Самым богатым человеком истории был мусульманин. Манса Муса — самый богатый человек в истории

Манса Муса (он же Канку Муса) был правителем империи Мали XIV века и, что неудивительно, человеком с необычной судьбой. Чтобы понять, как какой-то вождь племени оказался богаче всех императоров и Римских Пап, нужно немного пролить свет на ситуацию. Дело в том, что к 1312 году, то есть к моменту восхождения Мусы на трон, государство Мали было не третьесортным захолустьем, а вполне процветающей державой и не зря именовалось «империей». Благодаря завоевательным походам, оно стало больше, чем вся Западная Европа по размеру, а по уровню развития и культуры не уступала большинству ее стран. Можно представить себе альтернативную историю, в которой именно Мали вошла в пороховой век и захватила полмира, но все вышло так как вышло.

Оставшиеся описания Манса Мусы невероятно противоречивы, даже если дает их один и тот же свидетель. Историк и путешественник ал-Омари так рассказывает об императоре:

«Этот царь - величайший из царей черных - мусульман. Страна его самая обширная, с самым многочисленным войском. Царь малийский самый могущественный из них, самый великий из царей достоянием, самый прекрасный своими обстоятельствами, самый победоносный по отношению к врагам и более всех властный творить благодеяния»


Однако все тот же ал-Омари, рассказывая о внешнем виде, описывает одного их самых влиятельных правителей современного ему мира как невероятно нелепого, одетого словно балаганный шут царька и поражается его вопиющей безвкусице:

«Царское одеяние отличалось тем, что царь спускал на лоб конец тюрбанного полотнища и что его штаны были сшиты из 20 полос, никто другой не рискнул бы одеваться подобным образом… Султан той страны сидит в своем дворце на большом помосте, по бокам которого расположены бивни слона… Его золотое оружие рядом… Позади него толпа сыновей царей его страны… Один из них держит шелковый зонт с золотыми навершием и птицей».


Манса Муса не просто взошел на трон и начал править: даже с престолонаследием ему удалось вляпаться в историю. Его двоюродный дед, Сундиата Кейта, был вождем племени мандинго, подвижником ислама и попутно первым императором Мали. Говоря без преувеличения, для истории Западной Африки он был словно Цезарь, император Константин и Наполеон в одном лице. Вопреки типичной ситуации, когда наследники оказываются бездарями и дегенератами, его потомки развивали империю и приумножали ее богатства. И так было, как минимум, вплоть до императора Абубакара II, который тоже попытался стать продолжателем великого дела, но вышло все очень странно.

Сейчас уже неясно, насколько Абубакар II был адекватным правителем (хотя бы не развалил империю, и на том спасибо). Но где-то году в 1310-1311 он собрал огромный флот (от полутысячи до нескольких тысяч кораблей) и отправился в разведывательно-завоевательный поход, из которого не вернулся.


Империя Мали.

Сейчас все это выглядит невероятно странно: почему император лично уплывает на просторы Атлантического океана, в неизвестные земли, да еще и с боевым флотом? Само собой, существуют спекулятивные теории о том, что он прознал о существовании Америки или словно Колумб мечтал отыскать кружной путь в Индию. Однако более вероятно, что Абубакар мечтал вторгнуться в какую-то из сопредельных стран, но флот погиб в результате шторма.

Его преемником на время отплытия как раз остался Канку Муса, будущий коронованный Манса Муса. Спустя пару лет всем уже было понятно, что неожиданно исчезнувший флот не вернется, а значит, императором остается тот, кого оставили за главного. Нашему герою досталась огромная страна, населенная десятками народностей, которая уже успела прославиться на всю Ойкумену как источник золота, меди, соли и экзотических товаров. Причем, еще неизвестно, что именно сделало страну богаче.


Мали славилась как один из центров исламской культуры, при этом относясь к религии совсем без фанатизма (не в пример современной ситуации в этих же землях). Верхушка страны вслед за императорами поспешила обратиться в модный ислам, а остальные без проблем исповедовали древние языческие и анимистические культы. Золото здесь лежало едва ли не на поверхности, соляные копи давали качественную дорогую соль, а человеческий труд не стоил ни гроша. Власть правителя стояла на убеждении в его божественности, а его армия была поистине имперской - 100 тысяч солдат и 10 тысяч всадников - сокрушительные военные силы по тем временам.

При этом самый богатый человек в истории был достаточно сообразителен, чтобы понять, что вот сейчас самое главное - это не новые победы и экспансия, а мир и хоть какое-то подобие стабильности. Вокруг было множество племен, но Мали не захватывала их, а включала в орбиту своей власти. К примеру, Манса Муса не стал нападать на народ дьялонке, который жил на территории, немыслимо богатой драгоценными металлами. Вместо этого он нанял все племя для их охраны и добычи. Дьялонке сами добывали и отдавали большую часть собственного золота, искренне считая, что обвели Мусу вокруг пальца - это ли не успех? И так вышло с большинством племен: сама империя была огромной, но сфера ее влияния - еще больше.


Именно при Мансе Мусе Мали достигло своего наибольшего процветания и мощи. Никаких рассказов о том, как именно он правил и что делал на своем посту, не сохранилось - но вовсе не за давностью лет: про политику и административные решения того же деда Мусы, Сундиата, известно довольно многое. В общем, наш герой был лучшим воплощением идеи о том, что если что-то работает, то не трогай это, и все будет хорошо.

Нравы в Мали были далеки от идеала исламской морали, и их можно было назвать весьма свободными. Когда вскоре после гибели Манса Мусы сюда прибыл великий путешественник Ибн Баттута, он был крайне поражен двумя вещами: расточительным богатством местной знати и фривольностью местных женщин. Они оказались одновременно безумно горячими и своевольными. Своевольными в том плане, что считали мужчин равными себе и позволяли заводить себе любовников для увеселения. Мужчина, пришедший домой, мог обнаружить свою жену, оседлавшую одного из своих «приятелей», спокойно отреагировать, поздороваться, извиниться за беспокойство и удалиться. Жены не мешали развлекаться на стороне мужьям, а мужья - женам. Для воспитанного в арабских традициях Ибн Баттуты это казалось немыслимым, и его бросало в стыдливый жар от одной мысли о таких обычаях.


Но даже у самого мудрого правителя, который позволяет всему развиваться своим чередом, обязательно будет свой бзик. У Манса Мусы такой идеей фикс стало желание показать всему миру, что Мали - это не африканское захолустье, а богатый край и империя, с которой надо считаться всем и каждому. Иными словами, ему казалось недостаточным быть богатейшим царем мира, ему хотелось, чтобы об этом знал весь мир. В 1324 году, после 12 лет правления, Манса Муса отправился в хадж, то есть паломничество в Мекку, которое обязан совершить каждый мусульманин. Но мы понимаем, что самый богатый человек в мире не мог просто отправиться туда подобно простому смертному.

Дальше начинается то, что можно смело назвать PR-кампанией Его Величества. Ради хаджа из страны были выжаты все соки: в походе императора сопровождали 80 тысяч слуг обоих полов - правители стран, через которые проходил Манса Муса, не без оснований опасались, что он пришел для того, чтобы под предлогом паломничества начать вторжение. Вся эта орава выстроилась в огромнейший караван, груженый припасами, товарами, дарами, оружием и, конечно же, золотом.


В голове колонны шли 500 рабов, каждый из которых опирался на посох из золота. Сам Манса Муса ежедневно освобождал одного из этих невольников, показывая тем самым своему народу великодушие. По современным подсчетам, в этот путь правитель Мали взял как минимум 12 750 тонн золота, каждую крупицу которого он, в результате, раздал по дороге. Домой он вернулся даже не пустым, а с огромными долгами.

В пути император вовсе не умерщвлял плоть, словно праведник. Благодаря почтовой системе, даже посреди Сахары император лакомился свежей рыбой и фруктами. Но больше всего современникам запомнилось его потакание причудливым капризам жены, Ниерибы Конде, которая тоже участвовала в хадже. Прямо посреди пустыни ей сделалось дурно, и тогда Муса приказал создать на этом месте бассейн: восемь тысяч рабочих трудились всю ночь, и к следующему утру императрица и пятьсот ее наложниц уже резвились в рукотворном озере, пока слуги с помощью бурдюков устраивали в нем что-то вроде джакузи. Все это похоже на что угодно, но только не на скромное паломничество к святым местам.


Изображение Манса Мусы на португальской карте.

В своем пути до Мекки и обратно Манса Муса разбазаривал золото так, словно это навоз, на котором вырастет его будущее величие. Дойдя до Египта, с правителем которого он был в неплохих отношениях, император одарил золотом буквально каждого чиновника в стране; подарки же важным шишкам Каира вообще были непристойно шикарными. Все были в восторге от чернокожего правителя: рассказанные им истории передавались из уст в уста, а весь город вспоминал щедрейшего паломника со слезами радости на глазах даже спустя двенадцать лет после событий.

На караване, полном золота, начали грубо и отвратительно наживаться: завидев чернокожих, торговцы ломили немыслимые суммы, а попрошайничество у Мансы Мусы могло стать источником мгновенного богатства. В результате, еще не дойдя до Мекки, император потратил все свои золотые запасы и даже умудрился влезть в долги. Вместо праздника добра и щедрости начали проявляться враждебность и неприязнь к египтянам: Муса понял, что его жесточайшим образом обманули.

И вот здесь начинается самая интересная часть истории с золотом. Его оказалось так много, что все эти подарки просто обвалили рынки драгоценных металлов сначала в Египте, а затем по всему Средиземноморью. Началась жуткая инфляция и финансовый кризис, золото обесценилось как минимум на ближайшие 12 лет (по иронии, столько же египтяне боготворили Мусу). В каком-то смысле правитель Мали сумел отомстить непомерно жадным хозяевам, которые ободрали гостя до нитки.


Спустя год Манса Муса, возможно, уже не самый богатый человек в мире, вернулся на родину. В его отсутствие имперские военачальники захватили царство Сонгай, а с ним и мощный торговый узел. Возможно, только благодаря этому Мали смогла выдержать потерю своего золота и даже снова расцвести под руководством императора. Кроме этого, он привез из похода множество талантливых людей: поэтов, архитекторов, теологов - а с ними и огромную библиотеку книг, которая сделала Мали бастионом культуры и научной мысли.

Однако на Манса Мусе прервалась невероятная династическая удача страны: после череды великих правителей пришли потомки Мусы, которые умудрились испоганить и промотать буквально все нажитое империей. Его сын и вовсе отрекся от ислама и назло своему правоверному родителю перешел обратно в язычество - это ли не злая насмешка судьбы?

Всем привет, с вами Вячеслав Буленков и в этом выпуске вы узнаете кто самый богатый человека в мире. Но дойдем мы до него пройдясь по ТОП 10 самых богатых людей в мире за всю историю человечества. А идею для подкинул Максим, просто Максим. А перед просмотром этого ролика рекомендую канал КредитОр. Это один из самых полезных и лучших каналов о кредитах. Он помогает понять все о кредитах и сделать правильный выбор. Также автор отвечает на все вопросы причем абсолютно бесплатно. Подписывайтесь на канал по аннотации на экране или в ссылке в описании, а мы переходим к нашему выпуску! Одно из наиболее авторитетных и известных экономических изданий мира, журнал Forbes, опубликовало рейтинг самых богатых людей мира за 2015 год. Который возглавляет всем известный Билл Гейтс с состоянием $79,2 млрд., за ним второе и третье место занимают Карлос Этим Элу и Уоррен Баффетт с состояниями $77,1 млрд., и $72,7 млрд. Они известны всем своими достижениями, невероятными капиталами, но могут ли они называться самыми богатыми людьми за всю историю человечества? Пожалуй, нет, так как в десятку «самых-самых» они пока не входят. А перед началом ТОПа оставьте свое мнение, занимаясь чем можно переплюнуть нынешнюю тройку Форбс. Вот поставьте на паузу и напишите, будет реально интересно посмотреть. 3 секунды… Окей, давайте перейдем к нашему ТОПу:) Последнее место «ТОП-10ки» занимает американский меценат и промышленник Корнелиус «Командор» Вандербильт. Его называют главой одной из самых состоятельных семей за всю историю Америки и третьим в списке богатейших американцев всех времен. Его состояние в $185 млрд. происходило из разных источников, все начиналось с небольшой баржи и перевозок людей из Манхеттена в Статен-Айленд, затем последовали пароходы, организация собственного транспортного бизнеса и т.д. Еще богаче Вандербильт стал после успешного инвестирования в 1860-е годы в строительство железных дорог. На 9 месте расположился соотечественник Командора основатель «Ford Motor Company» Генри Форд. Родившийся в 1863 году в Гринфильде, штат Мичиган, Форд не стал первым изобретателем автомобиля, его заслуга состояла в разработке, производстве и выпуске первых авто для среднего класса. Заводы «Ford» выпускали «автомобили для всех», наиболее дешёвые машины в начале эпохи автомобилестроения. Общая стоимость активов изобретателя и автора 161 патента США после его смерти в апреле 1947 оценивалась около $199 млрд. На 8 месте Муаммар бен Мухаммад Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи, емае, это сказал:), также более известный как полковник Каддафи, правил Ливией более 4 десятилетий. Он стал председателем Совета революционного командования Ливии после сентябрьского государственного переворота в 1969 году и свержения короля Идриса І. На момент смерти личное состояние Муаммара Каддафи оценивалось в эквиваленте около $200 млрд. На 7 месте нормандский король, потомок викингов, Вильгельм I. Он правил более 20 лет, начиная с 1066 г. до своей смерти в 1087 году. Свое богатство он накопил за счет вторжения на территории других королевств, за что и получил прозвище «Завоеватель». Когда он умер в 1087 году, все состояние в эквивалентном размере $229,5 млрд. перешло к его сыновьям. На 6 месте благодаря активам на сумму около $ 236 млрд. занял Осман Али Хан, который был последним правителем Княжества Хайдарабад с 1911 по 1948 год, после чего княжество стало частью Индии. Во времена своего правления Осман Али Хан был самым богатым человеком в мире, владел коллекцией золота стоимостью более $100 млн., драгоценностями на сумму более $400 млн., в том числе известным бриллиантом «Джейкоб» весом 184,75 карат и стоимостью $93 млн. На 5 месте Царь Николай II. Император Всероссийский пришел к власти после смерти своего отца Александра ІІІ, тогда Николаю было 26 лет. Царь-мученик Николай пробыл у власти более 20 лет и стал последним императором Российской Империи. Активы царя по сегодняшним меркам оценивают в $300 млрд., включая драгоценности, запасы золота и серебра, а также огромный флот семьи Романовых. На 4 месте Эндрю Карнеги. Он сыграл важную роль в расширении и росте американской промышленности. Сталелитейный магнат шотландского происхождения стал также известным меценатом своего времени. Он начинал с карьеры телеграфиста, а в 1960-е уже делал первые инвестиции в строительство железнодорожных спальных вагонов, нефтяных вышек и мостов. На сегодняшний день совокупные активы Эндрю Карнеги стоили бы около $310 млрд. На 3 месте Джон Рокфеллер. Родившийся в США в 1839 году, стал первым «долларовым» миллиардером в истории человечества. Предприниматель основал компанию «Standard Oil» в 1870 году, которая стала лидером в нефтяной отрасли, это предприятие было первым деловым трастом на территории США. С учетом его состояния в $340 млрд. Рокфеллер был признан самым богатым американцем всех времен. На 2 месте семья Ротшильдов, чей общий капитал составил около $350 млрд. Франкфуртская банковской династия берет свои истоки в 1760-е гг., с тех пор ее членов считают самыми богатыми людьми в мире. Многие полагают, что семья Ротшильдов контролирует более $1 трлн. банковских активов и недвижимости. Однако кто же стал самым богатым человеком всех времен и народов? 1 место занимает прославленный правитель средневекового государства Мали в 15 столетии Мансе Муса. На сегодняшний день с учетом инфляции общее состояние Манса Муса стоило бы около $400 млрд. После этого - $79,2 млрд. Билла Гейтса кажутся ничтожными, ну да… А на сегодня все. Если хотите узнать на чем заработал свое состояние самый богатый человек Манса Муса, давайте наберем 150 лайков, и в золотом выпуске выйдет этот факт. Это выпуск в котором будут 5-7 самых интересных фактов с разных выпусков. Подписывайся на канал, чтобы получать новые вдохновляющие и полезные выпуски. С вами был Вячеслав Буленков, пока!

Когда говорят о богатых людях, вы, скорее всего, думаете, о Билле Гейтсе, Рокфеллере, Уоррене Баффете, Карлосе Слиме или семье Ротшильдов. Но, по единогласному мнению историков, самым богатым человеком, когда-либо жившим, был мусульманский правитель Мали манса Муса.

Слово «манса» означает «король, правитель». Манса Муса правил Малийской империей в период с 1312 по 1337 гг. и привлек внимание европейцев и арабов после своего ставшего знаменитым хаджа (паломничества) в Мекку в 1324 году.

По современным оценкам, во время этого ритуального путешествия, пересекая многие страны, мансе Мусе выпало распорядиться 400 миллиардами долларов! По пути в Мекку он не скупился давать закят бедным и строить дома и мечети.

В те времена в состав Малийской империи входили такие государства, как Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия и Чад. Эта огромная империя простиралась на две тысячи миль от Атлантического океана на западе до озера Чад на востоке.

Паломничество в Мекку

Вскоре после того, как Муса принял бразды правления после Абу Бакри II в 1312 году, он, как благочестивый мусульманин, начал приготовляться к паломничеству. За годы подготовки к хаджу манса Муса использовал полезные знания и ресурсы своей богатой земли. Малийские ученые помогали спланировать паломничество. Манса Муса был хорошо подготовлен и много знал о городах, через которые ему придется проложить свой путь в Мекку. По прошествии 12 лет он был готов.

В 1324 году манса Муса отправился в паломничество и взял с собой тысячи служащих (по некоторым данным около 60 000). С ними отправилось более 80 верблюдов, груженных 300 фунтами золота и другими необходимыми товарами. Путь им предстоял длиной более четырех тысяч километров.

В сопровождении мансы Мусы было 1200 рабов, и каждый нес золотое украшение. За время путешествия были сделаны остановки в египетских городах Александрии и Каире, где он привлек к себе огромный интерес арабов и европейцев. Передается, что по своей доброте и щедрости он отдал большую часть своего золота тем бедным, которых повстречал на улицах Каира и Александрии, а каждую пятницу в местах остановок он закладывал строительство мечети на протяжении всего пути до Мекки.

В то время его государство находилось на пике развития, поэтому и процессия была внушительной: Мусу сопровождали до 60 000 человек, а также стада верблюдов и других животных. Все вместе они везли несколько тонн золота, которое правитель щедро раздавал беднякам на всем пути до Мекки или обменивал на сувениры.

Последствия его щедрости давали о себе знать еще многие годы спустя в Египте, Мекке и Медине, так как все это привело к падению местных экономик из-за снижения цены на золото.


Вскоре манса Муса стал одним из самых известных людей в арабском мире и в Европе. О нем, африканском золотом короле, слагали рассказы и итальянские купцы, и египтяне. Все это принесло мансе Мусе такую славу, что он был особо отмечен на географических картах арабов и европейцев. Одна из таких карт хорошо сохранилась до настоящего времени - древняя итальянская карта.

Влияние его поездки

Возвращаясь домой, манса Муса взял с собой много арабских ученых, архитекторов и управляющих, чтобы они помогли ему построить знаменитые теперь исторические здания, которые находятся в городах Гао и Томбукту (Тимбукту). Томбукту стал известным научным, культурным и процветающим торговым городом в те годы. Город, в который люди из Европы, Азии и Северной Африки стремились попасть, чтобы учиться, заниматься торговлей и просто жить.

Томбукту́ - город на севере центральной части Мали, в 13 км к северу от реки Нигер. Томбукту достиг экономического расцвета в 1312-1337 гг. и был интеллектуальным и исламским духовным центром. Первые описания города были сделаны в 1353 году. Томбукту до сих являются важнейшим культурным наследием исламской цивилизации.

Забавная история: один из потомков пророка Мухаммада…

Забавная история: один из потомков пророка Мухаммада отправился в Томбукту, чтобы учить там малийских мусульман, но сам не прошел вступительные экзамены для обучения в медресе. Ему было сказано учиться еще три года, чтобы получить возможность стать студентом университета Томбукту.

Наследие арабских и андалузских архитекторов состоит из нескольких шедевров, таких как Джингереберская соборная мечеть, которая является частью университета Томбукту. Она является одной из частей трех медресе (Джингеребер, Санкоре и Сиди Яхья), входящих в состав университета и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исламская наука получила огромный толчок к развитию благодаря поездке мансы Мусы, так как множество новых медресе и библиотек строились и росли вместе с исламским знанием. В то же время исламские лидеры и соседние королевства увеличили обмен торговли, стало доступно общение и обмен знаниями между учеными, вместе чаще стали встречаться и собраться поэты… Все это сделало Томбукту центром исламской духовности, знаний и торговли в Африке.

После смерти мансы Мусы в 1337 году мансой стал его сын Магхан. Но его правление длилось не так долго. Нападения со стороны Марокко и царства Сонгаи вскоре привело к крушению этого великого исламского королевства.

Интересный факт: манса Муса упоминается в компьютерной игре Civilization IV , е

Манса Муса, или Канку Муса (Канку, или Конго, было именем его матери), был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Несмотря на это, в западносуданской устной традиции о нем меньше песен и преданий, чем о Сундиате, хотя последний и не был известен в Европе.

В арабских хрониках манса Муса и время его правления, особенно его хаджж в Мекку, освещены довольно хорошо. Наиболее надежные и чаще всего цитируемые хронисты - это Ибн Фадлаллах ал-Омари, Ибн Баттута и Ибн Халдун.

Наиболее важные сведения о правлении мансы Мусы мы находим у его современников. Тем не менее время его правления датируется по-разному. Его начало чаще всего относят к 1312 г., но об окончании у историков различные представления. По мнению большей их части, период власти мансы Мусы продолжался до 1337 г., но некоторые указывают 1332 г.

Время мансы Мусы обоснованно считается временем расцвета малийской империи. Важнейшей причиной распространения славы мансы Мусы за пределы Черной Африки, вплоть до Европы, был хаджж, который он совершил в Мекку в 1324 г. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру, и, прежде всего, арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна. Несомненно, что черный царь, проделавший путешествие из далекой страны внутренней Африки через Сахару, произвел впечатление на народы и государей, через земли которых он шел. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек!

Другая хроника, «Тарих ас-Судан», называет число на 20 тысяч меньше. Устная традиция повествует о 777 сотнях мужчин и 400 сотнях женщин. Поскольку царь знал, что путешествие с подобной свитой обойдется дорого, он взял с собой соответствующую дорожную казну: говорят, он вез тонны золота, частью в виде золотых посохов, частью золотым песком.

Хотя более или менее точные сведения о путешествии мансы Мусы можно получить из арабских хроник, устная традиция сохранила удивительные подробности об этом историческом событии.

Традиция, между прочим, упоминает по именам многих знаменитых людей из ближайшего окружения мансы Муссы. О снабжении каравана и расписании его передвижения имеются необычайно точные сведения.

Авангард под предводительством гриота Силмана Бана состоял, по преданиям, из 500 рабов, в личное снаряжение каждого из которых входил наряду с прочим золотой посох. С начала путешествия расстояние между этим авангардом и основной частью путешественников сильно растянулось: авангард уже входил в Томбукту, а царь еще пребывал в своем дворце. Дело было не в медлительности мансы Мусы, а в том, что некоторые из его советников убеждали его покинуть столицу в субботу, которая приходилась бы на двенадцатый день месяца, а такая суббота наступила лишь после девятимесячного ожидания. И другой день недели памятен в связи с путешествием мансы: в каждом городе, куда он прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть.

Собираясь в путь, манса Муса взимал со своего народа как деньги, так и съестные припасы. Но в пути он питался не только тем, что увез из родной страны. Хронисты рассказывают, что даже в центре Сахары царь лакомился свежей рыбой и овощами, которые получал благодаря хорошо налаженной почтовой службе. Но не трапезы царя были наибольшей роскошью во время его путешествия: больше фантазии проявляла в использовании своего положения жена мансы Ниериба Конде. Ее расточительные капризы упоминаются как в хрониках, так и в устной традиции.

Едучи долго по песчаной пустыне, Ниериба Конде в один прекрасный вечер заявила мужу, что страдает ужасным зудом и ей во что бы то ни стало надо выкупаться, причем предпочтительно в проточной воде. Несколько обескураженный неуместной просьбой царь вышел из своего шатра и пошел совещаться с фама - начальником группы. Мигом было разбужено 8700 человек царской прислуги, и они принялись копать бассейн для царственной супруги!

Согласно хронике, на следующее утро первые лучи солнца могли уже играть в воде этого бассейна, выкопанного среди песчаной пустыни. К общему восторгу, в нем были даже такие же водовороты, как в Нигере, о котором так мечтала царица. Водовороты возникали, когда в водоем лили воду из бурдюков.

Фама, выполнивший эту строительную задачу, сиял довольный и возносил славу Аллаху и царице. Возможно сильно преувеличивая, Махмуд Кати сообщает в «Тарих ал-Фатташ», что царица въехала в бассейн на спине мула и вместе с нею туда с восторженными криками бросились купаться 500 девушек ее свиты.

Устная традиция рассказывает об этом эпизоде несколько иначе, хотя и в ничуть не более достоверной форме: супруга мансы Мусы выкупалась не в бассейне, выкопанном людьми, а в озере, которое появилось по воле Аллаха в ответ на молитвы царя!

Манса Муса пересек Сахару, пройдя через соляные копи Таоденни, то есть через Валату, Туат и Тегаззу. Важнейшим местом остановки в пути был Каир, и именно оттуда распространились по всему миру рассказы о богатстве мансы Мусы. Как сообщает ал-Омари, даже через 12 лет после хаджжа в Каире хорошо помнили его щедрость.

«Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он держал себя, какое достоинство, какая скромность!»

Манса Муса отличался воистину царским достоинством, хотя не умел ни читать, ни писать по-арабски и на советы всегда ходил с переводчиком. При каирском дворце мансу Мусу засыпали вопросами. Он успел рассказать египтянам и о плавании своего предшественника, и о границах своей земли, которые он несколько преувеличивал: он сказал, будто земля его столь огромна, что нужен целый год, чтобы пересечь ее. Он говорил также о ее золотых и медных приисках и о соседних народах. Когда один из придворных назвал его по ошибке царем Текрура, он несколько рассердился, сказав: «Текрур - это лишь часть моих владений».

И каирскому султану манса Муса сумел продемонстрировать свое достоинство: он отказался совершить челобитие. «Почему я должен делать так?» - рассердился он, но тут же проявил находчивость, с тем чтобы сохранить свой престиж и вместе с тем исполнить требования этикета. Оказавшись перед султаном, он коснулся лбом пола, но при этом воскликнул, что кланяется Аллаху, сотворившему его, и владыке мира.

Каирские купцы бесстыдно спекулировали на доброжелательности мансы Мусы и его свиты, их прямой неосведомленности: за товары, которые хотели приобрести малийцы, купцы заламывали непомерные цены, а те безропотно платили. Малийское золото, которое шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Ухудшились и отношения малийцев с каирцами, поскольку манса Муса в конце концов понял, что его и его спутников водят за нос.

Царская щедрость к добру не привела: деньги Мусы и деньги, накопленные поколениями его предшественников, кончились, и ему пришлось брать в долг у одного каирского купца. Тот, впрочем, ничего не имел против: доверие к черному царю в Каире было велико. Всего своего состояния манса Муса в Каире, однако, не растратил. И поныне в Мали живы предания о том, как манса Хадж Муса, то есть царь-паломник Муса, позже, в Мекке, покупал дома и земли для черных пилигримов.

Как по устным преданиям, так и по арабским хроникам, у мансы Мусы была репутация правоверного мусульманина. Но наряду с этим легенды из Диомы и Хаманы рассказывают, что по возвращении из Мекки он вез с собой 1444 фетиша, а это значит, что он не полностью отказался от анимизма. Ниань, правда, подчеркивает, что «фетишами» могли быть и те священные книги, которые он во множестве приобрел в Каире и Мекке. Во всяком случае, есть основания верить, что, хотя манса Муса и был законопослушным мусульманином, большая часть малийского народа сумела сохранить своих анимистических богов. Рассказывается, что сын мансы Мусы в конце концов отказался от веры отца и вернулся к старым богам своего народа.

Согласно рассказу ал-Омари, манса Муса, у которого было войско из 100 тысяч пехоты и 10 тысяч всадников, ни на каком этапе не пытался начать священную войну против живущих на юге «неверных». Он, видимо, пришел к выводу, что мирное сосуществование с племенем дьялонке, стерегущим золотые россыпи, наилучшим образом обеспечивает непрерывность золотого потока.

И с племенами, живущими в зоне лесов тропических дождей, манса Муса вел выгодную торговлю, привозя оттуда в числе прочего орехи кола и пальмовое масло. Некоторые соседние страны, и прежде всего государство народа моси, занимавшее земли в излучине Нигера, могли бы, по всей вероятности, и дать должный отпор в случае, если бы манса Муса начал войну за веру.

Хотя манса Муса и придерживался веротерпимости, он видел в исламе важный фактор подъема уровня культуры народа. Арабские хронисты так превозносят стойкость мансы Мусы в вопросах веры, что историки считают это основанием полагать, что при нем учение Корана было обязательным в столице.

Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 г. Обратный путь шел через Гадамес и Агадес. Царя, который, экономя носильщиков, путешествовал на спине верблюда, сопровождали учителя ислама, ученые и знатоки шариата. Человеком, который проводил в этом обществе многие часы, был уроженец Гранады, архитектор Абу Исхак, более известный под именем ас-Сахели.

Будучи на службе у мансы Мусы, он построил в Томбукту, который в этот блестящий период истории Мали стал важнейшим центром изучения ислама, мечети Джингеребер и Санкоре, а также мадугу - королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане - «сахельскому», или «стилю мансы Мусы», от которого, правда, мало что уцелело, потому что войны, особенно в XVI в., погубили эти здания. Но несомненно, что ас-Сахели был первым в Западном Судане архитектором, который пользовался при строительстве обожженным кирпичом.

Когда манса Муса еще только возвращался из Мекки, он получил известие, что его младший военачальник Сагаманджа завоевал город Гао - центр народа сонгай. Услышав это, царь изменил маршрут, чтобы ознакомиться со своими новыми владениями и укрепить там свое положение. В Гао в то время правила династия За, или Дья.

Чтобы заручиться верностью нового вассала, манса Муса забрал с собой двух сыновей дья Ассибоя - Али Колена и Сулеймана Нари.

Отправляясь в Мекку, манса Муса назначил регентом своего сына - мансу Магана. Согласно данным ал-Омари, манса Муса намеревался по возвращении домой отказаться от короны в пользу сына и вновь уехать в Мекку, чтобы жить поближе к святым местам ислама, но этот замысел остался неосуществленным, поскольку, согласно тому же ал-Омари, манса Муса умер прежде, чем успел отречься от престола.

Это краткое сообщение ал-Омари возбудило среди ученых много споров, так как находилось в противоречии с другими сведениями о кончине мансы Мусы. Обычно говорится, что царь вернулся из хаджжа в 1325 г. и, следовательно, он, согласно ал-Омари, умер в то же время. Но Ибн Халдун со своей стороны утверждает, что манса Муса хотел установить контакт с султаном Феса в Марокко, Абу-л-Хасаном, чтобы поздравить его с победой в битве при Тлемсене, а так как битва произошла лишь в 1337 г., значит, манса Муса в это время был жив.

Но, отправив посланцев в Фес, манса Муса, видимо, скоро умер, ибо посланцы Абу-л-Хасана, которые отправились в Мали с ответным визитом, встретились уже не с Мусой, а с мансой Сулейманом.

Между этими визитами, однако, прошло по меньшей мере пять лет, так как мансе Мусе наследовал его сын Маган, и только после четырех лет его правления царем стал брат Мусы - манса Сулейман, который и дал аудиенцию посланцам марокканского султана. Таким образом, упоминание ал-Омари о смерти мансы Мусы сразу после хаджжа недостоверно, и знаменитый царь Мали умер только в 1337 г.

Манса Муса

Манса Муса, или Канку Муса (Канку, или Конго, было именем его матери), был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Несмотря на это, в западносуданской устной традиции о нем меньше песен и преданий, чем о Сундиате, хотя последний и не был известен в Европе.

В арабских хрониках манса Муса и время его правления, особенно его хаджж в Мекку, освещены довольно хорошо. Наиболее надежные и чаще всего цитируемые хронисты - это Ибн Фадлаллах ал-Омари, Ибн Баттута и Ибн Халдун (Ал-Омари, который писал свою хронику в 1342-1346 гг., очевидно, сам не встречался с мансой Мусой; среди его информаторов был, видимо, шейх Абу Сайд Усман ад-Дуккали, который, как известно, прожил в Мали 35 лет. Ибн Баттута путешествовал по Мали в 1352-1353 гг., то есть спустя 15 лет после окончания правления мансы Мусы. Ибн Халдуна часто считают наиболее авторитетным источником по истории Мали. Он объездил Северную Африку и реконструировал царские генеалогии Мали так хорошо, что и сегодня хронология этой страны по большей части основана на его сведениях. Наиболее сведущими его информаторами о мансе Мусе были ал-Хаджж Йунус, переводчик (может быть, посол Египта в Мали), и ал-Му"амар Абу Абдаллах ибн Хадиджа ал-Куми, который встретился с мансой в Гадамесе и даже примкнул к его свите, когда царь возвращался из хаджжа. Ибн Халдун родился в Тунисе в 1332 г., то есть за пять лет до конца правления мансы Мусы. Его исторические произведения, которые считаются самыми выдающимися для того времени, он писал в Египте в 1387-1400 гг. - Прим. авт. ).

Наиболее важные сведения о правлении мансы Мусы мы находим у его современников. Тем не менее время его правления датируется по-разному. Его начало чаще всего относят к 1312г., но об окончании у историков различные представления. По мнению большей их части, период власти мансы Мусы продолжался до 1337 г., но некоторые указывают 1332 г.

Время мансы Мусы обоснованно считается временем расцвета малийской империи. Важнейшей причиной распространения славы мансы Мусы за пределы Черной Африки, вплоть до Европы, был хаджж, который он совершил в Мекку в 1324 г. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру, и, прежде всего, арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна. Несомненно, что черный царь, проделавший путешествие из далекой страны внутренней Африки через Сахару, произвел впечатление на народы и государей, через земли которых он шел. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек! (Хроника «Тарих ал-Фатташ» говорит не о 80, а о 8 тысячах человек в составе свиты мансы Мусы; но даже такое число представляется преувеличенным по крайней мере втрое в сравнении с обычным размером каравана через Сахару. - Прим. ред. )

Другая хроника, «Тарих ас-Судан», называет число на 20 тысяч меньше. Устная традиция повествует о 777 сотнях мужчин и 400 сотнях женщин. Поскольку царь знал, что путешествие с подобной свитой обойдется дорого, он взял с собой соответствующую дорожную казну: говорят, он вез тонны золота, частью в виде золотых посохов, частью золотым песком.

Хотя более или менее точные сведения о путешествии мансы Мусы можно получить из арабских хроник, устная традиция сохранила удивительные подробности об этом историческом событии.

Традиция, между прочим, упоминает по именам многих знаменитых людей из ближайшего окружения мансы Муссы (По фольклорным данным, к ближайшему окружению мансы Мусы принадлежали, между прочим, Тунку Магнума, любимый слуга жены мансы Мусы, Ниерибы Конде, женщина-рапсод, «сладкоголосая» Тунку Маниан, царские марабуты Кан Туре, Кан Кисе и гриот Сиримамбан; согласно Нианю, это был тот самый Сильман Бана, который, по данным хроники «Тарих ал-Фатташ», вел авангард в царском хаджже, и толмач Мамаду Куяте. - Прим. авт. ). О снабжении каравана и расписании его передвижения имеются необычайно точные сведения.

Авангард под предводительством гриота Силмана Бана состоял, по преданиям, из 500 рабов, в личное снаряжение каждого из которых входил наряду с прочим золотой посох. С начала путешествия расстояние между этим авангардом и основной частью путешественников сильно растянулось: авангард уже входил в Томбукту, а царь еще пребывал в своем дворце. Дело было не в медлительности мансы Мусы, а в том, что некоторые из его советников убеждали его покинуть столицу в субботу, которая приходилась бы на двенадцатый день месяца, а такая суббота наступила лишь после девятимесячного ожидания. И другой день недели памятен в связи с путешествием мансы: в каждом городе, куда он прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть.

Собираясь в путь, манса Муса взимал со своего народа как деньги, так и съестные припасы. Но в пути он питался не только тем, что увез из родной страны. Хронисты рассказывают, что даже в центре Сахары царь лакомился свежей рыбой и овощами, которые получал благодаря хорошо налаженной почтовой службе. Но не трапезы царя были наибольшей роскошью во время его путешествия: больше фантазии проявляла в использовании своего положения жена мансы Ниериба Конде. Ее расточительные капризы упоминаются как в хрониках, так и в устной традиции.

Едучи долго по песчаной пустыне, Ниериба Конде в один прекрасный вечер заявила мужу, что страдает ужасным зудом и ей во что бы то ни стало надо выкупаться, причем предпочтительно в проточной воде. Несколько обескураженный неуместной просьбой царь вышел из своего шатра и пошел совещаться с фама - начальником группы. Мигом было разбужено 8700 человек царской прислуги, и они принялись копать бассейн для царственной супруги!

Согласно хронике, на следующее утро первые лучи солнца могли уже играть в воде этого бассейна, выкопанного среди песчаной пустыни. К общему восторгу, в нем были даже такие же водовороты, как в Нигере, о котором так мечтала царица. Водовороты возникали, когда в водоем лили воду из бурдюков.

Фама, выполнивший эту строительную задачу, сиял довольный и возносил славу Аллаху и царице. Возможно сильно преувеличивая, Махмуд Кати сообщает в «Тарих ал-Фатташ», что царица въехала в бассейн на спине мула и вместе с нею туда с восторженными криками бросились купаться 500 девушек ее свиты.

Устная традиция рассказывает об этом эпизоде несколько иначе, хотя и в ничуть не более достоверной форме: супруга мансы Мусы выкупалась не в бассейне, выкопанном людьми, а в озере, которое появилось по воле Аллаха в ответ на молитвы царя!

Манса Муса пересек Сахару, пройдя через соляные копи Таоденни, то есть через Валату, Туат и Тегаззу. Важнейшим местом остановки в пути был Каир, и именно оттуда распространились по всему миру рассказы о богатстве мансы Мусы. Как сообщает ал-Омари, даже через 12 лет после хаджжа в Каире хорошо помнили его щедрость.

«Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он держал себя, какое достоинство, какая скромность!»

Манса Муса отличался воистину царским достоинством, хотя не умел ни читать, ни писать по-арабски и на советы всегда ходил с переводчиком. При каирском дворце мансу Мусу засыпали вопросами. Он успел рассказать египтянам и о плавании своего предшественника, и о границах своей земли, которые он несколько преувеличивал: он сказал, будто земля его столь огромна, что нужен целый год, чтобы пересечь ее. Он говорил также о ее золотых и медных приисках и о соседних народах. Когда один из придворных назвал его по ошибке царем Текрура, он несколько рассердился, сказав: «Текрур - это лишь часть моих владений» .

И каирскому султану манса Муса сумел продемонстрировать свое достоинство: он отказался совершить челобитие. «Почему я должен делать так?» - рассердился он, но тут же проявил находчивость, с тем чтобы сохранить свой престиж и вместе с тем исполнить требования этикета. Оказавшись перед султаном, он коснулся лбом пола, но при этом воскликнул, что кланяется Аллаху, сотворившему его, и владыке мира.

Каирские купцы бесстыдно спекулировали на доброжелательности мансы Мусы и его свиты, их прямой неосведомленности: за товары, которые хотели приобрести малийцы, купцы заламывали непомерные цены, а те безропотно платили. Малийское золото, которое шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Ухудшились и отношения малийцев с каирцами, поскольку манса Муса в конце концов понял, что его и его спутников водят за нос.

Царская щедрость к добру не привела: деньги Мусы и деньги, накопленные поколениями его предшественников, кончились, и ему пришлось брать в долг у одного каирского купца. Тот, впрочем, ничего не имел против: доверие к черному царю в Каире было велико. Всего своего состояния манса Муса в Каире, однако, не растратил. И поныне в Мали живы предания о том, как манса Хадж Муса, то есть царь-паломник Муса, позже, в Мекке, покупал дома и земли для черных пилигримов.

Как по устным преданиям, так и по арабским хроникам, у мансы Мусы была репутация правоверного мусульманина. Но наряду с этим легенды из Диомы и Хаманы рассказывают, что по возвращении из Мекки он вез с собой 1444 фетиша (Число 1444 нельзя принимать буквально, это просто указание на большое количество. Оно повторяется и в других местах устной традиции Западного Судана, в частности в легендах о Сундиате.

Почти все цифры устной традиции, особенно большие, следует принимать условно. - Прим. авт.), а это значит, что он не полностью отказался от анимизма. Ниань, правда, подчеркивает, что «фетишами» могли быть и те священные книги, которые он во множестве приобрел в Каире и Мекке. Во всяком случае, есть основания верить, что, хотя манса Муса и был законопослушным мусульманином, большая часть малийского народа сумела сохранить своих анимистических богов. Рассказывается, что сын мансы Мусы в конце концов отказался от веры отца и вернулся к старым богам своего народа.

Согласно рассказу ал-Омари, манса Муса, у которого было войско из 100 тысяч пехоты и 10 тысяч всадников, ни на каком этапе не пытался начать священную войну против живущих на юге «неверных». Он, видимо, пришел к выводу, что мирное сосуществование с племенем дьялонке, стерегущим золотые россыпи, наилучшим образом обеспечивает непрерывность золотого потока.

И с племенами, живущими в зоне лесов тропических дождей, манса Муса вел выгодную торговлю, привозя оттуда в числе прочего орехи кола и пальмовое масло. Некоторые соседние страны, и прежде всего государство народа моси, занимавшее земли в излучине Нигера, могли бы, по всей вероятности, и дать должный отпор в случае, если бы манса Муса начал войну за веру.

Хотя манса Муса и придерживался веротерпимости, он видел в исламе важный фактор подъема уровня культуры народа. Арабские хронисты так превозносят стойкость мансы Мусы в вопросах веры, что историки считают это основанием полагать, что при нем учение Корана было обязательным в столице.

Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 г. Обратный путь шел через Гадамес и Агадес. Царя, который, экономя носильщиков, путешествовал на спине верблюда, сопровождали учителя ислама, ученые и знатоки шариата. Человеком, который проводил в этом обществе многие часы, был уроженец Гранады, архитектор Абу Исхак, более известный под именем ас-Сахели.

Будучи на службе у мансы Мусы, он построил в Томбукту, который в этот блестящий период истории Мали стал важнейшим центром изучения ислама, мечети Джингеребер и Санкоре, а также мадугу - королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане - «сахельскому», или «стилю мансы Мусы», от которого, правда, мало что уцелело, потому что войны, особенно в XVI в., погубили эти здания. Но несомненно, что ас-Сахели был первым в Западном Судане архитектором, который пользовался при строительстве обожженным кирпичом (Обожженный кирпич не получил широкого распространения в Западном Судане; для так называемого «суданского стиля» в архитектуре характерны как раз постройки из сырцового кирпича. - Прим. ред. ).

Когда манса Муса еще только возвращался из Мекки, он получил известие, что его младший военачальник Сагаманджа завоевал город Гао - центр народа сонгай. Услышав это, царь изменил маршрут, чтобы ознакомиться со своими новыми владениями и укрепить там свое положение. В Гао в то время правила династия За, или Дья.

Чтобы заручиться верностью нового вассала, манса Муса забрал с собой двух сыновей дья Ассибоя - Али Колена и Сулеймана Нари (По более заслуживающим доверия сведениям, взятие заложниками Али Колена и Сулеймана Нари имело место полувеком раньше, около 1275 г., когда и был подчинен власти малийских правителей город Гао. - Прим. ред. ).

Отправляясь в Мекку, манса Муса назначил регентом своего сына - мансу Магана. Согласно данным ал-Омари, манса Муса намеревался по возвращении домой отказаться от короны в пользу сына и вновь уехать в Мекку, чтобы жить поближе к святым местам ислама, но этот замысел остался неосуществленным, поскольку, согласно тому же ал-Омари, манса Муса умер прежде, чем успел отречься от престола.

Это краткое сообщение ал-Омари возбудило среди ученых много споров, так как находилось в противоречии с другими сведениями о кончине мансы Мусы. Обычно говорится, что царь вернулся из хаджжа в 1325 г. и, следовательно, он, согласно ал-Омари, умер в то же время (Сведения ал-Омари подкрепляют сообщение Ибн Халдуна, что манса Муса умер прежде, чем успел заплатить свои долги каирским купцам. Однако и это сообщение нельзя считать неоспоримым, так как Ибн Баттута и ал-Омари дают понять, что долг был все же уплачен. - Прим. авт. ). Но Ибн Халдун со своей стороны утверждает, что манса Муса хотел установить контакт с султаном Феса в Марокко, Абу-л-Хасаном, чтобы поздравить его с победой в битве при Тлемсене, а так как битва произошла лишь в 1337 г., значит, манса Муса в это время был жив.

Но, отправив посланцев в Фес, манса Муса, видимо, скоро умер, ибо посланцы Абу-л-Хасана, которые отправились в Мали с ответным визитом, встретились уже не с Мусой, а с мансой Сулейманом (Ибн Халдун сообщает, что посланцы Абу-л-Хасана встретились с мансой Сулейманом, который был, по его мнению, сыном мансы Мусы. Это ошибка: манса Сулейман был братом, а не сыном мансы Мусы. Некоторые утверждают, что речь идет не о мансе Сулеймане, а о Магане, действительно сыне мансы Мусы, который царствовал после его смерти четыре года. Но более вероятным представляется, что хронист ошибся в определении родственных отношений, а не в имени царя, поэтому считается, что речь идет все же о мансе Сулеймане, а не о Магане. - Прим. авт. ).

Между этими визитами, однако, прошло по меньшей мере пять лет, так как мансе Мусе наследовал его сын Маган, и только после четырех лет его правления царем стал брат Мусы - манса Сулейман, который и дал аудиенцию посланцам марокканского султана. Таким образом, упоминание ал-Омари о смерти мансы Мусы сразу после хаджжа недостоверно, и знаменитый царь Мали умер только в 1337 г.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...