Негативные стереотипы. Общественные стереотипы, их роль в жизни человека

Социальные стереотипы – этот тот момент в жизни каждого индивидуума, который имеет огромное влияние на все аспекты его жизни. Тем не менее, в современном обществе не принято всерьез задумываться на эту тему. Ведь стереотип просто есть, и его разрушение порой расценивается как прямой протест против общества со всеми его устоями.

Место человека в социуме несомненно подразумевает его принадлежность к той или иной социальной группе. И именно эта группа и диктует те убеждения и отношения к другим социальным группам, которое может как упрощать жизнь в современном обществе, а может и значительно ее усложнить.

В статье речь будет идти именно о том, как иногда важно избавиться от последствий общей социализации и больше обращать внимание на собственные суждения. Этот фактор может не только помочь более толерантно относится к другим представителям общества и те моменты, когда того требует ситуация. Это так же может в личной самореализации, потому что она начинается именно с объективного восприятия своей социальной группы, а значит – и себя самого. Далее будут рассмотрены те факторы, которые непосредственно влияют не место человека в обществе, насколько эти преставления могут помогать в жизни или наоборот, мешать представлениям о реальном положении вещей и о своих возможностях.

Какие именно факторы формируют общественные стереотипы

Стереотипы общества – это замкнутый круг. Их определяет мнение отдельных индивидуумов, и в то же время, стереотипы это мнение формируют. Естественно, нельзя сказать, что стереотипы общества не меняются со временем, и на них не действуют внешние факторы, происходящие в мире. Однако происходит это очень медленно. Иногда они являются тем тормозящим фактором, который не дает вовремя подстраиваться под изменения в жизни этого же общества или отдельной его ячейки.

Так что именно влияет на каждого представителя настолько сильно, что это видение ситуации в дальнейшем не дает здраво смотреть на вещи? Первое – это как раз та структура общества, в которой живет каждый ее представитель. Второе – это семья со всеми ее устоями и представлениями о том, какую именно нишу в обществе она занимает и том, какое место в ее жизни занимают общественные стереотипы.

Конечно, если речь идет о том, насколько сильно это влиянии е сказывается на отдельных представителях общества, то значительную роль играет так же и характер каждого из них и склонность действовать согласно этим стереотипам.

Позитивные и негативные стороны общественных стереотипов

Такое явление, как стереотипы в современном обществе, несомненно, является необходимостью, без которой это общество невозможно себе представить. Однако оно так же и несет в себе некоторые опасности, способные серьезно сказаться на способности отдельных членов общества к самореализации и определении собственной личности в этом самом обществе.

Плюсы: общественные стереотипы способны упростить представление об отдельных представителях одной из социальных групп. Они являются одной из составляющих правильного общественного восприятия, а значит – корректного общения. Именно стереотипы могут быть тем выигрышным фактором, который может давать человеку возможность поднять свою личность над представителями более низкой, по его мнению, социальной группы.

Минусы: в случае, если отдельный индивидуум принадлежит к относительно низкой социальной группе, этот фактор может значительно помешать его самореализации и развитии как личности. Кроме того, стереотипы мешают объективному восприятию как социальных групп в целом, так и отдельных их представителей. Таким образом, в этом случае общественные стереотипы могут быть преимуществом только для тех, кто считает себя представителем социальной группы, превосходящей по каким-либо причинам некоторые другие группы.

Если учитывать непосредственно современные общественные устои, то минусы здесь значительно превосходят плюсы. Это обусловлено современными возможностями для самореализации, связанные с доступностью обучения, общения между различными социальными группами и выхода за пределы тех рамок, которые ставит общество перед любым его представителем.

Данная тема как никогда затрагивает представителей современной молодежи, социальные стереотипы которой еще только формируются и могут быть гораздо более гибкими, чем у предыдущего поколения. На сегодня является очень важным дать молодым людям понять, что некоторые рамки могут только ограничивать возможности как каждого отдельного представителя социума, так и целых социальных групп.

Стоит отметить, что данная проблема уже является крайне актуальной среди социологов и психологов. И касается она не только стран СНГ с их периодом железного занавеса. Так же и в более развитых странах социологи обращают внимание на то, что социальные стереотипы могут негативно отражаться на способности людей к саморазвитию и их становлению в обществе.

Заключение

Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Социологи и психологи уже давно сходятся во мнении, что прежде всего следует полагаться на собственное мнение по поводу различных аспектов современной жизни. Конечно, собственный выбор можно сделать только за счет самообразования и объективной оценки как своей личности, так и той социальной группы, к которой принадлежит каждый из ее представителей.

Стереотипы общества на сегодня не являются тем замкнутым кругом, который определяет весь жизненный путь каждого из представителей общества. Выходом из него является саморазвитие и адаптация в мире современных возможностей и перспектив , открывающихся благодаря экономическому и социальному развитию сегодняшнего цивилизованного мира.

В межрасовых, равно как и в межгрупповых отношениях, важную роль играют этнические стереотипы. Они представляют собой упрощенные образы индивидуумов, которые имеют высокую степень согласованности. Как правило, все стереотипы усваиваются в детстве, причем это никогда не является следствием опыта. Обычно их получают из вторичных источников, глядя на родителей, друзей, бабушек, дедушек и так далее. Плюс ко всему, это происходит задолго до того, как ребенок начнет давать себе оценку, относить себя к какой-либо определенной группе или иметь представление о собственной личности.

Общая информация

Впервые о таком элементе, как этнические стереотипы поведения, заговорили в 1922 году. Сделал это популярный американский журналист, проводивший собственное расследование. Он сообщил, что образование стереотипов является естественной вещью, которая только играет на руку человеку.

Во-первых, когда люди вступают в контакт со сложным социальным объектом, которого они до этого не видели, то попросту не знают, как себя надо вести. И в этом случае им помогут «картинки мира», которые находятся в головах и мыслях, передаются из поколения в поколение.

Во-вторых, с помощью стереотипов каждый человек сможет себя оправдать, защитить. Следовательно, его позиции, права и ценности всегда будут иметь определенный вес.

Таким образом, стереотипы помогают человечеству справиться с восприятием мира, сохранить при этом личные качества, а также сориентироваться в сложных ситуациях. Соответственно, если речь идет об этнических предубеждениях, то люди смогут нормально себя чувствовать в обществе иностранцев, поскольку часть информации о них имеется.

Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, множество сформировавшихся в детстве стереотипов поменять будет невозможно (за редким исключением). Вероятно, именно поэтому человечество не может продвигаться дальше в развитии, так как оно застряло на стадии предубеждений.

Стереотипы на заре истории

Изначально этнические стереотипы означали только одно: все чужие - враги. В встреча с другими племенами сулила только смерти и войны, поэтому длительное время люди не могли наладить между собой связь.

Когда межплеменные контакты начали расширяться, к примеру, появился обмен, человек стал узнавать новое не только о своих соседях, но и о самом себе. Теперь он понял, что не всегда может поднять свое орудие против другого члена первобытного общества. Он становился не простым соплеменником, помогающим в охоте, а другом, отцом или братом в эмоциональном смысле.

Далее предубеждения начинали развиваться полным ходом, ведь сколько было племен, столько существовало и стереотипов. Причем определение образов другой основывалось на определенных исторических моментах. К примеру, если с одним обществом другое постоянно конфликтовало, то оно оценивалось как агрессивное, злобное. Если же обмен начинался сразу, да еще и на выгодных условиях, то племя получало более щадящую оценку, оно становилось добрым, дружелюбным.

Примеры

Очень разнообразны этнические стереотипы, примеры соответствующего поведения или мышления можно приводить бесконечно долго. Более того, предубеждения будут основываться только на одной народности, в них заключена мысль людей, связанных культурой, родиной и особенностями поведения.

Можно выделить несколько стереотипов, которые русские относят к другим жителям планеты:

  • Все немцы пунктуальны и педантичны.
  • Все евреи умные, но жадные.
  • Все американцы имеют стандартное мышление, они не могут отклоняться от курса, заданного в детстве или законодательством. К примеру, ни один американец не станет самостоятельно вкручивать новую лампочку, если та перегорела. Этим займется специально обученный человек.
  • Все испанцы слишком эмоциональны, они вспыльчивы.

В то же время о русском человеке у других наций также складывается Наиболее распространенным из них является прирученный медведь, который играет на балалайке, и, конечно, водка - ею все россияне завтракают, обедают и ужинают.

Классификация

Если рассматривать не только этнические стереотипы, примеры отношений между конкретными людьми или полноценными обществами будут разделяться на несколько видов:

  1. Восприятие людей относительно друг друга. То есть это те предубеждения, которые складываются в рамках узкой группы людей. Например, родителей надо уважать, старших почитать и так далее. Такие стереотипы будут укладываться в головах младшего поколения только при условии, что старшие занимаются их выполнением, а не только пустыми разговорами.
  2. Межполовые стереотипы. Примеры: женщины должны заниматься домом, а мужчины - работать; мальчики не плачут, девочки всегда глупые.
  3. Возрастные стереотипы. Примеры: в воспитании и контролировании, старики всегда ворчат.
  4. Этнические стереотипы.

В принципе, виды этнических стереотипов образовались в процессе развития социума. Кроме того, они формируются у каждого отдельно взятого человека. Если предположить, что индивид приехал в Прагу, и на вокзале у него украли кошелек, то он может думать, что все чехи - воры. То есть существуют общепринятые этнические предубеждения и частные.

Как происходит процесс формирования

Проблема предрассудков существовала всегда, и формирование этнических стереотипов сказывается на ней в большей мере. Даже сегодня, когда любой человек может найти все информацию, которая его интересует, стабильность предубеждений все-таки присутствует.

Формирование начинается с раннего детства. Однако в юном возрасте ребенок не может мыслить в рамках отношений между нациями, и он складывает стереотипы относительно своей семьи и ее отношениями с другими людьми. Но сам процесс закладывается непосредственно в это время.

Этнические стереотипы впервые дают о себе знать в подростковом возрасте, когда человек максимально беззащитен перед ними. Если у девушки или парня еще не сложилось собственное мнение по какому-то поводу, то навязанные идеи заменят самостоятельное мышление. Именно поэтому любая пропаганда станет для молодежи мгновенно впитываемой информацией. Этим обусловлено то, что у стереотипов имеется ригидность. Подростки, которые получили заданный темп развития мышления, попросту не представляют, как можно думать по-другому. Но все-таки изменения присутствуют, и интернет играет в этом далеко не последнюю роль.

Этническая картина мира

Сегодня функции этнических стереотипов постепенно начинают угасать, но пока еще исключать их полностью нельзя. Первобытная этническая картина мира представляет собой совсем иное. Тогда предубеждения играли особую роль, они помогали племенам выживать. К примеру, с одними общинами отношения могли быть налаженными, с другими - враждебными. И чем раньше новый член социума об этом узнавал, тем больше у него было шансов на выживание.

В современности этнические стереотипы основываются больше на эмоциях, нежели на враждебности и так далее. Чаще всего они несут негативную нагрузку. Например, если русский общается с американцем, то из-за предубеждений он изначально может несерьезно оценивать своего собеседника. Его добавит плохих эмоций, причем обоим. Так же обстоят дела и с другими нациями.

Этническая толерантность

Сегодня этнический стереотип и этнический образ постепенно начинают сливаться в одно понятие. Ранее было по-другому. Например, русские думали о том, что все шотландцы носят юбки (как мужчины, так и женщины). стереотип. Но они могли быть знакомы с отдельно взятым шотландцем, который одевался так же, как и все, то есть в брюки или джинсы. Это этнический образ.

В современности, чтобы гражданское общество формировалось правильно, необходимо воспитывать в подрастающем поколении толерантность. В последней закладывается умение ценить и уважать культуру других народов, их традиции и обычаи. Если взять в пример ту же самую Шотландию, то ношение килта никак не должно высмеиваться. Это и будет толерантностью.

Межнациональное общение

Этнические стереотипы русских, как и многих других народов, формируются в подростковом возрасте. И задачей родителей, учителей или наставников является создание таких условий, при которых молодежь не будет идти на поводу навязанного мнения. Подростки должны самостоятельно выработать свой процесс мышления, а значит, и свои стереотипы.

Если не давать таковой возможности молодому поколению, то человечество не продолжит своего духовного развития. К примеру, стереотипы могут создать крайне негативную ситуацию в ходе межнационального общения. Более того, если человек получил какие-то предубеждения, то он не будет их опровергать в процессе жизни. Напротив, он станет постоянно находить примеры, которые их подтверждают.

Соответственно, чтобы межнациональное общение выходило на новый толерантный уровень, необходимо отказываться от стереотипов.

Заключение

Таким образом, этнические стереотипы поведения являются вовсе не тем продуктом, который обобщает одинаковые или схожие черты одной нации. В них личностные качества отдельных людей заменяются заведомо односторонним предубеждением. Последнее, в свою очередь, представляет собой негативную установку по отношению к отдельной группе людей.

В результате соответствующего поведения образуется настороженность, причем с обеих сторон. Первые идут на поводу у своих стереотипов, вторые ведут себя плохо вследствие неуважительного отношения. Образуется некая отчужденность, которая вызывает недоразумения, а также затрудняет все последующее взаимодействие.

Тема данного раздела - СТЕРЕОТИПЫ в восприятии человека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групп людей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии с представителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде “женщины более эмоциональны, чем мужчины” или “англичане сдержанны и чопорны”.

Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов - целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. О причинах этого явления будет сказано чуть ниже.

Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.

Испытуемым предъявлялись фотографии “группы, работающей над исследовательским проектом”, и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.

Двум группам испытуемых предлагалось написать небольшие рассказы по первой фразе, причем персонажи различались полом: “Когда Эндрю (Энн) кончил(а) колледж, он(а) занимал(а) первую строку в списке выпускников”. (В США выпускники колледжей ранжируются по успеваемости.) Рассказы с героем-мужчиной чаще всего представляли собой стандартную историю успехов и карьерного роста. В рассказах о женщинах происходило следующее: либо карьера была неудачной, либо хорошая карьера сочеталась с отрицательными чертами характера героини или с неприятностями в других сферах жизни (болезни, несложившаяся личная жизнь).

Из приведенных примеров видно, что большая часть стереотипов - это СТЕРЕОТИПЫ ПОЛА, ВОЗРАСТА, РАСЫ, НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также СТЕРЕОТИПЫ ВНЕШНОСТИ (поджатые губы - злой человек, очкарик - умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип “красивый - значит, хороший”. Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным - пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.

Феномен ВНУТРИГРУППОВОЙ ПРИСТРАСТНОСТИ также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой - членов других групп. Понятие “группа” в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне - от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).

Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия). Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.

ЧРЕЗМЕРНАЯ ОБОБЩЕННОСТЬ стереотипов приводит к тому, что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются. Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины - нежными и склонными к состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.

ВЛИЯНИЕ ЕДИНИЧНОЙ ЯРКОЙ ИНФОРМАЦИИ на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной. Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям.

УСТОЙЧИВОСТЬ СТЕРЕОТИПОВ обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая - игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.

Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка - дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой - что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.

Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, “все лица национальности Х - жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет”. Если же примеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделены в отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например, стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.

Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов - феномен САМОИСПОЛНЯЮЩЕГОСЯ ПРОРОЧЕСТВА, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.

Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы “претендента на должность”: если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали “претендентов” (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.

Стереотипы часто определяют АТРИБУЦИЮ поведения, объяснение его причин теми или иными факторами. Так, стереотип “старые люди дряхлеют и много болеют” приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.

Если индивид разделяет стереотип, соответствующий его полу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его Я-КОНЦЕПЦИЮ и САМООЦЕНКУ, которые, в свою очередь, определяют поведение, интерпретацию событий и т.д.

В эксперименте был продемонстрирован феномен, названный “уязвимость стереотипом”. Студентам с одинаковыми способностями давали контрольную работу. Перед ее началом им говорили одно из двух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщины обычно уступают мужчинам. В обоих случаях результаты подтверждали “стереотип”: в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднем около 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по 5 баллов, мужчины - по 25.

В заключение необходимо отметить случаи, когда стереотипы “не работают”. Такое случается прежде всего в ситуации тесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют не с представителем своего пола или национальности, а с конкретным человеком, причем, как уже отмечалось, позитивное отношение к человеку может сосуществовать с негативным стереотипом по отношению с социальной группе, которую он представляет. Однако иногда сознательно декларируемые стереотипы “не срабатывают” и в ситуации поверхностного контакта, о чем свидетельствует результат широко известного исследования, названного “Парадокс Ла-Пьера”.

В 1934 году на пике антиазиатских настроений в США психолог Ла-Пьер обратился с письменным запросом в 251 ресторан и отель: “Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?”. Ответило 128 заведений, 92% ответов были отрицательными и лишь 1% - полностью положительным. Но до этого Ла-Пьер вместе с парой своих студентов-китайцев уже объехали все эти заведения и всюду, кроме единственного случая, встретили радушный прием.

Приведенный пример неслучайно имеет четкую “привязку” во времени и пространстве. Несмотря на то, что стереотипы подразумевают “сопротивляемость изменениям”, они в целом достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнить многочисленные метаморфозы, которые претерпели за последние годы стереотипы “коммуниста” и “демократа”. Поэтому стереотипы одной культуры (а большинство приведенных в этом разделе данных были получены в культурах США и Западной Европы) могут не подтвердиться в условиях другой культуры (например, российской). Именно это можно проверить, выполняя задание практикума.

Литература

2. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб, 2000.

Задание 10. Стереотипы пола и жизненный успех

I. Выполните исследование по приведенному плану.

ИСПЫТУЕМЫЕ. Две группы испытуемых, численность - не менее чем по пять человек в каждой. Исследование может проводиться с каждым испытуемым индивидуально или в группах. Две группы выполняют задания, в которых персонажи различаются полом. Все испытуемые должны быть одного пола (возможно участие двух групп мужского и двух - женского пола) и как можно более близки по возрасту, образованию, социальному положению и пр. Возраст - от десяти лет. Испытуемые не должны знать о цели исследования и о задании другой группы.

ПРОЦЕДУРА. Каждый испытуемый последовательно выполняет два задания: проективный рассказ и оценка персонажа.

В первом задании испытуемых просят написать небольшой рассказ, начинающийся с предложения: “Олег (Ольга) кончил(а) школу с золотой медалью”. Оптимальная длина рассказа - 0,5-1 страница.

Во втором задании испытуемые должны оценить придуманного ими персонажа (Ольгу или Олега) по набору качеств, выбрав одну из цифр в каждой строке (5 - максимально выражено качество на одном полюсе, 1 - на другом). Определения, характеризующие качества, приводятся либо в мужском, либо в женском роде.

ОБРАБОТКА ПРОЕКТИВНОГО РАССКАЗА

В каждом рассказе анализируется наличие определенных тем и вариантов их развития. В предложенную схему можно добавлять свои темы и варианты, исходя из особенностей рассказов испытуемых (по самостоятельно добавленным темам должны анализироваться все рассказы). Каждый рассказ должен быть отнесен не менее чем к одному из вариантов по каждой из тем (включая вариант “тема отсутствует”); возможно отнесение к нескольким вариантам одновременно. Подсчитывается и сравнивается количество различных вариантов ответов по каждой теме в двух группах испытуемых (например, в теме “карьера” вариант “успех” отмечается у четырех мужчин и одной женщины, вариант “неудача” у одного мужчины и двух женщин, вариант “тема отсутствует” у двух женщин). Результат работы целесообразно представить в виде таблицы. В кавычках приводятся примеры из рассказов.

ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ТЕМ ДЛЯ АНАЛИЗА

1. ТЕМА: Карьера, профессиональные и учебные достижения.

ВАРИАНТЫ: успех; неудача; противоречивый/неопределенный результат; тема отсутствует.

“Теперь она известный журналист-международник, и вы можете часто видеть ее по телевизору”. (Успех.)

2. ТЕМА: Личная жизнь, отношения со сверстниками, создание семьи.

ВАРИАНТЫ: благополучие; неблагополучие; противоречивость/неопределенность; тема отсутствует.

“Он стал звонить друзьям, но все куда-то готовились, никто не хотел идти гулять”. (Неблагополучие.)

3. ТЕМА: Трудности и препятствия на пути героя/героини.

ВАРИАНТЫ: активно преодолеваются героем/героиней; преодолеваются благодаря счастливому стечению обстоятельств; преодолеваются благодаря действиям других людей; оказываются непреодолимыми; другие варианты; тема отсутствует.

“Олег решил выбрать институт, чтобы поступить без экзаменов, но оказалось, что таких нет. Пришлось готовиться и сдавать экзамен”. (Препятствие активно преодолевается.)

4. ТЕМА: Цена достижений (достижения необязательно должны относиться к учебно-профессиональной сфере).

ВАРИАНТЫ: ущерб для здоровья; ущерб для личных взаимоотношений; негативные чувства и переживания; отсутствие развлечений и свободного времени; другие последствия; тема отсутствует.

“Каждая четверка переживалась как трагедия, пропущенная по болезни контрольная - землетрясение”. (Негативные переживания.)

5. ТЕМА: Мысли и чувства героя/героини.

ВАРИАНТЫ: позитивные; негативные; неопределенные/противоречивые; тема отсутствует.

“Оля и рада, и не рада”. (Противоречивые.)

6. ТЕМА: Характер/личность героя/героини.

ВАРИАНТЫ: позитивные черты; негативные черты; неопределенные/противоречивые черты; тема отсутствует.

“Он стал вспыльчив и раздражителен, часто орал на жену и сына”. (Негативные черты.)

ВАРИАНТЫ: позитивное; негативное; нейтральное/противоречивое; не определимо.

Отношение может определяться как по отдельным фрагментам рассказа (“Дура она всё-таки, эта Ольга”), так и по его общей тональности.

8. ТЕМА: Исход/финал рассказа.

ВАРИАНТЫ: позитивный/благополучный; негативный/неудача; противоречивый/неопределенный.

“А где медаль? - спохватились наутро. О, трагедия - медаль скоммуниздили”. (Негативный исход.)

ОБРАБОТКА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЖА

По каждому из качеств подсчитывается и сравнивается среднее арифметическое оценок в двух группах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА

1. Каковы различия между рассказами с основным персонажем - мужчиной и женщиной, а также между оценками самих персонажей?

2. Какие особенности стереотипов мужчины и женщины могут лежать в основе выявленных различий?

3. Отличаются ли результаты от полученных в аналогичном американском исследовании? Если да, то как можно объяснить различия?

4. Существует ли у испытуемых “стереотип медалиста”? Если да, то каковы его особенности? Различаются ли мужской и женский варианты стереотипа?

II. Спланируйте и проведите исследования по выявлению особенностей любого стереотипа.

«Не встречайся с ним – он тебе в отцы годится», «Нужно похудеть, моя талия на 3 сантиметра больше нормы» и т.п. . Перед вами типичные сложившиеся стереотипы, которые можно часто встретить в современном обществе. Из-за подобных предрассудков большая любовь может быть разрушена банальной разницей в возрасте, девушки подрывают свое здоровье, следуя стандартам 90-60-90, люди предпочитают не заводить дружбу с иностранцами. Власть стереотипов огромна. Давайте разберемся, что это такое, какой вред может нанести стереотип развитию личности, и какую пользу можно извлечь из этого явления.

Что такое стереотип?

Этимология этого слова восходит к типографскому делу. Именно так назывались специальные клише, которые применялись в печатных машинках. Сегодня, естественно, все знают это слово по другой, более близкой человеку области – по психологии. В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по-разному. Однако общая их идея одинакова – это устоявшееся мнение насчет людей, национальностей, поступков или действий. Первым ученым, который использовал слово «стереотип» по отношению к психологическому явлению, был журналист Уолтер Липпман. Его работа была написана еще в 20-х годах прошлого века, за это время методы оценки стереотипов изменились.

Что создает стереотипы людей? Откуда они берутся? Несомненно, человек использует собственный опыт, обобщает его, превращает в стереотип. Мы боимся еще раз ошибиться, поэтому можем, например, не заводить дел с людьми другой национальности после негативного опыта общения с одним из них. Однако есть и более широкое понятие социальных стереотипов. Они также создаются на основе опыта, только опыт этот длится несколько веков. Именно опыт и время являются основными источниками возникновения стереотипов. Социальный стереотип не создается за один день, но и разрушить его за один день невозможно. На это требуется долгое время.

Особенности стереотипов

По исследованию Уолтера Липпмана все стереотипы обладают четырьмя признаками:
они схематичны, не отображают реальность в полном объеме;
они ложны, не дают действительного представления о человеке или объекте;
они живучи, для разрушения стереотипа требуется время;
они редко воссоздаются одним человеком, это обычно плод работы общества в целом.

Виды стереотипов

Автостереотип – это представление человека о самом себе, а гетеростереотип – мнение о большой группе людей, о национальности или расе. Гетеростереотипы могут меняться в разных социальных группах. Некоторые народы могут считать чрезмерную экономию расчетливостью или бережливостью, а для других это станет проявлением жадности.

Индивидуальные стереотипы относятся только к одному человеку. Они могут быть получены вследствие негативного или положительного опыта. Социальные стереотипы – это довольно обширная категория, сюда входят и политические, и этнические, и гендерные стереотипы, которые сопровождают общество в целом.

Стоит ли бояться стереотипов?

Естественно, что немотивированный страх перед людьми другой расы, неаргументированное желание выглядеть как звезды подиумов – это неоднозначное явление, которое может страшить нас. У слова закрепилась негативная коннотация. Однако стереотип – это способ классифицировать современный мир. Человечество привыкло отличать своих от чужих, эти категории работают не только во вред. Мы стараемся обобщить наше окружение, чтобы не тратить умственные ресурсы для постоянного оценивания. Поэтому стереотипы поведения невероятно важны. Мы сразу видим, относится ли человек к категории своих или чужих, понимаем, что стоит от него ожидать. Эта экономия, с одной стороны, положительно сказывается на нашей личности, мы уделяем время чему-то другому. Но именно в ней и заключается негативное влияние стереотипов на саморазвитие.

Минусы стереотипов

Прогрессивный человек, уделяющий внимание развитию своей личности, обязательно скажет, что стереотипы – это бред, что он никогда не будет отдавать предпочтение молодому человеку исключительно из-за возраста, никогда не будет отказывать в помощи людям другой национальности. Все это может быть сказано с пафосом и рвением, однако через 5 минут этот же перспективный и саморазвивающийся человек будет смеяться над анекдотом про блондинок. Да, ассоциация цвета волос с умственными способностями – это тоже стереотип. Складывается ощущение, что в какой-то момент стереотипы перестают выполнять функцию фильтра, а начинают проецировать негатив, недоверие на людей или поступки, которые считаются «чужими» в системе ценностей. Это связано с тем, что стереотипы находятся в одной цепочке с предубеждениями и предрассудками. В последних двух понятиях уже больше негатива, они могут стать причиной дискриминаций.

Стереотипы – это наш щит от действительности . Он защищает нас от огорчений или переживаний, которые мы можем испытывать к людям, маркированным в нашем сознании меткой «чужие». То есть, мы перестаем сочувствовать людям другой расы, вероисповедания, национальности исключительно из-за давления стереотипов. Естественно, что такой подход невозможен для человечества, ведь стереотипы общества действительно становятся предлогом для бесчувствия.
Однако не только негативное отношение к явлению или социальной группе можно назвать минусом стереотипов. Положительные предубеждения приводят к излишней доверчивости, к ошибкам и деформации процесса интерпретации. Пожилой человек может быть более способным к работе, однако часто на собеседовании ему отказывают, отдают предпочтение молодому специалисту. Естественно, что такая предвзятость отрицательно сказывается на успешности компании.

Откуда берутся стереотипы?

Есть мнение, что социальные стереотипы – это давнее явление, пронесенное через поколение. Отчасти это так, но всю информацию о них человек впитывает из окружения, воспитания, рассказов и отношения родителей. Часто стереотип может быть навязан обществом. Человек может не испытывать страха или неприязни к определенной категории людей и поступкам, но перенимает настороженность из-за боязни совершить ошибку. Хотя общество склонно изменять свое отношение к стереотипам. Некоторые явления могут кардинально поменяться за годы и века.

Одним из наглядных способов изучения собственных стереотипов, основанных на неявных ассоциациях, является сайт Гарвардского университета. Тесты разделены на категории – раса, цвет кожи, национальность. Простые задания позволяют выявить ваши предпочтения. Вероятно, кого-то удивят полученные данные, а кто-то, наоборот, ожидает подобного результата. Стоит попробовать, возможно, тесты смогут открыть глаза на многие вещи.

Да, для разрушения стереотипов требуется довольно много времени. Вероятно, что вы можете с опаской относиться к своему коллеге другой национальности. Но для полноценного развития личности не нужно давать стереотипам власть над здравым смыслом. Возможно, этот коллега способен отлично работать с вами в команде, стоит только открыться для него. И вы сможете, ломая стереотипы, избавляться от немотивированного негативного отношения.

Виды стереотипов

Выделяют стереотипы-представления, стереотипы-поведения, сте-реотипы-ситуации и стереотипы-образы.

Стереотип-представление есть некоторая структура ментально-лингвального комплекса, формируемая инвариантной совокуп-ностью валентных связей, приписываемых данной единице и репрезентирующих образ, представление феномена, стоящего за данной единицей, в его [образа, представления] национальной маркированности при определенной предсказуемости направленных ассоциативных связей (векторов ассоциаций).

Стереотип, с точки зрения «содержания», есть некий фрагмент картины мира, существующей в сознании. Это некоторый образ-представ-ление , это ментальная «картинка», некое устойчивое, минимизировано-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации. Причем не о конкретном предмете или ситуации, когда-либо имевших место, но о предмете или ситуации «вообще».

Стереотипы поведения представляют собой инварианты деятельности, определяют коммуникативное поведение в той или иной коммуникативной ситуации и хранятся в сознании в видештампов , выступающих в роли канона . Иначе говоря, они диктуют определенное поведение.

Стереотипы-представления хранятся в виде клише сознания и функционируют как эталоны . Они также связаны с речевым поведением, его характеризуя и в нем проявляясь, т. е. они диктуют не столькосамо поведение, сколько набор ассоциаций и предопределяют языковую форму , их выражающую. И поскольку такие стереотипы есть определенное представление о предмете или ситуации, выделяются, соответственно, стереотип-образ (форма хранения – клише) и стереотип-ситуация (форма хранения – клише, но последнее может актуализироваться в коммуникации и как штамп). Таким образом, на первом уровне выделяют стереотип поведения (штамп сознания) и стереотип-представление (клише); на втором уровне – стереотип-ситуация (клише / штамп) и стереотип-образ (клише). Примером таких стереотипов могут быть следующие:

Стереотипы-образы: пчела труженица; французский грация, изысканный, изящный; баран упрямый ; лимон кислый, желтый, и проч.

Стереотипы-ситуации : билет компостер; аист капуста и проч.

Стереотипы-ситуации включают в себя и определенное (предсказуемое, ожидаемое) поведение участников коммуникации. Таким образом, можно сказать, что стереотип-ситуация некоторым образом предопределяет стереотип поведения (например, стереотип-ситуация: транспорт – билет ; стереотип поведения: обращение к ближайшему пассажиру «Пробейте / Прокомпостируйте / Передайте, пожалуйста» и т. д.).

Целостность культуры предполагает выработку стереотипов культуры – стереотипов поведения, восприятия, понимания, общения, то есть стереотипов общей картины мира. Стереотипы имеют много общего с традициями, обычаями, мифами, ритуалами, но от последних отличаются тем, что традиции и обычаи характеризует их объективированная значимость, открытость для других, а стереотипы остаются на уровне скрытых умонастроений, которые существуют в среде своих.

Набор стереотипных форм поведения, вырабатываемых в каждом обществе, не ограничивается сферой обряда и обычая. Стандарты поведения характерны для многих сфер деятельности, и, прежде всего – общения (этикета), социализации индивидов, технологических процессов (трудовые приемы и навыки), игрового поведения и проч. Поведение человека в обществе типизировано, т. е. оно подчиняется нормам, выработанным в обществе, и поэтому во многих отношениях оно стандартно. Набор типовых программ поведения специфичен для каждого коллектива. Стандартизированное поведение имеет свои варианты. В соответствии с особенностями социальной организации в сфере заданного поведения выделяются различные типы: поведение крестьянина, воина, охотника, интеллигента и проч. В соответствии с критериями биосоциального членения жизненного пути различается поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин.

Таким образом, в культуре отдельного народа стереотипы охватывают:

Вербальное поведение;

Невербальное поведение (мимика, жесты и проч.);

Национальный характер и представления о нем другими странами и народами;

Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях;

Особенности быта и повседневной жизни нации;

Национальную кухню;

Религиозные и национальные обряды.

Итак, поскольку все люди действуют в соответствии с ожиданиями их общества, их поведение можно назвать стереотипным речевым поведением. Стереотипы становятся таковыми после многократного повторения и фиксации в сознании многих людей. Однажды сформировавшись, они приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации.

На коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:

1) акцентов (например, хорошо известный всем грузинский акцент в России или южный акцент в США: «Boy, I’m gonna book you for sassin’ a law officer» );

2) манеры произнесения слов и постановки ударений;

3) особенности интонации;

4) темпа речи (например, речь южан в США более медленная, чем северян);

5) манеры говорить громко или тихо (американцы говорят громче, чем большинство европейцев, за что последние осуждают их);

6) выбора лексики (существуют определенные словечки и словосочетания, свойственные определенным группам населения, как, например, слова браток, лох и др. в речи «новых русских»);

7) клишированных фраз;

8) синтаксических особенностей;

9) речевых стратегий;

10) коммуникативной дистанции (например, у русских и американцев она меньше, чем у англичан, в результате чего русские воспринимают американцев как более сердечных, а англичан – как более отстраненных).

Выделяются различные виды стереотипов на уровне языка, способных создавать помехи в межкультурном общении:

1) расовые;

2) этнические;

3) географические;

4) гендерные;

5) социальные;

6) политические;

7) профессиональные и т. д.

В межкультурной коммуникации стереотипы становятся результатом этноцентрической реакции – попытки судить обо всех группах людей с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при вступлении в МК и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже заведомо руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Однако степень стереотипизации ниже у индивидуумов с опытом межкультурного общения, имевших возможность убедиться в ложности определённых стереотипов. В большинстве случаев степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимо-действия. Однако это правило не всегда срабатывает из-за индивидуальных особенностей коммуникантов и может усугубляться из-за черт, неблагоприятных для общения (недоброжелательности, предвзятости, склонности к критиканству и проч.).



Применительно к МК выделяют экзостереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и эндостереотипы, т. е. мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...