География как наука географическая карта. Методы географических исследований и основные источники географической информации

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.

Тема урока: «География как наука».

Цели урока :

Межпредметные: углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.

Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.

Личностные: совершенствование учебно-информационных умений:

отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.

Предметные: выявить актуальность географической науки на современном этапе, ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических исследований и ведущими экономико – географами.

Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые.

Форма урока: комбинированный.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дополнительные источники: Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

Ход работы:

Организационный момент: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, наличие принадлежностей, проверка присутствующих.

Проверка качества знаний: 1. Какие разделы географии вы уже изучались?

Что изучает экономическая и социальная география?

Изучение нового материала: География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы.

Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют серьезного и многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований.

Ныне можно говорить о трех главных блоках географической науки: природной, общественной и технической географии. Последняя включает дистанционные методы, геоинформационные системы, картографические пути исследований. А два первых блока содержат как традиционные направления (например, различные виды страноведения и региональную географию), так и быстро развивающиеся ветви социальной географии, а также направления, сближающие географию с геоэкологией и с экологическими проблемами вообще.

Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (Поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.

Признание нарушенности равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения. Необходимо участие в общечеловеческих усилиях всей системы географических наук, всего арсенала ее методов.

Стоит подчеркнуть, что все более широко распространяющийся термин «устойчивое развитие» пока не имеет общепринятого значения и трактуется по-разному. Точно так же и понимание сложно проблематики устойчивого развития весьма различно даже в развитых странах с высокой информированностью населения.

Устойчивое развитие должно быть результатом, прежде всего, политических усилий на всех территориальных уровнях. Сбалансированность развития на локальном уровне во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе культура землепользования, включающая исторический опыт данного народа и всего человечества.

Серьезное внимание географии приковано сейчас к информатизации. Возникло важное направление географической науки – геоинформатика. Широко разрабатываются самые разные геоинформационные системы. Их активно используют при разработке социально-экономического будущего различных территорий, городов и сельской местности. Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и в мониторинге состояния окружающей среды.

Один из главных лозунгов будущего человечества: «Жить в разнообразии» предполагает гармоничные взаимоотношения между разными этническими группами, культурными традициями, прошлым и будущим, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой. Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и социально-экономического разнообразия неоценима.
Методы географических исследований.

Новые требования практики вызвали к жизни и новые методы географических исследований. Помимо таких традиционных методов, как статистический, картографический, исторический, все большее распространение получают точные математические методы исследования. Применение этих методов, в свою очередь, позволило перейти к математическому моделированию многих физико- и экономико-географических явлений и процессов. В последние годы географы все шире начинают использовать космические методы исследования нашей планеты.

Объекты изучения экономической и социальной географии.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Социология – наука об обществе, о поведении людей.

Экономическая география исследует закономерности размещения населения и хозяйства как на земном шаре в целом, так и в отдельных странах мира.

В структуре экономической и социальной географии выделяют общую и региональную географию, объектом которой служат отдельные государства.

Большой вклад в развитие экономической и социальной географии зарубежных стран внесли многие ученые, но в первую очередь Н.Н. Баранский, и И.А. Витвер.

Земля – место обитания человека.

Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадью 510 млн. квадратных километров. Из них – 149 млн. квадратных километров приходится на материковую часть. Для существования жизни на Земле необходимы три источника существования: энергия Солнца, воздух и чистая вода. Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка, сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы .

Закрепление:

1. Какие этапы можно выделить в развитии географической науки?

2. Почему география до сих пор актуальна, как наука, хотя в природе почти не осталось «белых пятен»?

3. Перечислите методы географических исследований и дайте им краткую характеристику

Д/з конспекты.

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .


Значение географии. В современном мире географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности – от выбора места жительства и продуктов питания (произведённых в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны.








География одна из древнейших наук на Земле! Физическая география – это естественная наука, комплексно изучающая природную составляющую географической оболочки в целом и природу её компонентов. Как наука сложилась в 20 веке. География Экономическая и социальная география мира – это общественная наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.




Учёные: Эратосфен Киренский (до н.э.) – древнегреческий учёный, впервые ввёл в употребление термин «география», впервые определил размер Земли. Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт () – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный – энциклопедист. Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки. Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт () – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный – энциклопедист. Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки. Михаил Васильевич Ломоносов () - русский учёный энциклопедист. Ввёл в науку термин «экономическая география». Михаил Васильевич Ломоносов () - русский учёный энциклопедист. Ввёл в науку термин «экономическая география». Николай Николаевич Баранский () – классик отечественной географии. Основатель школы экономической географии. Николай Николаевич Баранский () – классик отечественной географии. Основатель школы экономической географии.










Географы и их работа Специальность Примеры видов занятости Физическая география, география мираСиноптик, геолог, океанолог, почвовед, дипломат, работник туристического агентства, специалист по развитию сельского хозяйства. Экономическая географияЭксперт по размещению предприятия, исследователь рынка, транспортный менеджер, специалист по логистике, агент по недвижимости, работник консалтинговой фирмы. Региональная географияСпециалист по району в правительственном агентстве, бизнес-представитель, автор путеводителей. Картография и географическая информационная система Картограф, геодезист, специалист по географическим информационным системам, землеустроитель, издатель карт. География культуры и населенияДипломат, специалист консалтинговой фирмы, миротворец. ПриродопользованиеМенеджер по окружающей среде. Прокуратура. Географическое образованиеШкольный учитель, вузовский преподаватель, автор учебника. Редактор учебной литературы.




Методы географической науки ИсторическийЭкологическийМоделированиематематическийИсторическийЭкологическийМоделированиематематическийГеофизическийГеохимическийСоциологическийэкономическийГеофизическийГеохимическийСоциологическийэкономический Описательный – самый старый и главный. ЭкспедиционныйЛитературно-картографический Описательный – самый старый и главный. ЭкспедиционныйЛитературно-картографический общенаучныеКонкретно-научныеспецифические


Географы участвуют в решении таких вопросов: Как предохранить атмосферу и Мировой океан от загрязнения? Насколько человечество обеспечено ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»? Угрожает ли миру перенаселение. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования. Угрожает ли миру перенаселение. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...