Некрасов лирика читать. Основные мотивы лирики некрасова

Сочинение

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений \"Мечты и звуки\" (1840), жестоко осужденным,
даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения \"В дороге\" (\"Скучно?
скучно!.. Ямщик удалой...\") 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по
преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не
кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как у Лермонтова, а общими принципами
отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно
обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим
изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна.
Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг
лирической тематики он дополнил новой темой - социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года:
\"Вчерашний день, часу в шестом\". В своем последнем стихотворении \"О, Муза, я у двери гроба\" поэт последний
раз вспомнит \"эту бледную, в крови, /Кнутом иссеченную Музу\". Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова
- родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы,
а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихотворениях
Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. \"Ночь.
Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать\", - начинается стихотворение 1858 года. И
герой предлагает помолиться за тех, \"кто все терпит\", \"чьи работают грубые руки, / Предоставив почтительно
нам / Погружаться в искусства, в науки, / Предаваться мечтам и страстям\". Ясно, что дворянин по
происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные
стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного по-дворянски
брезгливо и спесиво, отвернуться от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще
один шедевр некрасовской любовной лирики - \"Я не люблю иронии твоей\" (датируется предположительно 1850
годом и тоже, предположительно, обращенное к А. Я. Панаевой). Одновременно это и образец
интеллектуальной поэзии, герой и героиня - культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий
уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная
Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения, напоминают отношения героев
Чернышевского \"Что делать?\".
Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало стихотворение \"Еду ли ночью по
улице темной\" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка
выгнали на панель. \"Беззащитная, больная и бездомная\", женщина вызывает жалость, но нет возможности
помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40 – 50-х
годов: \"В дороге\", \"Перед дождем\", \"Тройка\", \"Родина\", \"Псовая охота\", маленький цикл \"На улице\", \"Несжатая
полоса\", \"Маша\". \"Тяжелый крест достался ей на долю\", \" В больнице\". Пафос этих стихотворений, источник
лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме \"Рыцарь на час\" (1862), особенно в знаменитых
строках: \"От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, / Уведи меня в стан погибающих, / За
великое дело любви\", - обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный аналитизм. И это было новым в
русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи \"Однажды, в студеную зимнюю пору\" - про “мужичка с ноготок”. Но не все знают, что
предшествует этому отрывку в стихотворении \"Крестьянские дети\", где герой оборачивает \"другой стороною
медаль\" крестьянского детства: \"Положим, крестьянский ребенок свободно / Растет, не учась ничему, / Но
вырастет он, если богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему\".
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и
придавать его своим, вполне лирическим, излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной
типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два
известнейших стихотворения \"Размышления у парадного подъезда\" (1858) и \"Железная дорога\" (1864). В
\"Размышлениях...\" конкретный единичный факт - приход мужиков с просьбой или жалобой к министру
государственных имуществ - возводится в ранг типичного явления: \"Знать, брели-то долгонько они / Из каких-
нибудь дальних губерний\". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как
говорится, не написано. То же в четверостишии \"За заставой, в харчевне убогой...\", строки 86 – 89 и, наконец,
знаменитый финал стихотворения \"Назови мне такую обитель...\".
За \"Железную дорогу\" редактор \"Современника\", где она впервые была напечатана, и он же автор
стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого
министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые
нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все \"страшно
эффектное\", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и
бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего
главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его
ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ
выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании
собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-
генерала к каторжному труду простого народа.
Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий
принцип - революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская
революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных стихотворения, названных выше, вполне
ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок \"Назови мне такую обитель\" из \"Размышлений\" и последние три
строфы второй части \"Железной дороги\".
Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-
пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению,
другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке
их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и
желанным уделом, и вообще роль \"народного заступника\" для Некрасова есть, используя формулу Фета,
\"патент на благородство\" для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной
демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития
мученика-аскета, подвижника за народ.
Таково стихотворение \"Памяти Добролюбова\" (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных
или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик
в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а \"идеал общественного деятеля,
который одно время лелеял Добролюбова\", как позднее признавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и
урбанистическая лирика, т. е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских
страниц \"Евгения Онегина\" и \"Медного всадника\" и предшественником Блока. Гениальным образцом
стихотворения о большом городе с его социальными драмами является \"Утро\" (1872 – 73 гг.). Но три первые
строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к \"ней\", связывая ее грусть и душевные страдания
с \"окружающей нас нищетою\", с которой \"здесь природа сама заодно\". Затем следуют две \"сельские\" строфы с
характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, \"кляча с
крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь\", туман, мутное небо, и вывод автора: \"Хоть плачь?\", \"Но не
краше и город богатый\". В стихотворении воскрешаются мотивы ранних \"городских\" стихов: \"Еду ли ночью\", \"На
улице\", \"Убогая и нарядная\" (1859), цикла \"О погоде\" (1858 – 65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для
измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей
столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не видно: \"железной лопатой... мостовую скребут\",
\"начинается всюду работа\", \"возвестили пожар с каланчи\", \"на позорную площадь кого-то провезли\" -
преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: \"кто-то умер\", \"где-
то раздался выстрел - Кто-то покончил с собой\".
Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни -
смерть. Первыми, если не лицами - лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в
стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т. е. ритуал публичного
лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд
образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии - торжество
бессмыслицы: \"Торгаши просыпаются дружно / И спешат за прилавки засесть:/ Целый день им обмеривать
нужно,/ Чтобы вечером сытно поесть\".
Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником
капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: \"Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит\", - эхо \"Медного всадника\", но в совершенно другой эмоциональной окраске.
Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута
сценка поимки вора в цикле \"На улице\". Слова \"колотит\" и \"попался\" - низкая лексика, просторечие: \"Опять
вор! Опять бьют\". \"Гонят стадо гусей на убой\" - понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд - самоубийство
на чердаке - лучше не придумаешь в этой юдоли!
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т. е. этот
бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу,
обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать эмоциональному колориту стихотворения размер -
трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует: размер
нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: \"Верю - здесь не страдать мудрено\"; \"В даль сокрытую...\",
\"Жутко нервам...\"; \"Чу! из крепости...\"; \"Выстрел - кто-то покончил с собой...\". Большинство произведений
русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К
сожалению, поэма \"Кому на Руси жить хорошо?\" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и
однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания.

До читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.

Об авторе

Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.

Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже - «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности. Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты. Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.

Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.

Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.

Родина в творчестве поэта

Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.

Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.

Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.

Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.

Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.

Несчастные крестьяне

Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.

В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.

Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.

Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.

Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей - это великое дело всех, кто любит.

Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.

Вдохновение

Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей. Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения. Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.

Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.

Женские мотивы лирики Некрасова

Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова - один из главных в произведениях поэта.

Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.

Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.

Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.

Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.

В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.

Светлый образ матери

Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.

Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.

Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая - это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.

Любовная лирика

Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.

Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.

Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.

Личная жизнь

Многие идеи для своих почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.

Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.

Гражданская лирика Некрасова

Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный - это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

  • Шевченко;
  • Добролюбова;
  • Белинского.

Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

Умение воспевать простые бытовые ситуации - это настоящий талант, делающий Николая Алексеевича удивительным, ни на кого непохожим поэтом. Некрасов не раз говорил о том, что современная поэзия не может, и не должна быть гладкой. Пришло другое, сложное время, и литераторы обязаны соответствовать этому времени.

Важнейшая черта Некрасовской лирики - газетность, фельетонность, привязанность к факту. Это стремление передать реальность почти репортажно, и есть черта нового стиля. И обнаруживается она в самых неожиданных стихах.

Лирика Некрасова по сей день остаётся актуальна, современна и народна.

Новая лирика

Николай Алексеевич открыл для русской лирики совершенно новую, городскую реальность. Это разнообразие взглядов даёт возможность увидеть жизнь с разных точек. Если вчитываться в текст, можно услышать многоголосье.

Вот голос старушки: «Вот приедет барин – барин нас рассудит». За ней подаёт голос обманутый крестьянин: «Скажет барин слово – И землицу нашу отдадут нам снова». Следом молодой землепашец, желающий получить барское разрешение на брак, и его избранница Наташа, в ожидании бабьего счастья, подаёт голос.

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.

Эти хорошо отработанные приёмы многоголосья, писатель потом будет использовать и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Противопоставление - вот фундаментальная точка в лирике Некрасова.

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России,-
Там вековая тишина.

Он всё сумел отразить в своих произведениях. И увиденная под разными углами зрения жизнь, и противопоставление жителей города деревне, и противопоставление шума городов и деревенской тишины. Можно сказать, что литератор открыл в русской лирике новую, городскую реальность.

Очень ярко показаны особенность лирики Некрасова, сочетающие в себе не сочетаемое, в многослойном стихотворении «Балет», написанном в 1866 году.

В дикую стужу знать съезжается с театр, на премьеру, на бенефис. Добрая половина из приехавших ничего не понимает ни в музыке, ни в балете. И цель поездки у большинства, показать себя и друг друга. Автор с осуждением, достаточно жёстко и категорично описывает общество.

Есть в России еще миллионы,
Стоит только на ложи взглянуть,
Где уселись банкирские жены, -
Сотня тысяч рублей, что ни грудь!
В жемчуге лебединые шеи,
Бриллиант по ореху в ушах!

Как не любить балета?
Здесь мирный гражданин
Позабывает лета,
Позабывает чин...

И вот он переходит к тому, что параллельно балетному действию, у кого-то по нужде и необходимости зарабатывать копейку, сейчас в самую стужу обозный рейс. Поэт делает небольшой экскурс в это путешествие, и описывает, как идут крестьяне, что они думают, что поют.

Подстрекаемый лютым морозом,
Совершая дневной переход,
Пляшет он за скрипучим обозом,
Пляшет он - даже песни поет!..

Эти песенные мотивы, как альтернатива тому искусству, которое только что было описано в начале произведения, яркий пример того, как Николай Алексеевич мог в одном стихотворении соединить и лирику, и сатиру, и гражданскую позицию.

Женский образ

Писатель очень любил писать о женщинах, делая и прогнозы и выводы. Взять хотя бы стихотворение «Свадьба»

Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать - да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! лучше вперед не гляди!

Все эти выводы и обращения к девушке, идущей под венец, поэт делает на основании того, что много общался с более старшими женщинами, со старухами, крестьянками, видел реальность их будней.

Прекрасно знал Николай Алексеевич быт не только деревенский. Он легко окунулся в городской помещичий быт. И то, что страдали у него все женщины по-разному хорошо проанализировать по стихотворению «Дешёвая покупка или Петербургская драма».

Распродаётся имущество. Барину всё равно какие цены будут выручены, а барыня мучительно торгуется. Автору интересно, что стоит за этой скрупулёзностью.

Только у няни глаза заслезилися:
«Вот и с приданым своим мы простилися!» -
Молвила няня… «Какое приданое?»
- «всё это взял он за барышней нашею...

Вот и отгадка всей скрупулёзности и печали барыни. Молодая женщина прощается со своими мечтами, со своим образом жизни, с торга продаются её желания и мечты.

Няня меж тем заунывные жалобы
Шепчет мне в ухо: «Распродали дешево -
Лишь до деревни доехать достало бы.
Что уж там будет? Не жду я хорошего!

Таких стихотворений о неприглядной городской жизни у Некрасова достаточно. Сюжеты между матерью и дочерью, когда именно мать толкает дочь или замуж либо просто на распутную дорогу, встречаются часто и вызывают негодование.

Образ матери

Нельзя обойти знаменитое стихотворение «Арина, мать солдатская», написанное по воспоминаниям, и основанное на реальных событиях. Когда автор работал над этим произведением, он несколько раз специально ходил в деревню к этой Арине, чтобы не потерять никаких деталей, чтобы правильно передать глубину её горя. Чтобы донести до читателя, что жить было плохо и когда все были живы, но после смерти сына женщина начинает понимать насколько хуже стало её состояние.

Плачет бедная женщина, рассказывая свою историю. Всё произведение пропитано болью и страданием. Из стихотворения мы узнаём, что всего лишь перед самой смертью, когда померещилось Ванюшке облегчение, падая, произнёс он «Ваше благородие», и становится понятно, что забит был солдат, пострадал не в бою, пришёл изувеченным от армейского беспредела того времени.

Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..

В произведениях Некрасова, старухи и возрастные героини, вообще, живут полной жизнью. Вот хотя бы стих «О чём думает старуха, когда ей не спится».

В произведении образ старухи рисуется в перечислении её грехов. Перебирая собственные грехи, с самой молодости, пожилой человек корит себя, бичует: раз ушла с крестного хода на свидание, в другой раз взяла из-под соседской курочки пару яиц, из-за желания встретить мужа, в самую страду притворилась больной, да и перед праздником спала с ним, а один раз чуть не изменила с солдатом Федькой, молока попила в пост.

То-то я грешница! то-то преступница!
С горя валялась пьяна…
Божия матерь! Святая заступница!
Вся-то грешна я, грешна!..

Некрасовская женщина

Несмотря на то что литератор очень много писал о женских страданиях. Он не ковырялся самозабвенно, вынося на всеобщее обозрение грязное бельё. Старался показать ту внутреннюю силу, которая всегда была свойственна русским женщинам.

С сочувствием и пониманием он описывает жизнь простой крестьянки в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» написанное в 1862 году, сразу ставя читателя перед фактом:

Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

И тут же, как гимн русской женщине, в поэме «Мороз, Красный нос» в 1863 году Николай Алексеевич пишет:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...

Вот настоящий образ, который пронесен через десятилетия, и сейчас с удовольствием цитируемый, когда нужно описать сильную духом и физическим здоровьем женщину, способную справится с жизненными трудностями самостоятельно, и обойтись без помощи мужчины.

Некрасовская женщина не спасует, не подведёт:

В беде не сробеет - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Панаевский цикл

Эта любовная лирика посвящена одной женщине, с которой поэт был близок многие годы.

Авдотья Панаева писательница и мемуаристка была 20 лет гражданской женой Николая Алексеевича. Публиковалась самостоятельно и в соавторстве с Некрасовым, под псевдонимом Станицкий.

Поэта в этой женщине привлекало всё. Её красота, загадочность, роковая страсть, ум, литературный талант. Это сплетение достоинств прелестной молодой женщины влюбило писателя в неё всерьёз и надолго. Не смутило даже то, что Авдотья была замужем.

Некоторые критики уверяют, что часть стихотворений бала слишком интимной, и её писатель не публиковал. Другая часть стихов, которые были отправлены в письмах, попросту была сожжена Авдотьей.

Поэзия отношений двух литераторов опирается только на чувства и очень биографична. Это талантливо и выразительно. Сам цикл, писался десятилетиями, и не удивительно, что стихи, написанные в разное время, имеют различное настроение.

Начинался цикл вот с этого светлого и нежного стихотворения, написанного в 1847 году:

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
…..........................................
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

Так воспетый образ любимой женщины, несмотря на непонимание, непринятие и осуждения общества, вошёл в классику русской литературы.

40-е годы — ранний романтический период творчества Некрасова (сборник «Мечты и звуки», 1840). Стихотворение «Жизнь» содержит упреки обществу в «бездейственной лени»; стихотворение «Тот не поэт…» обнаруживает верное и широкое понимание цели и смысла поэзии; в «Пире ведьмы» слышны отголоски народных мотивов. Некрасов пробует себя в прозе. Печатает повесть «Петербургские углы», о которой Белинский отзывается одобрительно. В одном из некрасовских водевилей возникает образ «маленького человека». Стихотворения этого периода: «Вчерашний день…» (1848), социальная элегия «В дороге» , «Когда из мрака заблужденья…», «Еду ли ночью по улице темной», «Тройка»; «Перед дождем», цикл «На улице».

Общение с Белинским сыграло большую роль в духовном развитии Некрасова. Стихотворение «Чиновник», которое написано в 1844 году, содержит вполне реалистический портрет «среднего» петербургского чиновника, который самодоволен и труслив, рвется к новым чинам и степеням, ненавидит и боится сатириков- разоблачителей.

В стихотворении, которое начиналось строчкой «Стишки! стишки! давно ль и я был гений?» (1845), выражена горькая насмешка над бесплодностью мечтаний «избранников небес», прежних романтических поэтов, гордо и наивно веривших в свое высокое призвание:

..мы пели, пели

И песнями пересоздать умы,

Перевернуть действительность хотели.

А между тем действительность была

По-прежнему безвыходно пошла,

Не убыло ни горя, ни пороков —

Смешон и дик был петушиный бой

Непонимающих толпы пророков

С невнемлющей пророчествам толпой!

Некрасов причисляет себя к тем поэтам, которые не нашли реальных путей воздействия на «толпу».

Стихотворение «Колыбельная песня» — памфлет на николаевское чиновничество.

В своих произведениях Некрасов говорит о жизни деревни, о народном быте. «В дороге» (1845) — печальная повесть о судьбе деревенской девушки, загубленной господами, — первое антикрепостническое стихотворение Некрасова. Стихотворение «Родина» (1846) — обличение бесчеловечности крепостного быта. Образы природы служат средством передачи атмосферы народного страдания.

В 1847 году поэт пишет стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», где сконцентрированы характерные мотивы некрасовской «городской» поэзии: безысходное горе «маленьких людей», беззащитность бедняков и трагическая участь женщины.

В 1850 году появляется цикл «На улице», который содержит четыре небольшие зарисовки уличных впечатлений. Оборванный бедняк, укравший калач; старики родители, провожающие сына-рекрута; солдат с детским гробиком под мышкой; «Ванька-дуралей», мечтавший о седоке побогаче. В начале 50-х годов проявляется стремление Некрасова осмыслить, образно осознать сущность поэзии. Еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» он с большой силой запечатлел трагический облик своей музы, сравнив ее судьбу с судьбой гибнущей под ударами кнута крестьянской женщины.

Внимание к проблеме назначения поэзии, смысла искусства начинается у Некрасова со стихотворения «Блажен незлобивый поэт…» (1852). Приверженцу «спокойного» искусства, живущему «без печали и гнева», он противопоставил «благородный гений» сатирика и обличителя», вооруженного «карающей лирой». Поэт знает, как труден его путь:

Его преследуют зсулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленъя.

Стихотворение «Замолкни, муза мести и печали!» (1855) Некрасов завершил поэтической антитезой:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Образ музы то сливался в поэтическом сознании Некрасова с образом родины, то заключал в себе самоопределение, то представал в виде «породистой русской крестьянки», то в нем угадывались черты любимой женщины, иногда матери, но чаще муза являлась в качестве «печальной спутницы печальных бедняков».

Со второй половины 50-х годов — поэзия революционной демократии. Поэт сотрудничает с журналом «Современник», печатается в «Колоколе» Герцена, альманахе «Полярная звезда». В своем творчестве он преследует идею гражданского служения, а также идею борьбы за гражданские убеждения. Стихотворения этого периода: «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Железная дорога», поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) было впервые опубликовано в 1860 году в газете «Колокол», на что Герцен отозвался следующим образом: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Некрасов начинает стихотворение обличением:

Вот парадный подъезд,

По торжественным дням

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

В стихотворении Некрасова появляются просители-мужики, которые представляют собой символический образ деревенской России. Крестьяне живут в нищете, горе и унижении. Швейцар прогоняет мужиков.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

В своих покоях пребывает в роскоши вельможа. Автор меняет размер стихотворения и рифмовку.

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру, —

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Особое место в стихотворении занимает образ русской земли, которая является свидетелем убогой жизни народа, вынужденного смиренно влачить свое существование. Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал!

В кульминации произведения Некрасов обращается к извечной героине народных песен — к Волге.

Волга! Волга!

Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.»

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

В 1860—1861 годах лирика Некрасова посвящена деревне. Жители деревни — пахари, бурлаки, косари, жнецы, охотники, коробейники — заговорили в некрасовских стихах живыми голосами, каждый своим языком, так как прямо из уст слушал поэт рожденные самой жизнью темы и сюжеты. В «Деревенских новостях» слышится вопрос: «Ну, говори поскорей, что слыхал про свободу?»

Мир крестьянства и мир природы, соединившись с народно-сказочной фантастикой, переплелись в поэме «Мороз, Красный нос» (1863). Поэт задумал изобразить судьбу и характер крестьянской женщины, ее терпение и выносливость, любовь к труду, доброту и поэтичность ее души. До Некрасова никто не воспевал крестьянский труд как основу жизни.

В стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти приятеля», поэмах «В. Г. Белинский», «Пророк», «Кому на Руси жить хорошо » раскрывается тема народного заступничества.

Стихотворение «Памяти Добролюбова» написано в форме послания. Добролюбов в нем предстает как гражданин, который посвятил свою жизнь служению родине.

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял…

Некрасову удалось создать образ революционера-демократа, который, «взывая к жизни новой», способен на разумной основе достичь преобразований в обществе.

Настоящим горем стала преждевременная смерть Добролюбова, пророка и просветителя, для его друзей и для самой России.

Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами…

Плачь, русская земля, но и гордись —

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты,

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

Некрасов убежден, что такие деятели, каким был Добролюбов, необходимы для существования и развития общества.

Природа-мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Поэтическим завещанием Некрасова является стихотворение «Элегия», написанное в 1874 году. Стихотворение делится на четыре части, первая из которых содержит размышления автора о тяжелой судьбе русского народа, живущего в лишениях и страданиях.

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленьи…

«Довольно ликовать в наивном увлеченьи,

— Шепнула муза мне: — Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

В третьей части стихотворения Некрасов говорит, что жизнь крестьян не изменилась. Он усматривает противоречие между тем, как безрадостно живут крестьяне, и той гармонией, которая существует в природе.

В заключительной части стихотворения Некрасов благословляет труд народа и проклинает «народного врага». Автор сожалеет, что русский народ на его обращения и призывы отвечает молчанием.

…Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, —

Увы! Не внемлет он — и не дает ответа…

Некрасовская муза, народная по своей сути, была крепкими нитями связана с освободительными идеями эпохи.

Криницын А.Б.

Многие не понимали «сурового» лиризма Некрасова. О стихотворении «В больнице» Боткин писал поэту, что его стихи «действуют на душу, как сырой холодный туман на тело – проникают исподволь и страшно холодят». Вместо пушкинского благозвучия мы найдем у Некрасова нагоняющую тоску инструментовку гласных на у и ы[i] , а согласных –на шипящие и «р» (так, в стихотворении «Утро» звукопись на «ж» передает душераздирающий скрежет метала о камень: «Жутко нервам – железной лопатой /Там теперь мостовую скребут»).

Благодаря своим картинам петербургской действительности Некрасов стал одним из первых поэтов-урбанистов в русской поэзии (так называют поэтов, избравших своей темой изображение города и его жизни). Особенно выделяются циклы стихотворных очерков «О погоде», «На улице», стихотворения «Утро», «Еду ли ночью по улице темной…», «Секрет (опыт современной баллады)», «Петербургское утро». И надо сказать, что город в его изображении предстает неизменно отталкивающим: либо бесчеловечно морозным зимой, либо пасмурным, сырым и промозглым осенью, либо раскаленно душным, чадящим и задымленным летом.

Надо всем, что ни есть: над дворцом и тюрьмой,

И над медным Петром, и над грозной Невой,

До чугунных коней на воротах застав

(Что хотят ускакать из столицы стремглав) –

Надо всем распростерся туман.

Душный, стройный, угрюмый, гнилой,

Некрасив в эту пору наш город большой,

Как изношенный фат без румян... («О погоде»)

В цикле «О погоде» есть один особенно пронзительный рассказ, вызывающий пронзительное чувство жалости, – об жестоком избиении извозчиком своей лошади:

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

"Ну!" - погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) –

И уж бил ее, бил ее. бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела... (так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

Он опять: по спине, по бокам,

И вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим, кротким глазам!

Это – одна из самых сильных картин изображения человеческой жестокости как таковой в русской литературе (позднее Достоевский в романе «Братья Карамазовы», сопоставляя разные типы жестокости, выберет именно избиение кнутом в качестве примера жестокости «по-русски»). Лошади придаются разумные, кроткие человеческие черты, а сам погонщик их лишается, превращаясь в озверевшего, безрассудного палача.

Образ музы и лирический герой Некрасова

С этим стихотворением перекликается другое, знаменитое своей афористичностью, где речь так же идет о прилюдном избиении:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Некрасов не просто пишет о том, как избивают крестьянку, но говорит о ней как о молодой женщине, чтобы возбудить в нас самое живое сочувствие. Тем самым он сосредотачивает внимание прежде всего на общечеловеческом в несчастной жертве. Заканчивается же стих риторическим сравнением истязаемой крестьянки с Музой. В дальнейшем это уподобление стало устойчивым в лирике Некрасова. «Рыдающим звукам» его стихов соответствует образ «неласковой и нелюбимой Музы, /Печальной спутницы печальных бедняков, /Рожденных для труда, страданья и оков, – /Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, /Всечасно жаждущей, униженно просящей…» («Муза» 1852). В конце своей жизни Некрасов вновь возвратится к излюбленной метафоре, отождествив музу с бичуемой кнутом крестьянкой: «Не русский - взглянет без любви /На эту бледную, в крови, /Кнутом иссеченную Музу...» («О Муза! Я у двери гроба!» 1877).

Но наиболее ёмкое определение Некрасовым своей Музы, пожалуй, следующее – «Муза мести и печали», ибо часто она вдохновляет поэта не любовью, а ненавистью. В 1852 году он пишет стихотворение на смерть Гоголя, являеющееся поэтическим переложением одного из авторских отступлений «Мертвых душ» . Стихотворение построено на противопоставлении двух художников: романтика-идеалиста и сатирика. Под первым поэтом легко угадывается Пушкин.

Блажен незлобивый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства,

<...> Дивясь великому уму,

Его не гонят, не злословят,

И современники ему

При жизни памятник готовят...

Под вторым поэтом подразумевается Гоголь, хоть его имя и не упоминается по цензурным соображениям (месяц спустя за напечатание некролога о смерти Гоголя в «Московских ведомостях» был на месяц посажен под арест Тургенев). Но у читателей того времени с художником-сатириком ассоциировался прежде всего сам Некрасов. Этот поэт не угождает моде и вкусам публики, но решается говорить ей нелицеприятные истины, изобличать ее пороки и слабости, служа не ей, но – в случае Некрасова – крестьянам и беднякам, которые никогда не прочтут посвященных им стихов. Некрасов как бы отрекается от своего «я», делаясь голосом вечно «безмолвствующего» народа. Поэтому он никогда не будет моден и прославлен среди читающего высшего сословия. Он призывает его к самоотречению, к жертвам, осуждает его спокойную и беззаботную жизнь, что, разумеется, не может понравиться большинству. Сознательно вызывает он на себя шквал возмущения и критики:

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Онпроповедует любовь

Враждебным словом отрицанья…

Таким образом, вместо известного выражения Гоголя: «озирать всю громадно несущуюся жизнь <...> сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» Некрасов использует другой оксюморонный образ: любви-ненависти («Онпроповедует любовь враждебным словом отрицанья»). Конец стихотворения уже напоминает лермонтовскую «Смерть поэта» по ожесточенности конфликта поэта с обществом, когда поэт подвергается настоящей травле и гибнет в неравной борьбе:

Со всех сторон его клянут

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

С точки зрения Некрасова, в этом как раз и заключается истинный патриотизм – обличить пороки, чтобы исцелить от них общество. Но Некрасов заостряет этот мотив: общество нужно активно изменить, и возможно, не только через искусство. Некрасов призывает к активной гражданской позиции («Страшись их участь разделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когда полезным можешь быть!..»).

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов окончательно формулирует свою поэтическую и идеологическую программу. Стихотворение построено как диалог поэта с гражданином, являющегося представителем общественности и требующим от поэта служения обществу своей поэзией. Этот диалог можно понять как диалог внутренний, поскольку за обоими голосами стоит сам Некрасов, который осознает себя одновременно и художником и патриотом. Произведение явно соотносится по форме и по тематике с пушкинскими стихами «Разговор книгопродавца с поэтом» и «Поэт и толпа», тоже построенными в форме диалога. Некрасов, таким образом, вступает не только в демонстративный спор сам с собой, но и в полемику с Пушкиным, цитируя в своем стихотворении от лица Поэта пушкинские строки:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Некрасов приводит их для того, чтобы их опровергнуть устами Гражданина:

… я восторг твой разделяю,

Но, признаюсь, твои стихи

Живее к сердцу принимаю...

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда;

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Таким образом, Отечество находится, по мысли Гражданина, в опасности, в бедственном состоянии, и посему им объявляется своего рода «военное положение» в искусстве (хотя по видимости и нет никакой войны). Но Некрасов именно зовет в бой, «в огонь» – за освобождение народа, в бой, который закончится, только когда народ избавится от своей скорбной участи.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет: гражданин достойный

К отчизне холоден душой -

Ему нет горше укоризны...

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь,

Иди и гибни безупречно –

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Поэт признает в конце концов правоту гражданина, но жалуется на отсутствие дара и вдохновенья, на потерю сил («Под игом лет душа погнулась, остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, презренья горького полна»).

Некрасов постоянно изображает себя слабым, грешным, лишенным сил, не могущем далее бороться за свои идеалы. Достойных борцов он видит лишь в своих соратниках: Белинском, Добролюбове, Чернышевском. В их облике он всякий раз подчеркивает самоотверженность и:

Суров ты был, ты в молодые годы

Учил рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать. («Памяти Добролюбова»).

О Чернышевском:

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

«Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других!»

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...