Иудаизм,иудейская религия,иудейство,еврейство,«еврейская религия.
Вопрос: Что такое иудаизм и во что верят иудеи?
Ответ: Что такое иудаизм и кто такие иудеи? Является ли иудаизм просто религией? Это культурная идентичность или просто этническая группа? Являются ли иудеи кланом людей или же народом? Во что верят иудеи, и все ли они верят в одно и то же?
Словарные определения «иудей» включают «член колена Иуды»; «еврей, израильтянин»; «член нации, существовавшей в Палестине с 6 века до н.э. по 1 век н.э.»; «лицо, принадлежащее по происхождению или обращению к древнему еврейскому народу» или «тот, чьей религией является иудаизм».
Согласно раввинскому иудаизму, иудеем может считаться тот, кто имеет мать-иудейку, или тот, кто формально обратился в иудаизм. Текст из книги Левит 24:10 часто цитируется в поддержку этого учения, хотя Тора не дает никаких конкретных утверждений. Некоторые раввины говорят, что данное правило не имеет ничего общего с тем, во что человек на самом деле верит. Они утверждают, что иудей не обязан быть последователем иудейских законов и обычаев, чтобы считаться таковым. Фактически, иудей может не верить в Бога вообще, но все равно будет считаться иудеем на основании вышеуказанной раввинской интерпретации.
Другие раввины настаивают, что если человек не следует заповедям Торы и не принимает «Тринадцать принципов веры» маймонидов (раввин Моше бен Маймон, один из величайших средневековых еврейских ученых), то он не может считаться иудеем. Хотя этот человек может быть «биологическим» евреем, он не имеет реальной связи с иудаизмом.
В Торе – первых пяти книгах Библии – Бытие 14:13 учит, что Абрам, общепризнанный как первый иудей, был описан как «еврей». Название «иудей» происходит от имени Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова и родоначальника одного из колен Израиля. По всей видимости, название «иудей» первоначально относилось только к членам племени Иуды, но когда после Соломона царство было разделено (3 Царств 12), этот термин стал относиться к любому в Иудейском царстве, в которое вошли племена Иуды, Вениамина и Левия. Сегодня многие считают, что иудеем является любой человек, являющийся физическим потомком Авраама, Исаака и Иакова, независимо от какого из исходных двенадцати колен он происходит.
Итак, во что же иудеи верят и какие основные заповеди иудаизма? Существует пять основных форм или сект иудаизма в современном мире – ортодоксальная, консервативная, реформаторская, реконструкционистская и гуманистическая. Убеждения и требования каждой группы сильно отличаются, но краткий перечень традиционных верований иудаизма включает в себя следующее:
Бог есть Творец всего сущего, Он един, бестелесен (без тела) и только Ему следует поклоняться как абсолютному правителю вселенной.
Первые пять книг Библии на иврите были открыты Моисею Богом. Они не будут изменены или дополнены в будущем.
Бог общался с еврейским народом через пророков.
Бог контролирует деятельность людей, Он награждает их за добрые дела и наказывает за зло.
Хотя христиане базируют значительную часть своих верований на тех же еврейских Писаниях, что и иудеи, присутствуют существенные различия: иудеи, как правило, считают, что первостепенную важность имеют действия и поведение, а убеждения исходят из действий. Это противоречит консервативным христианским убеждениям, в которых вера имеет первостепенное значение и действия являются результатом этой веры.
Иудейская вера не приемлет христианской концепции первородного греха (вера, что все люди унаследовали грех Адама и Евы, когда ослушались Божественных указаний в Эдемском саду).
Иудаизм настаивает на изначальной доброте мира и его обитателей как творений Божьих.
Последователи иудаизма могут освятить свою жизнь и приблизиться к Богу, исполняя «мицвот» (Божьи заповеди).
Спаситель не требуется или не является доступным в качестве посредника.
Все аспекты иудейской жизни регулируют 613 заповедей, находящихся в книге Левит и других книгах. Десять Заповедей, изложенные в книге Исход 20:1–17 и Второзаконие 5:6–21, составляют краткое изложение Закона.
Мессия (помазанник Божий) грядет в будущем и снова соберет иудеев на земле Израиля. Там будет общее воскресение мертвых. Иерусалимский храм, разрушенный в 70 г. н.э. римлянами, будет восстановлен.
Верования об Иисусе существенно отличаются. Некоторые считают Его великим нравственным учителем. Другие видят в нем лжепророка или христианского идола. Некоторые секты иудаизма не могут даже называть Его имени, в связи с запретом произносить имя кумира.
Иудеев часто называют избранным Богом народом. Это не означает, что они в какой-либо мере считаются лучшими от других людей. Библейские тексты, такие как Исход 19:5, просто заявляют, что Бог избрал Израиль для получения и изучения Торы, для поклонения Ему, для отдыха в субботу и отмечания праздников. Евреи не были избраны, чтобы быть лучшими от других, они были просто выбраны, чтобы быть светом для язычников и благословением для всех народов.
Мира. Она образовалась в I веке до нашей эры в древней Иудее. История верования напрямую связана с еврейским народом и его богатой историей, а также развитием государственности нации и жизнью её представителей в условиях диаспоры.
Суть
Те, кто исповедует эту веру, называют себя иудеями. Некоторые последователи утверждают, что их религия возникла ещё во времена Адама и Евы в Палестине. Другие же уверены, что иудаизм - это вера, основанная небольшой группой кочевников. Среди них был Авраам, заключивший с Богом договор, что стал фундаментальным положением религии. В соответствии с этим документом, который известен нам, как заповеди, люди обязывались соблюдать правила благочестивой жизни. Взамен же получали покровительство Всевышнего.
Основные источники изучения иудаизма - Ветхий Завет и Библия в целом. Религией признаётся исключительно три вида книг: пророческие, исторические и Тора - издания, толкующие закон. А ещё священный Талмуд, состоящий из двух книг: Мишны и Гемары. Он, кстати, регламентирует все аспекты жизни, включая мораль, этику и даже юриспруденцию: гражданское и уголовное право. Чтение Талмуда - священная и ответственная миссия, заниматься которой разрешено только евреям.
Отличия
Главная особенность вероисповедания заключается в том, что Бог в иудаизме не имеет облика. В других древневосточных религиях Всевышнего часто изображали или в виде человека, или в подобии зверя. Люди пытались рационализировать природные и духовные материи, сделать их максимально понятными для простых смертных. Но евреи, почитавшие Библию, называют это идолопоклонством, так как главная книга иудеев строго осуждает раболепие перед иконами, статуями или изображениями.
Что касается христианства, то тут выделяют два основных отличия. Во-первых, Бог в иудаизме не имел сына. Христос, по их убеждению, был обыкновенным смертным человеком, проповедником морали и благочестивого слова, последним пророком. Во-вторых, является национальной. То есть гражданин страны автоматически становится иудеем, не имея права впоследствии принять другое вероисповедание. в наше время - пережиток. Только в древние времена это явление процветало. Сегодня же оно почитается только евреями, сохраняя при этом идентичность и самобытность народа.
Пророки
В иудаизме это человек, несущий в массы волю божью. С его помощью Всевышний учит народ заповедям: люди совершенствуются, улучшают свою жизнь и будущее, развиваются морально и духовно. Кто будет пророком, решает сам Бог - утверждает иудаизм. Религия не исключает, что выбор может пасть на смертного, который абсолютно не желает брать на свои плечи такую важную миссию. И приводит пример с Ионой, который даже пытался бежать на край света от возложенных на него священных обязанностей.
Помимо нравственности и духовности, пророки также обладали даром ясновидения. Они предсказывали будущее, давали ценные советы от имени Всевышнего, лечили от различных болезней и даже принимали участие в политической жизни страны. Например, Ахия был личным советником Иеровоама, основателя Израильского царства, Елисей - способствовал смене династии, Даниил - сам возглавил государство. Учения ранних пророков включены в книги Танаха, поздних - изданы отдельными экземплярами. Интересно, но проповедники, в отличие от представителей других древних религий, веровали в наступление «золотого века», когда все народы будут жить в мире и достатке.
Течения в иудаизме
За долгие века своего существования религия претерпела множество трансформаций и видоизменений. В результате её представители разделились на два лагеря: и реформистов. Первые свято придерживаются традиций предков и не вводят новшеств в верования и его каноны. Вторые, наоборот, приветствуют либеральные веяния. Реформисты признают браки между евреями и представителями других религий, однополую любовь и работу женщин на должности раввина. Ортодоксы в основном живут на большей части современного Израиля. Реформисты - в США и Европе.
Попыткой компромисса между двумя враждующими лагерями стал консервативный иудаизм. Религия, вылившаяся в два течения, нашла золотую середину именно в этом синтезе новаторства и традиций. Консерваторы ограничились введением органной музыки и проповедям на языке страны проживания. Вместо этого, такие важные обряды, как обрезание, соблюдение Субботы и каш-рут, они не трогали. Где бы ни исповедовался иудаизм, в России, США или в европейских державах, все евреи соблюдают чёткую иерархию, подчиняясь старшим по духовной должности.
Заповеди
Они для евреев - святые. Представители этого народа уверены, что во времена многочисленных гонений и издевательств нация выжила и сохранила самобытность только благодаря соблюдению канонов и правил. Поэтому и в наши дни нельзя идти вразрез с ними, даже если на кону стоит собственная жизнь. Интересно, но принцип «закон страны - закон» был сформирован ещё в III веке до нашей эры. Согласно ему, правила государства обязательны для всех без исключения граждан. Евреи также обязаны быть максимально лояльными к высшим эшелонам власти, недовольство разрешено высказывать только в адрес религиозной и семейной жизни.
Соблюдение десяти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, - суть иудаизма. Причём главная среди них - соблюдение праздника Субботы («Шабат»). Этот день особый, его обязательно следует посвятить отдыху и молитвам. По субботам нельзя работать и путешествовать, даже готовить еду запрещено. А чтобы люди не сидели голодными, им велено делать первые и в пятницу вечером - на несколько дней вперёд.
О мире и человеке
Иудаизм - это религия, в основе которой лежит легенда о сотворении планеты Господом. Согласно ей, землю он создал из водной глади, потратив на эту важную миссию шесть дней. Таким образом, мир и все живущие в нём существа - Божьи создания. Что касается человека, то в его душе обязательно присутствуют два начала: доброе и злое, которые находятся в постоянном противостоянии. Тёмный демон склоняет его к земным удовольствиям, светлый - к совершению хороших дел и духовному развитию. Борьба начал проявляется в виде поведения индивида.
Как уже говорилось, последователи иудаизма верят не только в начало существования мира, но и в его своеобразный конец - «золотую эру». Её основателем станет царь Машиах, он же Мессия, который будет править народом до конца времён и принесёт ему процветание и освобождение. В каждом поколении есть потенциальный претендент, но только истинному потомку Давида, неуклонно соблюдающему заповеди, чистому душой и сердцем, суждено стать полноценным Мессией.
О браке и семье
Им придавалось самое важное значение. Человек обязан обзавестись семьёй, её неимение считается кощунством и даже грехом. Иудаизм - это вера, в которой бесплодность является наихудшей карой для смертного. Мужчина может развестись с женой, если после 10 лет брака она не родила ему первенца. Наследие религии сохраняется именно в семье, даже в периоды гонений каждая ячейка еврейского общества должна соблюдать обряды и традиции своего народа.
Муж обязан обеспечить свою жену всем необходимым: жильём, продуктами, одеждой. Его долг - выкупить её в случае пленения, достойно похоронить, ухаживать во время болезни, обеспечить средствами к существованию, если женщина останется вдовой. То же самое касалось и общих детей: они не должны ни в чём нуждаться. Сыновья - вплоть до совершеннолетия, дочери - до обручения. Вместо этого мужчина, как глава семьи, имеет право на доход своей второй половинки, её имущество и ценности. Он может наследовать состояние жены и использовать результаты её труда в своих целях. После его смерти на вдове обязан жениться старший брат мужа, но только в том случае, если брак является бездетным.
Дети
Отец имеет также множество обязанностей перед наследниками. Сына он должен посвятить в тонкости веры, которые проповедует священная книга. Иудаизм опирается на Тору, её и изучает ребёнок под руководством родителя. Мальчик также с его помощью овладевает выбранным ремеслом, девочка - получает хорошее приданое. Родителей маленькие евреи очень уважают, исполняют их указания и никогда не перечат им.
До 5 лет религиозным воспитанием детей занимается мать. Она учит малышей основным молитвам и заповедям. После их отправляют в школу при синагоге, где они осваивают все библейские премудрости. Обучение проходит после основных уроков или в воскресенье утром. Так называемое религиозное совершеннолетие наступает у мальчиков в 13 лет, у девочек - в 12. По этому поводу устраивают различные семейные праздники, которые символизируют вступление человека во взрослую жизнь. С этих пор юные создания должны постоянно посещать синагогу и вести благочестивый образ жизни, а также продолжать дальнейшее глубокое изучение Торы.
Основные праздники иудаизма
Основной - Песах, который евреи отмечают весной. История его возникновения тесно связана с периодом Исхода из Египта. В память о тех событиях евреи едят хлеб из воды и муки - мацу. Во время гонений люди не успели приготовить полноценные лепёшки, поэтому довольствовались их постным аналогом. Также на столе у них находится горькая зелень - символ египетского порабощения.
В период Исхода также начали отмечать Новый год - Рош а-Шану. Это сентябрьский праздник, который провозглашает Божье царство. Именно в этот день Господь судит человечество и закладывает основы тех событий, которые случатся с народом в будущем году. Суккот - ещё одна важная осенняя дата. Во время праздника евреи, славя Всевышнего, семь дней живут во временных зданиях-сукках, покрытых ветками.
Ханука - также большое событие для иудаизма. Праздник - символ победы добра над злом, света - над мраком. Возник как память о восьми чудесах, произошедших во времена восстания против греко-сирийского правления. Кроме этих основных памятных дат, евреи также отмечают Ту-Бишват, Йом-Кипур, Шавуот и другие.
Ограничения в еде
Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, конфуцианство - каждое вероисповедание имеет свои характерные особенности, часть которых распространяется на кулинарию. Так, евреям нельзя употреблять «нечистые» продукты: мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Также у них под запретом устрицы, креветки и другие морские жители. Правильная еда в иудаизме называется кошерной.
Интересно то, что религия запрещает не только некоторые продукты, но и их сочетание. Например, табу - молочные и мясные блюда. Правило чётко соблюдают во всех ресторанах, барах, кафе и столовых Израиля. Чтобы эти блюда находились максимально далеко друг от друга, их выдают в этих заведениях через разные окошки и готовят в отдельной посуде.
Многие евреи почитают не только потому, что это правило прописано в Торе, но и ради оздоровления собственного организма. Ведь эта схема питания была одобрена многими диетологами. Но тут можно поспорить: если свинина является не такой уж и полезной, то в чём провинились морепродукты - неизвестно.
Другие особенности
Культура иудаизма богата необычными традициями, непонятными для представителей других конфессий. Например, это касается обрезания крайней плоти. Обряд проводят уже на восьмой день жизни новорождённого мальчика. Став полностью взрослым, он также обязан отпустить бороду и бакенбарды, как истинный еврей. Длинная одежда и покрытая голова - ещё одни негласные правила еврейской общины. Причём шапочка не снимается даже во время сна.
Верующий обязан почитать все религиозные праздники. Он не должен обижать или оскорблять своих собратьев. Дети в школе изучают основы своей религии: её принципы, традиции, историю. Это одно из основных отличий иудаизма от других вероисповеданий. Можно сказать, что любовь к религии малыши всасывают с молоком матери, их набожность передаётся буквально по генам. Наверное, поэтому народ не только выстоял во времена его массового уничтожения, но и сумел стать полноценной, свободной и независимой нацией, которая живёт и здравствует на собственной благодатной земле.
Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.
Человеческий ум всегда стремился постичь суть яв ления. Знакомясь со всякой крупной духовной систе мой, человек старался отделить существенное от несущественного, главное от второстепенного. Восточная мысль особенно часто обращалась к лаконичному афоризму для выражения основ того или иного религиозного явления. И евреи, истинные сыны Востока, с очень давних времен поступали таким образом; мудрецы нашего народа, как бы соревнуясь друг с другом, выражали суть иудейской религии одной мыслью, иногда, даже одной фразой. Многим известен ответ р. Гиллеля Старшего одному язычнику, просившему объяснить все еврейское учение за то время, пока он будет стоять на одной ноге. "Не делай другому того, чего себе не желаешь", - гласит ответ знаменитого мудреца, - в этом - суть Торы. Все остальное - лишь комментарии к ней. Иди и учись". Р. Акива видел суть Торы, Еврейского Учения, в словах "люби ближнего своего, как самого себя", которые комментировал часто и неожиданно, с блеском показывая их глубину и фундаментальность.
Традиция эта была продолжена мудрецами средних веков. Многие из них делали попытки в сжатой форме выразить сущность еврейской веры, но все эти опыты, как ранние, так и поздние, затмил краткий компендиум иудаизма, составленный великим еврейским мудрецом XII века Рабби Моше бен Маймоном, известным ев реям как Рамбам (аббревиатура слов Рабби-Моше-бен-Маймон), а европейцам - как Маймонид. 13 принципов веры, сформулированные Рамбамом, оказали глубокое влияние на многие поколения евреев. В течение примерно 700 лет повсюду - от Испании до Персии - в старых и новых центрах еврейства - они отождествлялись с иудаизмом вообще, вошли во все еврейские молитвенники и повторялись евреями каждое утро.
Вполне естественно, поэтому, построить лекцию об основах нашей веры в виде изложения 13 принципов Рамбама с краткими пояснениями, которые помогут современному интеллигенту лучше понять то, что было совершенно ясно любому еврею 700 лет назад.
* * *
1. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, де лает и будет де лать все, что делается.
Кто Тот, Кто стоит у истоков иудаизма, отношения с Кем составляют всю историю нашего народа, ее самые возвышенные и самые черные страницы? Кто Он, к Кому каждый день и каждый час обращается все существо еврея. Кому он посвящает свои самые торжественные гимны и самые нежные змирот - субботние песни? Кто Он, грозный Б-г евреев, заставляющий трепетать врагов Израиля и возбуждающий ликование в стане друзей, Отец наш небесный. Царь Царей, Пресвятой, Благословен будь Он?
Не случайно первым именем, которым называет его Рамбам, является имя Творец. Г-сподь впервые является миру в качестве Творца всего сущего и продолжает являть нам Свою Творческую сущность каждый день. Не веселый сонм сластолюбивых греческих богов сотворил мир, в котором мы живем, не появился он и в результате жестокой борьбы добра и зла, как это себе представляют последователи Зороастры. Нет. Всевышний Сам, один сотворил небо и землю, и небеса, и все воинство их; Он создал все, что населяет землю: животный и растительный мир и человека, призванного стать Его младшим партнером.
Именно потому, что Он является единоличным и уникальным Творцом всего нашего мира. Он является также его полноправным Хозяином и Властелином, управляющим всеми творениями. Царем Царей называют Его евреи. Все подвластно Ему, и ничто не изменяется без Его на то воли. От движения звезд и галактик до движения, возникновния и гибели мельчайшего вируса - все находится под Его контролем и управлением. Его скрытое Присутствие ощущается в каждом происходящем событии. Без малого 4000 лет назад это понял и увидел наш праотец Авраам. "Вообразите себе человека, - говорил он, - который шел по лесу и увидел дворец, объятый пламенем. Возможно ли, - подумал бы такой человек, - что у этого дворца нет хозяина? Возможно ли, чтобы его судьба никого не волновала? Таков и наш мир!"
"Дворец, объятый пламенем", - таким явился наш мир взору великого патриарха, и таким остается он поныне. Авраам не только думал о том, что Хозяин существует, он стал искать Его. И Хозяин открылся ему, ибо "Близок Г-сподь ко всем, зовущим его". И с тех пор мы, потомки Авраама, являемся вечным свидетельством Присутствия Всевышнего в этом мире, иногда единственным свидетельством...
В утренней молитве мы находим такие слова: "... обновляющий каждый день. всегда дело Начального Творения". Дело Творения не ограничивается семью первыми днями существования мира.
Если бы Творец не возобновлял постоянно, изо дня в день, величественный процесс творения, наш мир вернулся бы к своему исходному состоянию: все обратилось бы в Ничто. И то, что мы видим каждый день: и восход солнца, и снег, и дождь, и наша работа, оставленная с вечера, трава, деревья и дома такие же, какими мы их видели вчера - все это результат "маленького" чуда, которое творится Создателем - постоянного обновления Творения.
Один язычник просил р. Акиву доказать ему существование Б-га. Р. Акива ответил на это вопросом: - Скажи, а кто сшил тебе твое платье?" - Акива, как?! Ты, - мудрец. Разве ты не знаешь, что одежду шьют портные?
Вот видишь, - отвечал ему р. Акива, - даже простой костюм не может возникнуть сам по себе. И у него есть творец. Вы же утверждаете, что целый мир может возникнуть из хаоса и сам по себе, и не замечаете того, что великолепие этого мира каждое мгновение прославляет своего Творца и свидетельствует о Его Бытии.
2. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, един и нет единства, подобного Его единству. И Он один Б-г наш был, е сть и будет.
Всякое мыслимое нами единство - есть единство составное. Само это понятие подразумевает наличие частей, соединенных вместе. Таково единство человека и машины, таково единство множества материальных чисел, точек, образующих рисунок, букв, составляющих слова. Все элементы Творения объединяются в нашем сознании в единую гармонию.
Не таков сам Творец. Создавая все силы и объекты мира, Он остается полностью отделенным, вознесенным над каждым из них и над любой их совокупностью. Он - Творец сил, но Он не есть сумма этих сил. Они не входят в Него в качестве составных частей. Б-г творит каждый элемент мира из Абсолютного Ничто. Этот элемент возникает исключительно благодаря Его Воле и поэ тому ничего не добавляет к сущности Создателя, не вносит в нее никакого дополнения. В этом смысл слов Рамбама "простое Единство", Единство, которое нам невозможно определить или прочувствовать. "Простое", а не составное. Единство, лежащее за пределами любых мыслимых сочетаний и соединений. На него-то и указывает главная еврейская молитва, читаемая дважды в день "Слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Един". Она провозглашает важнейший принцип еврейской веры: мир не есть часть Б-га, мир творится Им, но ничего не добавляет к Его совершенству. Многообразие Творения не нарушает простого Единства Создателя!
3. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия.
Мы отличаем один объект Творения от другого по границе, которая их разделяет. При этом не имеет значения, говорим ли мы об объекте физическом или концептуальном. Сам процесс Творения состоял в создании границ между явлениями. Соответственно и понятия "тело", "образ", "подобие" являются элементами Творения, поскольку никоим образом не могут быть оторваны от понятия "границы".
Когда мы говорим о Б-ге, что Он бесконечен, мы не имеем в виду только физическую или математическую бесконечность. Бесконечность Творца означает отсутствие у Него ограничений во всех возможных смыслах. Он творит границы, но сам ничем не ограничен. А раз так, к Нему не могут относиться такие понятия как "тело", "облик" ." форма", "подобие", "движение".
Об этом говорит Тора: "Ибо вы не видели никакого образа" (Дво ра м, 4:15).
Как же нам тогда понять многочисленные антропоморфизмы, часто встречающиеся в Писании и обычно вызывающие много вопросов: Б-г услышал, увидел... И сказал Г-сподь... Рука Г-спода была на нем ... и т.п.?
Общее объяснение их таково. Тора дана нам для того, чтобы мы действовали в соответствии с Волей Творца, в ней изложенной. Поэтому "Тора говорит языком людей", описывая действия Творца в Творении, то есть Его проявления в Им же созданных границах. В этом случае уподобление Б-жественных действий человеческим становится правомерным, давая нам возможность следовать Б-жественной Воле в Б-жественном Творении. Как сказали наши мудрецы: "Как Он милосерден, так и ты будь милосердным, как Он долготерпелив, так и ты будь долготерпеливым".
* * *
Однажды император Адриан вступил в спор с р. Иеошуа о том, действительно ли Б-г, сотворивший и небо, и землю, и все воинство их, невидим человеческому глазу и непостижим другими чувствами. "Не поверю твоим словам, - сказал император, пока ты не покажешь мне Его".
Когда наступил полдень р. Иеошуа вывел Адриана на солнце и сказал ему: "Вглядись хорошенько и увидишь Его". - "Но кто же может смотреть на солнце?" - удивился Адриан. "Ты сказал, - ответил р. Иеошуа. - Если на солнце, которое является одним из многих служителей Г-спода, невозможно глядеть, то мыслимо ли видеть самого Г-спода, Слава которого наполняет Вселенную?"
4. Я верю полной верой, что Творец, да благословенно будет Имя Его, Он - первый и Он - последний.
На первый взгляд это положение кажется лишним: раз Г-сподь Един и, к тому же, является Творцом всего сущего, ясно, что Он предшествовал всем творениям, а также будет существовать даже в том случае, если весь остальной мир исчезнет. Однако существует еще од на возможность, изложенная, в частности, в греческом мифологии, где появлению Олимпа богов во главе с владыкой Зевсом предшествовала длительная борьба по личных сверхестественных начал, стихий, заканчивающаяся, наконец, творением земли, людей, космоса. А на логичные представления существовали и у древних еги птян, вавилонян, персов. И доныне человеческому уму трудно "примириться" с идеей Творения из ничего, да еще и совершенного в ограниченный шестидневный срок. Значительно милей его душе и разуму "первозданный хаос", "океан первозданной материи", битвы богов и титанов и Кронос, пожирающий своих детей. Все это понятней и гораздо полнее удовлетворяет эстетическое чувство, нежели незримый Творец, создающий такой большой мир из такого маленького "ничего".
4-ый принцип провозглашает, что никакая сущность не предшествовала Творцу, что для Его существования не требуется никакая причина. Но это еще не все.
Помимо указания на то, что только Один Всевышний предшествовал Творению, в этих словах сокрыт и другой смысл (да один ли?): "Б-г не только является истоком всего, каждой ситуации, коллизии, факта, но также и тем, к чему стремится весь мир, как в целом, так и каждая его отдельная часть. Он является Последним в том смысле, что все ситуации и отношения целенаправлены и находят в Нем свое последнее разрешение.
5. Я верю полной верой, что Творцу, да будет Имя Его благослове нно. Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует.
Религию евреев очень часто называют строгим или чистым монотеизмом. В своей строгости, в своем рвен ии уберечь чистоту единобожия от соблазна плюрализма, они, но мне нию современного человека, значительн о чаще, чем ему хотелось бы, переступают границу, отделяющую твердые жизненные п ринци пы от фанатизма и мракобесия. Такой гуманист не видит ничего зазорного в том, чтобы время от времени присутствовать, например, при православной службе, и то, что эта служба справляется по какому-нибудь святому, убиенному жидами, нисколько не охлаждает его экуменического рвения. Неужели он, рассматривающий религию, как отмирающий элемент народного бытия, традиции, или, в крайнем случае, как прибежище слабых духом, не может с высоты своего гуманистического мировоззрения сделать широкий жест? Конечно, может и делает и, как правило, в конце пути убеждается (если не пасует чесность), что и от самых твердых принципов почти совсем ничего не осталось. Иное дело иудеи.
Мы - народ, чью историю составляют встречи с Б-гом. Начиная с древних явлений праотцам, с грандиозного Синайского Откровения - эти встречи - суть существования евреев как народа. Отношения Б-га и Его народа складывались по-разному, но всегда и народ в целом, и отдельные его представители черпали жизненную силу, твердость духа в служении своему Создателю. Евреи - люди, которые сохраняют память об Откровении и которые с тех пор способны открывать Б-жес-твенное Присутствие в мире. Понятно, поэтому, их стремление сохранить чистоту своего служения: если вы берете воду из источника, в ваших же интересах поддерживать чистоту этого источника. Строгая направленность служения одному только Б-гу не есть вопрос широты души или гибкости ума - это условие, от соблюдения которого зависит вся жизнь еврейского народа.
Это служение требует большого напряжения религиозного чувства, и оно оказалось не по силам и христианству, и даже религии, которую часто называют монотеистической - исламу. По мере распространения христианства языческие боги вплавлялись в его изысканную амальгаму в виде святых покровителей городов, примечательных мест, сословий. Широкое развитие получило поклонение святым мощам, святым предметам: кусочкам креста, плащанице, святому гробу. Служение деве Марии подчас вытесняет, особенно среди католиков, служение самому Всевышнему. Не секрет, что именно ей возносят самые страстные, самые искренние молитвы.
Даже в исламе, адепты которого, особенно на первых порах, очень строго следили за чистотой своей веры, получили широкое распространение культы мучеников, святых, культ скрытого имама.
И только евреи возносят свои молитвы одному лишь Отцу своему небесному. Пророки? Что же, они были необыкновенными людьми, а самый великий из них, Мо-ше Рабейну, был исполином, сделавшим больше, чем по силам человеку. Однако составители пасхальной Агады специально не упомянули его имени, чтобы не вызвать даже тени желания молиться ему. Царь Давид, чья душа была звонкой лирой в руках Творца, был совершенным праведником, однако еврей, поклоняющийся гробнице Давида, выглядел бы, по меньшей мере, странно.
Никому не приходило в голову канонизировать мудрецов, праведников, мучеников, которых было более, чем достаточно. Еврей никогда и ни перед кем не склоняет головы: на Востоке это известно было каждому - от последнего нищего мальчика до римского императора, чья персона считалась священной. Когда император во время большой аудиенции среди десятков павших ниц обнаруживал скромно, но прямо стоящих людей, он знал, что это - евреи, и еще он знал, что никакой силой он не заставит их согнуться. Любая попытка воздвигнуть статую императора в Храме приводила к открытому мятежу, и гордые римские легионы, снимали свои значки, входя в Святой Город. "Нелепое упорство", сохранившее нас как народ.
6. Я верю полной верой, что слова пророков истинны.
В эпоху Первого Храма (X - VI в.в. до н.э.) души людей были много чище, чем в наше время. Наиболее праведные из них достигали особого состояния, когда Б-жественная мудрость непосредственно открывалась их душам. То были пророки.
Пророчество - сообщение Творца, полученное таким прямым способом, могло касаться самых различных предметов: от простых будничных до самых грандиозных событий, решавших судьбы народов и государств. В ту славную пору тысячи пророков бродили по дорогам и городам Земли Израиля, пророчествовали на базарах и площадях. Но лишь 55 упомянуты в Танахе. Истинность именно их пророчеств имеет в виду Рамбам.
Чем же отличены они среди прочих тысяч? Тем, что даже если сообщение, которое они призваны передать, касается совершенно определенных людей, мест, народов - все равно содержание пророчества неизмеримо глубже его поверхностной оболочки. Оно - вне времени, оно обращено ко всем евреям вместе и к каждому в отдельности, где бы он ни находился и в какую эпоху ни жил.
Далеко не все понятно современникам пророка в тех словах, которые слетают с его уст, и почти всегда они им неприятны. Миссия пророка невероятно тяжела. она навлекает на него многочисленные беды, зачастую подвергает опасности его жизнь; но, "чувствуя на себе руку Г-спода", пророк все-таки выходит к людям с пророчеством; даже если душа его стонет под гнетом самых мрачных предчувствий.
Восемь книг пророков составляют часть Письменной Торы. Понять истинное содержание сообщения, которое Всевышний посылает нам, мы можем, только лишь соединив вместе Письменную и Устную Тору. Обе эти части Цельной Торы былиполучены Моше Рабейну на Синае (Подробнее об этом сказано ниже в объяснении 8-го принципа веры.)
Этот факт заслуживает многократного повторения, п отому что слишком часто Писание вообще, и книги Пророков в частности, понимают искаженно, руководствуясь либо "здравым смыслом", либо контекстом "общечеловеческой культуры". Но истина в этом мире никогда не лежит на поверхности. Истина - это Тора, Тора Цельная. Проникновение внутрь требует серьезной работы, переосмысления "незыблемых" концепций. Но эта работа благодарна, а результат ее - прекрасен!
7. Я верю полной верой, что пророчество Моше, Учителя нашего, мир праху его, было истинным, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и пришедших после не го.
Эти несколько строк содержат, на самом деле, утверждение необыкновенной емкости и значимости. Что такое пророчество Моше Рабейну (Учителя нашего)? Это, фактически, вся Тора - Письменная и Устная: все, что изложено в Пятикнижии, названном по имени Моше, и все, что было устно передано им Иеошуа бин Нуну. Таким образом, пророчество Моше содержит массу сведений о Сотворении Всевышним Мира и о Его воцарении в мире, о жизни патриархов и о данных им обетованиях, о жизни сынов Израиля в Египте, рабстве и небывалом Исходе из этого рабства, совершенных ими под рукой Всевышнего, о заповедях, указывающих еврейскому народу путь реализации его миссии: служение незримому Творцу, так явно проявившему и проявляющему Себя в мире. Итак, будет совершенно справедливо сказать, что Б-жественные откровения, которые сделаны еврейскому народу через Моше Рабейну, яв ляются той основой, тем безусловным фундаментом е вре йской ве ры и образа жизни, к которым и проро чества таких великанов, как Ишайя и Иеремия, и та кие книги, как Коэлет (Экклезиаст) и Иов, полн ые глубочайшей и сокровенной мудрости, являются нс более, чем дополнениями, поясне ниями, п одстрочными примечаниями.
Беспрецедентная важность, п олнота и святость того, что было передано евреям, всему миру через Моше, делает его главой всех бывших и будущих п ророков, "отцом пророков", по выражению Рамбама. Сама Тора говорит, что "не было в Израиле больше пророка, подобного Моше, который знал Б-га лицом к лицу". И сам способ, которым Всевышний открывался Моше, соответствовал значимости этого Откровения: Моше был единственным пророком, которому Б-г явился не во сне, не в туманных образах и смутных намеках, но наяву - открываясь в ярких огненных явлениях, не оставлявших никакого сомнения в их природе, харак тере и содержании.
8. Я верю полной верой, что вся Тора, находящая ся сейчас в наших руках, была дана Моше - Учителю нашему, мир праху его.
Рамбам делает здесь ударение на слове "вся". При чем в двух разных смыслах.
Во-первых, имеется в виду, что вся Тора, все Учение целиком, т.е. и письменная, и устная его части были даны евреям через Моше. На Синае ему была открыта вся Тора, и ему было заповедано часть Торы записать, а часть передавать в устной традиции от одного человека к другому. Это повеление Моше выполнил. Письменная Тора, или иначе Хумаш, составила сердцевину Танаха - Еврейскою Священного Канона. Устная Тора передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение до те х нор, п ока в одну из тяжелых минут еврейской истории, ко да самому существованию нашего народа гроз ила оп асност ь, часть ее была записана сперва в виде Мшпны (II век), а затем в виде Талмуда (V век н.э.).
Письменная Тора, называемая иногда просто Торой, состоит из пяти книг и содержит помимо многих основных законов еврейской жизни ясные указания на существование устного дополнения к ней. В этом дополнении заключены как добавочные заповеди, так и способы толкования Письменной Торы, позволяющие раскрывать ее бесконечное содержание.
Письменное и Устное Учения составляют неразделимое единство, и, хотя еврейская история знает несколько попыток разорвать это единство и умалить значение Устного Закона, все они потерпели очевидную неудачу.
По словам мудрецов Мишны, Израилю оказана особая любовь тем, что ему передана драгоценность, с помощью которой сотворен Мир - Тора. Тора существовала до Творения. Она являлась тем самым планом, в соответствии с которым мир был сотворен. Ясно, что Талмуд имеет в виду не пергамент, чернила и буквы, так как они не существовали до Творения, но духовную сущность Мира, земным воплощением которого является Тора, переданная еврейскому народу. И вот, второй смысл подчеркивания Рамбамом слова "вся" и заключа ется в утверждении того факта, что нам была переда на вся Тора без остатка, а не какая-нибудь ее часть. Человек должен стать младшим партнером Творца. Без его усилий мир не достигнет желанного совершенства, поэтому Всевышний передал людям всю Тору - весь план Творения, чтобы людская деятельность на Земле обрела цель и смысл.
9. Я верю полной верой, что эта Тора не будет изме нена, и что не будет другой Торы от Творца, да будет Имя Его благослове нно.
Как уже упоминалось выше. Тора является отражением сущности Творения. Она - план, она - замысел и путь. План Сотворения мира, цель и смысл его сущес твования и путь, по которому должен идти человек, чтобы выполнить дело, для которого он создан: служить Творцу. Замысел Б-га величественен и сложен, и задача, возложенная на человека, исключительно непроста. Евреи, чье существование во все времена было крепко-накрепко связано с Торой, жили с сознанием того, что от каждого их поступка зависит будущее Мира. Мистическое ощущение сопричастности к Делу Творения придавало их помыслам красоту и величие, которые совершенно ускользали от заземленного ума. Тора - вечна.
Данная нам три с половиной тысячи лет тому назад, она до сих пор остается источником духовных сил евреев, радостью их сердец, бережно лелеемым сокровищем. В самом слове ТОРА слышится ор - свет. Светом Израиля, освещающим все вокруг, назвал ее царь-мудрец Шломо. Знаменитый рабби Акива в рассказанной им притче назвал Тору средой обитания евреев, в которой они только и могут жить, как рыбы в воде. Но для того, чтобы удерживаться на той высоте, которую требует Тора от человека, он должен прилагать постоянные усилия. Склонный к компромиссу, всегда готовый подчиниться "ходу событий", ум человека спешит объявить высокие стандарты Создателя "устаревшими, ненужными, мелочными предписаниями", а всю Тору - "собранием установлений, которые были нужны в первобытные времена, чтобы обуздать дикие инстинкты наших предков". Такой современный человек не есть исключительно продукт наших дней: о нем говорил восемь веков назад великий еврейский мыслитель. В нашем народе во все времена находились люди, стремившиеся сбросить с себя тяжелое бремя избранности, отказаться от того, что сделало нас уникальным народом, что выражено в вечной Торе - отказаться от Завета с Б-гом. Но, поистине, нет ничего нового под Солнцем. И сегодня перед нами стоят те же задачи, что стояли перед поколением пустыни, поколением Давида, сотнями поколений наших предков - идя по пути Торы, восстановить Храм, освободить Машиаха, утвердить Закон и освятить Имя Всевышнего среди народов. И сегодня на постоянный немой вопрос отвечает Г-с-подь народу Израиля устами пророка Михи: "О, человек! Сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Г-сподь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудро ходить перед Б-гом твоим".
Если бы все евреи только два Шабата провели так, как просит их Всевышний - весь мир был бы избавлен от зла и несправедливости!
Он сделал и делает все, от Него зависящее: он вывел нас из Египта, питал в пустыне, привел к Синаю, дал Тору, привел к границам Земли Обетованной и, несмотря на все грехи, не отвращает от нас Лица Своего.
Ему нечего менять в вечной и совершенной Торе. И незачем давать другую Тору. Очередь за нами!
10. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их, как сказано: "Создающий все сердца их и проникающий все дела их!"
II. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто преступает Его заповеди.
Я позволил себе объединить десятый и одиннадцатый принципы Рамбама, так как они тесно связаны между собой.
Среди множества имен и эпитетов, которыми евреи наделили Творца, есть одно необычное, непохожее на то, как себе представляют Б-га иные религии или теологические системы. Это имя - Хай - "Живой". Б-г в еврейском понимании - Живая Вечная Сущность. Он активно вовлечен во все, что делается на земле. Хотя Он и Творец Мира, и, следовательно, больше, чем Мир, в то же время Он присутствует в самом Мире: в каждой ситуации, в каждом процессе, в каждом моменте этого сложного движения.
Существует теология деизма, последователи которой (а их немало) считают, что Б-г, сотворив Мир, оставил его на произвол судьбы, совершенно не вмешиваясь в то, что происходит по "естественным" законам. Б-г деистов - Б-г философов, Б-г, в некотором смысле, "вычисленный", привлеченный в качестве средства разрешения логических противоречий, возникающих в философских (теологических) мировоззренческих системах.
Противоположностью деизма является пантеизм, также имеющий немало сторонников. Пантеисты обожествляют природу, они отождествляют Природу и Б-га и поклоняются природе, то есть они мыслят Б-га полностью погруженным в мир.
Иначе представляют себе Б-га евреи: Тора начинается с описания Сотворения Вселенной вечным невидимым, не имеющим вообще никакого физического представления Б-гом. Однако мир с самого начала не был предоставлен только своим внутренним мирским делам. Тора описывает постоянную вовлеченность Творца в происходящие события. Все, что происходит, является результатом взаимного действия человека и Творца. постоянно пытающегося поднять Своего младшего партнера до уровня, которого тот потенциально способен достичь. В Торе говорится о потопе и о праведнике Ноахе (Ное), об истреблении грешников Содома и Аморы (Гоморры), об усилиях праотца Авраама постичь пу ти, которыми должен следовать человек. Человек мо жет установить контакт с Б-гом, может обратиться к Нему, просить, умолять, настаивать. Во время Исхода из Египта весь еврейский народ увидел вмешательство в их судьбу Того, кто Сотворил Мир, дал Обетование патриархам; евреи ясно увидели также, что история. творящаяся на их глазах, является результатом и усилий и Воли Создателя. Поэтому-то Исход является тем событием, к которому вновь и вновь возвращается память и мысль еврея, которое ежедневно питает и укрепляет его веру, его представление о Том, кто управляет всеми событиями, кто придает всем действиям направление и смысл.
Ничто не ускользает от "взора" Всевышнего, все происходит под Его контролем и с Его участием. Он видит и оценивает все дела людей. Он проникает даже в помыслы, и только нечестивый или заблудший може1 верить, что существует нечто, скрытое от Его взора.
Однако, видя и ощущая все, будучи Хозяином, Властелином любой ситуации, Б-г самоограничивает себя. давая человеку свободу в выборе путей. Именно эта свобода, данная человеку, его способность выполнять то, для чего он создан или же отворачиваться от своей миссии, своего Создателя и Друга - дает возможность Творцу вознаградить праведников и карать тех, кто сознательно отрицает свое предназначение, осмысленность Бытия и власть Всевышнего.
Царь Царей правит миром Справедливостью и Милосердием. Он тщательно следит за тем, чтобы ни одно из этих качеств не получило перевеса: иначе мир либо будет разрушен, либо потонет в грехе. Человек обычно склонен больше уповать на Б-жественное Милосердие, чем помнить о Его Справедливости и своем долге. Поэтому "честно" заработанное наказание часто представляется ему незаслуженным, а бесчисленные милости, которыми, словно Любящий Отец, осыпает человека Всевышний, - "естественными" и не стоящими ни упоминания, ни благодарности.
Согласно иудаизму, душа человека продолжает свое существование и после смерти его тела. Представления о загробной жизни существуют у очень многих народов, не только евреи говорят "в ином мире". Но все противопоставляют друг другу мир земной и мир потусторонний, как правило, считая мир земной лишь недостойным временным прибежищем бессмертной души, чем-то таким, что должно быть преодолено.
Евреи же считают эти два мира составляющими Мира Единого, которые и сейчас разделены только тонкой перегородкой, а в Конце Дней явно предстанут в своем несомненном для всех Единстве.
Следовательно, и награда, и кара могут воздаться душе в любой момент ее существования.
Часто задают такой вопрос. "Если Всевышний знает прошлое и будущее, то Ему известно также, как поступит человек в той или иной ситуации. Не ограничивает ли это знание свободу выбора человека и, таким образом, не ставит ли под сомнение справедливость Б-жественного наказания и награды?"
Однажды этот вопрос прусский царь задал раву Ионатану Эйбешютцу. Тот ответил: "Я покажу тебе наглядно на примере, что знание будущего никак не ограничивает свободу человека. Ты планируешь посетить один из принадлежащих тебе городов. В городской стене есть двое ворот. Мне доподлинно известно каким образом ты въедешь в город. Вот я записываю это на листе бумаги, и ты запечатываешь конверт своей королевской печатью. Когда ты въедешь в город, ты вскроешь конверт и убедишься в том, что это мое знание никак не ограничивало тебя в момент принятия решения".
Царь отправился в путь. Подъехав к городской стене, он увидел двое ворот: одни большие, парадные, а другие - маленькие. Царь направил коня к парадному въезду, но внезапно остановился и стал размышлять. "Это уж слишком просто. Еврей знает, что есть только два въезда в город, и, конечно, он думает, что я воспользуюсь парадным. Нельзя же дать ему так просто одержать победу". И царь направился к маленьким воротцам, но, доехав до них, остановился. "Э, нет. Еврей умен и, к тому же, хорошо меня знает. Он, безусловно, предвидел ход моих мыслей и указал в своеН записке малые ворота". Подумав так, царь снова подъ ехал к парадному входу. И снова им овладело сомне ние. "Все-таки это слишком просто. Еврей угадает, и все будут смеяться над моей простотой. Надо вернуть ся к малому входу". Так, сомневаясь, царь и его свита метались от одних ворот к другим и никак не ре шались въехать в город. И вдруг царя осенило. "Ага, вот оно! Еврей никак не мог этого предвидеть!" И он приказал своим солдатам разломать часть городской стены и в этот пролом въехал со своей свитой. Тут слуга поднес ему письмо рава Ионатана. Торжествую щий царь сломал печать и прочитал написанное в нем: "Царь пробивает ограду!"
12. Я верю полной верой в приход Машиаха. И. несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день.
Приход Машиаха - одна из тех основ еврейской веры, которую трудно описать рационально. Будучи вырванным из контекста повседневной жизни и истории народа или отделенным от мистического чувства страданий Шо хины - Б-жественного Присутствия, лежащей в пыли, оно кажется наивной мечтой, утешением для вечно гонимых или, в лучшем случае, эпическим "выражением национальных идеалов". Но это только маленькая часть правды. Ожидание Машиаха - это ежедневное утверждение смысла Бытия, выражение глубокой веры в то, что Творение имело конкретную цель, достижение которой в первую очередь зависит от евреев. Важным аспектом цели является всеобщая справедливость.
Машиах - Помазанник - это человек из рода царя Давида, с приходом которого установится Царство Б-жие на Земле, Царство Справедливости, не будет угнетенных и несправедливо обиженных. Не будет неправды и беззакония. Тора воссияет во всем ее вели колепии, и ее мудрость станет явной, открытой для всех народов. Весь мир не только признает существование Творца и Его власть, но и назовет Его одним Именем. Как сказано в книге пророка Захарии: "В день тот Г-сподь будет Един и Имя Его будет Едино". Тогда будут искуплены все грехи Израиля и Г-сподь возвратит всех рассеянных в Землю, которую Он много тысяч лет назад дал в наследие нашим предкам, и из которой наш народ был Им изгнан за тяжкие прегрешения.
С приходом Машиаха мир станет совершенным. Но на ступление дня, когда прозвучит рог, и Элияу-анави - Илья-пророк - пройдет по всей Земле, призывая нас выйти и приветствовать столь желанное появление По мазанника Б-жьего, зависит от людских деяний, от того, насколько чисты наши помыслы и обращены ли к Б-гу наши души. Как говорят еврейские мудрецы: "Ключи от темницы, в которой томится Машиах, в наших руках. Каждое доброе деяние разбивает одну цепь, каж дый грех накладывает на него новые путы".
Есть древняя еврейская притча, которую рассказывают старики подрастающим мальчикам: "У ворот Римасидит в грязи нищий. Это - Машиах. Он сидит и ждет" "Кого?" - спрашивает мальчик. И получает ответ: "Тебя".
13. Я верю полной верой, что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца, да будет Имя Его благословенно, и память о Нем пребудет во веки веков.
Душа человека предшествует его рождению и со смертью человека не исчезает. Она сотворена Всевышним чтобы оживлять материальное тело, чтобы, спустив шись из высших духовных миров в наш нижний мир, - тот, который мы с вами можем ощущать нашими органами чувств, - исполнять трудное служение - заповеди Торы, несмотря на полное сокрытие в этом нижнем ми ре Б-жественного Присутствия. Душа и есть наша личность. Ее пребывание в теле - важный, но короткий эпизод. После смерти человека деятельность души по исполнению порученной ей миссии оценивается Высшим Судом, и она начинает свой путь возвращения к Творцу. Может так случиться, что ее служба в человеческом теле будет оценена столь низко, что она, не дай Б-г, потеряет возможность вернуться. Об этом говорит Тора, что такая душа "истребится из народа своего".
Нам известно также, что Творение имеет цель, которая носит название Мира Грядущего, и этой цели мы достигаем с помощью изучения Торы и исполнения ее заповедей в мире этом. Говоря обще, Грядущий Мир - это состояние особенной гармонии, справедливости и чистоты, в котором проявится скрытое ранее, и каждая душа получит основную часть своего вознаграждения за труды.
И вот Рамбам сообщает нам здесь одну необыкновенную вещь: Мир Грядущий не есть царство теней, чистых душ, "покинувших земную обитель свою". Наступлению Мира Грядущего предшествует воскресение мертвых, когда души всех когда-либо живших людей, вернутся в свои возрожденные тела, чтобы вместе с ними и находясь в них пережить необыкновенное раскрытие Б-жественной Истины.
Воскресение мертвых и наступление Грядущего Мира, - большая и сложная тема. Охватить ее в рамках популярного изложения нельзя. Углубление требует изучения. Изучение же - это серьезная работа. Однако сейчас будет своевременным сказать вот о чем.
Воскресение из мертвых - одна из основ еврейской веры. Да, да, именно веры. Не науки - царства рационального постижения, не искусства - области чувств и эмоций, - веры! Очень часто ее неверно понимают как подпорку человеческому разуму, как нечто вре менное, служащее нам, покуда разум не постиг некоторые явления полностью. Такое понимание веры чрезвычайно удалено от истины. Вера - есть способность человеческой души открывать и признавать истину, несмотря на отсутствие свидетельств и доказательств. Вера - это могучая сила, превосходящая разум! Каждый способен ощутить ее действие, нужно только вслушаться в то, что происходит в собственной душе.
* * *
Несколько слов в заключение. Сегодняшняя короткая лекция, если и показала вам широту еврейского учения, его горизонт, то, уж конечно, не показала его глубины. И дело здесь не только в том, что простой разговор только об основах могучего древнего учения неизбежно будет плоским, слабо отражающим его полноту и духовную мощь, но в том, что мы говорим сегодня о ве ре в узком смысле слова, т.е. о том, во что верит еврей всей душой и всем сердцем своим, как он представляет себе Творца, мир, историю. И ничего не говорили об еврейском образе жизни.
Если бы вы прослушали хорошую лекцию об основах христианской веры или веры мусульман, то было бы справедливым сказать, что вы узнали о сущности этих религий очень много. Конечно, и их характеризует образ жизни людей, то, что называют иногда сухими словами "ритуал и обряды"; однако, в этих религиях между образом мысли и образом жизни существует тонкая, но ощутимая перегородка. В иудаизме же ее нет. В нем вера и действие сплавлены в Неразделимое, понять одно без другого невозможно. Быть евреем значит поступать так, как заповедал нам Творец.
Посмотреть статьи
Иудаизм - вера евреев
Марк Раик
Сейчас принято различать понятия "иудей" и "еврей", но раньше эти понятия были тождественны: все евреи были иудеями (хотя не все иудеи были из евреев), и в Священном Писании они, эти понятия, не разделяются. Кроме того, в библейские времена, практически до прихода Мессии, едины были или во всяком случае очень тесно переплетались и понятия "вера" и "религия". После прихода Спасителя и отвержения Его теми, к кому Он пришел прежде всего, и разрушения храма эти понятия стали различаться уже в достаточной мере наглядно. После этих событий вера иудеев переродилась в религию, ставшею окаменевшим, сухим руслом прежде живой веры в живого Бога. От веры остались лишь мертвые догмы.
Религия евреев, как и их история, - одна из древнейших в мире и восходит к праотцам Израиля Аврааму, Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей, с которым Творец заключил завет, жил более 2000 лет до Р. Х. (т.е. ок. 4000 лет назад). Несколькими столетиями позже жил Моисей - величайший пророк, через которого Бог дал евреям Закон, Тору.
Религия евреев - это связь человека со своим Творцом, их взаимоотношения и взаимоотношения между людьми; это система взглядов на природу Бога и на Его отношение к людям.
Так во что же верили евреи? В чем суть библейского иудаизма, который исповедовал и Иешуа? Иудаизм выражается (в этом мы с ним солидарны) в вере в единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору - Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и не только в нашем мире. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он - первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, - Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог - есть Дух, Мысль и Слово.
К догматам иудаизма относится и учение о богодухновенности Ветхого Завета, первые пять книг которого составляют Тору. Тора - это не только Закон, это наука. Тора - верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак - знание, а знать - значит делать. Тора - это не только Закон, это откровение Бога о Себе. Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не только. Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.
Существенным элементом иудаизма является понимание миссии Израиля как раба Господа. Бог избрал Израиля, избрал не за его достоинства, которые порой весьма сомнительны (жестоковыйность и пр.), но вопреки им. Избранный - это больше, чем первенец. (Иаков не был первенцем, но был избран.) Избран Израиль, чтобы через него общаться и с остальным человечеством. Через него Слово, из него Помазанник (Машиах) - Спаситель.
Составной частью иудаизма является догмат о приходе Мессии-Спасителя. Спаситель-Машиах, т.е. Помазанник. Раньше помазывали царей на царство, и Спаситель должен был быть из царского рода, из рода Давидова. Мессия придет свершить праведный суд, воздать людям по делам их, обновить мир.
Центральным в иудаизме является доктрина об искуплении и спасении, а также понятие греха. Грех - это то, что отвращает человека от Бога: ослушание, отход от Его путей. По иудаизму, грех вне человека.
Искупление - это покрытие грехов. Без искупления не может быть спасения. В библейские времена грехи людей перекладывались на невинных животных. Смерть животного заменяла смерть согрешившего человека. За человека платился выкуп (киппур). Без крови нет спасения. Спасения от чего? В иудаизме спасение не от вечной погибели, вечной смерти (отделение от Бога), а от трудностей жизни, от каждодневной суеты, забот, невзгод. То есть речь идет не о спасении души. Соблюдение Закона не являлось условием спасения, условием освобождения, так как Закон был дан после выхода из египетского рабства. Не ставя своей целью проследить развитие иудаизма в историческом плане детально, отметим, что после вавилонского плена появились неканонические книги (апокрифы) и устный Закон, выделились среди иудеев (евреев) группы ессеев и фарисеев как оппозиция саддукейскому священству - ведущей в те времена партии иудаизма, а с приходом Иешуа Мессии произросла из иудаизма и новая мировая религия (резюме иудаизма) - христианство, сначала как "назорейская ересь".
Отход от библейского иудаизма начался задолго до прихода Иешуа и происходил постепенно, превратившись в иудаизм талмудический, в котором от веры, исповедовавшейся Моисеем, осталось очень мало. Суть Торы - Десять заповедей - сохранилась, но к ней прибавилось много наслоений. Традиция понимания Торы и раньше не была всеобщей, а практика исполнения Закона вне Израиля отличалась от принятой в Израиле. Фарисеи (II в. до Р. Х.) взяли на себя роль хранителей Торы, роль духовных вождей. Они приспосабливали Тору к изменявшимся условиям, делали ее удобной для исполнения Закона. Фарисеи приравняли авторитет устной Торы, которая никакого отношения к Моисею не имела, к письменной, данной Моисею Самим Творцом. В начале III в. по Р. Х. устная Тора была записана, появилась Мишна, которая затем стала основой Талмуда. Тора была заменена Талмудом, этой идеологической основой дальнейшего развития иудаизма. Таким образом не стало учения о жертве в храме, о крови примирения, об искуплении грехов и примирении с Богом. Была забыта жертва Авраама на горе Мориа как прообраз жертвы Иешуа на Голгофе, а именно на Него указывала жертва в храме.
После разрушения храма, после пришествия Иешуа и Его отвержения большей частью Израиля иудаизм превратился в религию правил - окостенелую, догматически узкую, формальную, что закрепилось в Талмуде. Но не следует представлять Талмуд как нечто неразумное, несуразное, не заслуживающее серьезного внимания. Талмуд - это кладезь мудрости, исторический опыт Израиля, но это уже толкование, т.е. дело рук (голов) человеков, хотя и мудрецов, но все же человеков. А Господь говорит нам только посредством Своего Слова, поэтому каждый должен сам читать Священное Писание, стремиться вникнуть в смысл каждого слова и всякий раз спрашивать себя: "Что Господь хотел этим сказать мне?"
После разрушения Второго храма не стало места для принесения жертвы. Храм заменила синагога, став центром иудейской жизни. Жертву заменила молитва. Отказ от жертвы - это закрепление отхода от Творца, начавшееся с отвержения Его Сына. Письменным закреплением отхода от библейского иудаизма явилось обобщение в ХII веке учения раннего средневекового иудаизма Маймонидом, суть которого - 13 догматов иудаизма.
Все эти догматы, за исключением одного, вполне согласуются с принципами веры мессианских евреев, которые верят в то, что Мессия уже пришел, и это не кто другой, как Иешуа из Назарета. Однако этот один догмат столь существен, что полностью заменяет веру в истинного Бога религией. Вера в Иешуа Мессию решает все вопросы и ставит все на свои места: грех, покаяние, спасение, жертву, кровь искупления.
Все дальнейшие попытки оживить мертвое учение, начиная с замены жертвы молитвой, носят наивный характер.
Модернизация иудаизма относится ко второй половине ХIХ века и наиболее широкое распространение получила в США. Она шла в двух направлениях: "консервативном" и "реформистском". Модернизация, т.е. приспособление к новым условиям, в обоих случаях носила довольно поверхностный характер. Изменения касались в основном порядка богослужения, осовременена одежда раввинов, ликвидированы перегородки, разделявшие во время богослужений мужчин и женщин. Частично, далеко не во всех общинах, заменен язык богослужения (древнееврейский на английский), хотя реформаторы, являясь уж очень свободными либералами, отвергают такие существенные догматы иудаизма, как воскресение мертвых и пришествие Мессии. В реформатских общинах можно встретить и раввина-женщину.
Сторонники ортодоксального иудаизма, называющие себя реконструктивистами, среди которых своей непримиримостью особенно выделяются любавические хасиды, пытаются сохранить и восстановить иудаизм в его средневековом понимании.
Все три течения современного иудаизма стремятся вернуть атеистически воспитанных евреев в лоно религии.
Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения, сковывающие живую веру.
Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний. Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных, стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.
Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.