Некрасов долюшка. В полном разгаре страда деревенская

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская... ” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра.. .

Тема материнства звучит в таких стихотворениях Некрасова, как “Родина”, “Внимая ужасам войны... ”, “Орина, мать солдатская”, “Мать”; теме страдания женщины посвящены стихотворения “Тройка”, “Крестьянка”, “Еду ли ночью по улице тёмной... ”, поэма “Мороз, Красный нос” и другие произведения Некрасова.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская... ” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение) ; одновременно для автора женщина, возможно, ассоциируется вообще с женским началом в природе.

Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление) , и в первой строчке автор показывает место и время действия. В следующих нескольких строках поэт определяет главную тему стихотворения – страдания русской женщины, причём делает это в очень пафосной манере: “...всевыносящего русского племени многострадальная мать! ” Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками “с” и “щ”, ударение на последнем, ключевом слове “мать” создают впечатление поэтического взлёта.

За ним следует описание пейзажа, как это часто бывает у Некрасова, не привлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в предыдущих строках (“всевыносящего”, “многострадальная”), напряжение сохраняются: “зной нестерпимый”, “солнце нещадно палит”.

Далее автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”. Само звучание этих слов действует подавляюще.

Вся следующая сцена – как, порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит к заплакавшему ребёнку – пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких и пафосных мы видим такие просторечные слова, как “баба”, “косуля”, “ноженька”. Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясь из сил, а её ребёнок (несмотря на всё это) недоедает или, как в данном случае, в такую жару лежит “у соседней полосыньки”, не однажды встречается в творчестве Некрасова. Достаточно вспомнить песню “Солёная” из “Пира на весь мир” (кстати, “слёзы солёные” есть и в этом стихотворении: “вкусны ли, милая, слёзы солёные... ”).

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? “Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать!.. ” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Вместо “бедной бабы” вновь появляется “мать”, и последние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлётом с ударением на последнем, ключевом слове “мать”. В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова) .

В последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образ русской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой “канут.. . всё равно”.

Стихи Некрасова, посвящённые судьбе женщины-крестьянки, наполнены мотивами скорбного сочувствия, удивления и восхищения ежедневным её подвигом. Назвать эту долю счастливой поэт, конечно, не может, но минуты счастья и радости бывают даже в такой трудной жизни, какую описал автор, например, в поэме «Мороз, Красный нос». Если в крестьянской семье умели трудиться и стремились обеспечить достаток, то удавалось достигать благополучия.

Героиня поэмы Дарья жила в мире и согласии со своим мужем Проклом, не боялась тяжкого труда, растила детей. Однако после неожиданной, ранней смерти мужа крестьянка остаётся наедине с бедой и трудностями, которые не по плечу одинокой женщине. Пахать и сеять, работать в поле, косить траву, жать и молотить рожь, заготавливать зимой дрова – это и сильному мужчине в одиночку непросто. Поэтому Дарья чувствует, что она обречена, что семья теперь познает и нужду, и голод, и тоску непреодолимую. Жизнь молодой крестьянки заканчивается трагически: утомлённая непосильным трудом, она засыпает и замерзает в лесу, куда поехала одна, чтобы нарубить дров.

Русские женщины, воспетые Некрасовым, не были слабохарактерными и беззащитными, несмотря на то, что часто оставались бесправными в условиях крепостного права или же традиционного семейного уклада. Однако поддаваться унынию крестьянки считали грехом, они старались не показывать никому своей усталости, избегали тяжких дум о несчастной доле, и только наедине с собой могли уронить скупые слёзы в жбан, утоляя жажду во время полевых работ, как это описано в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...».

Некрасов изображает трудовые будни крестьянки жёсткими штрихами:

Приподнимая косулю тяжёлую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

И потому неутешителен вывод поэта:

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Поэт называет женщину терпеливой матерью, так как ей приходится превозмогать не только смертельную усталость от непосильного труда, но и жалость к малым, грудным детям, которых брали с собой в поле. Иногда трагедией оборачивалась необходимость бросать ребёнка из-за выездов в поле или на сенокос: дети гибли, как это случилось в семье Матрёны Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Матрёну Тимофеевну считали удачливой, а значит, счастливой, односельчане, которые отмечали и внешнюю красоту этой женщины, и силу характера, и её ум. Однако сама Матрёна рассказала о своей доле немало такого, чему не позавидуешь: и оговоры перенесла, и несправедливое, жестокое отношение к ней свекрови:
Что ни велят – работаю,
Как ни бранят – молчу...

Радость приносило рождение ребёнка, но материнство давало и новые испытания, так как никто не освобождал от повседневного крестьянского труда и в поле, и дома, и в лесу. И всё-таки именно Матрёна Тимофеевна заслужила уважение людей, потому что сумела побороться за будущее своей семьи, добилась возвращения домой отца семейства, своего мужа Филиппа, которого незаконно забрали в солдаты.

«Русская долюшка женская» трудна, тяжела, однако крестьянка, изображённая Н.А.Некрасовым, остаётся красивой как внешне, так и душой, своим внутренним миром, удивляя сильным характером, закалённой волей, способностью растить хороших детей, достойных граждан Отечества.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская…” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862). Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно.

Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова.

Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.

Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.

Неудивительно, что ее черты отразились в значительной части женских образов, выведенных в его лирике. Некрасов ясно выражается по этому поводу: «Русская долюшка женская! Действительно, не найти ничего труднее доли русской женщины 19 века. Адский крестьянский труд, терпенье вседозволенности их хозяев, тяжелый сельский быт… кто смодет вынести все это и не роптать?

Аллитерация в этой строфе как никогда точно передает стрекот, жужжание, щекотание несносных насекомых. Стихотворение написано дактилем, с чередующимися женскими и мужскими клаузулами. Мужские клаузулы в последних строках каждой строфы усиливает общее впечатление от стихотворения и придает ему законченность. Красной ниточкой через все стихотворение проходит идея о трудной доле русских женщин. И невозможно не изумиться с какой любовью автор говорит об этой бабе. «Милая,»- твердит Некрасов.

Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра…

Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”.

Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать!..” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Создаётся впечатление, что каждое трёхстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей. В конце некоторых строк стоит многоточие. В стихотворении нет призыва к бунту, скорее в нём чувствуется безысходность (“канут… И с этой безысходностью автор справляется так, как это принято среди простого народа и в народном творчестве.

В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова). Не всё, что чувствуется и думается, высказано до конца в этих строках. Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия. Достаточно вспомнить песню “Солёная” из “Пира на весь мир” (кстати, “слёзы солёные” есть и в этом стихотворении: “вкусны ли, милая, слёзы солёные…”).

«В полном разгаре страда деревенская…» Николай Некрасов

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям…
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..

Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко расправлялся с крестьянами, устраивал оргии с крепостными девушками. Доставалось и жене, и многочисленным детям – у Николая Алексеевича было тринадцать сестер и братьев. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова. В частности, любовь и сострадание по отношению к матери нашли отражение в многочисленных стихотворениях, посвященных тяжелой доле простой русской женщины. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862).

Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. Работы было очень много, а рук зачастую не хватало. Главная героиня текста – крестьянка, вынужденная в зной нестерпимый, под лучами палящего солнца трудиться в поле. В самом начале стихотворения дается тезис, который в дальнейшем Некрасов будет доказывать при помощи ярких примеров:
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Поднимая тяжелую косу, крестьянка порезала ногу, но даже унять кровь у нее не хватает времени. Неподалеку заплакал ее маленький ребенок, которого нужно срочно успокоить, укачать. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Лирический герой, от лица которого ведется рассказ о несчастной крестьянке, с болью и горькой иронией советует ей спеть ребенку «песню о вечном терпении». Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно. По его мнению, жизнь простого русского человека-труженика не сильно изменился. Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.

В образе крестьянки сосредоточились черты типичной простой русской бабы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и есть приготовит, и ребенка воспитает, да порой и не одного, а нескольких. Единственный ее недостаток, согласно мысли Некрасова, — излишне терпеливая, ведь бывают случаи, когда возразить, взбунтоваться просто необходимо. Крайне важно, что крестьянка – не просто хорошая трудолюбивая работница, но и заботливая мать. Образ мамы, бесконечно любящей своего ребенка и дарящей ему всю свою нежность, проходит через все творчество Некрасова. Собственной матери поэт посвятил ряд произведений – « », «Последние песни», «Мать», ведь именно она, изображенная страдалицей, жертвой среды грубой и развратной, скрашивала тяжелые часы детства Николая Алексеевича. Неудивительно, что ее черты отразились в значительной части женских образов, выведенных в его лирике.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...