Древняя Спарта: мифы массовой культуры и подлинные исторические реалии. Спарта древней греции

Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.

Государство Спарта

Возникновение государства в Спарте

На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.

Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.

Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на три родовые филы , дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам ), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).

Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.

В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.

Поддержание порядка и господства над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу (VIII в. до н. э.) приписывают установление общественного порядка и государственного строя посредством издания договора (Ретры ). Он создает Совет старейшин Герусию («старее», «старейшина»). Затем он взялся за передел земли , что имело социально-политическое значение, и, по словам древнегреческого писателя Плутарха (вторая половина I в. до н. э.), реформатор это сделал, «дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность». С этой целью он уговорил спартанцев объединить все земли, а затем разделить их заново. Земли, относящиеся к городу Спарте, он разделил на 9 тысяч участков по числу спартанцев, а лаконские земли – на 30 тыс. участков между периэками. Каждый надел должен был приносить по 70 медимнов (один медимн – около 52 литров сыпучих тел) ячменя.

Третьей его реформой стало разделение движимого имущества, чтобы уничтожить всяческое неравенство. С этой целью он выводит из употребления золотые и серебряные монеты, заменив их на железные (огромного размера и веса). По свидетельству Плутарха, «для хранения суммы, равной десяти минам (одна мина – в среднем от 440 до 600 грамм), требовался большой склад, а для перевозки – парная запряжка». К тому же, это железо нельзя было использовать для других целей, т. к. оно было закалено посредством окунания в уксусе, и это лишило метал крепости, он становился хрупким. У спартиатов пропала охота к воровству и брать взятки, ибо нечисто нажитое нельзя было спрятать, поэтому в Лаконии исчезли многие виды преступлений. Ликург изгнал из страны бесполезные и лишние ремесла, что также было направлено против роскоши, и потому дома были сделаны только при помощи топора и пилы. И постепенно, по словам Плутарха, роскошь «увяла и исчезла».

С целью уничтожить у спартиатов страсть к богатству, реформатор учреждает общие трапезы (сисситии ), на которых совершеннолетние граждане по 15 человек собирались вместе и вкушали одинаковую простую пищу. Каждый сотрапезник вносил ежемесячные взносы продовольствием и деньгами. Запрещалось обедать дома. Во время трапезы спартиаты зорко следили друг за другом, и если видели, что человек не ест и не пьет, порицали его, называя «разнузданным и изнеженным». Трапезы не только боролись с богатством, но и способствовали сплочению воинов, т. к. сотрапезники не разъединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одно воинское подразделение.

В быту спартанцы сохранили много обычаев, восходивших к глубокой древности. Например, союзы по возрастным группам, представлявшие, видимо, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи ), где проходили не только общие трапезы, но устраивались и развлечения, на которых молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью.

Для борьбы с богатством и установлением равенства предписывалось богатым жениться на бедных, а состоятельным женщинам – выходить замуж за бедных.

Ликург учреждает обязательное единообразное воспитание и обучение спартанцев. Это распространялось и на девушек. Реформатор отрегулировал и брачно-семейную сферу, и женщины во многом были уравнены с мужчинами, занимаясь спортом и военным делом.

Общественный строй

Господствующим классом были спартанцы, пользующиеся всеми политическими правами. Они обеспечивались земельными наделами, передаваемыми им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартанцев. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Плутарх писал, что «никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено».

Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи и они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах – агелах (бук. «скот»). При этом особое внимание обращалось на физическое воспитание, на выработку качеств стойкого и выносливого воина, на дисциплину, привычку повиноваться старшим и властям. Даже говорить они должны были кратко, лаконично. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись», – замечал Плутарх.

С возрастом требования становились жестче: дети ходили босиком, с 12 и до 16 лет их приучали ходить нагими (в том числе и девушек), получая на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе на постелях из тростника. С 16 лет юноша (эфеб) вносился в списки полноправных граждан. Обучение заканчивалось в 20 лет, и до 60 лет спартанцы оставались военнообязанными. Жениться им разрешалось только с 30 лет, когда спартанец считался совершеннолетним и приобретал политические права. Число спартанцев было невелико, к V в. до н. э. их насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее – значительно меньше – около 1 000 человек.

В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ). Они были прикреплены к клерам, на территории которых им надлежало под контролем специально уполномоченных государством лиц вести хозяйство. Они считались государственной собственностью и передавались в распоряжение спартанцев, которые могли их убить, передать другому согражданину или продать за границу. С разрешения властей господин мог отпустить илота на волю и в этом случае отпущенный именовался неодамодом. Своей земли илоты не имели, а обрабатывали земельные участки спартанцев, платя им половину урожая. Илотов призывали в войско в качестве легковооруженных воинов.

Свое господство над илотами спартанцы поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (криптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали. Господин, укрывший сильного илота, наказывался. Кроме этого, илоты ежегодно получали определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они не разучились чувствовать себя рабами. Древнегреческий историк Ксенофонт писал, что они готовы были съесть своих господ с кожей и волосами. Поэтому спартанские воины всегда ходили вооруженными. Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев.

Покоренные жители горных районов Спарты – периэки также не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Главными их занятиями являлись торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периэки находились под надзором гармостов . Высшим должностным лицам Спарты – эфорам – предоставлялось право предавать периэков смертной казни без суда.

Государственный строй

Он был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет и сохранившие свои земельные наделы и связанные с их обладанием политические права. Созывалось собрание царями, а потом эфорами, которые и председательствовали. Помимо очередных собраний созывались и чрезвычайные, в которых принимали участие лишь граждане, находившиеся в данный момент в городе. Такие собрания назывались малыми собраниями (микра апелл). Выступать в собрании с речами и предложениями могли лишь должностные лица и послы иностранных держав.

К компетенции народного собрания относилось законотворчество; избрание должностных лиц и послов; вопросы союза с другими государствами; вопросы войны и мира (во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход); вопросы Пелопонесского союза; производило прием новых граждан или лишало отдельных спартанцев прав гражданства. Собрание также выступало и судебным органом, когда дело шло о низложении должностного лица за его преступления. В случае возникновения спора о наследовании престола оно выносило свое решение. Голосование производилось криком или расхождением участников собрания по сторонам. Аристотель называл такой способ ведения народного собрания «детским».

Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами или базилевсами ) и была наследственной. Двойная царская власть, по всей видимости, возникла в результате объединения верхушки племен дорийцев и ахейцев. Однако царская власть была в основном реальной только в военное время, когда базилевсы могли издавать все распоряжения, и им докладывали обо всех делах; они приобретали право жизни и смерти над воинами. Каждые восемь лет коллегия высших должностных лиц в Спарте (эфоры ) проводила гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранению от должности. Эфоры сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву: базилевсы клялись, что будут царствовать по законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царями своей клятвы государство будет незыблемо блюсти их власть.

Кроме военной власти, цари обладали жреческой и судебной, входили в состав герусии – совета старейшин. Цари также наблюдали за правильностью распределения и использования земельных наделов. В позднейшее время они распоряжались и выдачей замуж девушек, ставших наследницами родовых клеров. Цари были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы, все должны были вставать перед ними.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Свое начало она ведет от родоплеменной организации, от совета старейшин. Члены герусии (геронты ) были, как правило, из представителей знатных родов и с 60-летнего возраста, т. к. уже были освобождены от военной службы. Их избрание происходило в народном собрании криком, и избранным считался тот, которому кричали сильнее, чем другим кандидатам. Они занимали должность пожизненно. Герусия первоначально созывалась царями, а потом – эфорами. Ее компетенция была следующей: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления), а также против царей; военные вопросы. Однако совет старейшин не располагал законодательной инициативой. Дела по имущественным спорам были подсудны эфорам. Роль герусии уменьшалась с увеличением роли эфоров.

Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц, которая занимала совершенно исключительное положение в государстве. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись и цари. Эфоры ежегодно избирались народным собранием криком в количестве пяти человек. Во главе коллегии стоял первый эфор, именем которого обозначался год. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания, руководство ими; внутреннее управление; контроль за должностными лицами и проверка их отчетов, а также отстранение от должности за проступки и передача суду; надзор за нравами и за соблюдением дисциплины; внешние сношения; гражданская юрисдикция. Во время войны руководили мобилизацией войск, отдавали приказ о выступлении в поход, а двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Они также объявляли криптии против илотов и периэков. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Отчитывались они перед своими преемниками по истечении годичного срока.

Такой государственно-политический строй у спартанцев оставался почти неизменным в течение многих веков. Спартанцы осуществляли военное лидерство среди греческих полисов, с этой целью в VI в. до н. э. они возглавили Пелопонесский союз для борьбы за главенство в Элладе. После победы в Пелопонесской войне над Афинами и ее союзниками, другими греческими полисами, спартанское общество, разбогатев, стало расслаиваться. В результате этого сокращается число полноправных граждан, которых в конце IV в. до н. э. стало насчитываться около 1 000 человек. В следующем веке в результате очередного политического кризиса в Спарте почти ликвидируются старые институты власти, и цари становятся диктаторами. Во II в. до н. э. восставшие илоты захватывают власть, а в середине этого века государство Спарта становится частью провинции Римской империи.

Город Спарта расположен в долине реки Еврот между горными хребтами Тайгет (на западе) и Парнон (на востоке). Это был один из городов древнего греческого государства, называвшегося Лакедемон. Хотя ранний период истории Спарты известен нам пока недостаточно хорошо, можно с уверенностью сказать, что к концу VIII в. большая часть остальных городов Лакедемона оказалась под властью Спарты. Их жители стали именоваться периэками {periolkol), что значит «живущие вокруг». Несмотря на то что их общины сохраняли самоуправление, они не имели права проводить самостоятельную внешнюю политику. Это была привилегия жителей Спарты - спартиатов. И хотя обитатели государства официально именовались «лакедемонянами», только спартиаты занимали государственные посты и принимали решения.

Статуя спартанца, найденная в Спарте, ранее считалась портретом Леонида, однако она относится к тому периоду, когда в Греции еще не было искусства портрета. Оно приобрело популярность начиная с 475-450 гг. до н.э. Любые изображения людей, живших до этого времени, можно называть портретами лишь условно, поскольку они созданы в более поздние времена. Бюсты, которые ранее трактовались как портреты Леонида или Павсания, ныне считаются портретами поэта Пиндара.

Слово «Лаконика» означает географическую область, в которой расположен Лакедемон. Прилагательное «лаконский» употребляется для обозначения местного диалекта, одежды и т.д. Другие общины утратили свою независимость, и их жители превратились в илотов - рабов спартиатов. Спартанское общество превратилось в рабовладельческое: илоты производили материальные блага, на которые жили сиартиаты, посвящавшие свое время военным занятиям. Угроза илотского восстания, способного поставить под вопрос само существование государства, существовала постоянно.

Согласно преданию, законы Лакедемона были созданы Ликургом. На протяжении многих лет ему приписывалось авторство всех законов. Однако очевидно, что законодательство формировалось постепенно. Ликург, если только он был реальным лицом, был автором лишь самых ранних законов.

Спартой управляли два царя, происходившие из двух царских ролов - Агиадов и Эврипонтидов. Первоначально во время войны оба царя командовали войсками. Но с конца VI в. до н.э. установилось правило, согласно которому один из царей командовал армией в походе, в то время как другой оставался дома. За царями закреплялись места в совете старейшин - герусии (gerousia). Остальные 28 членов совета были старше 60 лет и занимали свой пост пожизненно. Герусия предлагала законопроекты собранию граждан, а оно, в свою очередь, могло принять их или отвергнуть. Собрание решало вопросы войны и мира и ратифицировало мирные договоры. Оно также имело право принимать решение по вопросу наследования царской власти, утверждало военных командиров и выбирало членов герусии и пять эфоров (ephoros - наблюдатель). Эфоры осуществляли общий контроль над деятельностью царей. Они могли призвать царя к ответу и организовать его судебное преследование через герусию. Эфоры председательствовали в герусии и в народном собрании. Они также отдавали приказы о мобилизации армии. Два эфора сопровождали царя в походе.

После того как контроль был установлен над всем Лакедемоном, спартанцы завоевали соседнюю Мессению. Это произошло во время 1-й Мессенской войны 735-715 гг. В руки спартанцев попала большая часть территории Мессении, и большинство ее обитателей было превращено в илотов. Главным врагом Спарты отныне стал Аргос, С ним и развернулась продолжительная борьба за гегемонию в Пелопоннесе. Тяжелое поражение, понесенное от аргосцев под Гисиями в 669 г, спровоцировало самое крупное восстание мессенцев. Это восстание, ставшее известным как 2-я Мессенская война, было подавлено с огромными трудностями.

Боевые песни, написанные во время этой войны поэтом Тиртеем, были призваны вселить боевой дух в сердца спартанцев и глубоко вошли в милитаризированную спартанскую культуру. Экспансия продолжалась и в начале VI в., на сей раз в Южную Аркадию, куда войска повели цари Леон и Агасикл. Противником были города Орхомен и Тегея, Со временем лакедемоняне изменили свою политику. В середине века был заключен союз, а со временем большая часть государств Пелопоннеса оказалась в составе союза во главе с Лакедемоном. Главенство в Пелопоннесском союзе давало Лакедемону законное и моральное право возглавить силы греков во время греко-персидских войн. Лакедемоняне, которых возглавляли эфор Хилой и цари Аристон и Анаксандрид, участвовали в военных операциях по свержению тиранов по всему греческому миру. Это также добавляло престижа их власти.

Тиранами в Греции называли незаконных единоличных правителей. Они зачастую отличались жестокостью и неуважением к законам. Клеомен, сын Анаксандрида, продолжил дело своего отца. В 517 г. до н.э. от власти тиранов был освобожден Наксос, в 510 г. до н.э. - Афины. Клеомен нанес сокрушительное поражение Аргосу при Сепее, предотвратив те.м самым его помощь персам. Лакедемон играл ключевую роль во время греко-персидских войн. Однако командующий греческим войском Павсаний, разгромивший персов при Платеях, организовал заговор, целью которого было установление в Греции персидского владычества. После этого Лакедемон утратил немытую часть своего престижа. Кроме того, афинский лидер Фемистокл развернул борьбу против гегемонии Спарты и значительно укрепил положение Афин. Тем не менее самым тяжелым ударом по лакедемонскому влиянию стало землетрясение 464г., разрушившее Спарту. За ним последовала 3-я Мессенская война (465-460) и Малая Пелопоннесская война против Афин (460-446). В этих войнах Лакедемон устоял, но вышел из них с тяжелыми людскими потерями. В 431 г. до н.э. Лакедемон вновь оказался втянутым в войну с Афинами (Пелопоннесская война 431-404 гг.), поскольку союзники Спарты угрожали покинуть ее, если та не сможет защитить их ОТ афинской экспансии. И в этой войне победу одержали лакедемоняне.

Победа над Афинами была одержана благодаря помощи, полученной Лисандром от персов. Лисандр устанавливал спартанскую гегемонию в тех городах, которые были освобождены от власти Афин, заменяя демократию на «правительства десяти», размещал в них лакедемонские гарнизоны и спартанских гармостов (hamostes - устроитель, наместник). В последний период Пелопоннесской войны спартанцы захватили господство на море. Это произошло благодаря Лисандру, который разгромил афинский флот в битве при Эгоспотомах. Вскоре после этого афиняне признали свое поражение, и Лисандр развернул свою деятельность в греческих государствах на восточном побережье Эгейского моря. В 400 г. до н.э. вспыхнула война с персидским сатрапом Тиссаферном.

Царь Спарты Агесилай, посланный в Азию в 396 г., достиг в войне с персами значительных успехов. Однако он был отозван, чтобы организовать защиту Спарты от войск новой антилакедемонской коалиции греческих городов. Постройка пepcaми мощного флота сделала возвращение в Азию невозможным, и лакедемоняне были вынуждены заключить мирный договор, согласно которому персам возвращался контроль над Азией. Коринфская война была Спартой выиграна, но на проведение гегемонистской политики у нее уже не было сил. Слабость Лакедемона во всей своей полноте проявилась во время битвы с фиванцами при Левктрах (371), в которой армия Спарты, считавшаяся до этого непобедимой, потерпела поражение.

И если бы фиванский военачальник Эпаминонд не погиб в 362 г. до н.э. под Мантинеей, едва ли Лакедемон смог сохранить в целости все свои владения.


– время и место, навечно сосредоточившие в себе суть в одном событии, к которому снова и снова будут обращаться грядущие поколения как к поворотному пункту истории .

Происшедшее в Фермопилах – пылающий факел в истории западной цивилизации. Фермопилы были мифом, получившим реальное воплощение. Сам не придумал бы более классическую историю.

Семитысячной фаланге греческих воинов противостояла из нескольких сотен тысяч. Греки чудовищно уступали численно , но они наступали, уверенные в том, что 300 человек на переднем крае приведут их к победе. Просто потому, что они из Спарты.

Воин-спартанец сам по себе сродни любому другому воину, но если собрать их вместе, получится армия лучше любой армии на свете.

Часто одного лишь вида спартанского знака на стене из щитов хватало, чтобы обеспечить победу. Мир не знал ничего подобного, это была наивысшая воинская культура в цивилизованном обществе.

В течение двух дней ничтожно малое по сравнению с наступавшими персами количество греков давало им отпор. Наконец, спартанский царь понял, что поражение неизбежно . Он приказал оставшимся в живых греческим солдатам спасаться бегством. Но все 300 спартанцев остались на месте и сражались до конца, потому что были спартанцами.

Он начался, когда резкое увеличение населения вынудило Спарту искать новые земли и источники питания. Они решили эту проблему, аннексировав целую страну , по населению и территории превышавшую Спарту. Этот поворот судьбы изменит ход истории Спарты на последующие 300 лет.

Земля, которой они завладели, была . Так называлось одно из . До захвата Мессении в Спарте не было ничего, что делало ее чем-то необычным и исключительным.

У Мессении были плодородные поля, их земледелие процветало. Сегодня там растут знаменитые оливы . Вокруг Мессении были богатые залежи железа – то, что требовалось в первую очередь для военного снаряжения.

Спарта нуждалась в Мессении, но мессенийцы оказали сопротивление . Война была долгой и тяжелой, спартанцам на удалось справиться с мессенийцами легко и быстро. Главная трудность была чисто топографического характера: надо было преодолеть гору высотой 3 тысячи метров. Конечно, вершину можно было обогнуть, но это означало окольный, очень долгий путь.

Народ Мессении был на пути к созданию собственного полиса, они пытались остаться независимыми, но спартанцы одержали над ними верх. Спарте понадобилось почти 100 лет, чтобы окончательно покорить Мессению.

Но к 7 веку до н.э. Спарте принадлежали 8 тысяч квадратных километров, и она была самым большим городом-государством Греческой империи.

Мессенийцы были вынуждены обрабатывать землю в качестве так называемых . Илоты – это своего рода земледельцы . У илота есть участок, определенную часть продукции с которого он должен отдавать своему хозяину спартанцу, который присматривает за ним и его хозяйством, но при этом он не является владельцем этого илота, т.е. он не может покупать и продавать его как раба. Фактически, илоты были нечто средним между и .

Ни одни греческий полис не пытался превратить в рабов греческий народ. Население Мессении составляло примерно 250 тысяч человек, а в спартанском обществе было лишь около 10 тысяч воинов.

Можно сказать, что Спарта была в осаде . Напрашивается аналогия с современным . Конечно, есть много различий, но спартанцев и израильтян роднит то, что они вынуждены постоянно думать о своей безопасности.

Ситуация вынуждала спартанцев заняться переустройством общества . Они выработали новый кодекс, охватывающий все аспекты жизни горожан.

Только они среди греков всецело посвящают себя искусству войну. Как пишет греческий историк , создателем нового военного города-государства стал спартанский законодатель по имени .

Ликург совершил путешествие по , собирая все лучшее в области военных знаний на , в и Египте. Он также получил божественное наставление от оракулов в . Говорили, что он сам услышал совет . Неудивительно, что в конце концов, Спарта превратилась в великое военизированное общество .

Армия в то время носила, в сущности, милиционный характер: это были земледельцы, которые просто брали копье и отправлялись воевать. Ликург, основатель Спарты как таковой, вероятно, сказал что-то вроде: «Нам нужны профессионалы». И потом все общество было трансформировано по этому принципу.

Его законы взяли верх, потому что за ними стоял дельфийский оракул, а он сказал, что этим законам следует подчиняться, потому что они божественные.

Возможно, все это было не более чем легендой. Но как бы то ни было, спартанцы поверили, что будущее устройство Спарты должно соответствовать заветам Аполлона.

Пирамида власти и контроль от колыбели до могилы

В основе их общества была пирамида власти. Наверху была спартанская элита – примерно 10 тысяч человек, их называли по-гречески гомеи , что означает «равные» . Теоретически, никто из них не был богаче другого и все были равны в правительстве.

Целью было сделать общество равных – армию, которая воевала бы, не знаю внутренних раздоров. Речь шла о едином государстве: нечто однородное, сходное – это одна из составляющих спартанской системы – стабильность, порядок, покорность.

Ниже равных находилось примерно 50-60 тысяч свободных людей по всей Лаконии в основном на окраинах столицы Спарты. Их называли – «живущие вокруг». Они были лично свободными, но не имели никаких политических прав. Они были обязаны следовать за спартанцами, куда бы их не повели.

Периеки были лишенным права голоса средним классом , который обеспечивал боеготовность. Торговые отношения, производство, ремесла все, в чем нуждалось спартанское общество, кто-то еще должен был делать оружие – все это лежало на плечах периеков. Они были двигателем, который приводил все в движение. Благодаря им у спартанской знати было время для атлетических занятий и прочего, необходимого для войны.

Все занятия, несовместимые с новым спартанским механизмом, были преданы забвению. Совершенно очевидно, что платой спартанцев за решение своей проблемы было отчасти утрата культуры , потому что творческая деятельность требует той степени свободы, которая, вероятно, заставляла их нервничать.

В самом низу в количестве, превышавшем все другие слои общества, были .

Жены и дочери спартанской элиты вели домашнее хозяйство.

Эта система делала равных ответственными только за полис – город-государство.

Они были готовы принять любые, подчас экстремальные меры, чтобы создать государство, которое никто не видел прежде, и никто не видел с тех пор.

В последующие десятилетия Спарта введет новую систему управления, которая будет контролировать каждого гражданина от колыбели до могилы.

В 7 веке до н.э. Спарта занимала особое место среди нескольких сотен городов-государств вокруг . В любом греческом полисе государство играло большую роль в жизни людей, чем в нашем сегодняшнем обществе. Но ни в одном городе-государстве правительство не вторгалось в жизнь людей так, как в Спарте. Это был договор от колыбели до могилы.

Первое испытание ждало будущего спартанского равного уже в колыбели. Правительственные чиновники осматривали каждого элитного новорожденного, чтобы решить, будет ли он жить . Ребенок, в чем-то несовершенный, по законам Спарты был обречен на смерть в горной пропасти .

Это кажется неслыханной жестокостью, но Спарта нуждалась в воинах . Именно воина высматривали в новорожденных. Им нужны были крепкие люди, они как бы выводили породу самых лучших, самых сильных.

Чиновники изучали и девочек и тоже решали, жить им или быть сброшенными со скалы.

Из оставшихся в живых девочек воспитывали матерей, а из мальчиков – спартанских равных – воинов, контролирующих правительство.

В Спарте правительство было из народа и для народа, если вы были одним из равных. Все остальные, периеки и илоты, считались негражданами .

Спартанцам удалось придумать уникальную систему, которая просуществовала много лет. и другие брали ее за образец.

Над спартанским правительством была наследственная монархия необычного характера. Самый важный момент, и, судя по всему, наиболее древняя часть их конституции – то, что у них было . Большинство греческих городов помнили времена, когда у них был царь, во многих греческих городах сохранялось что-то вроде религиозного лица, иногда называвшегося царем. А у спартанцев их было два, и оба имели реальную власть. Они могли возглавить армию, имели религиозный авторитет. Они как был уравновешивали друг друга , не давая становиться каждому из них слишком могущественным.

Двойная монархия и 28 спартиатов старше 60 лет входили в совет старейшин, известный как . Герусия была высшим государственным органом, а также верховных судом. Спарта была в каком-то смысле геронтократическим обществом : правили старые люди и некоторые посты занимали только старые люди. Причина была такова: если в Спарте вы дожили до старости, то вы очень крепкий человек.

Ниже герусии находилась ассамблея (), которую составляли спартанские равные свыше 30 лет. Это была наименее значимая часть спартанского правительства, именуемая также народным собранием. Спартанская ассамблея ничего не решала . Она скорее следовала приказам тех, кто уже решил, каким именно путем идти обществу. Ассамблея просто утверждала решения, принятые вышестоящими органами.

Над всеми находилась коллегия из 5 человек, называемых . Они заправляли военными, ведали системой образования. Они имели право наложить вето на любое решение, даже царей. Но их власть имела ограничение: они выбирались только на год, а в конце своего срока отчитывались перед ассамблеей.

Те, кому выпала честь быть эфорами, в конце своего срока автоматически проходили испытание . Это как если бы каждый президент в конце своего 4-летнего или 8-летнего срока отвечал на выдвинутые в его адрес обвинения.

Цель конституции была очевидна: не дать отдельной личности или какому-то органу государства стать всемогущим. И судя по всему, спартанцам это удавалось: как вы можете что-то сделать, если у вас на пути столько людей? Вся система была направлена на то, чтобы не дать что-то сделать, не допустить никаких перемен . Спарте это здорово удавалось.

В течение почти 400 лет в Спарте было самое стабильное правительство за всю историю Греции. И все же это было что угодно, только не демократия . Свобода граждан, основной элемент демократии, свобода слова, свобода волеизъявления, свобода речи не были присущи спартанскому обществу. Спартанцы не считали, что свобода – хорошая идея. Свобода вообще не входила в список добродетелей, которые спартанцев учили уважать.

Главной заботой спартанского правительства было управление илотами. Они знали, что илоты их ненавидят. И как сказал один афинянин, хорошо знавший спартанцев, илоты охотно съели бы спартанцев живьем.

Поэтому каждый год первым пунктом повестки дня правительства было объявление войны илотам . Это был формальный способ заявить, что любой знатный спартанец при желании вправе убить илота.

Среди множества древнегреческих государств выделялись два - Лаконика или Лакония (Спарта) и Аттика (Афины). По своей сути это были государства–антагонисты с противоположным друг другу общественным строем.

Спарта Древней Греции существовала на южных землях Пелопоннеса с IX по II век до н. э. Примечательна она тем, что в ней правили два царя. Свою власть они передавали по наследству. Однако реальная административная власть принадлежала старейшинам. Выбирались они из числа уважаемых спартанцев в возрасте не моложе 50 лет.

Спарта на карте Греции

Именно совет решал все государственные дела. Что же касается царей, то они выполняли чисто военные функции, то есть были командующими армией. При этом когда один царь уходил в поход, то второй оставался в городе с частью воинов.

Примером здесь может служить царь Ликург , хотя точно не известно, был ли он царём или просто относился к царскому роду и обладал огромным авторитетом. Древние историки Плутарх и Геродот писали, что он был правителем государства, но не уточнили, какую именно должность этот человек занимал.

Деятельность Ликурга относилась к первой половине IX века до н. э. Именно при нём были приняты законы, не дающие гражданам возможность обогащаться. Поэтому в спартанском обществе имущественного расслоения не было.

Всю пригодную для пахоты землю разделили на равные участки, которые назывались клеры . Каждая семья получила надел. Он обеспечивал людей ячменной мукой, вином и растительным маслом. По мнению законодателя этого было вполне достаточно, чтобы вести нормальную жизнь.

Роскошь безжалостно преследовалась. Были даже изъяты из обращения золотые и серебряные монеты. На ремёсла и торговлю также наложили запрет. Запретили продавать сельскохозяйственные излишки. То есть при Ликурге было сделано всё, чтобы люди не смогли заработать лишнего.

Главным же занятием спартанского государства считалась война. Именно покоренные народы обеспечивали завоевателей всем необходимым для жизни. А на земельных наделах спартанцев трудились рабы, которых называли илоты .

Всё общество Спарты было поделено на военные отряды. В каждом из них практиковались совместные трапезы или сисситии . Люди ели из общего котла, а продукты приносили из дома. Во время трапезы командиры отряда следили, чтобы все порции были съедены. В том случае, если кто-то ел плохо и без аппетита, то возникало подозрение, что человек плотно покушал где-то на стороне. Провинившегося могли изгнать из отряда или наказать крупным штрафом.

Спартанские воины, вооружённые копьями

Все мужчины Спарты были воинами, а военному искусству их обучали с раннего детства. Считалось, что смертельно раненый воин должен умирать молча, не издавая даже тихого стона. Спартанская фаланга, ощетиненная длинными копьями, приводила в ужас все государства Древней Греции.

Матери и жёны, провожая сыновей и мужей на войну, говорили: «Со щитом или на щите». Это означало, что мужчин ждали домой либо с победой, либо мёртвыми. Тела погибших соратники всегда несли на щитах. А вот тех, кто сбегал с поля боя, ждало всеобщее презрение и позор. От них отворачивались и родители, и жёны, и собственные дети.

Следует заметить, что жители Лаконики (Лаконии) никогда не отличались многословием. Выражались они кратко и метко. Именно с этих греческих земель и распространились такие термины как «лаконическая речь» и «лаконизм».

Нужно сказать, что Спарта Древней Греции имела совсем небольшое население. Его численность на протяжении веков стабильно не превышала 10 тыс. человек. Однако это небольшое количество людей держало в страхе все южные и средние земли Балканского полуострова. А достигалось такое превосходство за счёт жестоких обычаев.

Когда в семье рождался мальчик, то его осматривали старейшины. Если младенец оказывался слишком хилым или больным на вид, то его бросали со скалы на острые камни. Труп несчастного тут же поедали хищные птицы.

Обычаи спартанцев были чрезвычайно жестокими

В живых оставались лишь здоровые и крепкие дети. По достижению 7 лет мальчиков забирали у родителей и объединяли в небольшие отряды. В них господствовала железная дисциплина. Будущих воинов учили терпеть боль, мужественно сносить побои, беспрекословно подчиняться своим наставникам.

Периодами детей вообще не кормили, и они должны были самостоятельно добывать пропитание, промышляя охотой или воровством. Если такого ребёнка ловили в чьём-то саду, то жестоко наказывали, но не за воровство, а за то, что он попался.

Такая казарменная жизнь продолжалась до 20-летнего возраста. После этого молодому человеку выдавался земельный надел, и он получал возможность обзавестись семьёй. Следует заметить, что военному искусству обучались и спартанские девушки, но не в таких суровых условиях как у юношей.

Закат Спарты

Хотя покорённые народы и боялись спартанцев, но периодически восставали против них. А завоеватели хоть и обладали великолепной военной выучкой, но не всегда оказывались победителями.

Примером здесь может служить восстание в Мессении в VII веке до н. э. Возглавил его бесстрашный воин Аристомен. Под его руководством спартанским фалангам было нанесено несколько чувствительных поражений.

Однако в рядах восставших нашлись предатели. Благодаря их измене, войско Аристомена было разбито, а сам бесстрашный воин начал партизанскую войну. В одну из ночей он пробрался в Спарту, проник в главное святилище и, желая посрамить врагов перед богами, оставил на алтаре оружие, отнятое в бою у спартанских воинов. Этот позор остался в памяти людей на столетия.

В IV веке до н. э. Спарта Древней Греции начала постепенно слабеть. На политическую арену вышли другие народы, во главе которых стояли умные и талантливые полководцы. Здесь можно назвать Филиппа Македонского и его знаменитого сына Александра Македонского . Жители Лаконики попали в полную зависимость от этих видных политических деятелей древности.

Затем настал черёд Римской республики. В 146 году до н. э. спартанцы подчинились Риму. Однако формально свобода была сохранена, но под полным контролем римлян. В принципе, указанная дата и считается концом спартанского государства. Оно стало историей, но сохранилось в памяти людей до наших дней.

Спарта (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «общиной равных». Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны.

Спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины . Даже купцы не привозили товаров в Спарту - спартанцы ничего не покупали и не продавали. Хотя сами спартанцы не оставили описания своих законов и государственного строя, многие древнегреческие мыслители пытались разгадать причину прочности гражданского согласия и военной мощи Спарты.

Особенно усилилось их внимание к этому государству после победы Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431-405 гг. до н. э.). Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны или жили через много столетий после того, как возникла «община равных», многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям.

Поэтому некоторые проблемы истории Спарты до сих пор вызывают споры у историков . Например, чем был обусловлен спартанский образ жизни, когда возникло это государство, столь непохожее на другие греческие полисы? Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Писатель и историк Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ о жизни и реформах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них невозможно.

Тем не менее он не сомневается в том, что этот политический деятель был исторической личностью. Большинство современных учёных считают Ликурга легендарной (никогда не существо- вавшей) личностью, а удивительный государственный строй Спарты - следствием сохранения в нём примитивных догосударственных форм человеческого общежития. Другие историки, соглашаясь с тем, что Ликург - фигура вымышленная, не отрицают полностью предания о возникновении Спартанского государства в результате переворота после долгих смут в первой половине VI в. до н. э. Есть и третья группа учёных, считающих, что у историков нет серьёзных оснований для полного недоверия к сообщениям античных писателей. В биографии Ликурга, считают они, нет ничего фантастического, а проведение в Спарте реформ на два века раньше, чем в других районах Балканской Греции, объясняется сложной ситуацией, сложившейся в Лаконии.

Основавшие Спартанское государство дорийцы пришли сюда как завоеватели и, чтобы удерживать в повиновении порабощённое ими местное ахейское население, нуждались в ускоренном создании необходимых для этого учреждений . Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходится примерно на первую половину VII в. до н. э. Это было время смут и беззаконий. Ликург происходил из царского рода и после гибели отца от удара ножом и смерти старшего брата стал царём, но правил всего восемь месяцев.

Уступив власть своему племяннику, он покинул Спарту . Путешествуя по Криту, Египту и греческим полисам на побережье Малой Азии, Ликург изучал законы и образ жизни людей и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и установить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами. Перед возвращением в Спарту Ликург отправился в Дельфы, где находился храм бога Аполлона с оракулом (прорицателем).

В те времена ни одно важное для всего государства решение не принималось без обращения за советом к жрецам бога Аполлона Дельфийского. Жрица-прорицательница (пифия) передавала обращающимся за советом предсказания, которые ей якобы сообщало само божество. Пифия назвала Ликурга «боголюбезным» и сказала, что Аполлон обещает дать Спарте самые лучшие законы. Как рассказывает Плутарх, вернувшись из Дельф, Ликург вместе с тридцатью верными ему знатными гражданами приступил к осуществлению своего замысла. Он приказал друзьям вооружиться и выйти на площадь, чтобы запугать врагов и заставить всех подчиниться новым законам.

Установление новых порядков, видимо, вызывало недовольство и сопротивление части богатых и знатных граждан. Однажды они окружили законодателя и, злобно крича, забросали камнями.

Ликург бежал, но один из преследователей выбил ему палкой глаз. По легенде, завершив реформы, Ликург собрал народ и, взяв с него клятву ничего не менять из установленных им порядков до его возвращения, снова отправился в Дельфы. В Дельфах он получил через оракула одобрение проведённым законам.

Отправив это прорицание в Спарту, он сам решил больше туда не возвращаться, чтобы не освобождать народ от данной ему клятвы, и уморил себя голодом . Установленные Ликургом порядки вызывали восхищение одних, осуждение и критику других. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан совет старейшин (герусия) из 28 человек.

Старейшины (геронты) - не моложе 60 лет - избирались народным собранием граждан (апеллой) . В герусию входили и два царя, одной из главных обязанностей которых было командование армией на войне.

Апелла первоначально, видимо, имела большую силу и решала все важнейшие вопросы в жизни общины . Со временем власть в государстве перешла в руки эфоров. В VIII в. до н. э. в Спарте, как и в других греческих полисах, возникла острая нехватка земли. Спартанцы решили эту проблему, завоевав соседнюю область Мессению, а её жителей обратили в рабство. Завоёванная земля и порабощённое население были объявлены собственностью всех граждан Спарты.

И система управления, и верховная собственность всех граждан на землю - всё это ничем не отличало Спарту от других греческих полисов . Как и всюду в государствах Древней Греции, здесь действовал принцип: сообща владеем, сообща управляем, сообща защищаем. Но в Спарте он был проведён в жизнь с такой последовательностью, что это превратило её в нечто уродливое, в «исторический курьёз», по определению некоторых историков. Причиной этого была особая форма рабства, возникшая в Древней Спарте.

В большинстве греческих полисов рабов привозили из дальних стран. Оторванные от родных очагов, разной национальности, они были разобщены и им было трудно договориться друг с другом и поднять мятеж против своих господ. Обращённое же в рабов (илотов) население Лаконики и Мессении оставалось жить там, где жили и их предки.

Они вели самостоятельное хозяйство, имели имущество и семью . Своим хозяевам они платили подать (апофору), оставшейся же частью продуктов могли распоряжаться по своему усмотрению.

Это создавало благоприятные условия для восстаний, которые илоты, во много раз превосходящие по численности своих господ, поднимали довольно часто. Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в государстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры). 9 тыс. клеров получили спартанцы - по числу семей, 30 тыс. было отдано периэкам - жителям окрестных мест. Периэки были свободными людьми, но не входили в число полноправных граждан.

Полученную землю нельзя было ни продавать, ни дарить. Обрабатывали её илоты, а периэки занимались ремеслом.

Спартиаты же всякий труд, кроме военного дела, считали для себя позорным . Получив возможность довольно безбедно жить за счёт труда илотов, они превратились в воинов-профессионалов.

Вся их повседневная жизнь стала постоянной и изнурительной подготовкой к войне . Для сохранения всеобщего равенства Ликург запретил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввёл железные деньги, настолько тяжёлые, что даже для небольшой суммы требовалась целая повозка. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте, периэкам же было строжайше запрещено производить предметы роскоши, разрешалось изготовлять только простую посуду и одежду, оружие для спартиатов. Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой.

Спартанские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем . Вся их жизнь от рождения и до смерти проходила под неусыпным контролем. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община, но молодые женатые мужчины ещё долгое время жили отдельно от своих семей.

Даже дети не принадлежали родителям . Новорождённого младенца отец приносил в лесху, где заседали старейшины. Ребёнка внимательно осматривали, и если находили больным и хилым, то отправляли к Апотетам (обрыв на горном хребте Тайгет) и там оставляли умирать. С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах). Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными.

На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость. Возмужавших юношей после 16 лет подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды.

Юношей жестоко бичевали, они же при этом должны были молчать. Некоторые не выдерживали испытания и умирали.

Ещё одним испытанием для юношей были криптии - тайные войны против илотов, которые время от времени объявляли эфоры . Днём молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов, убивая самых крепких мужчин, что позволяло держать илотов в постоянном страхе. Воля законодателя и постоянная угроза со стороны илотов создали необычайно сплочённую гражданскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении нескольких столетий.

Но спартанцы заплатили за это дорогую цену . Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что смогла создать Спарта, - это сильная армия.

Безграничное право эфоров контролировать все стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, «близкой к тирании» . Постепенно Спарта превратилась в оплот политической реакции для всей Греции. Спартанцы сознательно проводили политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она была направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в «общину равных», но главная причина заключалась в том, что постоянная угроза восстаний илотов требовала мобилизации всех сил. Спарта не могла надолго и далеко уводить свою армию за пределы Пелопоннеса, поэтому в моменты большой опасности для всего эллинского мира она часто руководствовалась сугубо эгоистическими интересами.

Это сказалось уже в период греко-персидских войн, когда Спарта готова была уступить иранцам (персам) большую часть Балканской Греции и греческие города на побережье Малой Азии . Взамен она предлагала всем желающим переселиться на территорию Пелопоннеса, готовая защищать его рубежи до последнего вздоха. Жажда господства над всей Грецией привела Спарту к войне с богатыми и процветающими Афинами.

Она вышла победительницей из Пелопоннесской войны, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов . Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и «община равных» вступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы. .

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...