Что такое основа глагола. Две основы русских глаголов и правила их выделения

Формы одного и того же глагола в русском языке образуются от двух разных глагольных основ .

Первая основа глагола – это основа инфинитива . Основы инфинитивов выделяются путём отбрасывания суффиксов -ть , -ти и -чь :

нарисова (ть), нес (ти). бере (чь).

От первой основы глагола (например, нарисова -) образуются:

1) формы прошедшего времени изъявительного наклонения:

нарисова-л(-0, -а, -о, -и) ;

2) формы сослагательного наклонения: нарисова-л(-0, -а,-о, -и) бы ;

3) формы причастий прошедшего времени: нарисова-вш(-ий, -ая, -ее, -ие), нарисова-нн(-ый, -ая, -ое, -ые) ;

4) форма деепричастия у глаголов совершенного вида: нарисова-в .

Вторая основа глагола – это основа настоящего (у глаголов несовершенного вида) или будущего (у глаголов совершенного вида) времени .

Вторая основа глаголов определяется путём отбрасывания окончаний -ут (если глагол первого спряжения) или -am (если глагол второго спряжения) у форм третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения .

Это значит, что если в инфинитиве глагол отвечает на вопрос что делать? , то вторая основа этого глагола определяется по форме, которая отвечает на вопрос чтоделают? Если же инфинитив отвечает на вопрос что сделать? , то вторая основа глагола определяется по той его форме, которая отвечает на вопрос что сделают?, например:

принести (что сделать?) – (что сделают?) принес -(ут ),

дышать (что делать?) – (что делают?) дыш -(am ),

От второй глагольной основы (например, чита[j] -) образуются:

1) формы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) и будущего времени (у глаголов совершенного вида): чита[j] (-у, -ешь, -ет, -ем. -ете, -ут );

2) формы второго лица повелительного наклонения: читай (-0, -те );

3) у глаголов несовершенного вида формы причастий настоящего времени: чита[j]-ущ (-ий, -ая, -ее, -ие ), чита[j]-ем (-ый, -ая, -ое, -ые );

4) у глаголов несовершенного вида форма деепричастия: чита[j]-а .

Виды звуковых отличий между двумя основами одного глагола

У большинства русских глаголов основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени разные :

бра -ть бер -ут ,

зна -ть зна[j] ут ,

бере -чь берег -ут .

Чаще всего в русском языке встречаются такие типы звуковых соотношений между двумя глагольными основами:

1) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива плюс согласный (как правило, [j], реже – другой звук): сдела -ть – сдела[ j] -ут, зелене -ть – зелене[ j] -ут, жи -ть – жив -ут .

Если инфинитив имеет суффикс -чь , то во второй основе появляется -г – или -к -: бере -чь берег -ут , пе -чь пек -ут ;

2) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива минус конечный гласный: бели -ть – бел’ -ат, прыгну -ть – прыгн -ут . При этом заднеязычные и свистящие согласные часто чередуются с шипящими: плака -ть – плач -ут, писа -ть – пиш -ут ;

3) основы инфинитива и настоящего (будущего) времени различаются суффиксами: торгова -ть – торгу [j] -ym, организова -ть – организу[ j] -ут ;

4) две основы одного глагола различаются чередующимися звуками:

[и ]/[ej ] (бри ть брею т ), [ы ]/[oj ] (вы ть вою т ), [е ]/[oj ] (пе ть пою т ),

[и ]/[j ] (пи ть пью т ), [а ]/[м ] (жа ть -жм ут ), [а ]/[н ] (мя ть -мн ут ).

Продуктивные и непродуктивные классы русских глаголов

По особенностям звуковых соотношений двух основ глаголы делятся на грамматические классы . В разных грамматиках и учебниках выделяется разное количество таких классов, но среди них насчитывают всего пять продуктивных , то есть таких , по образцу которых в современном русском языке образуются новые глаголы .

Соотношение основ в продуктивных классах глаголов

Глаголы первых четырех продуктивных классов относятся к первому спряжению , а глаголы пятого продуктивного класса ко второму спряжению . Это значит, что в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов и глаголы 5-го класса имеют разные лично-числовые окончания , например:

бегать – бегают – глагол первого продуктивного класса, следовательно, он относится к первому спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

любить – любят – глагол пятого продуктивного класса, поэтому он относится ко второму спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

Те глаголы , у которых наблюдается другое соотношение основ инфинитива и настоящего (будущего) времени, относятся к непродуктивным классам . По образцу непродуктивных классов в современном русском языке новых глаголов не образуется . Например, основа инфинитива у глагола плакать такая же, как у глаголов первого продуктивного класса, но основа настоящего времени у этого глагола имеет другую форму (она не оканчивается на -a[j] ): плака (ть ) – плач (ут ). Это глагол непродуктивного класса.

Из-за сходства с основами инфинитивов продуктивных классов некоторые глаголы непродуктивных классов имеют вариантные формы настоящего (будущего) времени :

Мяукать мяукают и мяучат ; полоскать полоскают и полощут ; брызгать брызгают и брызжут и нек. др.

Следовательно, недостаточно знать только форму инфинитива для того, чтобы правильно образовать все формы глагола: нужно всегда учитывать соотношение двух глагольных основ .

Основные термины

Вопросы

1. Как определить основу инфинитива?

2. Какие формы глагола образуются от основы инфинитива?

3. Как определяется вторая основа глагола?

4. Какие формы образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида?

5. Какие глагольные формы образуются от основ будущего времени глаголов совершенного вида?

6. Как называются группы глаголов, которые выделяются по соотношению двух глагольных основ?

7. Какие классы глаголов относятся к продуктивным?

8. Сколько продуктивных классов имеют русские глаголы?

9. Какие глаголы относятся к первому продуктивному классу?

10. Какое соотношение основ наблюдается у глаголов второго продуктивного класса?

11. Какие глаголы относятся к третьему продуктивному классу?

12. Какие глаголы относятся к четвёртому продуктивному классу?

13. Какое соотношение двух основ имеют глаголы пятого продуктивного класса?

14. К какому типу спряжения относятся глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го продуктивных классов?

15. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения в формах настоящего и будущего времени?

16. К какому спряжению относятся глаголы 5-го продуктивного класса?

17. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

18. Чем отличаются глаголы непродуктивных классов от глаголов продуктивных классов?

19. Почему некоторые глаголы имеют вариантные формы настоящего или будущего времени?

II. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ

2. Семантические отличия между однокоренными глаголами совершенного и несовершенного вида.

3. Понятие видовой пары. Видовые пары многозначных глаголов.

4. Способы образования видовых пар в современном русском языке.

5. Одновидовые глаголы и их группы.

6. Двувидовые глаголы, их особенности.


Две основы глагола Формы глагола образуются от двух основ. Первой является основа инфинитива (от нее образуются собственно инфинитив, прошедшее время и сослагательное наклонение, причастие и деепричастие прошедшего времени), а второй основа настоящего времени (от нее образуются настоящее время, повелительное наклонение, причастие и деепричастие настоящего времени). Чтобы найти основу инфинитива, надо от формы единственного числа женского рода прошедшего времени отнядь конечное -ла.


Формы, образуемые от основы инфинитива Собственно инфинитив образуется от основы инфинитива при помощи суффикса -ть. Сочетание инфинитива с вспомогательным глаголом быть образует будущее время глаголов несовершенного вида. Форма прошедшего времени образуется от основы прошедшего времени при помощи суффикса -л- и окончаний, указывающих на род и число: -0 для мужского рода единственного числа, -а для женского рода единственного числа, -о для среднего рода единственного числа, -и для множественного числа.


Основа инфинитива (или прошедшего времени) определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср.: бере-чь берег, берег-ла, грес-ти греб, греб-ла, сохну-ть сох, сох-ла,


При помощи присоединения к форме прошедшего времени частицы бы образуется форма условного наклонения. От основы прошедшего времени при помощи суффикса -вш- и окончаний прилагательного образуется действительное причастие прошедшего времени, при помощи суффикса -ан(н)- страдательное причастие.



Основа настоящего времени определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги- ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм-am (кормяд); Чтобы найти основу настоящего времени, надо от формы 3-го лица множественного числа настоящего времени отнядь окончание -ат или -ут (окончаний -яд и -ют не существует это чисто графические варианты: их наличие после гласной говорит, что основа настоящего времени оканчивается на суффикс -j-, после согласной о том, что основа оканчивается на мягкий согласный).


Например, китать: китала основа инфинитива кит-а-, китают (= кит-а-j-ут) - основа настоящего времени кит-а-j- водить: водила основа инфинитива вод-и-, водяд основа настоящего времени вод"- (но в первом лице единственного числа основа вояж-), назвать: назвала основа инфинитива на-зв-а-, назовут основа настоящего времени на-зов-


Соотношения этих основ очень сложно. Выделяется более 20 типов образования основы настоящего времени от основы инфинитива, хотя новые глаголы образуются только по пяди из них. В результате дать какие- либо правила определения одной по другой невозможно.


Russian.cie.ru/time_new/rus/grammar/

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).

От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ(ат) (основа настоящего времени глагола держать) → держи(те), держ-ащ-ий, держ-а; направля[j]**(yт) (основа глагола направлять) → направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя) и т д.

От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа(ть) → державш-ий; направи(ть) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.

У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на -чь, -сти (и -сть) и на -ну (если суффикс -ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь → берёг → берёг-ш-ий; нести → нёс → нёс-ши-й; класть → кла(л) → клав-ш-ий; высохнуть → высох → высох-ш-ий) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола – это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ:

Основы инфинитива Основы настоящего (простого будущего) времени

1. -а/-я(ть) а[j]: трогать (трога-ть – трога[j]ут)

2. -е(ть) e[j]: краснеть (красне-ть – красне[j]ут)

3. -ова/-ева(ть) у[j]: целовать (целова-ть – целу[j]yт)

4. -ну(ть) (суффикс -ну- у глаголов продуктивного класса сохраняется в прошедшем времени, а глаголы означают однократные действия) н: шагнуть (шагну-ть – шагн-ут)

мягкий согласный или шипящий губить (губи-ть – гyб"-[а]т)

решить (реши-ть – реш-ат)

Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл.) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться – Ч.; вымечтать – Цвет.; недолауреатить – Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"– П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного: "Сюда во всей пустыни стекаются страждущие в поисках исцеления от всевозможных недугов" (Н.Вав.). Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу), рыскать (рыскаю и рыщу) и др. (подробнее о них и различии между их синонимическими формами см. "Категория лица").

Примечание. Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый (наказывать – 1-й класс), связующий (связывать – 1-й класс), указующий (указывать – 1-й класс), обязуюсь обязуешься и т.д. (обязываться 1-й класс) и т.д., ср.: "В руках никогда не держал и не подозревал, какая такая валюта! Господь меня наказует за скверну мою", – с чувством продолжал Никанор Иванович" (М.Булг.); "А напоследок я скажу: "Прощай, любитъ не обязуйся..." (Б.Ахм.).

Основы глагола

Слово именной части речи в парадигме чаще всего имеет одну основу: лисий лись [j]-его, лись [j] и т.д. (лисий лись [j]- чистая основа). Некоторые слова русского языка именных частей речи имеют две или более основы: друг (ед. ч.) – друг-a, друг-у и т.д.: друзь [j]-я, друзей и т.д. (мн. ч.); (кот) котенок (ед. ч.) – котят-а (мн. ч.) и др.

Глагол, как правило, имеет две основы, которые материально различаются: а) суффиксами (мена суффиксов, отсутствие суффикса и т.п.); 6) чередованием в корне. Только как исключения основы глагола могут совпадать.

В глаголах выделяют основы инфинитива (прошедшего времени ), основы настоящего (будущего) времени, чита-тъ (чита-л _ )чита [j ]-ю, диктова-ть (диктова-л _ )дикту [j ] и т.д. Если глагол оканчивается на -чь- (увлечь), то суффикс -чь в инфинитиве наполовину входит в основу, так как исторически восходит к звуковым сочетаниям [кт ], [гт ], в результате чего в корневой морфеме происходит чередование увлечь – увлек-у, увлеч-ет, увлеч-ем (ч//к) и т.д. Некоторые исследователи выделяют основу таких глаголов по женскому роду прошедшего времени – печь – пек-л-а, ср.: пек^_ (мужской род, прошедшее время – нулевой суффикс (ч//к)).

Основа настоящего (будущего) времени выделяется путем отсечения личных окончаний глагола: полюби-ть – полюбл-ю, продиктова-ть – продикту [j ]-ю, отвеча-ть отвеча [j ]; замира-ть – замира [j ]-ю, замере-ть – замр-у; крича-ть – крич-у, крикну-ть крикн-у и т.д.

Основы глагола служат для образования определенных глагольных форм. От основы инфинитива образуются спрягаемые и неспрягаемые формы прошедшего времени (чита-ть чита-л – читавшая читавший) и сослагательного наклонения (чита-л бы ). От основы настоящего времени образуются:

  • – личные формы глагола (настоящего и будущего времени, путем присоединения окончаний: -чита [j ]-ю, чита [j ]-ешь, чuma [j ]-eт и т.д.);
  • – причастия настоящего времени (чита-ющ-ий, чита [j ]- ем-ый );
  • – деепричастия несовершенного вида (чита [j ]-я);
  • – формы повелительного наклонения (читай).

С основами глагола тесно связано образование глагольных форм . Основы инфинитива и настоящего времени различаются аффиксами или фонетическим (звуковым) составом (чита-ть чита [j ]-ю).

Классы глагола

По соотношению основ инфинитива (прошедшего времени) и настоящего (будущего простого) времени определяются классы глагола – большие или меньшие группы глаголов, характеризующиеся определенным соотношением основ и особенностями формообразования: чита-ть чита [j ]-ю, писа-ть – пиш-у (с//ш) и др.

В русском языке различают продуктивные и непродуктивные классы.

Продуктивные классы – это относительно большие группы глаголов, по модели которых образуются новые глаголы. Непродуктивные классы – это группы, в которые входит ограниченное количество слов (глаголов) и новые глаголы по данной модели не образуются. Традиционно выделяют пять продуктивных классов и разное количество (в зависимости от точек зрения исследователей) непродуктивных классов (от восьми до 17) .

Соотношение основ продуктивных классов глагола:

I класс

Большинство русских глаголов относится к I классу

-а- в инфинитиве

-а[j]- в настоящем времени

прыг а -ть

прыг а[j]

чит а -тъ

чит а[j]

дел а -ть

дел а[j] наращение [j]

II класс

худ е -ть

худе [j]

бол е -ть

боле [j] -ю – наращение [j]

III класс

Многочисленная

_______ -ова- , _______ -ева- -ирова-

дикт ова -ть

дикт у[j]

зим ова -ть

зим у[j]

цит ирова -ть – цитир у[j] -ю – усечение [а ] + чередование -ов/у [j ] + наращение [j ]

ср.: согласовыва-тъ – согласовывали) – I класс

IV класс

_________-ну-

_________-н-

крик ну -ть

крик н -ет

прыг ну -тъ

прыг н -ет

вздох ну -ть

вздох н -ет – усечение [y ]

V класс

_________ -и-

нет -и-

люб и -ть

любл-ю

нос и -ть

нош-у – усечение [и] +

чередование б//бл , -с-//-ш-

чин и -тъ

чин-ю – усечение [и]

Пятый продуктивный класс характеризуется тем, что в первом лице единственного числа наблюдаются исторические чередования: води-тъ – вож-у (и //Ø – в суффиксальной морфеме, д//ж в корневой морфеме), губи-тъ – губл-ю (и //Ø, б//бл).

Глаголы с иным соотношением основ считаются непродуктивными : жа-ть – жп-ут, вы-тъ во [j]-ют, тере-ть тр-ут, плес-ти плет-ут, стеречь стерег-у и др.

К непродуктивным классам относятся глаголы с суффиксами инфинитива -ти- (нес-ти ), глаголы на -чь-(печь); на -ере(ть)- (запере-ть , стереть); на -оло(ть)- (коло-ть , поло-ть); на -ва- (дава-тъ , узнава-ть). Среди непродуктивных глаголов большое количество высокоупотребительных слов: би-ть, жи-ть, писа-ть, ли-ть и т.д.

У глаголов на -ти- основа инфинитива равна основе настоящего времени (имеют одну основу): нес- ти (нес^ _) – нес-у и т.п.

Непродуктивные глаголы – это разнородная группа, их словоизменение нужно специально запомнить. К непродуктивным классам относится около 400 глаголов, издавна существующих в языке и часто употребляющихся, большинство же русских глаголов относится к продуктивным классам. В разных грамматиках могут встречаться различные обозначения непродуктивных классов глаголов. Их классификационные объединения по признаку соотношения основ неравноценны по количественному составу: в одни группы входят десятки глаголов, в другие – ограниченное число. Кроме того, около 50 глаголов имеют индивидуальное соотношение основ, по этой причине в русистике до настоящего времени нет единого мнения о количестве непродуктивных классов и их объеме.

Отметим некоторые непродуктивные классы глаголов с учетом их словообразовательных показателей.

  • 1. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на , в основе настоящего времени утрачивается: дрем а -ть – дремл-ют, зв а -ть зов-ут, пис а -ть пиш-ут и т.п. (160 глаголов).
  • 2. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -а, в основе настоящего времени отсутствует: пищ а -ть – пищ-am, крич а -ть – крич-ат и др. (35 глаголов).
  • 3. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -е, в основе настоящего времени утрачивается: лет е -ть лет-ят, гор е -ть гор-ят и т.д. (48 глаголов).
  • 4. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на -ну, в основе настоящего времени – . В отличие от глаголов четвертого продуктивного класса в глаголах непродуктивного класса в основе прошедшего времени -ну выпадает: мок ну -ть мок н -ут, мок мок-л-и ; кис ну -тъ кис н -ут, кис – кис-л-и и т.д. (60 глаголов).
  • 5. Глаголы I спряжения , в которых обе основы (инфинитива и настоящего времени) оканчивается на -з, -с, -т, -д, -б. В форме инфинитива у этих глаголов перед звуком [т ] в суффиксе инфинитива в результате диссимиляции на месте -т, -д, -б появляется -с: пле с -ти – пле т -ут, не с -ти не с -ут, па с -ти па с -ут, па с -ть па д -ут, скре с -ти скре б -ут и пр.
  • 6. Глаголы I спряжения на -чь с основой прошедшего и основой настоящего времени на заднеязычный -к, -г: бере чь – бере г -л-и, бере г -ут; стере чь – стере г -л-и, стере г -ут и др.

Другие непродуктивные классы немногочисленны по количеству входящих в них глаголов. Например:

  • гласную, к которой в основе настоящего времени добавляются согласные -в, -н, -j (9 глаголов): ж и -ть – жи в -ут, од е -ть оде н -ут, д у -ть ду-ют/ ду [j ]-ют;
  • – глаголы с полногласием -ере-, -оло- и с основой настоящего времени на -р, -л (9 глаголов): зап ере -ть зап р -ут, п оло- ть – пол-ют ;
  • – глаголы с основой инфинитива на и с основой настоящего времени на [-oj ] (5 глаголов): кр ы -ть кро-ют/кро [j ]-[у]т, м ы -ть – мо-ют/мо [j ]-[у]т;
  • – глаголы с основой инфинитива на -ва, который выпадает в настоящем времени (3 глагола): доста ва -ть – доста-ют/ доста [j ]-[y]m, да ва -ть – да-ют/да [j ]-[y]m, узна ва -ть – узна-ют/ узна [j ]-[у]т.

В русском языке наблюдается переход непродуктивных классов в продуктивные. Например: двиг а-ть – движ -ут (непрод., устар.); в настоящее время распространена форма двига -ют/ двига [j ]-[y]т (новая форма, I прод. класс). Глаголы двига-ть и движ-ут в современном русском языке употребляются с некоторыми оттенками лексического значения: формы с <ж> – дви ж -ут, дви ж -ет употребляются в значении "руководить" – Мною движет сила разума и совершенства; формы с <г> – дви г а-ет, дви г а-ют в значении "перемещать с места на место" – Двигают стол (мебель).

В других случаях продуктивные и непродуктивные образования различаются функционально-стилистическими характеристиками: кап а -ть капл-ют (непрод.) – капа-ют/капа [j ]- [у ]т (I класс); мурлык а -ть мурлыч-ат (непрод.) мурлыка-ют/мурлыка [j ]- [y ] т (I класс). Продуктивные формы преимущественно употребляются в разговорной речи. Глаголы, которые имеют две основы настоящего времени (старую и новую), называются изобилующими.

Каждый из классов имеет свои формообразовательные способности. Глаголы определенных классов характеризуются одинаковым словообразованием : они имеют одинаковое соотношение основ , относятся к одному спряжению-, в случае наличия чередований характеризуются одинаковой системой чередований. Ср.: руб и -ть рубл-ю (и //Ø, б//бл) (V класс), ли-ть ль [j ] (непрод.).

К классам глагола непосредственное отношение имеет спряжение.

  • Ср.: Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. С. 356- 359 (автор выделяет пять продуктивных классов (причем в зависимости от количественного состава слов глаголы с соотношением основ -ну-, -ану-/-н- относятся к пятому классу, а с соотношением -и -/О – к четвертому) и 17 непродуктивных); Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика. Морфология. М., 1967 (12 непродуктивных классов); Тихонов А. Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2002. С. 310-314 (пять продуктивных классов (аналогично классификации В. В. Виноградова) и 16 непродуктивных). Также см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977 (4-е изд. – 2003; 5-е изд. – 2008); Панова Г. И. Морфология русского языка: эн цикл, словарь-справочник. С. 239-244.

В отличии от имен, имеющих 1 основу, для глаголов характерны 2 основы:

    основа инфинитива

    основа настоящего времени

Все глаг формы образуются от этих основ.

Небольшая группа глаголов имеет 3 основы: (учебник Шанский, Тихонов)

    основа инфинитива

    основа прошедшего времени

    основа настоящего времени

    Основа Инфинитива определяется по неопределенной форме глагола. От этой вормы нужно отделить формант –ТЬ или –ТИ

Н: петь – пе- , нести – нес-

Если инфинитив оканчивается на - ЧЬ, то основа совпадает с неопределенной формой

Н: печь – печ-

У большинства глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени.

    Основа прошедшего времени определяется по форме ж.р.. ед.ч, прош.вр. Отделяется окончание –А, и суффикс -Л-

Н: пела – пе-, несла – нес-

У меньшей части глаголов эти основы не совпадают

Н: беречь – береч- (основа н.вр) – берег- (осн.пр.вр)

погаснуть – погасну-погас

От основы инфинитива образуется сам инфитив, прошедшее время, сослагательное наклонение, причастие прошедшего времени, деепричастие совершенного вида

    Основа настоящего времени определяется:

по форме 3л., мн.ч. наст.вр (если глагол несовершенного вида)

либо по форме будю прост (если глагол совершенного вида)

отделить окончание –УТ, -АТ

Н: писать – пишут- пиш-

Спеть –споют –спой-/споj- ([спаj/ут])

От основы настоящего времени образуются простое будущее совершенного вида, формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени, деепричастие несовершенного вида, настоящее время глагола.

Инфинитив Основа настоящего времени

Слушать - слуша –

Стеречь - стереч –

Находить - находи-

Учиться -учи-ся-

Беречь - береч-

Засмеяться -засмея- ся

Спасти -спас-

Мести - мес-

(по Балалыкиной Э.А.)

СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ

В современном русском языке отсутствуют универсальные механизмыобразования глагольных форм. Безусловно, с точки зрения изменения по лицам и числам. Все глаголы делятся на 2 типа спряжения. Однако, при распределении глаголов по спряжению, мы не учитываем всех механизмов образования глагольных форм, в частности презентных.

С точки зрения механизма образования гл.ф глаголы делятся на много групп, которые принято называть словоизменительными классами. Распределение строится а соотношении 2-х основ, а так же с учетом типа спряжения. Традиционно следует выделять:

А) глаголы продуктивных классов

Б) глаголы непродуктивных классов

В) остающиеся вне классов глаголы

Продуктивные от непродуктивных глаголов отличаются тем, что они включают в себя большую часть глаголов лексики. Вновь образующиеся в языке глаголы создаются по модели глаголов продуктивных классов.

Н: инкрустировать, юриспруденция, а так же окказионализмы - чингизханить

Система продуктивных классов была намечена Георгием Павским в 19в, более детально была раскрыта в работе Карцевского (в Праге) в 1927г

Классификация глаголов по кл-ам по Виноградову

Основа инф Основа наст вр

1пр. – а -аj-

(чита-, гул’а-) (читаj-, гул’aj-)

2пр. –е - еj-

(беле-) (белеj-)

3пр. –ова-/-ева- -уj-

(рисова-) (рисуj-)

4пр. глагола, основа инфинитива -t’-

которых оканчивается на – t’u-

воз’и- воз’-

реши- реш-

5 пр. –ну -н

Кникну- крикн-

Не все глаголы на -НУ, а только те, которые имеют значение однократности, он сохраняется в пр.вр.

Непродуктивные классы

К ним относится не большая часть глаголов (примерно 400 непроизвольных гл и их образования) Выноградов выделяет 17 непродуктивных классов

      писать, вязать

    1. живописать

Глаголы вне классов:

Одиночные, изолированные глаголы:

Быть, бежать, создать, дать, есть, надоесть, ехать, идти, ошибиться, реветь, спать, хотеть, чтить

а т.ж. приставочные образования от этих глаголов

Алгоритм определения словоизменительного класса

    надо проверить не относится ли глагол к глаголу вне класса (одиночные. изолированные) , если нет, то идем дальше

    выдели основы инфинитива и настоящего времени

    сравни эти основы. Если соотношение основ такое же как у продуктив. кл, то пишем номер класса. Если не совп., тогда не продуктив. кл

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...