комплекса «Берег», аналогов которому в мире нет.
2008 г. - во время Грузино-Юго-Осетинского вооруженного конфликта подразделения Новороссийской ВМБ приняли участие в десантной операции в рамках мероприятий по принуждению Грузии к миру.
с марта 2014 г. , - участие частей и подразделений Новороссийской ВМБ в мероприятиях по обеспечению мира и стабильности в акватории Черного моря во время кризиса власти на Украине и последовавшим затем присоединением Крыма к России.

Командиры базы

Командир Звание Годы командования
Холостяков Георгий Никитич Контр-адмирал 1941-1943
Орлов Евгений Васильевич Вице-адмирал 1995-2001
Рогатин Владимир Иванович Вице-адмирал 2001-2004
Меняйло Сергей Иванович Вице-адмирал 2004-2009
Липинский Анатолий Иванович Контр-адмирал 2009-2010
Турилин Александр Васильевич Контр-адмирал 2010-2011
Пинчук Сергей Михайлович Контр-адмирал 2011-2014
Шастов Олег Николаевич Капитан 1 ранга 2014-...

Начальники штаба базы

Начальник Звание Годы
Холостяков Г.Н Капитан 1 ранга 1941-1941
Григорьев В.В. Вице-адмирал 1941-1942
Свердлов А.В. Капитан 1 ранга 1943
Санько И.Ф. Контр-адмирал 1995-1998
Халайчев Е.Г. Контр-адмирал 1998-2001
Безмельцев А.В. Контр-адмирал 2001-2004
Меняйло С.И. Контр-адмирал 2004-2005
Суров А.Б. Контр-адмирал 2005-2007
Крылов Е.Г. Капитан 1 ранга 2007-2011
Шастов О.Н. Капитан 1 ранга 2011-2014

Состав базы

184-я бригада охраны водного района Новороссийской базы ЧФ РФ
# Проект Название Класс Год
181-й дивизион противолодочных кораблей (Новороссийск)
053 1124М Поворино (малый противолодочный корабль) МПК 1989
054 1124М Ейск (малый противолодочный корабль) МПК 1989
055 1124М Касимов (малый противолодочный корабль) МПК 1986
170-й дивизион тральщиков (Новороссийск)
901 12660 Железняков (

НОВОРОССИЙСКАЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА (НВМБ) создавалась в переходные 1990-е годы. В трудных условиях того времени мало кто верил, что из новороссийского проекта что-то получится… Но, как показало время, Черноморское побережье Краснодарского края стало перспективным и приоритетным плацдармом развития инфраструктуры ВМФ на юге России.

Сегодня даже самые откровенные скептики признают: Новороссийская ВМБ – флотское объединение, наиболее динамично развивающееся в общей структуре ВМФ.

В чем секрет такой завидной динамики? Об этом и многом другом в канун 13-й годовщины Новороссийской ВМБ рассказывает ее командир вице-адмирал Сергей МЕНЯЙЛО.

Меняйло Сергей Иванович родился 22 августа 1960 г. в г. Алагир Северо-Осетинской АССР (ныне – Республика Северная Осетия – Алания). В 1983 г. окончил Краснознаменное Каспийское высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова. Службу проходил в должностях: командир штурманской боевой части на базовом тральщике Кольской флотилии Северного флота, командир базового тральщика БТ-22, командир морского тральщика «Контр-адмирал Власов».
В 1990 г. был избран депутатом Мурманского областного Совета. После окончания в 1995 г. Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова занимал должности: начальник штаба – заместитель командира соединения кораблей Каспийской флотилии, командир соединения кораблей охраны водного района (с 1998 г.). По окончании в 2002 г. Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ назначен начальником штаба НВМБ.
Указом Президента РФ в 2005 г. назначен командиром Новороссийской военно-морской базы.

В состав Новороссийского военно-морского района (ВМР) вошли части и подразделения, выведенные с территорий Грузии и Украины после распада СССР, – рассказывает вице-адмирал Сергей Меняйло. – По большому счету, тогда перед ними стояла одна-единственная задача, решаемая, прежде всего, морской пехотой: высадиться, закрепиться на голом побережье, удержаться. Главным в ту пору было выжить, сохранить кадровый состав и технику.

Никакой инфраструктуры, военных городков для береговых частей, причалов для размещения военных кораблей в Геопорту Новороссийска не было. Надо было также учитывать, что мы пришли на территории городов и районов с устоявшейся инфраструктурой коммерческих портов. Чтобы что-то построить, нужны были земля, коммуникационные мощности. Отрадно, что в целом мы ощущали понимание важности решаемой задачи со стороны администраций городов и районов, что позволило начать строительные работы в соответствии с намеченным графиком.

Когда наиболее острые вопросы организационного устройства были решены, наступила очередь боевого слаживания. Уже в 1996 году экипаж морского тральщика «Железняков» достойно отработал задачи в ходе международных военно-морских учений «Си-Бриз-96». Весной 1997 года личный состав объединения участвовал в командно-штабном стратегическом учении «Редут-97», проходившем под руководством министра обороны РФ. Оценка, выставленная за учение, подтвердила, что командование ВМР способно эффективно управлять подчиненными силами в боевых условиях.

Масштабность задач, поставленных перед объединением, потребовала его дальнейшего реформирования. В 1997 году директивой начальника Генерального штаба ВС РФ Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу (ВМБ), вошедшую в состав Черноморского флота.

Символично, что воссоздание Новороссийской ВМБ произошло через 50 лет после ее расформирования.

– Сергей Иванович, развитие Новороссийской военно-морской базы нашло свое отражение в федеральной целевой программе (ФЦП) «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов». В этом документе определены и сроки, и основные расходы по строительству флотских объектов. Удается ли выдерживать эту «генеральную линию»?

– Прежде всего я бы хотел отметить, что благодаря ФЦП нам удалось совершить настоящий прорыв в развитии оборудования территорий и подготовке объектов оборонной инфраструктуры. Это обширный, расписанный буквально по каждому объекту документ, в котором детально учтены потребности в строительстве всего флотского объединения.

На первом этапе (2005-2009 гг.) приоритетными стали строительство причального фронта для кораблей и судов в Геопорту Новороссийска, капитальное строительство военных городков для береговых войск со всей необходимой инфраструктурой.

Строительство причального фронта идет активными темпами

Строительство впечатляет не только уникальностью, но и завидными темпами. В 2005 году только для морской пехоты были построены и введены в эксплуатацию штаб двух подразделений, столовая на 255 посадочных мест, медицинский пункт, общежитие для военнослужащих-контрактников на 120 чел., хранилища техники, насосная станция пожаротушения, две подъездные дороги, контрольно-технический пункт парка техники, выполнены телефонизация, газификация и электрификация учебно-боевой площадки.

Не меньший объем строительных работ выполнен также и на территории военного городка отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады. До конца 2009 года военные строители должны полностью завершить строительство объектов базирования ракетно-артиллерийского соединения и отдельной части морской пехоты. Это соответствует срокам, определенным ФЦП.

В 2005 году, в соответствии с ФЦП, военные строители приступили к возведению причальных сооружений. Другими словами, масштабная стройка началась еще и на море.

– Насколько известно, многие гидротехнические объекты уникальны по своей задумке и никогда ранее не возводились…

Черноморское побережье Краснодарского края – приоритетный плацдарм развития ВМФ на юге России

– Это так. К примеру, строительство на глубинах до 30 м двух оградительных молов общей протяженностью около 2 км. К тому же конструкция мола усложнена в связи с тем, что в районе строительства – 9-балльная сейсмика, а на дне – 5-метровые залежи ила. Но найдены такие технические решения, которые обеспечивают и обеспечат впредь защиту кораблей, стоящих у причалов, от воздействия волновых режимов, юго-восточного ветра и пресловутой Боры.

Сегодня проблема в том, что корабли не могут быть обеспечены круглогодичной безопасной стоянкой у причалов. В период усиления ветра и волновых режимов экипажи вынуждены штормовать в море. А это, как вы понимаете, неоправданный расход технического ресурса, горючего и смазочных материалов.

Специалистами 26-го Научно-исследовательского центра ВМФ (г. Санкт-Петербург) разработана очередность строительства оградительных сооружений. В специальном научно-испытательном бассейне создан макет новороссийского Геопорта с предполагаемыми гидротехническими сооружениями, в определенном масштабе выполнены также макеты кораблей. При помощи специальных датчиков создается искусственная волна, в натуральных условиях проводится испытание воздействия волновых режимов на оградительные молы и изучается их влияние на безопасность стоянки кораблей.

В проектировании этих сооружений задействованы все лучшие научные силы России, работающие в области гидротехники, в том числе специалисты Московского инженерно-строительного института, Научно-исследовательского института Минобороны РФ и многие другие. Общее руководство научными разработками осуществляет 23-й Государственный морской проектный институт.

МПК «Касимов» – один из самых ходовых кораблей НВМБ

Помимо уникальных гидротехнических объектов, есть в списке заслуг военных строителей еще один особый объект: здание Постоянного координационного центра Черноморской военно-морской группы «Блэксифор», построенное всего за пять месяцев в пригородной черте Новороссийска. Центр оснащен самыми современными электронным оборудованием, средствами охраны и видеонаблюдения.

– Сергей Иванович, не так давно в Новороссийске прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором рассматривался ход реализации уже упоминавшейся Вами ФЦП. Как оценена работа по ее реализации?

– Прежде всего было отмечено, что мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов» выполняются в соответствии с планом. Первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов отметил: «Радует, что срывов ни в финансировании, ни в строительстве нет. Качество строительства хорошее, поэтому есть надежда на то, что программа будет выполнена в срок».

– Как сообщали СМИ, на заседании Морской коллегии главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Масорин говорил о проблемных вопросах, требующих решения на правительственном уровне. Каких сфер они касались?

– Ставился вопрос по землеотводу. В частности, для полигона в районе мыса Железный Рог, где находится азотный терминал. В итоге, в связи с необходимостью состыковать вопросы перспективного развития промышленных предприятий и создания военной инфраструктуры, губернатору Краснодарского края было дано поручение найти компромиссное решение по зе-млеотводу. На сегодняшний день письмо от губернатора о положительном решении вопроса по землеотводу под обустройство военного полигона уже получено.
Второй проблемный вопрос, на котором остановился главком, – социальное строительство. Уже возведен целый микрорайон имени С.Г. Горшкова, но там нет ни одного детского сада, ни одной школы. Это создает дополнительную нагрузку на городские учреждения. Никто не отказывает в приеме наших детей в дошкольные учреждения и школы, но мы понимаем, что данный вопрос требует решения.

Командование НВМБ принимает парад по случаю Дня ВМФ

Это произошло потому, что в ходе согласования федеральной целевой программы с Минэкономразвития из нее были исключены средства на социальное строительство. Аргумент – «есть другие целевые программы». К примеру, «Школа и детство», по которой финансируется строительство школ и детсадов. Есть программа по созданию фонда служебного жилья, по которой финансируется строительство жилья для военнослужащих. В итоге средства ФЦП были четко рассчитаны исключительно на создание лишь системы базирования.

В результате мы три года не строили жилья, и лишь в этом году заложили два дома – в Новороссийске и Анапе – со сроком сдачи в конце года. Жилищное строительство будет продолжаться и дальше.

Тем не менее, я надеюсь, что социальное строительство все же будет включено в нашу ФЦП. Пока этот вопрос находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Ведь прежде всего мы должны думать о людях, которые служат в подразделениях и частях нашей ВМБ. Они должны служить и жить в достойных условиях.

И третий проблемный вопрос – строительство мощной топливной базы в Геопорту – районе основного пункта базирования кораблей НВМБ. Без надлежащей топливной базы невозможно обеспечить должную боеготовность кораблей. Ведь корабль не автомашина – подъехать к заправочной станции не может. Поэтому топливная база должна находиться в непосредственной близости от моря. Соответственно необходимы и специализированные топливные причалы, где будут заправляться корабли.

Российская военная эскадра впервые вошла в Цемесскую бухту под командованием легендарного флотоводца вице-адмирала Михаила Лазарева в 1838 году. Военные моряки выбили из крепости Суджук-Кале турок и за полгода построили новые укрепления. В январе 1839 года новая морская база получила название Новороссийск – по официальному именованию Северного Причерноморья – Новороссия. В 1947 году Новороссийская военно-морская база была расформирована. Последующие полвека флотский причальный фронт играл роль района тылового обеспечения.

В начале 1990-х годов на фоне раздела Черноморского флота и сопутствующих проблем по размещению его российской части в Крыму Цемесская бухта вновь вернулась в перечень стратегических пунктов базирования Российского ВМФ. 8 сентября 1994 г. Правительство РФ приняло постановление о формировании Новороссийского военно-морского района и создании системы базирования сил ВМФ. В 1997 году директивой начальника Генерального штаба ВС РФ Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу, вошедшую в состав Черноморского флота.

Пока же заправка производится «с колес»: топливо подвозится автомобильной техникой. Но это – малые объемы, которыми мы обеспечиваем текущие потребности. А если понадобятся массовая заправка кораблей и, соответственно, большие объемы топлива, то заправка «с колес» станет абсолютно неприемлемой и экономически, и с учетом временного фактора.

Морской коллегией рассмотрен также вопрос развития судоремонтной базы на территории Краснодарского края. Такая необходимость уже давно назрела, тем более, что есть реальная возможность использования уже имеющейся базы судоремонтных заводов в Новороссийске и Туапсе. Но для их развития и эффективного функционирования необходим перспективный государственный оборонный заказ на производство комплексных судоремонтных работ кораблей ВМФ, в том числе – Черноморского флота.

Сергей Иванов поручил Морской коллегии создать специальную подкомиссию и проработать вопрос развития судоремонтной базы на побережье Краснодарского края не только для кораблей Черноморского флота, но и для судов других портовых ведомств.

– Сергей Иванович, с какими результатами подходит Новороссийская военно-морская база к своей очередной годовщине?

– К празднику личный состав базы подходит с хорошими результатами. За первое полугодие значительно вырос уровень боевой оперативной подготовки. Выполнено большинство задач, в том числе: участие сил базы в международных учениях «Черноморская гармония»; боевая служба малого противолодочного корабля (МПК) «Касимов», оцененная на «отлично»; экзамен инспекции Тыла Вооруженных Сил РФ. Мы участвовали и в боевой работе – наши специалисты обезвредили около 100 ед. взрывоопасных предметов в акватории бухты Новороссийска. При выполнении этих задач личный состав проявил мужество, высокую выучку. Ряд военнослужащих представлен к государственным наградам.
В феврале на полигоне в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова прошло межвидовое учение береговых войск НВМБ и 7-й десант-но-штурмовой дивизии ВДВ. В рамках единой задачи «Противодесантная оборона морского побережья» береговые войска базы и десантники отработали взаимодействие на едином тактическом фоне. Это – второе учение подобного рода. Первое состоялось осенью прошлого года.

Морские пехотинцы нашей базы провели также полевой выход с выполнением учебно-боевых упражнений в условиях горно-лесистой местности. Отрабатывались также задачи по погрузке военной техники и посадке личного состава на десантный корабль.

В апреле моряки-новороссийцы обеспечили морские глубоководные испытания аэромобильного комплекса «Пантера-Плюс» и необитаемого подводного аппарата.

– Каковы ближайшие перспективы развития базы?

– Самые большие. Новороссийская военно-морская база – самое молодое и наиболее динамично развивающееся объединение Военно-морского флота. Темпам и качеству обустройства с использованием эксклюзивных и оригинальных технологий, применяемых на нашей базе, сегодня в российском ВМФ аналогов нет.

Постепенно обновляется корабельный состав. В этом году мы получаем новый морской тральщик «Адмирал Захарин», рейдовый буксир, катер связи, корабельный щит для отработки учебно-боевых упражнений в море, десантный катер.

На втором этапе строительства (2010-2015 гг.) – продолжится создание базовой инфраструктуры флота на территории Краснодарского края. Завершение строительства объектов, естественно, будет вызывать необходимость корректирования и штатной численности соответствующих подразделений. Помимо этого будет развиваться и совершенствоваться структура тыла, объектов вооружения и авиации флота, объектов береговых войск. На мысе Железный Рог начнется строительство объектов обеспечения безопасности мореплавания.

Контроль за соблюдением сроков и качеством выполняемых работ ведется на всех уровнях государственных структур: от Счетной палаты РФ, Федеральной службы по оборонному заказу, инспекций Минобороны России – до инспекций администрации региона базирования.

Одним словом, наша деятельность находится под пристальным вниманием государственных структур различного уровня. Одновременно нам оказываются большое доверие и всесторонняя помощь. Все это накладывает ответственность и вселяет веру в то, что мы обустроимся и создадим такую инфраструктуру, какой нет сегодня ни в одном объединении Военно-морского флота.

Подготовили Андрей ТАРАМАН и Роман ФОМИШЕНКО

О строительстве военно-морской базы в Новороссийске уже давно ходят разговоры и слухи. Кто-то говорит, что это миф, кто-то, что это заброшенный и забытый проект. Не раз сообщали, что в Новороссийске будет база подводных лодок, но опять же есть местные жители которые пока их здесь не увидят, верить в это отказываются! Давайте разберемся как оно есть на самом дела, и узнаем ответ на вопрос будет ли все-таки в Новороссийске построена военно-морская база или нет. В этом Вам поможет разобраться статья и видео сюжет на эту тему.

Площадка строительства расположена в военной гавани города Новороссийска на акватории Цемесской бухты Черного моря. Где для создания береговой инфраструктуры военно-морской базы возводятся все необходимые условия функционирования корабельной, авиационной, и береговой составляющей Черноморского флота, в мирное и военное время на территории Российской федерации.

Военно-морская база в Новороссийске рассчитана на прием более ста современных боевых кораблей водоизмещением от полутора тысяч до 30 тысяч тонн. Для этого на берегу территории, образованной в 2007 году, построено пять причалов, одним из которых является плав причал. Ведется проектирование и подготовка к строительству причального фронта протяженностью 900 м. Внутренняя часть базы отведена под стоянку современных подводных лодок. В целях обеспечения безопасной стоянки кораблей и защиты акватории от волновых воздействий, военная гавань защищена с двух сторон мощными оградительными молами. Восточным протяженностью 1040 и западным 850 метров.

Для России все показатели здесь рекордные. Общая длина оградительных сооружений почти два с половиной километра, которые построены на глубинах до 27 м. Конструкция мола представляет собой эстакаду на наклонных буро набивных сваях, с вертикальным волнозащитным экраном из стального двутаврового шпунта, металлоконструкции верхнего строения и железобетонного ростверка с волноотбойной стенкой. Все стальные конструкции мола: сваи, шпунт, металлоконструкции эстакады инженерных сетей –защищены специальным четырехслойным антикоррозионным покрытием SteelPaint.

Процесс устройства свайного основания мола, для военной гавани Новороссийска, делится на 3 этапа:

    1.На первом этапе, при помощи вибропогружателя вся металлическая конструкция сваи погружается в грунт. Пройдя сквозь мягкие илистые отложения и суглинок труба упирается в твердую скальную породу материка, так называемый флиш.

    2.После окончания вибропогружения сваи, производится монтаж буровой установки на оголовок сваи. Сквозь погруженную оболочку сваи опускают буровую колонну, которая в скальном основании, выбуривает полость глубиной 12 метров. Параллельно с бурением, из полости сваи ведется извлечение грунта и разбуренной скальной породы при помощи эрлифта.

    3.По окончанию бурения, свая дополнительно погружается на 4 метра во флиш. В подготовленную сваю устанавливается арматурный каркас проектной длины. В зависимости от места погружения сваи длина каркаса может достигать 50 метров, а масса 20 тонн.

Бетонирование всех элементов мола на военной гавани Новороссийска, осуществляется со специально оборудованных плав средств, гидротехническим бетоном марки Б25 и Б30 с использованием различных пластифицирующих и замедляющих время схватывания добавок.Для заполнения одной полости сваи необходимо до 90 м3 бетонной смеси, а на шпунт порядка 40 м3. На забетонированные сваи монтируются элементы верхнего строения из металлических двутавровых балок массой 35 тонн. После раскрепления свай шпунта производится армирование ростверка, монтаж закладных деталей, и монтаж крупно щитовой опалубки. Затем вся конструкция бетонируется с плав средств.

В дальнейшем, когда все берегозащитные и причальные сооружения будут завершены, начнется создание береговой инфраструктуры. Появятся все необходимые здания и сооружения для функционирования Новороссийской военно-морской базы.

8 сентября — профессиональный праздник сотрудников Новороссийской военно-морской базы (ВМБ). Он был установлен приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 15 июля 1996 года и считается вторым днём рождения этого оперативно-тактического территориального объединения.

Война и тыл

Новороссийск не может похвастаться такой славной военной историей, как Севастополь. Незамерзающая Цемесская бухта была в основном причалом для торговых и пассажирских судов. Боевые корабли в порту Новороссийска появились чуть менее 100 лет назад.

Новороссийская ВМБ была основана большевиками в 1920 году. В период Гражданской войны корабли и соединения базы участвовали в разгроме белогвардейской армии в Крыму и освобождении Закавказья.

После окончания боёв в 1922 году численность Красной армии была существенно сокращена, и военной инфраструктуре Цемесской бухты перестало уделяться прежнее внимание.

В конце 1930-х годов из-за ухудшения международной политической обстановки советское руководство приняло решение об увеличении состава базы. Во время Великой Отечественной войны Новороссийск стал опорным пунктом поддержки осаждённых Севастополя и Одессы.

Силы Новороссийской ВМБ принимали участие в Керченско-Феодосийской десантной операции, которая продолжалась с 28 декабря 1941 года по 20 мая 1942 года.

В первой половине 1942 года новороссийские моряки обеспечивали морские перевозки и эвакуацию войск из Севастополя и Керчи.

  • Крейсер «Ворошилов» в Новороссийске. Первая половина 1942-го.
  • www.zorich.ru

В сентябре 1942 года в результате ожесточённых боёв с немецкими захватчиками большая часть Новороссийска была оккупирована. Вернуть контроль над городом советской армии удалось через год, однако при отступлении гитлеровцы заминировали акваторию порта. Советские войска потратили несколько лет на устранение минной опасности.

В 1947 году Новороссийская ВМБ была расформирована. Цемесская бухта стала использоваться в качестве военно-морского района тылового базирования Черноморского флота. Ресурсы на развитие ЧФ были вложены в Севастополь, бухта которого была более удобной.

Второе рождение

До 1991 года основные силы Черноморского флота СССР базировались на территории Грузинской и Украинской Советских Социалистических Республик в портах Севастополя, Одессы, Батуми и Поти. С потерей Крыма Россия лишилась удобных бухт, аэродромов, складов, частей береговой обороны и ПВО.

В 1997 году в результате непростых переговоров между РФ и Украиной были заключены соглашения о разделе ЧФ. Москва отказалась от ранее выдвинутого требования признать Севастополь главной базой Черноморского флота. Однако РФ оставила в Севастополе штаб флота и получила 81,7% кораблей.

Агрессивная риторика Киева заставила Москву задуматься о необходимости воссоздания Новороссийской ВМБ. По сути, Цемесская бухта была единственной альтернативой Севастополю для размещения российских кораблей и подлодок в акватории Чёрного моря.

В ноябре 1994 года Главнокомандующий ВМФ РФ Феликс Громов утвердил состав сил Новороссийского военно-морского района (НВМР), а в марте 1995 года — штат управления. Первым командиром НВМР стал контр-адмирал Евгений Орлов, впоследствии вице-адмирал, заместитель командующего Черноморским флотом.

В 1997 году директивой начальника Генштаба Вооружённых сил РФ Анатолия Квашнина Новороссийский военно-морской район был преобразован в Новороссийскую ВМБ Черноморского флота. Так, спустя 50 лет после своего расформирования база получила вторую жизнь.

Однако Новороссийской базе требовалась существенная модернизация и расширение инфраструктуры. В 2005 году была принята федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005—2020 гг.».

В рамках этого документа Спецстрой России (сейчас входит в структуру Минобороны РФ) приступил к строительству новых объектов на территории базы. На эти цели из госбюджета были выделены 90 млрд рублей.

Одной из самых сложных и уникальных частей проекта стало строительство мола для защиты акватории порта от волн. Мол представляет собой грандиозное сооружение из гидротехнического бетона, которое защищает внутренний рейд порта от штормов.

Новороссийский мол состоит из двух частей — западной (длина 850 м) и восточной (1450 м). В его строительстве использовались сваи длиной до 50 м и весом до 33 тонн. Они должны обеспечивать сейсмоустойчивость конструкции к толчкам до 9 баллов.

Мол рассчитан на волны высотой до 5 м. Конструкция мола имеет специальное четырёхслойное антикоррозийное покрытие steel paint, обеспечивающее защиту металла от коррозии на 25 лет без дополнительного ремонта.

  • Вид на мол в Цемесской бухте
  • nesiditsa.ru

Мол спроектирован с расчётом на 50 лет эксплуатации в условиях постоянного экстремального воздействия морской воды, ветра и солнца.

Площадь акватории Цемесской бухты составляет более 100 кв. км, глубина достигает 50 м, глубина причалов — 12 м.

Новороссийская база рассчитана на приём до 100 кораблей водоизмещением от 1500 до 30 000 тонн.

  • Ракетный крейсер «Москва» проекта 1164
  • Wikimedia

Для приёма кораблей Спецстрой соорудил пять причалов длиной по 100 м, один из них — плавучий. Также в бухте был построен специальный причал для подводных лодок.

База подводных сил

Планы по воссозданию Новороссийской базы не претерпели существенных корректировок после вхождения Крыма в состав России. Главной базой ЧФ вновь стал Севастополь, а Новороссийской ВМБ отвели роль базы-дублёра.

Цемесская бухта является наилучшим местом в Чёрном море для базирования подводных лодок c крылатыми ракетами. Она обеспечивает более скрытное боевое развёртывание субмарин по сравнению с Севастополем за счёт большей глубины акватории порта.

В Новороссийске может разместиться до семи подводных лодок — именно такое количество дизельных субмарин входит в состав ЧФ. Из открытых источников следует, что на данный момент в составе базы четыре дизель-электрические подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» и одна субмарина «Палтус» проекта 877.

В боевой состав базы, помимо подлодок, входит соединение кораблей охраны водного района, противолодочные и противоминные корабли, береговое ракетно-артиллерийское соединение, части морской пехоты и инженерной службы, поисково-спасательные и гидрографические суда, части тыла и судоремонта, а также ряд подразделений и служб обеспечения.

В частности, корабельный состав ВМБ включает три малых противолодочных корабля типа «Альбатрос» проекта 1124М, восемь морских тральщиков, два водолазных судна, три спасательных буксира, один поисковый и один пожарный катера.

В Цемесской бухте планируется разместить восемь новейших патрульных кораблей проекта 22160, вооружённых ракетами «Калибр-НК». В 2018 году два корвета «Василь Быков» и «Дмитрий Рогачёв» будут переданы береговой охране пограничного управления ФСБ России. Остальные шесть кораблей получит Черноморский флот.

На сегодняшний день главную ударную силу Новороссийской ВМБ составляют четыре подлодки проекта 636.3 «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар». Благодаря ракетам «Калибр-ПЛ» субмарины способны поражать объекты на всей территории Причерноморья, Восточной и Центральной Европы, а также на Ближнем Востоке.

9 декабря 2015 года, находясь в восточной части акватории Средиземного моря, «Ростов-на-Дону» выполнила из подводного положения групповой пуск четырёх ракет «Калибр-ПЛ» по объектам террористов в сирийской провинции Ракка. Это был первый в истории подводного флота России случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

30 мая и 23 июня 2017 года находившаяся у берегов Сирии подлодка «Краснодар» также совершила подводный пуск крылатых ракет по объектам боевиков в районе Пальмиры и Акербат. Все цели были поражены.

На страже южных рубежей

Операция в Сирии стала одним из стимулов развития ЧФ и Новороссийской ВМБ. Цемесская бухта превратилась в важный транспортный узел для обеспечения необходимыми грузами российских войск в САР.

Для доставки грузов используются десантные корабли и два коммерческих сухогруза. Морской путь доставок был выбран из-за препятствий, которые чинит России западная коалиция в сфере воздушного сообщения с Сирией.

Кроме того, корабли в отличие от транспортных самолётов обладают большей грузоподъёмностью. Согласно конвенции Монтрё о статусе проливов в мирное время, Россия в качестве приморского государства может свободно и без досмотра проводить свои военные корабли любого класса через Босфор и Дарданеллы при своевременном уведомлении Турции.

Главная цель Новороссийской ВМБ заключается в обеспечении охраны южных морских рубежей страны. База оказывает содействие силам Южного военного округа, помогает в развёртывании войск и обеспечении поставок по морю. Зона ответственности базы простирается от границ с Грузией на Чёрном море до границ с Украиной на Азовском.

Сухопутная составляющая Новороссийской ВМБ представлена 382-м отдельным батальоном морской пехоты (Темрюк) и 11-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригадой ЧФ (Уташ).

Ракетная бригада имеет в своём арсенале три береговых ракетных комплекса «Бастион-П», поставленных на вооружение в 2009 году. В состав «Бастиона-П» входят четыре мобильные пусковые установки, машина управления.

Также ракетчики могут применять машины целеуказания, учебные и транспортно-заряжающие машины. Основой комплекса являются сверхзвуковые крылатые самонаводящиеся противокорабельные ракеты серии 3М55 «Оникс / Яхонт» с дальностью стрельбы до 300 км.

11-я бригада располагает одной батареей берегового подвижного ракетного комплекса «Редут», двумя комплексами «Рубеж» и одним резервным комплексом «Бал». Артиллерийская составляющая представлена шестью 130-миллиметровыми самоходными артиллерийскими установками берегового комплекса «Берег».

  • 23 сентября 2014 года. Президент России Владимир Путин на церемонии встречи перед большим противолодочным кораблём «Вице-адмирал Кулаков» в Новороссийске
  • РИА Новости

Отдельного внимания заслуживает 382-й отдельный батальон морской пехоты. Численность личного состава этого тактического подразделения по состоянию на 2010 год оценивалась в 410 человек.

Морские пехотинцы принимали участие в ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе, в югоосетинском конфликте, антитеррористических операциях в Дагестане (2010—2011 г.г.), устранении последствий наводнения в Крымске, операции на полуострове Крым. Сейчас они задействованы в военной миссии в Сирии.

Дублёр №1

В беседе с RT первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков подчеркнул важнейшую роль Новороссийской ВМБ в качестве дополнительного порта Черноморского флота.

  • Корабли Новороссийского гарнизона во время морского парада в акватории Цемесской бухты в День Военно-морского флота в Новороссийске
  • РИА Новости

«Развитие систем базирования является ключевой задачей для военно-морского флота. По объёму размещения корабельного состава и возможностям обеспечения Новороссийская база уступает Севастополю, однако наличие ещё одной полноценной базы позволяет Черноморскому флоту иметь достаточное базирование и боевую устойчивость», — сообщил Сивков.

По словам эксперта, Черноморский театр боевых действий является изолированным пространством, поэтому российский флот должен полностью обеспечивать свои потребности.

«Без дополнительной базы в Новороссийске обеспечить достаточный по своему составу флот было бы невозможно. В этом как раз и заключается важнейшая роль Цемесской бухты», — отметил Сивков.

Зона ответственности Новороссийской ВМБ простирается от границ с Грузией на Черном море до границ с Украиной на Азовском море .

Защищена 2 волноломами, которые одновременно являются причальными стенками. Восточный - протяженностью 1400 метров и Западный 850 метров. Общая длина оградительных сооружений - почти 2, 5 км.


Конструкция мола представляет собой эстакаду на наклонных буронабивных сваях с вертикальным волнозащитным экраном из стального двутаврового шпунта. Все стальные конструкции мола защищены специальным четырехсложным антикоррозионным покрытием. Строительство ведётся в зоне под названием Геопорт, в советское время там базировались гидрографические суда и был пляж под названием "водная станция".

Стоимость строительства военно-морской базы РФ в Новороссийске составит 92 миллиарда рублей, - озвучивал цену в 2010 году Владимир Путин . Курс по отношению к доллару тогда был 31руб., итого в пересчёте на доллары будет почти $3 млрд.

Замечу, что такая высокая цена сложилась не только из-за сложного рельефа дна, но и из-за сильнейшего ветра "Бора", который особенно силён бывает осенью. Поэтому волноломы сделаны довольно высокими, с защитной стенкой от сильных ветров, что дополнительно защитит от забрызгивания солёной водой оборудование на причалах и корабли.


Мне приходилось подниматься в горку против ветра по обледеневшей дороге, я вам скажу это не весёлое занятие. Нужна хорошая физподготовка, ну а местные обычно сидят дома. Иногда из-за ветра отменяют занятия в школе, и конечно же не работает порт. Часто терпят бедствия корабли. Кстати, моё любимое место для купания - "у Барбарино", получившее своё имя по месту крушения греческого корабля, остов которого ещё виден (на выезде из города в сторону Геленджика).

Главнокомандующий ВМФ России Владимир Королев рассказал на днях в эфире радио «Эхо Москвы », что в Новороссийске, после завершения строительства пункта ВМБ базироваться свыше 60 боевых кораблей и судов. Комплекс станет одним из пяти самых масштабных гидротехнических объектов в мире.

В ближнесрочной перспективе в состав Новороссийской базы начнут поступать новейшие патрульные корабли проекта 22160 типа «Василий Быков» (в настоящее время происходит достройка в Керчи), из которых будет создано соединение надводных кораблей.


В сентябре 2015 года были возведены причалы для размещения дизель-электрических подводных лодок нового поколения (проект 636.3). В 2017 году на день ВМФ одна из лодок стояла в бухте в парадном строю вместе с тральщиком и малым противолодочным кораблём.

На ВМБ в Новороссийске смогут постоянно размещаться до семи дизель-электрических подводных лодок. Первые из строящихся причалов уже приняли три новые субмарины проекта 636.3 «Варшавянка» - «Новороссийск», «Ростов-на-Дону » и «Старый Оскол».

Стоит напомнить, что решение о строительстве данного весьма дорогого объекта было принято в то время, когда в воздухе витала неизвестность по дальнейшему пребыванию нашего флота в Севастополе. Дальнейшие события показали, что несмотря на наличие сейчас ВМБ в Крыму, Новороссийская база не является лишней. Именно через неё осуществляется перевалка различной техники и грузов для Сирии.

В тоже время, нам рано или поздно придётся реконструировать крымские военные объекты. Когда начнётся модернизация крымских мест базирования флота у нас будет полностью отвечающая современным требованиям военная база в Новороссийске, и флот не потеряет в боеспособности от смены места пребывания.


Стоит добавить ко всему вышеперечисленному два штриха. Рядом находится дивизия ВДВ и зенитная ракетная воинская часть оснащенная комплексами С-400 . Важные факторы, превращающие всё вместе в мощный укрепленный позиционный район закрытого доступа A2/AD, как любят говорить американцы.

Южный фланг нашей Родины надёжно прикрыт со стороны черноморского побережья Кавказа, что не может не радовать!

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...