Гидрографическая служба тихоокеанского флота. Гидрографическая служба тоф пополнилась новым кораблем

pressa_tof в Гидрографическая служба ТОФ пополнилась новым кораблем

В Приморском объединении разнородных сил состоялось знаменательное событие: гидрографическая служба флотилии пополнилась новым судном специального назначения проекта 19920 (большой гидрографический катер).


На торжественном митинге в честь поднятия флага на БГК-2151, присутствовали командующий Приморской флотилией контр-адмирал Вадим Кулить, начальник Управления навигации и океанографии Министерства Обороны РФ капитан 1 ранга Сергей Травин, начальник Гидрографической службы ТОФ капитан 1 ранга Геннадий Непомилуев и директор ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции» г. Благовещенска Вячеслав Попов.



С начала года на Тихоокеанском флоте это уже второе в этом году событие такого рода. Месяц назад в состав сил флота был принят новый противодиверсионный катер.
По словам командующего флотилией в ближайших планах — прием еще двух катеров противодиверсионного и десантного.
Новое гидрографическое судно, оснащено современным оборудованием, которое значительно расширит возможности гидрографических работ. На катере реализованы новейшие технические разработки, судостроителями устранены недостатки и все замечания, присутствующие на других катерах подобного типа. Установленные на катере современные технические средства позволят достойно выполнять задачи, поставленные перед гидрографической службой Тихоокеанского флота. У гидрографической части, в состав которой вошел новый катер значительный территориальный размах от залива Посьета до Татарского пролива. Теперь перед её командованием стоит задача подготовить грамотных специалистов для работы на новой современной технике, а капитану нового катера, обеспечить безаварийную эксплуатацию судна.


В своем выступлении капитан 1 ранга Сергей Травин отметил, что Управлением навигации и океанографии Министерства Обороны РФ взят курс на стопроцентное обновление судового состава и выразил надежду, что данные планы полностью реализуются к 2030 году. он пожелал экипажу безаварийного плавания и подарил экипажу телевизор.
От руководства гидрографической службы флота капитану катера была передана икона с образом покровителя мореходов Николая Чудотворца.

Завязка сюжета: 1976 год, холодная война. Юго-восточное побережье Сахалина. Советский стратегический бомбардировщик Ту-95 терпит катастрофу и падает в море в 14 километрах от берега. Советское командование молчит. Полет самолета дальней авиации был сугубо секретным. Кроме того, на борту находились две атомные бомбы. Крушение у Сахалина обнаружил противник. Падение Ту-95 сперва зафиксировали японские станции радиослежения, а затем, в ходе поисковой операции, советский самолет и его груз обнаружила подлодка «Грейбек» ВМС США. Действия американцев были столь успешными, а «улов» из добытых со дна советских военных секретов столь внушительным, что операция была занесена как образцовая в анналы американских спецслужб.

Рассекретили эту невероятную историю в конце 90-х, причем одновременно — и с нашей, и с американской стороны. Но если Штаты официально раскрыли свои досье, то мы признали ЧП с самолетом, совсем не желая этого.

Контр-адмирал Анатолий Штыров (в 1976-м он служил на ТОФ в должности заместителя начальника управления разведки флотом) в книге мемуаров «Морские бывальщины» (1991 г.) рассказал и о катастрофе, и об операции «Грейбека», и о своем докладе тогдашнему комфлота адмиралу В.П. Маслову, и о том, как этот доклад лег под сукно.

Штыров первым из «наших» обнародовал ту историю. С тех пор вот уже 20 лет сюжет, подкрепленный американскими сведениями из открытых источников, гуляет по различным изданиям. Одна из последних книжек вышла в 2013 году и называется «Военно-морской шпионаж». Там, в частности, говорится: «Дерзкие подводные разведывательные операции проводили подлодки ВМС США «Хэлибат», «Сивулф», «Грейбек» и «Парче». Эти лодки подняли со дна Охотского моря некоторые элементы конструкции советских крылатых ракет, а в 1967 и 1976 гг. «украли» две мины у острова Русский и подняли две атомные бомбы с советского самолета, который упал в море». Авторы книги — бывший военно-морской атташе посольства США в Москве Питер Хухтхаузен и глава военно-исторического отдела ВМС Франции Александр Шелдон-Дюпле.

Впрочем, вся эта история с Ту-95, наверное, так и осталась бы в мемуарах. Но о событиях 1976-го узнали, наконец, и на Сахалине.

Вячеслав Федорченко — бывший директор ГУП «Сахалин-геоинформ», сейчас — частный предприниматель, первым из сахалинцев заявил, что Ту-95 с атомными бомбами на борту до сих пор лежит в заливе Терпения. По убеждению сахалинца, американцы, заполучив секретные документы и системы советского самолета, бомбы не поднимали.

Федорченко настаивает: вот координаты точки падения Ту-95, вот след излучения от «малоразмерных затопленных объектов, имеющих тепловой потенциал», вот надежный метод их поиска на основе дешифровки космических снимков.

Когда 4 года назад во время моей командировки на Сахалин по заданию «Комсомольской правды» мы познакомились с Федорченко, у него на руках уже была увесистая, в несколько килограммов, пачка бумаг — многолетняя переписка с Минобороны, Минприроды, Росатомом, Ростехнадзором и сахалинскими органами власти.

В бумагах мелькали фамилии Шойгу, начальника Генштаба Герасимова, бывшего министра обороны Сердюкова, бывшего губернатора Сахалина Хорошавина. К тому времени Федорченко уже обрел единомышленников в лице краевых депутатов и местных общественников. И прослыл известным борцом за радиационную безопасность дальневосточных морей, без устали повторяя, что две атомные бомбы в заливе Терпения — это, конечно, факт. Но если бы только это! Кроме них вокруг Сахалина, у берегов Приморья и в Охотоморье затоплены десятки принадлежавших флоту РИТЭГов («ядерных батареек»), отслуживших свой срок, списанных и варварски сброшенных в море.

Минобороны и ТОФ отвечали на все эти «происки», что никто ничего не топил, а все, что списано, находится где надо и под полным контролем, поэтому требования поднять со дна чреватый глобальной катастрофой утиль безосновательны.

Но настал момент, когда под давлением депутатов и рыбаков флот вынужден был признать, что кое-что все-таки «утонуло». Например, еще в 1987 году перевозили РИТЭГ вертолетом, да не довезли до места назначения — уронили в море у мыса Низкий (юго-восток Сахалина). А 10 лет спустя так же, с вертолета, близ мыса Марии на севере острова, уронили второй. Грянул скандал, и из переписки с ведомствами дальневосточники узнали, что суммарная радиоактивность двух утопленных РИТЭГов — 1,5 млн кюри (данные Росатомнадзора), а это в 4 раза превышает суммарный объем радиоактивных отходов, сброшенных всеми странами в Мировой океан.

РИТЭГ, утопленный 30 лет назад у мыса Низкий, не найден до сих пор. Второй, потерянный неподалеку от мыса Марии, гидрографическая служба ТОФ нашла лишь в 2007 году.

Но вернемся к Ту-95. Это ЧП в нашей стране никто пока официально так и не признал. «О местах нахождения стратегического бомбардировщика в заливе Терпения Охотского моря и космического аппарата в заливе Анива о. Сахалин (еще один обнаруженный Федорченко опасный объект. Н. О. ) информация в Минобороны РФ не поступала, — сообщил в своем ответе на запрос Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области первый заместитель министра обороны РФ В.В. Герасимов. — С поступлением конкретной информации о координатах нахождения указанных объектов будут спланированы работы по обследованию акваторий».

Пока МО и Тихоокеанский флот «планировали работы», сахалинцы без дела не сидели. Месяц назад группа единомышленников отправилась в самостоятельную экспедицию, правда, не в залив Терпения, а к предполагаемой точке затопления одного из бывших флотских РИТЭГов у самых южных берегов Сахалина. По возвращении в Южно-Сахалинск активисты дали пресс-конференцию, где заявили, что сходили не зря — нашли-таки опасный объект. Списанное и утопленное флотское имущество находится в районе бывшей погранзаставы Кириллово (Корсаковский район острова) на глубине 14 метров на небольшом расстоянии от берега — чуть более километра.

Говорили на пресс-конференции и о будущей экспедиции в залив Терпения, к месту падения Ту-95. Поисковики рассказали, что космические снимки района бухты Тихой (все тот же залив Терпения) дешифрованы — на них хорошо видны лежащие на дне моря три больших куска алюминия и характерный след от радиации.

Сами атомные бомбы будут предъявлены миру, как только на Сахалин придет заказанное спецоборудование, позволяющее вести подводную съемку на глубинах до 60 метров.

В ответ на такую активность проснулось, наконец, и Минобороны. В распоряжении «Новой» есть переписка начальника гидрографической службы ТОФ Г.Н. Непомилуева с В.Л. Федорченко и депутатом Сахалинской областной думы С.В. Ивановой.

«Уважаемый Вячеслав Леонидович! В соответствии с планом мероприятий на Тихоокеанском флоте запланированы гидрографические работы в заливе Терпения Охотского моря в период с сентября по октябрь 2017 года, — пишет Непомилуев. — Прошу Вас сообщить известные Вам координаты затопленных потенциально опасных объектов техногенного происхождения (ОТП) в заливе Терпения».

В письме депутату С.В. Ивановой начальник гидрографической службы ТОФ еще более откровенен:

«Уважаемая Светлана Васильевна! Прошу Вас изыскать возможность направить по электронной почте или средствам факсимильной связи координаты падения советского самолета Ту-95 с двумя атомными бомбами».

Я позвонила в пресс-службу ТОФ с просьбой о комментарии.

— Комментариев не будет! Все комментарии дадим только по возвращении «Пегаса» во Владивосток, — коротко откликнулся начальник пресс-службы, капитан 1-го ранга Матвеев.

Но и без пресс-службы ясно: никем официально не признаваемая авиакатастрофа переходит из области фантастики в реальность.

Правда, едва ли ГИС «Пегас» что-нибудь найдет в заливе Терпения. Судя по письмам Г.Н. Непомилуева, точные координаты падения самолета флоту до сих пор неизвестны. А В.Л. Федорченко, как его ни просили, данными не поделился, ответив отказом на отказ командования ТОФ взять на борт представителя сахалинцев для участия в историческом рейсе.

Наталья Островская —
специально для «Новой»,
Владивосток

История Тихоокеанского флота неразрывно связана со становлением и развитием Гидрографической службы, которой сегодня исполняется 157 лет.

История ее возникновения начинается с позапрошлого века, когда Указом императора Александра II от 31 октября 1856 года в штат Управления Сибирской флотилии была введена гидрографическая часть. На нее было возложено руководство маячной службой, лоцманской частью и обеспечение безопасности плавания кораблей флотилии.


Большой вклад в дело изучения северо-западной части Тихого океана внесли выдающиеся русские военно-морские деятели и учёные: генерал корпуса гидрографов Михаил Ефимович Жданко и командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Степан Осипович Макаров.


В суровые годы русско-японской и Великой Отечественной войны гидрография выполняла мероприятия по развертыванию средств навигационного обеспечения флота, координированию постановки минных заграждений на подходах к Владивостоку, Петропавловску-Камчатскому и другим городам. Была развернута военно-лоцманская служба.


Во второй половине XX века наряду с обеспечением повседневной деятельности флота и тралением опасных от мин районов были продолжены и гидрографические исследования морей, что было обусловлено пополнением флота исследовательскими судами с большой автономностью плавания. Активно развивалась маячная служба флота. На сегодняшний день в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота находится 93 маяка с географией базирования от северных широт Анадыря и Магадана до Южного Приморья.


Гидрографическая служба ТОФ сегодня имеет в своем составе более 40 судов и катеров различных классов и продолжает выполнять огромный объем работ по исследованию рельефа, грунта дна и береговой полосы в дальневосточных морях.


Флотские гидрографы проводят работы в постоянном взаимодействии с государственными и общественными организациями. Так 8 ноября с.г. во Владивостоке прошла совместная конференция гидрографической службы ТОФ и Приморского отделения Русского географического общества. В ходе нее военные и ученые наметили план совместных действий на будущий год и на длительную перспективу.

Взаимодействие гидрографической службы ТОФ и Общества изучения Амурского края насчитывает уже не один десяток лет. Накануне конференции, в Санкт-Петербурге командование ВМФ и Русское географическое общество подписали соглашение о взаимодействии. Предполагается проведение совместных экспедиций, выпуск карт и литературы. И со своей стороны гидрографы Тихоокеанского флота уже внесли свой вклад в эту работу. Как подчеркнул начальник Гидрографической службы ТОФ, капитан 1 ранга Геннадий Непомилуев: «В этом году была выполнена большая и скрупулезная работа по переизданию морской навигационной карты порта Провидения и бухты Комсомольской» .


На ближайшие годы, по словам руководителя Гидрографической службы флота, запланировано обследование побережья всего Дальнего Востока, в ходе которого будут внесены последние изменения в составлении карт. Это, например, значительно облегчит выбор мест для строительства новых портов, нефте- и газоперерабатывающих комплексов.

Главная Департамент жилищного обеспечения Новости Подробнее


12.11.2015 (10:16)

Гидрографической службе Тихоокеанского флота - 159 лет

Сегодня на Тихоокеанском флоте (ТОФ) отмечают 159-летие со дня образования гидрографической службы ТОФ.

В настоящее время гидрографическая служба ТОФ имеет в своем составе более 40 судов и катеров различных классов и продолжает пополняться кораблями новых проектов, одновременно выполняя огромный объем работ в Мировом океане. И эта география довольно обширна. Районы деятельности флотских гидрографов протянулись от Чукотского до Южно-Китайского моря.

28 октября, после завершения 3-месячного похода, во Владивосток вернулось гидрографическое судно ТОФ «Вице-адмирал Воронцов». За это время судно прошло около 10 тыс. морских миль и побывало в Японском, Чукотском, Беринговом морях, где гидрографическая экспедиция проводила комплексное океанографическое исследование. Общая площадь обследования составила около 600 кв. км.

Наряду с северными исследованиями, театром плавания гидрографов в этом году стали южные районы Тихого океана. Гидрографический экспедиционный отряд в составе судна «Маршал Геловани» и спасательного буксира «Фотий Крылов» второй половине текущего года выполнял океанографические работы в южных и юго-западных широтах Тихого океана. Выполняя поставленные задачи, суда прошли около 20 тыс. морских миль. Это уже вторая экспедиция, которая проводила исследования в отдаленных районах.

«География работ наших судов значительно расширилось. 2015 год, как и предыдущий можно уже смело занести в актив гидрографической службы нашего флота. Была выполнена большая и скрупулезная работа по исследованию арктических морей России. Также мы активно продолжили работать и в южных широтах Тихого океана», - рассказал начальник гидрографической службы ТОФ капитан 1 ранга Геннадий Непомилуев.

За последние два года гидрографами ТОФ было совершено 5 научно-исследовательских служб в различные районы Мирового океана. На ближайшие годы, по словам руководителя гидрографической службы флота, запланировано дальнейшее обследование побережья всего Дальнего Востока.

Справочно :

История гидрографической службы ТОФ начинается с позапрошлого века, когда Указом императора Александра II от 31 октября 1856 г. в штат Управления Сибирской флотилии была введена гидрографическая часть. На нее было возложено руководство маячной службой, лоцманской частью и обеспечение безопасности плавания кораблей флотилии.

В связи с быстрым ростом значения Владивостока как порта и центра развивающегося края с его выгодным географическим положением в 1880 г. создается Отдельная съемка Восточного океана, задачей которой являлось всестороннее гидрографическое изучение бухт, заливов и якорных мест, наиболее часто посещаемых судами.

Большой вклад в дело изучения северо-западной части Тихого океана внесли выдающиеся русские военно-морские деятели и учёные генерал корпуса гидрографов Михаил Жданко и командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Степан Макаров.

В суровые годы русско-японской и Великой Отечественной войн гидрография выполняла мероприятия по развертыванию средств навигационного обеспечения флота, координированию постановки минных заграждений на подходах к Владивостоку, Петропавловску-Камчатскому и другим городам. Была развернута военно-лоцманская служба.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...