Диапазон голоса – увеличь его креативно.
Петь на сцене – мечта, как многих девушек, так и мужчин. Однако не всем позволяют стремиться к своей цели голосовые возможности. Не стоит огорчаться, есть множество различных способов того, как расширить диапазон голоса. Попробуем разобраться. Диапазон профессионального артиста эстрады должен составлять не менее двух октав. Расширять его в сторону верхнего или нижнего регистра решают специалисты в индивидуальном порядке. Наиболее простой способ увеличения диапазона, который доступен каждому, чтение вслух различных произведений. Что это даст:
- В первую очередь, наряду с другими , возможность сделать свою речь четче. Это имеет значимость для настоящего певца, ведь люди должны понимать его.
- Чтение вслух даст возможность определить подвижность голоса. При помощи интонации вы сможете познать некоторые моменты, которые помогут понять, в какую сторону расширять регистр.
Сколько же нужно читать вслух? На самом деле, вопрос достаточно индивидуален. В целом – достаточно одного часа в день. Однако если есть стремление и желание, то никто не запрещает заниматься чтением куда более длительное время.
Как расширить диапазон голоса
- Форсирование
Преимущества: с помощью форсирования (пения на верхних нотах) можно увеличить диапазон в сторону верхнего регистра. Достаточно быстрый и эффективный способ для начинающих артистов.
Недостатки: сложность пения на высоких нотах очевидна. К тому же, непрофессионал может и не заметить, как он перешел на крик или противный писк. Еще один недостаток – форсирование – это наиболее верный способ сорвать голос. Поэтому, без специалистов лучше не заниматься таким видом развития собственных возможностей. -
Недостатков у этого способа нет. А к преимуществам можно отнести укрепление диафрагмы, что, безусловно, повлияет на голосовые возможности. Специальный комплекс дыхательных упражнений должен подбирать педагог по вокалу. - Чтение вслух по принципу «Лестница»
Если вы не знаете, как повысить диапазон голоса, то можно читать вслух любимые стихотворения. Этот способ немного отличается от первого. Все строчки нужно читать, изменяя собственный диапазон от нижнего регистра до самого верхнего. Только не стоит переходить на крик. Вы должны словно подниматься и опускаться по лестнице, медленно и плавно.
В целом – все средства хороши. Но лучше заниматься с профессиональным педагогом, который направит вас в нужное русло. Ведь в домашних условиях можно лишь навредить своему голосовому диапазону, привыкнуть не петь, а кричать.
Прежде, чем приступать к упражнениям, следует все же узнать свой истинный диапазон голоса. Для этого достаточно обратиться к другу с хорошим слухом и умением играть на инструменте или преподавателю музыки. Он покажет, как определить свой диапазон голоса при помощи обыкновенного фортепиано или хорошо настроенной гитары.
В каком возрасте корректировать голос?
Нужно отметить тот факт, что полную красоту и силу голос приобретает по завершении подросткового периода. У мужчин лучше оценивать диапазон после 18 лет, а у женщин после 20 лет. Не стоит корректировать и совершенствовать голос в период его становления. Это не только бессмысленно, но и опасно. Непомерная нагрузка может сломать даже великолепный вокал.
Конечно, расширение диапазона голоса требует целенаправленного системного подхода. Важно учесть все нюансы. Не нужно форсировать. Еще одним важным правилом является обратная взаимосвязь высоты ноты и усилий, приложенных для ее вытягивания. Выполнение этого простого постулата поможет как расширить диапазон голоса вверх, так и избежать его «поломки».
Для развития нижней части речевого диапазона необходимо выполнять следующий комплекс упражнений:
1.
Сомкнув губы, мы как бы произносим звук «О». В таком положении речевого аппарата нужно пропеть по восходящей и нисходящей терции, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
2.
Пропеваем «О» по восходящей и нисходящей кварты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз. Это упражнение поможет развитию диапазона голоса вниз на полтора тона.
3.
Пропеваем «ДА» по восходящей и нисходящей квинты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
Это упражнение способно как развить диапазон голоса вниз на 2 тона, так и «сломать» его при неверном выполнении. Конечно, вышеперечисленные упражнения нельзя выполнять лицам, которые простужены. В случае ярко выраженных аллергических реакций, сопровождаемых отеком носоглотки, в дни менструаций и при наличии мутации голоса разрешение на подобные занятия должно быть получено от специального врача-фониатора.
Петь на сцене – мечта, как многих девушек, так и мужчин. Однако не всем позволяют стремиться к своей цели голосовые возможности. Не стоит огорчаться, есть множество различных способов того, как расширить диапазон голоса. Попробуем разобраться. Диапазон профессионального артиста эстрады должен составлять не менее двух октав. Расширять его в сторону верхнего или нижнего регистра решают специалисты в индивидуальном порядке. Наиболее простой способ увеличения диапазона, который доступен каждому, чтение вслух различных произведений. Что это даст:
- В первую очередь, наряду с другими , возможность сделать свою речь четче. Это имеет значимость для настоящего певца, ведь люди должны понимать его.
- Чтение вслух даст возможность определить подвижность голоса. При помощи интонации вы сможете познать некоторые моменты, которые помогут понять, в какую сторону расширять регистр.
Сколько же нужно читать вслух? На самом деле, вопрос достаточно индивидуален. В целом – достаточно одного часа в день. Однако если есть стремление и желание, то никто не запрещает заниматься чтением куда более длительное время.
Как расширить диапазон голоса
- Форсирование
Преимущества: с помощью форсирования (пения на верхних нотах) можно увеличить диапазон в сторону верхнего регистра. Достаточно быстрый и эффективный способ для начинающих артистов.
Недостатки: сложность пения на высоких нотах очевидна. К тому же, непрофессионал может и не заметить, как он перешел на крик или противный писк. Еще один недостаток – форсирование – это наиболее верный способ сорвать голос. Поэтому, без специалистов лучше не заниматься таким видом развития собственных возможностей. -
Недостатков у этого способа нет. А к преимуществам можно отнести укрепление диафрагмы, что, безусловно, повлияет на голосовые возможности. Специальный комплекс дыхательных упражнений должен подбирать педагог по вокалу. - Чтение вслух по принципу «Лестница»
Если вы не знаете, как повысить диапазон голоса, то можно читать вслух любимые стихотворения. Этот способ немного отличается от первого. Все строчки нужно читать, изменяя собственный диапазон от нижнего регистра до самого верхнего. Только не стоит переходить на крик. Вы должны словно подниматься и опускаться по лестнице, медленно и плавно.
В целом – все средства хороши. Но лучше заниматься с профессиональным педагогом, который направит вас в нужное русло. Ведь в домашних условиях можно лишь навредить своему голосовому диапазону, привыкнуть не петь, а кричать.
Прежде, чем приступать к упражнениям, следует все же узнать свой истинный диапазон голоса. Для этого достаточно обратиться к другу с хорошим слухом и умением играть на инструменте или преподавателю музыки. Он покажет, как определить свой диапазон голоса при помощи обыкновенного фортепиано или хорошо настроенной гитары.
В каком возрасте корректировать голос?
Нужно отметить тот факт, что полную красоту и силу голос приобретает по завершении подросткового периода. У мужчин лучше оценивать диапазон после 18 лет, а у женщин после 20 лет. Не стоит корректировать и совершенствовать голос в период его становления. Это не только бессмысленно, но и опасно. Непомерная нагрузка может сломать даже великолепный вокал.
Конечно, расширение диапазона голоса требует целенаправленного системного подхода. Важно учесть все нюансы. Не нужно форсировать. Еще одним важным правилом является обратная взаимосвязь высоты ноты и усилий, приложенных для ее вытягивания. Выполнение этого простого постулата поможет как расширить диапазон голоса вверх, так и избежать его «поломки».
Для развития нижней части речевого диапазона необходимо выполнять следующий комплекс упражнений:
1.
Сомкнув губы, мы как бы произносим звук «О». В таком положении речевого аппарата нужно пропеть по восходящей и нисходящей терции, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
2.
Пропеваем «О» по восходящей и нисходящей кварты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз. Это упражнение поможет развитию диапазона голоса вниз на полтора тона.
3.
Пропеваем «ДА» по восходящей и нисходящей квинты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
Это упражнение способно как развить диапазон голоса вниз на 2 тона, так и «сломать» его при неверном выполнении. Конечно, вышеперечисленные упражнения нельзя выполнять лицам, которые простужены. В случае ярко выраженных аллергических реакций, сопровождаемых отеком носоглотки, в дни менструаций и при наличии мутации голоса разрешение на подобные занятия должно быть получено от специального врача-фониатора.
И начинающий певец, и профессиональный всегда будут стремиться к расширению вокального диапазона. Это дает более свободные возможности для исполнения разнообразных композиций. Диапазон голоса – это потенциал певца. Это звуковой объем, возможности вокалиста брать те или иные по звуковысотности ноты.
Диапазоны голоса детей и взрослых
Диапазоны певческих голосов могут отличаться достаточно сильно. Оперные голоса характеристики диапазон имеют отличие от хоровых голосов. Диапазоны голосов в хоре усреднены, разграничены. Диапазон мужского голоса также может быть нескольких видов – бас – низкий голос, баритон – средней высоты и тенор – самый высокий мужской голос. Тенор диапазон голоса будет уходить вверх по высоте, обычно это интервал «до» малой октавы – «до» второй октавы. Баритон будет на несколько тонов ниже, хотя по широте примерно такой же. Максимальный диапазон баса голоса – «фа» большой октавы – «фа» первой октавы, но возможно небольшое расширение диапазона вниз либо вверх. Диапазон голоса октавы будет немного шире баса, с увеличением в сторону низких нот.
Классификация женских голосов и их диапазоны – весьма условное деление. Диапазон может быть одинаков, но один голос более насыщенный и использует грудной резонанс, а другой голос более звонкий и использует головной резонанс. Первый будет относиться к меццо сопрано, второй – к лирическому или колоратурному. Если говорить о том, как развить средний диапазон голоса сопрано, то можно сказать, что только в процессе долгих и упорных занятий происходит развитие диапазона голоса.
Лучший женский голос диапазон 4 октавы – это самый большой женский диапазон голоса, относится к сопрано, так как имеет большую подвижность и характерную звонкость. Самый широкий диапазон голоса в мире – голос диапазоном в пять октав. Певица родом из Перу Има Сумак имеет самый широкий диапазон голоса, также широким диапазоном знаменит Ян Гиллан.
Видео урок
Диапазоны хоровых детских голосов не столь разнообразны, как у взрослых, поскольку находятся в процессе становления. Среди детских голосов можно выделить альт – это низкий голос, и дискант – высокий, его также могут называть сопрано. Диапазон альта голос находится в пределах «ля» малой октавы до «ми» второй октавы. Считается, что диапазон низкого детского голоса альта – не конечный результат, с течением времени альт может развиться и в сопрано, и в меццо-сопрано, и в контральто, если речь идет о женском голосе.
Как узнать свой диапазон голоса? Для этого можно самостоятельно с помощью инструмента распеться до предела вверх и вниз, а можно обратиться к профессиональному педагогу. Он аккуратно и более точно определит ваш диапазон на сегодняшний день, определит и ваш потенциал. Также посоветует, как развить диапазон голоса вверх и порекомендует упражнения для развития диапазона голоса.
Обучение рок вокалу – идеальные занятия, на которых будет происходить быстрое расширение диапазона голоса. Вам не просто расскажут, как расширить диапазон голоса певца, а доступно объяснят и покажут, как проверить диапазон голоса, наглядно продемонстрируют, как расширить диапазон голоса вверх и способы достижения.
Обучение музыке в целом очень важно и для вокалиста, и для того, кто играет на каком-либо инструменте. Чтобы самому разобраться, как увеличить рабочий диапазон голоса, потребуется много времени, педагог же сможет объяснить и показать наглядно все, что требуется. Только профессиональный вокалист доступно расскажет, как повысить диапазон голоса и покажет эффективные упражнения для этого.
Цель упражнений - развить диапазон и силу голоса. Упражнение 1. «Повышение голоса по строчкам». Повышая голос с каждой новой строчкой стихотворения, рассчитайте свой диапазон, начав с удобного низкого уровня и заканчивая на удобном верхнем звуке.
Видел я оперу, слышал я пение Вьетти и Сальви.
Чудно природа устроила звучную арфу их груди:
Чистые, полные, сладкие звуки льются свободно,
Льются и вьются, летят и кружатся, и снова
В брызгах, в лучах ниспадают блестящею яркою трелью!
Слышал я плески и ложь, и партера, и самого рая!
Видел: букеты цветов и венки на счастливцев летели!
Видел и слышал я все и дивился и пенью и слуху -
Тонкому слуху судей, под холодным родившихся небом!
Только последнему, правду сказать, не совсем-то я верю!
Знаю: мы, русские, тоже певучий народ от природы;
Знаю, однако, и то, что природа дала нам простую
И заунывную песнь, а не эти скачки и рулады!
Ты нам родная; а это... одна лишь заморская роскошь!
М.Дмитриев
Упражнение 2. То же. Начать с удобного верхнего и закончить на удобном низком звуке.
Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика. Столько грусти в той песне унылой, Столько грусти в напеве родном, Что в душе моей хладной, остылой Разгорелося сердце огнем. И припомнил я ночи иные
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека...
И. Макаров Упражнение 3. «Повышение и понижение голоса». Головной регистр
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Постепенное понижение голоса Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Средний регистр
Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... Грудной регистр
Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Самый низкий тон
Грустно, Нина: путь мой скучен. Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.
А. С. Пушкин Упражнение 4. «Зазывалы». Зазывать народ послушать тжсты: Я - песельник. Я девок вывожу В широкий хоровод. Я с ветром ворожу. Я голосом тот край, где синь туман, бужу,
Я песню длинную прилежно вывожу.
Ой, дальний край! Ты - пой! Ой, косыньку развей!
Ой, девка, заводи в глухую топь весной!
Эй, девка, собирай лесной туман косой!
Эй, песня, веселей! Эй, сарафан, алей!
Легла к земле косой, туманится росой...
Ал сарафан - пожар, что девичий загар!
А. Блок
Следует добиваться ощущения того, что вы говорите дыханием. Дыхание чистое, быстрое, легкие доборы воздуха. Упражнение 5. «Уличные продавцы». Пуговичный разносчик
Из-за пуговицы не стоит жениться,
из-за пуговицы не стоит разводиться!
Нажатие большого и указательного пальца,
и брюки с граждан никогда не свалятся.
Голландские, механические,
самопришивающиеся пуговицы,
6 штук 20 копеек...
Пожалте, мусью!
Разносчик кукол
Танцующие люди из балетных студий, лучшая игрушка в саду и дома, танцует по указанию самого наркома!
Разносчик яблок
Ананасов! Нету... Бананов! Нету...
Антоновские яблочки, 4 штуки 15 копеек, прикажите, гражданочка! Разносчик точильных камней
Германский небьющийся
точильный брусок,
30 копеек любой кусок.
Точит в любом направлении и вкусе
бритвы, ножи
и языки для дискуссий!
Пожалте, граждане!
Разносчик абажуров Абажуры любой расцветки и масти. Голубые для уюта, красные для сладострастии. Устраивайтесь, товарищи!
Продавец шаров
Шары-колбаски.
Летай без опаски.
Такой бы шар
генералу Нобиле -
они бы на полюсе дольше побыли.
Берите, граждане...
Разносчик селедок
А вот лучшие республиканские селедки -
незаменимы к блинам и водке! Разносчица галантереи
Бюстгалтеры на меху! Продавец клея
У нас и за границей, а также повсюду граждане выбрасывают битую посуду. Знаменитый Экцельзиор, клей-порошок, клеит и Венеру, и ночной горшок. Угодно, сударыня? Разносчик духов
Духи Коти на золотники!
Духи Коти на золотники!
Продавец книг
«Что делает жена, когда мужа нету дома» -
сто пять веселых анекдотов бывшего графа Льва Николаеича Толстого
вместо рубля двадцати - пятнадцать копеек.
В. В. Маковский
Развитие диапазона голоса
К. С. Станиславский
Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо сохранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах - среднем, грудном, головном. Регистр - это часть звукоряда, ряд соседних звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.
Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «сравнять» регистры, заставить их работать совокупно. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном - нижний.
Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые помогают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.
Только при этом условии речь становится понятной и воздействует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.
Упражнение 85
«Сплетник»
Используйте междометия: «но, ну, ни».
Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.
«Но-но-но-но-но!» - говорите вы («не смей этого делать- предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.
Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...
«Ну-ну-ну-ну!» - останавливаете вы его («приказываю - прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бойтесь этого естественного повышения. Только сохраняйте свободу фонационных путей. Проверьте свободу звучания голоса в головном регистре.
Товарищ послушался - остановился.
«Ни-ни-ни-ни-ни! - сказали вы ему (строгое предупреждение - «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса понизился. Голос звучит в грудном регистре.
Упражнение 86
«Чудо-лесенка»
Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх - в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:
(низкий тон) - Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
(выше) - вы-со-ту-я-на-бй-ра-ю:
(выше) - шаг-на-го-ры,
(еще выше) - шаг-на-ту-чи...
(еще) - А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че...
(еще) - Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!
Постепенность повышения, понижения голоса - важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.
Упражнение 87
«М а л я р»
«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте словами:
И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...
Сначала маленькие мазки.(надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки - так же коротко звучат слова:
Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и слова крупнее, а голосподнимается все выше вместе с движением руки (уже от плеча) и опускается ниже.
Упрежнение 88
«Авиамодель»
Кисть руки - это сконструированная вами «авиамодель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мертвую петлю», мягко опускается на землю...,
Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования «модели», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, направляя все внимание на движение руки.
«Модель» вырисовывает в воздухе всевозможные фигуры, а голос ваш повторяет их рисунок.
Упражнение 89
«Этажи»
Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройденные:
Звук при этом направляйте не вперед, а вверх - в голову. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.
Затем спускайтесь вниз:
Стройте «из кубиков» дом. Присядьте вдвоем на корточки. Первый из вас кладет «кубик» на пол и говорит - подвал; второй кладет свой «кубик» и говорит - первый этаж; первый поднимает и укладывает еще «кубик», произнося - и второй этаж; второй, поднимаясь с корточек и кладя свой «кубик», говорит - и третий этаж... И т. д.
Хорошо слушайте друг друга и непременно повышайте в сравнении с товарищем тон своего голоса. Движение тела, которое выпрямляется, и рук, которые поднимаются с каждым словом все выше и выше, естественно вызывают и постепенное повышение голоса. Построив «дом», разрушьте его, сбрысывая «кубики» один за другим и опуская голос рслед за движением рук, которые идут вниз с каждым сброшенным «кубиком». Счет идет теперь в обратном порядке:
|
После того как выдержка и постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении, и понижении голоса большими интервалами.
«Чтоб увеличить интервал, смелее - вверх и вниз - в подвал», - приказывайте себе и действуйте.
Помогайте рукой. Смелее подъем - шире движение руки, Трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помо- гите рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повышая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та же свобода, никаких излишних стараний. Голос поднимает и «кладет» выше, на следующий «этаж» - воздушный столб.
Упражнение
90 «Трап»
Диапазон свой разовью
В прыжках на трап и на траву.
Три разных трапа предо мной.
Я звуку помогу рукой,
«Подлаивать» не забывать,
И все три трапа можно «взять».
Вот п е р в ы й трап. Он не высок.
Все тело делает прыжок:
Теперь уже без лишних слов
Подряд три трапа «взять» готов:
Стихотворные строки, которые предшествуют «прыжкам», играют роль «установки», то есть как бы мобилизуют весь организм и голосовой аппарат к «взятию» определенной высоты. В дальнейшем можно делать упражнение, не прибегая к тексту мнемонических стихов, данных специально для запоминания цели упражнения и советов: каким образом следует выполнять упражнение. Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый перед вами стоящий трап. За рукою, которая легко «вспрыгивает» на видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса. Ощущение толчка и приземления на трапе и на земле способствует аналогичному характеру звучания: «опёрто-сти» звука, «подлаиванию», что уберегает голос от срыва на верхних тонах звучания, позволяет тренировать активно звучащие верхние ноты - развивать свой «потолок».
Упражнение 91
«Прыгун»
Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем» экране - в воображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.
Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:
Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.
Упражнение 92
«Прыжок в воду»
В воображении (мысленно) проделайте движения прыгуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их текстом:
Не забывайте «лай». «Подлаивайте» каждое слово, когда идете на повышение и понижение. «Лак» сохранит опору звука, свободу фонационных путей, качество звучания при переходах из регистра в регистр.
Упражнение 93
«Колокола»
Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.
Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение:
В грудном регистре
Что за гром?
А в среднем гул
На целый дом:
Бим-бом! Бим-бом!
Вот в головном
Чистейший звон:
Динь-дон! Динь-дон!
И все звенит,
Гудит им в тон:
(Быстрое переключение с грудного в головной регистр.)
Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.
Еще одно упражнение на сравнивание регистров.
Упражнение 94
Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на «центре»).
И грудной регистр я стремлюсь развить (звучит ниже «центра»),
(грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на Диафрагму),
(средний) И тут говорить (показываете на грудь),
(верхний) И там говорить (рука выше головы),
(грудной) И здесь говорить! (на диафрагме).
Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания. В этом упражнении идет сглаживание регистров, совместная работа резонаторов на всем диапазоне. Не пугайтесь верхнего регистра - слова «там». Легко «бросайте» его вверх, помня о «лае», о том, что не сжимать, а, наоборот, раздвигать нужно в стороны «мехи» (ребра). Если «зажались», помогайте руками. При слове «там» пусть руки отойдут в стороны.
Упражнение 95
«Аквалангист»
Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких тонах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь - руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.
Упражнение 96
«Самолет»
(центр) Белокрылый мощный «Ту»
Набирает высоту,
(выше) Он летит все выше, выше...
(выше) Превратились в точки крыши...
(еще выше) Вот уже он выше туч...
(еще) А теперь - меж облаками...
(еще) Вдруг ударил солнца луч!
Голубой простор над нами,
(еще и еще выше) Выше, выше мчится «Ту»,
(выше) Покоряя высоту...
Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходите до своего «потолка».
Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое понижение голоса:
Упражнение 97
«Парашютист»
Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, помня, что
И в резонаторе грудном,
И непременно в головном.
Высоко, высоко над землею лечу.
Совершить с парашютом прыжок я хочу.
Вот шагнул - и...
стремительно
Ветер бьет мне в лицо.
Я рванул за кольцо!..
Надо мною спасительный купол навис.
Опускаюсь я медленно ниже
А земля подо мною все ближе
и ближе...
Продолжаю снижаться...
Совсем уже низко...
Опустился еще...
Как земля моя близко!
С голубыми озерами,
ширью полей...
Крепко стою я на ней.
Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, чтобы работать на смешанном регистре.
Упражнение 98
«Спор»
Тренируйте постепенность повышения и понижения голоса, зная свою как самую высокую «рабочую» ноту («потолок»), так и самую низкую («дно»).
Первый: Чем шире наш диапазон,
Тем больше выразит нам он.
Второй: Давай поспорим.
Проверим «потолок» и «дно».
Первый: Широк ли твой диапазон?
Второй: Широк ли? В две октавы он!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!.. - И так далее.
Начинайте спор спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорите, произнося слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»).
Наконец, один из вас, почувствовав, что выше идти не может, в речевой - утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай») говорит:
Мой шире! Вот твой «потолок» (головной регистр).
Пойдем-ка вниз с тобой, дружок.
Первый: Твой шире! Вот мое и «дно».
Второй: И я закончу заодно (грудной регистр).
Не забывайте о сонорном согласном м в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире», как одно слово: слитно, немного напевно. Вы уверены, - поэтому интонация почти одна и та же: спокойная, монотонная. Только голос идет вверх по диапазону. В утвердительно-речевой интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «лае». Он позволяет проверить «рабочие» высокие и низкие тона голоса.
Соревнуясь, уступайте друг другу: если видите, что товарищ не может идти выше, идите с ним вниз.
Речь не должна топтаться на месте. Она движется, развивается, стремится к главному. Однако следует пользоваться с расчетом диапазоном голоса. Как нельзя сразу отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Поэтому - постепенность, скупость, расчет! На примере монолога Яго К. С. Станиславский показывает, как экономно пользоваться голосом, паузами, темпо-ритмом речи, силой голоса, делится приемом голосовой «оттяжки». Суть приема состоит в следующем. Нужно добиться того, чтобы каждый последующий такт был сильнее предыдущего.
«Однако если каждый такт, - говорит Станиславский,- поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребуется диапазон в три октавы! Его нет!» Чтобы достигнуть той же цели при обычном диапазоне голоса, Станиславский рекомендует делать голосовую «оттяжку» вниз.
«Пять нот - вверх, две - оттяжка!
Итого: только терция! . А впечатление, как от квинты!
Потом опять четыре ноты вверх и две - оттяжка вниз!
Итого: только две ноты повышения. А впечатление - четырех!
И так все время.
При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!» 71
Упражнение 99
«Девятый вал»
Вообразите волнующееся море. Рисуйте яркую картину несущихся на берег волн... И думайте о расчетливом использовании диапазона, о голосовых «оттяжках». Возможно это?
«Да... одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой - артист живет психотехникой...» 72
Начинайте говорить в грудном регистре, но не очень «занижайте» голос, иначе (если его «посадите на горло») он не будет способен повышаться:
Чтоб зритель не видал предела
Диапазона, я умело
Прием «оттяжки» применю,
Когда по «лесенке» пойду;
И вымыслом воображенья
Я оправдаю повышенья.
Вообразите: море... шквал...
Как подступал девятый вал.
Идет волна, еще волна...
Вот третья им во след спешит,
За нею, силою полна, Волна четвертая бежит. Вот пятая о скалы бьет И отступает далеко... Стремителен шестой полет: Она, взмывая высоко, Разбилась в брызги!
И опять Пошла на берег наступать Волна седьмая!
Вслед - восьмая!
И я слегка звук опускаю,
Волною новою пленен.
Мне грозный рокот моря слышен.
(очень легкое повышение на слове «еще»)
(чтобы звук слегка понизился, взять разгон вверх, на каждом слове к «седьмой-» волне) (еще выше)
Звучит он выше, (началось повышение)
выше...
Встает огромною волной (легкое понижение перед броском
Девятый вал... (самая высокая тональность)
мысль) -
На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому как на море движение волн непрерывно, так и в речи - непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы - ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «добор» частый).
Упражнение 100
«Утро»
Почувствуйте необходимость владения диапазоном голоса при передаче своеобразной картины наступающего утра в стихотворении А. Прокофьева:
Грудной регистр …А ночь тянулась тусклая.
И, стряхивая злость,
Вода на море хрустнула,
И тотчас началось:
Сильней других одна,
Страх наводя окалиной,
Приподнялась волна,
Надвинулась, нахлынула,
Головной регистр Под небо шапку кинула
И новую взяла!
Самый высокий тон И снова в небо прянула,
Где, вскинув алый флаг,
Всходило солнце рдяное.
Средний регистр День начинался так...
Оправдывайте видениями необходимость повышения и понижения голоса. Не делайте это формально.
Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса. И тогда даже при небольшом голосе с помощью контраста р1апо и гойе (тихо и громко) в речи можно будет «удесятерять иллюзию силы своих природных данных» (К. С. Станиславский).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2. Что вы знаете о регистрах?
3. Какое главное условие необходимо соблюдать при развитии диапазона голоса?
4. Какие приемы тренинга помогают эффективнее развивать диапазон голоса?
5. Как проверить свой «потолок» и «дно»?
7. Что привносит в речь навык постепенного, расчетливого понижения и повышения тона голоса?
8. Найдите примеры (стихотворения, монологи, диалоги, отрывки из прозы), особенно требующие владения диапазоном голоса.