Доктор едет, едет сквозь снежную равнину. Село новоспасское

Родина М.И. Глинки - село Новоспасское


Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском – единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Новоспасское – поистине сказочный уголок смоленской земли, расположенный на берегу реки Десна. Здесь Глинка провел 12 лет детства, неоднократно приезжал сюда будучи взрослым человеком.
Уникален и неповторим пейзажный парк усадьбы: многочисленные цветники, каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи.
Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок. Ежегодно в конце мая – начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском.

Адрес музея: Село Новоспасское Ельнинского района (112 км от Смоленска).

В смоленской усадьбе Новоспасское, что в двадцати километрах от Ельни, родился и провел детство великий русский композитор М.И. Глинка (1804-1857), основоположник русской классической музыки.

"Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальном расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами...". Так начинает свои автобиографические "Записки" М.И. Глинка.

Первый биограф М.И. Глинки В.В. Стасов писал: "Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя те элементы музыкальной народности, которые, по существу, в наших городах сохранились лишь в сердце России.

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.

Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.

Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.

Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. "Наше семейство многочисленно, но очень дружно, " - писал композитор.
Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, "красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера", по словам ее дочери Людмилы. Друг М.И. Глинки П.А. Степанов так говорит об Евгении Андреевне: "Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов".
49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.

Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые "грустнонежные звуки" народных песен.
Сам он напишет в "Записках": "И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку".
"Отец мой, - писал Михаил Иванович, - очень любил меня и всех детей своих. Со мною же обращался, как с товарищем - поверял мне тайны и предположения свои, не скрывая радостей и огорчений. Он не щадил для меня издержек".
А любимая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала: "Отец мой был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью. Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг. У нас было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки: также были портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, - всего около ста человек, может быть, и более. Все помещались семьями в флигелях, которых было от десяти до двенадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко или городок".

Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40... печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16».

На первом этаже располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами. «Мебель была в каждой комнате из особого дерева, - вспоминала сестра М.И. Глинки, Л.И. Шестакова. - Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны - прочного хорошего леса». Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т.п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.

Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М.И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».

Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М.И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.

Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.

В последний раз М.И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспасское не приедет».

После смерти матери композитора - Е.Н. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л.И. Шестакова и О.И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф.Т.Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.

После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов.

В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения.
По архивным материалам и воспоминаниям восстановлены дом Глинок, гостевой и кухонный флигели, каретный сарай, пекарня и дворовая изба, мостки, Амуров лужок (розарий), каскад прудов, беседки, оранжерея, отреставрирована родовая церковь, ныне действующая. Приведен в порядок парк, сделаны посадки дубов, кленов, лип. Посажен фруктовый сад. Радуют глаз и многочисленные цветники.

27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М.И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

А. Низовский. "Усадьбы России. Подмосковные. От Петербурга до Саратова"


Несколько лет назад в туристическом путеводителе про Хвалынский край увидел я фотографию, которая долго не давала мне покоя. На ней залитая закатным солнцем полуразрушенная церковь в чистом поле. Чуть позже в книге "Земли Хвалынской храмы" Наумова прочитал о ней подробно. Между тем, где именно находится храм было не совсем понятно, упоминалось ныне не существующее село Новоспасское и что ближе всего Благодатное. Разведка спутниковых снимков тоже ничего не давало. Признаюсь, я и сейчас бы не нашел дорогу к храму и даже разглядывая спутниковый снимок не могу точно сказать, где же находится это место. Лишь совсем недавно удалось узнать точные географические координаты этого места.

Пост посвящается памяти Михаила Петровича Сысоева

У меня достаточно долго сидела в голове идея-фикс попасть в это место. В разговоре с настоятелем Крестовоздвиженского храма Хвалынска Виталием Колпаченко стало понятнее, в каких краях эта церковь и стало понятно, что на нашем автомобиле едва ли пробраться до неё, что в последствии и подтвердилось. И так не покидала все меня мысль туда съездить и я даже начал надоедать с ней окружающим, как однажды в разговоре выяснилось, что наш пап Миша это место хорошо знает и даже как-то в молодости застрял в узком проходе колокольни и долго не мог выбраться, а позвать на помощь стеснялся. И вот в один день все-таки собрались. Радости моей не было предела, я очень долго мечтал об этой поездке, а в итоге мы съездили ещё и в бывшее имение Медемов Александрию, место в котором я тоже очень давно хотел побывать. Но об этом в свой черёд.

Вспоминая это почти год спустя, понимаю, что это был один из лучших и ярких дней того лета. И принадлежал он только нам. К несчастью, так распорядился Бог, что повторить этот день уже никогда не удастся.

Проехав прозрачную Терешку, где и с моста были видны крупные рыбине, нежащиеся на солнечных пятнах, мы поехали по полевой дороге вдоль лесополосы и вот вдалеке появилась церковь. Стоящая прямо посреди заросшего поля, самый старый храм из оставшихся на территории Хвалынского района. Село пережила, революцию и смутные времена. Вот стоит она в тишине полей и ни дорожки вокруг, ни тропинки. Высоченная колючая трава и тучи голодных насекомых. Гости здесь бывают нечасто, а ближайшим местным вроде здесь и дела никакого нет. Рядом - кое-как оставшиеся кладбище от бывшего села. Где стояли дома, угадывается,но слабо. Тишина необыкновенная. Все залито солнцем. Неведомо кем установленный крест сияет на солнце. Значит, не забыли, помнят люди про это место. И роспись внутри еще осталась. Хотя если подумать - шансов у храма никаких. Ну кто его возьмется восстанавливать здесь в чистом поле, вдали от людей. Кто и для кого? Сюда и захочешь-то доедешь нелегко. В некоторых местах только наша Нива и продралась, легковушке здесь делать нечего, заранее придётся оставлять. Сколько таких храмов в стране нашей необъятной. Таких брошенных, поруганных и обречённых на забвение и разрушение. И не счесть. И даже вот этот вот типовой храм, точно такой же может стоять где-нибудь далеко-далеко. И кому до него дело? Людей-то уж почти полвека тут нет, вот, считай, памятник им и остался.

Историческая справка
Владельческое село Новоспасское (в некоторых источниках также Ново-Спасское, Новопавловка) возникло не позднее первой четверти XIX века и принадлежало князю Оболенскому. После крестьянской реформы 1861 года оно являлось центром одноимённой волости в составе Хвалынского уезда Саратовской губернии, включавшей в себя ещё два села, шесть деревень и четыре хутора. Почтовый тракт Хвалынск – Сызрань проходил к востоку от села. По данным переписи 1859 года в Новоспасском проживало 265 человек. В начале ХХ века численность населения достигла 355 жителей (из них 342 – приписные), всего 57 хозяйств и одна сельская община. По национальному составу и вероисповеданию – русские, православные. В селе имелись церковь и открывшаяся в 1888 году церковно-приходская школа.
После революции в Новоспасском был сформирован колхоз имени В. И. Ленина, обслуживавшийся МТС села Благодатное.
Исчезло Новоспасское в конце 1960-х годов. Все жилые и хозяйственные постройки были снесены, земля была распахана и засеяна. В настоящее время единственными напоминаниями о Новоспасском являются чудом сохранившийся Спасо-Преображенский храм, небольшое кладбище и мемориальная плита труженикам предприятий и учреждений Хвалынского района за вклад в победу в Великой Отечественной войне на центральной площади Хвалынска.

Каменная Спасо-Преображенская церковь в Новоспасском была построена в 1843 году тщанием князя Н. А. Оболенского и является старейшей сохранившейся на территории Хвалынского района. Церковь была тёплой, с колокольней и престолом во имя Преображения Господня. Приход составлял вместе с приписанными деревнями Варваровкой, Русской Карагужей, Ново-Никольским и хуторами Елшанским и Старо-Лебежайским 2434 человека. В 1890 году при церкви было открыто церковно-приходское попечительство. Советской властью храм был закрыт и переоборудован под склад, а после расформирования колхоза и исчезновения села заброшен. Затерянный среди бескрайних полей на самом севере Саратовской области храм прекрасно сохранился, частично уцелели настенные росписи, а на колокольне в начале 2000-х годов неизвестными был установлен крест.

С 1893 по 1899 годы священником в Новоспасском служил будущий новомученник иерей Владимир Пиксанов , расстрелянный в селе Павловка Хвалынского уезда (ныне Павловский район Ульяновской области) в 1918 году, где служил он Воскресенском храме.

Иерей Владимир Пиксанов. Фото с сайта

В село Новоспасское, на родину Глинки, прямой дороги нет — только в объезд. Повинна в том Фекла Александровна, бабушка композитора, которая три века назад в борьбе за счастье будущих родителей Михаила - Ивана Николаевича и Евгении Андреевны приказала разобрать мост через реку. Дядя Евгении, Афанасий Андреевич, упорно не давал согласия на брак, и бабушка помогла влюбленным обвенчаться тайно, а дабы задержать погоню, мост разобрали. Дяде пришлось принять неизбежное и задним числом дать добро.

Молодые жили долго, счастливо и произвели на свет 13 детей.

В судьбу их второго сына, Миши, активно вмешивалась все та же бабушка Фекла. Она забрана ребенка у родителей и держала у себя в теплой половине дома, выпуская на улицу лишь в исключительных случаях вроде посещения воскресной службы. Возвращаясь из церкви, мальчик колотил по тазам, подражая колокольному звону, - уже тогда у него проявился музыкальный талант.

Глинка очень любил Новоспасское и уже в зрелом возрасте, изрядно поездив по Европе , регулярно туда приезжал. «Бесценная моя матушка, наше Новоспасское - рай земной. Скоро буду, как жаль, что ненадолго», - писал он с дороги. Аромат любимых композитором роз и звучащая из небесно-голубого домика музыка Глинки переносят нас в XIX век с его неспешным бытом. Тогда на террасу выносили плетеную мебель и пили чай, настоянный на травах, обязательно с мятой и липой.

В тени неохватного дуба, что растет за домом, Глинка писал партитуру оперы «Руслан и Людмила». В селе часто бывали и друзья композитора. Он любил гостей, но неизменно ставил им одно условие: «Галоши и политику оставляйте за дверью». Устав от общества, Глинка уходил за реку и там в одиночестве играл на скрипке. Туда ему на пароме доставляли варенье - для поддержания сил.

Помимо музыки, полевых цветов и иностранных языков (Михаил свободно владел французским, немецким, итальянским, испанским и польским, научал английский, латынь и персидский) большую слабость Глинка питал к птицам. В одной из комнат на солнечной стороне он устроил вольер: в кадках стояли ели и растения из оранжерей, за сеткой летали более 16 певчих птиц Черноголовки, малиновки, щеглы, пеночки, канарейки, жаворонки и даже соловей. Глинка часто приходил их послушать. «Мне достаточно щебетания одной-единственной птицы, чтобы написать целую фантазию», - говорил он. Если пернатые не пели, Глинка возвращался в кабинет, брал скрипку и начинал играть, подзадоривая певуний - так они вдохновляли друг друга.

Музей «Новоспасское» - единственный в России мемориальный музей Михаила Глинки , открылся для посетителей 25 лет назад. Теперь ежегодно в конце мая - начале июня здесь проходят завершающие концерты музыкального фестиваля имени Глинки.

А еще, между прочим, съемочная группа Валерия Федосова, объехав десять лучших усадеб в стране, выбрала Новоспасское для съемок сериала «Обрыв».

В Смоленской области в 21 километре от Ельни на берегу реки Десны раскинулось село Новоспасское, где в имении родителей родился выдающийся русский композитор Михаил Иванович Глинка. В настоящее время там открыт Мемориальный музей-усадьба и проводятся ежегодные музыкальные фестивали, посвященные памяти великого русского композитора. Дом Глинок был построен в 1807–1810 годах отцом М.И. Глинки Иваном Николаевичем (1777–1834) на месте предыдущего, построенного в конце XVIII века дедом композитора, майором в отставке Н.А. Глинкой. В том доме и родился М.И. Глинка. Главный усадебный дом был построен из сосны и дуба, в нем было 17 комнат.

На первом этаже находились хозяйственные помещения, гостиная, столовая, бильярдная, зал, диванная. На втором этаже располагались спальни и детская. Интерьеры дома отличались изяществом, отменным вкусом и уютом. В 1786 году построили усадебную Спасо-Преображенскую церковь, поэтому, собственно, селение и стали именовать Новоспасское. На ручье устроили каскад прудов и разбили небольшой парк, а впоследствии существенно расширили. Время и различные военные действия нанесли парку серьезный ущерб. Однако, в нем сохранилось около трех сотен вековых деревьев, 9 из которых посажены самим М.И. Глинкой. Также сохранился и дуб-великан, под кроной которого он сочинял партитуру оперы «Руслан и Людмила».

Глинки любили эту свою небольшую усадьбу, ставшую живым памятником их роду. Глинки были потомками старинного рода польских шляхтичей, от которого в середине XVII века отпочковалась ветвь смоленских дворян. Земля, где со временем была построена усадьба Новоспасское, изначально называлась пустошь Шатьково. Глинки стали ее собственниками в 1750 году. Жителей Новоспасского всегда отличали развитое чувство патриотизма и почтение к своим усопшим предкам. Например, когда в 1812 году солдаты французской армии, заняв Новоспасское, попытались ограбить церковь, крестьяне во главе со священником Иоанном Стабровским забаррикадировались в храме и сумели дать отпор врагам.

Французы ограбили имение, дом священника, но обворовать церковь так и не смогли. А в 1941 году местный священник и крестьяне сняли с церкви колокола (причем самый большой из них весил без малого 1700 килограммов) и затопили их в Десне, чтобы фашисты не отправили их на переплавку цветного металла. Оккупанты требовали, чтобы священнослужитель указал место, где спрятали колокола, но он молчал. Фашисты обливали его на морозе ледяной водой и заживо заморозили. Он умер под пытками, но так ничего и не сказал. Уже после окончания войны один из колоколов Спасо-Преображенской церкви был найден и выставлен в одном из музеев Смоленска.

М.И. Глинка с детства был воспитан в духе уважения к тем людям, которые стоят ниже в социальной иерархии. Он безмерно любил своих родителей и, после смерти матери Е.Н. Глинки (1783–1851), он в усадьбу уже не приезжал. Рассказывали, что когда Е.Н. Глинка рожала сына, в парке на редкость красиво пели соловьи. В доме любили пение птиц… И даже была комната, где висели клетки с певчими птицами. Первым учителем церковной и светской грамоты, церковного пения у М.И. Глинки был священник усадебной церкви Иоанн Стабровский. Развитию музыкальных талантов будущего композитора особенно способствовала простая русская женщина, его няня Авдотья Ивановна, знавшая множество русских народных песен и передавшая мальчику любовь к народной русской музыке.

М.И. Глинка провел в Новоспасском первые 12 лет своего детства. После смерти Е.Н. Глинки усадьбой владели сестры композитора – О.И. Измайлова и Л.И. Шестакова. В 1879 году хозяином имения стал купец из подмосковной Коломны Ф.Т. Рыбаков, который разобрал усадебный дом вместе с флигелями, транспортировал их в Коломну, где они в скором времени сгорели. В начале XX столетия владельцем Новоспасского был смоленский купец Зеликин, который построил в усадьбе дачу и вырубил часть деревьев в парке. События первых лет советской власти и Гражданской войны почти полностью уничтожили усадебные деревянные строения. Но с 1973 года в Новоспасском начались работы по научной реставрации, по грамотному восстановлению родового имения великого композитора.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...