Что такое физическое развитие определение. Теория

Физическое развитие

Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства . Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности .

Общие сведения

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции .

Физическое развитие, наряду с рождаемостью , заболеваемостью и смертностью , является одним из показателей уровня здоровья населения . Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека .

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать бо́льшее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы .

Основные параметры

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата . Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

  1. Аэробная выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  2. Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  3. Силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  4. Скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  5. Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  6. Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  7. Динамическая мышечная сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц - «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  8. Ловкость - способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  9. Состав тела - соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела - эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение . Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
  11. Важным показателем физического развития человека является осанка - комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Физическая подготовленность и физическая готовность

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Физическая работоспособность

Работоспособность человека - умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

См. также

  • Костный возраст
  • Зубной возраст

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Физическое развитие" в других словарях:

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… … Демографический энциклопедический словарь

    I Физическое развитие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф … Медицинская энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов… … Профессиональное образование. Словарь

    физическое развитие - fizinis ugdymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių ypatybių, gebėjimų, reikalingų sudėtingai žmogaus veiklai, ugdymas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education; physical training vok. Körpererziehung, f; … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kompleksas morfologinių ir fiziologinių savybių, tam tikru mastu apibūdinančių organizmo fizinio ir lytinio subrendimo būklę, fizinį pajėgumą ir harmoningumą. Fizinį… … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vystymosi rezultatas – morfologinių požymių (visuotinių kūno dydžių, kūno dalių proporcijų, konstitucijos) ir fiziologinių savybių visuma tam tikru gyvenimo momentu (metu) … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis vystymasis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus organizmo morfologinių ir funkcinių savybių dėsningas kiekybinis ir kokybinis kitimas, vykstantis visą gyvenimą dėl natūralaus augimo, fizinio aktyvumo, gyvenimo… … Sporto terminų žodynas

    Процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… … Большая советская энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… … Психомоторика: cловарь-справочник

    1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и… … Большой медицинский словарь

Книги

  • Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет. ФГОС , Сучкова Ирина Михайловна, Мартынова Елена Анатольевна. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет по программе "Детство" . ФГОС ДО Представленное планирование отражает содержание работы по…

Физическое развитие человека - это совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих состояние организма. Физическое развитие является важным показателем здоровья населения.

Для изучения физического развития применяют методику антропометрических исследований (см. ).

Оценка физического развития индивидуума производится путем сравнения его антропометрических ( , вес, окружность груди и др.), а также других показателей развития ( , зубная формула и др.) со средними данными для соответствующего пола и возраста. Для получения средних показателей физического развития человека проводится обследование больших групп практически здоровых людей. Результаты измерений обрабатываются методом вариационной статистики. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Различие условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения, поэтому определяют местные (регионарные) стандарты физического развития. Стандарты физического развития уточняются примерно через каждые 5 лет.

Особенно важное значение имеет изучение физического развития у детей и подростков, так как оно является показателем роста и формирования организма. Исследование физического развития у детей и подростков производится одновременно с обследованием состояния здоровья во время и диспансерного наблюдения, проводимых в детских , подростковых кабинетах, врачебно-физкультурных диспансерах и других учреждениях здравоохранения. Систематическое наблюдение за физическим развитием детей позволяет выявить ранние признаки его нарушения. Задержка в росте, отсутствие прибавок в весе являются признаком неблагополучия. Частота обследования детей зависит от их возраста; чем меньше возраст детей, тем чаще они должны обследоваться.

Физическое развитие во многом зависит от социальных условий жизни, занятий физическим трудом, физкультурой и . Определенное значение для физического развития имеют и биологические законы (наследственность).

В СССР в связи с неуклонным улучшением жизни народа, широким развитием и спорта, улучшением условий воспитания и обучения подрастающего поколения повсеместно наблюдается повышение уровня физического развития населения (см. Союз Советских Социалистических Республик, физическое развитие), а также ускорение физического развития детей и подростков (см. Акселерация). См. также Вес тела, .

Физическое здоровье детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем во всем мире, что обусловлено в первую очередь значительными ухудшениями экологической обстановки.

Здоровье матери и ребенка-2016: основные показатели

Неокрепший организм, находящийся в процессе развития наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Конечно, нельзя говорить о том, что на физическое здоровье оказывает влияние исключительно окружающая среда, в которой находится человек. Однако экологическая обстановка в большой степени отражается на его качестве.

Стоит учесть, что физические показатели здоровья ребенка зависят от целого комплекса экологических, социальных и биологических факторов. Это и бытовые условия, и соблюдение гигиены, и сбалансированный рацион, и полноценный сон, и правильно составленный режим дня, и ежедневная достаточная двигательная активность. Соблюдение всех перечисленных факторов способствует становлению физически развитой, здоровой личности, тогда как пренебрежение хотя бы одним из них влечет за собой отклонение от нормальных показателей и ухудшение самочувствия ребенка.

Основные показатели здоровья матери и ребенка в 2016 году должны повышаться – эта задача стоит в приоритете среди основных задач государственной политики.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья

Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения. Из этого следует, что от состояния здоровья подрастающего поколения зависит успешность и процветание общества и государства, а также национальная безопасность страны.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% учащихся начальных школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% школьников имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения.

На данный момент врачи выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую.

Физическая составляющая подразумевает развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также уровень роста.

Психологическая составляющая – психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности человека, адекватность поведения в социуме.

Поведенческая составляющая – проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение, наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка. Именно поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.

Программа исследования зависит от возраста обследуемых. Так, при обследовании детей раннего и дошкольного возраста учитывается развитие моторики речи.

Что является основными показателями физического здоровья детей и подростков

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие детей и подростков. То, насколько развит ребенок, определяется на медицинских осмотрах, периодически проводимых в медицинских учреждениях или школах. Практически с рождения у каждого ребенка измеряется рост, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные результаты предоставляют возможность увидеть общую картину развития детского организма. Кроме того, основными показателями физического здоровья детей являются состояния: зубов, слизистых оболочек глаз, полости рта, состояние кожных покровов, соответствие степени полового созревания с возрастом обследуемого, наличие/отсутствие жировых отложений.

При обследовании важны и функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила.

На показатели оценки здоровья детей и подростков влияют следующие факторы: наличие или отсутствие резко выраженных конституционных особенностей телосложения; результаты измерения и взвешивания; биологический возраст; нервно-психическое развитие.

В соответствии с полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием.

2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям.

3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с сохраненными функциональными возможностями организма.

4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями организма.

5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных осмотров.

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей зависят от таких критериев, как наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; состояние основных органов и систем (кровеносной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и т.д.); степень гармоничности физического и нервно-психического развития.

Показатели физического здоровья детей и подростков фиксируются педиатрами, участковыми врачами, либо медработниками дошкольных и школьных учреждений на плановых осмотрах. Иными словами, сейчас на осмотре врачу недостаточно выявить наличие или отсутствие у ребенка каких-либо заболеваний. Важно максимально расширить круг показателей, отвечающих за развитие биологических и социальных функций растущего организма, своевременно обнаружить начальные стадии отклонений и хронических заболеваний.

Показатели психологического здоровья ребенка и его нарушения

Физическое состояние здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти, внимания, речи и мышления. Физическое развитие как показатель здоровья детей должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей педиатра.

Психологическому здоровью детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье неразрывно связано с физическим.

Что такое психологическое здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.

Психологическим здоровьем человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.

Основные показатели психологического здоровья у детей выражаются в следующих критериях: умении понимать себя и окружающих людей; реализации своего потенциала в различных видах деятельности; способности делать осознанный и правильный выбор; в состоянии душевного комфорта; нормальном социальном поведении.

Психологическое состояние делится на три уровня:

1. Креативный. К нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к реальности.

2. Адаптивный. Дети, адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.

3. Дезадаптивный. Дети, старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя своими желаниями и возможностями.

На психологическое здоровье могут негативно влиять такие факторы, как неблагополучная семья или неблагоприятные условия в детском саду/школе, например, сложные отношения с учительницей, либо сверстниками.

На показатели нарушения психологического здоровья ребенка во многих случаях влияет окружающая обстановка, сложные взаимоотношения между членами семьи, не складывающиеся отношения со сверстниками, невосприятие его как личности в коллективе. Однако имеют место быть и неблагоприятные наследственные факторы, а также приобретенные психологические заболевания, появляющиеся на фоне сильных стрессов.

Только физически и психологически здоровая личность может стать полноценным, дееспособным членом общества.

Статья прочитана 20 675 раз(a).

Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.


Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

4. Состояние здоровья.

Можно приводить массу утверждений в защиту того, что должно восприниматься беспрекословно. Однако гораздо нагляднее будет представить на примерах нарушений в этом развитии. Возможно, именно осознание серьезности последствий заставит родителей более внимательно относиться к здоровью малыша, а взрослых – заняться собой вовремя.

Безусловно, на физическое развитие влияет множество факторов, но около половины этих факторов под силу изменить всем – это образ жизни, спортивная активность, правильный режим сна и питания, правильная еда.

  • Если в жизни ребенка отсутствуют систематические занятия физическими упражнениями, чаще всего он начинает отставать в развитии. Если наблюдается небольшой недостаток двигательной активности, то он может приводить к снижению дееспособности и роста организма. Если дефицит движений велик – постепенно могут атрофироваться мышцы, развиваться ожирение, появляются другие неприятные последствия, которые повлекут за собой более значительные заболевания. Физическое развитие как показатель здоровья особенно наглядно можно наблюдать на примере детей и подростков, сравнивая состояние их организма с более активными сверстниками.
  • Отсутствие физической активности может приводить к таким неприятным последствиям, как плоскостопие, нарушения осанки. Особенно часто они развиваются у школьников, поэтому задача родителей – обеспечить ребенку условия для полноценных спортивных тренировок.
  • Привычка неправильно сидеть, может приводить к трудностям в разгибании мышц шеи, голени, спины. Физическое развитие как показатель здоровья в этом случае очень наглядно: привычки принимать неправильные позы, задерживаясь в ней часами, непременно принесут с собой последствия в виде болей, нарушении гибкости, снижению двигательных возможностей.
  • При недостаточных и несистематических развивающих физических нагрузках человек не способен выдерживать продолжительные нагрузки, даже в бытовых условиях. Элементарное поднятие по лестнице без помощи лифта вызывает одышку, боли в ногах, спине. Таких примеров масса. Но если рассматривать физическое развитие как показатель здоровья , то становится ясно – регулярные и систематические занятия по правильно подобранной программе помогут исправить эти недостатки, вернув радость и легкость жизни.

Физическое развитие и спорт неразделимы, и в этой статье мы попробуем разобраться в этом вопросе максимально детально.

Обмен веществ

Занятия спортом стимулируют процесс обмена веществ в организме, а именно, обмен веществ — представляет собой источник энергии для нормальной деятельности всех без исключения функций и жизненных процессов организма. Занятия спортом поддерживают работоспособность механизмов, которые осуществляют в организме обмен энергии и веществ, а без этого невозможно физическое развитие, и спорт – лучший инструмент для поддержания здоровья всех систем жизнедеятельности организма.

Кровеносная система

Безусловно, именно сердце является главным центром кровеносной системы человека, от его работы напрямую зависит физическое развитие – и спорт помогает увеличить работоспособность и мощность сердечной мышцы. Механизм воздействия спорта на сердце прост: во время занятий масса и размеры сердца увеличиваются, так как утолщаются стенки сердечной мышцы, и сердце начинает работать активнее и выносливее.

Органы дыхания

Благодаря физическим тренировкам организм адаптируется к гипоксии (нехватке кислорода), клетки приобретают способность работать интенсивно даже при нехватке кислорода.

Опорно-двигательная система

Не только наследственность обуславливает физическую полноценность. На физическое развитие и спорт имеет большое влияние, даже когда речь идет об опорно-двигательной системе.

В процессе спортивных тренировок кровоснабжение мышц усиливается, нервная система лучше контролирует их деятельность, растут мышечные волокна.

Именно в результате тренировок мышечной системы формируются выносливость и способность к физической работе, с увеличением активности в детском и подростковом возрасте изменяется костная система, начинается более активный рост. Кости приобретают высокую прочность, становятся очень устойчивыми как к травмам, так и к продолжительным нагрузкам. Работоспособность организма в целом повышается, а затраты энергии на ее выполнения снижаются. Благодаря правильному дыханию во время тренировок нормализуется нормальная деятельность всех органов, находящихся в брюшной полости, правильная система занятий помогает избавиться от нарушений осанки.

С первой секунды жизни начинается физическое развитие человека (совокупность функциональных и морфологических свойств организма, которые определяют выносливость, дееспособность, запас сил), и примерно к 25 годам оно достигает своего максимума.

Человека в целом не разделимы: одним из наиболее важных показателей здоровья является именно физическое развитие.

На соответственно влияет множество факторов. Чтобы иметь возможность влиять на ход развития, необходимо знать об этих факторах максимум – эта информация поможет укрепить здоровье организма, сделать развитие более полноценным.

Физическое развитие и здоровье . От чего зависит?

Внешние факторы

  • Социальные условия. Региональные и национальные особенности стиля и уклада жизни, степень экономического развития, гигиенические навыки, культурно-образовательный уровень и т.д.
  • Неблагоприятное развитие плода внутри утробы матери (недоношенность, внутриутробные воздействия, врожденные пороки).
  • Экологически небезопасная обстановка.
  • Нерациональное питание, неправильный режим питания.
  • Неверный режим отдыха и труда (чрезмерная утомляемость, недостаточная активность).
  • Малоподвижный образ жизни, отсутствие физического воспитания.
  • Вредные привычки.

Внутренние факторы

  • Наличие заболеваний.
  • Наследственность (именно на генетическом уровне формируются особенности физического развития, эта программа передается от одного поколения к другому и может не изменяться либо совершенствоваться). Физическое развитие и здоровье в большей мере обуславливаются именно наследственностью.

Чтобы улучшить физическое развитие и здоровье человека, необходим комплексный подход. Трудно говорить о полноценном развитии, если в семье ребенка не приучили к элементарным правилам гигиены, игнорируют необходимость физического воспитания и практикуют употребление однообразной пищи. Поэтому, чтобы физическое развитие и здоровье было максимально полноценным, необходимо:

  • Наладить режим отдыха и активности, спать не менее 8 часов в день.
  • Пересмотреть свой рацион питания, употреблять больше полезных продуктов и исключить откровенно вредные.
  • Заняться спортом, проводить тренировки регулярно, несистематический подход будет неэффективен.
  • Регулярно проходить медицинское обследование, чтобы иметь возможность объективно оценить состояние организма.

Взаимосвязаны между собой: правильно организованные физические упражнения, оздоравливающие процедуры напрямую влияют как на уровень физподготовки человека, так и на состояние его здоровья.

Для объективной оценки физического развития используются такие параметры, как: масса тела, рост, развитие функциональных особенностей всего организма (мышечная сила рук, мышечный тонус, развитие мускулатуры, состояние осанки и т.д.). Соответственно, для полноценного физического развития необходим комплексный подход, в котором немаловажное значение имеет именно физическое воспитание.

Физическое развитие и состояние здоровья физического

Грамотное физическое воспитание способствует развитию двигательных возможностей, повышает защитные реакции организма, улучшает процессы жизнедеятельности в целом. При правильном выборе системы упражнений, ее регулярном применении, проведении закаливающих процедур, изменении режима и характера питания можно значительно улучшить состояние не только тех людей, которые не имеют серьезных проблем со здоровьем. Эффективны эти средства при наличии отклонений в работе сердца, при отклонениях в физическом развитии (плоскостопие, деформации позвоночника, дефекты осанки).

Физическое развитие и состояние здоровья умственного

Занятия физическими упражнениями предполагают постоянное умственное развитие: регулярно возникающие познавательные ситуации, совершенствование старых техник выполнения упражнений и овладение новыми, умение правильно распределять силы, как на время всего занятия, так и во время соревнований – все это не проходит бесследно. Также на тренировках постоянно происходят ситуации, в которых человеку следует принимать быстрые и рациональные решения, преодолевать трудности. Все эти навыки и умения могут успешно использоваться и в повседневной жизни, принося все новый жизненный опыт.

Физическое развитие и состояние здоровья нравственного

Если занятия физическим воспитанием правильно организованы, то они положительно влияют на формирование моральных качеств. Умение доводить начатое до конца, дисциплинированность, крепкая воля, настойчивость, умение расценивать начальные неудачи как опыт на пути к цели – все это воспитывает в человеке умение преодолевать трудности, ставить перед собой цель и идти к ней. Эти качества незаменимы в повседневной жизни, они способствуют развитию человека и личности.

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...