Структура школы по закону 1958. Фундаментальные исследования

В 1958 году в обстановке строгой секретности обсуждались вопросы общего оздоровления денежной системы СССР, деноминации рубля и выпуска денег нового образца. О предстоящей реформе население было проинформировано заранее. 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление №470 Совета министров СССР "Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами".
На следующий день оно было опубликовано, после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах выручка 5-6 мая подскочила в три раза. В универмагах стремительно распродавались шерстяные ткани, шубы, меховые манто.
24 февраля 1958 года Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца. В октябре-декабре 1960 года деньги нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. В октябре 1960 года начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах. При перерасчете вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике - 10:1.
С 1 января 1961 года начали выпускаться банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 рубль. Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 года.
Тем не менее в некоторых областных центрах уже спустя две недели после начала обмена продавцы отказывались принимать от покупателей деньги старого образца. Старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте. Со 2 января были открыты 28,5 тыс. обменных пунктов. В районах с небольшой плотностью населения работали передвижные обменные пункты. В наиболее напряженные периоды обмена кассиры переводились на полутора- и двухсменную работу. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961 года, после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта.
Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Население меняло деньги спокойно и в удобное время. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось. Дробная часть копейки, полкопейки и больше, увеличивалась при пересчете цен и тарифов до целой копейки, и только в виде исключения (по хлебу, молочнокислым продуктам и товарам детского ассортимента) округление цен, оканчивавшихся на 0,5 коп., проводилось в сторону снижения.
Новые советские деньги обладали золотым обеспечением. На балансе Госбанка СССР числилось 497,1 т золота. Курс рубля с 1961 года определялся 90 коп./$. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб./г. Содержание золота в рубле повышалось не в 10 раз, а в 4,4 раза (до 0,987412 г).
Изменение масштаба цен и замена денег старого образца новыми затруднялись рядом обстоятельств - в частности, нехваткой товарных фондов. Их дефицит составлял в 1961 году примерно 1,2 млрд рублей. Особенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных рынках.
Перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками - оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение.
В феврале 1961 года в стране было отмечено хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам. Самыми распространенными способами подделки бумажных денег являлись печать денежных билетов с фотонегативов и клише, изготовленных граверным или фотомеханическим способом, а также однократное копирование с помощью размягчения химическим способом красок на подлинных купюрах, рисование карандашами и красками. Монеты изготовлялись путем литья в гипсовых, алебастровых или металлических формах, штамповки (чеканки) и гальванопластики. Из монет чаще всего подделывались полтинники и рубли, но встречались и пятаки, сделанные из мягких металлов.
Учитывая размах и значение осуществленного преобразования денежной системы, 8 мая 1961 года Минфин и Госбанк СССР просили ЦК КПСС и Совет министров СССР "разрешить именовать впредь проведенные мероприятия денежной реформой 1961 года". При этом подчеркивалось, что "денежная реформа 1961 года, проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории". В ЦК КПСС были согласны с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали ее под деноминацию.
Изменений в существующей на тот момент денежной системе не было до июля 1993 года.

Еще по теме 2.5 Денежная реформа Хрущева, 1961 го:

  1. 67. Развитие права в 1953 – начале 60-х гг. Реформы Н. С. Хрущева
  2. § 6. Обстановка накануне денежной реформы 1924 г. - Основные принципы реформы.-Законодательство, определившее переход к новой денежной системе.
  3. § 7. Движение денежной массы со времени реформы. - Товарные цены и курсы со времени реформы. - Ближайшие перспективы.
  4. 6.5. Формы и методы стабилизации денежного обращения. Антиинфляционная политика и денежные реформы
  5. Направления стабилизации денежной единицы. Денежные реформы
  6. Направления стабилизации денежной единицы. Денежные реформы
  7. ГЛАВА XV1L ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1924 г. И ПОРЕФОРМЕННАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА,
  8. ГЛАВА XIV. КРИЗИС ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В ГЛАВНЕЙШИХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ.
  9. 28. Изменения в денежной системе, не носящие характера денежной реформы. Условия для их применения.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

1

С самого начала становления советская школа искала действенные формы связи обучения и воспитания с общественно-полезной деятельностью. В 1920-1930-х гг. стали популярны трудовые коллективы учащихся: бригады, школьные учебные хозяйства, производственные кружки по кустарным промыслам. Но, уже с первой половины 1930-х гг. на первый план выдвинулась проблема подготовки научно - технических кадров для промышленности и сельского хозяйства. Отсюда установка средней школы на подготовку учащихся к поступлению в вуз. Поэтому в школе все более расширялся объем книжных, теоретических знаний. В 1937 г. все предметы, связанные с трудовой подготовкой школьников, стали исключаться из учебных планов, были ликвидированы школьные мастерские.

К 1950-м гг. ситуация в сфере образования характеризовалась как отрыв школы от жизни. Ориентация школьного образования на вуз имела объективно-исторические причины, и позволила в короткий срок подготовить кадры специалистов для народного хозяйства. Вместе с тем ориентация школы на высшие учебные заведения означала постепенный отход от принципов политехнического обучения. Все острее вставала проблема подготовки молодежи не только к продолжению образования в высшей школе, но и, прежде всего к жизни, к общественно-полезному, производительному труду в народном хозяйстве. Необходимо было повернуть сознание молодежи к тому, что вуз - это важный, но не единственный путь подготовки к жизни. Преимущество при поступлении в вуз получают молодые люди, имеющие опыт практической работы на производстве. Важно, чтобы знания и навыки, полученные в средней школе, молодежь рационально использовала в общественно-полезном труде.

Начиная со второй половины 1950-х гг. проводились реформы в школьном образовании, нацеленные на демократизацию обучения, необходимости его «приземления» к насущным потребностям реальной жизни. Так, был введен практикум по сельскому хозяйству в сельских школах, получивший развитие путем создания при школах различных ученических бригад по производству сельскохозяйственной продукции. Эта форма организаций широко рекламировалась в средствах массовой информации, проводились различные слеты и смотры учащихся, охваченных этой деятельностью. Логическим завершением начатых преобразований должен был стать «Закон об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958 г.). Этим законодательном актом предусматривалось, например, овладение в школе несколькими рабочими профессиями. Но уже через некоторое время претворение этого закона в жизнь столкнулось с рядом трудностей, вызванных во многом непродуманностью его с точки зрения материально-технического обеспечения.

По закону 1958 г. родителям предоставлялось право выбора школы по причине защиты детей от языковых перегрузок, что значительно упростило ситуацию не только массового перевода большей части национальных школ страны на русский язык обучения, но и для превращения их в обычные по содержанию русские школы с дополнительным родным языком как предметом. Решающим аргументом родителей было также русскоязычие высшей школы. Научно-техническая революция и в целом научно-технический прогресс сыграл немаловажную роль в том, чтобы в национальных школах эффективнее изучался русский язык, с помощью которого можно было бы приобщиться к достижениям мировой культуры.

Результатом школьной реформы 1958 г. было последовательное вытеснение преподавания на родных языках преподаванием на русском не только из среднего (5-8 классы), но и из начального (1-4 классы) звена национальной школы. В итоге произошло вытеснение родного языка и культуры из содержания общего образования.

Первой крупной вехой в изменении представлений о главных целях и задачах национального образования было введение в национальных школах обязательного изучения русского языка в 1938 г. Переход к всеобщему семилетнему образованию в 1949-1952 гг. был связан со следующим поворотом в этой сфере, окончательно изменивший роль и функции национальной школы. Этот поворот полностью привел национальную школу в русло не только русского языка, но и русской культуры. Школьная реформа 1958 г. завершила этот переворот.

Библиографическая ссылка

Нарядкина Л.А. ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА 1958 г. И НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 35-36;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5938 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, труд играет большую роль в формировании личности человека, так как совершенствует его физическое, умственное и нравственное развитие. Именно отношением к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

По мнению А.С. Макаренко, если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах. Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. У современных подростков в связи с тем, что трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания, формируются такие качества как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. В исследовании мы попытались изучить участие школьников в трудовой деятельности. Нас заинтересовал период с 1958 по 1964 года, когда дети не только участвовали в общественно-полезном труде, но и могли в течение учебы в школе пройти производственное обучение, получить специальность. На наш взгляд, актуальность данной темы неоспорима, так как нравственная ценность труда в нашем обществе недооценивается, особенно молодым поколением.

Цель - изучить участие школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде в школах Котласа по реформе 1958 года.

В соответствии с целью выдвинули задачи:

1. Изучить нормативные акты, документы, литературу о школьной реформе 1958 года;

2. Изучить краеведческую литературу, публикации местных газет по данной теме за 1958-1964 года;

3. Опросить котлашан, получавших образование в данные годы об особенностях трудового обучения, изучить их семейные архивы, а также архивные материалы школы-интерната №1 ОАО «РЖД»;

4. Проанализировать и обобщить полученный материал.

Предмет исследования - осуществление на практике закона об укреплении связи школы с жизнью в 1958-1964гг. в Котласе.

Объект исследования - Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" от 24 декабря 1958 г.

Изучая краеведческую, в том числе и публицистическую, литературу, сведения о трудовом и производственном обучении мы находим в большей части в статьях газеты «Социалистический Север» и книге «Котлас. Очерки истории» под редакцией В. Титова.

В ходе исследовательской работы мы столкнулись с противоречивыми фактами. С одной стороны широкое освещение внедрения нового закона, с другой - скупые сведения о его изменении и частичном сворачивании реформ, без объяснения каких-либо причин. Эти причины мы находим в работах советских педагогов Ю.П. Аверичева, В.Д. Симоненко, М.В. Рятивых. Мы попытались найти и расспросить котлашан, получивших образование в данные годы. Это Стрекаловская Лилия Константиновна, Копосова Людмила Владимировна, Тельтевская Нина Петровна, Подлубная Зинаида Васильевна. Также мы изучили документы их семейных архивов, архивов школы-интерната № 1 ОАО «РЖД», материалы школьного музея «Наш дом-школа».

Глава 1 Укрепление связи школы с жизнью как главное направление Закона 1958 года

В послевоенные годы усилился контроль над деятельностью школ со стороны государства и партийных органов. Главным направлением стало укрепление связи школы с жизнью. С 1955/56 года в средней школе вводились новые учебные планы и программы, основанные на принципах политехнического обучения. В этих планах увеличивалось время на предметы физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения объема гуманитарных дисциплин. Были введены преподавание ручного труда в 1-4 классах, практические занятия в мастерских и на опытных учебных участках в 5-7 классах, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в 8-10 классах. В новых программах определялся минимум политехнических знаний и навыков, которые должна была давать средняя школа в области промышленного и сельскохозяйственного производства.

Новый курс в развитии школы нашел свое воплощение в Законе "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятом 24 декабря 1958 г. Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. По Закону 1958 г. вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Полное среднее образование осуществлялось на основе соединения обучения с производительным трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в школе увеличивался с 10 до 11 лет.

Этот Закон положил начало реформе школы, продолжавшейся до середины 60-х годов. Для подготовки учащихся к жизни, общественно полезному производительному труду в IX, X и XI классах две трети учебного времени в году отводилось на изучение общеобразовательных и политехнических предметов и одна треть - на производственное обучение и производительный труд учащихся; при этом в IX классе учащиеся, как правило, по большинству специальностей получают первоначальную профессиональную подготовку с тем, чтобы в X и XI классах они могли заниматься общественно полезным производительным трудом и продолжать совершенствовать профессиональную подготовку.

Изучение общеобразовательных и политехнических предметов в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением должно осуществляться на основе тесной связи с жизнью и давать учащимся прочные знания основ наук, широкий общий и политехнический кругозор, научное понимание закономерностей развития природы и общества, умение применять полученные знания на практике.

Изучение физики, химии, биологии, математики, черчения должно быть поставлено так, чтобы оно помогало учащимся понимать естественнонаучные основы техники и технологии производства, в том числе производства, на котором они работают. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

Школьная реформа 1958 г. в значительной степени себя не оправдала, поскольку школы не располагали необходимой материальной базой для организации профессионального обучения. Предприятия-шефы, на которых возлагалась эта обязанность, зачастую не были заинтересованы в работе школьников. В результате профессиональная подготовка нередко носила формальный характер. Слабо велась работа по профессиональной ориентации учащихся. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. Лишь небольшой процент выпускников средних школ работал по специальностям, полученным в школе. В то же время снизилась общеобразовательная подготовка школьников.

В 1964 и 1966 гг. в Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" были внесены некоторые изменения. Школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка была оставлена в тех школах, которые располагали для этого необходимой материальной базой, и проводилась за счет уроков труда и в порядке внеклассных занятий.

Глава 2 Трудовое обучение в школах города Котласа

В связи с переходом школ на новый учебный план школы нашего города были закреплены за производственными предприятиями для прохождения трудовой практики, определены профессии, по которым шли занятия в школах. Так школа №4 работала на базе стройуправления №1 горпромкомбината, горпищекомплекса. Готовили каменщиков, штукатуров, портних. Школа №1 на базе завода Лименда готовила токарей, сварщиков, электриков, школы №91,№ 4 им. Гагарина на базе локомотивного и вагонного депо готовили учащихся к железнодорожным профессиям, школа №6 на базе Болтинской лесобазы-слесарей, плотников. Юноши школы №3 и №76 проходили производственную практику в цехах вагонного депо Котлас . Для занятий в четырех группах: фрезеровщиков, слесарей, токарей и столяров, выделены квалифицированные руководители-производственники. В процессе обучения ребята не только научились обращаться с инструментами и станками, но и изготовили для школ действующие модели полиспаста, динамометра, тали для подъема грузов, инвентарь для работ на пришкольном участке, стенды с набором слесарных инструментов.

По материалам газеты «Социалистический Север» коллективы рабочих Котласа: инженерно-технические работники, служащие предприятий, работники народного образования - обязались к новому учебному 1959-1960 году построить учебные мастерские в школе №1, теплицы в школе №4 и №5, автогаражи в школах №4 и №6, обучить бригаду учащихся школы №6 штукатурному делу с дальнейшим использованием её на строительстве нового школьного здания. В средних школах №3, №6 обязались создать парниковое хозяйство.

Производственное обучение учащихся школы №8 проводилось на базах совхоза «Родина» и школьного учебно-опытного хозяйства учащихся по специальностям животновод, полевод, механизатор. Публикации газеты «Социалистический Север» рассказывают нам о создании в мае 1958 года комсомольско-молодежных лагерей: школа №1 в колхозе «Ленинский путь», школа №4 в колхозе «Заветы Ленина». В школе №3 были созданы три бригады учащихся 8-9 классов по 20 человек каждая, для оказания помощи в летний период колхозу «Сталинский призыв».

По воспоминаниям Подлубной З.В. , выезжали на работу в колхозы и в летние месяцы, и осенью. Размещали по несколько человек по частным домам, колхоз выдавал продукты хозяевам квартиры (крупу, чай, мясо). Летом работали на сенокосах, прополке полей, случалось, сильно сгорали на солнце. Подлубной З.В. запомнилось, что несколько раз возвращались из колхозов со вшами, хозяева редко пускали в бани, мылись на реке. Один раз комсомольский отряд от школы был отправлен на неделю в Сусоловку, засыпать песок между шпалами. Жили в сарае, спали на сене.

Копосова Л. В. тоже рассказала о летней практике в колхозе имени Калинина в деревне Медведка. Их размещали по 5 человек на квартире. Вечером гуляли, жгли костры, прыгали на тарзанке. Осенью копали картошку, как-то уже в октябре вырубали гибрид турнепса размером больше человеческой головы. По окончании 9 класса в 1964 году ездили в Сенгас высаживать саженцы сосны и ели. Ночевали в военной части на двухэтажных нарах. Поместили всех вместе, 8 и 9 класс, всего 50 человек.

Кроме обязательных работ, школьники выполняли различные обязанности по собственной инициативе. На страницах газеты мы можем прочитать о различных обязательствах пионеров и комсомольцев Котласа. Например, комсомольцы школы № 4 дали обязательство в июне 1958 года каждому отработать дополнительно 10 дней в пришкольной теплице, принять участие в озеленении города - посадить по два дерева. Комсомольцы школы №1 обязались в октябре 1959 вывозить навоз на поля подшефного колхоза.

По закону 1958 года были пересмотрены учебно-воспитательные программы школ. Большое внимание уделяется организации кружков, физическому воспитанию, организации групп продленного дня. В 1959-1960 гг. в школах работали более 60 кружков, около 40 технических кружков с охватом свыше 56 процентов учащихся. Работали кружки: столярные, слесарные, юных электриков, кройки и шитья, кружки радиолюбителей, фотокружки, кружок киномехаников. Увеличилось количество выходов в подшефные цеха заводов, детские сады; учащиеся соревновались по сбору макулатуры, металлолома. Изучив газетные статьи, можно сделать выводы о том, что школы нуждались в материальной базе: недостаточно инструмента, не хватало швейных машин, мало пиломатериалов, листового железа, ткани. Материальной базы порой было недостаточно даже для выполнения программы по труду.

Глава 3 Трудовое обучение в железнодорожной школе-интернат

По данным школьного журнала за 1962-1963 учебный год железнодорожной школы-интерната у воспитанников, закончивших 9 классов, среди прочих стоят оценки по общественно полезному труду и трудовому обучению (см. Приложение 1), а в 10-11 классах выставляется оценка по производственному обучению (см. Приложение 2). По воспоминаниям Стрекаловской Лилии Константиновны, обучавшейся в школе-интернате с момента ее открытия, весной 1960 года юноши и девушки проходили производственное обучение вместе в ШЧ (дистанции сигнализации и связи), расположенной в правом крыле этого же здания. Учились отправлять и принимать телеграммы азбукой Морзе, прокладывать кабели, устранять неполадки связи. В новом учебном году для школы были закуплены 10 швейных машин, и девушки стали обучаться кройке, моделированию и шитью. Труд преподавала Ежова Т. А., а экзамены принимали мастера горпромкомбината. Четыре дня старшеклассники изучали учебные дисциплины, два дня в неделю обучались основам профессии. Также весь июнь был посвящён производственному обучению. Юноши 11 класса получали удостоверение монтёра связи. Девочки - удостоверение швеи по пошиву лёгкого платья (см. Приложение 3)

Учащиеся 5-9 классов работали так: мальчики в слесарной и столярной мастерских, девочки в слесарной и кабинете домоводства.

По итогам 1962-1963 учебного года, девочки школы на практических занятиях изготовили: 375 платьев для девочек, 317 рубашек для мальчиков, 150 школьных фартуков, отремонтировали 150 лыжных костюмов и т.д.

За этот же год на практических занятиях мальчики изготовили: 700 вешалок, 70 фанерных лопат, 100 табуреток, 9 столов, построили сарай для пиломатериалов, горку для малышей и т.д.

Стрекаловская Л.К. отмечает что, умение шить было просто необходимо для того времени, так как в магазинах готовой одежды не было большого выбора. Дети школы носили много вещей, сшитых на трудах. Это видно даже на фотографиях из школьного музея. Лилия Константиновна рассказывает, что шила себе платья и в дальнейшем, учась институте, а потом и работая, и даже сшила себе свадебное платье.

Общественно-полезный труд учащихся заключался в уборке пришкольной территории, разделке дров для столовой, подготовке стадиона. За школой убирали мусор, оставленный от стройдвора. Каждую субботу проводилась генеральная уборка всей школы. Дежурные ежедневно выполняли влажную уборку классов и спален. По воспоминаниям выпускников и материалам протоколов педсоветов за 1964-1965 учебный год, воспитанники самостоятельно ежедневно мыли не только классы и спальни, но и коридоры, фойе и раздевалку. Дежурный класс выставлял на линейку нарушителей чистоты и порядка. Кроме того воспитанники ежегодно помогали в уборке урожая в колхозах.

По окончании 11 класса немногие выпускники стали работать по полученной специальности. Четыре девушки из выпуска 1963 года устроились работать швеями в горпромкомбинат. Стрекаловский Н. этого же года выпуска и два его одноклассника пошли работать монтерами в открывшееся отделение связи на улице Ленина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав и обобщив изученный материал об участии школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде в школах Котласа по реформе 1958 года, мы пришли к следующим выводам:

1.Реформа школы 1958 года не достигла своей цели в полной мере, так как её реализация на практике не была в достаточной мере продумана.

2.В школах Котласа производственное обучение было ориентировано на узкий ряд специальностей, осваиваемый без учета индивидуальных потребностей и способностей.

3.Немногие выпускники средних школ работали по специальностям, полученным в школе, но практические знания и умения, полученные в процессе трудового и производственного обучения, несомненно, пригодились в жизни.

Подводя итог, заметим, что выпускники тех лет отмечают сформированное у их поколения трудолюбие, честность и уважение к общественной собственности, сознательную дисциплину. Привитые с ранних лет трудовые навыки помогли пережить все трудности, связанные и с изменениями экономической системы, и с семейными проблемами.

Приобщение школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к результатам труда позволят не вырастить бездуховного потребителя. Практическое применение данного исследования возможно на уроках Новейшей истории в рамках регионального содержания, уроках обществознания в 5 классе по теме «Труд-основа жизни», классных часах, посвященных воспитанию ответственности, трудолюбия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Документы:

1. Аттестат о среднем образовании Тельтевской Нины Ивановны № 007520

2. Закон СССР от 24.12.1958 "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"

3. Сводные ведомости учета успеваемости и поведения учащихся за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный

4. Протоколы педсоветов за 1964-1965 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный

5.Постановление Совета Министров СССР « Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» от 29.12.1959

Интервью:

6. Интервью со Стрекаловской Л. К. от 08.01. 2016

7. Интервью с Копосовой Л. В. от 14.01.2016

8. Интервью с Подлубной З.В. от 09.01.2016

Литература:

9. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников: (из опыта работы) /. - М. : Педагогика, 1976. - 78 с.

10.Катай В. Школьники на практике/ Социалистический Север-1961№78

11. Королев В. Успехи ребят глубоко радуют/ Социалистический Север -1960№56

12. Котлас: Очерки истории / Ред.: Титов В.. — Котлас: Правда Севера, 2001.-295

13.По городу и району (цифры и факты)/Социалистический Север -1959№43

14. Протасов А. Хорошо подготовим школы к новому учебному году/ Социалистический Север-1961№82

15. Пузырева А. Политехническое образование в средней школе №5/Социалистический Север-1959№36

16.Ретивых М.В., Симоненко М.Д.. Профессиональное самоопределение школьников/Издательство Брянского госуниверситета, 2005.- 183 с.

Приложение 1 Сводная ведомость учета успеваемости и поведения учащихся 9 «Б» класса за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный

Приложение 2 Сводная ведомость учета успеваемости и поведения учащихся 10 класса за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный

Приложение 3 Аттестат о среднем образовании Тельтевской Нины Ивановны № 007520

Федорова Анна Михайловна

студент 4 курса, кафедра истории и методики преподавания истории ГГПИ, РФ, г. Глазов

Касимова Диана Габдулловна

научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ГГПИ, РФ, г. Глазов

Советская школа за годы своего существования подвергалась неоднократному реформированию. Первые шаги по становлению советской системы образования последовали сразу после установления новой власти в 1917 года. Второй период преобразований начинается с 1931 года. Затем последовала «Хрущевская» реформа школы 1958 года. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в СССР» предполагал новую систему трудового обучения, которая основывалась на принципе соединения обучения с производственным трудом учащихся. Целью данного мероприятия была подготовка школьников к квалифицированному труду по востребованным рабочим специальностям.

В 1966 г. вышло постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Это мероприятие, стало своего рода, контрреформой, так как отменяло обязательную профессиональную подготовку и одиннадцатилетний срок обучения.

Причиной отхода от положений 1958 г. стала неподготовленность самой школы к реализации этих мероприятий. Во-первых, финансирование школ было недостаточным, а, следовательно, слабая материально-техническая база для реализации реформ. Во-вторых, перед школой были поставлены требования профессиональной подготовки старшеклассников, и политехнизации учебного процесса. При этом учителя не имели должной подготовки, поэтому возникали трудности при решении поставленных задач. Две эти наиболее острые проблемы стали серьезной преградой на пути воплощения в жизнь школьной реформы 1958 года, но, тем не менее, к концу 60-х гг. советская школа имела вполне оформленный вид. По мнению В. Стражева: «…Если бы советская школа в середине 60-х гг. реально осуществила дифференциацию образования, она заняла бы лидирующие позиции в мире» .

Следующая волна преобразований началась с вступления в силу постановления от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы». В этом документе была определена основная задача советской школы: «…Давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение…» .

Реформа 1984 года - это возврат к курсу, который был взят в 1958 году. Так, снова возобладала тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В области трудового воспитания молодежи реформа ставила следующую задачу: «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи» . Таким образом, на школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки на уровне средних профессионально-технических училищ.

Для решения этой непростой задачи в средней школе вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения. Завершить переход школы на этот учебный план планировалось к 1990 году. В 10-11 классах было организовано трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них региона. Обучение должно было завершиться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

В постановлении «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы» достаточно подробно описаны механизмы организации трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Школе в этом деле должны были оказывать большую помощь местные производственные предприятия. С этой целью образовательное учреждение в обязательном порядке закреплялось за базовым предприятием. Они обязаны были на правах структурных подразделений создавать школьные и межшкольные мастерские, учебно-производственные кабинеты, учебные цехи и участки, отдельные ученические рабочие места, лагеря труда и отдыха. Базовые предприятия должны были выделять оборудование, технику, землю для пришкольных участков, оплачивать труд школьников, а также направлять специалистов в качестве мастеров для обучения учащихся и организации производственного труда и воспитательной работы .

В Кожильской средней общеобразовательной школе связь с местными предприятиями была налажена еще в конце 1950-х годов. Сотрудничество продолжалось и в 1960-1970-е годы, несмотря на то, что была отменена обязательная профессиональная подготовка старшеклассников. Архивные документы свидетельствуют, что связь с деревообрабатывающим предприятием «Леспромхоз» и колхозом «Им. Мичурина» не была потеряна и в начале 1980-х годов. Тесному сотрудничеству способствовало и то, что на начало 1980-х годов более 60% родителей учеников трудились в Леспромхозе .

Базовое хозяйство оказывало материальную помощь в ходе подготовки школы к новому учебному году, выделяло материалы для проведения уроков технического труда. В летний период ученики трудоустраивались в цеха Леспромхоза. Начиная с 1982/83 учебного года, на предприятии велось трудовое обучение девятых классов. В 1982 г. 23 % выпускников школы было трудоустроено в Леспромхоз. В 1983 г. - уже 34 %. Летом этого же года на базе колхоза «Им. Мичурина» был организован лагерь труда и отдыха по выращиванию овощей и кормовых культур .

В 1981/82 учебном году в Кожильской школе обучали по двум специальностям: «Столяр» и «Слесарь». В 1982/83 - «Слесарь» и «Станочник». Необходимо отметить, что обучение этим профилям для Кожильской школы к 1980-м годам стало традиционным.

В целом по Балезинскому району обучение рабочим специальностям начинается с 1985 г. Например, в 1985/86 учебном году велось обучение школьников следующим профилям: «Трактора и сельскохозяйственные машины», «Основы животноводства», «Полеводство», «Строительство», «Деревообработка», «Швейное дело», «Продавец», «Кулинар», «Токарь», «Автодело». Всего обучалось 412 старшеклассников, из них профессию получили 276 человек. Трудоустроено было 142 выпускника . В соответствии с профилем производственного обучения трудоустроено 77 человек - 18 %, поступило учиться 82 человека - 20 % . В итоге получается, что для 45% выпускников профильное обучение не сыграло никакой роли при поступлении в учебное заведение и трудоустройстве.

В 1986/87 учебном году к имеющимся профилям обучения добавились такие специальности как «Пекарь», «Почтальон», «Мастер холодильного оборудования», «Связист». В 17 средних школах производственное обучение в 10-х классах было организовано по 12 профилям. Из 371 выпускника района 295 учились в сельских школах. 206 выпускников сельских школ изучали профили, связанные с сельским хозяйством. 82 % (304) выпускников в текущем учебном году получили квалификационное удостоверение. Это на 15% больше чем в 1985/86 учебном году. В 1987 г. было трудоустроено 70 человек на промышленные предприятия, в отрасли сельского хозяйства - 59 человек . Следовательно, от общего числа выпускников, которые получали специальность, это всего 36 %.

Совершенно иная картина складывается уже в 1988/89 учебном году. Реализация профессионального обучения практически сворачивается. В этом учебном году в школах района сохранилось всего пять специальностей: «Деревообработка», «Механик», «Медицинская сестра», «Кулинар», «Воспитатель». Профессию получили всего 82 ученика .

В 1987/88 учебном году 16 специалистов базовых предприятий вели производственное обучение в старших классах школ района. Из них 9 специалистов сельского хозяйства. В Балезинском районе было оборудовано 22 комбинированные мастерские для уроков технического труда и организации технического творчества школьников. В 8 школах были организованы кабинеты обслуживающего труда. Было оборудовано 27 кабинетов ручного труда для начальных классов. В июне 1987 г. было создано 17 производственных бригад, которые объединили 965 школьников. 10 лагерей труда и отдыха, в них трудилось в общей сумме 700 человек. В 9 школьных лесничествах работало 270 учащихся. 161 ученик в составе ремонтных бригад оказывали помощь в подготовке школы к новому учебному году .

В соответствии с требованиями реформы в 1986/87 учебном году в школах ввели полезный производственный труд. Ученики работали по благоустройству территорий ферм и школ, занимались колкой дров, оказывали посильную помощь дошкольным учреждениям, ветеранам войны и труда. Старшеклассники выполняли заказы базовых предприятий. Например, ученики Юндинской школы в течение учебного года изготовили 89 ящиков для колхоза «Свобода». Ученики старших классов Люкской школы отремонтировали 4 комбайна, 2 гусеничных трактора. Десятиклассницы Сергинской школы подменяли доярок на ферме .

Школы для реализации трудового и частично производственного обучения имели собственные подсобные хозяйства и учебно-опытные участки. Но в 1986/87 учебном году от развития подсобных хозяйств самоустранились школы № 1,3,4, Кожильская, все восьмилетние школы, кроме Киринской и школы-интерната. Часть из них все же сохранялась, и лучше они были устроены в сельских средних школах. Так, в текущем учебном году силами школьников и персонала учебного заведения было выращено 89 поросят, 30 кроликов, 40 свиней было в Балезинской вспомогательной школе, которая находилась в селе Балезино, 15 - в Андрейшурской.

Общая площадь учебно-опытных участков школ района составляла 24.45 гектара. Но результаты проверок выявили, что в некоторых школах количество учащихся не соответствует площади участка: в школе № 3 поселка Балезино в 1986/87 учебном году училось более 700 детей, а площадь участка составляла всего 0,03 га. В то же время такие школы, как № 1, Кожильская, Эркешевская требовали увеличения земельных участков . Возможно, многое зависело от администрации отдельных школ, от постановки земледельческих работ и учителей, которые ей руководили.

В Кожильской школе ученики работали в лагере труда и отдыха под руководством классных руководителей. Они ежегодно оказывают большую помощь колхозу «Им. Мичурина» и совхозу «Балезинский» в выполнении полевых работ, в уборке сена и урожая. На совместном заседании актива школы: комитета комсомола, совета дружины и ученического комитета было решено из заработанных денег, выделять средства для поощрения ребят, а также выделить из общей суммы заработанных денег по 5 рублей в «копилку класса». Классные руководители могли эти деньги потратить на нужды класса. Например, 10 класс приобрел для своего кабинета шторы. 9 класс под руководством Капитолины Ивановны Корякиной израсходовал деньги на организацию похода. В первый учебный год с начала реализации реформы ученики Кожильской школы, работая в колхозе и лесничестве, заработали 3150 рублей. Доход с пришкольного участка составил 200 рублей, и 250 рублей ученики получили за металлолом и макулатуру .

Кроме выше перечисленных мероприятий, в учебную нагрузку школьников входили уроки обслуживающего труда. В Кожильской школе в 1984 г. была проведена фронтальная проверка, которая обнаружила ряд недостатков оборудования кабинета обслуживающего труда для девочек. По требованиям в школе должно было быть два кабинета. В крайнем случае, допускался один кабинет, но в таком случае он должен был быть просторным, хорошо освещенным и обязательно наличие специальной вентиляционной системы. А также в учебном помещении должно было быть отведено место для проведения работ с тканью и кулинарных работ, которое бы занимало не менее 20-25 % от всей площади. Проверка выявила, что в Кожильской школе кабинет был маленьким, место, отведенное для работ по кулинарии, годилось только для хранения инвентаря. Столы для работ с тканью стояли настолько беспорядочно, что учителю сложно было пройти к ученицам. Кроме того не было отдельного стола для раскроя ткани. Проверка отмечает и положительные моменты: кабинет полностью снабжен наглядными материалами. В большей степени благодаря учителям труда и ученицам .

Уроки обслуживающего труда у девочек вели Галина Вячеславовна Коротаева - учитель удмуртского языка и завуч по учебной части; Светлана Геннадиевна Соколова по основной специальности учитель математики; и только Е.М. Невских имела специальность учителя труда. В школе она работала с 1981 года. Совмещала уроки обслуживающего труда в 4-х,6-х и 7-х классах с работой в группе продленного дня. В мае 1983 г. Е.М. Невских прошла курсы повышения квалификации учителей обслуживающего труда .

В то же время для проведения уроков труда у мальчиков были мастерские по деревообработке и металлообработке и отдельный кабинет для изучения теоретических вопросов. Данные проверки дают возможность сделать вывод о том, что в Кожильской школе лучше были организованы уроки обслуживающего труда у мальчиков. В школе не хватало специалистов по трудовому обучению, поэтому уроки приходилось вести учителям других предметов.

Задачи реформы 1984 года относительно трудового воспитания и производственного обучения в Балезинском районе Удмуртской АССР были реализованы лишь частично. Во-первых, это связано с тем, что реформа действовала небольшой промежуток времени. Уже в 1988 г. приоритеты в системе образования сменились. Можно утверждать, что реально производственное обучение осуществлялось лишь на протяжении трех учебных лет: 1985/86, 1986/87, 1988/89. Как показывает опыт реформы 1958 года, трех лет недостаточно для воплощения реформы столь затратной по людским и материальным ресурсам.

Во-вторых, хотя и было увеличено финансирование образования, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить должные условия для проживания и работы детей. Например, в колхозе «Им. В.И. Ленина» школьники жили в антисанитарных условиях . Не было возможности строить специальные лагеря труда и отдыха. По этой же причине не все учебно-производственные бригады смогли перевести на круглогодичный цикл работы. Многие бригады испытывали проблемы из-за малогабаритной техники.

В-третьих, ни школа, ни базовое предприятие не подходили к профильному обучению с полной ответственностью. Большая часть выпускников, даже если и получала специальность, не связывало себя в своей дальнейшей жизни с этой профессией. Школы района ежегодно не справлялись с народнохозяйственным планом по комплектованию ПТУ. На протяжении 1984-1988 года план не выполняли Кожильская, Исаковская, Люкская, Андрейшурская, Оросовская, Воегуртская школы и Балезинская средняя школа № 1 .

В-четвертых, образовательное учреждение испытывала дефицит в кадрах, которые бы могли на достаточно высоком уровне вести трудовое обучение. На производственных предприятиях этим занимались квалифицированные рабочие, естественно, что они не имели педагогического образования. В школе же не хватало учителей труда, поэтому производственное обучение могли вести учителя всего лишь имеющие навыки той или иной деятельности.

Таким образом, очередной возврат к трудовой политехнической школе с обязательным профессиональным обучением завершился ничем. Произошло это в силу объективных причин. Реформирование школы продолжается и в настоящее время, но идет оно в совершенно ином направлении. Более попыток организации трудовой школы с производственным обучением предпринято не было.

Список литературы:

  1. Архивное отделение администрации муниципального образования «Балезинский район» (Далее - АОАМО «Балезинский район») Ф. 13. Оп. 1. Д. 283.
  2. АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 301.
  3. АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 316.
  4. АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 339.
  5. АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 348.
  6. Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// http://www.libussr.ru . (Дата обращения: 25.10.2014).
  7. Стражев В. Пять реформ советской школы // Альма Матер. Вестник высшей школы. - 2005. - № 5. - С. 3-17.
Школьная реформа 1958г. и национальное образование.

С самого начала становления советская школа искала действенные формы связи обучения и воспитания с общественно-полезной деятельностью. В 1920-1930-х гг. стали популярны трудовые коллективы учащихся: бригады, школьные учебные хозяйства, производственные кружки по кустарным промыслам. Но, уже с первой половины 1930-х гг. на первый план выдвинулась проблема подготовки научно - технических кадров для промышленности и сельского хозяйства. Отсюда установка средней школы на подготовку учащихся к поступлению в вуз. Поэтому в школе все более расширялся объем книжных, теоретических знаний. В 1937 г. все предметы, связанные с трудовой подготовкой школьников, стали исключаться из учебных планов, были ликвидированы школьные мастерские.

К 1950-м гг. ситуация в сфере образования характеризовалась как отрыв школы от жизни. Ориентация школьного образования на вуз имела объективно-исторические причины, и позволила в короткий срок подготовить кадры специалистов для народного хозяйства. Вместе с тем ориентация школы на высшие учебные заведения означала постепенный отход от принципов политехнического обучения. Все острее вставала проблема подготовки молодежи не только к продолжению образования в высшей школе, но и, прежде всего к жизни, к общественно-полезному, производительному труду в народном хозяйстве. Необходимо было повернуть сознание молодежи к тому, что вуз - это важный, но не единственный путь подготовки к жизни. Преимущество при поступлении в вуз получают молодые люди, имеющие опыт практической работы на производстве. Важно, чтобы знания и навыки, полученные в средней школе, молодежь рационально использовала в общественно-полезном труде.

Начиная со второй половины 1950-х гг. проводились реформы в школьном образовании, нацеленные на демократизацию обучения, необходимости его «приземления» к насущным потребностям реальной жизни. Так, был введен практикум по сельскому хозяйству в сельских школах, получивший развитие путем создания при школах различных ученических бригад по производству сельскохозяйственной продукции. Эта форма организаций широко рекламировалась в средствах массовой информации, проводились различные слеты и смотры учащихся, охваченных этой деятельностью. Логическим завершением начатых преобразований должен был стать «Закон об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958 г.). Этим законодательном актом предусматривалось, например, овладение в школе несколькими рабочими профессиями. Но уже через некоторое время претворение этого закона в жизнь столкнулось с рядом трудностей, вызванных во многом непродуманностью его с точки зрения материально-технического обеспечения.

По закону 1958 г. родителям предоставлялось право выбора школы по причине защиты детей от языковых перегрузок, что значительно упростило ситуацию не только массового перевода большей части национальных школ страны на русский язык обучения, но и для превращения их в обычные по содержанию русские школы с дополнительным родным языком как предметом. Решающим аргументом родителей было также русскоязычие высшей школы. Научно-техническая революция и в целом научно-технический прогресс сыграл немаловажную роль в том, чтобы в национальных школах эффективнее изучался русский язык, с помощью которого можно было бы приобщиться к достижениям мировой культуры.

Результатом школьной реформы 1958 г. было последовательное вытеснение преподавания на родных языках преподаванием на русском не только из среднего (5-8 классы), но и из начального (1-4 классы) звена национальной школы. В итоге произошло вытеснение родного языка и культуры из содержания общего образования.

Первой крупной вехой в изменении представлений о главных целях и задачах национального образования было введение в национальных школах обязательного изучения русского языка в 1938 г. Переход к всеобщему семилетнему образованию в 1949-1952 гг. был связан со следующим поворотом в этой сфере, окончательно изменивший роль и функции национальной школы. Этот поворот полностью привел национальную школу в русло не только русского языка, но и русской культуры. Школьная реформа 1958 г. завершила этот переворот.

Нарядкина Л.А.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...