Предупреждение дисграфии у дошкольников. Дипломная работа: Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Михайлова И.И.

учитель-логопед МБОУ «Гимназия №3» г. Белгород

Слайд 1

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыками чтения и письма.

Причины неуспеваемости школьников по русскому языку уходят своими корнями в дошкольный и даже в более ранний возраст.

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, т.е. хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова. К сожалению, даже это удается не всем детям и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием и частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

У нормально говорящих детей в процессе их развития складвается определенная система взаимосвязанных действий и опреций с элементами языка и речи, то у детей с нарушениями речевого развития постепенно накапливаются фрагментарные, отдельные, недостаточно автоматизированные действия и операции с элементами языка и речи, которые не образуют систему. Все это задерживает развитие письменной речи, приводит к недостаточной сформированности языковых обобщений.

Слайд 2

При проведении логопедического обследования нарушения звукопроизношения были выявлены у 25% (58 чел.) первокассников. По различным данным распространенность нарушения письма среди учащихся 2-4 классов составляет от 10% до 30%, в нашей гимназии при анализе письменных работ были установленны нарушения письменной речи у 10% (32 чел.) младших школьников.

Слайд 3

При анализе письменных работ младших школьников нами были выделенны следующие группы ошибок акустической дисграфии:

1. Ошибки, предпосылками для которых является несформированность фонематического восприятия. Такие ошибки связаны с заменами букв, обозначающих близкие звуки, с обозначением смягчения согласных звуков. Чаще всего смешиваются звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие, сонорные.

2. Ошибки, характеризующиеся дефектом обозначения мягкости согласных, являются очень распространенными. Такие ошибки выражаются в ошибочном смягчении согласного звука последующими гласными, замене мягких звуков твердыми.

3. Ошибки, связанные с нарушением акустической аналитико синтетической функции. Данная группа ошибок выражается в искажении звукобуквенной и слоговой структур слова: пропусках и добавлениях букв, слогов; перестановках букв, слогов. В основном пропускается безударная часть слова или согласный звук, стоящий в непосредственной близости с другим согласным.

Пропуск гласных звуков встречается не только в открытом слоге в середине слова, но и в конце слова. Данный дефект письма связан с тем, что гласный звук воспринимается как оттенок согласного. В связи с этим при недостаточно сформированном фонематическом анализе ребенку трудно вычленять гласный и согласный звуки из речевого потока.

Также при явлениях нарушений анализа звуковой структуры слова отмечаются перестановки букв и слогов, добавления букв и слогов в слове.

Слайд 4 и 5 примеры диктантов

Слайд 6

В дошкольных учреждениях занимаются первичной и вторичной профилактикой, поэтому я хочу подробнее остановиться на них.

Первичная профилактика

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольное учреждение.

В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших дошкольников до 4 месяцев, у более старших до 2-х месяцев.

Вторичная профилактика

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства).

При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.

В данном направлении вели работу известные педагоги, логопеды, Р. И. Плаксина, З. В. Малёва, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, Л. Н. Ефименкова, М. Е. Хватцев, Л. Г. Милостивенко, И. А. Филатова. Опираясь на рекомендации выше названных авторов, можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии в детском саду по:

    Постановка, автоматизация, дифференциация звуков (профилактика акустической, артикуляционно-акустической дисграфии).

    Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, слога, звука (профилактика дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза).

    Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, формирование пространственных представлений, восприятия, зрительного анализа и синтеза (профилактика оптической дисграфии).

Какие же методы, приёмы, задания может использовать на своих занятиях с дошкольниками логопед, воспитатель с целью профилактики акустической дисграфии?

Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили", "Часовой", "Жмурки с голосом"; различения силы и громкости звука: "Тихо- громко!", "Улавливай шёпот", Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.

Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по составу); учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися словами - квазиомонимами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать придумать предложения со славами - квазиомонимами.

В профилактике должны участвовать все стороны этого процесса т.е медики, педагоги, логопед, родители и т. д. И только совокупность их работы даст видимый результат

Профилактика дисграфии у дошкольников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков письма.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Причины стойкой неуспеваемости по русскому языку следует искать в дошкольном возрасте.

Причины дисграфии

1. Наследственная предрасположенность. (Наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственника)

Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах.

2. Патологические факторы. (Вредные воздействия), воздействующие на
ребёнка в:

  • пренатальный (дородовой период жизни)
  • натальный (в момент родов)
  • постнатальный (послеродовой) период.

3. Функциональные причины. (Воздействие биологических и социальных
факторов)

  • длительные соматические заболевания
  • неправильная речь окружающих
  • дефицит речевых контактов
  • двуязычие в семье
  • недостаточное внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых.

Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

К функциональным причинам можно также отнести и следующие факторы:

  • не соотнесённое с ограниченной зрелостью время начала обучения грамоте;
  • не соотнесённые с возможностями ребёнка объем и уровень требований в отношении грамотности;

Несоответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения, (букварь за 2-2,5 месяца - раньше 1 год - читать с 3-х лет (трудно воспринимать тексты) Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка к 5-6 годам.

Речевая симптоматика дисграфии

В младших классах:

Упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

Не используют заглавные буквы и знаки препинания, путают схожие буквы;

Такие дети часто имеют плохой почерк, пишут медленно.

В средних и старших классах:

Дети используют короткие фразы с ограниченным набором слов;

Допускают грубые ошибки;

Не любят уроки русского языка, пропускают их, не выполняют письменных заданий.

Взрослые с подобным дефектом с трудом сочиняют поздравительные открытки, письма не умеют писать. Стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Неречевая симптоматика

У детей - дисграфиков отмечается не сформированность многих психических функций:

Зрительного анализа и синтеза;

Пространственных представлений;

Слухопроизносительной дифференциации звуков речи;

Фонематического, слогового анализа и синтеза;

Лексико-грамматического строя речи;

Расстройства памяти, внимание, эмоционально-волевой сферы.

Формы дисграфии .

I. Артикуляторно-акустическая дисграфия

  • Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

Например:

У ребёнка отсутствует в произнесении звук «Р», тогда он может написать слово «раковина» так: «аковина»

Если звук «Р» - заменяет на «В» - то его письмо выглядит так: «ваковина».

II. Акустическая форма

Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Например:

Смешиваются на письме буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки вместо башмак - пашмак, волк - фолк;

свистящие и шипящие звуки: санки - шанки, зайка - жайка;

Аффрикаты и звуки, входящие в их состав: чай - щай, чайка - тяйка, цирк - тирк, яйцо - яйсо.

Не правильное мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».

III. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетании, предложении и текста. Пропуски членов предложения: «Я... шерстяной шарф». Например:

«красивый сумка» (не согласует в роде и числе)

«я видел лиса» (не изменяет слова по падежам, родам и числам)

IV. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Ошибки:

Пропуски букв, слогов

Перестановки букв и слогов

Недописывание слов

Написание лишних букв в слове

Повторение букв или слогов

Контоминации - в одном слове слоги разных слов: «красивая сумка -«красика»

Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

V. Оптическая дисграфия

Связана с недоразвитием зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

На письме:

Замены графически сходных букв ()

Искажения в написании букв ()

Зеркальное написание букв ()

Дизорфография - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил)

Профилактика

Широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с ОНР, ФФНР.

Работа с такими детьми направлена всестороннее развитие психики ребёнка, его внимание, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сфере, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможна полноценная речемыслительная деятельность такая, как письмо (письменная речь).

При работе с такими детьми необходимо так же уделять внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков.

Как показывает практика, большинству дошкольников не помешало бы взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребёнка дефект речи.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые группы детского сада заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности и нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу. Чтобы дать возможность ребёнку получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста до поступления в школу.

Воспитатель массовой группы наблюдает за детьми на занятиях, в свободной деятельности. Отмечает трудности ребёнка в произношении звуков и слов, следит за правильностью построения фраз, умению составлять рассказы о предмете и его картинке, владением пересказом текстов (т.е. речь).

Воспитателю необходимо обращать внимание, есть ли у ребёнка трудности в узнавании цифр, букв, в выполнении рисунков, копировании, в воспроизведении фигур и букв из палочек, кубиков, справляется ли ребёнок с составлением различных картинок (по возрасту: 2-4 - младший возраст, 4-6 -средний возраст, 6-8 - старший возраст, 8-10 - подготовительный возраст).

Очень важно продиагнозировать умение ребёнка ориентироваться:

В пространстве (лево - право, вверх - вниз, впереди - сзади);

На листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол...)

Ориентировка в схеме собственного тела

Расположение предметов относительно себя (т.е. зрительно-пространственное представление);

Воспитатель отмечает способности запоминания и воспроизведения действий, символов, умение сравнивать и обобщать предметы (т.е. мышление, память, внимание), а также различение музыкальны инструментов, воспроизведение ритма (т.е. слуховое воспроизведение).


Альфия Касимова
Предупреждение дисграфии у дошкольников

Тема выступления : «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста ».

Актуальность профилактики дошкольников предупреждение дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом

(слайд 1)

1. Артикулярно-акустическая дисграфия .

2. Акустическая дисграфия .

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4. Оптическая дисграфия .

5. Аграмматическая дисграфия .

6. Моторная дисграфия .

7. Смешанная дисграфия

(слайд 2)

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях :

1. Формирование зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) .

Все задания и игры предлагаются от простого к сложному, на занятиях связываются с лексической темой.

– Игра “Найди друга”

цель : учить зрительно соотносить реальный предмет и его контурное или силуэтное изображение.

– Игра “Прятки”

цель : учить узнавать конкретное изображение в условиях затруднённого восприятия – перечеркнутые, “зашумленные”, скрытые или контурные изображения, наложенные друг на друга)–

Игра “Помоги художнику”

цель : учить мысленно дорисовывать изображения, определять целое по части изображения.

– Важными являются различные игры на соотнесение реальных предметов и геометрических фигур, а также реальных предметов по цвету и величине .

Детям показываются геометрические фигуры различные по форме, цвету и величине и предлагается подобрать фигуры : одного цвета; одинаковой формы; одинаковой формы и величины; одинаковой формы и цвета; различные по форме и цвету.

- Предлагаются задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома и т. д., а также цвета и величины реальных предметов .

Игры на развитие восприятия размера

– “Подбери каждому медведю свою миску”,

“Покажи все предметы , которые выше, чем чайник” и другие.

“Найди букву” (среди других,

“Назови буквы” (в неправильном положении или выполненные разным шрифтом, “

Какая буква спряталась?” (перечёркнутые и наложенные друг на друга буквы,

“Допиши буквы” (добавить недостающий элемент) .

2. Для развития зрительной памяти (мнезиса) используются следующие виды работ :

– Игра “Чего не стало?”.

На столе раскладывают игрушки, картинки, силуэты, геометрические фигуры, которые дети должны запомнить. Затем незаметно убирается одна из них, и дети отгадывают, какой игрушки нет.

– Игра “Что лишнее?”

Дети запоминают несколько игрушек, картинок, силуэтов, геометрических фигур, и отбирают их среди других.

– Игра “Что изменилось?”.

Раскладываются картинки, игрушки, силуэты, геометрические фигуры, дети запоминают последовательность их расположения. Затем незаметно меняется их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное расположение картинок, игрушек, силуэтов, фигур.

3. Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений на составляющие элементы, их синтезу.

Предлагаются следующие игры и задания :

– Найти сходства и отличия между двумя изображениями;

– Узнать и сложить предмет по его частям (разрезные цветные картинки, силуэты и контуры) ;

– Сложить предмет из геометрических фигур;

– Игра “Из каких фигур построен дом?”;

– Игра “Найди пару” (цель : учить находить 2 одинаковые картинки из множества или 2 половинки);

– Дополнить или узнать незаконченные изображения – игра “Что не успел дорисовать художник?” (цветные и контуры) ;

– Игры с силуэтами “Какой транспорт выезжает из гаража?”,

- “Кто за забором?” (цель : учить узнавать силуэт предмета по его части );

– “Картинки-нелепицы”, “Что неправильно нарисовал художник?” (цветные, контурные изображения) ;

-“Сложи из палочек или из элементов”,

-“Слепи букву из пластилина” и т. д., определение сходства и различия между похожими буквами.

4. Формирование пространственных представлений .

– Учить детей ориентироваться в собственном теле (правая, левая часть тела, сверху – снизу, спереди – сзади)

– Учить ориентироваться в окружающем пространстве.

Сначала определять пространственное расположение предметов по отношению к ребёнку : справа – слева от тебя, спереди – сзади от тебя, ближе – дальше к тебе.

Используются такие игры, как

- “Кто плывёт влево, кто вправо?”

- “Куда едут машины?” и другие.

Наиболее трудным является определение правой и левой стороны у человека, стоящего напротив (например, игра “Кто в какой руке держит инструмент?” и т. д., определение пространственных соотношений между 2-3 предметами , изображениями (например, даются 3 предмета и предлагается положить книгу перед собой, слева от книги положить карандаш, справа – ручку и т. д., ориентировка на плоскости (на столе, на листе бумаги, на фланелеграфе) .

5. Одновременно с детьми проводится работа над пониманием и употреблением предлогов , обозначающих пространственные соотношения. Сначала берутся простые предлоги – В , НА, ПОД, затем – НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, МЕЖДУ, К, ОТ, ИЗ. Для того, чтобы детям было легче усвоить все пространственные отношения и предлоги , во всех видах игр используются различные схемы (зрительная опора) .

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

Игра «Волшебнаябуква»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв , написанных на карточках, где представлены как правильные , так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

Необходимо определить на ощупь , какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась". Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

Игра «На что похожа буква?»

А - антенна, телеграфный столб, стремянка; У - уши, сучок, вешалка.

Упражнение «Демонстрация букв в разном положении»

- Определение буквы , "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами) .

Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции : начало, середина, конец.

Реконструирование букв. Например : из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв , которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т. д. Например : даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам : УМ.

Придумываем слова с данным слогом : УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом :

МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Вначале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги , состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения , используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз) . Например : Необходимо придумать как можно больше предложений , используя эту картинку. Например : Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.

Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку , взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам , союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова. Например : М. Т. С. О - мост; Ы, 3, Б, У - зубы.

Игра "Потерялась буква". Например, даются следующие сочетания : ДУ. Д. М Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. - дуб, дух, душ; Д. М - дым, дом, дам, дум.

Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп : соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому , отвечающих на вопросы : Какой, Какая, Какие, Чей, Чья, Чье, Чьи? Например : яблоко (какое) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей) - заячий, волчий, лисий, и т. д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать : теплый, теплая, теплое? Например : теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,. теплая - погода, кофта, весна, рука,. теплое - молоко, платье, письмо, озеро,.

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например : зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например : кофта - красн., син. ; туфли - красн., син.

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например : длинная вечер (длинный, черный крылья (черные) .

Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например : Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т. п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом . Например : Прийти к. (дому, отцу, решению) ; уйти от. (дедушки, дома, проблемы) .

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например : Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

Сочетание существительных с числительными.

Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными : один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов ; при этом дети проговаривают : “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами , и ставится такое условие : в начале у Саши всех предметов будет по одному , у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения .

Составление предложений по схемам :

Зима. ___. Наступила зима.

Наступила холодная зима.

Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание : составление схем к данным предложениям . Исключение слова из предложения , для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение .

а) Пропуск предлогов : Мы гуляли. лесу. Кошка сидит. окне.

б) Пропуск существительных : Яблоки растут на.

в) Пропуск прилагательных : Летом листья клена зеленые, а осенью.

г) Пропуск наречий : Скажу я слово высоко, а ты ответишь. (низко) . Скажу я слово далеко, а ты ответишь. (близко) .

д) Пропуск глаголов : Саша. машину. Папа. из машины.

Выделение границ предложений в тексте .

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы : На улице льет дождь.

б) Постановка точек в предложениях , предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников , обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. В связи с этим работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

В данной статье раскрывается организация комплексного подхода при профилактике дисграфии. Именно при тесном сотрудничестве логопеда, воспитателя, а также семьи возможно выстроить успешную коррекционную и профилактическую работу по преодолению дисграфии, т.к. этот процесс длительный и трудоемкий. Комплексный подход позволяет провести профилактику возникновения нарушений на разных уровнях воздействия на ребенка.

Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Дисграфия – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, является серьезным препятствием в овладении грамотой и усвоении родного языка. Сегодня проблема формирования предпосылок к овладению устной и письменной речью детьми с различными речевыми нарушениями является актуальной как никогда ранее.
Практика учителей начальных классов, а также специальные исследования показывают, что дети с различными уровнями речевого развития, характером речевых нарушений хуже адаптируются к новой социальной среде, недостаточно усваивают программу в силу особенностей базовых психических процессов и функций, мыслительной деятельности, запоминания, недостаточно развитой мелкой моторики пальцев рук, скоординированности движений и др.

Письмо и письменная речь являются сложными системными и произвольными психическими процессами, включающим совместную работу различных анализаторов, что обуславливает трудности в ее овладении младшими школьниками. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В коррекционной работе логопеда выделяются следующие разделы:

  1. развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза;
  2. коррекция звукопроизношения;
  3. развитие лексического словаря, грамматического строя речи, связной речи;
  4. коррекция слоговой структуры слов;
  5. развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, общей моторики, согласованности речи и движения.

Эта коррекционная работа выстраивается на групповых занятиях по обучению грамоте, формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи, а также на индивидуальных занятиях.

Предупреждение дисграфии базируется на:

Комплексная коррекционная работа

Логопед Воспитатель Родители

Коррекция звукопроизношения.

Постановка звуков, начальная автоматизация, закрепление звуков в речи Контроль поставленных звуков в режимных моментах Автоматизация поставленных звуков, контроль в повседневной жизнедеятельности

Развитие фонематических функций, звукового анализа и синтеза

1. Узнавание неречевых звуков.Игры: кто голос подает?; Что звучит?; Громко — тихо; Далеко- близко; Что за ширмой?; найди такой же предмет.2.

Разложи картинки две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

3. Различие слов, близких по звуковому составу.

Игры: Дай нужную картинку: сом — ком, точка — дочка, бак — мак;

Подбери картинку – «похожку», которая звучит очень похоже;

4. Дифференциация фонем. (са-ша-са; ко-го-ко)

5. Развитие навыков элементарного звукового анализа. (назови 1-й звук в слове «дом»; последний в слове «улитка»)

1.Различие одинаковых слов, фраз, звуков.2.Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У]. 1.Дифференциация слогов.Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? (та – та – та –ту).Скажи наоборот (та –тя; мю – му;)

Профилактика на уровне буквы

«Буква сломалась» — дописать недостающие элементы. Игры: «Что изменилось?, Какой буквы не стало?, Поставь буквы в первоначальном порядке.»6 Придумывание слов на данную букву в различной позиции: в начале, в середине, в конце слова. Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги. Усвоение понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.-Рисование орнаментов в воздухе и на листе.-Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами.

2. Выкладывание букв из палочек, фасоли, бусин, крупы, нитками.

Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв.Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой.

Профилактика на уровне слога

1. Составление схем слогов, используя звуковые символы, из букв разрезной азбуки, печатание, чтение.2. Анализ прямых и обратных слогов, записать, прочитать.3. Подбор слогов по схемам. 1.Чтение слогов с использованием «движущихся окошечек». 1.Придумывание слов на заданный слог: «ро» — за, ро — ща, ро — бот и т.д.

Профилактика на уровне слова

1.Дифференциация слов-предметов (——), слов-действий (), слов-признаков () и обозначение их графически.2.Разделить слова на слоги, составление слоговых схем3.Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку

(та – дом; та — та – вода; та-та-та – у – ли — ца).

4.Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово…

1.Подобрать нужное слово:- По опорным признакам — белое, теплое, парное? — молоко- По обобщающим понятиям: какое слово лишнее и почему?-(вторник, среда, зима, четверг)

Добавь нужное слово — волк, лиса, заяц…

Назвать одним словом — яблоко, груша, абрикос…

2.Знакомство с многозначными словами (нос корабля, нос человека).

1.Подбор родственных слов.2. Составление одного слова из двух (длинная шея – длинношеий).3. «Какие два слова спрятались в одном?» (снегоход – снег ходит).

4. Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам (добрый ласковый, нежный).

5. Подбор антонимов (день-ночь).

Профилактика на уровне словосочетания

1.Образование притяжательных и относительных прилагательных, согласование их с существительными. Суп из фасоли — какой?, голова медведя – чья?2.Исправить ошибку. Трусливая заяц(трусливый).3.Согласование существительных с числительными 1, 2, 5; со словами: один, много. 1.Подбор существительных прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные? 1.Согласование существительных с глаголами: Лиса что делает?

Профилактика на уровне предложения

1.Знакомство с термином предложение. Составление, подбор схемы.2.Называние картинок после их показа в том же порядке.3.Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок.

4.Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения.

5.Исправь ошибку: «Какое слово потерялось?»

Пропуск предлогов : Интересная книга стоит … полке.

Пропуск существительных : Интересная книга стоит на….

Пропуск прилагательных : … мне подарили очень …кошку.

Пропуск глаголов : Мне …..очень красивую кошку.

1.Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». 1.Повторение ряда слов в данной последовательности.

Профилактика на уровне связной речи

1.Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.2.Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа.3. Составление рассказа по сюжетной картинке.

4.Чтение небольших текстов, где некоторые части речи заменены картинками.

1.Составление рассказов по серии картинок. 1.Составление связных рассказов по картинкам — алгоритмам2.Пересказ по вопросам.

Развитие неречевых психических функций

Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Работа по развитию неречевых психических функций так или иначе органично вписывается в каждое логопедическое занятие с детьми.

В правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все основные направления профилактики дисграфии.

Методическая разработка по теме:

«Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с речевыми нарушениями»

Выполнила: учитель-логопед

Большеболдинского д/с «Солнышко»

Мазанова Елена Николаевна

2014г.

1.Пояснительная записка

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников - это частичное расстройство процессов письма и чтения,обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо.

Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В практике работы нашего ДОУ количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в подготовительных группах на начало учебного года всегда довольно значительно. Прогнозирование их готовности к обучению чтению и письму требовало усиления работы с данной категорией нарушений именно в добукварный период. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому, выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

Все сказанное обуславливает актуальность темы исследования, над которой я работала. Отмеченные положения предопределили постановку цели и задач исследования.

2.Цели и задачи раздела.

Цель: определение влияния коррекционно-логопедической работы с детьми с речевым недоразвитием на предупреждение дисграфии и дислексии.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Изучить особенности проявления предпосылок дисграфии и

дислексии у дошкольников.

3.Выстроить систему работы по предупреждению нарушений

чтения и письма.

5.Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма.

6.Отследить динамику устранения фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок возможных нарушений чтения и письма у детей подготовительной группы

Объект : Коррекционно- логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии.

Предметом исследования является фонетико-фонематическое (ФФН)и общее (ОНР) недоразвитие речи дошкольников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что коррекционно-логопедическая работа на ранних этапах речевого развития детей устраняет фонетико-фонематические проявления нарушений речи, предупреждая появление дисграфии и дислексии в период школьного обучения.

3.Психолого-педагогическое обоснование методики по предупреждению дисграфии и дислексии.

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

    Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.

    Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.

    Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.

    Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.

    Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

При ФФН дети нестойко употребляют звуки речи. Некоторые звуки ребёнок по инструкции изолированно произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда звуки одной фонетической группы заменяются, а другой искажаются. Поскольку у детей нарушено фонематическое фосприятие, т.е. дети не различают звуки в потоке речи, то страдает понимание речи. Им трудно повторить слоги с оппозиционными звуками, самостоятельно подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и т.д.

Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.



Основные принципы в коррекционной работе по профилактике дисграфии:

    Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.

    Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной. Что позволяет закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.

    Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.

Изучив работы дефектологов, коллег-логопедов, учителей, занимающихся проблемами дисграфии и вопросами раннего обучения грамоте (И.Л. Калинина, Л.Г. Милостивенко, А.Н. Корнев, В.В. Лайло, И. Н. Садовникова), а так же обобщив свой личный опыт, я предложила систему работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма для детей с нарушениями речи.
К основным коррекционным задачам этой программы относятся:
- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
- совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
- формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
- развитие восприятия.

П риоритетные направления логопедической работы:

Согласно ФГТ, содержание коррекционной деятельности должно быть направленно на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с речевыми нарушениями.

Содержание коррекционной деятельности должно обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями,

Осуществление индивидуальной – ориентированной психолого - медико педагогической помощи детей с речевыми нарушениями,

При организации коррекционно – профилактической работы я опираюсь на следующие принципы логопедического воздействия.

    Этиопатогенетический принцип,

    Принцип системного подхода,

    Принцип индивидуально – дифференцированного подхода,

    Принцип поэтапного формирования умственных действий,

    Принцип учета ведущей деятельности и мотивации,

Преодоление ФФН и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:

    Формирование звукопроизношения,

    Развитие фонематического восприятия,

    Формирование навыков языкового анализа и синтеза,

    Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.

    Развитие грамматических навыков,

    Формирование связной речи,

    Совершенствование пространственных представлений,

    Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,

    Развитие мелкой моторики рук,

    Развитие тактильных ощущений,

    Развитие конструктивного праксиса,

    Расширение «поля зрения» ребенка.

В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.

Предупреждение ошибок чтения и письма необходимо проводить на всех этапах коррекционно – логопедической работы:

На уровне буквы,

На уровне слога,

На уровне слова,

На уровне словосочетаний,

На уровне предложения,

На уровне текста.

1 этап: подготовительный

    развитие зрительного гнозиса,

    Развитие оптико – пространственной ориентировки

2 этап: основной

    Цель: предупреждение ошибок чтения и письма на материале от букв к предложению.

3 этап: заключительный

    Цель: закрепить навыки грамотного чтения и письма на материале текстов.

Первый блок работы направлен на развитие зрительного гнозиса

    формирование зрительного восприятия,

    развитие зрительной памяти,

    формирование пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза.

Второй блок работы включает развитие оптико - пространственной ориентировки, включающий в себя:

    преодоление нарушения ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых его частей;

    преодоление нарушения ориентировки в окружающем пространстве;

    развитие ориентировки в двумерном пространстве.

Третий блок направлен на предупреждение ошибок при чтении и письме

    На уровне буквы,

    На уровне слога,

    На уровне слова,

    На уровне словосочетаний,

    На уровне предложения,

    На уровне текста.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического восприятия . Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3 . Развитие навыков звукового анализа и синтеза . Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков . Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи . Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

4.Ожидаемые результаты освоения программы

В течение нескольких лет к основной программе (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием; Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ) были добавлены упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.






5.Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии.

Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям:

    Исследование не речевых психических функций.

    1. Слухового внимания.

      Зрительного внимания.

      Восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.

    Исследование состояния моторной сферы.

    Состояние общей моторики.

    Составление мимической мускулатуры.

    Состояние артикуляционной моторики.

    Исследование состояния импрессивной речи.

1. Пассивный словарь.

2. Понимание различных форм словоизменения.

3. Понимание отдельных предложений в связной речи.

4. Состояние фонематического восприятия .

    Исследование состояния экспрессивной речи.

    Активный словарь.

    Состояние грамматического строя речи

    Состояние связной речи.

    Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры слов.

    Состояние звукопроизношения.

    Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза.

    Навыки чтения, знание букв.

В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять разные виды дисграфии. Единой классификации ее не существует, поэтому я пользуюсь наиболее общепризнанными ее формами, чаще всего встречающимися в практике.

    Акустическая дисграфия, связана с не различием или недостаточным устойчивым различием некоторых акустически близких звуков на слух.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия, связана с не различием ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребенка, замены в устной речи одних звуков другими.

    Дисграфия на основе несформированности анализа и синтеза речевого потока.

    Аграмматическая дисграфия, связана с несформированностью у ребенка грамматических систем.

    Оптическая дисграфия, связанна с трудностью зрительного различия буквенных знаков.

Основные предпосылки видов дисграфии и коррекционная работа по их предупреждению.

Акустическая дисграфия , в основе, которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, Трудности при различии фонем близких по звучанию, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв. При письме может смешивать свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с и т. д.), а так же гласные о-у, и-е.

Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад.

Должное внимание следует уделять специальным упражнениям в фонематическом анализе слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки.

Работая по предупреждению дисграфии, особое внимание надо обратить на на воспитание слуховой дифференциации твердых- мягких и звонких- глухих согласных.

Артикуляторно-акустическая дисграфия , связана со звуковыми заменами в устной речи, нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. При письме ребенок будет отражать неправильное произношение звуков речи. Эти нарушения обычно возникают, из-за не преодоленной до начала обучения грамоте, сенсорной функциональной дислалии.

Большое внимание должно быть уделено работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов, что позволит ребенку безошибочно определить место нахождения «сомнительных» звуков. При работе с дошкольниками возможно и необходимо проводить звуковой - фонематический анализ слов.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза речевого потока связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделять какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. У детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие. Трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. При письме наблюдаются пропуски гласных, согласных, при стечении, перестановки букв, добавление букв, пропуски и перестановки слогов и т.д.

Аграмматическая дисграфия, связана с недоразвитием грамматических систем. У дошкольников с ОНР наблюдаются трудности в формировании словарного запаса, грамматического строя речи. Формирование словарного запаса замедлено и неполно. Часто они смешивают по значению слова, имеющие сложный звуковой состав. Из тех слов, которые дети осмыслили правильно, они произносили искаженно по причине артикуляторных либо фонематических затруднений. У детей с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что часто, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малоизвестное слово другим, более привычным, хотя не соответствующим определенному значению. Трудности формирования грамматического строя проявляются в аграмматизмах - ошибках согласования и управления слов. Имеет место частое затруднение анализа связей в сложных предложениях, например, установление причинно-следственных отношений. При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения и целого текста.

Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений, способностей. А в дальнем с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многими из которых кажутся ему похожими. При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв. Необходима коррекционная работа по предупреждению оптической дисграфии. В частности, избежать замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов или похожих, по разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв, зеркальное изображение букв.

Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заменить различия в начертании, узнавании смешиваемых им букв.

Основные направления коррекционной работы по предупреждению дисграфии.

    Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного, слухового восприятия, пространственных представлений, кинестетической организации движений, конструктивного праксиса.

    Развитие меж анализаторного взаимодействия: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей, способности запоминать, воспроизводить пространственную, временную последовательность.

    Развитие психических функций. Развитие мышления, памяти, слухового, зрительного внимания.

    Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций.

    Развитие всех сторон речи:

    Формирование, коррекция звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

    Развитие фонематического слуха фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

    Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование развития лексико - грамматических категорий.

    Формирование связной речи: обучение разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому, составление рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.

    Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями: предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.

    Развитие не речевых функций и операций:

    пространственно-временных ориентировок, представлений.

    развитие тактильных ощущений.

    развитие мелкой моторики, развитие графических навыков - развитие конструктивного праксиса.

Принципы построения коррекционной работы

При разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими предрасположенность к дисграфии,за основу были положены следующие принципы:

1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с онр.

2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи.


3. Онтогенетический - последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.

4. Патогенетический - в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.

5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.

Коррекция нарушений письма - целостная единая система, но в этой системе выделяются определенные этапы, каждый этап выделяется своими целями, задачами, методами работы.

Необходимо учитывать теорию формирования умственных действий (по П.Я. Гамперину). Согласно этой теории всякое умственное действие проходит несколько этапов своего формирования: ориентацию, реализацию, контроль.

6. Принцип развития - постоянный переход от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития (по Выготскому).

7. Принцип деятельного подхода - необходимо учитывать структуру деятельности, важно создавать мотив, заинтересовать ребенка.

8. Принцип максимального использования наглядности, особенно на начальных этапах работы.

9. Учет особенностей высших психических функций, обеспечивающих овладение письмом, у детей с речевыми нарушениями.

Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом и чтением является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам.

Основные задачи по профилактике дисграфий у детей с ОНР

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр о пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей с речевыми нарушениями

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

Найти недостающее элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".

Демонстрация букв в разном положении.

Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная...

Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина,конец

Реконструирование букв.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

Игра "Живые буквы".

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумываем слова с данным слогом.

3 . Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

В начале необходимо дать понятие "слово".

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить -считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:по опорным признакам,на обобщающие понятия.

Подбор к данному слову родственных слов.

Исключение лишних слов.

Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем в рассыпную).

Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.

Составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов.

Составление слова по конечному звуку других слов.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в различных лексических значениях.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое?

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного.

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом.

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.

Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете.

Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5

Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа;

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

Составление предложений по схемам.

Составление схем к данным предложениям.

Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов;

б) Пропуск существительных;

в) Пропуск прилагательных;

г) Пропуск наречий;

д) Пропуск глаголов;

6.Реализация принципа интеграции на логопедических занятиях.

Реализация принципа интеграции образовательных областей - обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ от 23.11.2009 № 655). Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные и совместные занятия с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям. Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счета, не усвоив соотношения части и целого. На логопедических занятиях дети учатся подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Освоив применение предлогов и введение их в активную речь, ребенок осознанно определяет положение предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов зависит от формирования представления о размере.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи - основная задача для учителя-логопеда с первых занятий. Ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память, тесно связано с возможностью установления закономерностей.

Для формирования навыков и умений необходимо:

Проведение дидактических игр, с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);

Обучение ориентировке на листе бумаги: «Поймай фигуру», «Слева, справа, в середине», «Графический диктант», на теле: «Сделай так», «Закрой глаза и повтори», в пространстве: «Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше», во времени:«Делу время», «Веселая неделька»;

Сравнение графической структуры букв и цифр («Четвертый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);

Отработка порядкового и количественного счета одновременно с согласованием существительных с числительными и прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи-«запоминалки»;

Подборка логоритмических упражнений с учетом решаемых задач. Дети любят считалки как современные, так и фольклорные, загадки-«вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.

7.Достижение детьми планируемых результатов

Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии

Для выявления предпосылок дисграфии и дислексии проводится логопедическая диагностика, которая включает в себя следующие параметры:

1.Обследование устойчивости внимания

2.Обследование зрительного и слухового восприятия

3.Обследование зрительной и слуховой памяти

4.Обследование общей моторики

5.Обследование моторики артикуляционного аппарата

6.Исследование мимической мускулатуры

7.Обследование лексического запаса

8.Обследование грамматического строя речи

9.Обследование фонематической стороны речи

10.Обследование слоговой структуры слова

11. Обследование звукопроизношения



Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Аграмматизм - нарушение понимания (импресс.) и употребления (экспресс.) грамматических средств языка.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...