Анализ экономико-географического положения северо-западного федерального округа. Северо-западный экономический район

Северо-Запад России - самый небольшой по территории (212 тыс. км 2 ) район России. В его состав входят Северо-Западный экономический район (Ленинградская, Псковская и Новгородская области, город федерального значения Санкт-Петербург) и .

Экономико-географическое положение

Выгодность положения определяется приморским расположением района у берегов и его Финского залива. Преимущества экономико-географического положения и наличие водных путей определили давнее заселение территории.

Природно-ресурсный потенциал

а) Охватывая обширные пространства около 800 км с запада на восток и на 600 км с севера на юг, Северо-Запад отличается разнообразием природы. В пределах района имеются ровные полосы побережий, лишь слегка поднимающиеся над уровнем моря, и низменности, где плоские и слабо волнистые участки чередуются с невысокими холмами и возвышенностями, достигающими местами 300 м. На Северо-Запада России оказало влияние четвертичное оледенение, сформировавшее моренно-ледниковые формы рельефа с холмами, грядами и зандровыми равнинами. Ледниковые отложения богаты валунами. Под толщами моренных отложений залегают палеозойские отложения, с которыми связаны полезные ископаемые Северо-Запада России: огнеупорные глины, сланцы, фосфориты, кварцевые пески, известняки и бокситы.

б) Северо-Западная располагается в пределах умеренно континентального , переходящего к морскому. Обилие осадков приводит к избыточному увлажнению и .

в) Северо-Запад России - озерный край, богатый водными ресурсами. Здесь 7 тыс. озер. Среди них наиболее крупные: , Ильменское и другие. Речная сеть густа. Крупные реки и озера используются для судоходства, развито местное рыболовство.

г) Северо-Запад - лесной край. Леса занимают около половины всей территории, а на северо-востоке района достигает 70% На юге и юго-западе сильно вырублены.

д) Для всей территории Северо-Запада характерны подзолистые и торфяно-болотные . Все они требуют внесения удобрений.

Население

В пределах Северо-Запада проживает около 9 млн. человек, что составляет более 6% населения страны.

Северо-Запад - район преимущественно городского населения (его доля самая высокая в России - 86%). В районе в основном проживают русские, на востоке района живет немногочисленный народ финской группы - вепсы.

Хозяйство

В настоящее время одной из ведущих отраслей Северо-Запада является многоотраслевое машиностроение , которое сосредоточено в крупных городах района - , Выборге, Новгороде, Пскове и . На предприятиях этой отрасли производят суда, радио- и телевизионную аппаратуру, приборы, видеомагнитофоны, оборудование для рыбоперерабатывающей промышленности, турбины, генераторы, компрессоры, часы, электропылесосы.

Благодаря выгодному экономико-географическому положению в районе Северо-Запада России сложился мощный комплекс отраслей на дальнепривозном сырье, топливе и полуфабрикатах, включающий химическую и . На севере и западе района развита лесная промышленность . С района тесно связана цветная (Волхов, Бокситогорск) и черная металлургия , представленная передельными заводами (Тихвин, Санкт-Петербург, Новгород).

Агропромышленный комплекс района специализируется на льноводстве и молочно-мясном , а в пригородах - на производстве овощей, картофеля и птицеводстве.

Санкт-Петербург - второй после Москвы промышленный, транспортный узел, центр науки и культуры, крупный морской порт России на .

Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республики: Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.

Экономико-географическое положение.

Это самый северный в европейской части России экономический район. Территория большая - 1643 тыс. км 2 . Омывается водами Северного Ледовитого океана. Здесь расположены важные порты РФ - Мурманск (незамерзающий), Архангельск. Часть Баренцева моря, согретая ветвью теплого Северо-Атлантического течения, не замерзает. Довольно значительная часть территории района расположена севернее Полярного круга в холодном поясе.

На территориальное размещение хозяйства района оказали влияние многие факторы, в том числе близость Северного Ледовитого океана, суровость климата, сложная конфигурация береговой линии Белого и Баренцева морей, а также непосредственное соседство с Центральным и Северо-Западным экономически высокоразвитыми районами РФ.

Природные условия и ресурсы.

Особенность природных условий и климата данного региона - необычность освещения и нагревания земной поверхности в разные сезоны года ("полярный день" и "полярная ночь"). В середине зимы продолжительность "полярной ночи" на широте Северного полярного круга составляет 24 часа, а в районах, расположенных на параллели 70 градусов северной широты - уже 64 дня в году.

Представлены следующие природные зоны - тундры, лесотундры и тайги. Леса занимают 3/4 территории.

В геологическом смысле район включает в себя Балтийский щит и север Русской равнины (между Балтийским щитом и Уралом), где выделяются обширная Печорская низменность и Тиманский кряж. Реки района (Печора, Мезень, Онега, Северная Двина) относятся к бассейну Северного Ледовитого океана.

На Балтийском щите выделяются невысокие горные массивы Кольского полуострова (Хибины). Полуостров медленно продолжает подниматься (случаются землетрясения силой до 5 баллов). Своеобразие и сложность рельефа Северного района обусловлены действием ледников (в четвертичном периоде). Карелию величают «краем голубых озер», отмечая их многочисленность.

Район очень богат разнообразными полезными ископаемыми. Добыча гранита, мрамора и других строительных материалов началась еще во времена строительства Петербурга.

Месторождения железных и руд цветных металлов, а также апатито-нефелиновых руд находятся на Кольском полуострове. Толщи осадочных пород Тимано-Печорского бассейна богаты каменным углем (в т.ч. коксующимся), нефтью и газом (республика Коми и шельф Баренцева моря). Еще Северный район богат бокситами (Архангельская обл.), а также рудами титана, вольфрама, молибдена и др. металлов.

Население - 5,9 млн. человек; средняя плотность - 4 человека на 1 км 2 (в неверных районах еще меньше). Преобладает городское население (коэффициент урбанизации - 76%).

Заселенность и хозяйственная освоенность района значительно меньше, чем в других районах Европейской части России. Район слабо обеспечен трудовыми ресурсами. Преобладает русское население. Проживают и другие народности Севера. В Республике Коми (1,2 млн человек) народность коми составляет 23% населения; в Республике Карелия (0,8 млн человек) карелы составляют около 10% населения. А в Ненецком автономном округе ненцев - 6,5 тыс. человек (12 % населения округа).

Хозяйство.

Коренное население (коми, ненцы и др.) издавна занималось охотой, рыбной ловлей и оленеводством. В настоящее время специализация района определяется наличием богатейших природных ресурсов, а также особенностями географического положения.

Отраслями специализации района являются топливная, горнодобывающая и лесная промышленность. Получили развитие (на базе местных ресурсов) цветная и черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность.

Этот район является основной сырьевой и топливно-энергетической базой для многих районов европейской части РФ. Здесь производится треть древесины, бумаги и целлюлозы России (Архангельск, Сыктывкар, Кондопога, Сегежа, Котлас).

Развита горнодобывающая промышленность. На Кольском полуострове и в Карелии производится 1 /4 железной руды, 4/5 сырья для производства фосфатных удобрений (апатиты), значительная часть руд цветных металлов, добываемых в России.

В 1930 г. были разведаны крупные месторождения нефти на реке Ухте и каменного угля у Воркуты. В настоящее время в Яреге (по правому берегу Ухты) добывают густую шахтную нефть. В среднем течении Печоры разрабатывается газоконденсатное месторождение Вуктыл. Запасы современного Печорского угольного бассейна составляют миллиарды тонн. Коксующиеся угли Воркуты и Воргашора по качеству - лучшие в стране. Большая часть их поступает на Череповецкий металлургический комбинат, а также в Санкт-Петербург и Тулу.

Черная металлургия представлена Череповецким металлургическим комбинатом. Технологическим топливом служит печорский коксующийся уголь, а сырьем - железные руды Кольского полуострова (месторождения Ковдорское и Оленегорское) и Карелии (Костомукшский ГОК).

Цветная металлургия представлена предприятиями в Мончегорске (медно-никелевый комбинат на рудах месторождений Кольского полуострова) и Никеле. На нефелинах Кольского полуострова и бокситах Архангельской области работает алюминиевый завод в г. Надвоицы.

Развивается нефтеперерабатывающая и химическая промышленность.

В г. Ухта расположен нефтеперерабатывающий завод, в Сосногорске - газоперерабатывающий завод, в Череповце - химический комбинат.

Вспомогательной отраслью хозяйства района является машиностроение (Петрозаводск, Архангельск, Вологда, Мурманск).

Агропромышленный комплекс. Малоземельская (между Тиманским кряжем и Печорской губой) и Большеземельская (восточнее устья Печоры) тундра - это лучшие пастбища северных оленей. Развиты охота и рыболовство.

Животноводство и ныне преобладает над растениеводством (для развития которого на большей части территории условия неблагоприятны; преобладает выращивание кормовых и зернофуражных культур). На юге района выращивают лен (Вологодская область). Пойменные заливные луга (вдоль рек) издавна служат, в той же южной части района, базой для развития молочного животноводства. Развита маслодельная промышленность.

Значительное место в экономике Северного района занимает рыбная промышленность (рыбоконсервный комбинат в Мурманске).

Топливно-энергетический комплекс.

Топливная промышленность района является одной из отраслей его специализации. С топливной промышленностью связано производство электроэнергии.

В Архангельской и Вологодской областях и Республике Коми все электростанции работают на углях Печорского бассейна (Воркута) и газе Вуктыльского месторождения. Крупнейшей является Печорская ГРЭС.

В Карелии и Мурманской области производство электроэнергии в большей степени сосредоточено на ГЭС, построенных на ряде порожистых небольших рек. Эти гидростанции в значительной степени обеспечивают развитие энергоемких производств в этой части района.

Развитие цветной металлургии и других производств явилось причиной ввода в действие Кольской АЭС (Мурманская обл.). Используются и естественные ресурсы для производства электроэнергии построена Кислогубская приливная электростанция.

Транспорт.

В условиях слабой транспортной освоенности территории большую роль играют реки. По рекам сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров.

Железные дороги проложены в меридиональном направлении от центральных районов европейской части России к Мурманску, Архангельску и на северо-восток, к Воркуте.

Крупный транспортный узел - Череповец. Порты: Мурманск, Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар. Мурманск (самый большой из заполярных городов мира - 400 тыс. жителей) - важнейший незамерзающий порт России на Севере.


C одержание:

    Краткая схематичная характеристика северо-западного экономического района.

    Природные условия и природные ресурсы:

    1. нерудные ресурсы

      лесные ресурсы

      водные ресурсы

      топливно-энергетические ресурсы

      гидроэнергетические ресурсы

      сельскохозяйственные ресурсы

      рекреационные ресурсы

5. Отрасли специализации:

5.1. Машиностроение

    Основные проблемы развития района.

    экономико-географическая карта-схема северо-западного экономического района.

    Использованные источники.

    Краткая схематичная характеристика северо-западного экономического района.

Северо-Западный экономический район.

1. Cостав района.
Три области: Ленинградская, Новгородская, Псковская.
Площадь: 196тыс.км
2 (1% от России).
2. Особенности ЭГП.

3. Природные условия и ресурсы.
1. Климат умеренный, умеренно-континентальный с элементами морского.
2. Рельеф: занимает Приневскую низменномть и Волдайскую возвышенность на юге.
3. Природные зоны: тайга, смешанный лес.
4. Природные ресурсы:
минеральные - бедна, только бокситы, сланци, фосфориты и торф;
лесные - промышленная лесосека истощена;
водные - болота;
энергетические - гидроэлектростанция только на реке Волхов, в Сосновом Бору - АЭС;
пчвенные - бедные подзолистые почвы;

4. Население и трудовые ресурсы.
Общая численность - 8млн.чел. (5,5%)
Доля городского населения - 87%, но если отнять Санкт-Петербург, то - 50% на 50%.
Крупнейшие города:


Национальный состав: в основном русские (91%), вебсы, карелы, фины, ингерманландцы.
Трудовые русурсы: безработица в мелких городах, недостаток людей в деревнях. Эконом. район кризисный, население сокращается.
5. Исторические предпосылки.
Со времен Киевской Руси проходили торговые пути (путь из Варяг в Греки). Старая Ладога - первая столица. В 1478г. - вхождение Новгородских земель в состав Московского княжества. В 17 веке территория Ленинградской области входила в состав Шведского королевства. В 1714г. перенос столици в Санкт-Петербург до 1917г. В 1941 - 1944 гг. было оккупировано 70% территории.
6. Отрасли специализации.

7. Межотраслевые и межрайонные связи.
Ввозят с севера: нефть, газ, рыбу.
Ввозят с юга: хлеб, сель.хоз. сырье.
Вывоз: ткани, лес, машины.
8. Проблемы экономического района.
1. Экологические
2. Топлевно-энергетические
3. Транспортная проблема на севере.
4. Демографическая.
5. Появление Эстонии и Латвии с территориальными проблемами.
6. Водная.
7. Притязание на территорию соседей.
8. Ввоз большого количества сырья.

    Состав северо-западного экономического района.

Северо-Западный экономический район включает в себя следующие субъекты:

Г. Санкт-Петербург

    Ленинградская область

    Новгородская область

    Псковская область

Площадь района составляет 1, 1% от площади России – 196,5 тыс. кв.км.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт.

Санкт-Петербург был основан 27 мая (по новому стилю) 1703 года как крепость, вокруг которой и близ домика Петра Первого начал формироваться город. С августа 1914 года он назывался Петроград, с января 1924 года - Ленинград. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года городу возвращено его первоначальное наименование - Санкт-Петербург.

Город расположен в самой восточной оконечности Финского залива в устье реки Невы, на островах ее дельты. Главная водная артерия города - река Нева, ее протяженность в черте города - 32 км, общая протяженность - 74 км. По обилию вод городу принадлежит одно из первых мест в мире - в пределах его границ насчитывается 40 рек, рукавов, каналов общей протяженностью более 200 км. В черте города находится более 100 водоемов. Водная поверхность занимает более 10% площади Санкт-Петербурга. Расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы - 651 км.

Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 85,9 тыс. км2, плотность населения - 75,4 человека на 1 км2.

Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). В нем проживает 4,8 млн. человек. На территории города проживает (по переписи 1989 г.) население более 120 национальностей. Основная часть населения - русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск.

Средний возраст населения - 38,5 года.

Санкт-Петербург - важнейший культурный и научный центр. Здесь находятся всемирно известный Эрмитаж, Исаакиевский собор, ансамбль Дворцовой площади, Академия художеств, Александро-Невская лавра, Биржа на Стрелке Васильевского острова и другие шедевры архитектуры.

Российская наука организационно сложилась на берегах Невы. Именно здесь была основана Российская Академия Наук и только в 1934 г. ее штаб был перенесен в Москву.

Санкт-Петербург является и крупным центром образования. В городе действует более 40 высших учебных заведений и более 80 - средних специальных.

Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность.

Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный морской порт России на европейском направлении.

Ленинградская область



Ленинградская область образована 1 августа 1927 года из 5 губерний - Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой. С 1935 по 1940 год граница области изменялась еще четыре раза. В современных границах Ленинградская область оформилась в ноябре 1944 года, когда из ее состава вышли территории, на которых были образованы Новгородская и Псковская области, а вошли три района Карело-Финской ССР и территория, ранее принадлежавшая по Тартусскому договору 1920 года Эстонии. Расстояние от областного центра - Санкт-Петербурга до Москвы - 651 км.

Территория Ленинградской области и Санкт-Петербурга - 85,9 тыс. км2, плотность населения -75,4 человека на 1 км2. На начало 1996 г. в области проживало 1,7 млн. человек. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население около 70 национальностей. Основная часть населения - русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%), финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др.

Средний возраст населения - 37,3 года.

На территории области расположено 29 городов.

Из запасов полезных ископаемых наибольшее значение имеют торф, бокситы, горючие сланцы и фосфориты, гранит, диабаз, известняки.

На территории области находятся самые крупные озера Европы - Ладожское и Онежское и более 1800 мелких озер. Главная река области - Луга.

Ленинградская область отличается развитой промышленностью, на долю которой приходится большая часть общего объема прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной деятельности. Основными отраслями являются топливная промышленность, электроэнергетика, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Свыше 85% продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области, приходится на продукцию производственно-технического назначения. На территории области размещается одна из 9 российских атомных станций.

Сельское хозяйство области носит пригородный характер и специализируется на мясо-молочном животноводстве, птицеводстве и овощеводстве. Ведущей отраслью является животноводство, на его долю приходится около 75% общего объема сельскохозяйственного производства области.

В области сравнительно развиты железнодорожные и автомобильные коммуникации, внутренние судоходные пути. Посредством трех отделений Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербургское, Витебское, Волховстроевское) осуществляется связь области с другими регионами России, зарубежными странами.



Новгородская область

Территория области - 55,3 тыс. км2. Численность населения на начало 1996 г. составила 742,6 тыс. человек, из которых 526,6 тыс. (70,9%) проживали в городских поселениях, 216,0 тыс. (29,1%) - в сельской местности. Плотность населения - 13,4 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,7%).3десь живут также украинцы (1,9%), белорусы (0,9%), цыгане (0,4%), татары (0,3%) и др. Средний возраст населения 38,1 года. В составе области 21 район, 10 городов, 22 поселка городского типа, 272 сельсовета.

Область располагает уникальным природным потенциалом: 3615 тыс. га заняты реками и 543 тыс. га - болотами, на ее территории расположено озеро Ильмень, река Волхов, минеральные источники, лечебные грязи, радоновые источники.

Основное богатство области - лес. Почти неограниченные возможности имеются в увеличении добычи торфа.

Административным и индустриальным центром области является город Новгород. Ведущие направления развития города - туризм и радиоэлектронная промышленность.

Основной объем валовой продукции области (87%) создается в отраслях материального производства, в том числе в промышленности - 48%, строительстве -11, сельском хозяйстве -10, торговле - 5%.

Основные отрасли промышленности: химическая, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика.

Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств составляет 838,9 тыс. га, из них 511,5 тыс. га (61%) - пашня. В области развиты растениеводство, в частности льноводство, молочное скотоводство.

Основным видом транспорта в области является автомобильный, железнодорожный транспорт занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и 26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе осуществляются с Москвой.

В области развита дорожно-транспортная инфраструктура. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) составляет 9,7 тыс. км (95% от общей протяженности). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования -1,2 тыс. км.

П
сковская область

Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км.

Территория области - 55,3 тыс. км2 (0,3% территории Российской Федерации), из которых 2,1 тыс. км2 приходится на озера.

Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс. человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,3%). Здесь живут также украинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%), эстонцы (0,3%), евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года. Всего в области 14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г. Псков (207,1 тыс. человек), г. Великие Луки (116,2 тыс.), г. Остров (29,9 тыс.).

Основные природные ресурсы области: лес (общие запасы 310 млн. м3), торф, песок, бутовый камень.

Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, машиностроение, пищевая. Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове. Среди районов Российской Федерации значительна доля области в производстве электродвигателей малой мощности.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 28% всех земель области, из них пашня занимает 57%. В сельском хозяйстве преобладает молочное животноводство, развито льноводство, на севере области - рыболовство.

На долю сельскохозяйственных предприятий, сохранивших государственную форму собственности, приходится 3% угодий. Остальное принадлежит товариществам и акционерным обществам различных типов, ассоциациям крестьянских хозяйств и др.

В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 1,1 тыс. км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 12,3 тыс. км (92% от общей протяженности). Речной порт ежегодно перерабатывает 313 тыс. т строительного песка.

С декабря 1994 года аэропорт г. Пскова приобрел статус международного. В настоящее время область связана воздушными линиями с 4 городами России.

    Экономико-географическое положение района.

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км севернее границы США.

Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:

    Расположение района на отшибе, удаленность от центра России.

Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником древнерусской истории и культуры.

    Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и Новгород-Великий - самые знатные города, долгое время связанные с Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы (средневековый союз прибалтов).

    Приморское и приграничное положение района.

Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города – Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.

Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине. Климат в районе морской, умеренно-континентальный. Воздух имеет высокую влажность, почвы дерново-подзолистые

    Природные условия и природные ресурсы.

4.1. Нерудные ресурсы:

Район богат высококачественными огнеупорными глинами, имеющими хорошую пластичность и исключительно высокую температуру плавления (до 1750): Ленинградская область (Боровическое крупное месторождение – давно эксплуатируется, залегание глин на небольшой глубине); большими запасами чистых известняков, используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве: Новгородская область (Окуловское), Ленинградская область (Пикалевское, Сланцевское); бокситами, являющимися важной сырьевой базой алюминиевой промышленности: восток Ленинградской области; фосфоритами (содержание фосфорного ангидрида в руде – 8,5%), имеющими экспортное значение: г. Кингисепп.

      Лесные ресурсы:

Для промышленности района лесные ресурсы имеют небольшое значение. Покрытость территории района лесом – 30%. Леса многослойные, лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад. Эксплуатационные запасы древесины не превышают 200 млн. куб. м., несмотря на значительную лесистость района. Большая часть лесных массивов района изъята из промышленного использования, так как находится в окрестностях крупных городов и имеет большое водо-охранное и рекреационное значение.

      Водные ресурсы:

Северо-Западный район обладает значительными водными ресурсами – подземными и поверхностными. Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга, Волхов), имеют суммарный сток в средний год – 124 куб. м. В районе имеется множество крупных озер – Ладожское, Чудское, Ильмень, Псковское. Но, несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств.

      Топливно-энергетические ресурсы:

Запасы топливно-энергетических ресурсов района малы – 6 млрд. Т. условного топлива. Львиная доля ресурсов приходится на торф – 3млрд.т., который используется в сельском хозяйстве и в качестве топлива для электростанций. Месторождения разрабатываются вблизи крупных городов. Район имеет запасы горючих сланцев – 1, 8млрд.т. – сырье для химической промышленности и для сельского хозяйства.

      Гидроэнергетические ресурсы:

Гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд. Квт*ч. Но вовлечение в промышленную эксплуатацию гидроэнергетических ресурсов затруднено из-за равнинного и низменного характера рельефа, преобладающего в бассейнах основных рек Северо-запада. От полного запаса энергии рек вырабатывается 41, 2% энергии ежегодно. Значительная часть экономически эффективных гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время.

      Сельскохозяйственные угодья:

По причине сложных почвенно-климатических условий и больших затрат на окультуривание почв сельскохозяйственные угодья слабо распаханы занимают всего лишь 18% территории района. Они имеют почвенную неоднородность, удаленность отдельных участков от хозяйственных центров, значительную разбросанность. Возможность использования сельскохозяйственных угодий ограничивает обилие валунов, высокой степени заболоченности и закустаренности земель. Обширные площади сенокосов, пастбищ, высокопродуктивных лугов и других кормовых угодий имеют большое значение для развития животноводства в районе.

      Рекреационные ресурсы:

Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами: выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского залива и Старорусский курорт имеют общероссийское значение. Всемирно известны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Необходимо заметить, что природно-ресурсный потенциал Северо-Западного района позволяет использовать сочетание экстенсивных и интенсивных методов экономического роста в течение реально обозримого периода. Кроме Санкт-Петербурга, где полностью исчерпали себя возможности экстенсивного развития.

5. Отрасли специализации.

Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.

5.1. Машиностроение.

Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу: Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы – 40% машиностроения дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).

Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:

    Производство корпусов машин

    Производство узлов и деталей, запчастей

    Чугунное и стальное литье

Ведущие отрасли машиностроения:

Судостроение

    Электротехническое машиностроение

Энергетическое машиностроение

    Тракторное машиностроение

    Сельскохозяйственное машиностроение

    Приборостроение

    Станкостроение

    Электронная промышленность

Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются завод «Электросила» (производство мощных генераторов для тепловых и гидравлических электростанций, Кировский завод (производство мощных тракторов), Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные суда, рыболовные суда, танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы). объединение «ЛОМО» (оптико-механическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование), а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения.

5.2. Химическая промышленность

Значительная роль в специализации района принадлежит химическому комплексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и зависит от ввоза сырья из других районов.

Большое развитие в районе получило производство:

Резинотехнических изделий

Синтетических смол

Удобрений

Пластмасс

Лакокрасочных изделий

Реактивов

Химико-фармацевтических препаратов

Горнохимический комплекс расположен вблизи добычи районов добычи и имеет также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводе.

Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и Санкт-Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных фосфоритов в Кингисеппе, производство азотных удобрений с использованием природного газа на Новгородском комбинате, производство двойного суперфосфата на Волховском комбинате, производство шин, резиновой обуви и других резинотехнических изделий на объединении “Красный треугольник”, переработка сланцев в г. Сланцы. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств.

5.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность

Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной мере сырьем Карелии и других районов Севера.

Он представлен всеми стадиями:

Заготовка

Лесопиление

Деревообработка

Переработка древесины

и производит:

Пиломатериалы

Древесно-волокнистые плиты

Бумагу и т.д.

Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светлогорский, Советский, Приозерский, расположенные на Карельском перешейке. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.

Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.

Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.

    Характеристика состояния иных отраслей. (текстильная промышленность, индустриально строительный комплекс, топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, агропромышленный комплекс.)

Текстильная промышленность

Развитию текстильной промышленности в районе способстовало приморское положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в тканях и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. До 90-х годов предприятия тексильной промышленности работали на сырье из Средней Азии и Египта. В районе развито ткачество, отделка, швейная промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области.

Индустриально-строительный комплекс

В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.

Топливно-энергетический комплекс:

Основная часть топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции., которые работают на привозном топливе – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.

Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах.

Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки –ГТУ.

Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.

Металлургический комплекс:

Почти весть материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.

Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место производство аллюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.

Агропромышленный комплекс:

Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и имеет подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства – удовлетворение протребности своего населения и легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птичеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область) . Основные доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область.

До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и овса.

В АПК Северо-западного района рост производства связан с:

    укреплением межрегиональных связей

    развитием предпринимательства на селе

    многообразием форм собственности

    созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.

    Транспорт и экономические связи.

Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – 1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.

    Основные проблемы развития района.

Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна.

В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.

В настоящее время сельское хозяйство региона осталось практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство (в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).

В связи с тем, что в настоящее время район стал практически единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.

Для высвобождения ресурсов для создания и развития Северо-Западной контактной зоны необходимо решить задачи:

    Целенаправленное и последовательное ослабление индустриального крена в экономике не только Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской областей.

    Стимулирование развития ряда относительно тех отраслей хозяйства, которые являются или могут стать конкурентоспособными в условиях рыночной экономики.

    Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры.

    Ускорение развития ряда относительно новых отраслей экономики региона, способных играть роль «локомотива».

Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.

Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи.

10. Использованная литература.

    Региональная экономика.

Учебное пособие для вузов/Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995г.

    Регионоведение.

    Учебник для вузов/ Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998г.

    География промышленности. Хрущев А.Т.

    Статистический сборник.

Вуз: Пензенский государственный университет

Год и город: Пенза 2014


Содержание
Введение
Глава 1: Географическая характеристика региона
1.1. Географическое положение и площадь
1.3. Климатические условия
Глава 2: Население региона
2.1. Демографическая ситуация
2.2. Национальный состав
2.3. Качество жизни
Глава 3: Экономика региона
3.1. Природно-ресурсный потенциал
3.2. Отраслевая структура
3.3. Территориальная структура
3.4. Транспортные связи
Глава 4:Экологическая обстановка региона12
Глава 5: Проблемы и перспективы развития региона
Глава 6. Приложение
Глава 7. Список используемых источников

Введение

Экономико-географическое положение Северо-Западного экономического района предупредило ряд преимуществ по сравнению с другими районами страны: открытый выход к Балтийскому водному бассейну, обеспечивший устойчивые экономические связи с зарубежными странами Европы, Америки; пограничное положение со странами Балтии и Скандинавии; близость развитых экономических районов страны (Центрального, Северного).
Образован Северо-Западный район указом Президента РФ от 13 мая 2000г. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург. Данный район включает в свой состав следующие субъекты РФ:

  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Архангельская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Вологодская область
  • Мурманская область
  • Ленинградская область
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Калининградская область
  • Город федерального значения Санкт-Петербург
  1. Географическая характеристика региона

1.1 Географическое положение и площадь

Северо-Западный экономический район - один из 11 крупных экономических районов России. Он занимает площадь 0,2 млн.км 2 , что составляет 9,87 % от всей территории России. Численность населения - 13800 человек (9,61 % от РФ). Северо-Западный экономический район расположен в северной части Нечерноземной зоны Российской Федерации, на Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Экономическое развитие района связано с выгодным экономико-географическим положением на Балтийском море и соседством с развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией, Беларусью и Центральным экономическим районом России. Огромна роль в районе г. Санкт-Петербурга - крупнейшего морского порта, индустриального центра страны. (рис.1)

Северо-Западный район расположен на Русской равнине, представляющей собой низменность со следами деятельности ледника (моренно-грядовый, холмистый рельеф). Пониженные участки рельефа заняты многочисленными озерами и торфяниками.

1.2 Климатические условия

Климатические условия характеризуются повышенной влажностью, сравнительно теплой зимой и прохладным летом, что объясняется влиянием Атлантики. Природные возможности развития сельского хозяйства в районе определяются высокой влажностью воздуха при относительно умеренных температурах и довольно продолжительном вегетационном периоде. Это обеспечивает благоприятные условия для созревания пшеницы, ржи, овощных культур и картофеля. Речные долины с богатой травянистой растительностью способствуют развитию молочного и молочно-мясного животноводства. Определенное значение для хозяйства имеют рыбные ресурсы внутренних вод и морей района.

По рекам и озерам этого района проходил древний торговый путь "из варяг в греки", на котором возникла Новгородская Русь. На протяжении двух столетий г. Санкт-Петербург являлся столицей России. Сейчас он выделен в “зону свободного предпринимательства” и занимает центральное положение в районе. Район расположен между развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом, а также рядом с Северным экономическим С ЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

  1. Население региона

2.1 Демографическая ситуация

На территории Северо-Западного района проживает более 5,6 % населения России. Для района характерен повышенный показатель урбанизации. Доля городского населения самая высокая в стране и составляет 87%. В пределах района сформировалась Санкт -Петербургская городская агломерация, где проживает 80% городского населения. Район обеспечен высококвалифицированными трудовыми ресурсами, мощной системой проектно-конструкторских и опытно-экспери-ментальных институтов и заводов и является второй после Москвы научной базой страны.

2.2 Национальный состав

По этническому составу население многонационально (Русские, украинцы, белорусы, татары, карелы, армяне, азербайджанцы, евреи, немцы, финны, чуваши, литовцы, цыгане, поляки, узбеки, таджики), но представлено в основном русскими.

2.3 Качество жизни

Показатели качества и уровня жизни населения Северо-Западного ФО

ПС доходов

(количество

наборов ПМ)

бедности

по доходам,

Коэффициент

доли от единицы

ВРП по ППС, долл.

Санкт-Петербург

Вологодская обл.

Ненецкий

Архангельская обл.

Мурманская обл

Новгородская обл.

Ленинградская обл.

Калининградская обл.

Псковская обл.

Экономика региона

3.1 Природно-ресурсный потенциал

Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. Из топливных ресурсов имеются запасы в северо-западной части Ленинградской области. Есть промышленные запасы бокситов (около г. Тихвина), являющиеся ценным сырьем для производства алюминия. Все более значительными для хозяйства становятся расположенные в Ленинградской области фосфориты, запасы которых составляют около 200 млн. т. Практически повсеместно находятся строительные материалы - известняки, огнеупорные глины, стекольные пески, граниты (Карельский перешеек).

Важное значение имеют лесные ресурсы. Леса занимают 45% территории района. В северной части района преобладают хвойные породы (ель, сосна), в южной части - смешанные породы. Основные массивы лесов расположены в Ленинградской и Новгородской областях, где лесопокрытые площади составляют 50%.

Северо-Запад обладает значительными водными ресурсами. Здесь хорошо развита гидрографическая сеть. Крупнейшие реки - Нева, Волхов, Свирь, Ловать, Великая и др. На реках Вуокса, Свирь, Мета построены ГЭС. Крупнейшие озера - Ладожское, Псковское, Чудское, Ильмень. Реки и озера используются широко для судоходства, рыболовства, обеспечивают развитие водоемких производств.

Земельные ресурсы невелики, но плотность их хозяйственного освоения достаточно высокая. В Псковской области находятся основные сельскохозяйственные угодья. В настоящее время в районе производятся мелиоративные работы по осушению болот для использования их в качестве сельскохозяйственных угодий.

3.2 Отраслевая структура

Много-отраслевой комплекс экономического района обеспечивает производство важнейших видов продукции для народного хозяйства всей страны. Отрасли специализации - машиностроение, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность, лесная и производство строительных материалов. Машиностроительный комплекс района характеризуется развитыми внутриотраслевыми связями. Представлены следующие отрасли машиностроения: энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение. Район является крупным поставщиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов. Химическая промышленность Санкт-Петербурга была пионером в производстве полимеров, пластмасс, фармацевтической промышленности в России. Развита легкая промышленность (обувная, текстильная, пищевая). Развитию текстильной промышленности способствовала большая потребность района в тканях, а также сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. Ряд отраслей промышленности Северо-западного района базируется на местных природных ресурсах. Это добыча фосфоритов и производство из них минеральных удобрений (Кингисепп, современное название города - Курессааре), производство огнеупорного кирпича из местных глин (Боровичи), добыча и производство строительных материалов, добыча сланцев (Сланцы). Северо-запад является родиной алюминиевой промышленности (на местных тихвинских бокситах). Предприятия цветной металлургии находятся в Волхове (алюминиевый завод), Бокситогорске и Пикалево (глиноземные заводы). Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, производстве овощей и картофеля. Сохранило свое значение льноводство на юге и юго-западе района. Лен перерабатывается на многочисленных небольших заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках. Топливно-энергетическая база района ориентируется в основном на привозное топливо (нефть, газ, уголь). Район - крупный потребитель электроэнергии. Ее вырабатывают мощные тепловые электростанции, использующие привозные энергоносители. Мощные ГРЭС и ТЭЦ размещены в Санкт-Петербурге, его окрестностях и в г. Кириши (к которому подходит нефтепровод из Поволжья). Заметную долю электроэнергии дают ГЭС средней и малой мощности, построенные на реках Свирь, Волхов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечения района электроэнергией под Санкт-Петербургом была сооружена и действует одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС.

3.3 Территориальная структура

Территориальная структура хозяйства характеризуется чрезвычайно высоким уровнем индустриального развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, относительно низким по сравнению с ними развитием хозяйств Новгородской и Псковской областей, в которых ярко выражен аграрный сектор. Санкт-Петербург (4,8 млн жителей) и Ленинградская область, расположенные в устье Невы (у Финского залива), сконцентрировали мощную обрабатывающую промышленность, многие из отраслей которой имеют важное общероссийское и экспортное значение. В составе Северо-Западного региона на долю Ленинградской области приходится 20,5% населения, 15% промышленной продукции и 60% сельскохозяйственной продукции. Особую роль играет машиностроение. Здесь сосредоточены более 5% республиканского производства турбин и генераторов, значительная доля производства мощных компрессоров для газопроводов, морских судов, полиграфического оборудования, кузнечно-прессовых машин, приборов и средств автоматизации. Среди городов, входящих в состав Санкт-Петербургской промышленной агломерации, выделяются Колпино, где размещены такие широко известные предприятия, как Ижорский завод тяжелого машиностроения, а также Гатчина, Выборг. Доля Новгородской и Псковской областей в производстве промышленной продукции района невелика. Их индустриальное развитие в значительной степени связано с Санкт-Петербургом. Во многих городах этих областей размещены филиалы и отделения Санкт-Петербургских производственных объединений. Крупными промышленными центрами здесь являются Великий Новгород (более 234 тыс. жителей) с развитым электро- и радиотехническим производством, Псков (более 208 тыс. жителей) с развитым электромашиностроением, производством средств связи, льнообрабатывающей и пищевой промышленностью и Великие Луки (111 тыс. жителей) с электро- и радиотехническим машиностроением, легкой промышленностью.

3.4 Транспортные связи

Северо-Западный экономический район располагает развитой транспортной системой, которая ориентирована на решение трех основных задач:

  1. Выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ;
  2. Выход к Балтике Беларуси и Украины и связь Балтийского и Черноморского бассейнов;
  3. Связь с Балтикой северных регионов России.

От Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец - Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск - Оршу - Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Петербург - Петрозаводск - Мурманск, Вологда и Котлас - Сыктывкар и Воркута), государствами Балтики (Петербург - Таллин, Петербург - Псков - Вильнюс и далее на Калининград).

Особое значение железнодорожной сети - связь с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с ее южными морями.

В настоящее время в Северо-Западном районе намечаются значительные масштабы нового транспортного строительства: система российских портов (расширение портов Выборг и Высоцк, строительство крупных портов в устье р. Луги и в районе г. Ломоносова) и реализация проекта высокоскоростной магистрали связи между Москвой и Скандинавией; реконструкция и модернизация Октябрьской железной дороги; сооружение межотраслевой транспортной системы.

В вывозе из района преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. Ввоз преобладает над вывозом.

В современных условиях Северо-Западный регион для России практически единственный непосредственный выход в западную сферу мирового рынка.

Экологическая обстановка региона

Экологическая ситуация в Северо-Западном районе на сегодняшний день довольно сложная. Финский залив и реки активно загрязняются неочищенными сточными водами, состояние почвы весьма плачевно в результате вредного влияния твёрдых промышленных и бытовых отходов, атмосфера Северо-Западного района загрязняется не только внутренними выбросами, но и поступлениями вредных веществ из других стран.

Загрязнение атмосферы

Промышленные предприятия Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской, Новгородской и Псковской областей регулярно загрязняют атмосферу выбросами вредных веществ. В большей степени воздух Северо-Западного района страдает от пагубного воздействия таких стационарных источников, как электроэнергетические, машиностроительные, целлюлозно-бумажные и химические предприятия. Но вредные выбросы в атмосферу от промышленных объектов - это ещё полбеды. Около 70% от общего объёма загрязнения воздуха являются «заслугой» выхлопных газов автомобилей.

В связи с пограничным положением, экологическую ситуацию в Северо-Западном районе ухудшают поступления загрязняющих веществ из соседних стран. Например, экологию Новгородской области выбросы вредных соединений серы из-за границы загрязняют в 40 больше, чем испарения с собственных предприятий, а поступления оксида азота извне в 160 раз превышает внутриобластное.

Экологию Северо-Западного района соединениями серы особенно активно загрязняют такие государства, как Польша, Германия, Белоруссия, Эстония и Украина. Почти 50% поступлений оксидов азота из-за границы приходится на Польшу и Германию. Остальные 50% импорта вредных веществ в атмосферу Северо-Западного района делят между собой Финляндия, Швеция и Великобритания.

Загрязнение воды

Экологическую ситуацию Северо-Западного района серьёзно ухудшают сбросы грязных сточных вод в поверхностные водоёмы Балтийского моря. Причиной загрязнения вод здесь в основном является неэффективная работа устаревших очистных сооружений. Доля нормативно очищенных вод во всём Северо-Западном районе составляет менее 1%.

Экология Санкт-Петербурга в наибольшей степени страдает от сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водоёмы. По данному критерию Питер занимает второе место по стране. Экология Невы и прочих водоёмов ежедневно портится в результате сброса неочищенных сточных вод с четырёхсот городских промышленных и пятисот стоков с предприятий Санкт-Петербурга. Экологи сообщают о масштабном скоплении нефтепродуктов, радиоактивных изотопов, ртути, свинца, калия и бензапирена на поверхности дна Невской губы и дна восточной части Финского залива.

Для того чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге, необходимо:

  • закончить строительство очистных сооружений в северной и юго-западной частях города;
  • закончить строительство системы защиты Санкт-Петербурга от наводнений;
  • усовершенствовать систему предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти на Ладожском озере и реке Неве.

Загрязнение почвы

Что касается проблемы хранения твёрдых промышленных и бытовых отходов, то и здесь, к сожалению, Северо-Западному району похвастаться нечем. Большинство полигонов и свалок, на которые в настоящее время складируется вредный мусор, не соответствует нормам экологической безопасности. А хранение твёрдых промышленных и бытовых отходов на необорудованных территориях чревато загрязнением токсичными веществами почвы, наземных и внутренних вод.

Проблема захоронения опасных промышленных отходов особенно остро стоит в Калининградской области. Ввиду отсутствия специально оборудованного полигона, твёрдые токсичные отходы складируются там на самых обыкновенных свалках и помойках.

В Ленинградской области специально оборудованный полигон для хранения вредных отходов есть, но только расположен он совсем рядом с главным водозабором Санкт-Петербурга. Так что в случае затяжных ливневых дождей или паводков утечки токсичных веществ с полигона «Красный бор» могут стать настоящей катастрофой для населения города. Кроме того, в Ленинградской области существует серьёзная проблема с устранением радиации на свалках и полигонах для размещения промышленных отходов.

Проблемы иперспективы развития региона

К направлениям развития экономического района можно отнеси следующие:

Решение задач структурной перестройки, т.е. всестороннее развитие непроизводственной сферы (туризма, здравоохранения, культуры, организационно-финансовая деятельность);

Развития машиностроения, обеспечивающего научно-технический прогресс во всех отраслях экономики и сферы общественного развития;

Наращивание топливно-энергетического потенциала с целью более полного удовлетворения потребностей Северо-Западного экономического района в эффективных видах топлива, дешевой электроэнергии и экспорта некоторой части энергии и топлива.

На территории Санкт-Петербурга создается два отделения особой экономической зоны технико-внедренческого типа (на территории промзоны «Нойдорф» и севернее Ново-Орловского лесопарка). Развитее зоны предполагается по трем направлениям:

Организация Центра нанотехнологий для биологий и медицины на основе объединения 10 академических и вузовских учреждений Санкт-Петербурга для повышения эффективности российского здравоохранения и развития нанобиотехнологий в условиях ОЭЗ до промышленного уровня;

Формирование технологических центров по направлениям: оптоэлектроника, прецезионная, металлообработка (точное приборостроение), вакуумная обработка полупроводников, наноматериалы, водородная энергетика, солнечная энергетика, термоэлектричество;

Создание дизайн-центра, заказчиками которого выступят инжиниринговые структуры таких предприятий, как Авангард, НПО «Радар», НПО «Светлана», НПО « Электроавтоматика », НПО «Электроприбор», ЛОМО и пр.

Список использованных источников

  1. Экономическая география России. Второе издание. Под редакцией профессора Т.Г. Морозовой. - 2004.
  2. Экономическая география и регионалистика. Э.Н Кузьбожев, И.А. Козьева. -2014. - С. 336-340
  3. Основы региональной экономики. Гранберг. А. Т - 2000.
  4. Википедия. -2014. (цифровые данные).
  5. Экономический портал. Статья-Анализ д.э.н, профессора В.Бобкова, к.э.н А.Гулюгина.
  6. Региональная экономика. Экономический портал. Статья-Анализ д.э.н, профессора В.Бобкова, к.э.н А.Гулюгина.
  7. Региональная экономика. Н.Д. Эриашвили. Электронная библиотека.
  8. http://bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/index.htm
  9. Экология городов и регионов. dishisvobodno.ru
  10. http://lubashevskiy.ru.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...