Начало проведения аграрной реформы. Столыпинская аграрная реформа

В российском обществе важнейшим вопросом всегда был аграрный. Крестьяне, ставшие в 1861 свободными, землю фактически в собственность не получили. Их душили малоземелье, община, помещики, поэтому в период революции 1905 – 1907 судьба России решалась в деревне.

Все реформы Столыпина, которой в 1906 возглавил правительство, так или иначе были направлены на преобразования в деревне. Самая главная из них земельная, получившая название «столыпинская», хотя её проект был разработан еще до него.

Целью ее должно было стать укрепление позиций “крепкого единоличного собственника”. Это был первый шаг реформы, осуществлявшейся в трех основных направлениях:

Разрушение общины и введение крестьянской частной собственности на землю вместо общинной;

Помощь кулакам через Крестьянский банк и путем частичной продажи им государственных и дворянских земель;

Переселение крестьян на окраины страны.

Сущность реформы заключалась в том, что правительство отказывалось от прежней политики поддержки общины и переходило к её насильственной ломке.

Как известно, община была организационным и хозяйственным объединением крестьян для пользования общим лесом, выгоном и водопоем, союз в отношении с властями, своего рода социальным организмом, дававшим сельским жителям небольшие житейские гарантии. Община до 1906 г. сохранялась искусственно, так как была удобным средством государственного контроля над крестьянами. Община отвечала за выплату налогов и разных платежей при выполнении государственных повинностей. Но община тормозила развитие капитализма в сельском хозяйстве. Вместе с тем общинное землепользование задерживало естественный процесс расслоения крестьянства и ставило преграду на пути образования класса мелких собственников. Неотчуждаемость надельных земель делала невозможным получение ссуд под их залог, а чересполосица и периодические переделы земли препятствовали переходу к более продуктивным формам её использования, поэтому предоставление крестьянам права свободного выхода из общины было давно назревшей экономической необходимостью. Особенностью столыпинской аграрной реформы было стремление быстрее разрушить общину. Главной причиной такого отношения власти к общине послужили революционные события и аграрные беспорядки в 1905 – 1907.

Другой не менее важной целью земельной реформы была социально-политическая, так как требовалось создать в качестве социальной опоры самодержавия класс мелких собственников как основной ячейки государства, являющейся противником всяких разрушительных теорий.

Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 ноября 1906 под скромным названием «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения», согласно которому разрешался свободный выход из общины.

Земельные наделы, находившиеся в пользовании крестьян со времени последнего передела, закреплялись в собственность независимо от изменения количества душ в семье. Появилась возможность продать свой надел, а также выделить землю в одном месте – на хуторе или отрубе. Одновременно все это предполагало снятие ограничений на передвижение крестьян по стране, передачу Крестьянскому поземельному банку части государственных и удельных земель для расширения операций по купле-продаже земли, организацию переселенческого движения в Сибирь с целью наделения без- и малоземельных крестьян наделами за счет освоения огромных восточных просторов. Но у крестьян часто не хватало средств для обзаведения хозяйством на новом месте. После 1909г. переселенцев стало меньше. Часть из них, не выдержав тяжелых условий жизни, возвращалась.

Хуторянам банк предоставлял льготы. Крестьянский банк также способствовал созданию в деревне слоя зажиточных хозяев-кулаков.

С 1907 по 1916 г. в Европейской России из общины вышло только 22 % крестьянских дворов. Возникновение слоя хуторян–фермеров вызывало сопротивление со стороны крестьян-общинников, которое выражалось в порче скота, посевов, инвентаря, избиениях и поджогах хуторян. Только за 1909 – 1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тысяч фактов поджога хуторских хозяйств.

Подобная реформа при всей своей простоте означала революцию в почвенном укладе. Предстояло изменить весь строй жизни и психологию общинного крестьянства. Столетиями утверждались общинный коллективизм, корпоративность, уравнительность. Теперь надо было перейти к индивидуализму, частнособственнической психологии.

Указ от 9 ноября 1906 был затем трансформирован в постоянно действующие законы, принятые 14 июля 1910 и 19 мая 1911, в которых предусматривались дополнительные меры для ускорения выхода крестьян из общины. Например, в случае проведения землеустроительных работ для ликвидации чересполосицы внутри общины её члены впредь могли считаться собственниками земли, даже если они об этом не просили.

Последствия:

Ускорение процесса расслоения крестьянства,

Разрушение крестьянской общины,

Неприятие реформы значительной частью крестьянства.

Итоги:

Выделение из общины к 1916 25 – 27 % крестьянских дворов,

Рост сельскохозяйственного производства м увеличение экспорта хлеба.

Столыпинская аграрная реформа не успела дать всех ожидавшихся от нее результатов. Сам инициатор реформы считал, что необходимо не менее 20 лет, чтобы постепенно решить земельный вопрос. “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешнюю Россию”, - говорил Столыпин. Этих двадцати лет не оказалось ни у России, ни у самого реформатора. Однако за 7 лет фактического действия реформы были достигнуты заметные успехи: посевные площади выросли в целом на 10%, в районах наибольшего выхода крестьян из общины – в полтора раза, на одну треть увеличился хлебный экспорт. За эти годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений и ширилось использование сельскохозяйственных машин. К 1914 г. фермеры обогнали общину по поставкам товаров в город и составляли 10,3% общего числа крестьянских хозяйств (по мнению Л.И. Семенниковой, это было много за короткий срок, но мало в масштабах страны). К началу 1916 г. фермеры имели личные денежные вклады в размере 2 млрд. рублей.

Проведение аграрной реформы ускорило развитие капитализма в России. Реформа стимулировала не только развитие сельского хозяйства, но и промышленности и торговли: масса крестьян устремилась в города, увеличивая рынок рабочей силы, резко возрос спрос на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Иностранные наблюдатели отмечали, что “если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 – 1950 годами, как они шли между 1900 – 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении”.

Однако большинство крестьян по – прежнему было привержено общине. Для бедных – она олицетворяла социальную защиту, для богатых – легкое решение своих проблем. Таким образом, кардинально реформировать “почву” не удалось.

комплекс взаимоувязанных мер по перестройке всех составляющих хозяйственного механизма - организации, управления, экономических отношений, форм собственности и хозяйствования, земельных отношений и т. д. Первым документом, предусматривающим комплексные меры по построению рыночной экономики была Программа перехода АПК Белорусской ССР к регулируемой рыночной экономике (1990 г.). Разработана коллективом ученых Белорусского научно-исследовательского института экономических проблем АПК, специалистов Государственного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию при участии сотрудников Гос-плана и научно-исследовательского экономического института Госплана. В ней изложены вопросы формирования новой аграрной политики применительно к переходному периоду и рыночной экономике. Содержит разделы: «Принципы реформы отношений в агропромышленном комплексе. Политические предпосылки и их вероятные последствия», «Собственность. Земельная собственность и реформа. Разгосударствление и приватизация», «Создание и развитие крестьянских хозяйств фермерского типа», «Формирование продовольственного фонда», «Ценовой механизм. Ценовой паритет», «Финансово-кредитные отношения и налоговая политика», «Совершенствование инвестиционной политики», «Усиление мотивации и стимулирование труда», «Развитие социальной инфраструктуры», «Подготовка кадров», «Организация управления», «Целевые программы: «Плодородие», «Зерно», «Картофель», «Овощи», «Плоды и ягоды», «Сахар», «Корма», «Лен», «Мясо», «Молоко», «Внешнеэкономические связи». В программе дана характеристика предрыночного состояния экономики сельского хозяйства республики. В 1991 г. разработана и одобрена Советом колхозов Государственная Программа возрождения белорусского села. В ней определены приоритетные направления капитальных вложений в непроизводственную сферу, объемы строительства и ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения и образования, торговли и быта, детских дошкольных учреждений. Аргументирована целесообразность строитель-ства в сельской местности благоустроенного жилья усадебного типа с автономным инженерным обустройством, использование для бытовых целей электрической энергии и газа. Поставлена задача перевода коммунального хозяйства на самоокупаемость, приведения в надлежащий порядок внутрихозяйственной дорожной сети и улиц. В 1994 г. учеными Белорусского НИИ экономических проблем АПК разработана и одобрена на совместном заседании Коллегии Минсельхозпрода и Президиума Академии аграрных наук Республики Беларусь Концепция аграрной реформы в Республике Беларусь (постановление от 25 апреля 1994 г. № 14/20). Концепция содержит основные положения совершенствования организационно-экономического механизма функционирования АПК в условиях перехода его на рыночную систему хозяйствования. В ней предложена система взглядов по вопросам: разгосударствление и приватизация, преобразование форм хозяйствования, становление фермерства, развитие земельных отношений, формирование системы финансирования и ценообразования, налогообложение и кредитование предприятий, активизация их инвестирования, перестройка сложившейся системы материально-технического снабжения и агросервиса, регулирование занятости, формирование продовольственного фонда, развитие кооперации и интеграции, непроизводственной сферы села. Взят ориентир на самообеспечение республики продовольствием, сельскохозяйственным сырьем с учетом экономической целесообразности их производства, что способствует обеспечению национальной продовольственной безопасности. Научно-практической базой реформирования аграрной отрасли в республике стала Государственная программа реформирования АПК Республики Беларусь, одобренная Коллегией Кабинета Министров Республики Беларусь 6 августа 1996 г. Основная цель: постепенный переход в сфере агропромышленного производства от командно-административной к рыночной системе хозяйствования, предполагающей свободное функционирование хозяйствующих субъектов в рамках правового коридора при государственном регулировании отдельных сторон деятельности (см. Государственная программа реформирования АПК). За истекший период можно выделить основные этапы аграрной реформы: 1991-1992 гг. - осознание суверенитета Беларуси, ориентация менталитета населения и сельских товаропроизводителей на освоение рыночных методов, акцент на формирование альтернативных форм хозяйствования. 1992-1995 гг. - резкое сокращение государственных субсидий сельскому хозяй-ству, отход государства от проблем аграрной экономики, ускоренное разрушение производственного потенциала крупных сельскохозяйственных предприятий, начало широкого преобразования колхозов и совхозов в формы рыночного типа на долевой и паевой основе, создание условий для развития фермерских хозяйств. 1995-1998 гг. - признание многообразия и многоукладности сельского хозяй-ства, выравнивание государственной политики в отношении различных форм хозяй-ствования, реабилитации роли и значимости крупного производства, постепенное восстановление системы прямого централизованного управления экономикой (при резкой нехватке материально-технических ресурсов и финансовых средств), увеличение задолженности предприятий по кредитам и ссудам и обострение проблем неплатежеспособности. 1999-2000 гг. - усиление государственной централизованной финансовой поддержки сельского хозяйства, попытка стабилизации производства, создание механизма продовольственной безопасности страны и использование элементов интервенционного регулирования агропромышленного комплекса, принятие программы и прогноза развития, приоритет эффективному производству. В 2000 г. была разработана и одобрена Советом Министров Республики Беларусь Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000-2005 гг. Включает основные направления развития: 1. Экономика и организация АПК (продовольственна безопасность - стратегия развития АПК; совершенствование хозяйственного механизма; реформирование сельскохозяйственных предприятий). 2. Размещение и зональная специализация. 3. Земледелие и растениеводство (структура посевных площадей; селекция и семеноводство, зерно, масличные культуры, сахарная свекла, картофель, лен, корма; развитие плодоводства, овощеводства; мелиорация и использование мелиорированных земель и т. д.). 4. Развитие животноводства (интенсификация производства молока, развитие племенного дела и воспроизводство стада, развитие птицеводства и т. д.). 5. Механизация и энергетика сельского хозяйства. 6. Перерабатывающая и пищевая промышленность. 7. Развитие отрасли хлебопродуктов. 8. Приоритетные направления инвестирования. 9. Внешнеэкономическая деятельность. 10. Научное обеспечение. 11. Информационная система АПК. 12. Аграрное образование и кадровое обеспечение. 13. Действующее и необходимое законодательство. Программа не стала главным ориентиром развития АПК, не нашла отражения в законодательно-правовых актах и решениях местных органов государственного и хозяйственного управления. В 2001 г. разработана и одобрена Указом Президента Республики Беларусь Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг. Основная цель: сформировать микро-и макроэкономическую систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства, гарантию продовольственной безопасности государства посредством увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции до уровня, обеспечивающего минимальный уровень продовольственной безопасности. В 2005 г. Указом Президента Республики Беларусь (от 14.09.2003г. № 37) утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. (см. Государственная Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы). За годы аграрных реформ происходили противоречивые процессы, однако смогли проявить себя позитивные, качественно новые явления, в частности: созданы условия для многоукладности и сформированы многообразные формы хозяйствования; созданы правовые гарантии равноправного развития двух форм собственности - государственной и частной (абсолютное большинство в настоящее время - это сельскохозяйственные предприятия негосударственной собственности; около 17% зе-мель - в частной собственности); сформированы основы для постепенного становления новой ментальности населения и товаропроизводителей на закономерностях и принципах рыночной экономики; возрождены экономические отношения, пре-дусматривающие зарабатываемость средств, самозанятость, саморегулирование и самохозяйствование; задействованы методы хозяйственной деятельности, вызывающие ресурсосбережение и экономию средств, рациональное использование ресурсов и оптимизацию окупаемости вкладываемого капитала; предприняты усилия по переструктуризации производства под рыночный потребительский спрос и сбыт; осуществлены меры по освоению основ агробизнеса, предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, коммерческого расчета и конкуренции; освоены методы прямых договорных экономических отношений между партнерами по хозяйственной деятельности и контрагентами рынка и др.

Столыпинская аграрная реформа стала закономерным усилием для того, чтобы устранить проблемы, выявленные революцией 1905 - 1907 годов. Попыток решить аграрный вопрос до 1906 года было несколько. Но все они сводились либо к изъятию земли у помещиков и наделению ею крестьян, либо к использованию для этих целей национализированных земель.

П. А. Столыпин не без оснований решил, что единственной опорой монархии являются именно помещики и обеспеченные крестьяне. Изъятие помещичьих земель означало подрыв авторитета императора и, как следствие, возможность очередной революции.

Для поддержания царской власти Петром Столыпиным в августе 1906 года была озвучена правительственная программа, в которой был предложен ряд реформ касаемо равноправия, полицейских уставов, местного самоуправления, образования. Но из всех предложенных воплощение нашла только столыпинская аграрная реформа. Цель ее сводилась к разрушению общинного строя и наделению крестьян землей. Крестьянин должен был стать собственником земли, которая ранее принадлежала общине. Для определения надела было два способа:

  • Если общинные земли не подвергались переделу на протяжении последних двадцати четырех лет, то каждый крестьянин в любое время мог требовать свой надел в личную собственность.
  • Если же таковой передел был, то в землевладение отходил тот участок, который обрабатывался последним.

Кроме того, у крестьян была возможность покупать земли в кредит по невысоким ипотечным ставкам. Для этих целей был создан крестьянский кредитный банк. Продажа земельных наделов позволяла сосредоточить значительные участки в руках наиболее заинтересованных и трудоспособных крестьян.

С другой стороны, тех, кто не имел достаточных средств для покупки земли, столыпинская аграрная реформа предполагала переселить на свободные территории, где имелись невозделываемые государственные земли - на Дальний Восток, в Сибирь, в Среднюю Азию, на Кавказ. Переселенцам предоставлялся ряд льгот, включающих пятилетнее освобождение от налогов, низкая стоимость железнодорожных билетов, прощение недоимок, ссуда в сумме 100 - 400 рублей без взимания процентов.

Столыпинская аграрная реформа, по своей сути, ставила крестьян в условия рыночной экономики, где их достаток зависел от того, как они смогли распорядиться своей собственностью. Предполагалось, что на своих участках они будут работать эффективнее, вызвав расцвет сельского хозяйства. Многие из них продавали земли, а сами уезжали в город на заработки, что обусловило приток рабочей силы. Другие эмигрировали за границу в поисках лучших условий жизни.

Столыпинская аграрная реформа и ее итоги не оправдали надежд премьер-министра П. А. Столыпина и российского правительства. Всего за время ее проведения из общины ушло менее одной трети крестьянских дворов. Причиной этому было то, что реформа не учитывала патриархальный уклад быта крестьян, их страх перед самостоятельной деятельностью, неумение хозяйствовать без общинной поддержки. За прошедшие годы все привыкли, что община берет на себя ответственность за каждого ее члена.

Но, тем не менее, столыпинская аграрная реформа имела и положительные итоги:

  • Было положено начало частной собственности на землю.
  • Выросла урожайность крестьянских угодий.
  • Повысился спрос на сельскохозяйственную промышленность.
  • Возрос

Аграрная реформа

Аграрная реформа

Аграрная реформа - мероприятия предпринимаемые государством с целью перераспределения земельной собственности в пользу непосредственных производителей, увеличения их заинтересованности в результатах труда, роста объема производства.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Аграрная реформа" в других словарях:

    Аграрная реформа преобразование системы землевладения и землепользования. Крестьянская реформа 1861 года Столыпинская аграрная реформа Аграрная реформа в Великом княжестве Литовском … Википедия

    аграрная реформа - Государственные мероприятия по преобразованию системы землевладения и землепользования. Syn.: земельная реформа … Словарь по географии

    АГРАРНАЯ РЕФОРМА П - АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П.А. Столыпина. Такие меры, как разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906 г.),… … Юридическая энциклопедия

    Реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П. А. Столыпина. Такие меры, как разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906 г.), укрепление Крестьянского банка,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Аграрная реформа 1864 г. в Королевстве Польском - Царское правительство стремилось воспрепятствовать массовому переходу польского крестьянства в повстанческий лагерь или по крайней мере нейтрализовать его. С этой целью 19 февраля 1864 г. был издан царский указ о проведении реформы в Польше. Вся… …

    Аграрная реформа 1864 г. в Молдавии и Валахии - В объединенной Румынии сразу же обострилась борьба по важнейшим вопросам внутренней политики. Крупные землевладельцы помещики и часть буржуазии во главе с Братиану, тесно связанная с ними, решительно противились проведению каких либо реформ,… … Всемирная история. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Аграрная реформа. П. А. Столыпин. Портрет работы И. Репина (1910) Столыпинская аграрна … Википедия

    Буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения (См. Надельное землевладение) в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя… … Большая советская энциклопедия

    Столыпинская аграрная реформа - аграрно полит. курс самодержавия, направленный на преобразования крест. надельного землевладения. Наиб. активный период реализации реформы 1906 1911, когда пр во возглавлял П.А.Столыпин. Реформы включали в себя: политику по переселению крест.… … Уральская историческая энциклопедия

    СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА - АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Аграрная реформа в постсоветской России. Механизмы и результаты , В. Я. Узун, Н. И. Шагайда. В книге систематизированы предпосылки проведения аграрной реформы в России в постсоветский период, обобщена теория и практика ее осуществления, сформулированы уроки реформы и вызовы, которые…
  • Состояние земледельческих классов во Франции накануне революции и аграрная реформа 1789--1793 гг. , И. В. Лучицкий. Вниманию читателей предлагается книга выдающегося российского историка И. В. Лучицкого, посвященная исследованию аграрной истории станции конца XVIII века. Две основные проблемы, обсуждаемые…

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому было ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созывы Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы столыпина.

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедниками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.


Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалась не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.


Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Столыпин Пётр Аркадьевич

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.


Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 - 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полный показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

Последние материалы раздела:

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...