Какие бывают качества характера. Черты характера

На протяжении всей своей жизни каждый человек проявляет свои индивидуальные особенности, которые отображаются не только в его поведении или же специфике общения, но и обуславливают отношение к деятельности, себе и другим людям. Все эти особенности, проявляющиеся в жизнедеятельности, как в научном обиходе, так и в быту называют характером.

Определение понятия «характер»

В психологии под характером понимают определенную совокупность черт человека, которые ярко выражены и являются относительно устойчивыми. Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

В психологических словарях можно встретить достаточно большое количество определений характера, но все они сводятся к тому, что характер – это совокупность наиболее стойких индивидуальных психологических особенностей личности, которые всегда проявляются в ее деятельности и общественном поведении , а также в системе отношений:

  • к коллективу;
  • к другим людям;
  • к труду;
  • к окружающей действительности (к миру);
  • к самой себе.

Сам термин «характер » (в пер. с греч. character – чеканка или печать ) был введен древнегреческим философом и естествоиспытателем, учеником Платона и ближайшим другом Аристотеля Теофрастом . И здесь стоит особое внимание уделить переводу слова – чеканка или печать. Действительно, характер как бы вырисовывается в виде своеобразного рисунка на личности человека, создавая этим уникальную печать, которая отличает своего владельца от других индивидов. Подобный рисунок, также как герб или эмблема на личной печати средневековой знати, вырисовывается на определенной основе с помощью специфических знаков и букв. Основой для гравировки индивидуальной личности выступает темперамент, а уникальным рисунком – яркие и индивидуальные черты характера.

Черты характера как инструмент психологической оценки и понимания человека

Под чертами характера в психологии понимают индивидуальные, достаточно сложные особенности, которые являются для человека наиболее показательными и позволяют с большой долей вероятности предсказывать его манеру поведения в конкретной ситуации. То есть, зная о наличии у конкретного человека некоторых черт, можно предугадывать его последующие действия и возможные поступки в том или ином случае. Например, если человек имеет ярко выраженную черту отзывчивость, то существует высокая вероятность того, что в сложный момент жизни он придет на помощь.

Черта – одна из наиболее важных и существенных частей человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с окружающей действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. Черта характера человека – это реальный способ решения многих жизненных ситуаций (как деятельностных, так и коммуникативных) и поэтому их нужно рассматривать с точки зрения будущего. Итак, черты характера являются прогнозом действий и поступков личности, так как они отличаются стойкостью и делают поведение человека предсказуемым и более очевидным. Благодаря тому, что каждая личность уникальна, существуют огромное разнообразие уникальных черт характера.

Особые черты своего характера каждый человек приобретает на протяжении всей своей жизни в обществе, причем нельзя считать все индивидуальные приметы (черты) характерологическими. Такими будут только те, которые в не зависимости от жизненной ситуации и обстоятельства всегда будут проявляться в идентичном способе поведения и одинаковом отношении в окружающей действительности.

Таким образом, для того, чтобы дать оценку психологи личности (охарактеризовать его) как индивидуальности, необходимо определить не всю сумму индивидуальных качеств человека, а выделить те черты и качества характера, которые являются отличительными от других людей. Не смотря на то, что эти черты индивидуальны и различны, они должны составлять структурную целостность.

Черты характера человека являются приоритетными при изучении его личности, а также для понимания и прогнозирования его действии, поступков и поведения. Действительно, любой вид деятельности человека мы воспринимаем и понимаем как проявление определенных черт его характера. Но, характеризуя личность как социальное существо, важным становится не столько проявление черт в деятельности, как то, на что именно направлена эта деятельность (а также чему служит человеческая воля). В этом случае следует обращать внимание на содержательную сторону характера, а конкретнее, на те черты характера личности, которые составляют общую структуру как ее психического склада. Они выражаются в: цельности-противоречивости, единстве-раздробленности, статичности-динамичности, широте-узости, силе-слабости.

Список черт характера человека

Человеческий характер – это не только определенная совокупность некоторых черт (или же случайный их набор), а сложнейшее психическое образование, которое представляет собой определенную систему. Данная система состоит из многих наиболее устойчивых качеств личности, а также ее свойств, проявляющихся в различных системах человеческих отношений (к труду, к своему делу, к окружающему миру, к вещам, к себе и к другим людям). В этих отношениях находит свое выражение структурность характера, его содержательность и индивидуальность своеобразия. Ниже, в таблице, описаны основные черты характера (их группы), которые находят свое проявление в различных системах человеческих отношений.

Стойкие черты (симптомокомплексы) характера, проявляющиеся в отношениях личности

Кроме черт, которые проявляются в системе отношений, психологами были выделены черты характера человека, которые могут быть отнесены к познавательной и эмоционально-волевой сфере. Так черты характера делят на:

  • познавательные (или интеллектуальные) – любознательность, теоретичность, критичность, находчивость, аналитичность, вдумчивость, практичность, гибкость, легкомысленность;
  • эмоциональные (впечатлительность, страстность, эмоциональность, жизнерадостность, сентиментальность и т.д.);
  • волевые черты (настойчивость, решительность, самостоятельность, и т.д.);
  • моральные черты (доброта, честность, справедливость, гуманность, жестокость, отзывчивость, патриотичность и т.д.).
Некоторые психологи предлагают выделять мотивационные (или продуктивные) и инструментальные черты характера. Под мотивационными чертами понимают те, которые движут человеком, то есть они побуждают его к определенным действиям и поступкам. (их также можно назвать черты-цели). Инструментальные черты придают деятельности человека своеобразный стиль и индивидуальность. Они относятся к самой манере и способу выполнения деятельности (их также можно назвать черты-способы).

Представитель гуманистического направления в психологи Гордон Олпорт черты характера объединил в три основные категории:

  • доминирующие (те, которые более всего определяют все формы поведения человека, его действия и поступки, такие как эгоизм или доброта);
  • обычные (которые проявляются в равной степени во всех сферах жизнедеятельности, например четность и гуманность);
  • второстепенные (они не оказывают такого же влияний как доминирующие или обычные, например это может быть старательность или же любовь к музыке).

Итак, главные черты характера проявляются в различных сферах психической деятельности и системы отношений личности. Все эти отношения закрепляются в разных способах действия и формах поведения человека, которые наиболее привычны для него. Между существующими чертами всегда устанавливаются определенные закономерные взаимосвязи, которые позволяют создать структурность характера. Она же в свою очередь, помогает предугадать по уже известной нам черте характера человека и другие, которых скрыты от нас, что дает возможность спрогнозировать его последующие поступки и действия.

Любая структура, в том числе и характера, имеет свою иерархию. Таким образом, черты характера также обладают определенной иерархичностью, поэтому существуют основные (ведущие) и второстепенные черты, которые подчиняются ведущим. Предугадывать поступки человека и его поведение возможно, опираясь не только на основные черты, но и второстепенные (несмотря на то, что они являются менее существенными и проявляются не настолько ярко).

Типичное и индивидуальное в характере

Носителем характера всегда является человек, а его черты находят свое проявление в деятельности, отношениях, поступках, поведении, способах действия в семье, в коллективе, на работе, среди друзей и т.д. В этом проявлении всегда отражается типичное и индивидуальное в характере, ведь они существуют в органическом единстве (так, типичное всегда является основой для индивидуального проявления характера).

Что же подразумевается под типичным характером? Характер называют типичным при наличии набора существенных черт, которые являются общими для определенной группы людей. Данная совокупность черт отражает общие условия жизни конкретной группы. Кроме того, эти черты должны находить проявление (в большей или же меньшей степени) у каждого представителя этой группы. Совокупность отличительных типических черт является условием возникновения определенного .

Типичное и индивидуальное в характере наиболее ярко выражается в отношениях человека к другим людям, ведь межличностные контакты всегда обусловливаются определенными общественными условиями жизни, соответствующим уровнем культурно-исторического развития общества и от сформированного духовного мира самого человека. Отношение к другим людям всегда оценочное и проявляется по-разному (одобрение-осуждение, поддержка-непонимание) в зависимости от существующих обстоятельств. Это проявление выражается в зависимости от оценивания человеком поступков и поведения других, а точнее их положительных и отрицательных черт характера.

Типичные черты характера человека по уровню своей интенсивности проявляются у каждого индивидуально. Так, например, отдельные черты могут выявлять себя настолько сильно и ярко, что они становятся в своем роде уникальными. Именно в этом случае типичное в характере переходить в индивидуальное.

Положительные черты характера и их проявление

Как типичное, так и индивидуальное в характере, находит свое проявление в системах отношений личности. Это происходит благодаря наличию в характере человека определенных черт (и положительных, и отрицательных). Так, например, в отношении к труду или своему делу находят свое проявление такие положительные черты характера как трудолюбие, дисциплинированность и организованность.

Что касается межличностного общений и отношения к другим людям, то здесь хорошие черты характера следующие: честность, открытость, справедливость, принципиальность, гуманность и т.д. Все эти черты позволяют строить конструктивное общение и быстро налаживать контакты с окружающими людьми.

Следует отметить, что индивидуальных черт характера существует огромное множество. Но среди них необходимо выделять в первую очередь те, которые наибольшее влияние оказывают на формирование духовности человека и его (именно в этом контексте находит свое проявление лучшая черта характера человека – гуманность). Эти черты имеют еще большее значение в процессе воспитания и развития подрастающего поколения, ведь одинаковые черты формируются по-разному в зависимости от ситуаций, наличия других черт характера и направленности самой личности.

Выделяя хорошие качества характера, не стоит забывать и про их возможное искривление, или же о наличии явных отрицательных черт, с которыми человеку необходимо бороться. Только в этом случае будет наблюдаться гармоническое и целостное развитие личности.

Отрицательные черты характера и их проявление

В отношении к поведению, поступкам и деятельности других людей, человек всегда формирует черты определенного характера – положительные и отрицательные. Это происходит по принципу аналогии (то есть происходит идентификация с тем, что является приемлемым) и противопоставление (тем, что входит в перечень недопустимого и неправильного). Отношение к самому себе может носить позитивный или негативный характер, что в первую очередь зависит от уровня развития и способности адекватно оценить себя (то есть, от сформированного уровня ). Про высокий уровень самосознания свидетельствует наличие следующих позитивных черт: высокая требовательность к самому себе, и чувство собственного достоинства, а также ответственность. И, наоборот, о недостаточном уровне развития самосознания говорят такие отрицательные черты характера как , самоуверенность, эгоизм, нескромность и др.

Отрицательные черты характера (в принципе также как и положительные проявляются) в четырех основных системах отношений человека. Например, в системе «отношение к труду» среди отрицательных черт называют , безответственность, безалаберность и формальность. А среди негативных черт, проявляющихся в межличностном общении, стоит выделить замкнутость, скупость, хвастливость и неуважительность.

Следует отметить, что отрицательные черты характера, которые находят свое проявление в системе отношений человека к другим людям, практически всегда способствуют возникновению конфликтов, непонимания и агрессии, что в последствие приводит к возникновению деструктивных форм общения. Именно поэтому, каждому человеку, который хочет жить в гармонии с окружающими и с самим собой, стоит задуматься о воспитании в своем характере положительных черт и избавлении от разрушающих, отрицательных черт.

Психологи называют характером сочетание качеств личности, определяющих её поведение. Можно составить множество списков с чертами человеческих характеров. Если два человека получат задание охарактеризовать третьего, их списки будут отличаться друг от друга. Люди не задумываются, как характер влияет на их успехи или провалы. Но, рассматривая отдельные качества, составляющие характер, легко понять, как они влияют на личность в целом. Черты характера человека развиваются в зависимости от типа нервной деятельности, наследственности, среды воспитания. Они формируются в течение всей жизни. Преобладание тех или иных черт определяет стиль жизни человека.

Черты характера человека: список

Многие учёные-психологи разделяют все черты характера на 4 основные группы:

  • Отношение к окружающим;
  • Отношение к себе;
  • Отношение к материальным ценностям;
  • Отношение к труду.

Внутри каждой группы можно выделить множество качеств.

Например, список черт группы «отношение к окружающим»:

  • сострадание;

  • уважение;
  • надёжность;
  • гибкость;
  • вежливость;
  • умение прощать;
  • щедрость;
  • благодарность;
  • гостеприимство;
  • справедливость;
  • кротость;
  • послушание;
  • лояльность;

  • искренность;
  • толерантность;
  • правдивость.

Черты характера: список группы «отношение к себе»:

  • Осторожность;
  • Довольство (понимание того, что истинное счастье не зависит от материальных условий);
  • Творчество;
  • Решительность;

  • Смелость;
  • Внимательность;
  • Выносливость;
  • Вера;
  • Честь;
  • Инициатива;
  • Самоконтроль.

«Отношение к материальным ценностям» можно характеризовать по следующим качествам:

  • Бережливость;
  • Организованность;
  • Щедрость;
  • Мудрость.

«Отношение к труду» демонстрируют качества характера:

  • Трудолюбие;
  • Энтузиазм;
  • Инициативность;
  • Пунктуальность;

Психологи имеют также классификацию черт характера по волевому, эмоциональному и интеллектуальному признаку. Свойства личности выступают в сочетаниях. Например, доброжелательность, щедрость и гостеприимство, как правило, свойственны одной и той же личности. Характеризуя человека, окружающие выделяют ведущие черты или комплекс признаков. Говоря: «Он добрый и искренний парень» или «Она ленива и неорганизованна», люди подчёркивают главное. Это не значит, что ленивая девушка не может быть доброй и честной. Просто данные черты не преобладают в её поведении.

Положительные и отрицательные черты характера

Для гармоничного взаимодействия во всех четырёх сферах (с обществом, материальными ценностями, работой и самим собой) человек должен демонстрировать свои лучшие качества и сводить к минимуму худшие. Традиционно принято выделять «плюсы» и «минусы» в характеристике личности. Каждая позитивная черта имеет свою противоположность. Даже дети легко называют антонимы: «добрый – злой», «трудолюбивый – ленивый», и т.д. Определить однозначно положительные черты характера сложно. Например, для профессий педагога, продавца, врача, официанта важны такие черты, как: доброжелательность, вежливость, толерантность. Эти качества не существенны для работы программиста, бухгалтера, чертёжника, которым больше требуются организованность, пунктуальность, ответственность.

Существует особое понятие «профессиональные черты характера». Ярко выраженное качество, подходящее для той или иной работы, помогает человеку добиться большого профессионального успеха. Вместе с тем, характер формируется в течение всей жизни. Профессия накладывает отпечаток на личность. Поэтому, когда говорят «он образцовый полицейский», все понимают, что речь идёт о человеке дисциплинированном, мужественном, справедливом. Выражение «учитель от бога» означает добрую, мудрую, толерантную личность. Человек, мечтающий о хорошей карьере, должен развивать у себя лучшие свойства своей профессии.

Хорошие черты характера бывают спорны и в обыденном смысле. Быть щедрым – хорошо, но если из-за щедрости человек раздаёт необходимое имущество, страдает его семья и он сам. Послушность, за которую ребёнка хвалят дома и в детском саду, может пойти ему во вред и сформировать безвольную, пассивную личность.

Гораздо проще люди понимают отрицательные черты характера. Можно сказать, что эти качества универсальны. Гнев, зависть, лживость, лень, жадность вошли в список смертных грехов христиан. Но отрицательно воспринимаются такие свойства у людей всех конфессий. Мусульмане считают худшим грехом лицемерие. Равнозначно не любят лицемеров во всех странах, у всех народов. Негативные черты характера человека, если они выступают в комплексе, делают личность весьма непривлекательной для окружающих. Отрицательные персонажи – неуживчивые соседи, склочные коллеги, злобные родственники. Это люди, доведшие негативные стороны своей натуры до крайности.

Каждый человек в определённой мере лжив, завистлив, вспыльчив, но разумные люди стараются не демонстрировать окружающим своих негативных качеств. Отрицательные стороны характера можно корректировать. Если окружающие часто утверждают: «Ты слишком груб», «С тобой трудно общаться из-за твоего высокомерия», нужно сделать выводы и начать работу над собой. Психологи советуют выписать на лист бумаги негативные качества своего характера и работать с каждым в отдельности. Например, можно вспомнить среди своих знакомых человека, который ведёт себя прямо противоположно вам – не груб, а корректен, не вспыльчив, а терпелив. Нужно представить себя в определенной ситуации на месте этого человека. При этом важно вызывать в воображении реальную картинку и настоящие эмоции. Подобная психоэмоциональная тренировка помогает перенастроить поведение и выработать в себе желаемое качество.

Приспособление характера к обществу

Любая культура, народ и цивилизации имеют определенные рамки поведения. Человек не может существовать вне общества. С детства ребёнку приходится приспосабливаться к требованиям среды – семьи, детского сада, школы. На взрослого человека влияют множество общественных сил, от супругов до политики, религии, социального слоя. Характер человека поневоле приспосабливается к требованиям социума. При этом подвергаются давлению многие естественные склонности личности.

История знает множество примеров, когда гениально одаренные люди вступали в конфликты со средой из-за невозможности вести тот образ жизни, которого требовала их натура. Вместе с тем, общественные нормы позволяют человеку вести безопасную жизнь в окружающем его социуме. Такие черты социального характера, как лояльность, толерантность, вежливость позволяют безболезненно контактировать с окружающими. Неприятие общественных норм, прежде всего, законов и морали, создают асоциальную личность.

В современной психологии имеется термин «национальные черты характера». Каждая нация формирует у своих представителей некие общие, типичные особенности поведения. Например:

  • Народы Северной Европы и американцы уверенны в себе, честны, практичны, упорны, свободолюбивы. Общеизвестны консерватизм и тонкий юмор британцев, пунктуальность немцев, немногословие скандинавов.
  • Жители Южной Европы и Латинской Америки энергичны, темпераментны, эмоциональны, жизнерадостны, чувственны. Романтичный итальянец, страстная испанка, очаровательная француженка, неугомонные бразильцы – в этих стереотипах немало реальности;

  • Представители Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи) любят постоянство, великодушны, щедры, самоотверженны, отзывчивы, склонны к раскаянию и прощению. Распространенный стереотип – «загадочная русская душа» имеет под собой много оснований.
  • Народы Востока намного почтительнее относятся к родителям и, вообще, старшим, чем европейцы. Для восточных обществ, гораздо больше, чем для европейских, характерны гостеприимство, честь рода, достоинство, скромность, доброжелательность, толерантность.

Черты, имеющие социальный характер, неразрывно связаны с религиозными нормами. Нормы христианской морали включают следующие качества:

  • Отсутствие зависти;
  • Целомудрие;
  • Кротость;
  • Щедрость;
  • Общительность;
  • Сострадание.

Влияние религиозной культуры в истории общества очень сильно. Даже современные атеисты европейских стран считают лучшим свойством личности главную христианскую ценность — любовь к людям.

Исламское общество формирует в людях следующие черты:

  • Почтение к старшим;
  • Гостеприимство;
  • Скромность;
  • Мужество;
  • Смирение.

Особенности характера мужчин и женщин

Огромную роль в формировании характера играет половая принадлежность человека. Не только особенности пола развивают те или иные качества, но и общественное мнение. Стандартные черты характера мужчины:

  • Лидерство;
  • Способность защищать;
  • Внутренняя сила;
  • Надёжность;
  • Верность;

Женщины руководствуются больше интуицией и чувствами, чем разумом, они более разговорчивы, мягки в общении, хитры. Безусловно, в большинстве случаев женщины и мужчины соответствуют своим гендерным характеристикам. Но до сих пор не изучено в деталях, что больше влияет на формирование гендерных черт – природа или воспитание. Часто мужчинам и женщинам приходится исполнять ту роль, которую навязывает им общество. Например, средневековое общество предписывало женщине быть скромной, послушной родителям и мужу. Современность требует от женщины большей независимости.

В мире полно мужчин и женщин, не соответствующих принятым характеристикам. Многие девушки обладают лидерскими и организаторскими способностями. И, наоборот, большое количество мужчин деликатны, не агрессивны и эмоциональны.

С какого возраста формируется характер

Любая мама, воспитавшая несколько детей, скажет, что все её малыши были совершенно разными с младенчества. Даже грудные дети по-разному реагируют на еду, купание, игру. Бывают темпераментные, крикливые младенцы, встречаются тихие и неактивные. Здесь сказывается наследственность, а также природный темперамент, который зависит от телосложения, здоровья и условий воспитания.

Черты характера ребенка развиваются под воздействием, прежде всего, семьи. Ответственные любящие родители уже в возрасте трех-четырех лет видят, какой тип темперамента достался малышу от природы: холерик, сангвиник флегматик или меланхолик. В зависимости от врожденных качеств, можно формировать позитивный, социально приемлемый характер. Если в семье отсутствует любовь и внимание к детям, они имеют меньше шансов вырасти доброжелательными и трудолюбивыми. С другой стороны, примеры многих выдающихся политиков, писателей, художников, выросших в неблагополучных условиях, подтверждают важность врождённых черт характера и самовоспитания.

Was last modified: Август 2nd, 2016 by Елена Погодаева

Качества человека – набор устойчивых психических образований личности, с помощью которых он оказывает влияние на социум, ведет активную деятельность, взаимодействует с другими людьми. Чтобы описать человека как личность, нужно охарактеризовать его качества, как он являет себя другим через действия и поступки.

Личные качества человека

Генетическая предрасположенность в развитии личностных качеств играет важную роль, но нельзя исключать и среду, в которой развивается человек. В окружении других людей ребенок впитывает разные паттерны поведения, учится считывать и реакции на те, или иные поступки и осознавать, какие качества приветствуется в обществе, а какие нет. Личностные качества человека развиваются всю жизнь и перед человеком часто стоит выбор проявить себя с хорошей или худшей стороны.

Хорошие качества человека

Качества доброго человека всегда вызывают отклик в людях и находят одобрение в обществе. Эти качества можно перечислять до бесконечности, какие-то достаются в наследство от предков, другие при желании нужно развивать. Положительные качества человека – список:

  • искренность;
  • жизнерадостность;
  • альтруизм;
  • надежность;
  • нежность;
  • обаяние;
  • общительность;
  • пунктуальность;
  • верность;
  • порядочность;
  • заботливость.

Плохие качества человека

Негативные черты или качества присущи каждому человеку, еще древние мудрецы указывали на дуальность человека и сравнивали «добро» и «зло» в нем с двумя волками – добрым и злым, борющимися между собой, а победит тот, кого человек больше вскармливает. Плохие качества проявляют себя в полной мере, если ребенок не усвоил морально-нравственных ценностей общества, часто такие дети растут в неблагополучных семьях, но бывает, что в человеке плохое заложено изначально по природе.

Отрицательные качества человека – список:

  • зависть;
  • эгоизм;
  • высокомерие;
  • гордыня;
  • лицемерие;
  • лень;
  • агрессивность;
  • жестокость;
  • жадность;
  • тщеславие;
  • лживость;
  • равнодушие.

Какова связь между деятельностью и качествами человека?

Все человеческие качества проистекают из базовых потребностей – быть принятым, уважаемым, жить в безопасности, самореализоваться, поэтому связь прямая. Потребности порождают активность, а чтобы, удовлетворить потребности нужны определенные качества человека, например профессиональные, нужны для признания. Выносливость, самодисциплина и упорство важны для побед в спорте. Выбирая направление деятельности, личность воспитывает в себе те качества, которые нужны для ее реализации.

Какие бывают качества человека?

Физические качества человека определяются его выносливостью и природными данными, другие качества более высокого порядка относятся к чертам характера, нраву. Те и другие формируются на протяжении жизни, многие из них важно развивать для становления личности еще в детском возрасте. Качества бывают морально-нравственные, волевые, профессиональные – все они отражают внутренний мир человека, то, чем он является.

Нравственные качества человека

Нравственность и мораль тесно связаны между собой и эти качества проистекают одно из другого. Качества культурного человека такие как вежливость, тактичность, бережное отношение к своему наследию и природе являются основой благополучия в обществе. Среди нравственных качеств можно выделить и следующие:

  • человеколюбие – доброта к людям, помощь слабым и обездоленным;
  • уважение к другим – понимание того, что все разные и каждого человека есть за что уважать;
  • верность – качество, относящееся как к себе (быть верным своим принципам), так и более глобальное понятие – верность Родине;
  • бескорыстие – совершение действий из благих побуждений, без поиска выгоды для себя;
  • духовность – качество, включающее в себя все нравственные аспекты и религиозность возвеличивающие дух человека.

Моральные качества человека

Качества дисциплинированного человека важны для существования социума. Нормы и ценности общества образуют некий общий остов или базис, на который люди ориентируются и передают своим детям. Личность выражает свое внутреннее «Я» через поведение и манеры – это и есть моральные качества, формирующиеся через интеллект, эмоции и волю. Условно, моральные качества человека можно подразделить на 3 категории «нужно», «можно», «нельзя».

Моральные качества из категории «нужно» - это способность действовать для всеобщего блага:

  • долг;
  • ответственность;

Качества из разряда «можно» - это все те проявления личности, которые не вступают в противоречие с внутренними убеждениями и принципами:

  • честь;
  • достоинство;
  • совесть;
  • чувство справедливости.
  • зависть;
  • бесстыдство;
  • хитрость;
  • склонность ко лжи.

Волевые качества человека

Сильные качества человека – это устойчивые психические образования, определяющие личность как зрелую с высоким уровнем сознательной саморегуляции поведения, владеющей собой в разных ситуациях. Доктор психологических наук В.К. Калин исследуя эмоционально-волевые качества человека подразделил их на 2 большие группы: базальные и системные.

Базальные (первичные) волевые качества:

  • терпеливость – умение не форсировать события и гнаться за быстрым результатом, но поддерживать дополнительным усилием работу, идти в заданном темпе, даже если обстоятельства складываются не должным образом (препятствия, задержки, внутренняя усталость);
  • смелость – противостояние страху, умение идти на риск, сохранение спокойствия в стрессовых ситуациях;
  • энергичность – качество, позволяющее поднять активность до нужного уровня усилием воли;
  • самообладание и выдержка – умение не выходить за рамки чувств, импульсивных действий, владение собой, эмоциями, поведением.

Системные волевые качества:

  • целеустремленность – устремление к цели, поддержка «внутреннего компаса», ведущего к результату;
  • настойчивость – умение преодолевать трудности;
  • последовательность – следование единому руководящему принципу, не размениваясь на второстепенное;
  • инициативность – способность воплощать возникшие идеи;
  • принципиальность – качество личности, позволяющее руководствоваться определенными моральными принципами и не изменять им.

Социальные качества человека

Человек не может существовать вне социума, как личности люди раскрываются в обществе взаимодействуя с друг другом. Человек влияет на социум, а социум влияет на человека – этот процесс всегда двухсторонний. Каждая личность выполняет несколько социальных ролей, и для каждой роли существует свой набор качеств, раскрывающих ее. Позитивные качества человека помогают ему раскрыться в обществе с лучшей стороны и привнести гармонию.

Социальные качества людей:

  • самосознание – важная способность, позволяющая личности осознавать себя в общественной системе;
  • социальная идентификация – умение человека самоотождествляться с другими людьми сознательно или эмоционально;
  • самооценка – способность адекватно оценивать себя не превышая или не принижая своих достоинств, является важным компонентом Я-концепции;
  • социальная активность – умения и способности производить социально значимые действия для развития общества;
  • мировоззрение – совокупность взглядов, ценностей, норм и установок определяющее отношение человека к социуму и миру в целом.

Деловые качества человека

Профессиональные качества человека показывают его компетенцию и определяют как специалиста, формируются на базе уже имеющихся качеств и способностей. При приеме на работу, работодатель в обязательном порядке просматривает какими качествами и умениями обладает соискатель. Качества важные для деловой деятельности человека (для каждого вида профессии могут быть свои требования):

  • быстрая обучаемость;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • самостоятельность в работе;
  • инициативность;
  • умение работать в рамках многозадачности;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • опыт в ведении деловых переговоров;
  • аккуратность;
  • умение планировать рабочий день;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • тактичность и вежливость в межличностных отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • грамотность;
  • организаторские способности.

Какие качества необходимы человеку для достижения цели?

Если спросить у любого человека, что ему помогает добиться поставленных задач и целей, ответы у всех будут разные – это настолько индивидуальный процесс и зависит от ряда обстоятельств и склада характера, ценностей, заложенных в детстве. Качества творческого человека – это вдохновение и креативность, «приземленному» нужны самодисциплина и трудолюбие. Что одних продвигает к цели, другим даже подспорьем не является, у каждого свой путь к успеху и все же есть стандартное представление людей, о том какими должны быть эти качества.

Изучая личность человека, будь то женщина, мужчина или ребенок, всегда можно выявить дурную склонность к неблаговидному поведению из-за, например, ошибок в воспитании, психологических травм. Но даже плохую наследственность можно обезопасить. Рассмотрим основные отрицательные черты человеческого характера.

Авторитарность

Стремление главенствовать во всем, игнорирование любых нужд других людей. Явное или скрытое требование подчинения и дисциплины от каждого, с кем человек пересекается. Чужое мнение не учитывается, любое неподчинение пресекается без попытки найти обоюдно выгодное решение. Считается, что это типичная отрицательная черта русского характера.

Агрессивность

Стремление конфликтовать с окружающими. В раннем детстве это обязательная отрицательная черта характера ребенка, изучающего способы защиты своих интересов. Для агрессивного взрослого типичны провокационные, иногда заведомо ложные заявления, повышенный тон, оскорбления. Иногда выполняются попытки воздействовать на оппонента физически.

Азартность

Болезненное стремление добиваться поставленной цели, невзирая на размеры рисков, игнорируя свои и чужие логические доводы о превышении объема трат над ценностью желанного результата. Зачастую становится причиной ситуаций, приводящих к летальному исходу, утрате здоровья или значительным финансовым потерям.

Алчность

Патологическое стремление к личной материальной выгоде в любой ситуации. Получение наживы любой ценой становится единственным источником положительных эмоций в жизни. При этом продолжительность приятных ощущений от полученных благ крайне кратковременна - из-за неконтролируемого постоянного желания обогащаться еще больше.

Апатичность

Отсутствие эмоциональной реакции на большинство внешних раздражителей из-за особенности темперамента или вследствие защитной реакции организма на стрессы. Является одной из причин невозможности достижения даже простых целей из-за неспособности или нежелания концентрироваться, прилагать волевые усилия.

Безалаберность

Небрежное выполнение обязательств из-за нежелания действовать по уже известным всем правилам или непонимания алгоритмов, необходимых для быстрого и наименее затратного достижения имеющихся целей. Зачастую это типичная отрицательная черта характера женщины, только-только вырвавшейся из-под чрезмерной родительской опеки.

Безразличие

Реальное или сознательно демонстрируемое отсутствие заинтересованности к конкретному субъекту, объекту, событию, обязанностям из-за врожденной эмоциональной холодности, пережитого сильного стресса или, привитого с младенчества, чувства превосходства над людьми с другим социальным статусом, иной веры, национальности, расы.

Безответственность

Сознательно выбранная, навязанная при воспитании или обусловленная моральной незрелостью позиция отказа от реального осознания последствий собственных действий, нежелание принимать решения, влияющие на свое и чужое качество жизни. В сложных житейских ситуациях активных действий не проводится из-за ожидания, что проблема рассосется самостоятельно.

Безликость

Отсутствие индивидуальных черт, из-за чего отдельный субъект легко «теряется» в общей массе таких же, как он людей. В процессе общения «серый человек» не вызывает симпатии из-за зацикленности на безынтересных темах, в коллективе безынициативен, скучен, опасается нововведений и всячески противится им.

Безжалостность

Эмоциональное безразличие к чужим бедам, неумение или нежелание соболезновать, сочувствовать людям в частности и живым существам в общем, испытывающим физическую или эмоциональную боль. Иногда это намеренная бесчеловечность в действиях, приводящих к страданиям и даже смерти объектов, выбранных в качестве жертв.

Бесцеремонность

Намеренное или неосознанное нарушение норм, последовательности действий, принятых в данном социуме в соотношении с какой-то конкретной ситуацией. Причиной намеренной развязности может быть стремление спровоцировать конфликт или привлечь внимание к собственной персоне, неосознанной - погрешности воспитания, эмоциональная незрелость.

Болтливость

Болезненная потребность постоянно участвовать в диалоге с одним или несколькими собеседниками, невзирая на содержательность разговора, степень увлеченности им остальными участниками, уместность беседы. Основная цель такого собеседника не получение новой информации, а роль рассказчика при контакте с кем-то. При этом он может распространять ту информацию, которую другие бы предпочли держать в тайне.

Ветреность

Неумение сдерживать любые обещания и учитывать чужие интересы, отсутствие способности длительно двигаться ради достижения одной цели, стремление к постоянной смене круга общения, партнеров. Отсутствие принципов и четких поведенческих границ, быстрое угасание интереса к конкретному занятию, человеку.

Властолюбие

Страстное стремление к контролю над всеми и ожидание беспрекословного подчинения, желание безграничной власти, особенно над более образованными и умелыми. Упоение собственным превосходящим положением в ситуациях, когда окружающие вынуждены обращаться за помощью или искать защиты, материальной поддержки.

Внушаемость

В патологической форме это подсознательная склонность к восприятию навязанного извне поведения без собственного осознанного осмысления и взвешивания результатов от своих действий, выполненных под влиянием чужого авторитета. Однако пониженная внушаемость может стать причиной трудностей с обучаемостью.

Вульгарность

Неумение находить баланс между оригинальностью и пошлостью в общении, при выборе одежды, социальных ориентиров и так далее. Например, при диалоге собеседник общается на повышенных тонах, манерничает, не брезгует сальными шутками. При выборе наряда предпочитает броские вещи, а составные элементы зачастую плохо сочетаются друг с другом.

Глупость

Неумение или нежелание определять логически верные выводы даже из простейших житейских задач, склонность видеть здравое зерно в псевдонаучных и популистских высказываниях, неспособность подвергать обоснованному критическому анализу информацию из источников, самостоятельно же возведенных в статус авторитетных.

Гордыня

Уверенность в социальном, моральном, умственном ничтожестве окружающих, неспособность прощать за личные и чужие промахи, отрицание возможности наличия достойных особенностей у прочих субъектов социума. Развивается на фоне перекосов, допущенных в воспитании, деградации личности из-за болезни, незрелости личности вкупе с высоким социальным статусом.

Грубость

Нежелание придерживаться вежливого, принятого в нормальном социуме формата общения с собеседниками из-за деформации личности на фоне болезни, травмы, стресса или частой необходимости занимать оборонительную позицию при посягательствах на территорию и права. Типичные проявления: общение на повышенных тонах, хамство, нецензурная лексика.

Жадность, скупость

Стремление минимизировать расходы даже в ущерб здоровью, элементарной гигиене и здравому смыслу. Патологическая погоня за материальной стабильностью может проявляться в виде отказа избавляться от мусора, хлама, игнорирования обоснованных просьб близкого человека о приобретении вещей первой необходимости.

Жестокость

Стремление причинять дискомфорт живым субъектам ради личного морального удовлетворения. Воздействие на жертву может быть как нематериальным - в виде оскорблений и отказе в удовлетворении каких-то важных эмоциональных потребностей, так и физическим - через причинение боли, мучений, посягательство на жизнь.

Забывчивость

Неспособность запомнить какие-то данные, необходимые в бытовой жизни, комбинацию действий для достижения определенной цели, алгоритм запуска или отключения прибора. Возникает из-за возрастных изменений в мозге, перегруженности информацией. Может являться следствием стрессовой ситуации, которую хочется забыть.

Зависимость

Стремление получать удовольствие от выполнения действий или употребления определенного вещества даже в случае, если источник приятных эмоций вредит здоровью, отношениям с окружающими, ведет к большим денежным тратам, толкает на преступление из-за желания достигнуть «кайфа», при отсутствии к нему законного доступа.

Зависть

Неумение наслаждаться любыми личными благами, достижениями, качествами. Склонность к постоянному сравнению ценностей, имеющихся у себя и других. Причем «крохи» на чужой стороне всегда кажутся больше, вкуснее и желаннее собственных «россыпей». В патологической форме лишает жизнерадостности, способности трезво оценивать свои и чужие достоинства.

Закомплексованность

Постоянное принижение в собственных глазах своих же природных талантов, натренированных способностей, отрицание ценности личных наработок, неспособность принудить себя заявить о личных достижениях в кругу авторитетных лиц. Формируется из-за чрезмерно строгого воспитания, психологической травмы или заболевания нервной системы.

Занудство

Привычка всех и везде поучать, многократно дискутировать на одну и ту же тему, несмотря на явное отсутствие интереса к ней у людей, которых пытаются втянуть в диалог. Причина кроется в патологической любви к вниманию и бесконечным разговорам на любую тему даже при условии, что в обсуждаемой теме зачинщик разговора полный профан.

Злость

Эмоциональное проявление сильной неудовлетворенности чем-либо, ориентир, указывающий на наличие явно дискомфортных для человека условий. При отсутствии действий, устраняющих причину формирования чувства, со временем оно может подтолкнуть к совершению правонарушения, поэтому игнорировать проявления злости не стоит.

Избалованность

Вредная привычка требовать исполнения своего желания в кратчайшие сроки, без учета возможностей того, к кому предъявляется претензия. Отказ контролировать и сдерживать собственные потребности, терпеть малейшие неудобства и лично прикладывать эмоциональные и физические усилия для достижения того, чего хочется.

Леность

Отсутствие желания напрягаться для личных нужд, склонность к праздному времяпровождению дни напролет. В поведении прослеживается стремление к получению комфорта за счет работы окружающих, глубокое отвращение к полезной деятельности даже в минимальных объемах. При устройстве на работу эту отрицательную черту характера для резюме указывать не стоит.

Лживость

Сознательное систематическое высказывание собеседникам недостоверных сведений с клеветнической целью, ради собственной выгоды или маскирования личных промахов в какой-то деятельности. Патологическая форма присуща неуверенным в себе личностям, пытающимся выдуманными историями о себе произвести впечатление на окружающих.

Лицемерие

Притворные уверения в любви, чистосердечном восхищении и доброжелательности по отношению к собеседнику во время разговора с ним. Цель подобного поведения заискивание и желание польстить ради собственной выгоды, скрыв при этом истинные, возможно, даже злобные настроения в отношении участника диалога или объекту разговора.

Льстивость

Склонность к чрезмерному постоянному восхвалению вслух чужих реальных и мнимых достоинств, добродетелей, ради собственной корысти. Объектом превозношения могут оказаться и заведомо отрицательные действия, поступки влиятельного человека, специально обеляемые льстецом и озвучиваемые ним как единственно верное решение в рассматриваемой ситуации.

Любопытство

В патологической форме - это стремление узнать интересующую информацию невзирая на приличия, личные чувства расспрашиваемых и обстановку ситуации, при которой происходит общение. Причиной нездорового любопытства является болезненное стремление быть в курсе даже тех событий, которые не имеют отношения к проявляющему интерес.

Мелочность

Привычка придавать огромное значение своим малозначимым высказываниям, действиям. Повсеместное выпячивание своих мнимых достижений в противовес действительно важным и героическим поступкам окружающих людей. Внимание к заурядным деталям в ущерб ценностям, стремление к получению отчетности по расходам в быту до «одной тысячной».

Мстительность

Склонность фокусировать личное внимание на всех мелких и крупных неурядицах, житейских конфликтах, надуманных обидах, чтобы со временем обязательно воздать сторицей каждому из обидчиков. При этом длительность временного промежутка от момента получения реального или мнимого оскорбления значения не имеет.

Наглость

Бесцеремонное поведение в любых ситуациях, стремление добиться желаемого с минимальными затратами и «через головы» окружающих. Подобное поведение формируется при неправильном воспитании, из-за трудного детства или, наоборот, из-за избалованности, закрепившей привычку всегда получать желаемое любой ценой.

Надменность

Восприятие большинства окружающих как субъектов заведомо низшей категории из-за выдуманной разницы в социальном статусе или реальном расхождении по материальному, национальному, расовому или прочему признаку. Причиной может быть защитная реакция на уязвление самолюбия в прошлом или перекосы в воспитании.

Надоедливость

Неумение или нежелание самостоятельно разбираться с возникающими проблемами, развлекаться или отдыхать. Причина может крыться в эмоциональной незрелости, боязни одиночества, желании повысить самооценку за счет активного участия в жизни других людей, даже если они испытывают от этого явный дискомфорт и открыто заявляют об этом.

Нарциссизм

Беспричинное и безосновательное восхваление себя, самолюбование при любых обстоятельствах, стремление приукрашать результаты своих поступков и сами предпринятые действия, эгоистичность, безразличное отношение не только к чужим, но и близким людям, заинтересованность только в личном комфорте и выгоде.

Небрежность

Нежелание качественно исполнять взятые или возложенные обязательства, пренебрежительность в поведении с людьми в бытовых или профессиональных отношениях, недостаточное внимание к доверенным ценностям, неспособность - из-за слабой образованности или личностной деформации, понимать важность старательности при работе над чем-либо.

Обидчивость

Повышенная отрицательная реакция на житейские неурядицы из-за гипертрофированного эгоизма. Именно из-за него хочется, чтобы мир вертелся у твоих ног, а окружающие, забыв о собственных потребностях, круглосуточно и круглогодично соответствовали ожиданиям: были вежливыми, щедрыми и заботливыми, стремились к обеспечению чужого комфорта.

Ограниченность

Уверенность в том, что правдивая картина мира доступна лишь тебе, а прочие объяснения устройства мироздания и принципов взаимодействия человека и окружающей среды - сплошная выдумка недалеких мужланов. Возникает из-за недостаточного образования, врожденного дефекта развития, препятствующего адекватному усвоению учебной информации.

Паникерство

Склонность принимать как действительность воображаемую катастрофичность последствий от любых, даже незначительных происшествий в собственной жизни и мира в целом. Является проявлением дурного воспитания человеком-перестраховщиком, чрезмерно бурной фантазии или расстройства нервной системы из-за стресса, болезни.

Пошлость

Склонность к вычурным нарядам, демонстрации реальной или показушной материальной обеспеченности через приобретение ненужных предметов роскоши. Или, а иногда и вкупе, увлеченность сальными шутками, похабными анекдотами, зачастую озвучиваемыми в абсолютно неподходящей обстановке ради вызова чувства неловкости у основной массы слушателей.

Раздражительность

Отрицательная реакция на раздражитель, выражающаяся в чрезмерном проявлении эмоций, насыщенность которых не соответствует силе воздействия неприятного по каким-то причинам фактора. Причина раздражительности может быть внешней или внутренней, вызвана перегруженностью нервной системы или истощением организма болезнью.

Расточительность

Неумение рационально расходовать доходы, в том числе стремление систематически или постоянно делать приобретения ради самого процесса, а не с целью эксплуатации покупаемого предмета или вещи. Основывается на стремлении чувствовать себя «властелином мира», соответствовать статусу материально обеспеченного человека.

Ревность

Выказывание недовольства или недоверия субъекту, имеющему для ревнующего определенную ценность. Выражается подозрением в неверности или в большей эмоциональной предрасположенности к другому человеку (на месте обвиняемого может оказаться не только супруг, но и мать, сестра, друг - список может быть бесконечным).

Самоедство

Привычка обоснованно и безосновательно уличать себя во множестве грехов разной величины. Например, в недостаточном внимании к выполнению обязанностей, хотя в действительности на работе или в отношениях человек выкладывается полностью. Возможные причины: низкая самооценка, активно поддерживая заинтересованным окружением, перфекционизм.

Самоуверенность

Необоснованное превозношение своих способностей, якобы позволяющих справиться с определенной или любой задачей. Является причиной бахвальства и рискованных поступков, нередко совершаемых с отвержением правил безопасности, законов физики и доводов логики. Базируется на неопытности, зависимости от стремления жить на грани фола.

Слабоволие

Отсутствие способности выполнять волевое усилие ради желаемой цели или для противостояния опасным, противозаконным соблазнам, морально деградировавшим личностями. Склонность к подчинению чужим решениям даже в случае, когда они требуют серьезных жертв. Такая отрицательная черта характера мужчины может сделать его объектом насмешек в коллективе.

Трусость

Невозможность оказать сопротивление оппоненту из-за недостаточно развитой силы воли, подверженности фобии. Может выражаться бегством с места каких-то событий из-за мнимой или реальной опасности для собственного здоровья, жизни, невзирая при этом на оставление в опасности других возможных участников происшествия.

Тщеславие

Желание получения похвал за реальные и мнимые заслуги. Стремление в первую очередь иметь положительный образ, а не быть достойным комплиментов. Неразборчивость в качестве озвучиваемых одобрений - лесть тоже воспринимается благосклонно. Причем не всегда имеется способность отличить ее от искренних высказываний.

Упрямство

Стремление поступать лишь согласно собственным представлениям о верности выбранного пути, отвержение авторитетов, игнорирование общеизвестных правил сугубо из-за привычки действовать так, как сам решил. Отсутствие способности быть гибким при столкновении интересов, нежелание или неумение учитывать цели и возможности других.

Эгоизм

Осознанное себялюбие, стремление жить с комфортом, не считаясь с возможными неудобствами, следующими из этого для окружающих. Свои интересы всегда превозносятся над желаниями прочих людей, мнения последних по этому и другим поводам во внимание никогда не принимаются. Все решения основываются лишь на собственной выгоде.

Характер личности – это качественная индивидуальная характеристика, объединяющая в себе устойчивые и постоянные свойства психики, которые определяют поведение и особенности отношения человека. Дословно, в переводе с греческого языка, характер означает примета, черта. Характер в структуре личности объединяет в себе совокупность различных ее качеств и свойств, накладывающих отпечаток на поведение, деятельность и индивидуальное проявление. Совокупность существенных, а главное, устойчивых свойств и качеств определяют весь образ жизни человека и его способы реагирования в той или иной ситуации.

Характер индивида формируется, определяется и образуется на протяжении всего его жизненного пути. Взаимосвязь характера и личности проявляется в деятельности, общении, обуславливая при этом типичные способы поведения.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы. К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к .

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Особенности характера личности

Главнейшей особенностью характера в структуре личности является – его определенность. Но это не означает доминирование одной черты. Господствовать в характере могут несколько черт, противоречащих или не противоречащих друг другу. Характер может потерять свою определенность при отсутствии четко выраженных его черт. Система моральных ценностей и убеждений личности является также ведущим и определяющим фактором в формировании особенностей характера. Они устанавливают долговременную направленность поведения личности.

Особенности характера индивида неразрывно связаны с его устойчивыми и глубокими интересами. Недостаток цельности, самодостаточности и самостоятельности личности тесно взаимосвязан с неустойчивостью и поверхностностью интересов индивида. И, наоборот, цельность и целенаправленность, настойчивость человека напрямую зависит от содержательности и глубины его интересов. Однако сходство интересов еще не предполагает и схожесть характерных особенностей личности. Например, среди ученых можно встретить как веселых людей, так и грустных, как добрых, так и злых.

Чтобы понять особенности характера личности следует также обратить внимание и на его привязанности, досуг. Это может раскрыть новые грани и особенности нрава. Также важно обращать внимание на соответствие поступков человека его установленным целям, потому что индивид характеризуется не только действием, но и тем, как именно он их производит. Направленность деятельности и сами действия формируют у личности доминирующие духовные или материальные потребности, интересы. Поэтому, характер, следует понимать только как единство образа деяний и их направленность. Именно от сочетания особенностей характера личности и его свойств зависят настоящие достижения человека, а не от наличия умственных возможностей.

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Типы характера личности

Сегодня в специфической литературе существует множество критериев, по которым определяют типы характера личности.

Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.

Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.

Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.

Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.

К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.

Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.

Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.

Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.

Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.

Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.

Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.

Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.

Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных харак­теров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.

Психологический характер личности

Всем уже давно известно, что в психологическом характере личности в процессе ее развития и жизнедеятельности происходят существенные изменения. Такие изменения подвержены типичным (закономерным) и нетипичным (индивидуальным) тенденциям.

К типичным тенденциям относят изменения, происходящие с психологическим характером в процессе взросления человека. Происходит это потому, что чем старше становится индивид, тем быстрее он избавляется от детских проявлений в характере, которые и отличают детское поведение от взрослого. К детским чертам характера личности можно отнести капризность, плаксивость, страхи, безответственность. К взрослым чертам, которые приходят с возрастом, можно отнести терпимость, жизненный опыт, разумность, мудрость, расчетливость и др.

По мере продвижения по жизненному пути и приобретению жизненного опыта у индивида происходят изменения во взглядах на события, и меняются их отношения к ним. Что в совокупности тоже влияет на окончательное формирование характера. Поэтому существуют определенные различия между людьми разных возрастных групп.

Так, например, люди в возрасте приблизительно от 30 до 40 лет обитают в основном в будущем, они живут идеями и планами. Все их мысли, их активность направлены на реализацию будущего. А люди, достигшие 50 лет, подошли к рубежу, где встречается их сегодняшняя жизнь одновременно с прошлой жизнью и будущей. И поэтому, их характер видоизменяется таким образом, чтобы соответствовать настоящему. Это тот возраст, когда люди полностью прощаются с мечтами, но еще не готовы ностальгировать по прожитым годам. Люди, которые преодолели 60-летний рубеж, о будущем уже практически не задумываются, их намного больше волнует настоящее, у них появляются воспоминания о прошлом. Также в связи с физическими недомоганиями им уже недоступен ранее взятый темп и ритм жизни. Это приводит к появлению таких черт характера, как неторопливость, размеренность, умиротворенность.

Нетипичные, специфические тенденция связаны непосредственно с событиями, пережитыми человеком, т.е. обуславливаются прошлой жизнью.

Как правило, гораздо быстрее закрепляются и быстрее появляются такие черты характера, которые похожи на уже имеющиеся.

Следует всегда помнить, что характер это не неизменная величина, он формируется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Акцентуация характера личности

Акцентуация характера личности – это ярко выраженная особенность черт характера, находящаяся в пределах признанной нормы. В зависимости от величины выраженности черты характера акцентуацию подразделяют на скрытую и явную.

Под влиянием специфических факторов среды или обстоятельств, некоторые слабовыраженные или совсем не проявляющиеся черты могут ярко выразиться – это называется скрытой акцентуацией.

Под явной акцентуацией понимают крайнее проявление нормы. Такой тип характеризуется постоянством черт для определенного характера. Акцентуации опасны тем, что могут способствовать развитию расстройств психики, ситуативно-определенным патологическим нарушениям поведения, неврозов и др. Однако не стоит путать и отождествлять акцентуацию характера личности с понятием патология психики.

К. Леонград выделил основные типы и сочетания акцентуаций.

Особенностью истероидного типа является эгоцентризм, чрезмерная жажда внимания, признания индивидуальных способностей, потребность в одобрении и почитании.

Высокой степенью общительности, подвижностью, склонностью к озорству, чрезмерной самостоятельности склонны люди с гипертимным типом.

Астеноневротический – характеризуется высокой утомляемостью, раздражительностью, тревожностью.

Психостенический – проявляется нерешительностью, любовью к демагогии, самокопанию и анализу, мнительностью.

Отличительной чертой шизоидного типа является замкнутость, отстраненность, необщительность.

Сенситивный тип проявляется повышенной обидчивостью, чувствительностью, стеснительностью.

Возбудимый – характеризуется склонностью к регулярно повторяющимся периодам тоскливого настроения, накапливанию раздражения.

Эмоционально-лабильный – характеризуется очень изменчивым настроением.

Инфантильно-зависимый – наблюдается у людей, заигравшихся в детей, которые избегают брать ответственность на себя за свои действия.

Неустойчивый тип – проявляется в постоянной тяге к различного рода развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...