Атака звука — выразительное средство в пении. Контрольные вопросы и задания

Методическая разработка занятия по разделу «Постановка голоса»

«Организация дыхания у певца»

Тема: «Атака звука у молодых певцов»

Продолжительность – 45 минут.

Возраст - 14 лет лет.

Год обучения – 6.

Тип занятия – практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков.

Цель: получение и закрепление дыхательных и фонетических вокальных навыков.

Задачи:

Развивающи е - выявление и развитие индивидуальных природных данных ребёнка;

Обучающие - воспитание исполнительских навыков:

Воспитательные - формирование культуры поведения.

Материально-техническое обеспечение. Оформление.

    Оборудование (стул,стол).

    Технические средства (компьютер, звукоусиливающая аппаратура).

    Музыкальный инструмент (фортепиано).

    Наглядность (ноты упражнений, плакаты «Певческое дыхание. Типы дыхания», « Зоны ощущений вибрации в резонаторах при пении» ).

План занятия.

1. Организационный этап

    Тема занятия.

2. Проверочный этап

    Проверка усвоения предыдущей темы.

3. Подготовительный этап

    Рассказ о визуальных образах.

    Представление о необходимости правильного дыхания.

4. Основной и контрольный этап:

Объединяет 3 этапа:

    Дыхательная гимнастика

    Распевания на включение разных видов атаки

    Пропевание репертуарных произведений, акцентируя внимание на различные виды атак.

5. Итоговый этап

    Подведение итогов занятия

6 . Информационный этап

    Домашнее задание

Ход занятия:

Организационный этап –

Педагог: Здравствуй! Как ты себя чувствуешь? Здорова?

Предполагаемый ответ: Да!

Чтобы вам правильно петь, нужно держать голос в певческой позиции, помогает в этом ощущение опоры.

Проверочный этап –

Педагог: На прошлом занятии мы говорили о том, что такое опора, дифрагма, атака звука. Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц. Диафрагма - тонкая мышечно-сухожильная перегородка, изогнутая в виде купола, обращенного выпуклой поверхностью в грудную полость, которая отделяет ее от брюшной полости.

Подготовительный этап-

Педагог: Мы уже говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце, легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра - это и есть реберное, грудное дыхание. Известный педагог И.П.Пряничников советует "учиться набирать в легкие воздух". Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат. У певца иногда не хватает дыхания даже на короткую вокальную фразу, так как взятый во время вдоха воздух непроизвольно расходуется. Излишнее, непроизводительное расходование воздуха, как правило, есть следствие вялой работы голосовых складок и неорганизованного дыхания. Лишь постепенное усвоение навыков правильного звукообразования приводит к значительному улучшению дыхания. Этому в значительной мере способствуют предлагаемые упражнения на координацию выдоха со звуком. Они служат целям освоения длительного и плавного фонационного выдоха.

Основной и контрольный этап-

Первое упражнение - положи руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохни. Не поднимай плечи. Руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что ты взяла приличный объем воздуха. Сбрось дыхание, выдохни. Руки должны ощутить, как опали ребра.

Второе упражнение - форсированный выдох.

Стоим прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены вниз, спина прямая, смотрим прямо перед собой. Выполнение упражнения напоминает пыхтение паровоза. Сделай через нос несколько резких вдохов-выдохов сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Плечи и корпус при этом должны оставаться неподвижными. Резкие вдохи-выдохи выполняй сначала 5 раз и постепенно доводите до 15 раз. Затем, откинув голову до предела назад и глядя вверх, повторяем упражнение. То же упражнение проделываем, глядя на пол на расстоянии полутора шагов от пальцев ног, а затем - опустив подбородок на грудь и глядя на кончики пальцев ног

Проделываем упражнения вместе с воспитанником .

Сейчас мы с тобой проделаем следующие упражнения с включением в дыхание звуковых форм:

Упражнение 1.

Встань прямо. Ноги поставь на ширину плеч. Подними руки, сцепленные в замок, над головой. На «полузевке» сделай вдох через нос. Теперь на выдохе протяжно, негромко, на удобной высоте звучания голоса произнеси звук м . Следи за его плавностью. Ощущение легкости, свободы и «удобности» звучания голоса, а также звучания его в грудной клетке - один из основных показателей правильно выполненного упражнения.

Упражнение 2

Сделай бесшумный вдох через нос и задержи дыхание. Открой широко рот, мысленно подумай, что произносишь гласную а . Затем, не закрывая рот, натяни губы и легко произнеси звук м . Звучание будет правильным, если указательные пальцы, приложенные к крыльям и спинке носа, ощутят легкую вибрацию хрящей

и костей носа. Такая же вибрация должна ощущаться губами, зубами и областью переднего отдела твердого нёба.

Плакат - «Зоны ощущений вибрации в резонаторах при пении»

Педагог: Мы говорим о головных резонаторах, то есть о месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается?

Атака” звука – это посыл дыхания в момент начала звука. Физиологи говорят, что атака звука – это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения. Различают три типа атак. Какие?

Ответ: мягкая, твёрдая, придыхательная.

Для овладения верной атакой мы сейчас проделаем упражнения на staccato .

Сделаем упражнение на стаккато (piano ), а затем тут же повторим его, не прерывая потока воздуха (на forte ), оттолкнувшись при атаке звука. Звук как бы отскакивает как мячик от пола:

о о о о о о

стаккато ( p ) отталкивание ( f )

Упражнение идет на непрерывном дыхании, поэтому вдох надо сделать по возможности более глубоким.

Звук в этом упражнении должен быть на мягкой атаке – лёгкий, прозрачный.

Педагог : следующее упражнение «Забивание гвоздя»

Если представить, что в центре дыхания и звука находится гвоздь с большой шляпкой и при наклоне в предыдущем упражнении ударять кистями рук по гвоздю, как бы забивая его в «дно колодца», то получается очень твердая (жесткая) атака на forte с насыщенным, напряженным звуком.

Упражнение полезно для тренировки мышц «нижней диафрагмы» и для драматизации звучания.

Воспитанник повторяет упражнения вместе с педагогом.

Педагог: Сейчас мы перейдём к инструменту и будем пропевать упражнения на различные виды атак.

Упражнения:

Атака нижней ноты трезвучия « о » методом «укалывания»;

Атака верхней ноты (квинта) трезвучия « у » («укалыванием»);

Упражнение выполняется в медленном темпе.

Педагог: следующие упражнения пропеваются с согласными.

1. В этом упражнении необходима мягкая подача йотированной гласной.

2. Каждый верхний тон требует особо точной подачи звука, для чего его следует акцентировать. Чтобы выработать чёткость каждого звука в быстром темпе, полезно сначала петь его медленно – сольфеджируя.

3. Упражнение для развития техники стаккато. Петь чётко, на мягкой и атаке, акцентируя указанные ноты.

Педагог : Пришло время заняться репертуаром. Повторяем песню. Скажи - где, исходя из текста, можно выделить различные виды атаки?

Ответ ученика.

Пропевание произведений.

Итоговый этап

Итак, наилучшей является мягкая, но точная атака, при которой звук рождается без толчков и придыхания, без жёсткого удара по голосовым связкам. Это обеспечивает плавное голосоведение, наиболее красивый тембр голоса, охраняет связки от переутомления. Но, в отдельных случаях, при вялости голоса или как средство выразительности, надо применять твёрдую атаку. Всё это мы с тобой сейчас посмотрели и попробовали сделать в твоём репертуаре.

Информационный этап

Педагог : а сейчас мы с тобой прощаемся, до следующего занятия.

До свидания!

Методическое обеспечение :

Занятие - беседа, практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков;

метод обучения - частично – поисковый, репродуктивный.

Система заданий разработана с учётом особенностей возраста и состоит преимущественно из заданий, позволяющих самому контролировать свою певческую установку. Это позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

В ходе прослушивания определяется уровень развития важнейших компонентов музыкальности: звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, эмоционально-творческий потенциал, состояние вокального аппарата, диапазон голоса.

Критерии оценки работы учащихся:

    Воспитанник музыкально отзывчив на восприятие музыки.

    Быстро оценивает свои навыки и умеет исправить недостатки.

    Испытывает радость от процесса познания.

    Способен выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных.

    Свободно выполняет упражнения разных видов (дыхательные, фонетические, вокальные).

    Умеет эмоционально переживать создаваемый в пении образ.

Главный итог занятия «Атака звука» шестого года обучения – это

    активное накопление детьми разнообразного художественного опыта,

    умение применять средства художественной выразительности через использование различной атаки звука,

    формирование правильного отношения к здоровью вокального аппарата.

Литература:

    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968

    Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992

    Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988

    Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Издательство «Музыка», 1987

Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. «Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит всё дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке - таким будет и все звучание голоса».

Итак, запомним:

Избави Бог на «твёрдой» говорить,

При напряжении нельзя творить.

Ты, говорящий, будешь награждён:

Всё, чем наполнена душа творца.

«При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой атаки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук [А] вылетает из живота, звук [Е] - из голосовой щели, [И] - протискивается из сдавленного горла, звук [О] гудит, точно в бочке, а [У], [Ы], [Ю] попадает в такие места, из которых их никак не вытащишь». Надо научиться «собирать» звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.

Упражнение № 47.
Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке [М] тихо стонете. Не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон - свободный, тянущийся, монотонный. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свободные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запоминайте это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует - стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, центр голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Подключайте к согласному [М] гласные звуки [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы]: мммА-мммО-мммУ-мммЭ-мммИ-мммЫмм. Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона на [М].
Упражнение № 48.
А теперь произносите во время «стона» слоги с согласными [Б] и/или [Д]: баммм-боммм-буммм-бэммм-биммм-быммм; даннн-доннн-дуннн-дэннн-диннн-дыннн. Это напоминает звон колоколов: удар - дон! И отзвук - ммм... Удар - дон! И резонанс - ннн. Вот и «звоните в колокола»: буммм-боммм буммм-боммм буммм-боммм... диньнь-доннн диньнь-доннн диньнь-донн...

Научиться говорить на мягкой атаке - это значит найти задушевность, которая притягивает к вам слушателя.

Во время выполнения следующих упражнений необходимо контролировать правильное положение языка - следить за его «дисциплиной».

Упражнение № 49.
Говорим мягко, как бы извиняясь за какой-либо проступок или успокаивая котёнка, щенка (мысленно поглаживая его): Аба, ава, ага, ада, ажа, аза, ама, ана, ара, ала… - и так до конца алфавита.
Упражнение № 50.
Вы - «радист». Налаживаете радиосвязь. Почему молчание? Что случилось? Я - аист! Я - аист! Я - аист! Как слышно? Приём! Можно заменять слова, но слово обязательно должно начинаться с ударного звука [А]. Я - айсберг! Я - астра! Я - Анна! Я - Алла! Я - арфа! Йотированный звук [Я] - образуем на опущенной гортани, язык лежит желобком. После «я» звучит слово, начинающееся с [А] - гортань раскрывается ещё больше. Следите, чтобы звук «не заваливался» в глубину гортани. Необходимо направлять звук «в маску» при «открытой» гортани, одновременно должно быть отражение звука в грудном регистре.

Мягкую атаку «воспитывают» колыбельные; они же помогают закрепить правильное положение языка.

Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребёнок. Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:

О О О О
О О О

Между строчками колыбельной нужно «петь» гласные, особенно полезен звук [А]. Рекомендуется повторять по два, три звука в одном сочетании, свободно открывать рот на полтора, два пальца вниз, укладывая язык ямочкой.

Если губы вялые, то звук [А] следует заменить звуками [О], [У], [Э].

Байки от слова «баять», то есть качать, колыхать, – незаменимый материал для воспитания певучести. Чаще всего в байках встречается образ котика. Он настоящий хозяин колыбельных песен, в них слышится мягкое мяуканье, мурлыканье:

Во время выполнения упражнений на основе баек и колыбельных необходимо посылать звук «в маску», одновременно работая грудным резонатором. Добивайтесь грудного звучания, красивого по тембру и очень мягкого.


Резонаторы

Задумайтесь о сходстве голоса и скрипки. Качество звучания этого музыкального инструмента зависит от правильного использования смычка, качества струн, их натяжения и особенностей корпуса. Что же касается голоса, то извлечение, произнесение звука, прежде всего, зависит от дыхания.

Большое значение в правильном голосообразовании и голосоведении имеют резонаторы. Резонатором называют такую акустическую систему, которая начинает колебаться под влиянием источника звука. Резонаторы - это полости, способные образовывать явление резонанса, то есть ответного звучания на тот или иной звук и его высоту. Резонаторы являются усилителями звука.

Основными резонаторами (вибраторами) будем считать следующие: головные (рот, носоглотка, придаточные полости носа), грудные (грудная клетка, трахея, бронхи, полость гортани) и резонаторы брюшной полости. Маленькие полости резонируют на высокие звуки, большие - на низкие.

Тембр голоса определяется прежде всего строением гор­тани. Исходный тембр голоса может изменяться в резонаторных полостях. Плохая работа какой-либо части голосового аппарата обнаруживается при помощи резонаторных ощущений.

Ежи Гротовский, исследуя проблемы сценического голоса, обнаружил в теле актера 24 резонатора. Его исследования показали, что при включении каждого вибратора (затылочного, брюшного, среднепозвоночного и т.д.) одновременно происходит вибрация всего тела, но её центр совпадает с местонахождением определенного вибратора, - того, где дрожь сильнее всего. По мнению Е. Гротовского, «актёр, вовлеченный в действие полностью и целостно, становится, не думая об этом, одним огромным вибратором».

Приступая к занятиям, педагог должен быть уверен, что студенты если ещё не овладели, то хотя бы стремятся к тому, чтобы делать правильные смешанно-диафрагмальные вдох и выдох.

«Если вы дышите нижней частью грудной клетки, где расположены желудок и диафрагма, то всё ваше тело становится частью звука. Если же вы дышите верхней частью, - голос будет «отражением» лишь части тела». Стало быть, всё дело в использовании вибраторов и в том, каким образом их можно объединять. Например, если включать головной вибратор, то одновременно будут работать вибраторы черепа и грудной клетки. Если же голос высокий и задействован грудной вибратор, аналогично будут действовать два резонатора: грудной и черепной. Таким образом, физический аспект звука влияет на его эмоциональный эффект.

Резонирующие ощущения сигнализируют о правильном голосообразовании. Центральная нервная система реагирует на резонаторное вибрирование. Вибрации раздражают нервные окончания и поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно делает голос более звонким и сильным. Изучая значение вибрационной чувствительности для голосообразования, В.П. Морозов указывает, что «под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции».

Максимально открывая и усиливая звук, необходимо следить за тем, чтобы он не переставал быть вашим собственным.


Вывод звука

Практические занятия по голосоведению должны быть направлены на выявление и закрепление индивидуального звучания каждого отдельного студента. Первым этапом в такой работе должна стать диагностика голосов. Педагог выявляет проблемы каждого отдельного голоса, он должен услышать и понять, у кого завышен голос, у кого зажаты челюстные мышцы, у кого голос не выведен в «маску» и т.д. Это необходимо для того, чтобы правильно распределить нагрузку на различные группы мышц каждого студента.

В предлагаемом тренинге используются китайские, индусские и японские упражнения, а также упражнения из практик различных дыхательных и голосовых школ. Прежде чем приступить к тренингу, педагогу необходимо быть уверенным, что студенты хорошо информированы о том, чем им предстоит заниматься и какова цель занятий.

Важно помнить, что многие из предлагаемых упражнений строятся по принципу медитаций. Здесь необходимо проявлять повышенную бдительность и «следить за тем, чтобы упражнения не перерастали из технических в философические. Контролировать это удаётся с помощью точного расчёта времени, затрачиваемого на каждое упражнение такого рода».

Упражнение № 51.
Исходная позиция - стоять прямо, ноги на ширине плеч, стопы расположены параллельно. Расслабляем корпус, т.е. все мышцы, кроме мышц ног. Опускаем тело вперёд. Ноги прямые и в меру напряженные. Представляем, что находимся в бане с очень приятным лёгким паром. Проверяем, достаточно ли расслаблены у нас руки, мышцы шеи. Затем представляем, что наши руки превратились в веники, и начинаем похлопывать себя совершенно расслабленными кистями рук сначала по ногам, затем по животу, бокам, шее, плечам, рукам, затем по спине, обходя почки. «Паримся» тщательно, не пропуская ни сантиметра нашего тела. Во время упражнения лениво, с удовольствием постанываем на звук [М]. Контролируем и проверяем расслабленность шейных мышц. Самые распространённые ошибки при выполнении этого упражнения - зажатая челюсть и сдавленная гортань. Следите за тем, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты (приблизительно на 1 см). Можно также предложить сделать полузевок, как в упражнении «Картофелина».
Упражнение № 52.
Точно так же, как и в предыдущем упражнении, расслабить корпус, опустив его вниз. Ноги прямые и упругие. Умозрительно проследить весь свой позвоночник, представить себе, что каждый позвонок является одним звеном молодого и крепкого бамбука. Затем, поднимая позвонок за позвонком, начиная с копчика, представлять, как распрямляется наш бамбук, как он вырастает и прямой стрелой уходит в небо. По мере выпрямления нужно посылать легкий стон [М] в каждый позвонок. Не забывать про «картофелину во рту». Упражнение выполнено правильно, если звук из глухого «утробного» постепенно, по мере прохождения вверх по позвоночнику, становится чистым и звучит финальной точкой точно в головном резонаторе.
Упражнение № 53.
Исходная позиция - стоять прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Представляем, что наши ноги превращаются в прекрасные молодые крепкие корни очень сильного и красивого дерева. С зевком пускаем в эти корни максимально тихий и низкий звук [А]. Следим за тем, как наши корни начинают опускаться вниз, как они проходят через пол, через все этажи здания, в котором занимаемся, как они всё глубже и глубже врастают в красивую, мягкую землю, которая напоминает собою мягкий, податливый пластилин. При выполнении этого упражнения извлекаем звук, который напоминает очень тихое урчание львёнка. Если студенту трудно произвести подобный звук, пусть сначала делает упражнение беззвучно, выдыхает в «корни» горячий воздух. Следует призывать студентов напрягать свою фантазию, видеть эти корни. Только в таком случае им удастся получить желаемое качество звука. Очень важно, чтобы преподаватель услышал каждого студента, убедился, что он извлекает «не связочный» звук. При правильно выполняемом упражнении уже на втором-третьем уроке студенты начнут ощущать лёгкие вибрации на уровне стоп. Это значит, что мы добились нужного результата.
Упражнение № 54.
Представим себе, что на уровне тазобедренного сустава находится плавательный резиновый баллон. Он очень красивый, яркий и упругий. Задача, отталкивая его руками и животом, посылать в него звук [О]. Отталкивать его нужно в разные стороны от тела. Не следует забывать, что звук должен быть тихим и ассоциативно располагаться на уровне живота. Кисти рук должны быть активными, не вялыми. Если упражнение выполняется правильно, то ощущается вибрация в области низа живота и копчика.
Упражнение № 55.
Исходная позиция та же, что и в предыдущих упражнениях. Локти разводим в стороны и приподнимаем до уровня плеч. Кисти складываем ладонями к себе, одну на другую и прижимаем их к груди. Представляем, что в нашей грудной клетке живет солнышко. Тихонечко приоткрываем дверь (раскрываем ладони) и выпускаем солнышко из домика со звуком [Я]. Важно знать, что наше солнышко, выходя из своего укрытия, двигается не вверх или вниз, а равномерно заполняет всё пространство вокруг нас, в том числе и за спиной. По мере выполнения упражнения руки раскрываются и разводятся в стороны, звук, не повышаясь, увеличивается. Вибрации должны ощущаться в области лопаток. Затем так же запускаем солнышко назад, в грудную клетку. Соответственно звук проходит путь от сильного к слабому, интимному.
Упражнение № 56.
Из той же позиции закрываемся, обнимая свои плечи. Стремимся «попасть звуком» в лопатки, т.е. ощутить вибрации на уровне предплечий. Звук [Ы].
Упражнение № 57.
Представляем, что из нашего темечка выдвигается маленькая антенна. Начинаем через неё «переговариваться с инопланетянами». Звук [МИ - МИ - МИ]. Для упрощения упражнения можно в этом месте взяться за волосы и легонько подёргать за них. Важно делать это упражнение на максимально низком голосе с «картофелиной» во рту. Ни в коем случае нельзя закидывать голову назад, напротив, нужно сделать небольшой наклон головы вперёд, а глаза поднять вверх. Следить, чтобы студенты не растягивали рот в улыбке. Рот должен работать вертикально. В данном случае звучит головной резонатор, а максимальные вибрации ощущаются, разумеется, в области темени.
Упражнение № 58.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Сложить ладони друг к другу на уровне грудной клетки. Медленно и с усилием начать поднимать правую руку вверх и одновременно опускать левую вниз. Произносить долгий звук [И], следя за тем, чтобы он выходил точно из темени направленным лучом и ровно поднимался вверх. Отвести правую ногу назад, переведя на неё центр тяжести, немного опустить голову, обхватить руками плечи и произнести долгий звук [Э]. Вибрации в предплечьях и плечах. Правую ногу вынести вперёд, перенести на неё центр тяжести. Открыть и широким жестом развести руки в стороны. Звук [А]. Рот открыт «на четыре пальца». Вибрации в грудной клетке. Вернуть ногу в исходную позицию. Руки сомкнуть перед собой таким образом, чтобы они вместе с грудью организовали прямо перед вами овал. Произнести долгий звук [О], акцентируя внимание на ладонях. При правильном выполнении упражнения именно в ладонях должны возникнуть лёгкие вибрации. Представить, что поднесли к губам длинную, лёгкую, полую трубку и, максимально отводя её от лица, направляем вперёд узконаправленный звук [У], создавая звуком узкий коридор, уходящий далеко вперёд. Складываем руки в замок. Подносим их к груди и имитируем движение, подобное тому, которым дрессировщик открывает пасть льву. Звук [Ы]. Выполняя этот блок упражнений, следим, чтобы рот работал исключительно вертикально, а на лице не возникало никакой мимики. Произнося звуки [И] и [Ы], делаем полузевок. Повторяем всё упражнение сначала, произнося звуки речевым порядком, т.е. не продлевая их во времени.

3.6. Использование сонорных согласных [М], [Н], [Л], [Р]

Атака звука

Звукообразование

Часто бывает так, что, взяв единообразно дыхание, ансамбль начинает петь, а единства, слитного звучания не получается. Внимательно прислушиваясь к певцам (а в процессе работы с ансамблем его руководитель должен знать достоинства и недостатки каждого из них), можно заметить, что звуковая позиция, положение звука у многих певцов различные.

Единство звука для всех певцов имеет очень важное значение в пении. Многие педагоги по постановке голоса не без основания употребляют термин “позиция” звука. В своей работе они добиваются выработки у певцов единой, так называемой “близкой, высокой позиции” звука. Ученые-физиологи, исследуя этот вопрос, пришли к заключению, что “высокая позиция” звука является наиболее правильной. Такая позиция обеспечивает чистоту интонирования, яркость, сочность и полетность звучания голоса. Используя соответствующие записывающие аппараты с помощью вибродатчика, ученые установили, что “звуки, богатые высокими обертонами и, в частности, имеющие хорошо выраженную певческую форманту, квалифицируются термином “высокая позиция”, а звуки, объективно той же высоты, но слабо выраженные высокими составляющими – термином “низкая позиция”. В процессе нахождения и ощущения такой высокой позиции звучания решающую роль играет участие (вибрация) верхних резонаторов. При звучании верхних резонаторов получается легкий, звенящий, очень богатый высокими обертонами звук. Близкое произношение и образование гласных звуков придает пению хорошую дикцию. И наоборот, вибрационное ощущение только в грудной полости делает звучание глухим, массивным, похожим на гудение. При таком пении гласные буквы почти невозможно различить, настолько они похожи друг на друга, слова не разобрать. “Высокая позиция звука связана с интенсивной вибрацией верхних резонаторов всех лицевых тканей, с этой точки зрения высокая позиция – не только чисто акустическое понятие, но в определенной мере и физиологическое, т.к. наряду с другими ощущениями вполне закономерно вызывает ощущение интенсивной вибрации, хорошей озвученности верхних резонаторов певца”.

Голоса всех певцов, обладающих различными индивидуальными тембрами (красками) при едином принципе дыхания, звукообразования, звуковедения, произношения гласных и согласных во время певческого процесса, сливаясь, образуют общий ровный тембр звучания ансамбля.

В практике и в методической литературе существует большое количество разнообразных терминов, характеризующих ту или иную позицию звука, характер звучания голоса: близкий, далекий, плоский, прикрытый, собранный, разбросанный, матовый, звонкий, твердый, мягкий, насыщенный, пустой, тупой, острый, с носовым или горловым призвуком, грудной, головной, напряженный, тяжелый, густой, легкий, прямой, большой, маленький, камерный, энергичный, устойчивый, волевой, опертый, вялый, дряхлый, неустойчивый, серый, цветистый, бытовой, классически-академический и ряд других. Такие и им подобные термины в какой-то степени могут характеризовать определенное, присущее данному певцу, группе певцов или партии звучание и в конечном счете определяются манерой произношения текста, определенным принципом звукообразования, позиции звука, не говоря уже о принципах дыхания, умения пользоваться резонаторами и др.

Атака звука

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.

Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака . Голосовые складки плотно смыкаются до начала вдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую “каркающую”, с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака . Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3. Придыхательная атака . Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха.

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях. Применение того или иного вида атаки определяется индивидуальными особенностями учащегося. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание складок) и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых складок пользоваться более твердой атакой. И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (пересмыкание голосовых складок) и “горление” (горловой призвук звучания), то полезно вначале применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной. Но применение такой атаки должно быть осторожным, чтобы не вызвать “подъездов” к звукам.

Атака является выразительным средством в пении. Вариация видов атак позволяет передать различные настроения. Лирические настроения обычно связаны с применением более мягкой атаки, драматические эмоции выражаются при помощи более твердой атаки звука. В моменты наибольшего звукового напряжения уместно использование твердой атаки; в моменты более спокойного и тихого звучания пользуются приемом мягкой атаки.

Упражнение №1

Наберите немного воздуха, задержите его и, атакуя каждый звук смыканием связок, проделайте упражнение от начала до конца. Это упражнение надо петь с твердой атакой каждой ноты, смыкая связки на каждом отдельном звуке.

После вдоха и задержки дыхания примерно на 2 секунды нужно начать звук коротким, но энергичным толчком в голосовую щель на гласную "А" (спеть гамму, либо другой любой звукоряд).

Не забывайте о чистоте интонации, попадайте только в "десятку".

Трудности заключаются в скорости исполнения упражнения, начать нужно медленно и по мере получения положительного результата в начальном темпе, постепенно ускорять его.

Следите за тем, чтобы не увеличивать силу звука до чрезмерной напряженности, не свойственной природе Вашего голоса.

Можно менять гласные, добавлять к ним согласные.

Упражнение №2

Проделайте упражнение №1, но с мягкой атакой. Начните звук мягко, аккуратно, как бы осторожно.

Упражнение на достижение мягкой атаки :

Напевайте Колыбельную звуками: М-м-м-м, А-а-а-а, О-о-о-о, У-у-у-у, Э-э-э-э

Постарайтесь добиться мягкой атаки. Ощутите состояние мышечной свободы, «качания» гласных диафрагмой. Раскрывайте рот –это помогает вывести энергию наружу. Нужно добиваться свободы мышц нижней челюсти.

Атака звука.

Ионина Г.И., педагог дополнительного

образования МБУДО «Лянторский ЦДО»

Атака звука - это начало и способ (характер) образования звука какого-либо инструмента или голоса человека. Существует три вида атаки звука в вокальной практике:

1.Твёрдая атака. Характерна для плотного смыкания голосовых связок до начала звукообразования и сильном их сопротивлении воздуху при извлечении звука. Звук при этом твёрдый, яркий, энергичный, резкий.

В разговорной речи твёрдой атаке соответствует громкий разговор и крик.

2.Придыхательная атака. Возникает тогда, когда голосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха и остаются неплотно сомкнуты в течение всего звукоизвлечения. При этом вместе с гласной слышится звук, похожий на "х". При придыхательной атаке происходит повышенный расход воздуха, зачастую неточны попадания на ноты, а также возникает потеря яркости звука.

В разговорной речи придыхательной атаке соответствует приглушённый, доверительный разговор "по секрету".

3.Мягкая атака. Она занимает промежуточное положение между первыми двумя. Мягкая атака возникает при одновременном смыкании голосовых связок и начала выдоха. Этот вид атаки обеспечивает наилучшие вокальные возможности голосовым связкам, голос становится мягким, богатым обертонами и меньше устаёт.

В разговорной речи мягкой атаке соответствует обычный негромкий, задушевный разговор с приятным тебе человеком.

Хороший певец владеет всеми тремя видами атаки и употребляет ту или иную в зависимости от характера исполняемого произведения.

Наверное, все знают замечательную певицу Кристину Агилеру. Может, далеко не все являются её поклонниками, но в том, что её голос обладает высочайшими возможностями, согласятся все. И известна она прежде всего очень сильным, звонким голосом с широким диапазоном. Певица практически постоянно использует твёрдую атаку при исполнении песен.

Но её двойной диск "Back to Basics" меня приятно удивил. Кроме всемирно известной композиции "Hurt" на этом альбоме мне очень понравилась её песня "Save Me From Myself" . Исполнение этой последней композиции отличается от её привычной манеры пения. Здесь певица широко использует мягкую и придыхательную атаку. И делает она это так искуссно, так изящно, что если ты не знаешь, что это поёт Кристина Агилера, то сам ни за что не догадаешься, что это она. Такая манера пения, в совокупности с простым музыкальным сопровождением акустической гитары и скрипок, делает песню необычно задушевной и трогательной.

И, конечно же, я не смог удержаться и включил песню "Save Me From Myself" в свой заочный курс аккомпанемента на гитаре, в качестве одного из уроков. Если ты действительно хочешь достичь вершин в вокальном исполнении, обязательно познакомься с этой композицией!

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1.Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку,так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой,щели. Эта атака встречается у необученных певцов и вредна для голосовых мышц, потому совершенно непригодна для голосообразования.

2.Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3.Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха.

Каждый опытный певец владеет всеми видами атаки: твердой, мягкой и придыхательной. Это и есть сознательное управление работой голосовых связок. Атака имеет не только значение как средство выразительности в пении, но и является важнейшим средством педагогического воздействия на голосовой аппарат. При слишком активной смыкательной функции голосовой щели, когда голос имеет зажатый характер, показана придыхательная атака. Но надо помнить, что пользование придыхательной атакой должно быть вовремя прекращено, как только певец научится более свободно, ненапряженно, без зажатия формировать звук. Длительное и неумеренное пользование придыхательной атакой может принести вред. Поэтому в большинстве руководств придыхательная атака не рекомендуется для пения. Отрицательными качествами придыхательной атаки является ее расслабляющее действие на голосовой затвор. При привычке к придыхательной атаке звук атакуется вяло и не сразу приобретает нужную высоту. Образуются так называемые «подъезды» к ноте, что в музыкальном исполнении - нетерпимо, за исключением отдельных ходов, которые по замыслу композитора должны браться специальным приемом с переносом голоса по промежуточным звукам - роrtamento. Кроме того, при злоупотреблении придыхательной атакой тембр теряет чистоту, ясность и обычно одновременно со звуком слышен шип, шумовой призвук. При ослабленной функции голосовой щели, при вялости гортани, когда дыхание утекает, смыкание может быть активизировано твердой атакой. При твердой атаке перед началом звука делается задержка дыхания при помощи полного смыкания связок, т. е. связки вводятся в действие и смыкаются еще до того как зародился звук. Только после их смыкания, когда дыхание легким толчком размыкает голосовые связки, начинается звукообразование. Таким образом, твердая атака приучает к голосообразованию на плотно сомкнутых связках. При таком типе их работы утечка дыхания невозможна и его начинает хватать на фразы более длинные. Дыхание начинает держаться, или, другими словами,- звук начинает опираться на дыхание. При постоянном пользовании твердой атакой голосовой аппарат можно приучить к слишком активному включению голосовых мышц в работу и звук получается жесткий, зажатый, а пение начинает носить «твердый», «лающий» характер. Наиболее употребительной является мягкая атака, при которой дыхание и голосовые связки одновременно вводятся в действие, и потому при ней не получается ни слишком жесткой, ни вялой работы голосовых связок. На основании разных видов атаки певец особенно хорошо начинает понимать взаимодействие дыхания и голосовых связок во время пения. При твердой атаке - сначала смыкание голосовых связок, потом - подача дыхания. При придыхательной - сначала дыхательная струя, а потом на ней смыкание связок. При мягкой - их одномоментность.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...