Астрология не наука. Астрология- это наука наук

Само название «кастет» в переводе с французского языка означает «пробитая голова» (от фр. — casse-tête). Однако история этого оружия гораздо богаче. Так, его прототипом сражались еще в эпоху гладиаторов. Интересно и то, что он не всегда применялся для нападения, но мог служить и оружием защиты: охрана одного из американских президентов всегда носила с собой пару кастетов.



Цестус

В античности греческие атлеты участвовали в кулачных поединках, которые были введены в программу Олимпийских игр еще в 688 году до нашей эры. Для защиты рук (четыре пальца и частично предплечье) они наматывали трехметровые ремни из бычьей кожи, которые смазывали жиром для большей мягкости. Такие перчатки назывались «мейлихаи». Им на смену пришли более жесткие — сфайраи: помимо самой так называемой перчатки добавлялась дополнительная обмотка в виде кольца вокруг сустава, которая обеспечивала большую жесткость удара.

Кастет в современном виде появляется в Европе только в XIX веке

Еще дальше пошли римские гладиаторы. Они также обматывали руки кожаными ремнями, но на них при этом были вставки из железных пластин. Такая перчатка называлась цестус. Иногда на потеху зрителям безоружного воина выпускали против вооруженного. В этом случае цестус становился одновременно как средством защиты, так и средством нападения, особенно если между костяшек к цестусу приделывали шипы. Совершенствование цестуса привело к тому, что поединки становились гораздо более кровавыми, что, казалось бы, должно было подогревать к ним интерес, однако вызвало обратный эффект: в I веке нашей эры цестусы были запрещены. Несмотря на это, именно они, как считается, стали предшественниками и современных боксерских перчаток, и распространенных в спецслужбах перчаток с нашитыми в области суставов свинцовыми пластинами (sap gloves), и, собственно, кастетов.


Кулачный боец после состязаний (Рим, бронза, I в. до н. э.)

Название «кастет» в переводе с французского означает «пробитая голова»

В Средние века доспехи переживали эволюцию, а с ними и различного рода перчатки: кожаные, кольчужные, латные. В них суставы рук также могли быть укреплены шипами, однако их тяжело воспринимать как самостоятельное оружие. Кастет в современном виде появляется в Европе только в XIX веке. В Азии же и Южной Америке схожие по форме образцы появляются еще с XVI—XVII вв. еков. В разных частях света кастет изготавливали их разных материалов: из дерева, свинца, латуни. Собственно, «brass knuckles» — кастеты из латуни — в современном английском языке является нарицательным названием всего вида оружия вне зависимости от материала, из которого они изготовлены.


Виды кастетов


Классический европейский кастет представлял собой металлическую пластину с отверстиями для пальцев, выступающей ударной поверхностью и упором.

Различаются кастеты как раз по этим параметрам: упор может быть или отсутствовать, ударная поверхность может представлять собой шипы, а может только закрывать пальцы. Опасность оружия заключается в том, особенно если это шипы, что при небольшой поверхности соприкосновения с поражаемым объектом (которым, как правило, являлась голова) образуется большое давление, что делает удар и мощным, и точечным. В США кастетами, которые приобрели большую популярность в годы Гражданской войны (1861−1865), пользовались практически все солдаты.


Кастет охранника Авраама Линкольна

Один из охранников будущего президента Авраама Линкольна Уорд Хилл Леймон, которого «Честный Эйб» любил за верность и которому доверял защиту своей жизни, не раз валил своих противников с ног одним ударом, на что Линкольн советовал ему в следующие разы использовать биту, чтобы ненароком не убить человека кулаком. В арсенале «Хилла», как называл его 16-й президент США, была и полицейская бита, и два пистолета, и охотничий нож, а также были и два кастета, сделанные из латуни. Возможно, именно с помощью них друг Линкольна и валил с ног своих врагов и врагов политика — в любом случае в его руках это оружие становилась поистине смертоносным.

Охранник Линкольна пользовался кастетом


Считается, что кастет был в чести у моряков, которым в тесных корабельных условиях было удобно пользоваться таким компактным, но мощным оружием. В Первую мировую войну, сражаясь в окопах, солдаты также зачастую прибегали к его помощи. А вот после Второй Мировой это оружие уходит «в подполье»: производство становится в основном «кустарным», а сам кастет все чаще ассоциируется с преступным миром.

Слово «кастет» пришло в нашу страну из Франции. Дословно с французского это название холодного оружия переводится как «ломаю голову», что вполне соответствует ущербу, который можно нанести этим устройством. С точки зрения самообороны, кастет - вещь надежная и не уступающая любому другому холодному оружию. Некоторым ношение такого «аксессуара» в кармане кажется мужественным и красивым.

А как насчет законности приобретения, его ношения и, что особенно любопытно, использования подобной вещи «в деле»? Кастет запрещен или нет? В России предусмотрена какая-либо ответственность за ношение или применение кастета в опасной ситуации, представляющей угрозу здоровью и жизни?

Кастет - это оружие?

К самому понятию «кастет» относят предмет, сделанный из твердого и прочного материала, чаще всего металлический, предназначенный для контактного рукопашного (кулачного) боя. Для применения кастет зажимается в руке или надевается на пальцы руки, что, в общем, не принципиально. «Ударная» часть приспособления может быть гладкой или дополнительно шипованной. Основываясь на данном описании, к категории кастетов вполне можно отнести специальные перчатки, намеренно оборудованные металлическими элементами в области пальцев.

Как видно из описания, кастет не относится к пневматическому или огнестрельному типу оружия, не оборудован режущим или колющим лезвием для нанесения серьезных, а порой и смертельных, травм. Так почему же кастет запрещен? Или нет в России законодательных ограничений, запрещающих носить при себе подобное приспособление?

Закон РФ «Об оружии» прямо относит кастеты к предметам, которые специально используются в качестве ударно-дробящего оружия. Статьей № 6 данного закона какой-либо оборот этого вида холодного оружия запрещен. Что это на практике означает для человека, уже имеющего такое оружие или только планирующего его приобрести?

Запрет на кастет: реально ли получить лицензию?

Существует однозначный и категорический ответ на вопрос о таком «оружии самообороны», как кастет: "Запрещен или нет в России этот предмет в любой его форме?" Да, кастет запрещен в нашей стране законодательно. Исключений, подобных предусмотренным в ФЗ для других видов холодного вооружения, для кастета нет. Ни в качестве гражданского (частного) оружия, ни тем белее в роли служебного кастеты не используются. И если для холодного охотничьего оружия в законодательстве предусмотрено приобретение разрешения (лицензии), то на кастет такой документ не выдается.

Покупка, продажа, дарение кастета - насколько это законно?

Абсолютный запрет, предписанный действующими законами РФ на оборот кастета как холодного оружия, влечет за собой ответственность, административную и в некоторых случаях уголовную, в случае его нарушения. Если человек, несмотря на законодательные запреты, всё же решил приобрести именно этот вид холодного оружия, что будет за кастет?

В России ответственность за незаконный оборот оружия и нарушение законодательства об оружии предусмотрена в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

А именно уголовную ответственность предусматривает только за сбыт холодного оружия, к которому и относятся все виды кастетов. Причем под словом «сбыт» подразумевается не только торговля, но и ситуации, когда кастет был преподнесен в качестве подарка. За подобные нелегальные действия можно получить судимость. Предусмотренные уголовные наказания: обязательные работы (до 480 часов), исправительные или принудительные работы (от года до двух лет), арест сроком минимум на три месяца и до полугода, ограничение или лишение свободы до двух лет с денежным штрафом.

За приобретение кастета любым способом ответственности уголовной не предусмотрено. Максимум, как можно «пострадать» именно за покупку - изъятие кастета сотрудниками полиции.

Хранение кастета

Разумеется, приобретение кастета предполагает, что владелец как минимум будет хранить этот предмет самообороны у себя дома. Из этого логично вытекает вопрос: если за покупку ощутимого наказания не установлено, то для хранения кастет запрещен или нет? В России, как уже известно, наступает только за сбыт подобных предметов. Зато в Кодексе об административных нарушениях указаны причины и размер наказания для тех, кто хранит в своем жилище такое оружие. Что же ждет тех, у кого есть дома кастет? Статья 20.8. в части 4 гласит, что нарушение правил хранения любого оружия физическим лицом повлечет за собой:

  • изъятие кастета;
  • уплату штрафа от 500 до 2000 рублей;
  • временное лишение права впоследствии законно приобрести, хранить и носить при себе оружие, срок небольшой - от полугода до одного года.

Ношение кастета

Конечно, когда кастет покупается, то речь редко идет о простом хранении. Подобную вещь, довольно компактную, хоть и тяжелую, чаще берут с собой, якобы «для самообороны».

Что понимается под термином «ношение»? В тот момент, когда гражданин покидает пределы своего места проживания с кастетом в руках, «хранение» данного холодного оружия становится «ношением».

Но можно ли носить кастет в России, не подвергаясь уголовному преследованию? Уголовной ответственности за это нет, а вот которая наступает по вышеуказанной статье 20.8, касается и ношения кастета при себе. Наказания за хранение и ношение абсолютно идентичны.

Кастет в автомобиле

Отдельно стоит рассмотреть такую распространенную ситуацию, когда кастет не находится, допустим, в кармане гражданина или в носимой с собой сумке, а лежит в бардачке или любом другом месте личного автомобиля. При этом владелец вполне законопослушен и этим опасным «аксессуаром» никому не угрожает, держа кастет, как говорится, «на всякий случай». Запрещены ли кастеты в России в качестве такого «спутника автомобилиста»?

Возить кастет в автотранспорте нельзя. Законодательно перевозка кастета в непосредственном доступе, как, к примеру, под сиденьем водителя или в отделе бардачка, может быть квалифицирована как «ношение». Санкции в связи с перевозкой кастета всё те же: изъятие и штраф, с возможным временным лишением права на законное приобретение оружия.

Ввоз в страну через таможенный пункт

Что касается ситуации, когда кастет везут не в автотранспорте, а провозят через таможню в аэропорту. Чаще всего подобное происходит, когда кастет привозят из заграничных поездок в качестве сувенира.

Провоз кастета полностью исключен в ручной клади, то есть в сумке, которую разрешено взять с собой в салон самолета, потому что пассажир проходит досмотр перед посадкой. Однако у кого-то получается провезти кастет в багаже. В случае обнаружения такого «сувенира» на таможне, на кастет распространяется действие российского законодательства, которое предусматривает для владельца багажа негативные последствия в виде изъятия кастета, штрафа и потери нескольких часов на составление протокола об административном нарушении.

Однако ситуация может стать намного хуже для тех, кто не ввозит, а вывозит кастет за границу. В ряде стран за хранение и ношение кастета до сих пор действует вплоть до тюремного срока.

«Хенд мэйд»: если кастет изготовлен своими руками

Если административная статья за кастет в России (за ношение и хранение этого вида оружия) предусматривает довольно мягкие санкции, то это совсем не означает призыва к действию. Неосмотрительно приобретать кастет, запрещенный к обороту на всей территории страны, в надежде на незначительные последствия. Тем более что законодательство может меняться, как и уголовная ответственность, предусмотренная за приобретение и ношение холодного оружия, в том числе кастета. Яркое тому доказательство - буквально до 2003 года эти действия реально карались по закону.

Отмена уголовной ответственности за холодное оружие не коснулась такого деяния, как самостоятельное незаконное изготовление. Это деяние уже квалифицируется судом как уголовное преступление со всеми законными последствиями.

В соответствии со статьёй 223 УК РФ, за изготовление кастета предусмотрено наказание: обязательные работы (до 480 часов), (от года до двух лет), ограничение или лишение свободы до двух лет с денежным штрафом.

Применение для самообороны

Разрешены ли кастеты в России в качестве средства самозащиты в ситуации, когда есть угроза жизни и здоровью? На деле практика такова, что кастет, использованный в бытовом «бою», никогда не рассматривается судом как «оружие самообороны». Законодательно ответственность за ущерб, причиненный применением холодного оружия в состоянии самообороны, гражданин не несет, только если оружие находилось у него законно. Кастет законно приобретаться, а тем более применяться, не может.

Какие же последствия будет иметь применение кастета, если причинен вред жизни и здоровью? Даже если владелец кастета не был инициатором драки, он будет нести уголовную ответственность в соответствии с тяжестью вреда, который причинил, обороняясь. Нанесение вреда при помощи нелегального холодного оружия - кастета - выступит в качестве отягчающего вину обстоятельства и вполне может привести к реальному тюремному сроку.

Избежать таких последствий просто - приобретать для защиты себя и своих близких оружие, разрешенное законом, и только после получения лицензии.



Боевые кольца

Наличие на пальцах обычных массивных колец и перстей увеличивает эффективность ударов рукой. Кроме обычных колец существуют и кольца, специально предназначенные для нанесения ударов. Они имеют выраженную ударную (или режущую) часть в виде пирамидок, конусов, а также различной формы выступов. Такие кольца получили наименование «боевые кольца».

Из боевых колец наиболее известны боевые кольца легендарных японских диверсантов ниндзя - какутэ («рогатая рука»). Другие названия - какуси («рогатый палец»), какува («рогатое кольцо») или тцуме («коготь»). Какутэ входило в арсенал женщин-ниндзя - куноуси.

Боевые кольца какутэ

Какутэ - это металлическое кольцо с одним или несколькими ударными частями в виде шипов, зубцов или небольших клинков, расположенных с одной или двух сторон кольца. Если использовалось одно кольцо, то его носили на среднем пальце. Шип (или шипы) разворачивался внутрь ладони. Перед ударом кольцо разворачивалось шипами наружу. Если использовались два кольца, то второе кольцо обычно носилось на большом пальце. Шипы могли смачиваться или покрываться ядом.

Гораздо менее известны боевые кольца хевсуров - сатитени, которые по своей функциональности значительно превосходят какутэ. Хевсуры - этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети - на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах.

Боевые кольца сатитени

Подробное описание сатитени можно найти в двух книгах В. И. Элашвили, ставших библиографической редкостью - «Парикаоба. Хевсурское фехтование» и «Сатитени. Хевсурские боевые кольца», изданных в Тбилиси соответственно в 1956 и 1960 гг.

Сатитени имеют боевые выступы самой разной формы, которая определяется характером боевого назначения кольца. Они изготавливались в кустарных мастерских ковкой из железа, отливкой из латуни или дополнительной обработкой подходящих по размеру металлических шайб, стальных пружин и других материалов. Все сатитени предназначены только для большого пальца правой руки (для левши - левой). В редких случаях кольца надевались одновременно на две руки. Отверстие кольца подгонялось под размер пальца владельца и иногда окаймлялось специальной кромкой для удобства удержания.

Хевсуры носили кольцо в специальном наружном кармане хевсурской национальной рубахи перанги или в правом боковом кармане брюк или полушубка. Исключение составляли кольца больших размеров, которые носились привязанными на бечевке.

Применялись сатитени главным образом в случайных ссорах и драках, которые возникали во время застолья. По традиции при входе в дом боевое оружие - шашку, меч, огнестрельное оружие, а иногда и кинжал, сдавали на хранение хозяину дома.

Основные удары боевыми кольцами:
- даквра - удар справа налево по голове и щеке или сверху вниз по голове до лба;
- абгручеба - удар по волосистой части головы (часто после него следует вырывание пряди волос) или по лицу;
- мосма - удар по лицу.
В зависимости от формы ударного ребра по характеру боевого воздействия все сатитени делятся на:
- кольца для нанесения толчковых ударов («сацеми»);
- кольца для нанесения режущих ударов («мчрели» или «лесула»);
- кольца для нанесения колющих и царапающих ударов («мкацрави»).

Кольца для нанесения толчковых ударов сацеми имеют прямоугольное («цисквила») или треугольное («гориани» - «зургана») сечение ударного ребра. Высота ребра оставляет 8–10 мм. В отличие от цисквила с одним ударным ребром шириной 6–8 мм, гориани может насчитывать от одного до трех ребер. Кольца цисквила могут быть незамкнутыми.

Разновидностью колец гориани являются кольца херхула, на ударной кромке ребер (обычно 1–2) которых имеются мелкая насечка или зубцы. Кольца херхула являются переходным типом между кольцами для нанесения толчковых ударов и кольцами, предназначенными для нанесения царапающих ударов.
Еще одним типом колец ударного типа являются кольца хверули, которые изготавливались из железной или латунной спирали (2–3 витка) с полукруглым или треугольным сечением (толщина около 10 мм).

Кольца для нанесения режущих ударов лесула имеют от одного до трех медных или железных дисков с заточенной режущей кромкой (высота кромки до 25 мм). Такие кольца позволяли наносить противнику глубокие порезы.

Кольца для нанесения колющих и царапающих ударов мкацрави состоят из пластин или пластинок с боевыми выступами в виде гребнеобразных зубьев. В зависимости от количества пластин и размера зубьев они делятся на:
- сацерули - кольца с однорядным гребнем из латуни (диаметр кольца 22–30 мм, длина зубьев 7–12 мм).
- мгали - кольца с однорядным гребнем, имеющие более длинные по сравнению с сацерули зубья (12–22 мм) (разновидности - магал-сацерури - кольца с более короткими зубьями и широким основанием и магал-саварцхела - более высокие и часто расположенные зубья);
- гаджия - двух-трехрядное кольцо с параллельно расположенными зубьями (от 5 до 9, длина 10–20 мм).

Кроме боевых колец использовались вспомогательные кольца сачике в виде медной или латунной шайбы, которые надевались на палец с двух сторон боевого кольца, имеющего узкое основание, для более удобного его удержания на пальце. Иногда сачике составляло единое целое с боевым кольцом.
Отдельную группу составляют детские боевые кольца - нестари. Нестари использовались подростками с 10–12-летнего возраста в драках со сверстниками для нанесения царапин и порезов. Они изготавливались из проволоки различного диаметра, при этом концы проволоки свивались вместе, разводились в стороны и расплющивались для повышения режущих свойств. Гораздо реже были распространены нестари, откованные из железа с плоской или острой ударной гранью.
Довольно интересным, но спорным является дальнейшее развитие идеи боевых колец в виде современного средства самообороны «Хватка грифона» (Griffin Grip).

Средство самообороны «Хватка грифона» (Griffin Grip)

Фактически это боевое кольцо с ударной частью, но без кольца как такового. Для крепления на пальце в нем есть четыре отверстия, в которые продевается шнурок, длина которого подгоняется под размер пальцев руки.

Носится это устройство выступом наружу или внутрь и может использоваться в парном варианте. Основное назначение - усиление болевого воздействия при проведении захватов и болевых приемов, воздействуя на болевые точки тела (нос, лицевые нервные точки, внешняя часть ладони, локоть и т. п.). Кроме этого оно может использоваться и для усиления ударов рукой по болевым точкам.

Боевые кольца могут быть соединены в сборки по два, три или четыре кольца. Причем сборка из четырех колец очень похожа на кастет. Но отсутствие упора приводит к снижению эффективности ударов, поскольку отдачу при ударе воспринимают не основание ладони, а суставы пальцев. При сильном ударе возможно даже травмирование пальцев.

Ювелирные боевые кольца

Мода на рокерский стиль привела к появлению таких сборок, представляющих собой ювелирные украшения, изготовленные из драгоценных металлов с драгоценными камнями.

К разновидности сборки колец для четырех пальцев можно отнести и устройство личной самообороны «Шершень» компании «Alpha Innovations». «Шершень» был разработан с учетом требований законодательства и предназначен для использования в качестве орудия самообороны сотрудниками правоохранительных органов и обычными гражданами.

Устройство личной самообороны «Шершень»

В его разработке активное участие принимал эксперт в военных единоборствах и полицейской тактике Майрон Гаудет (стаж занятий 25 лет, 13 из которых он был инструктором, обладатель второго дана в Минами рю джиу-джитсу). Шершень может использоваться передней поверхностью для ударов со стороны большого пальца, ударов основанием кулака и ударов открытой рукой. Выступы на концах устройства позволяют оказывать болевое воздействие на уязвимые точки при выполнении болевых приемов и захватов. Отверстия на этих выступах предназначены для закрепления вытяжного шнура или брелка.

Ладонные палочки

Ладонные палочки с незапамятных времен широко использовались в качестве вспомогательного оружия в восточных боевых единоборствах. В японских системах рукопашного боя их относят к категории оружия скрытого ношения (какусибуки) или секретного оружия (хибуки).

Орудия самообороны на основе ладонных палочек

Все ладонные палочки можно разделить на две большие группы.

Во-первых, это палочки простой формы, представляющие из себя короткий круглый или граненый стержень различного диаметра. Концы палочки могут быть плоскими, скругленными или острыми. В самом простом варианте - это округлая деревяшка.

Эти палочки используются прежде всего для болевого воздействия на болевые точки, проведения захватов и болевых приемов, а также для нанесения ударов торцевой поверхностью со стороны основания кулака или со стороны большого пальца.

Считается, что в основу техники работы этими ладонными палочками положена техника работы сакральным оружием буддийских монахов - вайрой (или ваджрой).

В прошлом веке на основе ладонных палочек простой формы были разработаны оригинальные компактные средства персональной обороны, самые известные из которых - явара, куботан и тэ-бо. Они широко используются в полиции и среди гражданского населения (см. «Братишка», № 10, 2010 г.).

Сакральное оружие буддийских монахов - вайра (или ваджра)

Кроме вышеупомянутых палочек в качестве вспомогательного оружия применялись и палочки сложной формы. В них кроме основного стержня имеются дополнительные элементы, позволяющие использовать их для ударов со стороны передней части кулака. Такие палочки относятся к кастетному оружию.
Например, в арсенал окинавского каратэ входят кастетные палочки - тидзэкунбо, тэко, тэктю или тэкчу и сантэтсу. Прообразом этих палочек считается тидзэкунбо, первоначальным назначением которой было защищать руки рыбаков при выборке сетей. Изначально это была просто круглая палочка с двумя отверстиями посередине. В отверстие продевался короткий отрезок веревки или кожаный ремешок, который образовывал петлю для среднего пальца. В более сложном варианте вместо петли использовалась планка-выступ с вырезом для пальца.

Окинавские ладонные палочки

Дальнейшим развитием конструкции тидзэкунбо и тэко являются тэктю и сантэтсу. В тэктю в качестве основного ударного элемента выступает скоба с шипом, приваренная к металлическому стержню-основанию. В отличие от тэктю, в сантэтсу используется кольцо с шипом, подвижно закрепленное на металлическом стержне. Подобное оружие используется в арсенале ниндзя под названием сето.

Эти виды палочек до сих пор используются в различных школах каратэ и джиу-джитсу.

Наиболее близким к традиционной тэко является разработанное в 80-х гг. прошлого века орудие самообороны су-чу. Су-чу изготавливалось из металла. В силу разных причин в качестве средства самообороны су-чу широкого распространения не получила.

Орудие самообороны су-чу

В то же время на основе тэко специалистами в области рукопашного боя и военных единоборств были созданы и другие средства самообороны. Они предназначались для использования в полицейских и охранных структурах, а также в качестве компактных средств личной самообороны граждан.
Широкую популярность на Западе получили «Жало» (Stringer) и один из вариантов карманного «гаечного ключа» Келли Вордена.

«Жало» было разработано одним из основных американских специалистов по рукопашному бою Джеймсом Албертом Китингом (J. A. Keating). Отец Китинга держал небольшую мастерскую по производству ножей, и Китинг с детских лет был знаком с боевыми и метательными ножами. Впоследствии многолетние упорные занятия боевыми единоборствами (дзюдо, каратэ, кэмпо, джит-кьюн-до, айки-дзюцу, кали, тай-чи, кун-фу) вывели его в ряды самых авторитетных мастеров рукопашного боя, в том числе и боя с ножом.

Прообразом этого орудия самообороны послужили кинжалы толчкового типа, которые широко использовались авантюристами в период освоения Дикого Запада. Новое орудие предназначалось для специалистов рукопашного боя как нелетальная альтернатива ножу.
В результате Китинг создал совершенно новое легальное недорогое компактное орудие самообороны.

«Жало» представляет собой маленький пластмассовый брелок для ключей весом немного более 20 граммов. Небольшой ударный элемент округлой формы позволяет увеличить болевое воздействие при ударе кулаком. Ввиду малых размеров и простоты освоения это орудие стало очень популярным у обычных граждан вне пределов сообщества знатоков единоборств.

Ключ самообороны входит в линейку орудий самообороны, созданных Келли Ворденом. Это устройство имеет несколько большие размеры, но и большую функциональность за счет возможности нанесения ударов не только со стороны передней части кулака, но и со стороны торцевой его части или верхней части в зависимости от используемого хвата.

Интересной модификацией тэко являются два схожих устройства для самообороны - деревянный манипулятор «Зубо» Олли Батса и городское орудие самообороны ZAP-T.

Манипулятор «Зубо»

Орудие самообороны «Зубо» было разработано О. Батсом, основателем и главным инструктором Академии воинских искусств Кембриджа (CAMA), имеющим почти 40-летний стаж занятий воинскими единоборствами - combat sombo (разновидность боевого самбо в Великобритании), эскрима, кали, джит кьюн до, саватт, тае квон до, хапкидо и кук сулл. Первоначально «Зубо» разрабатывалось как массажное устройство для людей, занимающихся спортивными танцами, бодибилдингом, спортивными единоборствами и другими видами спорта.

Наличие «шарика» на передней ударной части устройства не только снижает риск нанесения серьезных травм при самообороне, но и значительно расширяет количество возможных хватов оружия, делает гораздо более удобным переход от одного хвата к другому, а также предотвращает его выпадение при проведении защитных действий открытой ладонью.

Израильской компанией «Spikey-Tec» выпускается орудие личной самозащиты «Spikey». Устройство изобретено известным китайским мастером кун-фу (стиль «Богомол») и тай-чи Сафиром Тало, который преподает в Тель-Авиве. Это орудие самозащиты представляет собой стержень с острым окончанием и 4 ударными выступами. Концы выступов имеют закругленные края. Для повышения надежности хвата на пластинке имеются межпальцевые выемки.

Орудие личной самозащиты «Spikey»

Первоначально оно разрабатывалось как средство персональной самообороны для женщин. В настоящее время используется в некоторых полицейских подразделениях США и Японии.

«Spikey» выпускается в различной цветовой гамме - черного цвета для сотрудников правоохранительных органов, светло и темно-синего, бежевого и красного цвета - для гражданского использования.

Кроме основного варианта в продажу поступают разновидности с вмонтированным аэрозольным перцовым баллончиком и насадкой на рукоятку дубинки. Для отработки приемов самозащиты выпускается тренировочный вариант из резины.

Данное орудие является дальнейшим развитием концепции куботана (см. «Братишка», № 10, 2010 г.) и используется рядом полицейских подразделений в США и Японии.

Ударные пластины

Ударные пластины представляют собой металлические или пластиковые пластины сложной конфигурации, имеющие один или несколько элементов для ударного воздействия. От кастетов они отличаются отсутствием сплошного охвата пальцев руки, хотя в некоторых образцах имеется дужка для пальца с боевыми выступами.

Ударные пластины

Прообразом таких устройств самообороны можно считать ударный керамбит Стива Тарани.
Керамбит - это нож с серповидным лезвием и кольцом на рукоятке. Он является одним из основных видов оружия в филиппинской боевой системе Эскрима/Кали.

В начале 1990-х годов мастером ножевого боя Стивом Тарани был создан тренировочный вариант этого ножа из алюминия. Это было сделано для того, чтобы снизить риск получения травм новичками при отработке приемов боя в парах. Практика использования этого тренировочного ножа учениками Тарани по всему миру показала, что он сам по себе является эффективным ударным оружием.

Керамбит Тарани

Позднее специалистом рукопашного боя Келли Ворденом идея ударного керамбита была использована для создания совершенно нового и оригинального орудия самообороны. Первоначально оно носило название - DTL керамбит. Аббревиатура DTL расшифровывается как «Destroy» - сокрушение/выведение из строя, «Trap» - захват и «Lock» - болевой прием.

Посмотрев на DTL керамбит, большинство людей с трудом догадается о действительном предназначении этого предмета. Небольшой кусочек пластика в форме латинской буквы «L» с кольцом наверху выглядит скорее как необычный инструмент, чем оружие.

Однако стоит только взять его в руку, просунув указательный палец в кольцо, и вы почувствуете, что у вас руке оказалось довольно эффективное ударное оружие.

Кольцо на конце DTL керамбита не только обеспечивает надежное его удержание в руке - его можно использовать для нанесения ударов. Кроме этого оно не позволяет выпасть оружию из руки при разжимании пальцев руки во время выполнения захватов и болевых приемов.

Нижняя часть ударного керамбита со стороны основания кулака хорошо подходит для блокирования ударов, наносимых рукой или ногой. Кромка этой части DTL керамбита позволяет достичь мощного останавливающего эффекта в защите.
Общий вес пластикового DTL керамбита составляет всего лишь около 30 граммов.

«Походный гаечный ключ Келли»

В дальнейшем Келли несколько модифицировал свое изобретение, заменив круглые отверстия на шестигранные. Это абсолютно не сказалось на его функциональности, но позволило превратить керамбит в полностью легальное устройство, сняв все возможные претензии со стороны правоохранительных органов. Изменилось и его название. В настоящее время он поставляется на рынок под названием «Походный гаечный ключ Келли».

Учитывая простоту его использования, малый вес, компактность и абсолютную легальность ношения, неудивительно, что эти «гаечные ключи» пользуются большой популярностью как высокоэффективное оружие самообороны у полицейских, охранников и обычных граждан.

Довольно необычные ударные пластины под общим названием «Защитник» (Defender) были разработаны американцем Питером Бруссо (40-летний опыт занятий боевыми единоборствами). Это оружие самообороны было создано на основе индейских боевых дубинок.

Ударные пластины «Защитник»

Питер был не единственным, кто обратил свое внимание на индейские дубинки. Известная американская ножевая компания «Cold Steel» в качестве оружия самообороны предлагает копию индейской боевой дубинки, изготовленную из современного пластика.

Но если «Cold Steel» просто скопировала индейскую дубинку, то П. Бруссо на ее основе удалось создать новое оригинальное оружие.
Первый образец в линейке «Защитника» был создан в 2003 году под названием «Гуппи». Он имел форму плоского молотка-колотушки с овальной формой ударной части. На его рукоятке имелись два отверстия для крепления веревочной петли.

Техника работы «Гуппи» включала нанесение ударов верхней частью оружия и основанием рукоятки.

В дальнейшем были разработаны самые разные разновидности этого орудия самообороны сложной формы, имеющие многочисленные боевые выступы. В настоящее время насчитывается более десятка различных вариантов «Защитника». Увеличение количества выступов, усложнение формы оружия расширило его функциональность. Последние варианты «Защитника» позволяют использовать его при проведении болевых приемов и «бороздящих» прокаток по телу противника. Кроме этого наличие острых боевых выступов повысило эффективность ударов.

«Защитник» позиционируется Бруссо как персональное средство самообороны для женщин и детей.

Одной из последних разработок в области кастетного оружия является так называемый «Ручной шок» (Hand Shock) израильтянина Амнона Маора, создавшего в 2004 году систему самозащиты, носящую его имя (Maor Selfe Defense). В странах СНГ, Балтии и Скандинавии она больше известна как система «КАМАМ» (аббревиатура от Крав Мага Маор). Система КАМАМ оптимизирована для использования в городских условиях. При ее создании Маор использовал свой многолетний боевой опыт службы в спецподразделениях Израиля. Амнон Маор является одним из немногих израильских специалистов, имеющих государственный допуск для проведения подготовки военнослужащих войск специального назначения, полиции, служб безопасности и телохранителей, находящихся на государственной службе.

Устройство Hand Shock

Существенной частью этой системы КАМАМ является разработанное Маором оружие самообороны Hand Shock. Толчком для разработки этого оружия явился один из эпизодов службы Маора в полиции. Во время попытки прорыва через полицейский блокпост он тяжело ранил араба и попал под уголовное разбирательство, по результатам которого было установлено непреднамеренное превышение необходимого уровня обороны. Маору был предъявлен иск на значительную сумму. В результате Маором в качестве альтернативы огнестрельному оружию и был разработан Hand Shock. Это компактное устройство (длина - 14 см, ширина 7,5 см, толщина 1,5 см, вес - около 150 г) изготовляется из высокопрочного пластика и имеет четыре ударных выступа. Эти выступы позволяют значительно увеличить эффективность ударов рукой. Однако основное их назначение - увеличить болевое воздействие при проведении защитных приемов без травмирования противника. Форма этих выступов позволяет обеспечить очень высокий уровень болевого воздействия, результатом которого зачастую является болевой шок, что и обусловило его название.

Ученый-естественник ставит различные эксперименты в какой-либо области, наблюдает различные процессы. Ту информацию, которую он получил с помощью наблюдений и экспериментов, он обдумывает, осмысливает и пытается найти какие-то закономерности, при этом он имеет багаж уже существующих теорий и использует их положения.

Итогом такого осмысления является набор понятий, терминов и гипотез, описывающих свойства этих понятий и терминов. На этом этапе научный подход требует, чтобы понятия, термины и гипотезы были выражены как можно четче и точнее, чтобы не было расплывчатых формулировок и двусмысленностей. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы избежать подмены понятий, чтобы и другие ученые могли понять, о чем говорит исследователь. Наиболее подходящий язык для подобного изложения – математический.

Тут стоит сказать, что научная теория никогда не претендует на то, что ее понятия в точности описывают объекты реального мира. Любая научная теория является только моделью реальности и, если обнаружатся факты, противоречащие какому-то утверждению этой теории, то теория должна быть пересмотрена. Поэтому необходима проверка адекватности теории. Если теорию не проверять, она не имеет никакого смысла.

Итак, настоящая научная теория не ищет себе новых подтверждений, а, напротив, продуцирует следствия, которые помогли бы оценить, насколько хорошо данная теория отражает реальность.

      Вот как пишет о том, какую теорию стоит считать научной, известный философ науки Карл Поппер:
  • Легко получить подтверждения, или верификации, почти для каждой теории, если мы ищем подтверждений.
  • Подтверждения должны приниматься во внимание только в том случае, если они являются результатом рискованных предсказаний, то есть когда мы, не будучи осведомленными о некоторой теории, ожидали, бы события, несовместимого с этой теорией, события, опровергающего данную теорию.
  • Каждая хорошая научная теория является некоторым запрещением: она запрещает появление определенных событий. Чем больше теория запрещает, тем она лучше.
  • Теория, не опровержимая никаким мыслимым событием, является ненаучной. Неопровержимость(ЗС: т.е. отсутствие средств, для проверки теории) представляет собой не достоинство теории (как часто думают), а ее порок.
  • Каждая настоящая проверка теории является попыткой ее фальсифицировать, то есть опровергнуть. Проверяемость есть фальсифицируемость; при этом существуют степени проверяемости: одни теории более проверяемы, в большей степени опровержимы, чем другие; такие теории подвержены, так сказать, большему риску.
  • Подтверждающее свидетельство не должно приниматься в расчет за исключением тех случаев, когда оно является результатом подлинной проверки теории, Это означает, что его следует понимать как результат серьезной, но безуспешной попытки фальсифицировать теорию. (Теперь в таких случаях я говорю о подкрепляющем свидетельстве.)
  • Некоторые подлинно проверяемые теории после того, как обнаружена их ложность, все-таки поддерживаются их сторонниками, например, с помощью введения таких вспомогательных допущений ad hoc или с помощью такой переинтерпретации ad hoc теории, которые избавляют ее от опровержения. Такая процедура всегда возможна, но она спасает теорию от опровержения только ценой уничтожения или, по крайней мере, уменьшения ее научного статуса. (Позднее такую спасательную операцию я назвал “конвенционалистской стратегией” или “конвенционалистской уловкой”.)

Все сказанное можно суммировать в следующем утверждении: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость.

В самом деле, какую ценность имеет теория, которую невозможно проверить? Путем проверки существующих и зарождающихся теорий наука приходит к теориям, более адекватно описывающим реальность.

Приведем пример.
Геоцентрическая система подверглась сомнению в частности из-за наличия возвратного движения планет. Теорию пытались спасти тем, что усложняли законы движения планет, но, оставаясь в рамках теории, было невозможно объяснить сам факт такого сложного движения.

Теперь об астрологии.

Какую научную ценность имеет эта теория?

      На практике, если вы придете к астрологу с несбывшимся гороскопом, то в ответ на претензии он скажет вам, что
  • на самом деле все сбылось, вы просто этого не поняли;
  • в этом гороскопе не были учтены какие-то влияния;
  • время вашего рождения указано неточно.

Т.е. будет утверждаться, что человек (составлявший гороскоп или тот, для кого он составлялся) неправильно воспользовался теорией.

Более того, делая свои интерпретации и пророчества достаточно неопределенными, астрологи способны объяснить все, что могло бы оказаться опровержением их теории, если бы она и вытекающие из нее пророчества были более точными. Чтобы избежать фальсификации, они разрушают проверяемость своих теорий. Это обычный трюк всех прорицателей: предсказывать события так неопределенно, чтобы предсказания всегда сбывались, то есть, чтобы они были неопровержимыми. Таким образом, теория возводится в ранг непогрешимой, а все возникающие проблемы списываются на человеческий фактор. Выше уже говорилось, что в настоящей науке нет непогрешимых теорий.

Если бы астрологи захотели в своей деятельности использовать научные методы, то по роду своих занятий они должны бы были воспользоваться статистическими методами, как это делают, например, медики. Однако, нет статистических исследований, которые бы подтверждали положения астрологии. Так, например, астрология утверждает, что положение звезд и планет при рождении человека влияет на то, к какому роду занятий он имеет склонность. Таким образом, если взять группу людей одной профессии, то, согласно упомянутому положению, в гороскопах этих людей должна выделяться общая картина влияний небесных тел, соответствующая данной профессии. Имеются статистические исследования натальных карт для групп людей объединенных общими характеристиками. Все эти исследования показывают случайное распределение астрологических влияний в гороскопах участников экспериментов. Другая сторона научной деятельности – это возможность повторения результата. Если один математик объяснит другому математику теорему, то второй тоже сможет ее доказать. Если один физик провел научный эксперимент и получил какие-то результаты, то другой физик, имея описание эксперимента, сможет его повторить и получить такие же результаты. Иными словами язык науки универсален, т.е. доступен любому человеку. Поэтому, так как астрология претендует на звание науки, то должны быть какие-то универсальные астрологические знания и умения, присущие каждому астрологу. Логично предположить, что любой астролог должен уметь выявлять резко выраженные черты в характере или в жизненных обстоятельствах людей.

Проводилось, например, такое исследование: группе астрологов давались данные о рождении убийцы-маньяка, при этом астрологи не знали об обстоятельствах жизни этого человека. Ни один из астрологов не смог увидеть в гороскопе ничего криминального. Можно предположить, что опрошенные допустили какие-либо ошибки в толковании. Пусть так, но существует много подобных исследований, и ни одно из них не выявило у астрологов способности выяснять из гороскопов обстоятельства жизни и характер людей. Любой учитель математики докажет теорему Пифагора, любой химик может вырастить кристалл соли, любой медик знает как остановить кровотечение, а квалифицированные астрологи не могут выяснить сильнейшие аномалии в характере и судьбе людей. Все вышесказанное говорит о том, что наукой астрологию считать никак нельзя. В настоящем своем состоянии она является собранием мифов и верований, снабженных наукообразными рассуждениями.
Хорошую подборку ссылок на статистические и другие исследования, касающиеся астрологии, можно найти, например, здесь: (Сайт Тихоокеанского Астрономического Общества)

София Зеленова, кандидат физико-математических наук

Из всех наук только астрономия удостоилась „чести“ на протяжении тысячелетий иметь рядом с собой наукообразную тень - астрологию. И хотя, по сути, их пути давно разошлись - астрономия стала одной из самых точных наук, а астрология превратилась в „социальный наркотик“ для утешения слабовольных, - именно в нашу эпоху они почему-то сильно сблизились в массовом сознании, настолько, что почти слились по форме, по бытовому словоупотреблению.

Тень астрономии

В 1995 году я написал книгу „Астрономические олимпиады“. Когда тираж был отпечатан и привезён из типографии, я с ужасом увидел на пачках с книгами типографские ярлыки с надписью: Сурдин В. Г. „Астрологические олимпиады“. Живо представил себе позор тиражом в 10 тысяч экземпляров и чуть не лишился чувств. К счастью, ошибку допустили лишь на ярлыке; книга была отпечатана верно.

В 1997 году директор Специальной астрофизической обсерватории на Кавказе (САО РАН, та самая, где работает шестиметровый телескоп) Ю.Ю. Балега рассказал, что в финансовых документах банка, обслуживающего обсерваторию, она проходит как Специальная астрологическая обсерватория, и изменить уже ничего нельзя - финансовым документам обратного хода не дашь.

В „Путеводителе по Интернету“ (М.: Синтез, 1995) , подготовленном А. Гуриным и др., на с. 79 читаем „Вы можете много узнать о квазарах, новых звёздах и проч. в системе астрологической обсерватории Smithsonian в Кембридже“. Речь, разумеется, идет о Смитсоновской астрофизической обсерватории (США) .

Объявление в одной из московских газет: „Проводится конкурс на замещение вакантной должности профессора на кафедре астрологии физического факультета МГУ“. В действительности речь шла о кафедре астрофизики.

В каталоге публичных библиотек Западного округа г. Москвы вполне солидный научно-популярный журнал РАН „Земля и Вселенная“ попал в раздел „Астрология. Оккультные науки“. Как видим, составители каталога полностью отождествляют астрономию с астрологией. Кстати, прошу заметить - раздел называется именно „оккультные науки“, а не просто „оккультизм“ или „оккультные учения“. А ведь, как известно, „оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровенный) - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для „посвящённых“… Оккультизм представляет собой антипод, противоположность научному мышлению“ .

Путаница слов и понятий иногда рождает совсем уже удивительные химеры: в московской газете „Центр-плюс“ (№ 14, 1999) читаем: „Учёным-астрофизикам удалось открыть настоящее астропологическое окно в мир“.

Не станем продолжать этот список; вероятно, каждый читатель может добавить к нашим примерам свои собственные.

Но вот вопрос: быть может, это просто опечатки невнимательных наборщиков? Отчасти, наверное, так. Но и бессознательные ошибки говорят о многом. А теперь посмотрим на результат сознательного выбора. В 1999 году мой опрос одиннадцатиклассников московской гимназии № 1543 показал, что каждый четвёртый из них считает астрологию „наукой, изучающей связь Земли и космоса“. Замечу, что в большинстве своём это дети научных работников, все без исключения поступившие после окончания гимназии в лучшие вузы Москвы.

Является ли отождествление астрономии с астрологией исключительно российским феноменом? Разумеется, нет. В 1990 году опрос 2000 взрослых канадцев выяснил, что 45% из них считают астрологию хотя бы отчасти научной дисциплиной. В 1991 году опрос 1500 первокурсников Йоркского университета (г. Монреаль) показал, что более 92% опрошенных знают свой знак зодиака; более 20% хотя бы изредка принимают решения, основываясь на астрологическом прогнозе; более 45% студентов-гуманитариев и 37% студентов естественно-научных факультетов согласны, по крайней мере, с некоторыми принципами астрологии, то есть верят в астрологию. При этом более половины гуманитариев и чуть менее половины естественников считают астрологию наукой . Любопытно, что эта ситуация практически не меняется уже несколько десятилетий.

Какие социальные группы в наибольшей степени накрывает „астрологическая тень“? Результаты опросов показывают, что значительно более склонны к астрологии женщины. Этот вывод сохраняется и в специально отобранных группах, где уровень естественно-научного образования мужчин и женщин был одинаковым. Вообще, связь этого уровня с иммунитетом к псевдонауке оказалась не такой уж очевидной.

Хотя некоторые педагоги утверждают, что углублённого научного образования достаточно, чтобы остановить растущую популярность лженауки, очевидные факты показывают - это не так. Формальное преподавание естественных наук, без акцента на отличии их метода изучения природы от религиозных, оккультных и мистических методов познания, не создаёт надежного иммунитета к иррациональному. Читатель вправе спросить, а кому нужен такой иммунитет. Отвечу: в руки людей, получивших физико-математическое образование, общество отдаёт технику всё более разрушительной силы, функционирующую по сугубо рациональным законам. Поэтому даже с чисто прагматической точки зрения желательно, чтобы сознание этих людей не было затронуто мистикой. Впрочем, есть и другие аргументы. Но вернёмся к астрологии.

Наука и астрология в прошлом

Выросшая из народных примет, древняя астрология предзнаменований была неизбежным этапом в развитии естествознания. Она выявляла и использовала для прогнозов связь годичного обращения Земли вокруг Солнца с периодами засухи и дождей, обилия пищи и бескормицы, в общем - с погодой. Собственно, тогда ещё она не выделялась из „интегрированного пакета“ знаний о природе.

Своё лицо, свою индивидуальность, свой современный смысл астрология приобрела только тогда, когда занялась прогнозом характеров и судьбы людей. С этого момента возникла и не исчезает граница между ней и наукой. Ещё древнегреческий математик и астроном Евдокс около 370 года до н. э. писал, что „не следует доверять ни в малейшей степени халдеям и их предсказаниям и утверждениям о жизни человека, основанным на дне его рождения“ .

Но в то время сущность астрологии ещё была не столь очевидна; во всяком случае она стимулировала астрономические наблюдения и поиск закономерностей в движении планет. Клавдий Птолемей - один из величайших астрономов и математиков античности - был также автором „Тетрабиблоса“, до сих пор служащего основным учебником астрологов западного толка. Широко распространившаяся в Европе в эпоху позднего Средневековья и Возрождения астрология также служила движущей силой некоторых астрономических открытий того времени. Но и тогда отношение к ней среди учёных было неоднозначным.

Например, принципиальный критик астрологии греческий филолог Георг Трапезундский (1395–1483) написал трактат „О шарлатанстве“ и рассуждение „Почему астрологические данные по большей части ложны“. Последовательным противником астрологии, причинившим, как пишут, много хлопот её жрецам, был князь Иоанн Пико де Мирандола (1463–1494) , автор „Исследования по астрологии“ и „Разъяснения и опровержения сочинений Птолемея“. В то же время один из ярчайших ученых XV века Иоганн Мюллер (1436–1476) , известный в астрономической литературе как Региомонтан, предпринял ревизию астрологии: ввёл новое деление небесных „домов“ и метод исчисления астрологического влияния светил, совершенно вытеснившие астрологическую технику Птолемея .

Нередко указывают, что даже Кеплер и Галилей отчасти были астрологами (см., например, ) . Что касается Иоганна Кеплера (1571–1630) , то нет сомнений, что он составлял гороскопы для влиятельных лиц. Однако нужно учесть обстоятельства его жизни и то, как он сам оценивал свою деятельность: „Конечно, эта астрология глупая дочка; но, боже мой, куда бы делась её мать, высокомудрая астрономия, если бы у неё не было глупенькой дочки. Свет ведь ещё гораздо глупее и так глуп, что для пользы своей старой разумной матери глупая дочь должна болтать и лгать. И жалование математиков так ничтожно, что мать наверное бы голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала“ .

Зарабатывая свой скудный хлеб как астролог, Кеплер иногда довольно презрительно отзывался об этом ремесле: „Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своём невежестве думают, что ею должен заниматься математик“. Ярмарочное звездочтение было ему не по душе. „Астрологи, - писал Кеплер, - изобрели разделение на 12 домов для того, чтобы различно отвечать на те вопросы, ответа на которые ищет человек. Но я считаю такой образ действия невозможным, суеверным, пророческим и началом арабской магии, потому что таким образом на каждый вопрос, какой только приходит человеку в голову, получается утвердительный или отрицательный ответ“. И всё же в своём поиске мировой гармонии и движущих сил природы Кеплер считал неверным отказ от наблюдений и сопоставлений, накопленных древней наукой. В одном из своих сочинений он предостерегал исследователей, „чтобы они при легкомысленном отбрасывании звездословного суеверия не выплеснули вместе с водой из ванны ребёнка“.

Нужно заметить, у Кеплера были причины так говорить, ведь в борьбе с астрологией случались и перегибы. Так, Галилео Галилей (1564–1642) не принимал гипотезу Кеплера о влиянии Луны на морские приливы и отливы; не последнюю роль при этом играло его отрицательное отношение к астрологии, которой занимался Кеплер. (Сам Галилей для заработка организовал мастерскую по изготовлению телескопов.) Можно только сожалеть, что неглубокое знакомство с историей науки позволяет ряду авторов относить Галилея к астрологам.

При всём уважении к научному авторитету друг друга и взаимной симпатии, видных из их переписки, Галилей и Кеплер имели полярно противоположное миросозерцание: рациональный ум Галилея не принимал мистических построений Кеплера. Глубокий знаток той эпохи, профессор Н.И. Идельсон пишет, что „для Галилея не существует астрология, столь понятная Кеплеру“ . В „Диалогах о двух системах мира“, излагая устами Сальвиати свою теорию приливов, Галилей говорит: „Среди всех людей, рассуждавших об этом замечательном явлении, больше всех других удивляюсь я Кеплеру; будучи человеком свободного и острого ума и владея теорией движений, приписываемых Земле, он стал потом уделять внимание и соглашаться с мнением о „влиянии“ Луны на воду, о скрытых качествах и тому подобных детских выдумках“.

Сам Галилей развивал иную, „чисто механическую“ теорию приливов, основанную на сложении суточного и годичного движений Земли, якобы вызывающих периодические ускорения и замедления воды на её поверхности. По мнению Галилея, они-то и служат причиной основного, полусуточного прилива, максимумы которого наступают через каждые 12 часов. „Признать, что тут действуют Луна и Солнце и что они вызывают подобные явления, всё это совершенно претит моему рассудку“ , - с таким негодованием он отметал всякую возможность космического влияния на Землю („выплеснув“ при этом „с водой ребёнка“) .


В одном письме от 21.05.1611 Галилей тонко иронизирует над астрологами, рассуждая, например, о том, „влияли“ или нет на жизнь землян те спутники Юпитера, о самом существовании которых никто не знал, пока Галилей их не открыл. В общем, как мы видим, хотя замечания Галилея о небесных „влияниях“ не всегда оказывают честь его научной проницательности (как в случае с приливами) , но зато уж совершенно однозначно указывают на его полное неприятие астрологии. Галилей объявил войну средневековым доктринам; он не мог допустить в основание своих знаний ничего таинственного. Так рождалась современная наука.

Но астрология ещё сохраняла свою популярность среди интеллектуалов и простой публики вплоть до конца XVII века, то есть до начала эпохи Просвещения. На этот счёт есть статистика - количество астрологических сочинений, опубликованных в разные века: XV век - 51 сочинение, XVI век - 306, XVII век - 399, XVIII век - 108 и XIX век (до 1880 года) - 47 сочинений . Как видим, бурное развитие науки в XVII-XVIII веках вытеснило астрологию из области интересов просвещённой публики. Но в XX веке, в эпоху всеобщей грамотности, когда читать умеют все, а критически мыслить - по-прежнему немногие, астрологическая литература вновь стала востребованной. Любопытно, сможет ли кто-нибудь подсчитать количество астрологических сочинений, изданных в ХХ веке?

В ХХ веке астрология вновь стала популярной. Она восстановила свои позиции в Европе, особенно в нацистской Германии. Сейчас в западном обществе и у нас астрология переживает впервые с XVII века максимум популярности. В отличие от прежних эпох современная астрология не имеет ничего общего с астрономическими исследованиями.

Что такое астрология сегодня

Как общественное явление современная астрология не менее сложна, чем, скажем, спорт. Услышав от незнакомого человека, что его интересы лежат в области спорта, вы не сможете сразу понять, чем именно он занимается: бегает-прыгает, тренирует спортсменов, руководит командой, организует соревнования или пишет о спорте.

Понятие „астрология“ сейчас стало таким же многоплановым и неконкретным, как „спорт“. Есть практикующие астрологи с чисто коммерческими интересами, в основном занятые весьма жёстким дележом СМИ и книгоиздателей. Их знание астрологии ограничивается дежурным набором туманных фраз и умением обращаться с незамысловатыми (и не ими созданными) компьютерными программами для вычисления гороскопа.

Есть астрологи академического склада, скорее занятые самоутверждением, чем заработком. Их коммерческая деятельность ограничена обучением слушателей на курсах и в академиях астрологии, а также консультированием небольших фирм. Основной же их интерес связан с самообразованием, с завоеванием престижа в среде коллег, с подготовкой учебных пособий и выступлениями на конференциях. Такой вот штрих - в 1996 году Объединённый российский астрологический конгресс проходил под девизом „Профессионализм в астрологии“. Почти без исключения это люди с университетским образованием; среди них нередко можно встретить кандидатов и даже докторов наук. Но они безоговорочно преданы астрологической идее и окончательно порвали со своим естественно-научным прошлым.

Наконец, слово „астрология“ с некоторым смущением произносят и „обыкновенные“ учёные - астрономы, физики, биологи. Их мало, но они есть. Эти естествоиспытатели признаются, что интересуются астрологией как отправной точкой и возможной „базой данных“ для исследования космического влияния на Землю и её биосферу. Разумеется, мы оставляем в стороне историков науки, социологов и психологов: для них астрология - предмет изучения.

Какую же из астрологий мы имеем в виду, когда говорим о необходимости борьбы с ней? Да очень просто - ту, которая, не будучи наукой, рядится в её одежды. Современная наука опирается на твёрдо установленные факты; в этом её сила, в этом же её ограниченность. Пока нет надёжных экспериментальных или наблюдательных фактов, учёный не может заниматься фантазиями; для этого существуют другие специалисты (в наше время их почему-то объединяют понятием „творческая интеллигенция“, как будто бы учёный или инженер не достойны его) .

Кстати, „опираться на твёрдо установленные факты“ вовсе не означает слепо верить в кем-то и когда-то найденные истины. Как раз наоборот: основанные на законах физики инженерные разработки ежедневно и ежечасно тестируют эти законы, проверяют их в самых разных сочетаниях, в новых неожиданных условиях. Как только в работе наших машин или в наблюдаемых природных явлениях возникает хотя бы намёк на расхождение с существующей научной теорией, её сейчас же модернизируют, обобщают или даже отвергают вовсе. Экспериментаторы постоянно соревнуются в том, кто первым заметит этот „намёк“, а теоретики - в том, кто на основании обнаруженного „намёка“ предложит более точную модель явления. Поэтому ограниченность современной науки вовсе не в отсутствии у неё творческого потенциала, а в требовании твёрдого фактического фундамента под всеми построениями. Посмотрим, что известно сегодня о влиянии космоса на Землю.

Как влияют на нас звёзды и планеты

В последние годы космическое влияние на Землю и её биосферу стало „общим местом“: об этом пишут, снимают фильмы, его боятся. Сейчас человеческий страх эксплуатируют многие, в том числе и те, кто имеет отношение к изучению космоса. Некоторые научные коллективы, лишившись финансирования со стороны военных, пытаются разными способами привлечь к себе внимание и обеспечить свою работу. Речь не идёт о продаже населению звёзд - этим заняты откровенные проходимцы. Я имею в виду настоящих учёных, искренно болеющих за своё дело и порой перегибающих палку в общении с публикой исключительно из желания привлечь её внимание к своим безусловно важным исследованиям.

Но в результате появляется раздутая до неприличных размеров астероидная опасность (кто не видел по телевидению, как бедный динозавр удирает от метеоритного дождя!) , закрытые от солнца лица австралийских детей из страха перед озоновой дырой, ежедневные прогнозы геомагнитных бурь (на которые удобно списывать нарушения связи) , долговременные прогнозы солнечной активности (непременно с драматическими нотками в голосе) . Всё это делает нашу жизнь похожей на путешествие в утлом судёнышке через бурный океан: того и гляди разнесёт его в щепки „земное эхо солнечных бурь“.

Разумеется, Земля живет не в вакууме; на неё падают метеориты и космические частицы, её освещают Солнце, планеты и звёзды. Их влияние на биосферу изучается. Если оставить в стороне очевидную связь жизненных процессов с солнечным светом, то все остальные „влияния“ носят слабовыраженный, непредсказуемый или даже недоказанный характер .

Наиболее грамотные из астрологов уже поняли, что лучше не говорить о прямом влиянии звёзд и планет на Землю - настолько оно незначительно. Теперь они предпочитают заклинания типа „космических ритмов“, „звёздных часов“ и прочих указаний на непрямые и нефизические связи между биосферой и звёздным небом. Однако я хочу вернуться к теме физического влияния планет и звёзд на Землю, чтобы у читателя не осталось на этот счёт сомнений.

Из всех видов физических взаимодействий сколько-нибудь серьёзно можно говорить лишь о гравитации; остальные поля, потоки частиц и излучения от звёзд и планет в окрестности Земли так слабы, что их регистрация даже чуткими современными приборами требует немалых усилий.

Чтобы ощутить гравитационное влияние Луны на Землю, нужно измерить разницу лунного притяжения в разных точках Земли. Она невелика: ближайшая к Луне точка земного шара притягивается к ней на 6% сильнее, чем наиболее удалённая. Эта разница сил растягивает нашу планету вдоль направления Земля-Луна. А поскольку Земля вращается относительно этого направления с периодом около 25 часов, по нашей планете с таким же периодом пробегает двойная приливная волна - два „горба“ в направлении растягивания и две „долины“ между ними. В твёрдом теле планеты и в открытом океане высота этих „горбов“ невелика, всего около полуметра. Поэтому мы не замечаем приливов ни в океане, ни на суше. И только на узкой береговой полосе можно заметить приливы-отливы благодаря подвижности океанской воды, которая, набегая приливной волной на берег (скорость-то немалая, сотни метров в секунду!) , может по инерции подняться на высоту до 16 метров.

Подобным же образом действует на Землю и Солнце, более массивное, но и более далёкое, чем Луна. Высота солнечных приливов вдвое меньше, чем лунных. В новолуние и полнолуние, когда Земля, Луна и Солнце лежат на одной прямой, лунные и солнечные приливы складываются. А в первую и последнюю четверти Луны эти приливы ослабляют друг друга, поскольку „горб“ одного приходится на „впадину“ другого. Лунно-солнечные приливы - явление весьма заметное и важное в жизни Земли . Например, под их влиянием Земля постепенно замедляет своё вращение; продолжительность суток увеличивается. Ещё сильнее действует земная приливная сила на Луну: она уже давно замедлила своё суточное вращение настолько, что постоянно обращена к нам одной стороной.

Гигантские приливные эффекты, влияющие на движение планет, рождают иллюзию того, что малые живые тела уж и подавно должны управляться ими. В результате мы слышим от творцов „научной астрологии“ наивные утверждения: „Луна вызывает приливные явления во всех жидкостных системах Земли - в океане, в полужидком ядре Земли, в каждой клетке организма, во всех межклеточных жидкостях“ . На основе подобных утверждений пытаются объяснить явление лунатизма, очень популярное в астрологии; предлагают „биологическую теорию приливов“. При этом уровень аргументации таков: „Луна вызывает приливы на море, а человек также почти целиком состоит из воды, значит, и он должен испытывать родственное влияние“ . Разумеется, вода здесь ни при чём: земная поверхность, как мы уже знаем, деформируется приливом точно так же, как морская, разница лишь в том, что суша не может перетекать, поэтому приливная волна набегает на берег. Ну а в целом, с точки зрения физики, „биологическая теория приливов“ выглядит просто смешно: ведь любой находящийся рядом с вами человек, например сосед по парте, оказывает на вас гравитационное приливное влияние приблизительно в миллион раз более сильное, чем Луна.

Ещё менее серьёзно выглядят утверждения о прямом приливном влиянии планет на Землю; для этого достаточно взглянуть на привёденную ниже . Суммарное действие всех планет не может вызвать на Земле прилива выше 0,045 миллиметра. А их влияние на конкретное живое существо исказит его форму не более чем на размер одного атома!

Теперь мы затронем несколько более сложный вопрос - опосредованное влияние планет на биосферу Земли, где в качестве „усилителя“ используется Солнце. В 1920-х годах пионер гелиобиологических исследований в нашей стране А.Л. Чижевский писал: „Мы знаем, что периодическая деятельность Солнца - процесс не вполне самостоятельный. Есть веские основания думать, что он находится в определённой зависимости от размещения планет Солнечной системы в пространстве, от их констелляции по отношению друг к другу и к Солнцу… Таким образом, и земные явления, зависящие от периодической деятельности Солнца, стоят, так сказать, под контролем планет… Исследования, проведённые с целью выяснения влияния планет на деятельность Солнца, дали вполне положительные результаты: в периодах солнечной активности обнаруживаются периоды планетных движений“ . По прошествии многих лет мы понимаем, что Чижевский проявил необоснованный оптимизм: неоднократные попытки связать солнечную активность с расположением планет так и не привели к ожидаемому результату.

Каково же реальное влияние планет на Солнце? Из приведённой таблицы видно, что даже если все планеты выстроятся в цепочку и их приливное влияние сложится, всё равно высота приливного „горба“ на поверхности Солнца составит не более 3 миллиметров. Несмотря на ничтожность этой величины, журналисты регулярно пугают „парадами планет“ легковерную публику.

В 1974 году в США вышла книга Дж. Р. Гриббина и С.Х. Плэйжмана „Эффект Юпитера“. В ней говорилось, что в 1982 году все планеты окажутся по одну сторону от Солнца, и этот „парад планет“ вызовет на нём возмущения, убийственные для Земли. Минуло 10 марта 1982 года - момент наибольшего сближения всех планет. И, разумеется, ничего страшного не случилось - ни на Земле, где стихийные бедствия происходили обычным порядком, ни на Солнце: его активность под действием планет не изменилась. Новый апокалипсис обещали 11 августа 1999 года, когда „парад“ совпадал с солнечным затмением. Затем „конец света“ намечался на май 2000-го: „Когда Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце и Луна выстроятся в одну линию, Земля содрогнётся“, - сообщала газета „Известия“ от 29 мая 1998 года (№ 97) со ссылкой на „The Sunday Times“. Мы ещё не раз услышим такие прогнозы, эксплуатирующие основные инстинкты человека, один из которых - страх.


Победа христианства над языческими небесными силами. Гравюра 1513 года.
Христианство на протяжении своей двухтысячелетней истории относилось к астрологии по-разному - от полного неприятия до безоговорочного признания. Астрологами были римские папы, кардиналы и епископы. Известный религиозный философ Фома Аквинский (1225–1274) признавал пользу естественной астрологии (погодных примет, связанных с видимостью светил) и считал недопустимой астрологию предсказаний. Современная теология рассматривает астрологию как корыстолюбивое использование суеверий и невежества, а предсказание будущего - как прямую угрозу вере.

Для любителей физики, имеющих обыкновение ловить на безграмотности журналистов, отметим наивность самого понятия „парад планет“. Приливная деформация растягивает тело вдоль одной оси, а вдоль перпендикулярных к ней направлений сжимает. Поэтому к такому же эффекту приводит и выстраивание планет на одной линии по разные стороны от Солнца (помните - лунные и солнечные приливы складываются в новолуние и полнолуние) . Но современные астрологи не замечают этого. Около 70% приливного влияния на Солнце оказывают Юпитер и Венера. Максимальная высота прилива достигается, когда они лежат на одной прямой с Солнцем. Это повторяется примерно через каждые четыре земных месяца, однако никаких изменений солнечной активности с таким периодом не отмечено.

Да и трудно было бы ожидать заметного эффекта от приливного воздействия на Солнце: ведь энергия деформаций, которая ежесекундно рассеивается в его недрах, в тысячу раз меньше его термоядерной мощности. Но даже это не означает, что каждый „парад планет“ увеличивает светимость Солнца на 0,1%, поскольку тепловая инерция солнечного тела составляет миллионы лет и сглаживает все подобные колебания светимости.

Наконец, обратив внимание на космические тела, расположенные за пределами Солнечной системы, мы не станем утруждать читателя упражнениями по физике, а просто скажем, что влияние звёзд на нашу биосферу настолько мизерно, что никакие привычные масштабы с ним вообще не сопоставимы.

Как разоблачить астрологию?

Для человека, воспринимающего рациональные аргументы, разоблачение астрологии не представляет труда: достаточно познакомиться со статистикой оправдываемости её предсказаний. Вот результаты некоторых работ .

Психолог из Мичиганского университета Б. Силверман изучил влияние зодиакального знака, соответствующего рождению каждого из супругов, на вероятность их бракосочетания или развода. Были использованы данные о 2978 свадьбах и 478 разводах, зарегистрированных в Мичигане в 1967–1968 годах. Учёный сравнивал реальные данные с предсказаниями двух независимых астрологов относительно благоприятного и неблагоприятного сочетания зодиакальных знаков для супружеских пар. Оказалось, что никакого совпадения между предсказаниями и реальностью нет, поэтому Б. Силверман заключил: „Положение Солнца на зодиаке в момент рождения не оказывает влияния на формирование личности“.

Астрологи утверждают, что с помощью гороскопа можно определить предрасположенность человека к той или иной профессии. Если так, это сулит немалый экономический эффект. Вероятно, поэтому Дж. Беннет и Дж. Барт - экономисты из Университета Дж. Вашингтона - попытались выяснить, влияет ли положение планет относительно зодиакальных знаков на профессиональные склонности людей, в частности на частоту поступления юношей на военную службу. Особо тщательно изучались знаки, „управляемые“ Марсом. Это исследование астрологических предсказаний не подтвердило. Американский физик Дж. Мак-Джерви исследовал распределение дат рождения 17 тысяч учёных и 6 тысяч политических деятелей относительно зодиакальных знаков. Оно также оказалось совершенно случайным.

Проверялось и качество комплексного предсказания астрологами характера людей. С этой целью психолог из Чикаго Дж. Мак-Гру обратился в Федерацию астрологов штата Индиана. Участвовать в его экспериментах вызвались шесть опытных специалистов звездочтения. По просьбе Мак-Гру, 23 добровольца ответили письменно на анкету, содержащую как астрологические, так и традиционные вопросы о качествах их характера, работе и т. д. Затем время и место рождения добровольцев сообщили астрологам и шестерым членам контрольной группы, незнакомым с астрологией. После этого указанные в анкете характеристики добровольцев сопоставили с предсказаниями группы астрологов и контрольной группы. Результат получился следующий: предсказания астрологов оказались ничуть не точнее, чем предсказания членов контрольной группы, причём и те и другие совершенно не коррелируют с истинными качествами тестированных добровольцев. Самое же любопытное - характеристики одних и тех же добровольцев, данные разными астрологами, сильнейшим образом расходятся между собой.

Нужно заметить, что проверкой предсказательной силы „звездочтения“ занимаются не сами астрологи, а „люди со стороны“. Большинство учёных считают, что астрология, как прототип всех псевдонаук, вообще не заинтересована в точном обосновании своих основ. Учёных это не столько злит, сколько расстраивает: им просто непонятно, как может лженаука вроде астрологии процветать в самом технически развитом обществе за всю историю человечества?

Профессиональные учёные, пытающиеся найти в астрологии рациональное зерно, считают , что наиболее интересные результаты в этой области получены парижским статистиком М. Гокленом . Гоклен изучил архивные данные, содержащие дату, время и место рождения 41 тысячи жителей Европы; среди них 16 тысяч известных учёных, артистов, писателей, спортсменов и т. д., а также 25 тысяч „простых“ людей. Он сопоставил положение планет и созвездий в момент рождения человека с типом его личности и родом занятий. Оказалось, что гороскопы совершенно лживы: нет никакой связи между характером и деятельностью человека и его знаком зодиака и расположением планет в момент рождения. Поэтому Гоклен отнёс астрологию к разряду химер. Однако ему удалось подметить некоторые любопытные закономерности, дающие, как он полагает, право считать свою работу краеугольным камнем новой науки - космобиологии.

Оказалось, что у „простых“ людей моменты рождения не зависят от конфигурации планет, а у знаменитых - зависят. Учтя известные демографам закономерности частоты рождения людей в разные дни года и в различное время суток, Гоклен установил, что выдающиеся представители своей профессии рождаются преимущественно при определённом положении некоторых планет относительно линии горизонта. Он показал, что положение Солнца, Меркурия, Урана, Нептуна и Плутона не влияет на профессию, а Луны, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна - влияет. Так, в группе из 2088 известных спортсменов многие родились, когда Марс восходил или был вблизи верхней кульминации. Для известных военных справедливо то же самое, но только в отношении Сатурна.

Выводы Гоклена неоднократно перепроверялись: одни исследователи частично подтверждали их, другие опровергали. Сам же Гоклен ищет возможность объяснения найденных им закономерностей на уровне генетической информации, которая, по его мнению, может управляться ритмами, едиными как для биологических объектов, так и для Вселенной. Ну что же, поиск - благородное дело; однако серьёзных результатов на этом пути пока нет.

Нужно ли «воевать» с астрологией?

Итак, с точки зрения естествознания, астрология - пустоцвет, мыльный пузырь, лишённый рационального содержания. Там, где это возможно, наука создаёт методы прогноза и не окутывает их мистикой. А там, где невозможно, прямо об этом заявляет, не суля пустых надежд, как астрологи. Науке с астрологией не по пути. И если бы астрологи бессовестно не присваивали себе высокую репутацию, заработанную наукой, в частности астрономией, то и не было бы статей, подобных этой, и не обращали бы мы на них особого внимания, не выделяли бы из ряда других проявлений массовой культуры. Но когда диктор телевидения заявляет, что „сегодня по астрологическому календарю будет самый короткий день и самая длинная ночь“, а бородатый астролог „назначает“ на завтра солнечное затмение, хочется закричать: „Люди, при чём же здесь астрология? Это результаты нормальных научных расчётов, сделанных астрономами (покажите мне астролога, который самостоятельно может рассчитать хотя бы продолжительность дня, не говоря уже об обстоятельствах солнечного затмения!) . Люди, неужели вы думаете, что если астролог смог прочитать в Астрономическом календаре о завтрашнем затмении, то он так же легко сможет прочитать книгу вашей судьбы? Ведь эту книгу, в отличие от Астрономического календаря, не купишь в магазине“.

Случается, противников астрологии её адепты называют „догматиками и схоластами, не способными ощутить зарождение новой науки“. Предоставляю читателю самому судить о справедливости этих обвинений.

То, что по привычке мы называем „борьба с астрологией“, вовсе не равносильно стремлению искоренить её. В данном случае позиция учёного состоит в желании оградить науку, её „авторское право“, её честно заработанный авторитет от посягательства „незваных гостей“, жаждущих эксплуатировать этот авторитет для своей корысти.

Как известно, учёные - скептики, а верующие - догматики. Именно поэтому наука и вера несовместимы. Они могут дополнять одна другую, но не вправе диктовать друг другу свои принципы. Эта мысль, очевидная теперь уже и для нас, россиян, казалось бы, разводит науку и веру (в широком смысле, а не только религиозную) в разные стороны, не оставляя им точек соприкосновения. Но это не так.

Дело в том, что положение науки и веры существенно различается. Наука практически не имеет на своём поле конкурентов: она с полной очевидностью доказала свою способность решать поставленные задачи. Попытки провозглашения „альтернативных“, „неофициальных“ наук - уфологии, парапсихологии и иже с ними - практически не задевают Большую науку.

В области веры совсем иная ситуация: на этом поле наблюдается жесточайшая конкуренция. А то, что бытующая в обществе астрология относится именно к этой области, признают даже весьма благожелательно относящиеся к ней учёные: „Далеко не всем людям нужна истина, как она понимается в науке. В астрологии с древнейших времён присутствуют течения оккультно-мистического толка. Если человек чувствует себя комфортно в пределах такой идеологии и она помогает ему достойно нести тяжести жизни, то такая идеология имеет права на существование (коль скоро она не содержит в себе явных элементов антиобщественного) “ .

Не будучи наукой, астрология ищет свою нишу, свой оригинальный образ и находит его на пути мимикрии, рядясь в учёные одежды, окружая себя компьютерами и наукообразной терминологией, но при этом полностью не признавая научный метод.

Трудно согласиться с высказыванием А.Л. Чижевского о том, что „астрология, если отбросить все её мистические заблуждения, учит о связи всех вещей и явлений“ . Астрология без мистики уже не астрология, а нечто иное - космобиология, гелиобиология, ритмология, наконец, философия. Если же постоянно менять содержание какого-либо понятия, то в конце концов оно становится вообще бессодержательным. Сегодня, как и всегда, под астрологией понимают методику предсказания судьбы объекта по относительному расположению звёзд и планет в момент его рождения. Иное содержание требует иных терминов.

Западная астрология зародилась в древнем Шумере, когда люди, не понимавшие причин происходящих вокруг них явлений, стали впервые нащупывать связи между, казалось бы, случайными событиями. Эта мотивация, вообще говоря, и в наше время стимулирует занятие как наукой, так и её суррогатами (если человек не хочет или не может „играть по правилам“ науки) .

С этой проблемой лицом к лицу оказались педагоги: научные знания не создают надёжного иммунитета к лженауке. Очевидно, следует уделять часть учебного времени критическому анализу псевдонаук. Путем простых опытов любой сможет сам легко убедиться, что гороскопы не способны предсказывать события на уровне выше случайных совпадений. Преподаватели должны попытаться понять причины увлечения астрологией, если хотят эффективно бороться с этой лженаукой, которая претендует на звание науки, не будучи таковой.

    1. Cводный каталог периодических изданий в фондах централизованных библиотечных систем ЗАО г. Москвы. Адрес в Интернете: http://library.ru/catalog/zao.
    2. Ляликов Д.Н. Оккультизм // БСЭ, изд. 3-е, 1974.
    3. De Robertis M.M., Delaney P.A. // Mercury, 1994, № 5, p. 23.
    4. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии. - М.: Наука, 1991. - С. 188.
    5. Кизеветтер К. История астрологии // Изида, 1915, № 8–10.
    6. Мейер М.В. Мироздание. - СПб, 1902. - С. 9.
    7. Идельсон Н.И. Галилей в истории астрономии // В сб. Галилео Галилей. Под ред. акад. А. М. Деборина. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1943.
    8. Астрология // Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. - СПб, 1890.
    9. Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А. Влияние солнечной активности на биосферу-ноосферу. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
    10. Сурдин В.Г. Приливные явления во Вселенной. - М.: Знание, 1986.
    11. Величко Ф.К. Астрология конца ХХ века // Астрология: за и против. - М.: Знание, 1990.
    12. Lieber A. The lunar effect: biological tides and human emotions. - Anchor Press, 1978.
    13. Антонов В., Ахмедов А. Гадание или предвидение // Наука и религия, 1981, № 7.
    14. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Наука, 1973.
    15. Сурдин В.Г. Глупая дочь мудрой астрономии // Вестник АН СССР, 1990, № 11.
    16. Владимирский Б.М. Мысли об иррациональном и рациональном в современной культуре, или Что делать астрофизикам с астрологией // Вселенная и мы, № 4, в печати.
    17. Gauquelin M. Dreams and illusions of astrology. - Prometheus Books, 1979.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...