Начало литературной деятельности крылова. Сочинение «Начало литературной деятельности Крылова

ЛИЦЕЙ № 25

РЕФЕРАТ

по литературе

на тему: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

И. А. КРЫЛОВА »

Выполнил:

ДанилМакарчук

ученик6 «А» класса

Проверила:

КочергинаТ. Н.

В богатейшей галерее русскихписателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним изсамых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумястолетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русскойлитературы ХVIII века,Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХстолетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино дваконца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина,Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всеголитературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногимиисключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период еготворчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни иКрылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел издемократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло средитревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицерыпосле тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошееобразование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрастевосьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчикомоткрывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примиритьсяс этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами.Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его клитературе.

Благодаря смелости и настойчивостиКрылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 годутринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где иустраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовымжалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже былиобращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в товремя драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическуюоперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора,естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем самКрылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисоватьв ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительныекартины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалосьзаинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ееза шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, нолитературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первойудачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишетодну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться ктогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этихранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает броситьслужбу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова впервый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показываетисключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, неполучивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явленияхсовременной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве,особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновалиумы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова ив том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературныхродах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самыеразнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружескиепослания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки,театральные рецензии и т, д. Но всему, чтони пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведенияпо форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношениек феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей векаПросвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательнымгуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничествомчеловеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческогодостоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачилитературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчествеявить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле:без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, посуществу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собойнаши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного изсамых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы –сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементыбудущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее,«гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самыхистоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира,создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает всетворчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резкопроступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромноесатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов»(1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетомв развитии сатирического направления русской литературы ХVIIIвека. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Новремя для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являютсянаименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешниеперемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренныйКрылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки,усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большогомастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» –Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российскийсамодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение,начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурныйгнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность.Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературноерождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевелдве-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву,пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришелв совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

В журналах начали появляться всё новые иновые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями,общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того временисовершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врембасни Крылова были переведены на десять зыков.

К ровному, спокойному течению приходит иполная до этого времени треволнений и перемен жизнь Крылова. В 1812 году онпоступает библиотекарем в Петербургскую Публичную библиотеку, оставаясь на этойработе почти до самой своей смерти.

Пушкин назвал Крылова во всех отношениях«самым народным нашим поэтом», то есть и самым национальным, и самымпопулярным. Но самым популярным Крылов сделался именно потому, что до Пушкинаон был у нас и самым национальным писателем. В его баснях, говоря словамиБелинского, «выразилась сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов».

Басенный жанр привлекал к себе Крыловасвоим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью.Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни. Крыловответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Басни – один из древнейших, можносказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнямиони уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса оживотных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все этоделает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни явились творческим итогом, венцомдолгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в нихи весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирическогопоэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть,комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только непросто басня».»

В очень большом числе своих басен,таких, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки»,«Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» идр., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть,алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры,сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» идр.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частныхпороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок»,«Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).

Крылову-баснописцу, как иКрылову-сатирику, присущ глубокий демократизм. В столкновении между «овцами»«волками», «слабыми» и «сильными», скромными тружениками и нахальнымитрутнями-тунеядцами словом, между народом и его угнетателями, – в этом извечномконфликте классового общества, который на все лады, под разными обличиямиразыгрывается перед нами в стольких баснях Крылова, он всегда на стороненарода. Он неустанно нападает на всевозможных «воришек» и «воров» народногодобра, на всех этих хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком»,– тигров,медведей, алчных волков, хитрых лисиц. При этом Крылов недвусмысленнораскрывает басенные псевдонимы, прямо указывая, кто под ними скрывается:неправые судьи, корыстные и продажные чиновники, наглые грабители-вельможи.

В подавляющем большинстве сатиракрыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей,животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собойнепосредственный отклик на события общественно-политической жизни, глубокозатрагивавшие его как патриота и гражданина.

«Но великий народолюбец Крылов не толькорисует в баснях бесправие и угнетение народа, он выражает и свою глубокуюверу в народ, свое убеждение, что именно народу принадлежит главная роль вжизни страны. Это самое горячее убеждение Крылова является как бы лейбмотивомего басенного творчества.

Все наши писателии критики, начиная с Пушкина и Белинского, отмечают в баснях Крылова особую«веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещии схватывать их смешную сторону в меткой иронии.

Крылов придалбасенному жанру ярчайшее национальное своеобразие; даже на переводные своибасни он наложил неизгладимый русский отпечаток. «Звери у него мыслят ипоступают слишком по-русски, – писал о Крылове Гоголь. –… Кроме верногозвериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица,медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себееще и русскую природу… Всюду у него Русь и пахнет Русью». Эти отзывыподхватывает и развивает Белинский: «Кто-то и когда-то сказал, что «в басняху Крылова медведь – русский медведь, курица – русская курица»: слова эти всехнасмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно вырожденное. Дело втом, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные,кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». Ввысказываниях Гоголя и Белинского метко вскрыта реалистическая природа басенныхобразов Крылова.

Образы зверей вбаснях имеют характер своего рода постоянных масок: лиса всегда знаменуетсобой хитрость, осел – глупость, волк – алчность, и т.д. Крылов впервые вовсей мировой литературе сумел превратить басню в подлинно реалистическийжанр.

Басни Крыловаглубоко народны и по своей форме, по своему художественному материалу – слову,языку. Молодой Пушкин считал Крылова единственным писателем, «коего слогрусский». И Крылов действительно первый в нашей литературе до Пушкина полностьюслил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни народнымиформами, словами, «крылатыми» народными выражениями, пословицами. Огромноечисло отдельных мест и выражений из крыловских басен, в свою очередь, сталосвоего рода пословицами. («А ларчик просто открывался», «А Васька слушает, даест», «Слона-то я и не приметил» и многие другие).

Небывалогомастерства достигает Крылов в художественной обработке своих басен: в лепкеобразов, в яркой живописности языка, в изумительной изобразительности «вольного» басенного стиха, который под его пером становится необычайнопластичным, способным принимать любую форму.

И образцы подобной«истинной живописи» звуков, словом, наконец, самим движением стиха можно найтив каждой крыловской басне.

Значение Крыловадля русского искусства слова не ограничивается только областью басни. ТакЛомоносов, как Пушкин, Крылов оказал глубокое воздействие, сообщил мощныйтолчок всему движению нашей литературы. Басни Крылова явились у нас первыми,говоря словами Пушкина «истинно народными» и подлинно реалистическимипроизведениями. Это определяет их исключительно важную роль. От басен Крылова,впитавших и претворивших в себе лучшие достижения нашей литературы XVIII века, тянутся прямые нити ктаким величайшим созданиям нашего художественного реализма, как «Горе отума», «Евгений Онегин», «Мертвые души». Еще при жизни Крылова Белинскийвдохновенно пророчил: «Слава… Крылова все будет расти и пышнее расцветать...»

В наши дни слава Крылова вышла далеко занациональные пределы. Крылов звучит не только на русском языке и на языкахнародов Советского Союза, но и почти на всех языках мира. Басни Крыловапереведены более чем на пятьдесят языков. У Крылова были великиепредшественники в мировой басенной литературе, но ни од нему из них не удалосьвнести в свои басни только подлинно народного духа, столько внутреннейреалистической правдивости! В том отношении великий русский баснописец Крыловявляется величайшим баснописцем мира.

Называл его «истинно народным». И это действительно было так, ведь каждый литературный персонаж Ивана Андреевича Крылова до сих пор учит доброму, светлому и вечному.

Краткая биография

Родился будущий драматург 2 февраля 1769 года в бедной семье. С малых лет прислуживал помещику, поэтому возможности получить достойное образование не имел. Но исключительные способности к учёбе сам успешно развивал, занимаясь языками и математикой, литературой и рисованием.

Оставшись без родителей, работал в Петербурге переписчиком документов и одновременно занимался написанием пьес – трагедий и комедий. После приобретения известности в литературных кругах, некоторое время работал журналистом. Много путешествовал и жил в провинции, не переставая сочинять. После переезда в Москву вышли в свет его первые басни, которые разошлись на пословицы и крылатые слова. Самого писателя в народе стали звать «дедушкой Крыловым» - это имя надежно закрепилось в его биографии. Умер баснописец 9 ноября 1844 года.

Творчество, сюжеты и герои

Крылов был успешным драматургом, писал сатиры и памфлеты, стихотворные рассказы. Но наиболее ярко его гений раскрылся именно в баснях. Их сюжеты – это злободневные темы и достоверность происходящего. Каждое произведение высмеивает человеческие пороки – жадность или лень, глупость или тщеславие. Несмотря на то, что большинство персонажей Крылова – животные, ассоциация с людьми видна каждому. Это беззаконники и бюрократы, чиновники и дворяне, а также обычные бедняки.

Вдохновение и самые известные произведения

Каждая басня Крылова проста и понятна людям всех возрастов. Она является настоящим поучительным уроком. К числу самых известных произведений относятся:

  • «Ворона и лисица;
  • «Квартет»;
  • «Лебедь, щука и рак»;
  • «Слон и Моська»;
  • «Стрекоза и Муравей».

Автор придал своим творениям неповторимый скрытый смысл, раскрывая важные для человека вопросы о добре и зле, обмане и лести, глупости и упрямстве. Вдохновляли автора на творчество самые разные общественные события: действия царской власти и события отечественной войны, насилие над крепостными крестьянами и политические новшества.

Крылов как человек: круг общения, интересы, любопытные факты

Личные качества Крылова современники характеризовали по-разному. Одни искренне называли его смешным и одновременно загадочным, другие не стыдились искреннего сообщения о том, что он просто обжора и неряха.

Поговаривают, что литератор действительно любил как следует покушать и не слишком следил за собственной внешностью. Но одно известно абсолютно точно: настоящий Иван Андреевич был мало кому известен. Он практически не общался даже с близкими родственниками. Однако в кругу общения писателя нередко присутствовали богачи и известные личности. Крылов удивлял окружающих своей непредсказуемостью.

Как-то, например, он поспорил, что выучит древнегреческий язык. Это ему успешно удалось. Слыл баснописец и неповторимым чудаком – о его шаловливых и забавных выходках люди даже слагали анекдоты. Интересной странностью Крылова была страсть к пожарам: он спешил на каждую катастрофу. Любил и азарт: петушиные и кулачные бои, карточные игры. Обожал играть на скрипке, хотя не имел выдающихся музыкальных способностей.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.


Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.


Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.


Журнал Ивана Крылова "Почта духов"

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.


Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью и .

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.


В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.


Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица . И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.


Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...