Мягкое произношение согласных перед е примеры. Произношение согласных

Чувство перспективы делает речь лё гк ой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувст в овать перспективу в слове (когда все слоги бег у т под ударный слог), в предложении (когда все с л ова стремятся к главному слову), в мысли (когда все пред ло жения направляются к самому важному предло ж ению, в котором и заключён центр мысли), во всём выст упл ении (когда все отдельные части целого не зату ма нивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её н аи более убедительно и ярко).
Техника владения персп
е ктивой интонации предполагает умелое поль зо вание и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от мед ле нного к быстрому темпу произнесения де л ают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчу ще йся на месте.

Кроме логической выразительности , бол ьш ое значение имеет выразительность эмоциональная . Мы с ль, не согретая чувс тв ами, будет неубедительной и может привести к не пр авильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным сод е ржанием при условии, когда диктор должным о бр азом оценивает мысль, проявляет своё от но шение к ней. При этом в речи ведущего появ ля ются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и п ау зы, обусловленные чувствами, настрое н ием, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое со вп адение желательно.

Развитие силового и звуко в ысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непо ср едственному совершенствованию интонации, её мо ду ляции, способности переливать звук из о д ного тона в другой. Интонационная мелодия непов то рима и индивидуальна, т.к. речь - это непосре дст венно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним че ло веком - принадлежит одной личности. По ня тие "интонация речи" - глубоко и многообразно. Это резу ль тат проявления конкретной задачи в ко нкр етных обстоятельствах. Но изучение общих закономер но стей рождения интонации, натренированность гол о са в интонировании позволяют ярче проявиться непо вто римости индивидуальности человека.

Знаки препинания

Речь диктора монологична, поэ т ому он должен особенно заботиться о вырази те льности интонации, зная, что монотонность приводит к со нл ивости. Начинающий диктор должен обр ат ить серьёзное внимание на интонирование знаков препи нан ия. Вот несколько упражнений:

Упражнение "добьюсь ответа"


Возьмите текст:

Виде л и ли Лидию?
Полили ли лилию?
Поли
л и ли лилию?
Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопр ос ы с нарастающей силой. С каждым вопр ос ом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетич ес кой линии в интонации. В последнем вопросе после са м ого высокого тона: "Полили?" - звук понижае т ся на словах "иль нет?".

Вопросительные знаки постарайтесь "уви де ть" и точно нарисуйте их голосом:

Почему чер ну шкой назван
Голуб
ой , как лён, цветок,
А посёлок яс
н оглазый
Носит имя "Волчий лог"?
Почему н
аз вали Белой
Реку, синюю до дна?
Почему на
з вали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Поче
м у нелюбую
Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нараст ан ием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фоне тич еская линия вопросительного знака идёт вверх. Так и д ол жно быть, т.к. с нарастанием удивления уве л ичивается диапазон голоса. При высшем удивлении воп р осительную фигуру голоса можно повто ря ть на каждом слове. Это усилит действ е нность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на сло в ах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить св
о й измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой
спор ить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от П
ер ми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кр
е мля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною
св еркая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убежд ён ность, всю силу и действенность этих строк нужно д ел ать вопросительные интонации на каждом с ло ве. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так на зы ваемого "полного вопроса". Необходимо, чт об ы голос выражал вопросительные знаки в различной его с ил е, загибе голоса, с более стремительными или полз ущ ими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков пре пи нания является двоеточие:
Небольшая ос
тан овка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выст а вляет или точно указывает на то, что сл е дует.

Радивыми по дм ечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся усп
еха ми до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.


В дикторской речи рекомен ду ется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтерес ов ать слушателей тем, что будет сказано дальше. О б ратить их внимание на самое важное, подго то вить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование та ки х знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рв а ная, без ярко выраженного по ниж ения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на за пя тых. Запятая в предложении - усиливает о бщ ение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слу ша телями. Вообще, запятая обладает чудоде йс твенными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для пре д упреждения рука, заставляет слушателей терп ел иво ждать продолжения недоконченной фразы", гово ри л Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пыл а ющий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

Недостатки интонирования

Монотонность диктора. Это речь на неизм ен ной или почти неизменной высоте тона. Для пре одо ления этого недостатка, надо тренир о вать голос не только по расширению диапазона, но и модул я ции звуков речи. В речи даже одна ударная гласная только м е лодически может быть выделена пятью способ а ми: тон голоса звучит ровно - "ма"; постепенно повыш ае тся к концу слога - "мА", понижается - "Ма"; Внач ал е повышается, потом понижается; н ао борот, сначала понижается, потом повышается. Нужно "г ну ть" голос, для того чтобы им можно было свободно моду ли ровать.

Слишком высокий тонведущего. Та ка я интонация неприятно действует на слух и раздр аж ает слушателей. Если у вас высокий голос, не об ходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все при в едённые упражнения, в которых трени ру ется понижение тона .

Слишком низкий тон. Причина та к ой интонации в большинстве случаев в отсутствии эн ер гичности и увлечённости диктора. Повыше н ию тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к нед ос таткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонац ио нные обороты. Точная и правдивая интонация, возни ка ющая вследствие соответствующего изменения вы соты тона, определённого темпоритма и умелого при ме нения логических и эмоциональных выразительных с ре дств интонации, делает вещание диктора доход чи вым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел -

Интонация - это сложное единство просодических элементов речи: мелодики, фразового ударе­ния, временных характеристик (длительности, темпа, паузации), ритма и тембра голоса.

Интонация структурирует предложение, определяет его коммуникативный тип, делит предложение на смысловые группы. Интонация имеет две основные функции: коммуникативную (функцию передачи информации) и экспрессивную (функ­цию передачи отношения говорящего к высказыванию).

Ритм и интонация взаимосвязаны: ударные слоги в предложении произносятся с повышени­ем голоса /восходящий тон/; неударные слоги произносятся с понижением голоса /нисходящий тон/.

Значения тонов

Английская речь характеризуется двумя основными тона­ми нисходящим /падающим/ и восходящим /повышаю­щимся/. Многочисленные попытки систематизировать основные типы интонационных структур привели к созданию целого ряда классификаций. Однако сколько бы типов интонационных структур ни выделялось, во всех классификация в числе основных упоминаются структуры с нисходящим и восходящим тоном. Представляется оправданным считать их базисными, так как они интонационно оформляют основные коммуникативные типы предложений.

Нисходящий тон обозначает категоричность, уверенность, завершённость высказывания (условное обозначение ).

Восходящий тон обозначает незавершённость, неопреде­лённость, неуверенность (условное обозначение ).

В зависимости от смысловой окраски высказывания ис­пользуется тот или иной тон. Например: It’s hot today, isn’t it?

Оба собеседника знают, что сегодня жарко. Это ут­верждение, и говорящий хочет лишь подтверждения своего высказывания. Это просто обмен мнениями, поэтому в кон­це предложения используется нисходящий тон.

Не is а doctor, isn’t he?

В этом предложении говорящий не уверен, доктор он или нет, и просит сообщить ему об этом. Поэтому предложение произносится с интонацией неуверенности, т.е. с восходящим тоном.

Главным в английском языке является тон в конце предложения. Если в конце смысловой группы /перед паузой/ в середине предложения тон зависит от индивидуальной оценки содержания говорящим, то в конце предложения он подчиняется определённым правилам, сложившимся в процессе развития языка. Повышение или понижение голоса в конце предложения используется в речи для выражения типа предложения, включая его функциональную роль, т.е. для выражения при­каза, просьбы, вопроса, утверждения и т.д. Интонация несет на себе смысловую нагрузку. Например:

Это предложение, произнесённое с нисходящим тоном, выражает категорическое предложение.

То же предложение, произнесённое с восходящим тоном, выражает вежливое предложение. Степень повышения или понижения тона зависит от эмоциональной окраски высказывания. Для английского языка типично, что категорические утверждения, приказания, вопросы с вопросительными слова­ми (специальные вопросы), утвердительные восклицания, приветствия произносятся с нисходя­щим тоном. Некатегорические утверждения, выражающие сомнение, сожаление, неуверенность и т.п., просьбы, вежливые замечания, общие вопросы, переспросы, восклицания вопросительного характе­ра, а также ответы на приветствия и фразы прощания произносятся с восходящим тоном.



В утвердительных предложениях восходящая шкала может передавать самые разные оттенки: неуверенности, осторож­ности, одобрения, недосказанности, готовности продолжить разговор и пр.

В вопросительных предложениях восходящая шкала может передавать интерес к ответу, одобрение, насмешливость, же­лание уточнить или переспросить и т. д.

Приказания и восклицания в данном случае приобретают значение порицания, выговора, запрещения или побуждения к действию.

Например:

“I don’t mind”, my father said with a smile.

What did you say?

Все виды интонационных структур несут определён­ную семантическую, т.е. смысловую, нагрузку. Тональное завершение конеч­ной синтагмы выражает коммуникативный тип предложения. Тональное завершение неконечной синтагмы выражает её соотнесённость с последующими синтагмами.

Падающий тон выражает самостоятельность и завершён­ность высказывания. Такие синтагмы чётки и категоричны.

Восходящий тон обозначает незавершённость высказыва­ния, зависимость высказывания от последующей синтагмы, вопрос или вопрос – утверждение. Структуры с восходящим то­ном не категоричны.

Восходящее – падающий тон выражает эмфатическое ударение слова. Подобные структуры несут оттенок взволнованности.

Падающее – восходящий тон также передаёт эмфатическое ударение и оттенок дружелюбного отношения, побуждения, поддержки.

Ровный тон в разговорной речи выражает нерешительность, неожиданную остановку, незначительность синтагмы или нежелание её акцентировать.

Особое место среди интонационных структур занимает тон «подъём-спад -подъём». Он звучит в случаях наиболее яркого проявления эмоционального возбуждения, когда нисходяще – восходящий тон предваряется скольжением голоса кверху в самом начале спада. Данный тон представляет собой слияние двух сложных тонов: восходящее – нисходящего и нисходяще – восходящего. Например:

Подобный тон не встречается в русском языке, однако до­статочно типичен для английского и представляет особую трудность при его усвоении. Семантическая функция тона «подъём-спад-подъём» нечётка. Эта интонация может пере­давать очень разные эмоциональные оттенки синтагмы: край­нее волнение, удивление, скрытую иронию и пр.

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

1. Определенного рода трудности могут возникнуть при произношении в иноязычных словах согласных перед Е.

Некоторые книжные слова и слова терминологического характера произносятся с твердым согласным перед Е: ин[тэ]рвъю, тон[нэ]лъ, син[тэ]з, [тэ]ст, [мэнэ]джер, [тэ]зис, кок\тэ\йль.

В современном русском языке основная тенденция произношения заимствованных слов заключается в переходе от твердого варианта произношения к мягкому. Некоторые слова, которые раньше произносились только твердо, сейчас допускают и мягкое произношение: артерия, водевиль, девальвация, дедукция, дезодорант, демонтаж, критерий, пантера.

2. В качестве правила следует запомнить: во всех заимствованных словах звуки [к], [г], [х] и [л] перед Е смягчаются по законам русской фонетики: \к"е\кс, с[х"е\ма, [г"е\незис, суф[л"е], ба[г"е]т. В большинстве случаев мягкое произношение согласных становится основным, а вариант с твердым произношением устаревает и характеризуется словарями как допустимый, например: агрессия [р"е и доп. рэ], декан [д"е и доп.дэ], депрессия [д"е, р"е и доп. дэ, рэ], дефис [д"е и доп. дэ], конгресс [р"еи доп. рэ], прогресс [р"е и доп.рэ], экспресс [р"е и доп. рэ].

Следует особо отметить произношения сложносокращенных слов (аббревиатуры): они произносятся так, как произносятся названия букв, составляющих их: НДС [эн дэ эс], ФСБ [эф эс бэ], СНГ [эс эн гэ]. Правильно следует произносить имена собственные: Лодейное Поле (районный центр Ленинградской области) [д] произносится мягко Ло[д"е\йное, а не [дэ]; О[д "е]сса, а не О[дэ]сса, как иногда слышим.

Однако многие иностранные имена и фамилии, а также географические названия произносим с твердым согласным: \Дэ]карт, Волъ[тэ]р, Гё[тэ], Ма[нэ\, Ро[дэ]н, Ба[дэ]н-Ба[дэ]н, Манхэт[тэ]н и др. Норма в отношении заимствованных имен сложилась еще в XIX веке и связана с привычкой произносить имена собственные так, как они звучат в языке-оригинале.

3. Необходимо различать звуки [э] и [о] после мягких согласных. Следует запомнить: а) только [э] произносится в словах: афе ра, бытие , иноплеме нный, исте кший, опе ка и др.; б) только [о] произносится в словах: затë кший, новорождë нный, остриë , принë сший и др.

Можно отметить и произносительные варианты: равноправные (беле сый и белë сый, реше тчатый и решë тчатый ), семантические (не бо – нë бо, желе зка – желë зка ), нормативно-хронологические (акуше р – акушë р (устар.), безнадë жный – безнаде жный (устар.) и др.).

Произношение сочетания ЧН. Сочетание ЧН требует особого внимания, т.к. при его произношении часто допускаются ошибки.

В современном русском языке сочетание ЧН произносится в большинстве случаев как [Ч"Н], особенно в словах книжного происхождения:ал[ч"н]ый, анти\ч"н\ый, поро[ч"н\ый, съемо[ч"н]ый, межли[ч"н]остный, командирово[ч"н]ый, матри[ч"н]ый и др.

В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному в зависимости от переносного значения, которое появляется в устойчивых сочетаниях: серде[ч "н]ое заболевание и друг серде[шн]ый, копее[ч "н]ая монета и копее[шн\ая душа.

Еще в начале XX века многие слова с сочетанием [ЧН] произносились с [шн], а не [ч"н]: було[шн]ая, будни[шн]ый, моло[шн\ый, брусни[шн]ый и др., в современном языке такое произношение характеризуется как устарелое или даже просторечное.

Теперь произношение этого сочетания соответствует написанию [ч"н]. Лишь в некоторых словах должно произноситься только [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]\ица, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, оче[шн]ик, горчи[шн]ик, пустя[шн]ый. Такое же произношение сохранено в женских отчествах: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Никити[шн]а, Савви[шн]а, Фомини[шн]а. Это традиционное отступление от общей нормы, которое узаконено словарями, поэтому его следует придерживаться в своей речи.

Произношение сочетания ЧТ. Сочетание чт обычно произносится так, как пишется, например: мачт а, почт ение, прочт и и др.; но только сочетание [шт] произносится в слове что и его производных (за исключением лексемы нечто ). В слове ничто допускается двоякое произношение.

Произношение двойных согласных. Необходимо правильно произносить двойные согласные в русских и заимствованных словах. Здесь следует придерживаться следующих рекомендаций: 1) двойные согласные в русских словах на стыке морфем обычно сохраняются в произношении, например: безз аботный, вв ерх, конн ый, бесс овестный и т. д.; то же самое в приставочных страдательных причастиях: задуманн ый, исключенн ый, обезвреженн ый и др. В бесприставочных причастиях произносится один звук н : раненн ый в ногу, жаренн ый в масле картофель ; исключение составляют те случаи, когда слова типа купленн ый, брошенн ый, данн ый и др. употребляются в качестве прилагательных; 2) в заимствованных словах и в русских словах, имеющих иноязычные морфемы, двойной согласный обычно произносится долго, если он стоит после ударного слога: вáнн а, кáсс а, гáмм а, капéлл а, мáнн а (небесная) и др. Двойной согласный не произносится в тех случаях, когда он стоит: а) перед ударным слогом: асс амблея, корр еспондент, милл иард, грамм атика, акк редитив ; б) в конце слова: металл , грамм , грипп ; в) перед согласным: групп ка, класс ный, программ ный и др. В некоторых словах допускается вариантное произношение, например: анн алы, анн отация, асс имиляция, дифф узия, касс ета и др.



Произношение гласных и согласных звуков в заимствованных словах. Определенные трудности вызывает произношение гласных и согласных звуков в заимствованных словах: 1) в некоторых словах иноязычного происхождения (в т. ч. в именах собственных) сохраняется безударный звук о , например: вето , кредо , со нет, Фло бер, Зо ля и др.; в то же время в большинстве хорошо освоенных слов наблюдается аканье: ро ман, аро мат, ко мфорт и др. В отдельных случаях допускается вариантное произношение безударного о : во кализм, по эзия и др.; 2) на месте букв э , е после гласных в иноязычных словах произносится звук [э] (без предшествующего [й] ): прое кт, пируэ т, поэ зия, аудие нция и др.; 3) губные согласные перед е в большинстве случаев произносятся мягко (б енгали, б енефис, п елерина, в ельв ет и др.), но в ряде случаев губные перед е остаются твердыми: б ета, бизнесм ен, Карм ен, Шоп ен и др. Зубные согласные т, д, з, с, н, р чаще других сохраняют твердость перед е (ант енна, ген етика, полон ез, фон ема, грот еск, д ет ектив и др.), но только мягкие зубные произносятся перед е в словах: бюллет ень, кларн ет, т енор, фан ера, шин ель, Од есса и др. Во многих словах перед е возможно вариантное (твердое и мягкое) произношение согласных: д екан, прет ензия,т ерапия, т еррор, т рек и др.

Акцентологические нормы (нормы ударения). Ударение – выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью (в чешском языке), длительностью (в новогреческом языке), движением тона (во вьетнамском и других тональных языках). В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. Во многих языках постановка ударения не вызывает никаких трудностей, т.к. ударение в них фиксированное. В польском, латинском языках ударение падает на предпоследний слог, во французском - на последний; в английском - на первый слог. Русское ударение является разноместным , т. к. может падать на любой слог, например, на первый – пра вило , на второй – стена , на третий – красота и т. д. Разноместность позволяет разграничивать грамматические формы слов: сте ны - стены , ру ки - руки , насы пать - насыпа ть и т.д. Ударение в русском языке может характеризоваться как подвижное и неподвижное. Неподвижным называется такое ударение, которое падает на одну и ту же часть слова: го спиталя, го спиталю, го спиталь, го спиталем, о го спитале - ударение закреплено за корнем; звоню , звони м, звони те, звони шь, звони т, звоня т - ударение закреплено за окончанием. Ударение, меняющее место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным : нача ть, на чал, начала ; прав, пра вы, права ; могу , мо жешь, мо гут; поня ть, по нял, поняла .

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударения. Существуют, например: 1) равноправные варианты (взаимозаменяемые во всех случаях, независимо от стиля, времени и т. д.): ржа веть и ржаве ть , тво рог и творо г , ба ржа и баржа ; те фтели и тефте ли; одновре менно и одновреме нно и т.д. Таких слов в русском языке около 5000. 2) неравноправные: а) семантические (различаются по значению): острота (лезвия) и остро та (остроумное выражение); тру сить (бояться) - труси ть (бежать); погру женный (помещенный в транспорт) - погруже нный (опущенный в воду); б) стилистические (относятся к разным языковым стилям), в частности книжные и разговорные (балова ть и ба ловать , догово р и до говор ), общеупотребительные и профессиональные (ко мпас и компа с , и скра и искра , а томный и ато мный; возбуждено и возбу ждено ); в) нормативно-хронологические (проявляются во времени их употребления), например современные и устаревшие: апартаме нты и апарта менты , украи нский и укра инский .

Определенную трудность представляет постановка ударения в производных формах слов. Здесь следует руководствоваться некоторыми правилами.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...