Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Мой гений. Анализ план стихотворения "Мой гений" К

К. Н. Батюшков сделал русскую поэзию более мелодичной, плавной, изящной, какой до этого ее сделать никому не удавалось. Знаменитый критик В. Г. Белинский отмечал, что поэзия Пушкина была подготовлена трудами Жуковского и Батюшкова. Чистота и безукоризненность слога являются главными отличительными особенностями его стихов. Поэт всегда стремился к искренности, стараясь избегать всего надуманного и искусственного. Его лирические произведения выходили прекрасными и возвышенными. Жемчужинами творчества являются произведения, посвященные его возлюбленной. Анализ стихотворения "Мой гений" Батюшкова представлен ниже.

История создания

Это пункт К.Н.) о том, какие события вдохновили поэта. В 1813 году в Петербурге он познакомился с Анной Фурман, пленившей его своим неповторимым очарованием. Опекуны девушки были рады, что за ней ухаживает состоятельный и видный молодой дворянин. Однако Анна не питала ответных чувств к поэту, но под влиянием опекунов она дала согласие на помолвку.

Но Батюшков расторг ее, когда узнал о том, что девушка его не любит и согласна с ним жить из-за денег. Этот разрыв вызвал у поэта серьезное нервное расстройство. Образ Анны Фурман Батюшков сохранил на всю жизнь, и его чувства не ослабевали с годами. Именно она вдохновила поэта на создание целого цикла стихов, в число которого входит и это произведение.

Константин Батюшков даже после прекращения знакомства с Анной, продолжал считать, что встреча с нею - это подарок судьбы. Несмотря на безразличие возлюбленной, поэт был счастлив уже от того, что любил сам. Ему казалось, что это чувство будет защищать его ото всего, и он старается сохранить его не только в сердце, но и в своем творчестве. Анна Фурман - это творческий гений К. Н. Батюшкова, сильно повлиявший на его творческий путь, вдохновивший его на прекрасные и светлые произведения.

Размер и рифмовка

В анализе стихотворения "Мой гений" (Батюшков) размер творения и определение способа рифмования является еще одним важным пунктом. написана При этом она выдержана в характерной для поэта манере написания - плавной и мелодичной. используется автором смешанный: сочетание мужской и женской рифмы. Благодаря этому получаются перекрестные рифменные созвучия.

В К.Н.) следует выделить, что визуального деления на строфы в нем нет. Но, тем не менее, в нем можно выделить несколько частей, которые составляют стройную и понятную композицию. В первой части говорится о борьбе сердца и рассудка, во второй читателю представляется образ возлюбленной, а в третьей говорится о его хранителе.

Образ гения

Рассказ о лирическом герое в анализе стихотворения "Мой гений" (Батюшков К.Н.) имеет одну из центральных линий. Конечно, главным действующим лицом является возлюбленная поэта, образ которой описывается в строках. Неоднократное повторение фразы о том, что герой помнит черты своей музы, усиливает эмоциональную окрашенность стихотворения.

Для него возлюбленная является не просто возлюбленной. Она и есть тот гений, который помогает творить. Ведь именно ее образ вдохновлял его на создание прекрасных лирических произведений. Гений в этом стихотворении не только возлюбленная, но и олицетворение всех возможностей и внутреннего потенциала человека.

Тема любви

В анализе стихотворения "Мой гений" (Батюшков К.Н.) стоит подчеркнуть, что главной темой является любовь, пускай и неразделенная. В самых первых строчках автор говорит о борьбе сердца и разума, в которой победу одерживают чувства. Она приносит поэту и счастье, и грусть от того, что симпатия осталась без ответа. Здесь описывается чувство высокое и искреннее, которое читается в каждой строчке. И именно эта любовь служит вдохновением для поэта.

Художественные средства выразительности

В анализе стиха "Мой гений" (Батюшков К.Н.) необходимо также рассказать и о том, какими литературными приемами пользовался поэт. Это синтаксический параллелизм, который был виден при описании памяти сердца и рассудка. Для создания образа возлюбленной автор использовал яркие эпитеты, которые усиливали экспрессивную окраску стихотворения.

А минимальное использование слов с чередующимися сонорными звуками позволяет придать особую переливчатую мелодичность, передать особую нежность и легкость строчкам. Все это только подчеркивает возвышенное и светлое чувство героя.

Это стихотворение является одним из самых лучших творений К. Н. Батюшкова. Оно показывает, насколько пластичным может быть слово под пером талантливого писателя. Лирика поэта, вдохновленного сильным чувством, приобретает особое изящество. Цикл стихов, посвященных Анне Фурман, не только показывает Батюшкова как талантливого поэта, но и отражает то, какие глубокие и постоянные чувства может испытывать человек. Лирика Батюшкова занимает особое место в русской поэзии.

«Мой гений» Константин Батюшков

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений»

В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.

Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием «Мой гений» датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет. Именно по этой причине первые строчки стихотворения наполнены печалью и тоской. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», — этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу. Даже зная о том, что избранница не отвечает взаимностью, Баратынский продолжает ее любить и считает единственной, которая достойна стать его супругой. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне счастливым семьянином и прожить со своей молодой супругой счастливую жизнь. Именно об этом мечтал поэт, но понимал, что его возлюбленная дала согласие на брак не из-за высоких чувств, а под давлением родителей. Это предположение вскоре находит свое подтверждение, когда поэт становится невольным очевидцем разговора между Анной Фурман и ее подругой. Речь идет о предстоящей свадьбе, к которой невеста относится с пренебрежением, считая, что брак даст ей лишь единственное утешение – свободу и избавление от родительских наставлений. Именно тогда Батюшков принимает решение поговорить с отцом невесты и как бы вскользь упоминает, что у него недостаточно средств на содержание семьи. Этот аргумент оказывается решающим в вопросе предстоящего замужества Анны Фурман, и свадьба расстраивается. Впрочем, сразу же покинуть Петербург поэту не удается, так как на почве глубокого нервного потрясения он заболевает и нуждается в особом уходе. Именно тогда он объявляет свои друзьям, что его финансовые дела пошатнулись, чтобы скрыть истинную причину переживаний. Но в порыве очередного приступа помрачения рассудка все же выдает свою тайну, заявляя, что не может жить под одной крышей с той, которая готова терпеть его ради денег.

Понимая, что обратного пути нет, и взаимоотношения с Анной Фурман разорваны навсегда, поэт продолжает хранить ее образ в собственном сердце. «Я помню голос милых слов, я помню очи голубые», — отмечает автор, воссоздавая по крупицам портрет самого близкого и родного для него человека. Однако не только внешность Анны Фурман привлекает поэта. Он искренне убежден, что эта необыкновенная девушка является его гением и ангелом-хранителем . Именно она вдохновляет Батюшкова на творчество и заставляет облачать в стихи свои чувства.

Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только продолжает ее любить, но и искренне верит, что знакомство с ней – подарок судьбы. То, что чувства оказались лишены взаимности, совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив уже потому, что любит сам. И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от одиночества и жизненных невзгод, она помогает материализовать образ избранницы, которая в самый сложный момент «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства.

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.

2. Проанализировать элегии

3. Сопоставить элегии К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского как романтические произведения.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, аудиозапись романса М.Глинки «Разуверение»

Форма урока: устный журнал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс. Урок внеклассного чтения. Устный журнал "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.

2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского

3. Сопоставить элегии К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского как романтические произведения.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, аудиозапись романса М.Глинки «Разуверение»

Форма урока: устный журнал.

Вступление учителя .

Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке.
Прошедший век – он в нашем веке
Ещё звенит, ещё поёт.

Сегодня мы обратимся к творчеству поэтов пушкинской поры: К.Батюшкову и Е.Баратынскому, вместе с ними творила целая плеяда замечательных поэтов: Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Но имя Пушкина затмило всех, поэтому многие из них оказались незаслуженно забытыми.

Ученик читает стихотворение Л. Озерова «Далёкий отсвет пушкинской плеяды…»

Далёкий отсвет пушкинской плеяды…
Нам вряд ли увидать другой такой.
Не своды, не колонны, не аркады,
А правда чувств в строке и за строкой.
И между строк просветы и пробелы
Как между звёзд, как в сонмище планет,
Откуда говорят со мной поэты
Не отошедших, а грядущих лет.

Открываем наш устный журнал «Поэты пушкинской поры».

1 страница. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БАТЮШКОВ.

В сознании наших современников имя Батюшкова возникает всегда рядом с именем А.С. Пушкина. Батюшков был в числе поэтов старшего поколения, кто подготовил явление Пушкина, кто был одним из первых непосредственных его учителей. Батюшков одним из первых сумел предугадать гениальность поэтического дара Пушкина.

Презентация ученика. Рассказ о поэте. (Класс записывает основные даты жизни и творчества)

Обратимся к элегии К.Н.Батюшкова «Мой гений»

Вспомним, какой жанр литературы мы называем элегией? (Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.)

К какому литературному направлению принадлежит жанр элегии?

Вспомните и перечислите черты романтизма. (взгляд на жизнь сквозь призму сердца, мучительное переживание разлада с действительностью)

Стихотворение «Мой гений» «по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши воображения» Пушкин назвал «лучшей элегией Батюшкова». (Чтение стиха).

Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей

Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;

И усладит печальный сон.

Общая тональность стихотворения - нежность, общее впечатление - гармония

печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви , о которой не может забыть сердце поэта. У каждой из этих тем, у каждого из этих настроений сразу появляется свое звуковое соответствие . Сладкая память сердца связана с любимыми батюшковскими звуками - «л», «н», «м». Они тянутся, обволакивают слух, успокаивают. А грустная память рассудка связана с резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: «п», «р», «ч». Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.

Поэт погружается в глубины «памяти сердца» в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжелым вздохом, почти стоном: «О, память сердца!..» Так взывают на краю отчаяния к Богу: «О, Боже!..» И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть «памяти сердца».

4.О чем говорит 2 строфа?

Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы - вплоть до последней строки! - ни разу не слышно грозно-раскатистого «р» или сопротивляющихся произношению «п» и «ч». Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. (Вот он, излюбленный Батюшковым условный портрет золотоволосой голубоглазой красавицы!)

Во второй строфе Батюшков стремился передать состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой.

4.О чем говорит 3 строфа?

А в третьей - он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невеселому положению.


5. Увидели ли мы конкретный образ возлюбленный? Почему?

6. Какими чувствами, мыслями заканчивается стихотворение?

Как то и положено в элегии, чувство поэта раскачивается между надеждой и безнадежностью, между печалью и сладостью. И ни один из полюсов не может притянуть душу окончательно и бесповоротно. Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи. Есть сон, во время которого человек покидает пределы рассудка, живет таинственной жизнью сердца. Ho сон этот, увы, печален, память сердца может лишь на какой-то миг усладить его.

Батюшков из стихотворения в стихотворение воспроизводил условный портрет своей возлюбленной: «златые власы», голубые глаза... Это не был портрет реальной женщины - это был прекрасный, неподвижный, несуществующий идеал. Ему важно было показать чувства.

Вывод : «Мой гений» - одна из самых «воздушных» элегий Батюшкова, один из лучших образцов любовной лирики XIX века.

Творчество Батюшкова многожанрово. Но неизменно во всех жанрах одно – музыка стиха, пленяющая душу читателя. Определённость и ясность - вот главные свойства его поэзии.

Восторженно отзывался о стихах Батюшкова А.С. Пушкин: «Прелесть! Прелесть и совершенство – какая гармония! Что за чудотворец этот Батюшков».

Высокую оценку творчеству Батюшкова дал Белинский: «Батюшкову немного недоставало, чтобы он мог переступить черту, разделяющую талант от гениальности».

Батюшков во многом способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением.

2 страница. ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ.

Имя этого поэта принадлежит к числу почётных имён нашей литературы и занимает одно из первых мест в пушкинской плеяде поэтов. «Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.

Презентация ученика.

Обратимся к элегии «Разуверение» Е.А. Баратынского

Элегия его «Разуверение» стала широко известна благодаря музыке Глинки, восхищённого текстом.

Звучит романс Глинки.

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Об истории создания стихотворения. (См. приложение №1)

Вопросы к анализу стихотворения:

Глаголы изъявительного наклонения с-не- . Глаголы повелительного наклонения помогают понять, что герой окончательно решил для себя, быть или не быть чувству.

Обратим внимание и на интонацию. Что скажете о ней? Восклицательные предложения подчеркивают силу желания героя освободиться от прежней любви.

С помощью какого приема констатируется в конце элегии душевное состояние героя?

Неполный контраст – «волнение, а не любовь». Это сходные, но не одинаковые психические состояния.

Поэт не просто прощается с возлюбленной, но стремится объяснить ей неизбежность разрыва, убедить ее в том, что былая любовь неотвратимо угасает. Так Баратынский прокладывал пути психологической лирике, создавая новый тип элегии – философский.

Как вы понимаете слово «разуверение»?

В чем причина грусти героя?

Что обозначают строчки «Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей» ?

О чем просит герой свою девушку?

Почему герой отказывается от любви, ведь она возвращает ему свою нежность и дружбу?

В чем находил спасение от своего разочарования?

Как вы думаете, какое чувство пришло на смену любви?

Итоги урока. Рефлексия.

Чем похожи и чем отличаются эти две элегии? Почему мы относим их к жанру романтизма? (написать несколько предложений).

Чтение работ. Обсуждение.

Вот и закрыта последняя страница устного журнала «Поэты пушкинской поры». Сегодня мы говорили о поэтах, которым по праву принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды. Своим творчеством они способствовали развитию национальной литературы. И стихи их близки нам сегодня искренностью своих чувств. Я надеюсь, что эти два поэта стали ближе и понятнее вам.

Д.З. Чт.статьи учебника о биографии А.С.Грибоедова (вопросы 1-9 устно, групповые задания)

Приложение №1

История создания стихотворения Батюшкова «Мой гений»

В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.

Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием «Мой гений» датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет. Именно по этой причине первые строчки стихотворения наполнены печалью и тоской. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», - этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу. Даже зная о том, что избранница не отвечает взаимностью, Баратынский продолжает ее любить и считает единственной, которая достойна стать его супругой. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне счастливым семьянином и прожить со своей молодой супругой счастливую жизнь. Именно об этом мечтал поэт, но понимал, что его возлюбленная дала согласие на брак не из-за высоких чувств, а под давлением родителей. Это предположение вскоре находит свое подтверждение, когда поэт становится невольным очевидцем разговора между Анной Фурман и ее подругой. Речь идет о предстоящей свадьбе, к которой невеста относится с пренебрежением, считая, что брак даст ей лишь единственное утешение – свободу и избавление от родительских наставлений. Именно тогда Батюшков принимает решение поговорить с отцом невесты и как бы вскользь упоминает, что у него недостаточно средств на содержание семьи. Этот аргумент оказывается решающим в вопросе предстоящего замужества Анны Фурман, и свадьба расстраивается. Впрочем, сразу же покинуть Петербург поэту не удается, так как на почве глубокого нервного потрясения он заболевает и нуждается в особом уходе. Именно тогда он объявляет свои друзьям, что его финансовые дела пошатнулись, чтобы скрыть истинную причину переживаний. Но в порыве очередного приступа помрачения рассудка все же выдает свою тайну, заявляя, что не может жить под одной крышей с той, которая готова терпеть его ради денег.

Понимая, что обратного пути нет, и взаимоотношения с Анной Фурман разорваны навсегда, поэт продолжает хранить ее образ в собственном сердце. «Я помню голос милых слов, я помню очи голубые», - отмечает автор, воссоздавая по крупицам портрет самого близкого и родного для него человека. Однако не только внешность Анны Фурман привлекает поэта. Он искренне убежден, что эта необыкновенная девушка является его гением и ангелом-хранителем . Именно она вдохновляет Батюшкова на творчество и заставляет облачать в стихи свои чувства.

Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только продолжает ее любить, но и искренне верит, что знакомство с ней – подарок судьбы. То, что чувства оказались лишены взаимности, совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив уже потому, что любит сам. И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от одиночества и жизненных невзгод, она помогает материализовать образ избранницы, которая в самый сложный момент «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства.

Анализ стихотворения Баратынского «Разуверение»

Мать Евгения Баратынского была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, поэтому будущий поэт в подростковом возрасте был определен в пажеский корпус. Его родители рассчитывали, что юноша сделает блестящую карьеру при дворе, однако он не оправдал этих надежд и за многочисленные шалости был исключен из воспитанников этого учебного заведения. Однако этим наказание не ограничилось, и 15-летний Баратынский вскоре был извещен о том, что отныне он может связать свою жизнь лишь с военной службой.

Так или иначе, но к 1821 году, когда было написано стихотворение «Разуверение», вчерашний паж превратился в бледного молодого человека с горящим взором, который слыл среди дам настоящим сердцеедом. Получив звание унтер-офицера, Баратынский снимал квартиру вместе с Дельвигом, и друзья по вечерам нередко сочиняли стихи, скрашивая таким нехитрым образом свой досуг. О том, кому именно посвящено стихотворение «Разуверение», история умалчивает. Однако очевидно, что с той, кому адресовано это рифмованное послание, Евгения Баратынского когда-то связывали очень теплые и нежные чувства. Впрочем, ветреный молодой человек очень быстро охладевал к своим избранницам, которые недоумевали, чем же вызваны такие перемены. Объяснялось все просто: поэту нравилось влюблять в себя барышень, после чего он терял к ним всякий интерес.

Стихотворение «Разуверение» - яркий тому пример. В нем автор пытается убедить неизвестную особу в том, что он уже не верит в любовь. Обращаясь к избраннице, он просит ее: «Не искушай меня без нужны возвратом нежности своей». Что именно произошло между влюбленными – неизвестно. Однако это была не просто размолвка, а достаточно крупная ссора, во время которой девушка, по-видимому, уязвила самолюбие Баратынского своею холодностью и надменностью. Поэтому поэт решил поставить точку в этом романе, хотя его избранница была уверена, что все обойдется. Но, увы, по мнению поэта, к прошлому нет возврата, и он просит любимую: «Слепой тоски моей не множь». Автор явно разочарован, он не привык, чтобы с ним поступали подобным образом. И, в то же время, его самолюбие удовлетворено, потому что именно возлюбленная сделала первый шаг к примирению . Но она не нужна поэту, который давно уже расстался с иллюзиями. Поэтому признается: «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты». Отвергая избранницу, Баратынский, тем не менее, остается в ней предельно искренним и не утрачивает чувства собственного достоинства.

Приложение №2

Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон. К.Батюшков

Вопросы к анализу стихотворения:

1.Какова общая тональность стихотворения?

2.Какие в первом стихе намечены темы, настроения?

3.Чем открывается стихотворение, как это связано с темами элегии?

4.О чем говорит 2 строфа?

5.О чем говорит 3 строфа?

6. Увидели ли мы конкретный образ возлюбленный? Почему?

7. Какими чувствами, мыслями заканчивается стихотворение?

«Разуверение» Евгений Баратынский

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Вопросы к анализу стихотворения:

Каким настроением проникнуто произведение?

Что мы узнали о лирическом герое, прочитав элегию?

Как форма речи помогает лирическому герою выразить внутренние переживания?

Обратим внимание и на интонацию. Что скажете о ней?

С помощью какого приема констатируется в конце элегии душевное состояние героя?

Почему элегия называется «Разуверение»?


Как мы с вами установили (и даже показали на примере послания «Мои пенаты»), Батюшков был человеком романтической эпохи, который тосковал по утраченной классической ясности. Чем дисгармоничнее становилось его мироощущение, тем гармоничнее, «классичнее» - поэтический язык. Потому-то столь часто повторяются в его произведениях устойчивые поэтические формулы. По той же самой причине Батюшков из стихотворения в стихотворение воспроизводил условный портрет своей возлюбленной: «златые власы», голубые глаза... Это не был портрет реальной женщины - это был прекрасный, неподвижный, несуществующий идеал. А «сладкая» звукопись батюшковского стиха, ласковая, гибкая, глазурью покрывала созданные им поэтические образы. Ho в глубине этой неподвижной и чуть сонной формы таилась тревога, и она могла в любое мгновение вырваться наружу, нарушив обманчивый покой батюшковского стиля.

Вы уже читали одну из самых «воздушных» элегий Батюшкова - «Мой гений», рассматривали ее как один из образцов любовной лирики XIX века. Теперь пришла пора заняться монографическим анализом текста, связать особенности стихотворения с общей картиной мира, которую Батюшков создает в своем творчестве.

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.

Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой - с любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

Общая тональность стихотворения - нежность, общее впечатление - гармония. Ho уже в первом стихе исподволь намечено столкновение двух тем, двух настроений: печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви, о которой не может забыть сердце поэта. У каждой из этих тем, у каждого из этих настроений сразу появляется свое звуковое соответствие. Сладкая память сердца связана с любимыми батюшковскими звуками - «л», «н», «м». Они тянутся, обволакивают слух, успокаивают. А грустная память рассудка связана с резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: «п», «р», «ч». Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.

Поэт погружается в глубины «памяти сердца» в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжелым вздохом, почти стоном: «О, память сердца!..» Так взывают на краю отчаяния к Богу: «О, Боже!..» И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть «памяти сердца». Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы - вплоть до последней строки! - ни разу не слышно грозно-раскатистого «р» или сопротивляющихся произношению «п» и «ч». Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. (Вот он, излюбленный Батюшковым условный портрет золотоволосой голубоглазой красавицы!) И в следующей строфе Батюшков «расшифровывает» этот образ, напоминает читателю о жанре идиллии, в пастушеские одежды которой наряжена его героиня: «Моей пастушки несравненной / Я помню весь наряд простой...»

Ho вот на что обратите, пожалуйста, внимание. В самом последнем стихе этой, казалось бы, совершенно безмятежной строфы, внезапно появляется один-единственный звук «р»: «Небрежно». Он не нарушает общего «воздушного» звучания строфы, но, как камертон, незаметно перенастраивает стихотворение на иной лад.

Третья строфа тематически примыкает ко второй. Здесь также говорится о торжестве «памяти сердца» над «памятью рассудка», любви - над разлукой. Ho звукопись совсем другая: ПаСТуШКи неСРавненной... наРяД ПРоСТой. И в этом есть определенный смысл. Ведь во второй строфе Батюшков стремился передать состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой. А в третьей - он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невеселому положению.

...образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной...

Лирический герой Батюшкова - странник, он одинок, рассудок не дает ему забыть об этом. А значит, грустная «память рассудка» постепенно и незаметно побеждает сладостную «память сердца». И в четвертой строфе он рассказывает читателю именно о своем сегодняшнем невеселом состоянии: «Хранитель гений мой - любовью / В утеху дан разлуке он». Память сердца - лишь утеха, а разлука - драматическая реальность, которой безраздельно принадлежит поэт. Звуки «н», «м», «л», «в» попадают в жесткое обрамление «р», «т».

Впрочем, безраздельна ли власть рассудка? Тоже нет. Как то и положено в элегии, чувство поэта раскачивается между надеждой и безнадежностью, между печалью и сладостью. И ни один из полюсов не может притянуть душу окончательно и бесповоротно. Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи. Есть сон, во время которого человек покидает пределы рассудка, живет таинственной жизнью сердца. Ho сон этот, увы, печален, память сердца может лишь на какой-то миг усладить его. И потому в самом центре последнего стиха, звучащего протяженно и мерно, «взрывается» звук «ч»: «пеЧальный». Описав круг, печальное стихотворение возвращается в исходную точку. И тут же гаснет, обволакивается сонорными согласными; последний звук элегии - «н»: соН...

Судьба каждому из нас преподносит свои сюрпризы. В наших жизнях очень часто случаются роковые встречи, которые навсегда оставляют след в памяти.

Константин Николаевич Батюшков также попал в ситуацию, из которой так просто не выпутаешься. Пребывая в Петербурге, он встретил прекрасную девушку – Анну Фурман. Поэт без ума влюбился в нее. Он просил руки Анны у ее родителей и те дали согласие знатному дворянину. Однако, Анна совершенно не испытывали взаимных чувств любви. Для нее это замужество – лишь выполнение воли родителей.

Выйдя замуж за Константина Николаевича, девушка смогла бы освободиться от влияния матери и отца. Узнав о таком ходе событий, Батюшков разрывает помолвку. Он не хочет, чтобы Анна жила с ним только ради денег. Такой поворот событий ранит поэта, и он создает прекрасное стихотворение «Мой гений». Он посвящает его своей возлюбленной, ведь считает девушку своим ангелом – хранителем.

Несмотря на то, что любовь Батюшкова не стала взаимной, он пронес теплые чувства в своей душе до конца жизни.

В стихотворных строках поэт восхищается красотой любимой Анны. Автор стихотворных строк не в состоянии утолить, успокоить любовные чувства. Он изо дня в день живет с ними и совершенно об этом не жалеет. Ведь эта прекрасная особа стала музой поэта.

Анна вдохновила его на создание новых работ, которые в дальнейшем принесли необычайную известность и популярность Батюшкову. Любовь к Анне очень часто спасала Константина Николаевича в часы одиночества и печали. Теплые чувства, которые всегда согревали душу, помогали автору справляться с невзгодами и жизненными трудностями.

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...