Лингвистическая концепция шлейхера. Язык: Происхождение языка

А. Шлейхер явился основоположником натуралистического (или биологического) направления в языкознании. Свои взгляды на язык он изложил в работах: "Язык Европы в систематическом осве­щении" (1850), "О морфологии языка" (1859), "Теория Дарвина и наука о языке" (1863, рус. пер. 1864), "Значение языка для есте­ственной истории человечества" (1865, рус. пер. 1868), и др.

А. Шлейхер считал, что язык должен рассматриваться как создание природы, потому что человек бессилен по своему произволу изменить что-либо в языке, как он не может изменить строение своего тела.

А. Шлейхер писал: "Все языки, которые мы прослеживаем на протяжении длительного времени, дают основание для заключения, что они находятся в постоянном и беспрерывном изменении. Язы­ки, эти образованные из звуковой материи природные организмы, притом самые высшие из всех> проявляют свои свойства природно­го организма не только в том, что все они классифицируются на роды, виды, подвиды и т. д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам".

После выхода в свет труда Ч. Дарвина "Происхождение видов и естественный отбор" (1859) А. Шлейхер утверждает понимание языка как живого организма, причем не метафорически, а буквально (от­метим, что у В. фон Гумбольдта организм - это система). На этом основании А. Шлейхер представление о жизни живого организма пе­реносит на жизнь языка: как отдельное животное или растение, язык рождается, достигает зрелости, дает потомство и умирает.

По образу и подобию классификации животных и растений (вспомним его образование ботаника), А. Шлейхер создает генеа­логическую классификацию индоевропейских языков: семейству животных или растений в биологии соответствует семейство язы­ков в языкознании; родам, на которые делятся семейства в биоло­гии, в языкознании соответствуют группы и подгруппы языков; ви­дам, на которые делятся роды, в языкознании соответствуют отдель­ные языки, а подвидам - наречия и диалекты. Отдельно же взято­му животному или растению соответствует язык отдельно взятого индивида.

Таким образом, впервые в истории языкознания А. Шлейхер представил историю индоевропейских языков в образе генеало­гического дерева в виде расщепления и дальнейшего развития, на­чиная с праязыка, причем каждый раз такое расщепление было разделением на две ветви, что также навеяно биологическими кон­цепциями.

А. Шлейхер считал, что семьи языков (индоевропейская, тюркс­кая и т. д.) каждая происходит от своего праязыка, и праязыки се- действ не являются родственными (отметим: В фон Гумбольдт счи­тал, что все языки произошли из одного корня).

А. Шлей­хер, как и другие представители натурализма, подчеркивал, что язык - исключительное свойство, привилегия человека, так как у животных нет языка, есть лишь "ужимки". Изменения языка различны в трех эпохах его существования - "первоначальном созда­нии, развитии, жизни".

Поскольку материальной основой языка являются мозг, органы речи и чувств, постольку, по мнению А. Шлейхера, создание языка есть очеловечивание природы, т. е. формирование материального субстрата мышления и механизма говорения. Выработке рефлек­сов речевой деятельности способствуют звукоподражания и непро­извольные выкрики, однако это еще не язык, назначение которо­го - быть органом (аппаратом) мысли, мышлением в звуковой ма­терии.

Воплощение идеи в звук и есть развитие языка как собственно человеческого свойства; в доисторическую эпоху дух нашел свое воплощение в членораздельных звуках и образовал множество праязыковых форм.

Язык как форма (организм) возникает только тогда, когда понятия и представления, материализуясь в звуках (корнях), становятся значениями, а их отношения выражаются суффиксами или флексиями. Так возникают корневые, агглютинативные и флективные классы языковых организмов.

Таким образом, три различных класса праформ рассматривались не только с точки зре­ния морфологической классификации (о ней мы скажем чуть ниже), но и с точки зрения их развития и совершенности. Утверждалось, что в историческую эпоху происходил распад праформ под воздей­ствием фонетических процессов и аналогии; историческая эпоха породила дифференциацию языковых областей, привела к образо­ванию родственных языков и диалектов.

А. Шлейхер утверждал, что все языки мира, независимо от их происхождения и принадлежности к той или иной семье, идут по одному и тому же пути развития. Рядом с генеалогической класси­фикацией он строит типологическую (морфологическую) класси­фикацию по способу соединения слов в предложении.

Таким образом, А. Шлейхер различает в языке значения и отно­шения. Выражением значений являются значимые единицы - слова и словоформы; выражением отношений являются формальные эле­менты - суффиксы и флексии, которые выработал язык для связи слов между собой.

А. Шлейхер устанавливает три типа языков: аморфные (изоли­рующие), агглютинативные и флективные (напомним, что у В. фон Гумбольдта были еще полисинтетические языки).

У изолирующих языков (юго-восточная Азия - китайский, ти­бетский и т. п.) нет склонения имен и спряжения глаголов, нет флексии. Слова представляют собой изолированные, т. е. свободные от каких-либо аффиксов корни. Это и дало основание А. Шлейхеру назвать такие языки бесформенными (аморфными), т. к. форма по­нималась узко - как наличие флексии.

В агглютинативных языках (тюркских, финноугорских и др., их большинство) уже появляются средства выражения отношений - прилепы, однако их связь со словом-корнем слабая.

Наиболее высоких способов выражения отношений достигают флективные языки (индоевропейские и семитские) с появлением в них флексий.

А. Шлейхер считал, что эти три типа языков представляют три последовательные ступени в их развитии: сначала все языки были бесформенными, затем из них развиваются языки агглютинатив­ные, а из них флективные.

Значение научных идей и трудов А. Шлейхера велико: он спо­собствовал выработке в историческом языкознании принципа сис­темности и метода реконструкции праязыка; морфологическая и ге­неалогическая классификации прочно вошли в общую теорию язы­ка; рассмотрение создания языка как очеловечивания природы ста­ло компонентом учения о происхождении языка и мышления. Од­нако такие положения теории натурализма как объяснение причин эволюции языка только биологическими факторами, характеристи­ка индоевропейских языков как самых современных, отрыв разви­тия и истории языка от функционирования и истории общества, подверглись критике уже с момента их выдвижения.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 8 (0,44 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

Избранные работы: Основания политической экономии.

М.: Территория будущего

История экономики полна рассказов о забытых предшественниках, людях, чьи труды не оказали никакого влияния и были заново открыты только после того, как их главные идеи стали популярными благодаря другим людям, о поразительных совпадениях одновременных открытий и необычной судьбе отдельных книг. И ни в экономике, ни в любой другой отрасли знания почти не случается такого, чтобы работы автора, который революционизировал корпус уже вполне развитой науки и получил соответствующее признание, оставались столь же мало известными, как работы Карла Менгера. В книгу крупного ученого в истории экономической мысли, Карла Менгера вошли труды: «Основания политической экономии» и «Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности». Стоит отметить, что Менгер всегда интересовался историей экономической теории и искусно использовал ее в своих лекциях в качестве введения к проблемам современной экономической теории.

Естественные организмы состоят из элементов (частей), служащих функции целого совершенно механическим образом; они суть результат чисто причинного процесса (causale Processe), механического действия сил природы.

Предпросмотр: Основания политической экономии. Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности.pdf (0,4 Мб)

2

Введение в языковедение учебник

М.: Аспект Пресс

Предлагаемая книга - пятое уточненное издание известного учебника (Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967), соответствующего стандартной программе курса «Введение в языкознание». Книга содержит развернутые сведения по всем основным разделам языкознания и может служить не только стандартным учебником, но и ценным справочником по вопросам общего языкознания.

По мнению Шлейхера, языки — это такие же естественные организмы , как растения и животные, они рождаются, растут и умирают, они имеют такую же родословную и генеалогию, как и все живые существа.

Предпросмотр: Введение в языковедение (1).pdf (0,4 Мб)

3

Эвристические нейросетевые модели в биофизике: приложение к...

Сиб. федер. ун-т

В монографии рассмотрен ряд фундаментальных проблем биологии (структурно-функционального соответствия, уникальности, эквифинальности эволюционных исходов, возрастания сложности в эволюционном процессе и др.), для решения которых требуется высокий уровень обобщения, труднодостижимый при изучении реальных биологических систем. В качестве одного из способов работы с подобными сложными объектами предлагается феноменологическое (эвристическое) моделирование. В роли феноменологических модельных объектов рассматриваются нейронные сети. В работе вводятся и обсуждаются понятия функциональной симметрии и функционального инварианта структуры, позволяющие решить для нейронных сетей ряд вышеупомянутых проблем. Обсуждается соответствие полученных на нейронных сетях результатов данным по реальным биологическим системам и перспективы применения описанного подхода к этим системам.

МАТЕМАТИКА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В ЦЕЛОМ (Документы по отдельным вопросам......основанным на глубоком понимании того, как естественные организмы способны оставаться живыми . Теория (M,R)-систем Р.Розена, призванная решить...

Предпросмотр: Эвристические нейросетевые модели в биофизике приложение к проблеме структурно-функционального соответствия монография.pdf (2,3 Мб)

4

№2 [Лесной вестник. Forestry Bulletin, 2011]

Предыдущее название: Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник (до 2016 года)/ Журнал является ведущим научно-информационным журналом в области лесного хозяйства, экологии, лесозаготовки, деревообработки, химической технологии и обработки древесины, экономики лесного комплекса. Журнал публикует: статьи ученых высшей школы, НИИ, зарубежных специалистов, руководителей предприятий и инженеров; тексты докладов ученых на симпозиумах, конференциях и совещаниях; аннотации и рецензии на новые книги; публицистические и исторические литературные материалы. Главный редактор - Обливин Александр Николаевич, профессор, доктор технических наук, академик РАЕН и МАНВШ, Заслуженный деятель науки и техники РФ, Президент МГУЛ, профессор кафедры процессов и аппаратов деревообрабатывающих производств Московского государственного университета леса

Космологическая культура античности рассматривала мир как Космос, как законченное и прекрасное целое, имеющее определенные границы, элементы мира – как естественные организмы , образующие космическую гармонию.

Предпросмотр: Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник №2 2011.pdf (0,7 Мб)

5

История языкознания: XIX - 1-я пол. XX в. В 2 ч. Ч. 1 ...

М.: ФЛИНТА

В хрестоматии представлены извлечения репрезентативных произведений собственно языковедческой и лингвофилософской проблематики ХIХ – первой половины ХХ в. Разделы хрестоматии предваряются авторскими введениями, в которых характеризуются отражаемые в соответствующем разделе этапы в развитии языкознания, научные направления и место представленных в разделе фрагментов научных трудов в общей парадигме знания соответствующей эпохи.

Так как языки все более и более исчезают и новые при этом не возникают, то следует предположить, что первоначально было больше 1 Языки живут, как все естественные организмы ; они, правда, не поступают, как люди, и не имеют истории, в соответствии с...

Предпросмотр: История языкознания XIX - первая половина ХХ века Хрестоматия в 2-х частях. Часть 1-я (1).pdf (0,5 Мб)

6

Общее языкознание и история языкознания курс лекций

М.: ФЛИНТА

Курс лекций состоит из двух частей – общего языкознания и истории языкознания. Первая из них посвящена рассмотрению вопросов, связанных с тремя разделами языкознания – внешней лингвистикой, лингвистической гносеологией и внутренней лингвистикой. Во внешней лингвистике язык рассматривается в связи с четырьмя видами объектов – физическими, биологическими, психологическими и культурологическими. Во внутренней лингвистике, напротив, он рассматривается независимо от экстралингвистической действительности. Лингвистическая гносеология направлена на изучение вопросов, связанных с описанием общенаучных и собственно лингвистических подходов к исследованию языковых явлений. Во второй части курса анализируются концепции наиболее выдающихся представителей лингвистической науки.

«Языки живут, — писал А. Шляйхер, — как все естественные организмы (там же, с. 89). В другом месте он углубляет эту мысль: «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов — растений и животных.

Сафина Миляуша Мухаметсалиховна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Шушмабашская СОШ»

Карточка № 1

Общее грамматическое значение прилагательного - …..

Общее грамматическое значение наречия - ……

Общее грамматическое значение причастия - ………

Общее грамматическое значение существительного -……..

Общее грамматическое значение глагола -………..

Общее грамматическое значение деепричастия -…….

Привести примеры.

Карточка №2

Найти прилагательные и обозначить суффикс .

Мы с другом пошли на озеро. По глиняному откосу спустились к таинственной заводи. Вода была абсолютно прозрачной, поэтому песчаное дно было хорошо видно. Взобравшись на деревянный плот, мы выплыли на самую середину. Так хорошо лежать, покачиваясь, и слушать соловьиную трель.

Карточка № 3

В каких случаях пишется один -н- , а в каких два –нн-? Показать где наречие, где причастие.

Каким членом предложения является? Подчеркнуть.

Организова (н, нн) о идти организова..о; предприятие организова..о.

Образова (н,нн) о беседовать образова..о; общество было образова..о

Продума(н,нн)о поступать продума…о; выступление продума..о

Рассея(н,нн)о рассея..о оглядываться по сторонам; внимание рассея..о

Обдума(н,нн)о принимать решение обдума…о; наше условие обдума..о

Настороже(н,нн)о слушать настороже…о; солдаты настороже..ы.

Карточка №4

Определите стиль текста. Найдите краткие причастия и обозначьте суффикс.

Горы в окрестностях залива Ольги невысоки, но выражены весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфира, песчаника, зеленой яшмы… В окрестностях найдено

много железных, медных и серебро-свинцовых руд.

Карточка №5

Определите стиль текста. Найдите причастия, краткие причастия, прилагательные и обозначьте суффикс.

Вдоль берега моря и параллельно ему тянутся рядами болота и длинные озерки, отделенные друг от друга песчаными валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опущенными листьями. В тех местах, где деревья подвержены влиянию морских ветров, они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой лощинке, которая защищена от ветра, развивается растительность более пышная, чем на склонах, обращенных к морю.

Карточка №6

Синтаксический разбор предложения.(полный)

Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.

Карточка №7

Данные словосочетания распределите в таблицу.

Читающий мальчик, слушать новости, гостить у друга, переписать набело, наше село, непривычно тихо, взялся сделать, первый ученик, акция милосердия, движение на дороге, лисий хвост, новые учебники, немного легкомысленный, такой порядок, один день, сверкая на снегу, рассказывать не торопясь, третий слева, открытая тетрадь, жаркое по-домашнему, по осеннему скучно.

Карточка №8

Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой.

Карточка №9

Синтаксический разбор предложения. (полный). Выписать словосочетания.

Ты много ли видел на свете берёз?

Карточка №10

Синтаксический разбор предложения. (полный). Выписать словосочетания .

В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей.

Карточка № 11

Найти главные члены предложения и подчеркнуть.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя… От обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. (К. Паустовский)

Разбор слова по составу. Разрастается, свешивается

Карточка №12

Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись- я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом.(И. С. Тургенев, «Ася»).

Карточка №13

Подчеркнуть и написать вид сказуемого.

Язык – тот же океан.

Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьем или дышим. В глубине XX века, в которой мы находимся, слово « пользоваться» становится все более безнравственным, если не преступным. Воздухом равно дышат люди бедные и богатые, разных убеждений, возрастов, национальностей и вероисповеданий. Бесплатность его никогда не обсуждалась до нашего времени. Но воздух оказался не бесплатен в перспективе. Сознание современного трещит, осложненное теперь еще экологическими проблемами. Но перестроиться все еще не может. Воздух, вода, земля…какой бесполезной вещью может оказаться однажды бриллиант.

Язык – тот же океан. Как бы не были обширны и глубоки и тот, и другой, в них трудно добавить хоть каплю, хоть слово. Всего этого столько, сколько есть.Но- не больше.

(А. Битов.)

Карточка №14

Найти главные члены предложения и подчеркнуть. Выписать 5 словосочетаний и их вид.

Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей,

унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и

остановился у почтового домика.

(А.Пушкин.)

Карточка №15

Подчеркнуть главные члены предложения. Написать вид сказуемого.

Солнце зашло. Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребенка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен, грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании. Прозрачно мерцал вечер, и незаметно набегали сумерки. Влажная и сонная тишина стояла над рекою. Гладкие струи плескались о сырой песок берега с легким шепотом, словно нежные детские губы целовали мамины руки. Вдали, на берегу, радостно зажглась красная звездочка костра; там виднелась рыбачья лодка.

(Ф.Сологуб)

Карточка №16

1)Оба были в полушубках, шапках и добротных сапогах. 2)Экскаваторы у них часто выходили из строя (ломаются). 3)Говорить он стал больше и крикливее, оглушительней. 4) Я не рассчитывал вернуться так скоро, но дела кончились как-то очень быстро и незаметно. 5) Поутру она стояла перед ним такая же решительная и спокойная, как в первую встречу.6) Мы понимаем, то Инсаров, должно быть хороший человек.7) больше всего он боялся показаться смешным. 8) Я был подавлен.

КАРТОЧКА № 17

Сделать синтаксический разбор предложении.

  1. Сын приходил с занятий возбужденный, усталый, запылившийся, загорелый, садился, и они разговорили о городе, о знакомых, друзья.(Я.Тихонов) 2)Все на миноносце с утра ходили молчаливые и хмурые.(Л.Соболев) 3)Тимофеев явился усталый и равнодушный.(С Антонов) 4)Мы простились. Я ушел расстроенный, злой, и в гостинице у меня в первый раз в жизни заболела голова.(В.Каверин)5) День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием.(М.Пришвин) 6)Иван Павлыч сидел очень красный и время от времени растерянно поправлял усы.(В.Каверин) 7)Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.(И.Тургенев)8) Пруд едва начинает дымиться.(И.Тургенев) 9) Глаза у нее сделались совсем покорные, виноватые…(В.Потанин)

Карточка №18

Подчеркнуть сказуемые и написать их вид.

Младший весь пошел лицом в отца. На столе стояла большая лампа. С минуту они смотрели друг на друга молча, и лица у них были мокрые. Я, браток, свободный человек. Теперь я уже не чувствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. Он ростом был двенадцати вершков. Я непременно решилась напомнить о своей дружбе Покровскому и что-нибудь подарить ему. Простота есть необходимое условие прекрасного. Прекрасное должно быть величаво.

Карточка №19

1.Он порча, он чума, он язва здешних мест. (И. Крылов) 2. Вы, сударь, камень, сударь, лёд. (А. Грибоедов) 3. Обитатели Горюхина большею частью роста среднего. (А. Пушкин) 4. У неё сердце очень доброе, но голова бедовая. (И. Тургенев) 5. Рука просто как каменная, не ворочается. (И. Тургенев) 6. Разве я своему детищу враг? (Л. Толстой) 7. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. (М. Горький) 8. Так вот я какой человек. Я охотник. (Л. Толстой).

Карточка №20

Подчеркнуть главные члены предложения

1.Язык самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова. (П. Кальдерон). 2. Язык есть крепчайшее звено, могущее вообще связывают людей друг с другом. (М. Нордау). 3. Язык и слова – ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно. 4. Язык есть зеркало мыслей народа. (Х. Сехадор). 5. Языки, - суть, естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определённым законам. (Неизвестный автор). 6. Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели. (А. Ривароль).

Карточка №21

Подчеркнуть главные члены предложения.

1.Все, кто знал мадам Штоль, знали и любили Вареньку…. (Л. Толстой) 3. Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели (смотрело) на эту живую картину безысходного раздумья и со вздохом отходили (отходило). (Л. Андреев) 5. Тут эти люди, кто по неразумению своему, малодушно положилоружие, узнали и стыд… (А. Н. Толстой). 6. Множество рук стучат (стучит) во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь. (Н. Лесков). 7. На лице у него попеременно выступал (выступали) не то страх, не то тоска и досада. 8. Вот и у нас… двое соседей проживало (проживали). (И. Тургенев).

Карточка № 22

Подчеркнуть определения, показать к какому слову относится и написать вопрос.

1. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира. (А. Пушкин). 2. Полный месяц светил на камышовую и белые стены моего нового жилища. (М. Лермонтов) 3. Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате. (И. Тургенев). 4. Её сестра звалась Татьяна. (А. Пушкин). 5. Скажите мне какую- нибудь новость. (М. Лермонтов). 6. Слёзы вдохновенья и веры наполнили глаза Чижа. (М. Горький). 7. Луч прожектора пронёсся над оградой и рассыпался известковой пылью в зарослях по склону горы. (К. Паустовский). 8. События крупнее и важнее не было в истории человечества. (А. Н. Толстой). 9. Каждая мелочь этого дня врезалась в память. (К. Паустовский). 10. Весь день мы бродили по этому городу красных скал, кошек и стариков, беседующих около вытащенных на берег, подпёртых известковыми глыбами шхун. (К. Паустовский).

Карточка №23

1. Лето – припасиха заставляет думать о долгой и суровой зиме.(Ак.) 2. Изредка простучит, перепорхнет меж стволами деревьев неутомимый труженик – дятел. (С.-М) 3. Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери – земле наполняло меня (С-М). 4. Уходя на лежку, заяц – русак хитрит, петляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки. (С.-М.) 5. Серой выцветшей лентой заискрилась по хутору санная ровень дороги – зимнухи (Шол.)

Карточка №24

Найдите приложения и подчеркните.

1.Из-за леса, леса темного, подымалась красна зорюшка, рассыпала ясной радугой огоньки – лучи багровые. (Ес.) 2. Зашумели над затоном тростинки. Плачет девушка – царевна у реки. (Ес.) 3. Гостью – зимушку покатим мы встречать на хуторок, побегут за нами следом Барбоска и Дружок. (Плещ.) 4. В Севастополе формировался отряд добровольцев – парашютистов. (Соб.) 5. И ночь ли будет, утро или вечер, но в этот день мы встанем и пойдём воительнице – армии навстречу освобождённом городе своём. (О. Б.)

Карточка №25

Найдите приложения и подчеркните.

1.Стрелок – радист дал врагу подойти поближе и, тщательно целясь, выпустил свои последние патроны, потом доложил об этом лётчику. (Соб.) 2. Лихое оружие – пушки! Невесело в их дыму, но без пехоты – старушки все громы их ни к чему. (Сурк.) 3. Смело, друзья, не теряйте бодрость в неравном бою, Родину – мать защищайте, честь и свободу свою! (Из песни.) 4. За пустой околицей, за Донец – рекой вздрогнет и расколется полевой покой. (Сурк.) 5. Хорошо над Москвою – рекой услыхать соловья на рассвете. (Долм.)

Карточка №26

Найдите приложения и подчеркните .

1.Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с рекой Великой. Славяне назвали его Кромом. 2. Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов, город – воин, не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов. 3. Старинные псковские здания, дошедшие до нас, за прожитое ими долгое время так изменились, что даже специалистам – исследователям трудно уяснить себе их архитектуру. 4. Выше того места, где ныне стоит город Псков, лесные дебри отступали от берегов реки Великой. 5. Во второй половине XII века в Пскове – городе появились первые каменные здания. (Ю. Спегальский.)

Карточка №27

Найдите приложения и подчеркните.

1. Высок ценил песни о Разине и Пугачёве великий русский поэт А. С. Пушкин. В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин приводит песню « Не шуми, мати зелёная дубравушка» и говорит о ней как о любимой песни Пугачёва. (Э. Смирнова.) 2. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. 3. После премьеры оперы «Иван Сусанин» Глинка увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (Э. Смирнова.) 4. В картине Левитана «После дождя» заключен вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (Пауст.) 5. Во времена Пушкина издавались такие журналы, как «Московский телеграф», «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник» и другие. Наиболее известными были газеты «Молва», «Рецензет», «Литературная газета». (А. Гессен.)

Словосочетание.

Карточка №1

Выписать словосочетания в три столбика в зависимости от главного слова в словосочетании – существительного, прилагательного, глагола.

Узкий в плечах, высокий камыш, подъезжать к гавани, чёрная рябина, ароматный цветок, интересный для нас, вырастим щавель, отмерьте ткань, хрупкий по виду, восхищаться картиной, ползти по дороге, тяжёлый пакет, отчётливый ориентир, участвовать в соревновании, вкусная земляника, сладкий чай, шоколадный по цвету, доставка на дом, дорожить временем, возвести здание, ранние заморозки, ходьба по утрам, вязкий по качеству.

Карточка №2

Выписать словосочетания в два столбика: в первом – словосочетания, выражающие предмет и его признак; в другом – словосочетания, выражающие действие и предмет, на который оно переходит.

Выгоревший пиджак, изложить материал, предлагать помощь, касательная прямая, лёгкое прикосновение, вырастить ребёнка, разложить коллекцию, слагать былины, загорелое тело, нежное растение, отрастить волосы, склонять существительное, озарять окрестность, внезапное озарение, тихие зори, изъявительное наклонение.

Карточка №3

Выписать словосочетания, выражающие действие и его признак.

Начинать заново, запереть накрепко, запирать на ключ, изложить снова, приехать на станцию, положить недалеко, идти к лесу, коснуться слегка, разгореться докрасна, озарять неярко, защищаться от врага, защищаться неуверенно, излагать неполно, излагать товарищу, вырасти на солнце, подрасти немного, поскакать на лошади.

Карточка №4

Выписать словосочетания « глагол + существительное» (с предлогом и без предлога)

По песчаному дну, таиться в ущелье, на окраине леса, метаться по площади, письмо матери, подошли к землянке, вырастили на даче, адресовать Марии Ивановне, прекрасно иллюстрировать, присутствовать на лекции, товарищ по работе, сочувствовать товарищу, преследовать на границе, подружиться сразу, нездоровится с утра, горный ключ, зазубрины на лезвии, потребность в алюминии.

Карточка №5

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу согласования :

Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведёт неторопливую беседу. (По В. Ларину.)

Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокалённой земли они увидели нетронутую войной поляну. (По. И. Куриленко.)

Карточка №6

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу управления:

Звенит, звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосный шум строек, сквозь гул машин он весёлой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы… Он говорит о счастливой жизни на Родине и тёплой, отеческой заботе о детях. (По В. Осеевой.)

Карточка №7

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу примыкания:

Всё ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки,обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.)

Карточка№8

Записать предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены: а) существительным в форме именительного падежа; б) другими частями речи. Подчеркнуть сказуемое, обозначить, чем оно выражено.

1.Книга – это волшебница. Книга вообразила мир. Мир без книг – мир дикарей. (Н. Морозов.) 2. Чтение – вот лучшее учение. (Посл.) 3. Повышение культуры – это в первую очередь знание художественной литературы. (М. Калинин.) 4. Жизнь коротка, искусство долговечно. (К. Станиславский.) 5. Изучение родной речи – это великое дело. (М. Калинин.) 6.Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка. (П.) 7. Патриот – это человек, служащий Родине, а родина – это прежде всего народ. (Черн.) 8. Чтение художественных произведений – неоценимый источник познаний жизни и законов её борьбы. (К. Маркс.)

Карточка№9

Предложения со связкой при именном сказуемом и без связки .

1. Красноречие при человеке – великое дело. (Шол.) 2. Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. (М. Г.) 3. Книга есть главнейшее могущественнейшее орудие культуры. (М. Г.) 4.Знание в юности – это мудрость в старости. (Посл.) 5. Дружба, честность, коллективизм, гуманность – наши подруги. Воспитание мужества, отваги, Беззаветная преданность революции – наши законы. (Остр.) 6. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. (П.) 7. Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством. (П.) 8. « История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека. (П.) 9. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. (П.)

Карточка№10

Выражение подлежащего и сказуемого сущест. И неопределенной формой глагола

Выделите подлежащее и сказуемое. Подумайте и скажите, почему поставлены тире между подлежащим и сказуемым.

1.Назначение каждого человека- развивать в себе все человеческое, общее и наслаждаться им.(Бел.) 2. Быть светлым лучом для других, самому излучать свет- вот высшее счастье для человека.(Ф.Дзержинский). 3. Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М.Г.) 4. Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы. (Бел) 5. Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. (К. Ушинский) 6. Говорить не думая – стрелять не целясь.(Пауст.)

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Карточка№1

Акроб…тический этюд, за…лелась заря, б…рхатистые лепестки, б…лизна скатерти, шёлковый в…ерок, пронзительно зав...зжал, сильное нав…днение, в…ждение автомобиля, гипн…тический сон, сизокрылая г…лубка, тот ёще гр…мотей, приехал изд……лека, восстание дек…бристов, д…ловой человек, …ловая лапа, стоять в т…ни дер…ка, кн…гиня Ольга, ком…риный укус, виноградная л…за, …синий рой, надутые п…руса, н…бесная с…нева, сп…ртивный костюм.

Карточка №2

Вкусная …да, держать в …жовых рукавицах, пож…лтелые листья, ж…мчужно-голубой цвет, ж…лое здание, запр…тить разговаривать на уроке, яркая зв…зда, з…л…тые колосья, гашёная изв…сть, кавал…рийский полк, к…словатый вкус, кл…вать носом, к…нечный результат, кр…соваться перед зеркалом, л…б…диная шея, л…дниковый период, л…чебные процедуры, лил…ватый оттенок, пустая м…слёнка, старая м…белишка, забавный медв…жонок, м…дицинский работник, м…длительный ребёнок.

Карточка№3

Не для шапки только г…л…ва на пл…чах.

По платью встр…чают,по уму пров…жают.

Умную речь хор…шо слушать.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой раст…рять.

На кр…сивого гл…деть хорошо, с умным жить л…гко.

Ворона за море л…тала, а ума не достала.

Ума палата,да разума м…ловато.

Карточка№4

У Глафиры Сергеевны гл…за были н…бесно-голубого цвета.

Дмитрий бл…стяще г…ворил по-н…мецки.

Мне всё здесь было в н…винку.

Мы ост…новились на н…члег у Ивана П…тровича.

По небу быстро н…слись …блака.

Ст…рик надел …вчинный полушубок и вышел из избы.

На под…коннике ст…яло много горшков с цв…еами.

Ол…нёнок ни на шаг не отх…дил от своей матери.

На улице было уже по-…сеннему прохладно.

Наша с…мья …тдыхала прошлым летом на Канарских …стравах.

Корни с чередованием гласных о//а

Карточка №5

Щёки г…рят, Бронзовый заг…р, алая з…ря, светлые з…ри, имена существительные первого скл…нения, глубокий покл…н, лёгкое прик… сновение, к…саться земли ногами, хорошо написанное изл…жение, нал…гать штраф, южное р..стение, дети подр..сли, ср…щение корней деревьев, нежный р…сток, отр…сли лёгкой промышленности, Р…стислав Александрович,подг…ревшее на сковороде мясо,сшить платье на выр…ст,выр…сти из пальто,

перекл…нить голову,сл…жить полномочия.

Карточка№6

Жить в Р…стове-на-Дону,от з…ри до з…ри, скл…ниться над книгой, выг…ревшая на солнце ткань,выл…жить продукты из сумки,занимается з…ренька, лёгкий накл…н головы, раскл…няться перед зрителями, жадный р…стовщик, сильно выр…-сти за лето, малыш выр…с, предл…жить выпить кофе, ясно изл…гать мысли, отр…слевоепроизводство, к…снулся моей руки, уг…рный газ, к…сательная к кругу, отблески далёкой з…рницы,укл…ниться от работы, подр…сшие кусты.

Карточка №7

Во время еды не кладите руки на стол и не накл…няйтесь сильно над тарелкой.

Пол…жи, пожалуйста, книги на место. Неук…снительно соблюдайте правила дорожного движения!

Это вас не к…сается!

Казалось, всё небо охватило пунцовое з…рево.

Сегодня я поднялась ни свет ни з…ря.

Мой старший брат отр…стил длинные усы и бороду.

Найдите в предл…жении главные и второстепенные члены.

Пол…гаю, вы примете верное решение.

Хорошо удить рыбу на вечерней з…рьке.

Карточка№8

Окушки и щучки любят погреться в тёплой воде и понежиться на солнце.

Для этого выходят они из глубины на самую мель.

И подолгу стоят неподвижно.

Будто бы заг…рают.

Только заг…р рыбий особый.

Мы, люди, от заг…ра темнеем, а рыбы от заг…ра светлеют.

Выходят они из глубины на мель тёмные, а «позаг…рают» - и станут светлыми.

Слаб рыбий заг…р.

Стоит щуке или окуню вновь опуститься в глубину, и готово – сошёл весь «заг…р»!

Снова станут тёмными, будто и не грелись на солнце…

Корни с чередованием гласных е//и

Карточка№9

Соб…ру коллекцию марок, соб…рать грибы, ярко бл…стеть на солнце, бл…стать на сцене, зад…реет нос, уд…рать во все лопатки, выж…чь сухую траву, выж…гать по дереву,зам…реть от страха, с зам…ранием сердца, зап…реть на замок, зап…рать двер на ключ, наст…лить паркет, расст…лать ковёр, ст…реть пыль с мебели, ут…рать слёзы, переб…рать ягоды, приб…ру комноту, заниматься очковт…рательством, выт…реть ноги, решать примеры на вычетание, выч…сть из двадцати пятнадцать.

Карточка№10

Выт…рать-выт…реть;

Заб-рать-заб…ру;

Забл…стать-забл…стеть;

Вым…рать-вым…-реть;

Нап…рать-нап…реть;

Уст…лать-уст…лить;

Зад…рать-зад…ру;

Выж…гать-выж…чь;

Выч…тать-выч…сть.

Карточка№11

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Бл…стят, как есть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине зам…рает,

Пригретый солнечным теплом…

Карточка№12

Каморка зап…ралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный… Вот однажды проб…ралась Татьяна по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… Герасим побаивался барыни, но всётаки надеялся на её милость и соб…рался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Татьяна так и обм…рла… Всю ночь Герасим возился с собачонкой, укладывал её, обт…рал…

Непроизносимые согласные в корне слова

Карточка№13

Вес…ник победы, мес…ное радио, любящие сер…це, кос…ный мозг,скупое северное со…нце, учас…ник школьной олимпиады по физике, уча…ствовать в шахматном турнире, аген…ство по туризму, чудес…ная весенняя погода, почу…ствовать запах газа, опас…ный горный маршрут, по-стариковски брю…жать, крес…ный ход, в окрес…ных деревнях и сёлах, голлан…ские моряки, лес…ные слова, прелес…ные фиалки, сахарный трос…ник, горные пас…бища, пресс…ная вода, грус…ное настроение.

Карточка№14

Семён вошёл в комнату и громко поприветствовал всех присутствующих:» Здра…ствуйте! Очень рад вас видеть!» Мой друг-добрейший и чес…нейший человек. Вчера был ужас…ный ненас…ный день. Стол ломился от заморских я…ств. Я я…ственно слышала голос нашего гувернёра. Колина бабушка была ровес…ницей двадцатого века. Мне кажется, любимый праз…ник всех людей-Новый год. На чердак вела узкая длинная лес…ница. Почти все мои одноклассники являются моими сверс…никами.

Карточка№15

В Любани было солнечно, а над Ленинградом лежал туман.

Это был тот лёгкий голубоватый туман, за которым неяс…ным пятном проступает утреннее со…нце.

То тут, то там его багряные отблески пробивались через туман, ложились на воду, на стене домов.

Было яс…но, что этот туман очень непрочный, что его снесёт первым же движением воздуха с залива и за ним откроется чистое небо и город в блеске росистых поутру садов.

Карточка№16

Взгляну я в окошко,

Раскину рогожку,

Посею ггорожку,

Положу хлеба краюшка.

Всякий видит,

Да не всякий чует.

Кому светло,

Кому темно,

А мне голубо.

Карточка№17

Жёлтые голо…к иного…ков, богатое насле…ство, ближайшая сосе…ка,мер…кие комары, теннисная раке…ка, в ре…колесье не заблудишься, ре…кий звук, отправиться в похо…, камешек в мой огоро…, великий наро…, зале…ть на дерево,Красная площа…ь, черничный пиро…, сва…ьба старшей сестры, мяч упру…, спортивная хо…ьба, котёнок ры…, кружевная наки…ка, утренняя заря…ка, приобрести сноро…ку, гимнастический снаря…, отре…ки материи, цветок кукушкины слё…ки.

Карточка№18

Моло… - с игру…ками, стар – с поду..ками.

Быль моло…цу не укор.

Старый ду… не скоро сломится.

(Русские пословицы о молодости и старости)

Товарами ла…ка красится.

Лишняя дене…кА карману не в тягость.

У дене… гла… нет.

На улице моро…, а в кармрне деньги тают.

Тор… - яма: стой прямо.

(Русские пословицы о торговли и деньгах)

Карточка №19

Благородный тру…, учитель стро…, скошенный лу…, Голо…ка чеснока, не хватает сло…, безударный сло…, чечевичная похлё…ка, красивая похо…ка, на дорогах гололё…, малиновый пудин…, сромные рома…ки и нежные незабу…ки, колючий ё…, серая лоша…ка, играть в ша…ки, чуть слышные ша…ки, грубая орфографическая оши…ка, рыбный су…чик, красный гри…, прохо… закрыт, горячий бутырбро…, похо… на отца, повторить сто ра…, конфеты «Грилья… в шоколаде», вкусная шокола…ка.

Карточка №20

Ро… - вырос из костного вещества на черепе у некоторых животных.

Рого… - Многолетняя высокая болотная трава, листья которой идут на плетения, на приготовление бумаги и на изготовление волокна, а корневище содержит сахар и крахмал.

Ро…ь – злак, из молотых зёрен которого выпекают чёрный хле… .

Ро… - то же, что су…ьба.

Карточка №21

Бе…рукавка – бе…крайний, в…дутый – в…плеск, во…горание – во…певание, и…вечный – и…колоть, ни…вести – ни…падать, ра…жечь – ра…качать, ро…ыгрыш – ро…пись, р…сказывать – р…ссказни, р…зыскивать – р…зыск, б…зудержный – б…зупречный, бе…кризисный – бе…грешный, бе…культурный – бе…рассудный, ни…верженный – ни…проверженный, в…будораженный – в…полошённый, во…благодарить – во…торжествовать, бе…действенный – бе…контрольный, и…редка – и…коса.

Карточка №22

… конец измучился - …бежал в класс, д..рисовать потрет – д…сидеть до конца фильма, з…писать адрес – з…дремать в кресле, н…дземные части растения – н..дреснутая чашка, река о…мельчала – о…тесать бревно, о…ваёванные земли – о…петые мошенники, п..длёдный лов рыбы – п…дтянуться на перекладине, пре…вестник бури – пре…писание врача, …делать последнее предупреждение - …фотографировать друзей, по…стреленная птица – по…забыл стихотворение.

Карточка №23

Пр…лететь в Швейцарию, пр…отличная работа, пр…гадкий мальчишка, пр…рисовать цветы на картине, пр…рвать гастроли, пр…клеить марку на конверт, жить в Пр…карпатье, пр…градить дорогу, пр…открыть дверь, пр…ступить закон, пр…колоть на платье брошь, пр…нарядиться к празднику, пр…бывать в плохом настроении, пр…бывать в пункт назначения, пр…ступить к делу, пр…творить план в жизнь, пр…творить форточку, пр…дать строгость выражению лица, пр…дать товарища.

Карточка №24

Неправильно, когда женщина говорит о себе: «Я покушала», - это в…спринимается как глупое манерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так – слащаво – «уважительно» - говорит о себе мужщина. Также не следует говорить о себе: «Я прибыл». Скромнее сказать: «Я пр…ехал»… Здесь невольно в…поминаются выражения, какими кое – кто из подчиненных говорит о высоком начальстве, которое: не …паздывает, а «з…держивается», не читает, а «пр…сматривает»… (По Б. Тимофееву )

Карточка №25

Воспитат…ль, стекол…щик, приказч…к, дворн…к, храбр…сть, красн…та, присвоен…е, напарн…к, кофейн…к, шипуч…ка, берёз…нька, реч…нька, букет…к, пап…нька, фант…к, пёр…шко, плать…шко, плать…це, сара…шко, носит…ль, голуб…нька, горл…шко, кипятильн…к, год…к, бант…к, рубл…к, косич…ки, надсмотрщ…к, угнетат…ль, правонарушен…е, прав…та, предпринимат…ль, одноклассн…ик, окислен…е, корж…к, соучастн…к, темн…та.

Карточка №26

Глоточ…к – калач…к.

Глазоч…к – ключ…к.

Овраж…к – ёж…к.

Порож…к – нож…к.

Ореш…к – ёрш…к.

Бараш…к – карандаш…к.

Годоч…к – луч…к.

Платоч…к – мяч…к.

Кармаш…к – ковш…к.

Дубоч…к – птенч…к.

Карточка №27

Бан…щик – работник бани, обслуживающий посетителей.

Гон…щик – участник спортивных гонок.

Камен…щик – рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.

Носил…щик – рабочий по переноски багажа на вокзалах, пристанях и т, п.

Пил…щик – рабочий, который занимается пилкой, распилкой.

(Словарь русского языка С. И. Ожегова)

Карточка №28

Скуч…ная картина!

Тучи без конца,

Дожд…к так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит дереву…кА

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла? (А. Плещеев)

Правописание окончаний существительных

Карточка №29

Служить в арми..., мыть волосы шампун..., стоять на порг... дома, у полевой мыш..., готовить в русской печк..., любоваться белоснежной хрезантем... и розовой орхиде..., прийти на берег мор..., говорить по телефону с подруг... Ирин..., написать письмо дочер..., что в имен... твоём, посадить сем... в землю, яркое плам..., поставить знаки припенания в сложноподчинённом предложени..., развеваться над здани..., на ветках магноли... и акаци..., приятный аромат сирен... .

Карточка №30

Осенние богряные листь..., кружились нал синими колокольчик...ми и жёлтыми одуванчик...ми, встретить в тундре стадо олен...й, под вековыми лип...ми, купить новое пальт..., красивый фасон этих пальт..., высокопрофессиональные инженер... и шофёр..., у ботин... острые носы, маленький размер у чул... и носк..., увидеть в зоопарке забавных шимпанз... и ярко окрашенных какад..., косточки спелых абрикос...в и персик...в, проложить новое шосс..., сыграть в театре многие рол... .

Карточка №31

Незвметно зажглась и тихо начала разгораться в неб... алая полоска зар... . Утренний ветерок прошумел в вершин...х берёз. Тонким перезвон...м оледенелых хвоинок отозвались ему высокие сосн... . Внизу, в глубокой темноте лес..., явственней зажурчал невидимый ручеёк. И весь лес стал полнится чуть слышным шуршани...м, шорох...м, хрупким, тихим звон...м – звук...ми неодушевлённой жизн... . И каждый звук был сам по себе: то хруст ветвей, то звон капель, а то посвисты жёстких хвоинок. (Н. Сладков).

Карточка №32

Он раздвинул кусты жимолост... и сирен... и скрылся в зелен... под стеной часовн... ; я последовал туда за ним и очутился на небольшой, плотно утоптанной площадк..., которая совершенно скрывалвсь в зелен... . Между стволами черёмух... я увидел в земле довольно большое отверсти... с земляными ступен...ми, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня с собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землёй. (В. Короленко).

Карточка №33

Кислый – прекислый щ...вель, поспевший крыж...вник, справедливое ж...ри, запасной параш...т, весёлая ш...тка, ш...карная вещь, ш...лковое покрывало,


И. Блунчли

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

ЯЗЫК – ЯЗЫК

Язык бывает самым верным оружием для основания долговременного владычества, и великие писатели бывают настоящими завоевателями.

* Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

И. Гердер

* Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке.

И. В. Гёте

Существует тесная связь между языками и климатами. Солнце производит гласные буквы, так же как оно производит цветы; север изобилует согласными буквами, как льдами и скалами. Равновесие между согласными и гласными устанавливается в промежуточных языках, порожденных умеренными климатами.

Разница между языками столь велика, что одно и то же выражение кажется грубым в одном языке и возвышенным в другом.

Дж. Драйден

* Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова.

П. Калъдерон

Языки – это ключ или вход к наукам, и только. Презрение к первым падает на вторые.

Ж. Лабрюйер

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.

М. Лермонтов

Живые языки для тех иностранцев, которые не жили среди данного народа, в наибольшей части своей мертвы.

Г. Лихтенберг

* Самый милый моему сердцу язык – тот, на котором, моя дорогая, ты однажды сказала мне, поднося цветок: "Люблю тебя!"

О. Мередит

Язык есть крепчайшее звено, могущее вообще связывать людей друг с другом. Сестры, говорящие на разных языках, гораздо более чужды друг другу, нежели два совершенно незнакомых человека, которые впервые встречаются и обмениваются приветствием на родном языке

М. Нордау

Язык, по существу, есть сам человек Язык служит посредником для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное орудие, при помощи которого он оказывает обратное воздействие на внешний мир

Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

Н. Макиавелли

* Языки слова – ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно.

Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели.

А Ривароль

Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены.

С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы! Когда дверь заперта, никто не может знать, что там – драгоценные камни или только ненужный хлам

* Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается

* Язык есть зеркало мыслей народа, умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в ее языке, выбивается на нем, как медаль.

X Сехадор[-и-Фраука]

* Сжатость придает силу языку Есть выражения, имеющие свойство лучей солнечных чем более они сгущены, тем сильнее они жгут

* Язык дан нам для сокрытия мыслей.

Талейран

ЯЗЫК – ЯСТВА

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

И. Тургенев

Кому не приходилось чувствовать, что язык похож на надтреснутый котел, по которому мы выстукиваем мелодии, звучащие так, как будто они предназначены для танцев медведя, между тем как мы бы хотели тронуть ими звезды.

Г. Флобер

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

* Языки суть естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определенным законам.

История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем.

* Нет такого камня, из-за которого не боролась бы человеческая ярость, нет – такого куста, которого не орошали бы человеческие слезы, нет такого клочка земли, на котором не была бы пролита человеческая кровь.

Не принимайся за перо до тех пор, пока все в голове не установится в такой ясности и порядке, что даже ребенок в силах будет понять и удержать все в памяти.

Н. Гоголь

* Ясность мысли и ясность выражения обыкновенно встречаются вместе. Темнота и напыщенность – два величайших недостатка стиля.

Т. Маколей

Чего ты не можешь ясно высказать, того ты не знаешь: с мыслью рождаются на устах человека и слова.

Э. Тегнер

* Когда я вижу эти столы, покрытые столькими яствами, мне чудится, что за каждым из них прячутся, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней.

Дж. Аддисон

Перечень философов, ученых, писателей, государственных деятелей и др., наичаще цитируемых в настоящей книге, с указанием их эпохи и главнейших их произведений

Аврелий Марк (121 – 180) – римский государь, замечательный философ, по своим воззрениям стоик, близкий к христианству: К себе самому.

* Агу Мария, графиня (1805-1876) -французская писательница (псевд. Даниель Стерн), с одинаковым успехом подвизавшаяся в области истории, романа, публицистики. Ром.: Juhen, Nehda, затем Histoire de la Revolution 1848.

* Аддисон Джозеф (1672-1719) -английский поэт, ученый и политик, считающийся классическим по совершенству формы и выработке языка: драмы Caton, Drum, оды и пр.

Аккерман Луиза (1813-1890) -французская поэтесса, представительница философской поэзии: Contes en vers, Contes et poesies, Poesies philosophiques,Pensees d"un solitaire.

* Альфиери Витторио, граф (1749-1803) -один из самых известных итальянских поэтов, сторонник либеральных и республиканских идей: трагедии Philippe II, Polinice, Antigona, Agamemnon, Virginia, Maria Stuart и др.

Амиель Анри (1821 -1849) -французский писатель, профессор философии, особенности которого отрицательное отношение к демократии, культ исключительных натур: Fragments d"un journal mtime.

* Амичис Эдмондо де (1846-1908) -итальянский беллетрист и социалистический деятель, отличающийся теплотой чувства, красотой формы, идеализацией сюжета: La Spagna, Olanda, Marocco, детские книги II cuore, II romanzo d"un maestro и др.

* Ариосто Лудовико (1-1) -великий итальянский поэт, самый блестящий представитель средневековой романтики: поэмы Orlando furioso, Orlando inamorato, Mor-gante maggiore, драма Cassaria, стихотворения.

Аристотель (-322 до Р.Х.) – великий греческий философ, основатель естествознания, один из самых могучих, всеобъемлющих умов: "Физика", "Метеорология", "История животных", "Этика", "Метафизика", "Риторика", "Политика" и др.

Архенсола Лупресио (1565-1613) -испанский поэт, известный благодаря изяществу формы и богатству мысли: стихотворения, драмы Isabella, Alejandra, Fihs.

* Ауэрбах Бертольд (1812 -1882) -немецкий романист, изображающий жизнь крестьян и отчасти евреев: Spinosa, Das Ghetto, Dichter und Kaufmann, Schwarwalder Dorf-geschichten, Schrift und Volk, Auf der Hohe, Waldfried и др.

* Байрон Джордж [Ноэл Гордон], лорд (1788-1824) – великий английский поэт, певец мировой скорби, разочарования в жизни, в людях, имевший влияние на русскую поэзию: Child Harold"s Pilgrimage, Guiaour, The Bride of Abidos, Corsair, Lara, Manfred, Masepa, The siege of Corinth, The prisoner of Shillon, Don-Juan и др.

* Бальзак Оноре де (1799-1850) – знаменитый французский романист, отец натуралистического романа, живо изображающий современное общество на всех поприщах жизни: La Physiologie du mariage, Comedie humaine, Femme de trente ans, Femme abandon-nee, La vieille fille и др.

* Бартелеми Огюст (1796-1867) -французский поэт: Napoleon en Egypte, Fils de l"homme, L"insurrection, Les douze journees de la Revolution.

Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.

Религиозные теории

Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

Согласно индийским ведам (XX век до н.э.), главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога. В Упанишадах , религиозных текстах X века до н.э. говорится о том, что сущее сотворило жар, жар - воду, а вода - пищу, т.е. живое. Бог, входя в живое создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода - на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь.

Трудовые гипотезы

Гипотеза спонтанного скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым… Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

В пользу этой на первый взгляд странной гипотезы также говорят скачки в возникновении биологических видов. Например, при развитии от червей (появившихся 700 миллионов лет назад) до появления первых позвоночных - трилобитов требовалось бы 2000 миллионов лет эволюции, но они появились в 10 раз быстрее в результате какого-то качественного скачка.

Язык животных

  1. Язык животных врожденный. Учиться ему животным не приходится. Если цыпленок вылупился в изоляции, то он владеет «словарным запасом», какой полагается иметь курице или петуху.
  2. Животные пользуются языком не преднамеренно. Сигналы выражают их эмоциональное состояние и не предназначены для своих сотоварищей. Язык у них - не орудие познания, а результат работы органов чувств. Гусак не сообщает об опасности, а криком заражает стаю своим испугом. Мышление животных образное и не связано с понятиями.
  3. Коммуникация животных однонаправленная. Диалоги возможны, но редки. Обычно это два самостоятельных монолога, произносимых одновременно.
  4. Между сигналами животных нет четких границ, их значение зависит от ситуации, в которой они воспроизведены. Поэтому трудно подсчитать количество слов и их значений, понять многие «слова». Они не складывают слова во фразы и предложения. В среднем у животных примерно 60 сигналов.
  5. В коммуникации животных невозможна информация не о себе. Они не могут рассказать о прошлом или будущем. Это информация оперативная и экспрессивная.

Однако животные способны усваивать сигналы животных других видов («эсперанто» воронов и сорок, который понимают все обитатели леса), то есть пассивно владеть их языком. К таким животным относятся обезьяны, слоны, медведи, собаки, лошади, свиньи.

Но лишь некоторые развитые животные способны активно овладевать чужой речью (воспроизводить слова и иногда употреблять их в качестве сигналов). Это - попугаи и птицы-пересмешники (скворцы, вороны, галки и т.д.). Многие попугаи «знают» до 500 слов, но не понимают их значения. Иначе обстоит дело с людьми. Сборщик налогов в Стокгольме провоцировал собак, имитируя 20 видов лая.

Так как речевой аппарат обезьян плохо приспособлен к произнесению звуков человеческого языка, супруги Беатриса и Алленд Гарднеры научили шимпанзе Уошо языку жестов (до 100 - 200 слов американского языка жестов для глухонемых - амслена (amslang ), более 300 комбинаций из нескольких и слов, причем Уошо даже научилась самостоятельно составлять несложные фразы типа «грязный Джек, дай пить» (обидевшись на служителя зоопарка), «водяная птица» (об утке). Других обезьян удавалось научить общению при помощи набора сообщений на клавиатуре компьютера.

Происхождение человека и язык

Мозг шимпанзе - около 400 граммов (куб.см.), гориллы - около 500 гр. Такой же мозг был у австралопитека, предшественника человека. Архантроп появился примерно 2,5 миллиона лет назад.

  • Первый этап - homo habilis (человек умелый).

    Он обрабатывал камни. Мозг - 700 гр.

    Это этап перехода обезьяны к человеку. Приблизительная граница, отделяющая мозг обезьяны от человека - примерно 750 гр.

  • Второй этап - homo erectus (человек прямоходящий).

    Представлен различными видами: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. Возник примерно 1,5 миллиона лет назад. Знал огонь. Масса мозга была 750 - 1250 гр. Видимо, в этот период уже появились зачатки речи.

Палеоантроп появился примерно 200-400 тысяч лет назад.

Homo sapiens (человек разумный) - это уже вид, к которому принадлежим мы - был представлен сначала в виде неандертальца. Изготавливал орудия из камня, кости, дерева. Хоронил мертвых. Вес мозга доходил даже до 1500 гр., т.е. более чем в среднем у современного человека.

Неоантроп жил около 40 тысяч лет назад. Представлен кроманьонским человеком. Рост 180 см. Мозг - 1500 гр. Возможно, мы потомки не неандертальца и кроманьонского человека, а другой ветви пралюдей, ископаемые останки которых не сохранились.

Современный человек

В среднем вес мозга мужчины составляет 1400 грамм, женщины - 1250 грамм, мозг новорожденного весит около 350 грамм. С XIX века мозг потяжелел у мужчин на 50 грамм, у женщин на 25 грамм.

Максимальный вес - 2000 грамм - был у И. С. Тургенева , минимум 1100 грамм - у французского писателя Анатоля Франса.

Самый тяжелый женский мозг - 1550 грамм - принадлежал убийце.

Мозг у желтой расы чуть больше, чем у белой расы.

У человека самое высокое соотношение мозга и массы тела: 1 к 40-50. Дельфин - на втором месте. У слона мозг больше, чем у человека, Следовательно, важнее не абсолютный вес, а относительный. У женщин мозг в среднем меньше из-за меньшего веса тела, а соотношение такое же.

Язык - вторая сигнальная система

Мышление животных - на уровне первой сигнальной системы, то есть системы непосредственного восприятия действительности, создаваемой органами чувств. Это прямые конкретные сигналы.

Мышление человека - на уровне второй сигнальной системы. Она создается не только органами чувств, но и мозгом, который превращает данные органов чувств в сигналы второго порядка. Эти вторые сигналы - сигналы сигналов.

Вторая сигнальная система, т.е. речь, представляет собой отвлечение от действительности и допускает обобщение.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....